Сущность и задачи эстетического воспитания дошкольников
Эстетическое воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Оно направлено на развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, на воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.
Основная цель эстетического воспитания дошкольников – формирование эстетически развитой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно разделить на две группы:
- Формирование эстетического отношения к окружающему миру:
- Развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное
- Воспитание художественного вкуса и потребности в познании прекрасного
- Формирование художественных умений в области разных искусств:
- Обучение детей рисованию, лепке, конструированию
- Обучение пению, движениям под музыку
- Развитие словесного творчества
Методы и средства эстетического воспитания дошкольников
Для эффективного эстетического воспитания дошкольников педагоги используют различные методы и средства:
- Показ, наблюдение, анализ, пример взрослого – для формирования эстетического отношения к окружающему
- Практические методы (упражнения, объяснение, творческие задания) – для развития художественных навыков и умений
- Создание эстетической среды в ДОУ и семье
- Эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность как средства эстетического воспитания
Важно использовать методы, поддерживающие у детей желание создавать красивое своими руками, участвовать в художественной деятельности. При этом обучение навыкам должно сочетаться с решением творческих задач.
Роль искусства в эстетическом воспитании дошкольников
Искусство является мощным и многогранным средством эстетического воспитания дошкольников. Оно включает:
- Изобразительное искусство
- Музыку
- Литературу
- Архитектуру
- Театр
- Кино
Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает особое влияние на ум и чувства ребенка. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует формированию эстетического восприятия, вкуса, идеала.
Формирование эстетического вкуса у дошкольников
Основные пути формирования эстетического вкуса у дошкольников:
- Знакомство с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи
- Обучение пониманию и оценке доступных возрасту произведений искусства
- Развитие способности замечать красоту в природе, быту, поступках людей
- Воспитание стремления к созданию прекрасного в разных видах художественной деятельности
Важно учить детей получать удовольствие от общения с прекрасным, испытывать эстетические чувства и переживания.
Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы
Природа – мощное средство эстетического воспитания дошкольников. Она демонстрирует детям гармонию, разнообразие красок, форм, звуков. Задача педагога – научить детей видеть красоту природы, эмоционально откликаться на нее.
Основные методы эстетического воспитания средствами природы:
- Наблюдения за природными явлениями
- Экскурсии в природу
- Беседы о красоте природы
- Чтение художественных произведений о природе
- Рассматривание произведений пейзажной живописи
- Слушание музыки, отражающей образы природы
Важно не только учить детей созерцать красоту природы, но и заботиться о ней, бережно относиться к растениям и животным.
Эстетика быта как средство эстетического воспитания дошкольников
Эстетика быта играет важную роль в эстетическом воспитании дошкольников. Она включает в себя:
- Эстетику обстановки (красивые, гармонично подобранные предметы интерьера)
- Эстетику одежды ребенка и окружающих его людей
- Красоту отношений между людьми
- Культуру речи
Задача педагогов и родителей – создать эстетичную среду, в которой ребенок будет жить и развиваться. Это формирует у детей потребность в красоте и стремление поддерживать ее в своем окружении.
Организация эстетического воспитания дошкольников в семье
Семья играет важнейшую роль в эстетическом воспитании дошкольников. Родителям рекомендуется:
- Создавать эстетическую среду в доме
- Знакомить детей с произведениями искусства
- Читать детям художественную литературу, слушать с ними музыку
- Посещать с детьми музеи, выставки, концерты
- Поощрять творческую деятельность ребенка (рисование, лепку, пение и т.д.)
- Обращать внимание детей на красоту природы, учить любоваться ею
- Развивать собственную эстетическую культуру, подавать пример детям
Важно, чтобы эстетическое воспитание в семье осуществлялось систематически, с учетом возрастных особенностей ребенка.