как определить неисправность не выпаивая из платы
На чтение 10 мин Просмотров 1.9к. Опубликовано Обновлено
Содержание
- Внешний вид диодного моста и обозначение на схеме
- Способы проверки диодного моста
- Мультиметром
- Быстрая прозвонка не выпаивая из платы
- Полная проверка демонтированной сборки
- Индикаторной отверткой
- Лампочкой и батарейкой
- Наглядные примеры проверки диодного моста
- Для генератора автомобиля
- Для блока питания
Для выпрямления переменного напряжения (а также для детектирования и модулирования сигналов и т.п.) рациональнее всего использовать двухполупериодную схему выпрямления. Она позволяет оптимально использовать мощность источника переменного напряжения. Такие схемы выпрямления чаще всего выполняют в виде диодного моста.
Внешний вид диодного моста и обозначение на схеме
Однофазный диодный мост состоит из четырех диодов и на схеме обозначается двумя способами.
Два варианта условно-графического обозначения диодного мостаПервый способ (на рисунке справа) показывает включение каждого диода. Так как схема давно стала устоявшейся, стандартной, применяется и другое, упрощенное обозначение однофазного моста (на рисунке слева).
Мнение эксперта
Панков Алексей
Инженер-электрик.
Специальность: Проектирование и монтаж изделий электротехники.
Задать вопрос
Так как схема мостового однофазного выпрямителя является широко распространенной, многие стандарты выполнения схем, требующие располагать элементы вертикально или горизонтально, для диодного моста делают исключение. Элементы в его обозначении располагаются под углом 45 градусов.
Существует и трехфазный диодный мост. Он применяется при выпрямлении трехфазного напряжения (в промышленных устройствах, в автомобильных генераторах и т.
п.). Он состоит из 6 диодов и является еще более энергоэффективным.Трехфазный диодный мостИсполнение подобной выпрямительной схемы может быть различным:
- На четырех (шести) отдельных диодах.
- На готовой сборке.
Широкое распространение получили сборки отечественного производства КЦ405. Они выглядят в виде залитого компаундом блока и содержат 4 диода. Их выводы отмаркированы в соответствии с назначением:
- два вывода имеют обозначение «~» — на них подается переменное напряжение от источника;
- два вывода маркируются, как + и – (с них снимается выпрямленное напряжение).
В связи с широким распространением поверхностного монтажа, многие зарубежные фирмы выпускают диодные мосты в исполнении SMD. Популярностью пользуются сборки серии MBS (производства Kingtronics, Hottech и т.п.). При небольших размерах они имеют достаточно высокие эксплуатационные параметры, и рассчитаны на ток до 0,8 А (при данных габаритах – неплохо).
Компания Fairchild Semiconductor выпускает серию СМД-сборок DFxxS. Они помощнее – рассчитаны на ток до 1 А. Цифра в индексе также означает наибольшее рабочее напряжение – 600 вольт для DF06S, 1000 вольт для DF10S и т.п.
Выпрямительный модуль DF10SШироко применяются в блоках питания и модули серии DB101..DB107. Они имеют примерно те же параметры – рабочий ток в 1 А и максимальное напряжение в зависимости от индекса 50..1000 вольт. Эти сборки выпускаются и в исполнении для традиционного монтажа в отверстия (True Hole).
Сборка DB107Перечисленными моделями мировая номенклатура диодных сборок не ограничивается. Но все остальные выглядят примерно так же и маркируются тем же методом.
Способы проверки диодного моста
При наличии осциллографа можно проверить осциллограммы напряжения на выходе и входе диодного моста. Они должны иметь соответствующий вид.
Осцилограммы напряжения на входе (сверху) и на выходе (снизу) двухполупериодного однофазного выпрямителяМультиметром
Если осциллографа нет, или подобная поверка невозможна, придется тестировать каждый вентиль отдельно. Лучше всего делать это мультиметром.
Быстрая прозвонка не выпаивая из платы
В блоках питания наиболее распространена схема включения диодного моста после трансформатора. На выходе обычно ставят оксидный конденсатор.
Стандартная схема включения мостаПервое, что надо измерить это входное напряжение. Оно проверяется мультиметром в режиме измерения переменного напряжения. Далее мультиметр переключается в режим постоянного напряжения, и измеряется напряжение на выходе диодного моста (на конденсаторе фильтра). Без нагрузки оно должно составлять около 1,4 от входного. В этом случае исправность моста можно считать вне подозрений.
Если выпрямитель нагружен, то мультиметр должен показать меньшее значение (в зависимости от нагрузки). Если уровень для данной схемы нормальный, то выпрямительная часть исправна. Если этот уровень неизвестен, или вызывает подозрения, то надо проверить каждый диод.
В стандартной схеме если все вентили исправны, то трансформатор и выходной конденсатор на проверку влияния не окажут. Можно прозванивать элементы моста поодиночке, не выпаивая из схемы. Если выводы диода доступны со стороны деталей, то можно подключать щупы тестера со стороны деталей. Если нет – надо подключиться со стороны паек. Сначала надо измерить сопротивление диода в одну сторону, а затем изменить полярность подключения на противоположную.
Если при замере на всех элементах моста получен такой результат, выпрямитель можно считать проверенным. Если что-то не так, придется выпаивать каждый элемент и проверять отдельно.
Выпаивать и проверять надо все вентили, а не только те, на которых получен отрицательный результат. Неверные показания могут быть вызваны выходом из строя соседних диодов, а также элементов обвязки.
Полная проверка демонтированной сборки
Проверка демонтированной сборки производится мультиметром. Проверяется каждый элемент. Если тестера нет, можно воспользоваться и другими способами, но они или менее достоверные, или менее удобные (либо и то, и другое).
Индикаторной отверткой
Этот метод проверки не относится к достоверным, но если под рукой нет ничего, можно применить для первоначального тестирования и индикаторную отвертку. Сначала при включенном питании проверяется наличие напряжения на входе моста (в двух точках). Затем проверяется напряжение на выходе. Достоверно судить о неисправности можно только по полному отсутствию напряжения на выходе, а это возможно только при выгорании (обрыве) не менее двух вентилей. Поэтому этот способ применяют лишь в крайних случаях. К тому же его область применения ограничивается диапазоном рабочих напряжений индикатора-отвертки.
Лампочкой и батарейкой
При отсутствии мультиметра можно собрать несложную схему проверки диодов из лампочки и источника напряжения (батарейки, сетевого адаптера и т. п.). Лампочка служит индикатором и ограничителем тока. Напряжение источника выбирается из следующих критериев:
- оно должно быть достаточным для открывания диода;
- оно не должно превышать наибольшее напряжение диода.
Первое условие выполняется практически всегда (чтобы открыть кремниевый диод, достаточно 0,6 вольт). Второе выбирается из справочника, но для подавляющего большинства случаев 9..12 вольт будет нормально. Лампочка выбирается на такое напряжение, чтобы она уверенно загоралась при выбранном источнике.
При прямом включении исправного диода лампочка вспыхнет. Если диод в обрыве или включен обратно, свечения не будет.
Мнение эксперта
Панков Алексей
Инженер-электрик.
Специальность: Проектирование и монтаж изделий электротехники.
Задать вопрос
Светодиод в данном случае использовать принципиально можно, но нежелательно. Во-первых, он сам требует определения полярности и верного включения. Во-вторых, светодиоды не любят обратного напряжения и легко выходят из строя при ошибочном подключении. Если нет лампы, можно соединить два светодиода встречно-параллельно. Но в этом случае понадобится дополнительный резистор для ограничения тока в цепи.
Схема тестера на светодиодахНаглядные примеры проверки диодного моста
Пара примеров проверки выпрямительных узлов реальных устройств.
Для генератора автомобиля
Если возникла необходимость проверки диодного моста, то этап тестирования без выпаивания можно пропустить. Ведь если дошло до определения неисправности выпрямительной части генератора, значит, в автомобиле обнаружена проблема (сниженное напряжение бортсети, мерцание фар и т.п.).
Схема автомобильного генератораАнализируя схему генератора, можно понять, что в ней содержится:
- один полный трехфазный мост для выпрямления напряжения питания бортсети;
- три однополупериодных выпрямителя, соединенных параллельно, для питания цепи возбуждения.
Пластина с диодами выпрямителей генератораВ быту диоды моста иногда называют силовыми диодами, а диоды выпрямителя возбуждения – вспомогательными.
Чтобы определить исправность элементов моста, плату с диодами надо демонтировать с генератора. Далее проверяется каждый вентиль с помощью мультиметра по обычной методике:
- полупроводниковый прибор при одной полярности приложенного проверочного напряжения должен быть открыт;
- при противоположной полярности – заперт.
Видео: Простой способ проверки диодного моста любого генератора без разбора и снятия.
Если результат проверки иной – элемент подлежит замене.
Для блока питания
Четыре диода, составляющие мост, на плате компьютерного блока питанияДля проверки моста блока питания, сначала надо найти его местонахождение.
Если он собран на дискретных диодах, надо искать четыре диода, расположенные рядом. Искать их надо рядом со входными цепями. Недалеко могут находиться:- плавкий предохранитель;
- конденсаторы большой емкости;
- дроссель;
- другие элементы, по которым можно определить расположение выпрямителя.
После того, как мост обнаружен, можно приступать к его проверке. Проверить диодный мост удобнее мультиметром, каждый диод проверяется отдельно. В одну сторону он должен прозваниваться, в другую – нет.
Прозвонка диода в обратном направленииВозможно, мост выполнен в виде сборки. В этом случае также надо определить ее местоположение и прозвонить каждый диод отдельно.
Для модуля КЦ405 диоды расположены:
- между выводами ~ и +;
- между выводами ~ и —;
- между другим выводом ~ и +;
- между другим выводом ~ и —.
Всего надо прозвонить 4 элемента.
Для наглядности видео-пример.
Если обнаружена неисправность, модуль ремонту не подлежит, а заменяется на исправный.
В целом проверка диодного моста несложна. Но достоверные данные об исправности удобнее всего получать с помощью мультиметра. Если предстоят регулярные проверки выпрямительных устройств, лучше приобрести тестер – он стоит не так дорого.
Как правильно проверить диодный мост мультиметром
Диодный мост есть практически в любой аппаратуре, и выход его из строя – очень распространенная причина поломки электронного прибора. Проверка же и замена диодного моста в мастерской стоят неоправданно дорого. Тем не менее самостоятельно выявить неисправность выпрямительного блока и при необходимости починить или заменить мост можно самостоятельно с минимальными затратами. Для этого нужно знать, как проверить диодный мост. Именно эту задачу мы и постараемся сегодня решить.
Содержание:
1. Что такое диодный мост и что у него внутри
2. Как найти диодный мост на плате
3. Как проверить диодный мост
4. Проверка диодного моста генератора автомобиля
5. Техника безопасности
Что такое диодный мост и что у него внутри
Прежде чем мы займемся проверкой диодного моста, необходимо узнать, что вообще такое диодный мост и из чего он состоит. Мост представляет собой схему, собранную из четырех диодов, соединенных определенным образом, и служит для преобразования переменного напряжения в постоянное. Используется такая схема практически во всей аппаратуре, питающейся от сети – ведь почти всей электронике для своего питания нужно постоянное напряжение, а в сети оно переменное. Но для начала выясним, что такое диод и какими свойствами он обладает.
Диод и принцип его работы
Диод – двухэлектродный полупроводниковый прибор, способный проводить ток только в одном направлении. Его часто так и называют – полупроводник. Если включить полупроводник в цепь постоянного тока анодом к плюсовому выводу источника питания, то через него потечет ток. Если к минусовому – тока в цепи не будет. Во втором случае говорят, что диод закрыт. А теперь включим наш полупроводник в цепь переменного напряжения.
Выпрямление переменного напряжения при помощи полупроводниковИз рисунка хорошо видно, что полупроводник пропустил положительную полуволну и срезал отрицательную. Если включить его в другой полярности, то срезанной окажется положительная полуволна.
Чем диодный мост лучше диода
Теоретически используя лишь один полупроводник, ты смог бы преобразовать переменное напряжение в постоянное. Практически же ты получишь на выходе сильно пульсирующее напряжение, которое мало годится для питания электронных схем. Но если включить несколько диодов определенным образом, то лишнюю полуволну можно не срезать, а в буквальном смысле перевернуть ее. А теперь взгляни на схему ниже:
Диодный мост по схеме Гретца
При положительной полуволне работают диоды под номером 1 и 3: первый пропускает плюс, второй – минус. Полупроводники 2 и 4 в это время заперты и в процессе не участвуют – к ним приложено обратное напряжение, и сопротивление их pn-переходов велико. При отрицательной полуволне в работу включаются диоды 2 и 4. Первый перенаправляет отрицательную полуволну на положительный выход, второй служит минусом. На этом этапе запираются приборы 1 и 3. В результате отрицательная полуволна не пропадает, а просто переворачивается:
Результат работы мостового выпрямителяВот так при помощи трех дополнительных полупроводников мы повысили эффективность выпрямления вдвое. Конечно, напряжение на выходе все равно пульсирующее, но с такой пульсацией легко справится сглаживающий конденсатор относительно небольшой емкости.
к содержанию ↑Как найти диодный мост на плате
Прежде чем прозвонить диодный мост, его необходимо сначала найти на плате. Для этого, конечно, нужно знать, как он может выглядеть. Внешний вид у него зависит от разновидности корпуса. Выпрямители могут состоять как из четырех отдельных полупроводников, впаянных рядышком, так и из диодов, собранных в одном корпусе. Такой сборный прибор так и называют – выпрямительная сборка. Вот лишь несколько видов таких сборок:
Внешний вид выпрямительной диодной сборкиНесмотря на обилие форм, распознать интегральный диодный мост несложно. Он, как ты заметил, четырехвыводной, и два его вывода отмечены знаками «+» и «-». Это выход выпрямителя. На входные выводы подается переменное напряжение, поэтому они обозначаются символом «~», буквами «АС» (аббревиатура от английского «переменный ток») либо могут не обозначаться совсем.
Располагается диодный мост рядом с проводами подачи переменного напряжения: с трансформатора либо для импульсных блоков питания непосредственно из розетки (сетевой шнур).
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
Как правило, рядом с выпрямителем ставится сглаживающий электролитический конденсатор – такой бочонок относительно больших размеров.
На рисунках, приведенных ниже, выпрямительные диодные мосты обозначены зеленой стрелкой:
Примеры расположения выпрямительных диодных сборок и мостов на дискретных элементах
к содержанию ↑Как проверить диодный мост
Проверить диодный мост можно двумя способами:
- При помощи тестера (мультиметра).
- При помощи лампочки.
Первый способ, конечно, предпочтительнее: он весьма точен и безопасен для диодного моста. Но если с мультиметром проблемы, то можно воспользоваться лампой от карманного фонаря и батарейкой на напряжение 5-12 В.
Теперь если диодный мост найден, прежде всего нужно провести внешний осмотр всей платы устройства. Элементы должны иметь естественный цвет, не быть обуглены или разрушены. Осмотри место пайки и целостность дорожек: важно, чтобы ничего не отпаялось и не лопнуло. Заодно внимательно осмотри электролитические конденсаторы (те самые бочонки). Они тоже должны быть в порядке: не поврежденные и не вздувшиеся. Если какой-то конденсатор вздулся или взорвался, его надо выпаять – все равно он потребует замены, чтобы не мешал проведению измерений.
Если конденсатор взорвался, после его демонтажа всю плату нужно тщательно промыть спиртом. Разлетевшиеся части конденсатора – это электролит, который не только проводит ток, но и имеет свойства кислоты.
Прозвонка диодного моста при помощи тестера
Теперь переходим к проверке, или, как говорят, к прозвонке диодного моста, которую нередко приходится проводить в два этапа:
- Предварительная прозвонка на месте.
- Точная проверка.
Первый этап удобен тем, что диодный мост можно не выпаивать, а проверять его прямо в схеме. Второй метод более трудоемок, но в случае неудачи с первым вариантом поможет провести точную проверку.
Для работы нам понадобится тестер: стрелочный или цифровой. В первом случае прибор должен уметь измерять сопротивление, во втором – иметь режим проверки полупроводников. Этот режим обозначается значком диода:
Проверить диодный мост можно лишь в этом положении переключателяМнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
Никогда не проверяй полупроводниковые приборы цифровым тестером в режиме измерения сопротивления. В этом режиме практически все подобные приборы проводят измерение переменным током, и прозвонка полупроводников ничего не покажет.
Прозвонка диодного моста на месте
Итак, стрелочный прибор переводим в режим сопротивления на предел измерения около 1 кОм, цифровой включаем на проверку диодов. Теперь вспоминаем схему диодного моста:
Электрическая схема диодного мостаТвоя задача – прозвонить каждый из диодов, подключив к нему щупы тестера сначала в одной, а потом в другой полярности. Как видно из схемы, добраться до каждого диодика в отдельности не составляет труда, достаточно лишь выбрать соответствующие ножки сборки. Если выпрямитель собран на отдельных полупроводниках, проблемы вообще нет: просто прозванивай каждый, касаясь щупами прибора его выводов.
Что говорят измерения после прозвонки? Для каждого из отдельных полупроводников результат измерений должен быть следующим: в одном направлении тестер показывает маленькое сопротивление (значение около 200-700 Ом), в другом невозможно прозвонить вообще – прибор показывает «бесконечность».
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
На самом деле цифровой тестер в режиме проверки диодов показывает не сопротивление цепи, а величину падения напряжения на открытом диоде. Это имеет большое значение для измерения параметров полупроводников, но совершенно не существенно для прозвонки. Таким образом, алгоритм работы с любым типом тестера одинаков, а напряжение падения можешь принимать хоть за милливольты, хоть за Омы.
Если самостоятельно вычислить каждый из диодов по выводам тебе сложно, то ориентируйся на картинку ниже, в которой в качестве примера показана прозвонка диодной сборки GBU25M.
Прозвонка диодного моста при помощи мультиметраОбрати внимание, что цифры на экране тестера, изображенного на рисунке, условны. Падение напряжения на диоде и его сопротивление могут колебаться и зависят от типа полупроводника и его рабочего напряжения.
Точная проверка
Если результаты твоих измерений совпали с теми, которые описал я, то диодный мост можно считать исправным. Но если что-то пошло не так и ты не получил желаемых результатов, то диодный мост придется выпаять и провести проверку еще раз. Дело в том, что большинство схемотехнических решений предусматривают «обвязку» выпрямителя дополнительными элементами: конденсаторами, фильтрами, катушками и пр. Все это может внести искажения в измерения, и ты просто не увидишь, почему и что не так.
Включаем паяльник и выпаиваем диодный мост. Если он состоит из отдельных диодов, то их достаточно отпаять лишь с одной стороны, приподняв по одной ножке каждого диода над платой. Теперь проводи повторное измерение. Методика та же, что и в первом случае: каждый из диодов прозванивай в обе стороны, меняя полярность подключения щупов прибора.
Если и сейчас показания прибора не соответствуют норме, можно с полной уверенностью сказать, что сборка или отдельный диод неисправны. Если в обоих направлениях измерения высокие значения сопротивления, переход диода выгорел, он в обрыве. Звонится в обе стороны – диод пробит, замкнут накоротко. Если пробита диодная сборка, то придется заменить ее целиком. Если диоды стоят отдельно, достаточно заменить неисправный прибор однотипным.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
В Интернете полно поисковых запросов типа «как проверить диодный мост индикаторной отверткой». Индикаторная отвертка, точнее, указатель напряжения предназначен для абсолютно других целей, и проверять диоды с его помощью не только бессмысленно, но и опасно!
Прозвонка моста индикаторной лампой
Если в твоем распоряжении не оказалось мультиметра, то для проверки диодного моста можно обойтись и подручными средствами: лампочкой и батарейкой. Тебе понадобится батарейка или кассета с несколькими пальчиковыми батарейками с общим напряжением 5-12 В и маломощная лампочка накаливания приблизительно с таким же, как у батареи, напряжением питания.
Лампу нужно брать минимальной мощности, чтобы не сжечь диод чрезмерно большим током. Подойдет, к примеру, лампочка от маломощного карманного фонаря. Если в качестве батареи ты используешь аккумулятор на 12 В, то подойдет и лампочка от подсветки приборной панели или габаритных фар («подфарников»).
Ты, конечно, помнишь, что диод проводит ток в одну сторону, поэтому взгляни на две предложенные мной схемы:
Схема проверки диода при помощи лампы накаливанияНа схеме слева диод включен в прямом направлении и пропускает ток – лампа должна загореться. На правом рисунке диод включен в обратном направлении и тока не пропускает – лампа погашена. Понял идею? Собирай тестер и щупами А1 и А2 прозванивай диодный мост, ориентируясь не на экран мультиметра, а на лампу. Горит – маленькое сопротивление, погашена – большое. Вот и вся хитрость.
к содержанию ↑Проверка диодного моста генератора автомобиля
Если у тебя есть автомобиль, то тебя наверняка заинтересует этот раздел статьи. Выход из строя генератора авто – серьезная проблема, решение которой стоит немалых денег. Но и тут причиной поломки может оказаться неисправность диода выпрямительного моста, который установлен в генераторе. А это значит, что вопрос можно попытаться решить своими силами. Взглянем на упрощенную схему генератора:
Схема диодного моста генератора автомобиляПеред тобой такой же диодный мост, только трехфазный, с шестью, а не с четырьмя диодами. Это означает, что прозвонить его не составит никакого труда!
Итак, разбирай генератор и снимай диодный мост, который выглядит примерно вот так:
Диодный мост автомобильного генератораЗелеными стрелками я отметил силовые диоды, но еще есть три вспомогательных, они помечены красными стрелками. Звонить будем и те и другие – все на виду и легкодоступны.
Промывай подковку в бензине, чтобы смыть всю грязь и масло, которые могут быть причиной неисправности. Когда мост высохнет, начинай прозванивать каждый диод, используя методику, описанную выше. Для работы можно использовать как мультиметр, так и лампу от габаритов в комплекте с автомобильным аккумулятором.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос эксперту
Обрати внимание! Диоды, стоящие на разных подковках, только с виду одинаковые. На самом деле у одних на центральном выводе анод, у других – катод. Это сделано для того, чтобы диоды можно было расположить на одной подковке, одновременно исполняющей роль радиатора, без изолирующих прокладок.
к содержанию ↑Техника безопасности
Подавляющее большинство современной аппаратуры имеет импульсные высоковольтные блоки питания. Это означает, что диодные мосты в них работают под напряжением до 300 В. Поэтому, прежде чем начать измерение, отключи прибор от сети и, главное, разряди сглаживающие электролитические конденсаторы, которые могут «держать» опасный для жизни заряд часами. Для наглядности я пометил их красными стрелками:
Плата блока питания ПК с диодным мостом и сглаживающими конденсаторамиЧтобы разрядить их, замкни на секунду выводы конденсатора отверткой, держа ее за изолирующую ручку. В противном случае ты не только сожжешь мультиметр, но и можешь попасть под смертельное напряжение.
И последний совет: после ремонта прибора не спеши втыкать сетевую вилку в розетку. Для начала включи его в сеть через лампу накаливания мощностью 150-200 Вт. Если все сделано правильно, лампа будет едва светиться. О неудавшемся ремонте лампа просигнализирует тебе ярким светом в полный накал, указывающим на короткое замыкание.
Делая всевозможные сетевые переключения, береги глаза. Очень многие элементы импульсных блоков питания при неудачном ремонте способны взрываться не хуже осколочной гранаты. А разрыв электролитического конденсатора, как я уже писал выше, грозит огромным разлетом не только осколков алюминия и клочьев бумаги, но и разбрызгиванием кислоты.
Вот ты и научился проверять исправность диодных мостов. Надеюсь, в будущем эти знания будут полезны и сохранят не только твои деньги и время, но и нервы. Провести самостоятельную дефектовку электронного прибора, а затем и его ремонт – это круто. Не так ли? Пиши ответ в комментариях
Задать новый вопрос
Задать вопрос
ПредыдущаяВопросы экспертуКак правильно менять лампочки в подвесном потолке
СледующаяВопросы экспертуКак правильно заземлить ванну в квартире?
Как проверить диодный выпрямитель
Обновлено 26 ноября 2018 г.
Автор Chris Deziel
Диод — это полупроводниковое устройство, пропускающее ток только в одном направлении. Его часто называют выпрямителем, потому что он «выпрямляет» переменный ток, превращая его в пульсирующий постоянный ток. Диоды распространены в схемах бытовой техники, например, микроволновых печей. Микроволновый диод работает вместе с конденсатором, чтобы удвоить напряжение трансформатора, который питает магнетрон, который является компонентом, генерирующим микроволновое излучение.
На принципиальных схемах символ диода представляет собой треугольник, наложенный на линию, причем вершина треугольника указывает направление тока. Если диод работает, очень небольшой ток, а в идеале вообще никакой, течет в противоположном направлении. Конец диода, на который указывает треугольник, является отрицательным выводом или катодом, а противоположный конец – положительным выводом или анодом. Важно обращать внимание на полярность диода, потому что он не будет работать, если он установлен в цепи задом наперёд.
Когда ток, проходящий через диод, превышает номинал диода, он может закоротиться, и диод больше не будет блокировать ток, протекающий в обратном направлении. Цепь внутри диода также может размыкаться из-за старения или износа, и когда это происходит, диод не пропускает ток ни в одном направлении. В обоих случаях диод неисправен и требует замены. Проверить можно мультиметром.
TL;DR (слишком длинный; не читал)
Для проверки диода можно использовать один из двух методов. Если у вас есть измеритель с функцией проверки диодов, вы можете использовать ее. В противном случае вы можете настроить мультиметр на измерение сопротивления.
Проверка выпрямителя с функцией диода
Если ваш мультиметр имеет функцию диода, одна из настроек шкалы будет иметь маркировку, аналогичную символу диода. Когда вы выбираете эту настройку, между выводами измерителя существует напряжение, и когда вы прикасаетесь к выводам диода, измеритель регистрирует падение напряжения. В прямом направлении падение напряжения обычно составляет от 0,5 до 0,8 вольт. В обратном направлении ток не течет, поэтому счетчик записывает либо 0, либо OL, что означает разомкнутый контур.
Для проведения проверки необходимо сначала убедиться, что цепь отключена и все конденсаторы в цепи разряжены. Пока вы это делаете, вам не нужно удалять диод из цепи. Начните с прикосновения отрицательного вывода измерителя, который обычно черный, к катоду диода, а положительного вывода (красного) к аноду. Обратите внимание на показания счетчика, которые должны быть в пределах от 0,5 до 0,8 вольт. Если он близок к 0, диод неисправен. Теперь поменяйте местами провода. Диод исправен, если вы получаете показания 0 или OL. Если вы получите примерно такое же значение напряжения, диод закоротил и не работает.
Проведение проверки диода с помощью омметра
При проведении проверки сопротивления необходимо удалить диод из цепи. Перед этим отключите питание и разрядите все конденсаторы в цепи. Это особенно важно при тестировании микроволнового диода, поскольку высоковольтный конденсатор в микроволновой печи может нанести серьезный удар током.
Настройте мультиметр на измерение сопротивления (Ом) и прикоснитесь черным щупом (отрицательным) к катоду, а красным щупом (положительным) к аноду. В этой конфигурации диод смещен в прямом направлении, и вы должны получить показания сопротивления от 1 кОм до 10 МОм. Теперь переключите провода на противоположные клеммы. Теперь диод смещен в обратном направлении, и показания должны быть равны бесконечности или OL. Если показания одинаковы в обоих направлениях, диод неисправен.
Как проверить диодный мост
Диодный мост или, как его еще называют, выпрямитель нужен для преобразования переменного тока в постоянный. Применяется везде, где нужно получить мощность постоянного напряжения, вне зависимости от мощности устройства, потребляемого тока или напряжения.
Устройство
Для выпрямления однофазного напряжения используется схема Греца из четырех диодов. Если в схеме есть трансформатор с отводом от средней точки, используйте схему из двух диодов.
Мостом называется включение четырех диодов.
Диодный мост может быть выполнен в одном корпусе, а может быть из дискретных диодов, то есть отдельных. Вход диодного моста называется точками подключения переменного напряжения, а выход – точкой, с которой снимается постоянная.
Переменное напряжение прикладывается к точкам, в которых анод соединен с катодом диодов. На выходе получается плюс и минус, при этом плюсовой полюс снимается с точки соединения катодов, т.е. плюс питания, а точка соединения анодов – минус.
На рисунке представлена схема диодного моста, где точки подключения переменного тока обозначены «AC~», а постоянный вывод «+» и «-».
Некоторые новички наивно полагают, исходя из принципа обратимости электрических машин, что подав на остальные контакты постоянную перемычку, они получат обрыв. Это не так, это не электрическая машина и тут нужен преобразователь.
На современных диодных мостах контакты также маркируются: вход AC или ~, а парковочные выходы + и -. Совместим схему с изображением реального моста, чтобы понять, как это выглядит на практике.
Где устанавливать
Диодный мост обычно устанавливают на входе силовой цепи, если напряжение сети 220В выпрямляется, такое решение применяется в импульсных источниках питания, в том числе компьютерного блока питания, устройства который рассматривался в одном из ранее размещенных на сайте (см. – Как устроен компьютерный блок питания) Или во вторичной обмотке трансформатора, это включение используется в обычных блоках питания, например маломощных радиоприёмниках для дома или старый телевизор.
В современных блоках питания часто используются импульсные схемы, в которых диодный мост выпрямляет сетевое напряжение, а трансформатор управляется полупроводниковыми ключами (транзисторами).
Будьте внимательны:
Если диодный мост стоит на входе по линии 220В, то на его выходе пульсирующий или сглаженный (при наличии фильтрующего конденсатора) знак постоянного напряжения с амплитудой 310В. В любом случае выпрямленное напряжение увеличивается, по отношению к переменному.
То же самое касается остаточного заряда фильтрующих электролитических конденсаторов, их может бить током даже при отсутствии питания на плате блока питания. Их нужно предварительно разрядить лампой накаливания или резистором.
Не следует разряжать емкость, замыкая ее железным инструментом: можно получить удар током, повредить конденсаторы или дорожки на плате.
Начнем проверку диодного моста
Рассужу на примере типичной ситуации. Есть нерабочее устройство и его нужно отремонтировать.
Вы решили отремонтировать устройство, при разборке увидели перегоревший предохранитель на плате, защитный резистор или дорожку на печатной плате.
После замены сгоревшего элемента и восстановления гусеницы не спешите его включать. Начинающие электронщики любят делать “жучки” вместо предохранителя, тогда, к тому же, плату можно и не включать.
Если предохранитель вышел из строя не по какой-то причине, а из-за проблем на плате питания, вы снова получите перегорание предохранителя. А если на его место был поставлен жучок, то это включение должно сопровождаться эффектным фейерверком, возможно повреждение провода или розетки, сломанные вилки и автоматы.
Если пробит диодный мост, то после предохранителя будет короткое замыкание на плате. Для проверки диодного моста на пробой без мультиметра воспользуйтесь проверенным методом: подключите сомнительные блоки пятня, через лампу накаливания на 40-100 Вт 220В. Он будет действовать как ограничитель тока, и плата не будет повреждена, а предохранитель не перегорит. Лампа подключается к разрыву одного из силовых кабелей 220В.
При обрыве диодного моста лампа загорится в полную силу.
Это достаточно грубый способ диагностики диодного моста без мультиметра. Лампа может загореться и при исправном мосте, если КЗ в цепи после него. Проверить диодный мост на обрыв можно без мультиметра и индикаторной отверткой, на его выходе, как уже было сказано, должно быть высокое напряжение, если он установлен на линии 220В, то должен загореться неоновый индикатор в отвертке .
Проверка диодного моста мультиметром
Любая деталь в электрической цепи перед проверкой и прозвонкой должна быть спаяна. Можно, конечно, проверить на плате, но велика вероятность получить ложные результаты измерений.
Так же, если прозвонить мост со стороны дорожек и контактных площадок на плате, есть вероятность отсутствия электрического контакта при визуально нормальной пайке. В то же время, если диодный мост собран на плате из отдельных диодов, часто его удобно проверять, не выпаивая с платы на ее лицевую сторону. В этом случае вы получаете удобный доступ к металлическим ножкам диода.
Вам понадобится любой цифровой мультиметр, например, самый дешевый и распространенный типа DT-830. Включите режим диодной прозвонки, найти его можно по значку с его символом.
Часто этот режим совмещают с режимом звукового набора номера. Любая прозвонка и большинство омметров состоит из пары щупов, один из которых плюс, а второй минус. На мультиметре чаще всего за плюс принимают красный щуп, а за минус черный.
Как известно – диод проводит ток в одном направлении. В этом случае протекание тока возможно только при подключении положительного щупа (плюса) к аноду, а отрицательного к катоду. Затем при проверке мультиметром в этом режиме питания кремниевого диода на дисплее отображаются цифры в диапазоне 500…700.
Количество милливольт, которое падает на p-n переходе. Если вы увидели эти значения – диод уже наполовину исправен. Если цифры большие или в левой части экрана появляется единица и больше ничего – диод открыт. Если раздается звук зуммера или на экране около 0, диод пробит.
Теперь нам нужно определить, течет ли ток в обратном направлении. Для этого меняем щупы местами, на экране либо должно быть значение намного больше 1000, порядка 1500, либо единица в левой части экрана – это означает большое значение, выходящее за пределы диапазон измерения. Если значения маленькие – диод неисправен, он пробит.
Если оба измерения совпали с описанными, то с диодом все в порядке.
Таким образом проверяется диодный мост из отдельных диодов.
Для диодов Шоттки падение напряжения от 0,3В, то есть при проверке на экране мультиметра будет отображаться цифра порядка 300-500.
Если поменять местами щупы – красный к катоду, а черный к аноду, то на экране будет либо единица, либо значение больше 1000 (около 1500). Такие замеры говорят об исправности диода, если в одном из направлений измерения они расходятся, то диод неисправен. Например, произошло отключение прозвона – пробит диод, в обе стороны высокие значения (как при обратном включении) – диод обрезан.
Проверка диодного моста в корпусе мультиметром
Статью я начал с описания точек куда подключается переменная и куда не просто так убрана постоянная константа. Это поможет при проверке, давайте разбираться!
Сразу оговорюсь, что черный щуп вставляется в разъем «СОМ» на мультиметре.
Прикладываем черный щуп мультиметра к контакту, отмеченному как «+», а красным попеременно касаемся контактов «~», к которым поочередно подключается переменное напряжение. В обоих случаях на экране вы должны увидеть падение напряжения на прямо включенном p-n переходе, т.е. цифры около 600, если диод исправен. Поменяв местами щупы, если выпрямитель исправен, вы увидите большие значения или единицу.
В некоторых мультиметрах вместо единицы используются символы 0L.
Проверить вторую пару диодов. Для этого поднесите красный щуп к выводу “-” диодного моста, а красным коснитесь выводов “~”, на экране мультиметра должны появиться значения прямого падения – около 600 при касании любого из контакты со знаком “~” (АС). Меняем щупы местами – на экране больше значений или бесконечность. Если что-то не так, то диодный мост нужно заменить.
Быстрая проверка диодного моста
Иногда возникает необходимость экспресс-проверки диодного моста, это можно сделать тремя касаниями щупов мультиметра к мосту. Осуществить его можно без выпаивания моста из платы.
Первое положение щупов: поставить оба щупа между клеммами для подключения напряжения переменного тока (вход) «~». При обрыве диодного моста прозвонка сработает, а если ее нет, то на экране мультиметра значения уйдут в ноль.
Второе положение щупов: красный щуп ставим на выход со знаком «-», а черный на выход со знаком «+», если диоды исправны – мультиметр покажет цифры еще два чем прямое падение на диоде, то есть 1200-1400 мВ. Если на экране около 600, значит один диод пробит, а на одном оставшемся вы видите падение напряжения.
На рисунке ниже вы видите, как протекает ток при таком тесте, подумайте, почему получаются такие результаты.
Однако, если один из диодов в обрыве, ток течет по уцелевшей ветви и на экране появляются условно-исправные значения.
Третье положение щупов красный щуп к выходу со знаком «-», а черный к выходу со знаком «+», тогда мультиметр покажет те же результаты, что и при проверке диода, подключенного в противоположное направление (бесконечность). Если пословица сработала или на экране маленькие значения (от нуля до сотен) значит мост разорван.
Такая проверка эффективна, но не даст такой достоверности, как описано в предыдущем пункте статьи. Если прибор по-прежнему не работает и на выходе диодного моста нет напряжения, то выпаивайте мост и перепроверяйте его.
Проверка другими средствами
Если у вас нет мультиметра, но есть советский тестер или, как его еще называют «мастерская», или какой-нибудь Омметр с пределом измерения до десяти кОм , вы можете использовать эти циферблатные индикаторы.