Советский HI-FI и его создатели: “Корвет“ уходит в небеса или последний триумф ВНИИРПА им. Попова – Обзоры и статьи
Товар недели в этой категории
Караоке-центр MadBoy Maniac75 900 ₽ -8%
69 900 ₽
В корзину Сравнить В избранное“Корвет“ уходит в небеса или последний триумф ВНИИРПА им. Попова / Pult.ru corporate blog / Habr
Речь пойдет об одной из последних внушительных разработок отечественных колонкостроителей, которая, в связи со сменой ГОСТов и разными производствами, получила множество названий. Эта акустическая система наиболее известная как Корвет” 75АС-001, также именовалась “Кливер” 75АС-001”, “Корвет” 150АС-001”, “Кливер” 150AC-001”, “Korvet 300”. Но с названиями разберемся немного позже.Для начала хочу отметить, что, по утверждениям большинства современников этих колонок, с которыми мне довелось общаться, да и просто людей, хорошо разбирающихся в акустических системах, — эта разработка ВНИИРПА им. Попова стала лучшей АС в СССР. Итак, под катом — традиционные для этого цикла описания возможностей советских инженеров и условий, в которых они работали, а также краткий обзор того, что им удалось создать, т. е. “Корвет” 75 АС-001.
Разработка в условиях перестройки, гласности и плюрализма
Можно сказать, что приснопамятные “перестройка”, “гласность” и всё, что там было в комплекте с ними после 1985-го года, некоторое время позитивно отражалось на разработке советской аудиотехники. Так в Союзе появилось больше западной аппаратуры, больше литературы с загнивающего Запада, к мнениям классово чуждых инженеров стали чаще прислушиваться.
Плоды либерализации не заставили себя долго ждать. В конце 1986-го года группой инженеров ВНИИРПА им. Попова была начата разработка акустической системы, с невиданными для того времени характеристиками.
По утвержденному техзаданию — это должна была быть АС с высоким уровнем чувствительности, способностью выдерживать значения кратковременной мощности более 250 Вт, обладать эффективной защитой от перегрузок.
Кроме того, сверху, узнав о столь перспективной и амбициозной разработке, спустили задачу подготовить АС к штурму забугорных прилавков. Ибо после усилителя “Бриг” и электрофона “Корвет” (к коим ещё Лихницкий руку приложил) у советского хайфая не было весомых побед за ржавеющим железным занавесом.
Для реализации настолько амбициозной задачи были собраны лучшие специалисты ВНИИРПА им. Попова. Моделирование и определение оптимальных параметров громкоговорителей и разделительных фильтров впервые проводилось на компьютерх.
Учитывая необходимость в экспортном варианте, были задействованы все возможные ресурсы, включены все механизмы, благодаря чему образцы новой АС были готовы к испытаниям меньше чем за 2 года, что можно считать Стахановским результатом для советского колонкостроения.
Первый блин комом
Несмотря на “зеленый свет”, первый прототип, который был почти запущен в крупную серию, провалил последние испытания. Не многие знают о том, что в первом варианте АС планировалось 2 фазоинвертора.
Неправильный акустический расчет этих фазоинверторов приводил к появлению выраженных и крайне нежелательных резонансных мод, которые не лучшим образом вели себя со сложным музыкальным сигналом.
Этот недостаток стал критическим для того, чтобы не пустить колонки в массовое производство. Интересно, что паспорта на новую продукцию уже напечатали. Картинка, любезно опубликованная ldsound.ru, свидетельствует о том, что на ранней версии документации было размещено изображение колонок с двумя фазоинверторами.
Недостатки с расчетом фазоинвертора быстро устранили и в том же году представили на испытания прототип, который впоследствии стал серийным образцом. “Канонический” фазоинвертор этой акустики был спроектирован с диаметром трубы 75 мм, длиной 91 мм, что обеспечивало настройку на 36 Гц.
Конструкция, особенности и технические характеристики
План по созданию конкурентоспособной на западном рынке советской акустики был не просто выполнен, в реалиях перестроечного ”совка” казалось невозможным появление таких колонок. В то время технические решения, использованные в 75АС-001, использовались преимущественно в хайэнд сегменте.
Акустика получила лучшие, из производившихся в то время в Союзе, динамики НЧ — 100ГДН-3, среднечастотные — 30ГДС-1 и купольные твитеры — 10ГДВ-4. Для 1988-го года это было новое поколение громкоговорителей, которые смогли обеспечить чувствительность 91 дБ(Вт/м), сравнимую с лучшими образцами японской и европейской акустики того времени.
Был существенно увеличен частотный диапазон, колонки смоли воспроизводить НЧ-спектр, начиная с 25 Гц, а твиттеры вообще выходили за пределы частотного восприятия и могли излучать ультразвук на частоте 25 000 Гц.
Неравномерность АЧХ не превышала -3 дБ, искажения во всем спектре частот и во всём диапазоне рабочей долговременной мощности находились в пределах 1% (вероятно, были меньше, но точность измерения не позволяла этого определить). Удивительным для советской акустики стала высокая равномерность ФЧХ, достигнутая благодаря удачной конструкции фильтров.
Для полноценного представления об устройстве предлагаю оценить технические характеристики:
- Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-19 дБ) – 25000 Гц;
- Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±3 дБ;
- Чувствительность: 91 дБ;
- Характеристическая чувствительность: 0,73 Па√Вт;
- Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом;
- Минимальное значение полного электрического сопротивления: 6,4 Ом;
- Предельная шумовая мощность: 100 Вт;
- Предельная долговременная мощность: 150 Вт;
- Предельная кратковременная мощность: 300 Вт;
- Масса: 30 кг;
- Габариты (ШхВхГ): 38,6х71х34 см.
Ещё одной характерной особенностью стал оптимальный, достаточный для динамиков объем корпуса и применение эффективного демпфирующего материала АТМ-1 из штапельных супертонких стеклянных волокон. Это позволило при оптимальном демпфировании обеспечить выразительное, “глубокое” воспроизведение НЧ.
Впервые в советской АС использовался навесной монтаж на картонном основании. В конструкции фильтра использовались катушки с воздушным сердечником с проводом достаточного сечения. Также применялись металло-бумажные конденсаторы МБГО оптимальной емкости, для которых были характерны небольшие потери и незначительные искажения.
С точки зрения звука, по мнению одного из авторитетных авторов портала “схем нет”, самой вредной штукой стала система защиты. Учитывая назначение устройства, особенности его применения и внушительную мощность, его антиперегрузочные лимиттеры оказались лишними.
А насколько они вредны для звука, люди, разбирающиеся в схемотехнике и электроакустике, могут сделать вывод по приведенной ниже схеме.
Также многие утверждают, что существенный вред звуку наносят несоразмерной длины кабели, которые применялись для того, чтобы использовать акустику не в бытовых, а в т. н. полупрофессиональных условиях (корпоративные сборища, школьные дискотеки и т.п.).
Серийное производство
От системы сложно убежать, особенно от советской. Можно найти талантливых инженеров, закупить для изучения образцы забугорной техники, обеспечить разработчиков “зеленым светом” на получение дефицитных приборов и материалов в тихом омуте плановой экономики, открыть все бюрократические “замки” “фомкой” административного ресурса”, но где-нибудь прочная регрессивная система все равно подложит свинью.
Новая акустика пошла в серию с названиями “Корвет“ и “Кливер“. Её серийным выпуском озадачили флагман производства советского хайфая “Океанприбор“ (в Питере) — “Корвет” и завод “Красный Луч“ (в г. Красный Луч) — ”Кливер”, на котором по совместительству изготавливали динамики для этой акустики.
Первой проблемой серии стало моментальная замена высококачественного демпфирующего АТМ-1 (зачем-то очень нужного рабочим этого предприятия) на банальную вату. Причем хорошо, если ваты закладывалось адекватное количество.
Второй проблемой стали производственные “рацухи” начала 90-х, которые в основном касались “Океанприбора” (на это в своих воспоминаниях жаловался ещё Лихницкий). Сначала сделали проще рецептуру многокомпонентного компаунда, которым пропитывали диффузоры СЧ-драйверов 30ГДС-1. Потом исключили “за ненадобностью” внутреннюю виброизоляцию корпуса АС.
Несколько по иному обстояло дело с экспортным вариантом акустики, который конструктивно не отличался от своего собрата для внутреннего рынка. При этом воровали на его производстве, судя по сохранившимся экземплярам, вероятно меньше. О его дизайне и особенностях можно судить по фото, опубликованным уже упомянутым ldsound.ru
Эпилог
Массовый серийный выпуск последнего внушительного достижения в советском HI-FI продолжался до 1992-го года, после этого объемы производства резко упали, а потом и вовсе прекратились. На мой взгляд, история этой АС, как и прочих серьезных разработок в области аппаратуры высокой верности воспроизведения, демонстрирует способности советских инженеров, качество их образования и квалификации. Кроме того, дает возможность оценить полную нежизнеспособность советской системы вознаграждения за труд, управления производством бытовой аппаратуры и плановой экономики.
Джинса
В нашем каталоге представлено множество акустических систем высокой верности воспроизведения.
Использован фотоконтент ldsound.ru
habr.com
Хваленая акустика "Корвет 150АС-001".
После прослушивания в течение двух лет своих S-90 мне наконец-то захотелось их сменить на что-то более качественное и мощное. Отдавать тысячи долларов мне не хотелось к тому же я начитался в интернет невероятное множество хвалебных статей о Корвет 75АС-001 которые при соответствующей переделке переигрывают многие АС в ценовом диапазоне от 500 до 1000 долларов. Вот я и решил купить их и переделать. В Минске эти Корветы очень редко появляются и вот после месяцев штудирования "Из рук в руки" я увидел Корвет 150АС-001. Все статьи в интернет как в один голос утверждают что 75АС-001 и 150АС-001 одно и то же, поэтому я с радостью приобрел долгожданные последние. К тому же продавец заявил что это переделанный вариант вручив мне извлеченные платы защиты от прегрузок. Я был рад еще больше потому что мне даже не придется их переделывать самому. У продавца я проверил работоспособность динамиков на его композициях абсолютно не пытаясь протестировать их на качество, потому что был уверен что если они не спалены, то играть плохо не будут. Привез домой, подключил к своему старенькому 20-ти летнего возраста усилку Sharp, 80 ватт на канал. И о ужас, Корветы играли ужасно глухо, уступая моим S-90-м в разы! Но вот низы меня конечно порадовали и мощностью и глубиной. В итоге я решил не делать поспешных выводов до замены усилителя и проводов - у меня были простые электрические. Колонки у меня так стоят, что кабеля нужно 12 метров, поэтому я купил кабель всего за 2 доллара за метр - Phoenix Gold (super OFC series SS162). Усилитель Yamaha A-700 - 150 ватт на канал на 8 Ом, сигнал/шум 106 dB, интермодуляционные искажения 0,005%. Ничего не изменилось! Почитал в и-нете про S-90 и узнал что у них завышены верхи и середина не правильная. Пришла мысль - может я совсем не разбираюсь в качественном звучании или у меня вовсе отсутствует нормальный слух, а это звучание и есть правильное? Тогда я решил сравнить их с моими наушниками Sennheiseh HD-590 - их звучание по сравнению с акустикой за $1000 можно считать эталонным. Конечно не совсем правильно проводить такие сравнения, но в результате я понял что S-90 завышают верхний диапазон середины и верхи, а Корвет эти диапазоны заглушает еще в большей степени чем S-90 завышает. Послушав Корветы еще и покрутив эквалайзер я пришел к выводу что наибольшая проблема в диапазоне 6-7 кГц. Были мысли завезти колонки назад продавцу, набить морду и забрать деньги. Но немного подумав я решился открыть колонки. У меня была вот эта принципиальная схема платы фильтров 75АС-001 с защитой от перегрузок. Так же у меня были статьи по переделке. Сразу же я увидел что катушки стоят на пластмассовой раме, а не на плате как у 75АС-001. Дальнейший анализ показал что и сама плата фильтров отличается. Но посмотрев повнимательнее я нашел и некоторое сходство. И тут я понял что продавец переделавший эти колонки увидев эти расхождения не полез дальше и просто выбросил плату защиты от прегрузок. А в статьях по переделке написано что нужно выпаять несколько резисторов (на схеме помечены красным). Все сопоставив и проверив я выпаял нужные резисторы и запаял минусы динамиков в одну точку. Собрал колонки и услышал что середина и верхи стали звучать громче, меньше заглушаться низами, но провал в диапазоне 6-7 кГц все-равно оставался. Тогда я решил проследить все дорожки на плате фильтров и составить схему, подозревая что есть какие-то различия. И я их нашел. Вот окончательная версия переделанной платы фильтров 75АС-001 с помеченными элементами которые в 150АС-001 просто отсутствуют. А вот собственно и схема платы фильтров 150АС-001 составленная мной после переделки и если внимательно посмотреть то видно что значения многих элементов немного отличаются от 75АС-001. Насколько влияют эти изменения? Может дело вовсе не в плате фильтров? Может просто в 91-м году стали плохо делать все? И вот я наткнулся в и-нете на упоминание о программах которые расчитавают электрические схемы. Я нашел Electronic Work Bench Multisim 7. Скачал демо версию на 70 мб - ограничение демо в том что нельзя сохранить файл. Два дня я искал крэк, но так и не нашел и решил просто не выключать компьютер. На то чтобы разобраться с программой тоже ушло несколько дней. Вот что я получил для среднечастотника. Красная линия - 75АС-001. Синяя - 150АС-001 до переделки. Зеленая 150АС-001 после переделки. Звучание сильно изменилось, больше всего это было слышно на голосе, но левая колонка звучала несколько глуше чем правая и тогда я поэксперементировав в Multisim обнаружил что увелечение сопротивления резистора R2 сдвигает отсекание высоких частот вправо на графике. Экспериментально на слух значение получилось 22 Ом. Вот что я получил для высокочастотника. Графики для 150-х и 75-х совпадают на процентов 99. Вот график для низкочастотника. Красная линия - 75-е, зеленая 150-е. Как я понимаю это не так страшно. Просто 150-е в диапазоне 3.5 - 3.8 кГц будут звучать несколько тише чем 75-е. Но этот диапазон отлично подхватывается среднечастотником, поэтому никаких проблем не слышно. В итоге АС стали звучать гораздо лучше, но все-равно средне-высоких частот не совсем достаточно и это приходится корректировать эквалайзером. В и-нете я наткнулся на инфомацию что 75-е шли даже еще в 90-м году. На моих 150-х дата не стоит, но на низкочастотниках указано 91г, 11-й месяц, поэтому скорее всего что все 150-е такие, но не факт. Вот немного фото. Кроссовер слева до переделки и справа после. Здесь можно увидеть катушку для низкочастотника и большие конденсаторы для среднечастотника Так они у меня расположены для прослушивания, в фазоинверторе паралоновый круг толщиной около сантиметра - для моей комнаты это лучше. Надеюсь что эта статья хоть чем-то поможет несчастным обладателям 150АС-001 того же выпуска что и мои. Сейчас я думаю попробовать найти плату фильтров от 75АС-001 или вообще найти 75-е до 90-го года. Пока не нашел. Несмотря на проделанную работу желаемый результат не достигнут. Если у кого-то есть предложения или вопросы - [email protected]
korvet150as.narod.ru
75АС-001 Кливер, Корвет (150АС-001 Корвет, 150АС-009 Кливер)
Особенности конструкции
Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевой панели — трехслойной (фанера — ДСП — фанера) — 24 мм. В конструкции корпуса предусмотрены элементы, увеличивающие жесткость корпуса и снижающие амплитуды колебаний стенок — ребра жесткости и стяжки.
В 75АС-001 использован набор головок, разработанных для нового поколения высококачественных АС повышенной чувствительности — 100ГДН-З, ЗОГДС-1, 10ГДВ-4, выпускаемые заводом «Красный Луч». Конструирование узлов головок с применением специально разработанных комплексов программ по расчету их характеристик на ЭВМ позволило создать эффективные головки с малыми нелинейными искажениями. Головки обрамлены декоративными накладками, изготовленными из пластмассы АБС-2020: накладка головки НЧ – круглая, с шестью крепежными отверстиями, накладка головок СЧ и ВЧ – прямоугольная с восемью крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальной герметичной трубой, соединяющей лицевую и заднюю стенки корпуса. Головки расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси. При этом, с целью снижения неравномерности АЧХ звукового давления в области частот 1000 Гц, возникающей за счет отражения от лицевой панели АС, головка СЧ установлена ближе к верхнему краю лицевой панели, выше головки ВЧ.
На лицевой панели, кроме того, находя декоративный шильдик с названием АС, формой типовой частотной характеристики звукового давления и индикаторами перегрузки по НЧ, СЧ и ВЧ полосам АС; отверстие диаметром 75 мм, являющееся выходным отверстием рубы фазоинвертора длиной 91 мм. геометрические размеры фазоинвертора обеспечивают настройку на частоту 36 Гц.
Внутренний объем АС — 57 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпус АС заполнен эффективным звукопоглощающим материалом АТМ-1.
Внутри корпуса смонтированы электрические фильтры, спроектированные методами оптимального синтеза с применением ЭВМ и обеспечивающие помимо электрического разделения низко-, средне- и высокочастотных полос АС также и коррекцию амплитудных и фазовых характеристик.
Схема 150АС-001 Корвет
Фильтры обеспечивают разделение полос: между головками НЧ и СЧ — 600 Гц; фильтр со стороны головки НЧ – 2 порядка, а со стороны головки СЧ — 3 порядка; между головками СЧ и ВЧ – 6000 Гц; фильтр со стороны головки СЧ – 3 порядка, а со стороны головки ВЧ — 4 порядка.
В конструкции фильтров применены резисторы типа С5-35В, конденсаторы типа МБГО, катушка индуктивности на пластмассовых каркасах с «воздушными» сердечниками.
В акустической системе 75 АС-001 имеется схема защиты динамиков от электрических перегрузок и индикации наличия таких перегрузок в подводимом сигнале.
При появлении на входе АС сигнала, превышающего допустимую мощность для какой либо динамика, устройство защиты снижает сигнал до безопасного значения для каждой соответствующей головки. О возникновении перегрузки в какой-либо полосе АС предупреждает свечение индикаторов на передней панели над соответствующей надписью – НЧ, СЧ или ВЧ.
Схемы защиты и индикации настроены на срабатывание при подведении к АС реально музыкального сигнала пиковой мощности 75 – 100 Вт, что соответствует уровню звукового давления не менее 110 дБ. При установленной заглушке ЗАЩИТА схема срабатывает при пиках сигнала 300 – 350 Вт, что соответствует уровню звукового давления около 116 дБ. Первый режим обеспечивает максимальную надежность; второй – максимальный динамический диапазон и используется при испытаниях на максимальную кратковременную мощность.
На основании АС расположены четыре пластмассовые ножки, а на задней стенке — клеммы для подключения подводящих проводов и розетка ЗАЩИТА для установки вилки-замыкателя, изменяющей (повышающей) порог срабатывания защиты.
www.donex-ua.narod.ru