Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Содержание

как найти потерю, замерить массу на аккумуляторе, потребление тока, напряжение в машине

Автор:  Лев Барсуков Обновлено:  11 ноября, 2022

Для современного авто расход энергии даже при выключенном зажигании является нормальным явлением. Но если владелец техники обнаруживает, что новый аккумулятор всего через несколько дней, а иногда и уже на следующее утро оказывается разряжен, ему рекомендуется измерить утечку тока в автомобиле мультиметром. Это позволит установить присутствие проблемы и приступить к обнаружению ее причин и их решению.

Содержание

  • 1 Какие инструменты нужны
  • 2 Как настроить мультиметр
  • 3 Измерение общего тока
  • 4 Поиск причин утечки

Какие инструменты нужны

Чтобы замерить утечку тока на аккумуляторе, владельцу техники потребуется гаечный ключ на 10, а также тестер, измеряющий ток величиной от 3-5 А. Такой показатель доступен практически на всех мультиметрах, в том числе и китайских.

Если под рукой нет измерительного прибора, в крайнем случае можно воспользоваться 12V лампочкой. Не следует брать светодиодные лампы – при скачке напряжения она сразу сгорит. Визуально определить это невозможно, поэтому диагностика потери тока будет проведена неправильно.

Как настроить мультиметр

Перед тем, как приступить к замеру утечки тока на аккумуляторе, нужно выполнить правильную настройку мультиметра. От этих действий зависит итоговый результат операции, а также целостность самого прибора.

Инструмент используют в режиме замера постоянного тока и устанавливают предельно допустимое значение измерения.

Измерение общего тока

Проверка утечки тока в машине – это измерение мультиметром тока, который поступает от АКБ после выключения зажигания к автомобильным узлам. Для этого транспортное средство устанавливают на стоянку и отключают все потребители питания – фары, навигатор, магнитолу и т.д. Затем выключают зажигание, открывают капот, опускают одно из стекол, чтобы в случае возможных проблем иметь возможность открыть автомобиль и включают сигнализацию.

Далее настраивают мультиметр и отсоединяют провод от одной из клемм батареи, чтобы померить ток утечки. Более безопасной считается проверка мультиметром массы на аккумуляторе автомобиля, но можно использовать и плюсовой контакт. Далее к клемме и проводу подсоединяются щупы тестера. Чтобы освободить руки, используют клещи или зажимы «крокодил».

Запрещается соединять щупами плюс и минус батареи – случится короткое замыкание. Вреда машине это не причинит, а в тестере сгорит предохранитель или же прибор выйдет из строя.

После того, как тестер подключен, запрещается включать какое-либо автомобильное оборудование, потому что потребляемый им ток может превысить допустимый предел измерения мультиметра и последний сгорит.

Если все действия выполнены правильно, на дисплее тестера должно появиться цифры, обозначающие ток утечки. Высчитать допустимое значение для своего авто можно самостоятельно, сложив потребляемый ток каждым элементом в бортовой сети. Так, сигнализация потребляет до 20 мА, часы – 1 мА, акустическая система – примерно 3 мА и т.д. Показания на экране мультиметра не должны превышать полученной суммы, а также разрешенных норм.

На автомобилях со штатным оборудованием возможна утечка до 50 мА, на технике с дополнительными потребителями питания (магнитола, сигнализация, навигатор и т.д.) – до 80 мА. Если значение больше допустимого, это сообщает о проблемах с утечкой.

Необходимо оставить тестер подключенным на 10-15 минут. На автомобилях часто устанавливается «умное» оборудование, переходящее в режим сниженного потребления электроэнергии через некоторое время после выключения зажигания. Если же показания на дисплее так и не снизились, нужно приступить к обнаружению причины потери тока.

Поиск причин утечки

Чтобы найти утечку тока в автомобиле или на мотоцикле, сначала проверяют оборудование, установленное владельцем техники самостоятельно или при помощи непрофессиональных мастеров. Для него обычно нет штатных мест для подключения, поэтому специалисты сами выбирают, куда его подсоединить. Так, например, существенная потеря тока наблюдается, если к замку зажигания подсоединить навигационную технику или подогрев сидений.

 

Другая причина, по которой осматривается сначала нештатное оборудование – это состояние проводки. Если провода, проложенные на заводе, тщательно защищены и их целостность нарушается очень редко, то сам владелец автомобиля или неумелые мастера проводку могут размещать где угодно. Из-за этого она часто перетирается при трении о края металлических элементов конструкции. Если провода находятся вблизи от мотора, они могут расплавиться, т.к. во время работы этот узел сильно нагревается. В результате возникает короткое замыкание.

Сначала нужно визуально осмотреть проводку и само оборудование для обнаружения физических повреждений — перегибов, следов гари и т.д. Если дефектов не выявлено, чтобы найти потерю тока поочередно отключают автомагнитолу, охранную систему, навигационную технику, подогрев сидений и т.д., при этом отслеживая данные на дисплее мультиметра.

Если неисправность не обнаружена, переходят к заводскому оборудованию. Это более сложная работа, но важная, если пользователь не желает постоянно заряжать аккумулятор и снижать срок его службы.

В каждой машине предусмотрена колодка предохранителей. На транспорте разных компаний она может выглядеть по-своему, но предназначение во всех случаях одинаковое. В ней каждый элемент отвечает за один или ряд потребителей тока. Чтобы понять, каких именно, нужно изучить электрическую схему конкретного авто.

Далее при внимательном контроле значений на дисплее мультиметра предохранители по очереди отключают. Обнаружив проблему, нужно установить, какие узлы к нему подсоединены и проверить их целостность. Необходимо понимать, что неисправность можно отыскать как в самом оборудовании, так и в проводке (изоляция повреждена при трении о конструкцию кузова) или в местах ее подключения (запылились или залиты соединительные колодки, винтовые соединения неплотно затянуты).

Если после проверки предохранителей причина поломки не обнаружилась, утечку тока ищут в генераторе. Чтобы выполнить его диагностику, мультиметр подсоединяют к аккумуляторным клеммам. Затем на приборе выбирают режим замера напряжения. Полностью заряженная батарея покажет на дисплее от 12,6 до 12,9 В.

Теперь заводят мотор и включают несколько потребителей тока, например, фары и печку. На экране должны быть цифры от 12,8 до 13,4 В, предельное значение – 14,3 В. Если напряжение при запущенном двигателе находится в этих рамках, генератор цел. Если же оно ниже, деталь неисправна и не заряжает аккумулятор.

При постоянной быстрой разрядке нового аккумулятора следует проверить утечку тока в автомобиле мультиметром. Если значение на дисплее тестера выше, чем 50-80 мА, нужно искать неисправность. Сначала выполняется визуальный осмотр нештатного оборудования, контактов и проводов. Далее поочередно отключается каждый из узлов при постоянном контроле значений на дисплее мультиметра. Как только показания упадут, проблема обнаружена. Если действия не помогли найти поломку, выполняют диагностику заводского оборудования, последовательно отключая предохранители в колодке. Если неисправный узел по-прежнему не выявлен, проверяют состояние генератора.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и тестером

Утечка тока в автомобиле приводит к разрядке аккумулятора. Происходит это, как правило, во время стоянки и, как кажется, на первый взгляд, без видимой на то причины.

Владелец садится за руль, поворачивает ключ в замке зажигания, но ничего не происходит. Все, что он слышит — щелчок или слабые попытки вращения стартера.

Важно вовремя выявить и устранить неисправность так как, особенно в зимний период эксплуатации, это может привести к непростой ситуации.

Какая утечка тока допустима

В каждом современном авто имеется группа потребителей, которые постоянно нуждаются в подключении к бортовой сети, а значит и к аккумулятору. В их число входят часы, иммобилайзеры, память ЭБУ, обогреватель, фары, кондиционер и многое другое.

Для наглядности посмотрите на схему электрооборудования ВАЗ 2115.

Схема электрооборудования ВАЗ-2115 ВАЗ-2114 и ВАЗ-2113

К примеру, память блока управления нуждается в сохранении параметров, касающихся работы силового агрегата и других узлов. Если питание пропадет, информация обнулится, и придется устанавливать все параметры заново.

С учетом сказанного небольшая утечка тока в машине — это нормально. Этот параметр незначительный и может быть рассчитан путем простых операций. Достаточно сложить токи всех потребителей сети.

Примеры нагрузки, которую берут те или иные устройства:

  • сигнализация — до 20 мА;
  • часы — 1 мА;
  • аудиосистема — 3 мА и т. д.

Для измерения интересующего тока понадобиться мультиметр. Если замеры показали уровень выше нормы, это свидетельствует о неисправности, которую необходимо отыскать и убрать.

Читайте также:

Причины, по которым может быть утечка тока, или почему разряжается аккумулятор

Распространенная причина появления утечки — проблемы с одним из потребителей. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

Магнитола

В большинстве случаев именно автомагнитола является проблемой для автовладельцев. Это объясняется наличием энергонезависимой памяти, в которой хранятся настройки пользователя.

Потеря питания приводит к тому, что владелец вынужден снова выставлять все параметры.

Причина утечки может быть в следующем:

  1. Неисправность. В случае поломки нормальный ток утечки (около 10 мА) существенно возрастает. Причиной может быть замыкание, выход из строя какого-то элемента и прочие проблемы. Решением неисправности может быть замена или ремонт.
  2. Неправильное подключение. В погоне за дешевизной автовладельцы часто обращаются к начинающим мастерам. Из-за отсутствия опыта они ошибаются при соединении устройства, что приводит к дополнительным утечкам. Оплошность может иметь место при подключении сигнализации или другого дополнительного оборудования.
Обозначения и расшифровка проводов магнитол

Больше по теме: Распиновка разъемов автомагнитол.

Охранная система

Сигнализация продолжает работать даже при отключении двигателя и остальных потребителей тока. Именно этот узел часто становится причиной утечек и приводит к разряду АКБ во время стоянки.

Во многих охранных системах имеется передатчик, который отправляет и получает сигналы от брелока. В качестве дополнительных потребителей также выступают системы GSM и GPS, а также другие устройства, нуждающиеся в питании. Многие заводы-изготовители охранных систем стараются снизить потребление, когда устройство переводится в режим защиты.

Завышенную утечку тока можно определить только опытным путем одним из рассмотренных ниже методов.

ЭБУ

Блок управления двигателем всегда потребляет определенный ток. Это актуально даже в том случае, когда устройство исправно. В таком случае утечка будет превышать не больше 1-5 мА. В случае повреждения токи могут быть значительно выше.

Стартер

Исправный стартер потребляет энергию только при повороте ключа зажигания и пуске двигателя. В ином случае на этом узле нет тока утечки даже при наличии на клеммах напряжения. Исключением может быть только неисправность, но такая поломка обязательно себя проявит.

Генератор

АКБ

При загрязнении клемм аккумулятора возможна дополнительная утечка тока. Параллельно стоит помнить о таком факторе, как саморазряд АКБ.

Чем старее АКБ, тем выше у него ток утечки. При подключенных проводах этот параметр может достигать 4% в день.

Забытые устройства

Распространенная ситуация, когда автовладелец забыл выключить какой-либо прибор из прикуривателя. Это может быть регистратор, навигатор, мобильный телефон или что-то еще. В таком случае устройство «вытягивает» ток без какой-либо пользы. Результатом может стать полностью разряженный АКБ.

Прочие причины

В дополнение к рассмотренным выше стоит выделить еще ряд причин, которые могут привести к утечке тока в бортовой сети автомобиля:

  • испарение электролита, которое заметно по появлению пятен на корпусе;
  • неправильно подключенные приборы, к примеру, телевизор или регистратор;
  • повреждение проводки;
  • появление проводов возле мотора;
  • замыкание дополнительной аппаратуры;
  • залипание реле мощных потребителей;
  • повреждение концевика багажника или дверей.

Негативные последствия потери тока в бортовой сети

Появление утечки тока на авто имеет ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать:

  1. Отказ потребителей. При достижении параметра 0.5 А возникает рассеивание 6 Вт по мощности (12 В х 0.5 А). Если утечка происходит в каком-либо одном узле, к примеру, в микросхеме ЭБУ или транзисторе, имеет место нагрев элемента. Возрастает риск поломки и отказа.
  2. Разряд АКБ. Наиболее распространенная проблема — снижение емкости аккумуляторной батареи невозможность пуска двигателя. При наличии утечки в 0,5 А за 5 часов простоя источник питания теряет 2.5 А*ч. Если машина постоит сутки без дела, этот параметр составит 12 А*ч. В случае, когда водитель берет авто только на выходных, за 5 дней разряд может составить 60 А*ч. На многих легковых авто устанавливается АКБ именно с такой емкостью. Это значит, что попытки завести мотор обратятся провалом. Более того, глубокий разряд батареи негативно сказывается на ее сроке службы.
  3. Воспламенение электрической проводки. Утечка тока в бортовой сети авто может привести возгоранию. Это реально, если параметр достигнет отметки 1 А и, соответственно, 12 Вт. Сама по себе ситуация не может привести к появлению огня, но этого достаточно для оплавления проводки и дальнейшего замыкания проводов. Результаты могут быть непредсказуемыми.

Как подключить мультиметр

Для выявления тока утечки необходимо правильно подключить мультиметр к бортовой сети.

Алгоритм действий такой:

  1. Отключите потребителей от АКБ.
  2. Включите мультиметр и переключите его на режим измерения тока.
  3. Снимите «плюс» или «минус» с аккумулятора.
  4. Закрепите один щуп на снятый провод.
  5. Второй контакт подключите к «плюсу» или «минусу» АКБ в зависимости от того, чтобы было демонтировано.

В результате происходит замыкание, в приборе сгорает предохранитель, но АКБ и проводка машины не должны пострадать. Если полученный ток утечки ниже допустимого параметра, нужно искать другие причины неисправности.

Как найти утечку

Если измеренный показатель выше нормы, необходимо найти утечку и устранить ее. Ситуация усложняется тем, что в современных автомобилях работает десятки потребителей.

Заводская проводка редко повреждается, поэтому КЗ появляются только при наличии повреждений. К примеру, в случае аварии высок риск нарушения целостности кожуха.

При этом провода, которые прокладываются владельцем машины, лежат неаккуратно. Они проводятся в любом попавшемся месте, и именно в этих местах чаще всего происходят повреждения в виде замыканий.

Результат — появление утечек и последствия, о которых упоминалось выше.

Эксперты рекомендуют действовать в следующей последовательности:

  1. Визуальный осмотр внештатной проводки.
  2. Обследование устройств, которые подвержены ударам.
  3. Переход к более сложным методам поиска.

На следующем шаге требуется поочередное отключение предохранителей и контроль тока. Как только проблемный участок найден, можно заняться им более плотно.

Распознать его можно по нормализации тока ниже допустимого уровня после удаления вставки плавкой на определенном ответвлении (пошаговая инструкция рассмотрена ниже).

Проверка на наличие утечки

Для проведения проверки потребуется не так уж и много – достаточно под рукой иметь амперметр или мультиметр с возможностью измерения силы тока до 10 А, набор ключей рожковых, перчатки хлопчатобумажные.

В общем, нужно сделать все, как будто авто ставится на стоянку, но при этом нужно обеспечить доступ к АКБ.

Проверка через минусовую клемму аккумулятора

Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует ослабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы.

Плюсовой провод остается подключенным. Далее производится подключение прибора.

Полярность прибора при проведении проверки через «минусовой» вывод роли не играет. После подсоединения на дисплей выведется значение потребляемого тока.

Такой диапазон обуславливается количеством электроприборов – если оно минимальное, к примеру, на карбюраторном авто только с базовым электрооборудованием и без сигнализации, то и расход тока будет малым.

А вот если в авто используется инжектор, имеются охранные мультимедийная системы, то и потребление тока будет больше.

Проверка через блок предохранителей

Один из наиболее эффективных способов поиска неисправности — проверка машины на утечку через предохранительный блок.

Алгоритм действий имеет следующий вид:

  1. Отыщите схему расположения предохранителей. Подробная информация доступна в руководстве по эксплуатации авто. Иногда данные о назначении каждой вставки плавкой можно найти на крышке блока.
  2. Снимите «плюс» с аккумуляторной батареи.
  3. Убедитесь, что все потребители в машине выключены и не работают.
  4. Берите мультиметр и установите режим измерения постоянного тока. Подключите контакты к интересующим разъемам с помощью крокодилов (так удобнее). При соединении учтите полярность и избегайте контакта с кузовом автомобиля из-за риска замыкания.
  5. Смотрите на экран мультиметра, где появится реальный ток утечки. Если полученный параметр меньше 0.2 А, можно не переживать. Ничего делать не нужно. В случае, когда измеренный параметр превысил отметку 0.5 А, придется искать место повреждения. При показателе от 0.2 до 0.5 А автовладелец сам принимает решение, проводить дальнейшие мероприятия или нет.
  6. Попросите помощника поочередно доставать предохранители и ставить их на место. В это время необходимо смотреть, меняется параметр тока или нет. Если ток уменьшился, нужно снять другие предохранители цепи. К примеру, если проблема в ЭБУ, можно убрать на время вставки плавкие цепи головного света, стеклоочистителей и других элементов.

Существует более сложный способ проверки, не требующий помощи других людей. Алгоритм действий такой:

  1. Установите «плюс» на место.
  2. Последовательно убирайте предохранители.
  3. Подключайте мультиметр к разъемам снятого предохранителя для контроля тока одной цепочки.

Устранение неисправностей

Как только найден источник проблемы, необходимо перейти к решению проблемы.

В зависимости от ситуации могут потребоваться следующие шаги:

  • очистка от загрязнений проблемных участков с помощью спирта или аналогичных средств;
  • восстановление проводки АКБ при обнаружении поврежденной изоляции и защита от появления проблем в будущем;
  • просушивание приборов, если внутрь блока попадала влага;
  • замена неисправного прибора, если он является причиной неисправности;
  • изменение режима электроники для снижения минимального потребления тока.

После завершения работы необходимо снова провести проверку и убедиться в снижении тока утечки до безопасных показателей.

Проверка некоторых элементов сети

К таким элементам относится:

  1. Стартер;
  2. Генератор;
  3. Элементы системы зажигания.

Чтобы выявить, какой из них поврежден и из-за этого потребляется ток АКБ, нужно тщательно осмотреть проводку, идущую к данным элементам, а затем поочередно отсоединять провода от них, пока такое действие не даст результат – потребление тока снизится до необходимых пределов.

Как проверить генератор на утечку тока

Одной из причин появления проблем может быть генератор. Для проверки этой версии стоит сделать следующие шаги:

  1. Подключите щупы к клеммам АКБ.
  2. Установите режим измерения напряжения.
  3. Запустите мотор.
  4. Включите печку, ближний свет и нагрев заднего стекла.
  5. Контролируйте параметр.

В случае, когда ток утечки превышает 2-3 А, для поиска неисправности используйте обычный гаечный ключ. Приложите его к шкиву генератора и посмотрите, магнитится он или нет. Если это происходит, диоды и катушка неисправны.

Проверка сигнализации на утечку тока

  1. Поставьте машину на сигнализацию, после чего сразу проверьте потребление тока, и запомнить значение.
  2. После еще раз выполните замер, но не раньше, чем через 5 минут. Именно столько нужно, чтобы сигнализация стала в режим ожидания.

В таком режиме она потребляет меньше энергии, поэтому при замере после 5-минутного ожидания расход тока должен снизиться.

Если утечка тока не снизилась, следует проверить правильность подключения сигнализации.

Проверка утечки тока на стартере

Причиной неисправности может стать проблема со стартером, который потребляет максимальный ток во время пуска двигателя. Определить неисправность с этим узлом труднее всего, ведь автовладельцы сразу «грешат» на АКБ или генератор.

Для проверки сделайте следующие шаги:

  1. Открутите «плюс» от стартера.
  2. Уберите его в сторону, чтобы не прикоснуться к «массе».
  3. Подключите мультиметр к клеммам.
  4. Обратите внимание на потребление тока. Если оно снизилось, стартер неисправен.

Алгоритм действий такой:

  1. Разместите клещи вокруг «минуса», который отходит от АКБ.
  2. Заведите мотор три раза.
  3. Обратите внимание на ток при каждом пуске. Он должен составлять от 143 до 148 А. Максимальный параметр можно достигать 150 А.

Если полученный показатель существенно меньше, причиной являются проблемы со стартером. В таком случае его необходимо отремонтировать, а при невозможности заменить.

Проверка утечки тока на аккумуляторе

Причиной неисправности часто является АКБ. Для проверки версии достаточно измерить напряжение на клеммах и корпусе аккумуляторной батареи.

Алгоритм такой:

  1. Заглушите двигатель.
  2. Подключите красный провод мультиметра к «плюсу», а черный — к «минусу».
  3. Убедитесь, что на уровне 20 В параметр находится на уровне 12. 5 В.
  4. «Плюс» оставьте на клемме, а «минус» приложите к корпусу в месте расположения пробок или следов испарений.

Пара советов от бывалых автолюбителей

Предлагаем ознакомится с некоторыми полезными советами от опытных автовладельцев.

Совет 1

Необязательно производить замеры утечки по «минусовому» выводу, протестировать бортовую сеть можно и по «плюсовому».

Алгоритм действий примерно тот же – отсоединяется клеммник от «плюсовой» клеммы АКБ.

Здесь важно не перепутать полярность, иначе можно испортить прибор.

Совет 2

Перед проведением замеров лучше окна в авто открыть, да и не стоит ключи оставлять в зажигании.

Дело в том, что при отключении клеммника от АКБ возможно срабатывание центрального замка, в результате чего авто закроется.

Открытые окна и ключи в кармане позволят избежать такой неприятности, как закрытый автомобиль с ключами внутри.

Увеличение тока утечки — серьезная неисправность, требующая вмешательства автовладельца, поиска неисправности и устранения. Если ничего не предпринимать, аккумулятор будет быстро разряжаться.

Это приведет к сложностям или невозможности пуска и необходимости быстрой замены батареи из-за износа.

⚡ Утечка тока в автомобиле

Ток утечки в автомобиле нормальный и повышенный. Во втором варианте возникают неприятные проблемы с аккумулятором и запуском двигателя после простоя. Очередная запредельная утечка иногда становится причиной возгорания автомобиля. А это опасно и дорого. Потери тока, если они слишком велики, надо уметь определять по косвенным признакам, правильно измерять их мультиметром. Также полезно знать, как найти причину повышенного расхода и по возможности устранить ее без мастерской. Об этом пойдет речь в статье.

Что такое утечка тока в автомобиле


Чтобы суть утечки тока в автомобиле была понятна всем без исключения, начнем с основных понятий. Для этого возьмем простейшую электрическую схему, состоящую из аккумулятора, выключателя и какого-нибудь потребителя. Подключаем потребитель к аккумулятору, чтобы его можно было включать и выключать по желанию.

Теперь, если мы замкнем нашу электрическую цепь выключателем, через нее потечет ток. Потребитель будет работать, а аккумулятор разрядится. Когда мы разомкнем цепь (переключателем), по ней не будет течь ток. По крайней мере, не должно. Потребитель не будет работать, а аккумулятор потеряет запасенную энергию.

В автомобилях в качестве выключателя могут выступать:

  • замок зажигания;
  • кнопка отключения массы;
  • электроника.

То есть переводом замка зажигания в крайнее положение перед стоянкой автомобиля мы разрываем электрическую цепь. Если в машине есть электроника, которая переходит в ждущий или спящий режим, то она тоже работает. Однако, несмотря на эти меры, ток в цепи все же течет. Почему?

Первые , устройства, которые переходят в ждущий или спящий режим, продолжают потреблять энергию. Во вторых , замок зажигания не является “главным” выключателем, то есть не все выключает. И только при отключении кнопки массы или снятии клеммы с аккумулятора машина полностью обесточивается.

Теперь пришло время разделить ток утечки на нормальный и повышенный. Не будем пока о цифрах. Мы доберемся до них. Так. Если энергия аккумулятора при стоянке автомобиля тратится на работу необходимых устройств, то это нормальная утечка тока. К таким потребителям относятся охранная сигнализация, «спящая» магнитола, записывающий видеомагнитофон и так далее.

Повышенная утечка тока обычно указывает на то, что заряд батареи расходуется впустую. Сюда входят, например, случайно включенные габаритные огни. Еще повышенный ток утечки возникает из-за неправильно подключенных внешних устройств, не уходящих в спящий режим при необходимости. В общем, это пустая трата энергии.

Подведем промежуточные итоги.

Разрядка транспортного средства – это любое потребление энергии аккумуляторной батареи во время стоянки транспортного средства. Так как это по сути электрический ток, то его потери измеряются в амперах. Размер утечки зависит от количества устройств, работающих во время парковки, и от мощности каждого из них.

Есть два вида тока утечки – полезный и вредный. Первый тип относится к потреблению энергии для выполнения желаемой работы. Например, для охраны автомобиля или записи происходящего вокруг.

Вредная утечка — пустая трата энергии.

По большому счету, если энергия аккумулятора тратится на выполнение полезной работы, то называть это утечкой не совсем корректно. Но в случае с автомобилем все равно любое потребление тока при длительной остановке принято считать утечкой. Чтобы во всем этом разобраться, необходимо разобрать понятие скорости утечки тока.

Нормальный ток утечки в автомобиле


Нормальный ток утечки в автомобиле

Теперь немного разберемся, что такое ток утечки, и каково его значение в конкретных числах. Сложность этого пункта в том, что разные автомобили имеют разные показатели, и зависят от многих факторов. Однако все же есть на чем сосредоточиться. Но сначала кратко перечислим факторы, от которых зависит скорость утечки тока в автомате.

К ним относятся:

  1. Обилие штатной электроники.
  2. Наличие внешнего оборудования.
  3. правильное подключение.
  4. Модель охранной сигнализации.
  5. Алгоритм работы штатной электроники.

Пройдёмся по пунктам. Чем больше штатной электроники в автомобиле, тем выше уровень утечки тока. Соответственно, если машина относительно старая и простая, потерь по этому пункту быть вообще не может. Если есть электроника, то многое зависит от того, как она переходит в дежурный режим и работает в нем. Некоторые автомобили после длительной стоянки «засыпают» далеко не сразу, продолжая некоторое время потреблять много энергии от аккумулятора.

Внешние устройства являются наиболее частой причиной ненормальной утечки тока. Чем их больше, тем выше может быть ставка. Также многое зависит от того, насколько грамотно они подключены к бортовой сети. Самый простой пример — магнитола. Часто по лени или недостаточной квалификации этот потребитель подключается к аккумулятору напрямую (причем обязательно через замок зажигания), в результате чего увеличивается потребляемый ток.

Сигнализация. В среднем все современные модели потребляют примерно одинаково в режиме ожидания. Однако нередко встречаются варианты, из-за которых ток утечки заметно выходит за рамки каких-либо норм. Это без учета поломок, брака и кривого подключения горе-мастерами.

Относительно скорости утечки тока мнения часто расходятся. Кто-то говорит, что он должен быть не более 70 мА. Другие говорят, что для современного автомобиля 120 мА все же в пределах нормы. Хотя это почти в два раза больше, чем в первой версии. Если подойти к этому вопросу максимально гибко (с учетом многих факторов), то диапазон от 0 до 120 мА можно считать нормальным.

Даже для «уставшей» батареи нет большой разницы, какой ток утечки пользователь будет считать нормой – 70 мА или 120 мА. Оба варианта следует рассматривать как хороший показатель. Мы вернемся к этому вопросу в самом конце статьи. Теперь это не главное.

На разных автомобилях, как уже было сказано, скорость утечки тока может быть разной. Превышением нормы следует считать показатели, значительно превышающие 120 мА. Например, 300 мА — это уже серьезная проблема. Не говоря уже о случаях, когда из-за критических неисправностей в бортовой сети ток утечки достигает 1 А и более. Такие показатели уже не просто нарушение нормы. Они говорят об опасности. В том числе, не исключено возгорание упомянутого в самом начале автомобиля.

Итого: ток утечки в автомобиле находится в диапазоне от 0 до 120 мА.

Чем грозит большой ток утечки на машине


Чем грозит большой ток утечки на машине

Самая распространенная (хотя и не самая страшная) проблема из-за запредельной утечки тока в автомобиле – это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Обычно это замечают, когда батарея прослужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Чрезмерный ток утечки мог появиться на автомате гораздо раньше. Впрочем, пока батарея «молодая и бодрая», ее запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. В старой батарее меньше ампер-часов, чем в новой, поэтому она быстро садится.

Для новой батареи большие токи утечки тоже далеко не полезны. Постоянная нагрузка будет, много или мало – не важно, разряжена ли батарея. А стартерные аккумуляторы тем дольше сохраняют свой ресурс, чем больше времени они находятся в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день аккумулятор будет садиться сначала понемногу, а потом до половины и так далее, то утром можно будет завести двигатель, но срок службы аккумулятора быстро уменьшится. Начнется сульфатация пластин, емкость постепенно уменьшится, и прощай новый аккумулятор через пару лет после покупки.

Более серьезные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана коротким замыканием, повреждением изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или частей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. И, что хуже всего, из-за этого машина часто загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно никто не принимает своевременных мер, в результате чего машина выгорает до голого кузова.

Это, конечно, происходит не постоянно. А вот менее страшные проблемы, например, когда садится новый аккумулятор, неприятны и указывают на неисправность. А это значит, что нужно знать о возможных причинах утечки тока.

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле


Короткое замыкание

Их очень много. А вот те, что встречаются чаще других, в этом списке:

  1. Неправильно подключенные потребители. Чаще всего это магнитофон. Для того, чтобы он перешел в режим минимального энергопотребления, его питание необходимо подключить через замок зажигания. Для этого предусмотрен третий провод (кроме массы и основного плюса). Но, как правило, этот провод просто присоединяется к плюсу, и все это дело подключается напрямую к аккумулятору (в лучшем случае через предохранитель).
  2. Поломки в системах, работающих в режиме ожидания. Электроника не вечна. Рано или поздно он ломается, и перестает выключаться полностью, когда пользователь выключает его. Это происходит не только с внештатными устройствами, но и со стандартными, установленными на заводе.
  3. Короткие замыкания. Далеко не всегда вызывают обильное искрение и мгновенное выгорание всего подряд. Все зависит от того, насколько хороший контакт образуется между плюсом и минусом. Бывает, что где-то просто немного укорачивается. Как правило, из-за окисления проводников или попадания воды.
  4. Повреждение изоляции. Также иногда приводит к коротким замыканиям, при которых мгновенно ничего не сгорает, а энергия от аккумулятора расходуется медленно.
  5. Влажная электропроводка. Вода, если она содержит соли, способна проводить электричество. При этом совсем не обязательно, чтобы он изначально был соленым. Даже дистиллированная вода при попадании на окисленные контактные площадки превращается из диэлектрика в проводник тока. Проводка обычно намокает после дождя, езды по лужам или небрежной мойки автомобиля.
  6. Неисправности генератора. Одна из самых сложных для диагностики причин утечки тока в автомобиле. Сложный, потому что не обнаруживается стандартным методом выдергивания предохранителей по одному.
  7. Брошенные потребители. Чаще всего забывают выключить музыку, габаритные огни, внештатный навигатор или видеорегистратор.

Довольно редко, но бывает, что лампочки подсветки потихоньку берут энергию от аккумулятора. Например, в багажнике или в дверях. Кнопка автоматического отключения такой лампочки заедает, или после дождя или стирки попадает вода, и лампочка светится круглосуточно. Потребляет она, в общем-то, немного. Но это только когда батарея бодрая. Если он устал, то достаточно даже небольшой лампочки, чтобы всего за одну ночь разрядить батарею до нуля.

Измерение тока утечки в автомобиле мультиметром


Мультиметр – прибор для измерения тока утечки

Теперь рассмотрим самое главное – как измерить ток утечки в автомобиле. Все, что вам нужно, это абсолютно любой мультиметр. При измерении крайне важно придерживаться правил безопасности. Иначе можно и мультиметр сжечь, и себя поранить, и электронику автомобиля повредить.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Открыть капот и заблокировать кнопку, сигнализирующую системе безопасности открыть его.
  2. Перевести машину в режим парковки – выключить все, кроме того, что обычно остается в режиме ожидания. Например, будильник, запись DVR и так далее.
  3. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Вопреки расхожему мнению, можно снимать плюс. Однако отключение «массы» более правильно и на 100% безопасно.
  4. Переключить мультиметр в режим измерения тока в диапазоне до 10 А. Соответственно переставить плюсовой щуп на приборе. Никогда не пытайтесь измерить ток утечки на автомобиле с помощью мультиметра с малым диапазоном (до 200 мА). В момент подключения клеммы будет бросок тока, который может не выдержать предохранитель в измерительном приборе.
  5. Присоедините один щуп мультиметра к снятой минусовой клемме, а второй к клемме аккумулятора, с которой эта клемма была снята. Такое соединение называется – в разрыв цепи. Когда вы сняли клемму, вы разорвали цепь, и теперь вы подключили к разрыву мультиметр.
  6. Если охранная сигнализация сбрасывается в результате отключения аккумулятора от бортовой сети, включите ее снова.
  7. Подождите немного. В некоторых случаях ждать не нужно — ток утечки можно обнаружить сразу. В машинах, напичканных электроникой, необходимо дать время для перехода всех систем в дежурный режим. В редких случаях приходится ждать до 5 минут. Если не обращать на это внимания, то можно беспричинно паниковать.
  8. Когда показания мультиметра выровняются, запишите их. Это ток утечки в вашем автомобиле.
  9. Во время измерений ничего не включать! Даже легкая нагрузка включается со скачком тока, что может привести к перегоранию предохранителя в мультиметре.
  10. Более того, не пытайтесь запустить двигатель, когда мультиметр в разомкнутой цепи!!! Он рассчитан всего на 10 ампер, а при работе пускателя по цепи будет протекать ток 100 – 200 А.

Далее остается только сравнить полученные показатели с описанными выше нормами. В общем, если мультиметр измерил меньше 0,12 А (120 мА), то волноваться не о чем. Если ток утечки больше этой цифры, то следует приступить к поиску причины.

Метод поиска причины повышенной утечки тока


Автоматические выключатели

В большинстве случаев поиск утечки тока в автомобиле производится путем снятия предохранителей. Для этого нужно знать, где они находятся, и за что каждый из них отвечает. Как правило, соответствующая информация наносится непосредственно на крышке блока предохранителей. Также можно попробовать ориентироваться в схеме электропроводки. Это более сложный метод, но он имеет преимущество. Дело в том, что не всегда все предохранители в машине находятся в одном месте, и «виновных» под капотом не найти.

Метод очень прост. После измерения тока утечки мультиметр оставляют в разомкнутой цепи. Далее нужно поочередно вытаскивать из блока один предохранитель, и смотреть на устройство. Если показания не изменились, то снятый предохранитель возвращается на место, после чего вытаскивается следующий. Если ток утечки уменьшился, то нужно выяснить, за что отвечает снятый предохранитель.

Что делать, если ток утечки выше нормы, а метод вытаскивания предохранителей не помог найти причину? В таких случаях стоит начать с проверки внештатных устройств. Например, можно попробовать снять переднюю панель с магнитолы, либо отключить совсем. Затем стоит проверить, как изменяется ток утечки при постановке автомобиля на охрану. Возможно, сигнализация потребляет слишком много.

Если это не поможет выявить причину повышенного тока утечки, значит в салоне еще не найдены генератор, стартер и возможные предохранители.

Сколько времени требуется току утечки для разрядки батареи?


Таймер

В заключение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьезна повышенная утечка тока для конкретного аккумулятора. К счастью, это можно рассчитать. Единственная проблема здесь в том, что не всегда есть возможность узнать текущую реальную емкость вашего аккумулятора. Ведь она постоянно уменьшается с момента покупки. А при неправильном использовании через год-два может быть не более 15 – 25 ампер-часов.

Поэтому для начала представим ситуацию, когда батарея новая. То есть его емкость составляет, скажем, 60 ампер-часов. Еще одно условие – аккумулятор должен быть полностью заряжен. Теперь возьмем большой ток утечки. Например, 5-кратный максимально допустимый показатель – 600 мА (или 0,6 А). Чтобы разрядить полностью заряженную 60-ю батарею в ноль таким током, теоретически потребуется 100 часов. Или около четырех дней.

А теперь представьте, что будет с той же батареей, но не полностью заряженной. Такое часто случается на автомобилях с проблемным генератором, реле-регулятором или когда мало ездят, а стартер часто дергают. Например, если аккумулятор оставили на стоянке только наполовину заряженным, то ток утечки в 0,6 А «съедает» его всего за два дня.

Ну а по поводу аккумуляторов, в которых от изначальной ёмкости остались только крохи, даже незначительное превышение нормы тока утечки будет проблемой. Например, через 3 – 4 года неаккуратной эксплуатации в аккумуляторе остается 15 ампер-часов. И даже меньше. Так он садится за одну ночь, когда есть превышение текущей скорости утечки. Хотя гораздо чаще это происходит из-за неполной зарядки аккумулятора от генератора.

Краткое содержание


Повышенная утечка тока в автомобиле является серьезной неисправностью. За норму можно смело принимать все, что меньше 120 мА. Хотя для некоторых машин это слишком много. Для измерения тока утечки нужен мультиметр и простой алгоритм действий. Найти причину чрезмерного энергопотребления также несложно. Ну а его устранение – дело техники.

ВИДЕО: утечка тока


Как проверить утечку тока в машине? Проверка утечки тока. Советы и рекомендации.

Если Ваш автомобиль имеет большой срок эксплуатации, может возникнуть следующая проблема – пропадание тока в проводе. Наши условия, как дорожные, так и климатические, вызывают изнашивание, растрескивание и перетирание слоя изоляции проводов, а также окисление соединительных гнезд и контактов клеммных колодок.

Окислившиеся контакты проводки автомобиля

Такие утечки в системах электроприборов могут привести к потере мощности двигателя, а в некоторых случаях – к короткому замыканию и возгоранию. В современных автомобилях этот риск выше из-за разнообразия электроприборов. Эта утечка обычно происходит в зимний период, так как в период низких температур двигатель не в состоянии поддерживать свой номинальный объем в течение длительного времени. Но более конкретными причинами могут быть неправильно установленные устройства (магнитолы, телевизоры, усилители и сигнализация), которых нет в базовой комплектации автомобиля. При ежедневном использовании автомобиля утечка тока компенсируется зарядкой двигателя от генератора, но при длительном неиспользовании автомобиля утечка тока может не дать запуститься двигателю. Многие специалисты рекомендуют время от времени проверять все электроприборы, чтобы обнаружить возможную утечку тока в автомобиле. Итак, как мы можем проверить возможную утечку тока?

Для проверки и поиска утечки тока не требуется специального оборудования, только мультиметр и амперметр, которые могут измерять постоянный ток до 10 А. Перед проверкой обязательно отключить все электроприборы. Затем отсоедините от аккумулятора одну клемму аккумулятора и, перемещая конец между клеммой и проводом, проверьте скорость протекания тока по всей цепи.

Идеальные измерения должны быть равны нулю, а минимальный и максимальный номиналы – 15 мА и 70 мА соответственно. Но если ваши параметры, например, 0,02-0,04, то все в порядке (приемлемая скорость утечки), т.к. показатели могут варьироваться в зависимости от особенностей электронных схем вашего автомобиля.

Если вы обнаружили, что показатели значительно превышают норму, значит, в автомобиле есть течь. Затем необходимо выяснить место протечки. Следя за показаниями амперметра, вытащите все плавкие вставки из блока предохранителей одну за другой. Когда показатели на амперметре уменьшаются до нормальных после извлечения одной плавкой вставки, это свидетельствует о том, что вы обнаружили утечку тока. Для того, чтобы это исправить, следует тщательно проверить все части цепи: клеммы, провода, розетки, потребители и т. д.

Если после извлечения всех предохранителей ток останется на том же уровне, то проверьте остальную проводку: контакты, изоляцию проводов, дорожки в блоке предохранителей. Проверьте генератор, стартер и дополнительное оборудование: сигнализацию, магнитолу, т.к. именно эти устройства часто являются причиной утечки тока.

Даже если вы считаете, что утечка тока несколько выше нормы, и на это не стоит обращать особого внимания, двигатель начинает терять объем моторного зерна быстрее, чем прибавлять от генератора, и это станет заметно при коротких поездках в городских условиях. А в зимнее время такая ситуация может стать критической для аккумуляторной батареи двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *