Как подключить двигатель стиральной машины своими руками
Если у вас есть ненужный мотор стиральной машинки, не спешите его выбрасывать. Электрический двигатель применяется в других сферах быта и хозяйства. Если знать, как правильно подключить электромотор, то можно получить станок для заточки ножниц и ножей. Или сделать его движущей силой бетономешалки.
Мы расскажем, как подсоединить двигатель от стиральной машины своими руками.
Способы самостоятельного подключения
Чтобы двигатель заработал, ему необходимо питание. Самостоятельное подключение к электричеству заключается в правильном соединении проводов. Поэтому вам понадобится схема подключения двигателя стиральной машины.
Для работы вам нужны статорные и роторные провода. Но как их найти? При визуальном осмотре видно много проводов. Как определиться, какой из них вам нужен?
Рассмотрим, как подключить электродвигатель с 3-мя, 4-мя и 6-ю проводами.
Посмотрите на мотор. С левой стороны находятся два провода – они не используются. Зачастую производитель окрашивает их в белый цвет. Для наглядности посмотрите на фото ниже:
Оранжевые стрелки указывают на провода красного и коричневого цветов. Это выводы статора. Синие стрелки показывают на провода, ведущие к щеткам ротора. Эти четыре провода нужны для подключения двигателя от стиралки.
У разных производителей цвет проводки может меняться. Поэтому используйте тестер для точной проверки.
Измеряйте сопротивление каждого провода для поиска его пары. Зачистите контакты и подсоедините к ним щуп тестера. Зафиксируйте показания. Далее прозванивайте все провода по очереди, пока у каждого не появится пара.
Пошаговое выполнение работ
Подсоединение двигателя от стиральной машины – дело не сложное. Вам не пригодятся пусковые обмотки и конденсаторы, достаточно знать, как правильно подключить соединения.
Для этого:
- Соедините концы проводов от статора и ротора. Обязательно изолируйте место контакта.
- Остальные два провода подсоедините к источнику напряжения 220 Вольт.
Будьте осторожны! Во время подключения к электричеству произойдет запуск (включение) двигателя от стиральной машины. При этом он может сильно вибрировать, поэтому заранее обеспечьте мотору безопасное расположение.
Подключение прошло успешно. Если вам нужно изменить направление вращения, поменяйте местами провода, ведущие к ротору. Смотрите схему на фото:
Этот вариант запуска подходит для деталей современных СМА. Как же подключить электродвигатель от старой стиральной машины? Работа кропотливее, чем в первом случае. Понадобятся реле пуска и кнопка без фиксации.
- Настройте тестер в режим измерения сопротивления.
- Прикладывайте щупы к обмоткам мотора, сравнивая показания. Нужно отыскать парные обмотки.
Важно понимать, что рабочая обмотка всегда показывает сопротивление меньше, чем пусковая.
По такой схеме подключается асинхронный двигатель стиральной машины:
Разберем подробнее, как по схеме подключить мотор СМА. Для этого расшифруем условные обозначения:
- SB обозначается кнопка-включатель. Она позволяет подключить к сети питания обмотку.
- ПО – это пусковая обмотка, позволяющая создавать крутящий момент. Вы можете его скоординировать в одну из сторон.
- ОВ – рабочая обмотка или обмотка возбуждения. Создает магнитное поле для вращения.
Вам нужно подать электричество на обмотку возбуждения. Для этого напрямую подключите ее к сети 220 Вольт. Кратковременное питание подается и к пусковой обмотке, только с помощью кнопки (SB).
Теперь вы знаете, как включить мотор (двигатель) от стиральной машины. Для его запуска нужно нажать кнопку. Изменение направления вращения происходит по предыдущему принципу – провода меняются местами.
Варианты использования
Рабочий мотор от СМ можно применить в хозяйственных нуждах. Решили выложить двор плиткой? Изготовьте самодельный вибростол.
Вам понадобится одна плита, закрепленная подвижными деталями к основе. Запуск электродвигателя от стиральной машины будет способствовать движению плиты. Выпуская воздух из бетона, можно улучшить качество плитки, сделать ее прочнее и долговечнее.
Также можно сделать бетономешалку, только дополнительно понадобится еще бак. Внутрь бака устанавливаются металлические лопасти в виде буквы «П». Сливное отверстие закрывается. Как подключить двигатель стиральной машины к самодельной бетономешалке, можно увидеть на видео:
Если вы немного разбираетесь в технике и имеете желание что-то сделать своими руками, тогда вы найдете применение мотору. Как запустить двигатель от стиралки, вы уже знаете, поэтому приступайте к работе. Видео по теме вам поможет:
Как стиральная машина управляет двигателем. Часть I — подключение двигателя и алгоритм стабилизации / Хабр
Данная вступительная статья рассчитана на самый начальный уровень, “продвинутых” в области электроники читателей сможет заинтересовать следующая, где я доберусь до анализа схемотехники реальных машин
Давно позади стены альма матер, но мир сегодня меняется так быстро, что надо всегда бежать, даже если всего лишь хочешь стоять на месте. В области разработки электронной техники эта бессмертная фраза Алисы имеет наверное самую большую актуальность. В последние годы у меня появилось новое хобби — ремонт бытовой электронной техники. Ремонтирую не ради денег, чисто для себя и родственников, то что ранее выкидывал не задумываясь и заменял на новое.
Электронная начинка современных бытовых приборов, особенно если речь идёт не о наколенной сборке в мастерской дядюшки Ли, а известных брендах, представляет собой чудеса оптимизации. Занимаясь ремонтом, я попутно подсматриваю достойные внимания технические решения, улыбаюсь замечая промахи проектировщиков. Временами их бывает крайне сложно объяснить чем то иным, кроме как требованиями маркетологов вносить в конструкцию элементы “планового устаревания”.
Погода на дворе не очень, очередной прототип отправляется на опытную эксплуатацию, почему бы не рассказать о чём то интересном? Давно я не писал на Хабр!
Почему двигатель, почему стиральные машины?
Ну хотя бы потому, что движки от стиральных машин отлично подходят для многих самоделок, а добыть их проще простого.
Можно извлечь из отслужившей свой срок собственной стиральной машины, а можно купить на Авито за смешные деньги! Для тех кто предпочитает один раз увидеть, чем десять прочитать, бонусом к статье послужат сопроводительные видео с моего канала.важное дополнение по результату замечаний в комментариях
В комментариях был высказан ряд замечаний по поводу типа двигателя, описываемого далее по тексту. Честно говоря, я не знаю точного ответа. Скорее всего комментаторы правы и его следует назвать коллекторным. С другой стороны, в данном включении частота оборотов двигателя отличается от частоты тока на обмотках и, с этой точки зрения, в данном конкретном включении, его можно назвать асинхронным.
Во многих источниках так и делают, называя коллекторным асинхронным. Возможно для того, чтобы отличить от другой модификации асинхронного двигателя, в котором отсутствует роторная обмотка, а ротор представляет собой сердечник с алюминиевыми стержнями, накоротко замкнутыми торцевыми кольцами.
В этой, так называемой «беличьей клетке», создаётся поле, взаимодействующее с полем статора и приводящее к вращению ротора.
Таходатчик. Что за зверь и зачем нужен?
В большинстве современных стиральных машин трудятся коллекторные двигатели переменного тока, регулировкой напряжения на двигателе занимается симистор, а направление вращения переключают с помощью реле. Понятно, что для того, чтобы устанавливать и поддерживать стабильную скорость вращения, необходимо как минимум определять эту скорость. Вот для этого и служит таходатчик.
В простейшем случае он представляет из себя двигатель наоборот — генератор переменного напряжения, частота которого пропорционально изменяется в зависимости скорости вращения. Результат короткого вращения вала рукой виден на осциллограмме заставки. Изменяется, кстати, и амплитуда, что создаёт проблемы при обработке сигнала. Не будем углубляться в эту тему, при желании, о моих экспериментах с ним можете ознакомиться в видео по ссылке в конце статьи.
Подсоединяем двигатель к колодке
Эта статья ознакомительная, до реальной схемотехники мы доберёмся в следующей, а пока будем использовать функциональные либо сильно упрощённые схемы.
Ниже именно такая, содержащая разобранный на части движок, подсоединённый к колодке стиральной машины.
В каждый момент времени в работе участвуют две обмотки. На металлической основе мотора намотана обмотка статора. С ней по очереди взаимодействуют обмотки ротора. Для того, чтобы ротор постоянно вращался эти обмотки необходимо последовательно переключать. Происходит это за счёт серии закреплённых на вращающимся валу контактов. Напряжение на них передаётся посредством скользящих ответных контактов, так называемых щёток.
У такого подхода существуют как плюсы, так и минусы. С одной стороны двигатель всеяден — может работать как от переменного, так и от постоянного тока, с другой — скользящие механические контакты — не самая надёжная штука и для устройств непрерывного цикла подобные движки не подходят, а вот для бытовых приборов, включаемых время от времени, типа стиральных машинок или шуруповёртов, сгодятся вполне.
А что же за колодкой?
Добавим к нашей схеме элементы, находящиеся за пределами колодки. Симистор и реле.
Очень кратко, буквально в двух словах, опишу её работу. В схеме задействованы целых три реле с контактами на переключение. Два из них К2 и К3 используются для изменения направления протекания тока через ротор и, как следствие, изменения его направления вращения. Реле К4 устанавливается только на продвинутых стиральных машинах с повышенными оборотами двигателя. Оно работает в паре со статором, имеющим отвод от основной обмотки. За счёт этого можно дополнительно регулировать мощность, а значит и скорость оборотов. Подробнее вышеописанный процесс рассмотрен в другом моём видео.
Включением двигателя и регулировкой скорости его вращения занимается симистор.
В действие вступает микроконтроллер
Управляет симистором конечно же микроконтроллер. Используя обратную связь и фазоимпульсное управление, он умудряется не просто устанавливать заданную скорость вращения барабана в очень широких пределах, но и удерживает её при изменении нагрузки на вал в сотни раз!
Удивительно, что несмотря на огромное количество датчиков и исполнительных механизмов для управления всеми процессами, происходящими в стиральной машине используется не продвинутый 32 битный ARM, а скромный трудяга — медленный дешёвенький 8 битник, оперативной памяти у которого в разы меньше, чем у Синклера образца конца восьмидесятых прошлого столетия — каких нибудь 2, ну максимум 4 килобайта.
Алгоритм работы
Чтобы регулировать величину оборотов барабана, микроконтроллеру необходимо, как минимум, её определить. Для этого он подсчитывает количество оборотов двигателя за единицу времени с помощью закреплённого на валу тахометра.
Глядя на рисунок нетрудно понять, что сигнал тахогенератора в чистом виде совершенно не годится в качестве входного и нам просто необходим формирователь импульсов, чтобы привести его к удобоваримой форме. Подробно работу и схемотехнику этого узла разберём в следующий раз, а сейчас прошу поверить мне на слово, что благодаря формирователю на входе микроконтроллера, появляются красивые импульсы с крутыми фронтами и без намёков на дребезг.
А никаким!
Этим скучным занятием в микроконтроллере занимается прилежный счетовод Пан Ватруба. Ну а если без шуток, то его роль выполняет встроенный таймер. Таймер современного микроконтроллера — мастер на все руки и подсчёт количества импульсов, поступающих на его вход за единицу времени, с последующим сохранением в специальном регистре, пожалуй самая простая из операций, на которую он способен. Главное, что при этом вообще не задействуются ресурсы вычислительного ядра. Микроконтроллер просто считывает значение из регистра в любой удобный для него момент, ну скажем 50 или всего 10 раз в секунду и, по мере необходимости, использует в дальнейших расчётах.
Симисторный регулятор
Прошу извинить, уж слишком мало места оставляет Habr для полезной информации, поэтому текст на графике не виден. На этой и аналогичной картинках читать его надо следующим образом:
Входное напряжение от электросети
Управляющий импульс
Напряжение на нагрузке
ОК. Информацию о скорости вращения мы получили и теперь изменяя мощность, подаваемую на двигатель, можем регулировать частоту его оборотов, а значит и скорость вращения барабана с бельём. В современных бюджетных стиральных машинах, это чаще всего делается посредством фазоимпульсного метода, а в качестве силового элемента выступает симистор. Он подаёт напряжение на двигатель в виде импульсов, строго синхронизированных с началом каждой полуволны сетевого напряжения и заданной длительности. Немалая инерция вращающейся части двигателя — ротора и ещё большая тяжёлого барабана с бельём, отлично сглаживают импульсный характер крутящего момента. Порт микроконтроллера выступает как бы в роли ну очень быстрого выключателя, подавая на управляющий электрод симистора короткие отрицательные импульсы, обозначенные на диаграмме красной стрелочкой.
Этого достаточно, чтобы в симисторе запустился лавинообразный процесс и сопротивление между его силовыми электродами упало почти до нуля. В результате, как это показано на нижнем графике, на обмотках двигателя появляется напряжение. Продержится оно вплоть до момента исчезновения входного.
В соответствии с выбранной программой стирки и её текущего этапа, микроконтроллер получает команду раскрутить двигатель до требуемых оборотов, а для поддержания скорости на необходимом уровне запускается механизм достижения и стабилизации заданного параметра, в данном случае оборотов двигателя, под названием ПИД.
Но вернёмся к нашему микроконтроллеру. Для формирования короткого импульса, с заданной задержкой от начала полупериода, он использует уже второй свой таймер. Для этого таймер тоже занимается подсчётом импульсов, но уже не от внешнего источника, а внутреннего генератора самого микроконтроллера, частота которого стабилизирована кварцевым резонатором.
Второй таймер работает, в так называемом, режиме PWM — формирования короткого импульса включения симистора с заданной задержкой, относительно момента перехода напряжения через ноль. Длительность задержки может меняться от нуля до одного полупериода сетевого напряжения. Для российской сети с частотой 50 Гц это значение составляет 10 миллисекунд.
Для точного определения нулевого напряжения служит специальная схема, которая так и называется — “детектор нуля”. Схемотехника этого узла также весьма любопытна, мы рассмотрим её в следующий раз, если тема вызовет интерес у читателей. Пока же отмечу только, что в момент перехода напряжения питания из положительного в отрицательное, на выходе детектора появляется логическая единица, а в момент перехода в отрицательное — логический ноль. И именно при изменении логического уровня, запускается правый на рисунке таймер. Он отсчитывает заданную выдержку и подаёт короткий импульс на управляющий электрод симистора. Тот открывается и подаёт напряжение уже на двигатель. Важно! Закрывается симистор автоматически по достижению протекающим в цепи током значения близкого к нулю. По этой причине использование его в большинстве случаев ограничено цепями переменного тока. Таким образом, не смотря на то, что наш двигатель способен работать и на постоянном токе, в паре с симисторным регулятором придётся ограничиться переменным.
Движок обесточивается и начинается новый цикл работы.
Стабилизация заданной скорости вращения
Остаётся выяснить главное — каким образом работает стабилизация. Допустим наш двигатель вращается с нужной частотой и, вдруг, нагрузка на вал уменьшилась. Такое может произойти например, когда в процессе отжима вес белья уменьшился. Барабан в этом случае начинает разгоняться и, как следствие, увеличится частота вращения тахогенератора, а значит и импульсов поступающих с формирователя на входе таймера 1.
Заметив это, микроконтроллер увеличит задержку подачи управляющего импульса на симистор. Симистор откроется позже и на двигатель поступит меньшая мощность, его вращающий момент уменьшается и скорость барабана снижается до заданной в программе, ну а частота импульсов тахогенератора приходит в норму. Об этом свидетельствует нижний график рисунка. На нижней диаграмме графика заполненным красным цветом показано насколько уменьшится время подачи напряжения на двигатель. Мощность, поступающая на двигатель уменьшится ещё серьёзней — при изменении амплитуды она изменяется квадратично.
Несложно представить себе и другую ситуацию. В машинку, на этапе полоскания, клапан добавил водички, выросла нагрузка на вал и приходящие с формирователя импульсы уменьшили свою частоту.
В ответ микроконтроллер уменьшает длительность выдержки таймера Т2. Симистор включается раньше, а значит остаётся открытым ДОЛЬШЕ, и мощность на двигателе повышается. Частота оборотов приходит в норму.
В заключении отмечу, что описал типичный пример действия обратной связи. Работает она не мгновенно и стабилизация скорости происходит за несколько итераций, при этом возможен даже запуск небольшого колебательного процесса, амплитуда которого, при правильных настройках ПИД, быстро затухает.
Ссылки на мои видео по материалам которых была подготовлена статья, для тех, кто предпочитает смотреть, да и разрешение там побольше
«Как работает двигатель стиральной машины? Устройство. Диагностика. Тахогенератор.»
«Управление двигателем стиральной машины. Зачем нужны симистор и реле, где они стоят в плате управления»
«Как микроконтроллер управляет двигателем? Алгоритм. На примере стиральной машины»
Подключение электродвигателя от стиральной машины + схема (двигатель)
Если у вас остался двигатель от стиральной машины, то можно разобраться как его использовать. Например, из него можно сделать мясорубку. Если закрепить на нем специальную насадку в виде круглого точильного камня, то можно точить ножи, ножницы, топор и другие инструменты.
Также можно использовать электродвигатель от стиральной машины в строительстве. Например, при создании фундамента будущего дома из него можно сделать «вибратор», который пригодится при усадке бетонного раствора. Он также может быть использован для других целей. Двигатель может вращать различные сопла и приводить в движение любые механизмы.
Используя свою фантазию и навыки в таких делах, можно придумать самые разнообразные способы использования электродвигателя. И конечно, при реализации любого варианта использования этого мотора вам нужно будет его подключить.
Как подключить электродвигатель современной стиральной машины?
Если вам понадобилось подключить электродвигатель современной стиральной машины к сети переменного напряжения двести двадцать вольт, то вам следует учитывать особенности этой детали. Их особенности следующие:
- Им не нужна пусковая обмотка.
- Для запуска не нужен пусковой конденсатор.
Для начала нам нужно правильно подключить провода на двигателе. Два белых провода, которые расположены слева, использовать не будем. Они необходимы для измерения скорости вращения электродвигателя. Следующим по порядку идет красный провод. Он идет на обмотку статора. За ним коричневый провод. Он также направлен на одну из обмоток статора. Серый и зеленый провода подключаются к щеткам двигателя.
Для того, чтобы нагляднее представить вам схему подключения, мы подготовили следующую схему:
К одному из выводов обмотки подключим один провод 220 вольт. Соединим одну из кистей со следующей. На оставшуюся щетку двигателя стиральной машины подключаем второй провод 220 вольт. Итак, как показано на схеме ниже:
После этого можно включить двигатель в сеть 220 и проверить его работоспособность. Если вы все сделали правильно, то увидите, как вращается подвижная часть мотора и услышите шум его работы. Если все прошло нормально, то двигатель готов к эксплуатации. Кстати, при таком соединении он движется в одном направлении. И что нужно сделать, чтобы изменить направление вращения? Смотрите схему:
Как видно из схемы на рисунке выше, чтобы изменить направление вращения, нам нужно было поменять местами соединения щеток электродвигателя. После повторного подключения двигателя еще раз проверьте его работу, подключив его к сети 220 вольт.
Кстати, дабы облегчить вам работу, мы решили добавить видеоинструкцию. В котором описан весь процесс подключения двигателя от стиральной машины к электричеству.
Способ подключения двигателя от современной машины в этой статье основан на материале представленном в этом видео. Поэтому благодарим автора этого видео и смотрим его очень внимательно:
Как подключить мотор старой машины?
Правильно подключить электродвигатель машины не так просто. Но если вы знаете, как это сделать, то проблем с этим не возникнет.
Сначала нам нужно найти две пары выходных данных. Для того, чтобы понять, где они находятся, мы можем использовать мультиметр (тестер). Выбираем один из выводов обмотки и подключаем к нему щуп тестера. Оставшимся щупом мультиметра проверим другие выводы, чтобы найти пару.
Таким образом мы найдем первую пару. Те два вывода, которые остались, образуют еще одну пару. Теперь надо понять, где находятся пусковая и рабочая обмотки. Для этого измерьте сопротивление. Стартовое сопротивление будет больше.
Схема
Итак, мы уже нашли рабочую и пусковую обмотку. Теперь мы можем подключить двигатель, используя схематический рисунок, который вы видите далее. На схеме видно:
- ВКЛ – пусковая обмотка. Он нужен для того, чтобы создать начальный крутящий момент в любом направлении.
- ОВ – обмотка возбуждения. Его называют рабочей обмоткой. Он нужен для создания магнитного поля вращения.
- СБ – выключатель (кнопка) для кратковременного включения ПО от сети в двести двадцать вольт.
Если есть необходимость изменить сторону, в которую будет направлено вращение мотора, потребуется поменять в некоторых местах программные выводы. При таком изменении направление вращения изменится на противоположное.
При проведении пробного подключения и запуске двигателя не забывайте заботиться о своей безопасности и безопасности окружающих. Обязательно заблокируйте двигатель. Это предотвратит его сильные вибрации и ненужные движения.
Надеемся, что эта запись помогла вам справиться с самостоятельным подключением двигателя стиральной машины. Продолжайте читать наш сайт и хорошего дня!
Электропроводка двигателя стиральной машины Задавать вопрос
спросил
Изменено 4 года, 5 месяцев назад
Просмотрено 660 раз
\$\начало группы\$
сначала извините за неправильную формулировку/идиомы.
Найден двигатель старой стиральной машины. Он имеет шесть выводов, обозначенных U, V, W, Z, X, Y
К двигателю подключен конденсатор с двумя выводами, больше никаких проводов.
Теперь мои вопросы (живущие в Европе с сетью 230 В / 400 В):
Может ли этот двигатель работать от 230 В и какая должна быть проводка, включая конденсатор?
Может ли этот двигатель работать при напряжении 400 В и какая должна быть проводка, включая конденсатор? (В этом случае я бы использовал L1, L2 и L3)
Редактировать: я проверил сопротивление между всеми клеммами. Нет электрического соединения между верхним и нижним набором клемм. Один набор клемм (Z X Y) имеет сопротивление ~ 35 Ом между любыми двумя другими клеммами (толстый провод, идущий к двигателю), а другой набор клемм (U, V, W) имеет сопротивление ~ 7 Ом (тонкий провод). заходим в мотор)
- двигатель
- проводка
- асинхронный двигатель
\$\конечная группа\$
1
\$\начало группы\$
Подозреваю, что это двухскоростной двухобмоточный мотор.