Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Начала Электроники

Программный комплекс, созданный с целью имитирования на компьютере процесса сборки электрических схем.

Основное назначение данного конструктора – помощь школьникам и студентам в изучении процессов и явлений, протекающих в электрических цепях. Эта обучающая программа представлена как мультимедийное приложение и позволяет исследовать особенности работы схем, а также выполнить измерения электрических величин подобно тому, как это происходит в реальном эксперименте. Программа «Начала Электроники» позволяет изучить:

  • законы параллельного и последовательного соединения катушек, проводников и конденсаторов;
  • законы постоянного тока;
  • зависимости сопротивления проводников от длины, поперечного сечения и удельного сопротивления материалов;
  • принципы применения предохранителей;
  • выделение тепловой энергии в осветительных и электронагревательных приборах;
  • индуктивное и емкостное сопротивления и выделение мощности в схемах переменного тока;
  • принципы создания электрических фильтров;
  • явление резонанса.

Рабочее окно программы включает в себя стол для монтажа с контактными площадками размерами 7 х 7, корзину для выброса перегоревших и ненужных деталей (кнопки «удалить» в конструкторе попросту нет), панели вспомогательных инструментов и комментариев, панель деталей. Библиотека компонентов не велика, однако содержит все ключевые элементы – резистор, предохранитель, конденсатор, катушку, монтажный провод, реальный проводник, выключатель, элемент питания, генератор синусоидального напряжения, лампочку, электронагреватель, реостат и переменный конденсатор.

Ключевой особенностей конструктора является его максимальная имитация реального физпроцесса. В частности изображения деталей и измерительных приборов представлены в «натуральном» виде, лампочки и электронагревательные приборы светяться и «сгорают», если рассеиваемая на них мощность превышает рабочие значения, резисторы, конденсаторы и предохранители также могут «выходить из строя», а большинство операций сопровождают звуковые эффекты.

Для проведения измерений программный комплекс «Начала Электроники» оснащен цифровым мультиметром и двухканальным осциллографом. Возможна постановка задачи по определению параметров неизвестной детали для чего имеется определенный элемент – «черный ящик», могущий быть резистором, конденсатором, индуктивностью или батарейкой. Среди прочих особенностей программы – вызов стандартного калькулятора Windows, просмотр состояния и изменение параметров каждой детали схемы, загрузка и сохранение результатов работ.

Программа была написана сотрудниками Казахского Государственного Национального Университета имени аль-Фараби (http://e1998.newmail.ru/, Казахстан, город Алма-Ата) под руководством доцента кафедры теплофизики и технической физики Кашкарова Владимира Васильевича. Первая версия конструктора «Начала Электроники» увидела свет в 2000 году.

Программный комплекс «Начала Электроники» распространяется бесплатно и свободно. Приложение содержит краткие правила работы, справочные материалы, касающиеся электрического тока и элементов электрических цепей, ряд лабораторных работ для выполнения. Кроме того вместе с конструктором распространяется множество файлов с уже готовыми схемами.

Программа представлена на двух языках – русском и английском.

Лабораторный комплекс «Начала Электроники» не требователен к ресурсам комьютера и работает под управлением операционной системы Microsoft Windows (95, 98, ME, NT, 2000, XP, Vista, 7). Для поддержки аудио эффектов необходима звуковая карта. Приложение устанавливается автоматически.

Распространение программы: бесплатная.

Официальный сайт Начала Электроники: http://zeus.malishich.com/

Форматы файлов Начала Электроники: E

Скачать Начала Электроники

Обсуждение программы на форуме

cxem.net

НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ

   Привет всем радиолюбителям. Продолжаю цикл обзоров программ, связанных с эмуляцией электронных схем и их построением на компьютере. Сегодня поговорим о весьма интересной и занимательной программе, полезной для начинающих радиолюбителей — «Начала Электроники».

Начала Электроники — программа электронный конструктор

   Познакомился с ней тогда же, когда и с протеусом. Она интуитивно более понятная. Итак, приступим! Установив программу, открываем её, все запускается с пол-пинка. После запуска видим справа строчку с деталями, а вверху слева программную панель. Программная панель имеет несколько ячеек, все они подписаны, надо только навести курсор на любую из них! Давайте попробуем в программе «Начала Электроники» построить простейшую схему на макетной плате.

   1) Схема состоит из лампочки, батарейки и выключателя.

   2) Собираем всё в воедино.

   3) Щёлкаем 2 раза курсором по батарейке, появиться окошко с параметрами. Зададим рабочее напряжение 12 вольт.

   4) Щёлкаем по лампочке, выставляем параметры лампочки, например, у стандартной лампочки ток потребления 50 мА, напряжение 12 вольт.

   5) Для наглядности включим в разрыв одного из питающих проводов тестер.

   6) Включаем питание, предварительно выставив на тестере измерение постоянного тока на предел 10 А.

   7) Лампочка засветилась.

   8) Теперь промоделируем поведение лампочки при сетевом напряжении питания 220В.

   9) Уберём батарейку, вместо нее поставим генератор и зададим напряжение 220В.

   10) Параметры самой лампочки менять не будем.

   11) Оставим тестер, насколько понял, здесь он будет мерить переменный ток без переключения режима.

   12) Включаем выключатель — бах, лампочка перегорела! Именно это происходит при подключении лампочек, которые не разщитаны на сетевое напряжение, к розетке. Потому будьте внимательны, и не играйтесь с этим.

   13) Теперь соберем схему с генератора на 220 вольт, катушки индуктивности и лампочки, но измени теперь напряжение на ней на 220 вольт.

   14) Промоделируем сначала на малой индуктивности в 1 Гн, по мере роста индуктивности лампочка будет светиться всё меньше — это потому, что в цепи есть индуктивное сопротивление, которое намного больше активного (активное — резистор, сопротивление проводов… дальше вникать не будем).

   15) В этой программе также есть готовые примеры лабораторных робот, поэтому в старших классах её очень часто используют.

   16) Посмотрим пример лабораторной роботы о поперечном сечении проводника, и его удельном сопротивлении.

   17) Изучив теорию, переходим к практике построения и измерениям.

   18) Сняв параметры, записываем куда надо.

   На этом пока всё, с вами был Колонщик.

   Форум по программе

   Обсудить статью НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ

radioskot.ru

Программа начала электроники — электронный конструктор

Всем привет. Рад вас видеть у себя на блоге. И сегодня, мы с вами, поговорим о такой программе как начала электроники — электронный конструктор версия 1.2. А в предыдущей статье я писал о программе ElectroM, так же там есть ссылка на скачивание и подробная инструкция как её уставить. Кому интересно, то смотрите здесь.

Эта программа, на мой взгляд, намного лучше и намного проще, чем та о которую мы рассматривали в прошлой статье.

Для чего нужна программа начала электроники — электронный конструктор.

Это уникальный конструктор, который позволит вам на экране монитора, при помощи определённого набора элементов, сымитировать сборку электрической схемы или какой-то электрической цепи. Так же при помощи специальных инструментов сможете проверить работоспособность данной электрической цепи, изменить технические характеристики и физические величины элементов цепи, произвести нужные вам замеры и изучить зависимость от их изменения.

Как установить программу.

Для начала вот вам ссылка на скачивание.

После того как скачаете архив с программой себе на компьютер и распакуете его, можете приступить к установке. Для этого нажимаем два раза на установочный файл, и сразу же запускается процесс установки.

Нажимаете «далее», потом выбираете место, куда будете устанавливать программу, и опять нажимаете «далее».

В принципе процесс установки стандартный и простой, так что проблем с установкой у вас не должно возникнуть.

После установки у вас появится на рабочем столе ярлык для запуска программы, запускаем её. И вам сразу же откроется довольно привлекательный интерфейс.

А теперь давайте подробно рассмотрим инструменты, которые имеются.

1. Загрузить схему из файла на диске – эта кнопка нужна если, к примеру, вы уже раньше создавали какие-то проекты, и они у вас хранятся на компьютере, то можно схему легко восстановить.

2. Сохранить схему – это для сохранения схем и цепей, которые вы создаёте.

3. Нажатием этой кнопки можно очистить монтажную плату – тут, я думаю, понятно для чего нужна кнопка. Вы что-то создавали, произвели нужные замеры и можете всё стереть, чтобы создать новый проект.

4. Получить мультиметр – при нажатии на эту кнопку на экране появляется мультиметр, и вы можете сделать нужные вам замеры определённых величин.

5. Получить осциллограф.

6. Показать / спрятать окно «Параметры деталей» — для просмотра параметров деталей.

7. Показать / спрятать окно «состояние детали» — для просмотра состояния деталей.

8. Справочник по электричеству – можно посмотреть справочник.

9. Лабораторные работы – для самоподготовки.

10. Как работать с программой – это раздел в котором подробно описано как работать с программой.

11. Вызывает калькулятор Windows.

12. Об авторах.

13. Выход – для закрытия программы.

А правой части имеется панель с элементами, которые можно легко перетягивать на рабочую плату для создания электрической схемы. Вот посмотрите, что получилось у меня.

Теперь замыкаем ключ, и лампочка начинает светиться.

А на этой картинке, я увеличил вольтаж источника питания и лампочка перегорела.

А тут поставил новую лампочку и изменил её характеристики. Замкнул ключ и лампочка опять светиться. Какое напряжение в цепи можно легко узнать с помощью мультиметра. Будьте внимательны при замене, каких-то элементов в цепи, смотрите за тем, чтобы ключ был разомкнут.

На этом у меня всё. Если статья «Начала электроники — Электронный конструктор» была вам полезной, то поделитесь нею со своими друзьями в социальных сетях. И не забываете подписываться на обновление блога.

До новых встреч в следующих статьях.

С уважением Александр!

Читайте также статьи:

fazanet.ru

«Начала электроники» — новая программа для расчёта и проектирования электронных схем

«Начала электроники» — новая программа для расчёта и проектирования электронных схем

«Начала электроники» — новая программа для расчёта и проектирования электронных схем

https://masterkit.ru/info/soft/888

Программа представляет собой электронный конструктор, позволяющий имитировать на экране монитора процессы сборки электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения электрических величин так, как это делается в реальном физическом эксперименте.

С помощью конструктора можно:

  • изучать зависимость сопротивления проводников от удельного сопротивления его материала, длины и поперечного сечения;
  • изучать законы постоянного тока — закон Ома для участка цепи и закон Ома для полной цепи;
  • изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников, конденсаторов и катушек;
  • изучать принципы использования предохранителей в электронных схемах;
  • изучать законы выделения тепловой энергии в электронагревательных и осветительных приборах, принципы согласования источников тока с нагрузкой;
  • ознакомиться с принципами проведения измерений тока и напряжения в электронных схемах с помощью современных измерительных приборов (мультиметр, двухканальный осциллограф), наблюдать вид переменного тока на отдельных деталях, сдвиг фаз между током и напряжением в цепях переменного тока;
  • изучать проявление емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока, их зависимость от частоты генератора переменного тока и номиналов деталей;
  • изучать выделение мощности в цепях переменного тока;
  • исследовать явление резонанса в цепях с последовательным и параллельным колебательным контуром;
  • определять параметры неизвестной детали;
  • исследовать принципы построения электрических фильтров для цепей переменного тока.

Конструктор можно также использовать в рамках его возможностей и для других задач в самостоятельной творческой работе учащихся.

Одной из главных особенностей комплекса является максимально возможная имитация реального физического процесса. Для этой цели предусмотрено, например, следующее:

  • изображения деталей конструктора и измерительных приборов приводятся не схематически, а в таком виде, как «на самом деле»;
  • при превышении номинальной мощности электрического тока, протекающего через сопротивление, последнее «сгорает» и приобретает вид почерневшей детали;
  • лампочка и электронагревательный прибор при номинальной мощности начинают светиться и «перегорают», если мощность, рассеиваемая на них, превышает рабочее значение;
  • при превышении рабочего напряжения на конденсаторе, последний также «выходит из строя»;
  • при превышении номинального рабочего тока через предохранитель, он «перегорает»;
  • большинство операций и их результаты сопровождаются звуковыми эффектами.

Программа «Начала электроники» выполнена по заказу мэрии г. Алматы и опубликована в Интернет как дар мэрии всем школьникам и начинающим радиолюбителям.

Работа изготовлена в учебной лаборатории компьютерного моделирования механико-математического факультета НИИ механики и математики Казахского государственного национального университета им. Аль Фараби.

Мы выражаем признательность авторам программы и желаем им дальнейших творческих успехов!

Объём 3.81 Мб. Расширение rar.   Скачать

masterkit.ru

Начало электроники — открытие электрона

АЛЕКСАНДР МИКЕРОВ, д. т. н., проф. каф. систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Предыстория открытия электрона

Электродинамика Максвелла не давала ответа на вопрос, который мучил всех физиков: а что же такое электрический ток? К тому времени уже было установлено, что все вещества состоят из молекул и мельчайших частиц — атомов, но какое отношение они имеют к электрическому току, было неизвестно. Существовали две основные точки зрения [1–4]:

  • Электрический ток — это поток материальных частиц с дискретным зарядом (или электрическая жидкость, как предполагал Бенджамин Франклин), текущий по проводнику. Такой точки зрения придерживались Густав Фехнер (Gustav Fechner) и Вильгельм Вебер (Wilhelm Weber). Последний говорил: «С каждым весомым атомом связан электрический атом».
  • Электрический ток — это электромагнитный поток энергии, который создается зарядами, не связанными с материальными частицами. Так считали Герман Гельмгольц (Hermann Helmholtz), Генрих Герц (Heinrich Hertz), Вильгельм Рентген (Wilhelm Röntgen).

Максвелл обошел этот вопрос, введя параметры диэлектрической постоянной, проводимости и магнитной проницаемости среды без объяснений, почему разные материалы имеют разные характеристики. Косвенным ответом могли служить известные к тому времени физические явления — электролиз, электрический разряд в газах, катодные лучи [1].

Действительно, первый закон электролиза Фарадея прямо указывал на однозначную связь количества вещества, перенесенного в гальванической ванне, с величиной протекающего заряда. Электрический тлеющий разряд в газах также первым изучил великий Фарадей.

Рис. 1. Трубка Крукса

Немецкий физик Генрих Гейслер (Heinrich Geißler) с помощью изобретенного им ртутного вакуумного насоса добился высокого вакуума и создал газоразрядные трубки с ярким свечением (трубки Гейслера) [2]. Очевидно, что свечение молекул газа может вызываться только их бомбардировкой какими-то частицами, которые движутся между катодом и анодом и были названы катодными лучами, а открыл их в 1859 г. немецкий профессор физики университета Бонна Юлиус Плюккер (Julius Plücker) при проведении опытов с трубкой Гейслера [2, 4, 5]. Это устройство, улучшенное в 1875 г. британским ученым Уильямом Круксом (William Crookes), работавшим в собственной лаборатории, показано на рис. 1, где: 1 — вакуумная трубка, 2 — катод, 3 — анод, 4 — фосфоресцирующий экран. При высоком напряжении, порядка 10 тыс. В, в центре экрана возникало светящееся пятно. Было выяснено, что катод испускал какие-то лучи, распространявшиеся прямолинейно и отклонявшиеся мощным электромагнитным полем. Однако, как показал Герц, электрическое поле на эти лучи не влияет. Крукс предположил, что открытые лучи — это поток отрицательно заряженных частиц. Но такая идея была поначалу опровергнута Герцем, показавшим, что катодные лучи легко проникают через экран из золотой фольги внутри трубки.

Рис. 2. Вильгельм Рентген (1845–1923)

Немецкий физик Вильгельм Рентген (Wilhelm Röntgen, рис. 2), экспериментируя с мощными трубками Крукса,   открыл в 1895 г. знаменитые X-лучи, называемые в России рентгеновскими [1, 4].

Рис. 3. Установка Рентгена

Как это часто бывает, все произошло случайно. Задержавшись после работы в лаборатории, Рентген обнаружил, что фотопластинки, запечатанные в плотную черную бумагу, темнели вблизи трубки Крукса. Решив с этим разобраться, он продолжил исследования и через шесть недель опубликовал снимки, которые потрясли весь мир. Установка Рентгена с трубкой Крукса на штативе показана на рис. 3.

На первой рентгенограмме была рука человека с кольцом (рис. 4), по которому друзья легко угадали жену ученого. Потом, когда выяснилось, что рентгеновские лучи смертельно опасны, недоброжелатели говорили, что Рентген это знал и потому подставил свою жену.

На другом снимке Рентгена был виден кошелек с монетами внутри. Рентгеновские лучи довольно быстро нашли применение, и уже во время Первой мировой войны полевые лазареты оснащались мобильными рентгеновскими установками, спасшими жизнь тысячам раненых солдат. Вполне заслуженно профессор Рентген стал первым Нобелевским лауреатом по физике в 1901 г.

Рис. 4. Первая рентгенограмма

Рис. 5. Хендрик Лоренц (1853–1928)

Все перечисленные факты наводили ученых на мысль о том, что электрический ток, возможно, является потоком неких мельчайших отрицательно заряженных частиц. В 1874 г. ирландский физик Джордж Стоуни (George Stoney) предположил, что электричество имеет дискретную структуру. Позднее, в 1891 г., он назвал эту элементарную частицу, или «атом электричества», электроном от греческого слова ἤlεκtrον, означающего янтарь. Благодаря законам электролиза ему удалось оценить величину ее отрицательного заряда, которая составляет порядка 10–19 Кл [2]. Стоуни также предложил первую систему физических единиц, основанную на этом элементарном заряде, скорости света и гравитационной постоянной Ньютона.

Первым эту гипотезу использовал знаменитый голландский физик Хендрик Лоренц (Hendrik Lorentz) (рис. 5) в 1875 г. в своей докторской диссертации [7]. Он же определил величину и направление силы, действующей на заряженную частицу в магнитном поле (сила Лоренца).

Работа Лоренца была впоследствии названа первой электронной теорией, и он был удостоен Нобелевской премии по физике 1902 г. Позднее Лоренц вместе с немецким физиком Паулем Друде (Paul Drude) построил электронную теорию электропроводности металлов, объясняющую, в частности, законы Ома и Джоуля — Ленца.

Однако все эти теоретические рассуждения нуждались в серьезной экспериментальной проверке, тем более что не все физики смирились к этому времени даже с атомом, а им предлагалась какая-то еще более мелкая частица.

 

Эксперименты Томсона и Милликена

Рис. 6. Джозеф Джон Томсон (1856-1940)

В 1897 г. директор хорошо оборудованной кавендишской лаборатории Кембриджского университета Джозеф Джон Томсон (Joseph John Thomson, рис. 6) попытался измерить заряд и массу электрона, который он называл «корпускулой» (corpuscle) [3–5].

Установка Томсона показана на рис. 7, где: A, B — аноды, C — катод, D, E — отклоняющие пластины, F — электромагнит, Ф— магнитный поток, f — электромагнитная сила, приложенная к движущейся частице. Прежде всего Томсон добился отклонения катодных лучей в электрическом поле. Он объяснил неудачу опыта Герца, упомянутого выше, недостаточно высоким вакуумом, вследствие чего остаточный газ ионизировался катодными лучами, образуя экран вокруг потока частиц, препятствующий внешнему электрическому полю.

Откачивая газ в течение нескольких дней, Томсон добился чрезвычайно высокого вакуума внутри трубки и наблюдал явные отклонения катодного луча — например вниз, как показано на рис. 7. Это отклонение могло быть скомпенсировано магнитным полем, отклоняющим катодный луч, подобно электрическому току, вверх, согласно правилу левой руки (правилу Флеминга).

Рис. 7. Эксперимент Томсона

Далее, при проведении многократных опытов, меняя комбинацию потенциала анодов, напряжения на отклоняющих пластинах и тока электромагнита, Томсон безуспешно пытался раздельно измерить заряд электрона e и его массу m. Однако надежные результаты были получены только для их отношения e/m, а также скорости электрона, которая оказалась равной 1/3 скорости света, что было хорошим аргументом против электромагнитной природы катодных лучей. Позднее выяснилось, что величина e/m не зависит от материала катода, а также газа в трубке и вообще от вида электронной эмиссии. Резюмируя свойства электрона, Томсон писал: «…Следовательно, кажется естественным рассматривать его в качестве одного из кирпичиков, из которых построен атом» [5].

Рис. 8. Роберт Милликен (1868–1953)

Таким образом, рухнуло представление о том, что атом является фундаментальной и неделимой частицей. Эксперименты Томсона по управлению потоком электронов были настолько убедительными, что 1897 год считается годом открытия электрона. Томсон был удостоен Нобелевской премии в 1906 г., получил много других престижных наград и даже был посвящен в рыцари. Семеро его студентов и его сын также стали нобелевскими лауреатами.

Однако для убедительного измерения самого заряда электрона нужна была совершенно другая идея. И ее предложил в 1910 г. профессор Чикагского университета (США) Роберт Милликен (Robert Millikan, рис. 8), ассистент профессора Альберта Майкельсона (Albert Michelson), измерившего скорость света [2–4].

Начав заниматься научными исследованиями только в 40 лет, он стал нобелевским лауреатом в 1923 г. за измерение заряда электрона и экспериментальное подтверждение теории фотоэлектрического эффекта Эйнштейна. Установка Милликена показана на рис. 9.

Рис. 9. Эксперимент Милликена

Она представляла собой камеру диаметром 22 см, содержащую верхний (1), нижний (2) электроды и стеклянную стенку (3). После впрыскивания масла (oil) внутри камеры образовывалось облако капелек (4), облучение которых рентгеновской трубкой (5) заряжало их отрицательно. Движение отдельной капельки можно было наблюдать через микроскоп (6). Скорость опускания каждой капельки при отсутствии напряжения U позволяла определить ее массу, а скорость подъема при приложении высокого напряжения — ее заряд. Заряд каждой капли q = N×e, где N — число электронов в капле. Естественно, число электронов N в каждой капле является неизвестным, но можно рассчитать наименьшее общее кратное заряда разных капель — e, которое и будет равно заряду одного электрона. Для статистической достоверности эксперимента Милликену пришлось терпеливо выполнить более тысячи опытов за пять лет. В итоге заряд электрона оказался равным 1,6×10–19 Кл, что по порядку величины совпадало с оценкой Стоуни. После этого из известного отношения Томсона e/m была найдена и масса электрона 9,1×10-28 г, которая оказалась в 1800 раз меньше массы атома водорода.

Результаты Милликена были подтверждены опытами ученика Рентгена, российского физика Абрама Федоровича Иоффе, проведенными в Санкт-Петербургском политехническом институте в 1913 г. [3]. Иоффе использовал аналогичную камеру, но вместо масляных капель впрыскивал мельчайшие частицы цинка, а рентгеновский аппарат заменил ультрафиолетовым источником, выбивающим из цинка электроны за счет фотоэффекта. Иоффе был основателем советской школы полупровод­никовой и ядерной физики. Однако в 1942 г. он уклонился от руководства проектом советской атомной бомбы и рекомендовал на этот пост своего ближайшего ученика Игоря Васильевича Курчатова [8]. Он не стал нобелевским лауреатом, но двое его студентов — Николай Николаевич Семенов и Петр Леонидович Курчатов — были удостоены этой награды.

Таким образом, существование новой частицы, электрона, было твердо установлено. С этим согласился даже Рентген, долго ее не признававший. Это открытие проложило дорогу к созданию первых вакуумных электронных приборов в начале ХХ в.


Открытие электрона, ставшее вершиной науки об электричестве и магнетизме в XIX столетии, включало:

  • исследования Фарадея в области электролиза и электрического разряда в газах;
  • открытие катодных лучей Плюкером;
  • демонстрацию Рентгеном Х-лучей;
  • опыты Томсона по определению скорости потока электронов и отношения заряда электрона к его массе;
  • заключительные эксперименты Милликена и Иоффе по измерению заряда электрона.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Литература

  1. Микеров А. Г., Вейнмейстер А. В. История науки и техники в области управления и технических систем. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2016.
  2. Спасский Б. И. История физики. Ч. 2. М.: Высшая школа. 1977.
  3. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. М.: Просвещение. 1974.
  4. Липсон Г. Великие эксперименты в физике. М.: Мир. 1972.
  5. Thomson J. J. Discovery of the Electron. Nobel Lecture 1906 // Nobel Lectures. Physics. 1901–1921. Amsterdam: Elsevier Publishing Company. 1967.
  6. Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М.: Знание.
  7. Lorentz H. A., Zeeman P. The Theory of Electrons and the Propagation of Light. Nobel Lecture 1902 // Nobel Lectures. Physics. 1901-1921. Amsterdam: Elsevier Publishing Company. 1967.
  8. Новоселов В. Н., Толстиков В. С. Атомный проект. Тайна «сороковки». Екатеринбург. 1995.

controlengrussia.com

Обучающая программа НАЛАЧА ЭЛЕКТРОНИКИ

ПРОГРАММА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ

   Данная программа появилась у меня уже и не помню откуда, но… Никогда не подумал бы, что придется это сказать, но за эту программу говорю искреннее СПАСИБО меру города Алма-Ата Храпунову Виктору Вячеславовичу, который в 2000 году посодействовал разработке этой программы. Я ни чего не имею против Алма-Аты, просто удивительно, что мерия дало задании НИИ на разработку данного продукта.
    Уникальность этой программы для начинающих заключается в том, что она напоимнает радиоконструктор «Электронные кубикики», однако все происходящее на экране монитра максимально приближено к реальности — перегорают ллампочки, предохранители, можно переключать выключатели, научится уверенно пользоваться мультиметром и осциллографом.
    Программа не нуждается в установке, а запускается из папки в которой находится, работает под WIN ALL, но на «Семерке» может с первого запуска не подгрузиться декоративная обложка окна программы, иногда не бывает звука (прикольного).
    «Начала электроники» позволяет сохранять и загружать собранные схемы, содержит краткий справочник по электротехнике, имеется несколько сценариев проведения лабораторных работ и конечно же подробную инструкцию как ею пользоваться. Ребята о назначении программы сами написали следующее:
   

    Продукт предназначен в помощь учащимся (и преподавателям) средних, а также средних специальных учебных заведений для изучения разделов курса физики «Электричество». Он естественным образом дополняет классическую схему обучения, состоящую из усвоения теоретического материала и выработки практических навыков экспериментирования в физической лаборатории.

    Программа представляет собой электронный конструктор, позволяющий имитировать на экране монитора процессы сборки электрических схем, исследовать особенности их работы, проводить измерения электрических величин так, как это делается в реальном физическом эксперименте.

    С помощью конструктора можно:

    • изучать зависимость сопротивления проводников от удельного сопротивления его материала, длины и поперечного сечения;
    • изучать законы постоянного тока — закон Ома для участка цепи и закон Ома для полной цепи;
    • изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников, конденсаторов и катушек;
    • изучать принципы использования предохранителей в электронных схемах;
    • изучать законы выделения тепловой энергии в электронагревательных и осветительных приборах, принципы согласования источников тока с нагрузкой;
    • ознакомиться с принципами проведения измерений тока и напряжения в электронных схемах с помощью современных измерительных приборов (мультиметр, двухканальный осциллограф), наблюдать вид переменного тока на отдельных деталях, сдвиг фаз между током и напряжением в цепях переменного тока;
    • изучать проявление емкостного и индуктивного сопротивлений в цепях переменного тока, их зависимость от частоты генератора переменного тока и номиналов деталей;
    • изучать выделение мощности в цепях переменного тока;
    • исследовать явление резонанса в цепях с последовательным и параллельным колебательным контуром;
    • определять параметры неизвестной детали;
    • исследовать принципы построения электрических фильтров для цепей переменного тока.

    Конструктор можно также использовать в рамках его возможностей и для других задач в самостоятельной творческой работе учащихся.

    Одной из главных особенностей комплекса является максимально возможная имитация реального физического процесса. Для этой цели предусмотрено, например, следующее:

    • изображения деталей конструктора и измерительных приборов приводятся не схематически, а в таком виде, как «на самом деле»;
    • при превышении номинальной мощности электрического тока, протекающего через сопротивление, последнее «сгорает» и приобретает вид почерневшей детали;
    • лампочка и электронагревательный прибор при номинальной мощности начинают светиться и «перегорают», если мощность, рассеиваемая на них, превышает рабочее значение;
    • при превышении рабочего напряжения на конденсаторе, последний также «выходит из строя»;
    • при превышении номинального рабочего тока через предохранитель, он «перегорает»;
    • большинство операций и их результаты сопровождаются звуковыми эффектами.

    Это делается для того, чтобы учащийся наглядно видел последствия своих ошибок, учился разбираться в причинах того или иного неудачного эксперимента и вырабатывал необходимые навыки предварительного анализа схемы.

Для пользования программой достаточно начальных навыков работы в системе Windows.

    И это действитель нотак — данная программа для начинающих действительно очень полезна, поскольку дает представление о работе приборов, а так же дает представление о работе более сложных симуляторов, таких как МИКРОКАП и МУЛЬТИСИМ.
    От себя добавлю — это гораздо интересней чем офисные нарды и тетрис 🙂

СКАЧАТЬ НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ

Адрес администрации сайта: [email protected]
   

 

soundbarrel.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о