Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Содержание

Как проверить обмотку электродвигателя мультиметром

Электродвигатели сопровождают конструкции разных устройств и оборудования. Если оно дало сбой, возможно, причина именно в поломке мотора, который является сердцем всей системы. Иногда убедиться в этом можно, просто взглянув на движок. Если же явных видимых повреждений нет, скорее всего, внутри оборвана цепь или случилось короткое замыкание. Обнаружить проблему можно с помощью тестера. Мы расскажем вам, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром на исправность.

Contents

  • 1 Правила безопасности
  • 2 Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром
    • 2.1 Проверяем обрыв
    • 2.2 Тестируем на замыкание между витками
    • 2.3 Проверяем на короткое замыкание
  • 3 Проверка асинхронных движков
  • 4 Проверка коллекторных движков
    • 4.1 Вопрос — ответ

Правила безопасности

Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если в устройство поступает электроток, контрольная лампочка будет светиться. Если с подачей тока все в порядке, приступаем к проверке мотора, который сначала нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании!

Не лишним будет проверить исправность мультиметра. Чаще всего уменьшается заряд батареек, из-за чего показания могут быть неточными.

Общая инструкция, как проверить двигатель мультиметром

Не все движки можно протестировать мультиметром. К примеру, сложно проверять электродвижки постоянного тока, потому что их обмотка с нулевым сопротивлением. Для исследования применяется такой способ: одновременно проверяются значения с вольтметра, амперметра и вычисляются результаты по закону Ома.

Так нужно протестировать все сопротивления якорных обмоток, измеряя показания между коллекторными пластинами. Различия в значениях указывают на неисправность. Отличия между соседними коллекторными пластинами в исправном механизме составляют максимум 10%. Только если имеется уравнительная обмотка, эта цифра может подняться до 30% в норме.

Электромашины переменного тока делятся на синхронные, асинхронные (например, трехфазные) и коллекторные. Их можно протестировать обычным измерителем. Советуем прочитать статью о правильном использовании мультиметра.

Итак, узнаем, как прозванивать двигатель мультиметром.

Проверяем обрыв

Если произошел обрыв одной фазы в обмотке, которая соединена “звездочкой”, в ней не будет тока, а в иных фазах его значение завышенное. В такой ситуации мотор не функционирует. Ещё может произойти обрыв параллельной фазной ветви, из-за чего перегревается исправная ветвь.

При обрыве одной обмоточной фазы (меж двух проводников), которая соединена “треугольником”, в других проводниках будет намного меньше тока по сравнению с третьим. Обрыв роторной обмотки приводит к снижению оборотов движка, появляется вибрация, гудение.

Мультиметром важно прозвонить каждую обмотку, прозвания её и тестируя сопротивление. Несколько общих моментов, как прозвонить электродвигатель мультиметром:

  1. Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза.
  2. В движках, которые работают от 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки. Омы должны быть практически равные (отличия максимум 5%). Если произошел обрыв, тестер покажет слишком большие Омы, то есть бесконечное сопротивление.

Кроме того, можно использовать режим прозвонки на мультиметре, благодаря чему проверка осуществляется быстрее, потому что при обрыве нет звука, а он указывает на исправность обмотки.

Тестируем на замыкание между витками

Такое замыкание вызывает гудение мотора, который становится менее мощным. Для его выявления лучше использовать мультиметр, дающий самую малую погрешность.

Всё, что нужно сделать для измерений, — подключить наконечники щупов тестера к кончикам различных витков и проверить, есть ли контакт при прозвонке или в режиме тестирования сопротивления. Отличие больше 10% говорит о возможности замыкания.

Проверяем на короткое замыкание

Проверка электродвигателя мультиметром осуществляется так:

  1. Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления.
  2. Соединить щупы между собой, чтобы убедиться в работоспособности тестера.
  3. Один наконечник соединить с корпусом движка.
  4. Другой наконечник по очереди присоединить к выводам всех фаз.

Работоспособный мотор показывает высокие значения на мультиметре, это могут быть сотни и тысячи МОм (мегаомы).

Ещё удобнее прозванивать корпус. Для этого нужно сделать всё то же самое, но в режиме прозвона. Если слышите звук, значит, обмоточная изоляция нарушена и произошло замыкание.

Теперь немного подробнее поговорим о том, как мультиметром прозвонить моторчики разных видов.

Проверка асинхронных движков

Именно асинхронные движки чаще всего эксплуатируются в бытовых агрегатах, которые функционируют от 220 В. После того, как вынули мотор из оборудования, нужно замерить сопротивление между моторными выводами:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом.
  2. Соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

Также важно проверить утечку тока:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления с диапазоном 2000 кОм.
  2. По очереди соединять каждую клемму с корпусом движка.
  3. На дисплее не должно быть значений. Если вы используете аналоговый мультиметр, стрелка не отклоняется.

Если выявляются проблемы, придется разбирать устройство, чтобы провести более тщательные исследования. Часто возникает межвитковое замыкание. Для их выявления выбирается диапазон 100 Ом, после чего прозванивается каждый контур статора. Сильное отклонение одного показания от другого говорит о замыкании обмотки.

Видео о том, как прозвонить двигатель мультиметром:

Проверка коллекторных движков

Такие моторы применяют в цепи постоянного тока. Перед тем, как прозванивать электродвигатель мультиметром, лучше всего полностью разобрать мотор.

На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать.

Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом. Для прозвонки необходимо наконечниками щупов мультиметра дотронуться до выводов обмоток. Если хотя бы в одном контуре нет сопротивления, использовать устройство не нужно.

У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь легко. Проверка мультиметром двигателя коллекторного типа:

  1. Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон в 200 Ом.
  2. Поместить наконечники щупов на коллекторе так, чтобы они были как можно дальше друг от друга.
  3. Если на дисплее тестера показываются какие-то цифры, без снятия щупов нужно немного провернуть ротор, чтобы другая обмотка соединилась с щупами.
  4. Если показания почти равные, с якорем всё в порядке.

Также полезно проверить устройство на утечку электротока.

Подробное видео о том, как проверить мультиметром моторчик коллекторный:

Теперь вы знаете, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром и сможете тестировать разное оборудование. Даже если вы захотите узнать, как прозвонить мультиметром насос, вам будет полезна эта статья, ведь у бензонасосов тоже есть электромотор. Также вы сможете проверить движок домашней стиральной машины. Словом, умея пользоваться тестером, можно “дружить” с самым разным оборудованием.

Желаем безопасных и точных измерений!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как прозвонить электродвигатель цифровым мультиметром?

Имя: Максим

Ответ: Перед проверкой движка убедитесь в исправности вилки и шнура всего прибора. Если с подачей тока все в порядке, мотор нужно демонтировать из корпуса агрегата. Выполнять эту операцию можно только при его полном обесточивании. Затем можно приступать к проверке асинхронного или коллекторного мотора.

 

Вопрос: Как проверить электродвигатель на обрыв мультиметром?

Имя: Алексей

Ответ: Если мотор функционирует от 220 В, важно прозвонить рабочую или пусковую обмотки. Показания последней должны быть больше первой в полтора раза. В движках 380 В, подключаемых “треугольничком” или “звездочкой”, схема разбирается и отдельно проверяются все обмотки.

 

Вопрос: Как проверить асинхронный электродвигатель на исправность мультиметром?

Имя: Даниил

Ответ: Чтобы замерить сопротивление между моторными выводами, нужно выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом. Затем соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.

 

Вопрос: Как проверить моторчик на короткое замыкание мультиметром?

Имя: Тагир

Ответ: Выбрать на измерителе максимальный диапазон сопротивления. Один наконечник от мультиметра соединить с корпусом движка. Другой по очереди присоединить к выводам всех фаз. Ещё можно прозвонить корпус.

 

Вопрос: Как проверить коллекторный двигатель мультиметром?

Имя: Егор

Ответ: На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать. У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь не сложно.

 

Как проверить электродвигатель мультиметром: полезне советы

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Поделиться в Google Plus

Содержание:

  • 1 Какие инструменты нужны
  • 2 Какие электромоторы можно проверить мультиметром?
    • 2.1 Электромоторы бывают с питанием от тока:
  • 3 Проверка электродвигателя внешним осмотром
  • 4 Как найти обрыв или межвитковое замыкание
  • 5 Проверка изоляции обмоток относительно корпуса
  • 6 Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором
  • 7 Проверка конденсаторных двигателей
  • 8 Проверка моторов с фазным ротором
  • 9 Проверка пускового конденсатора
  • 10 Ремонт асинхронных двигателей
  • 11 Испытание изоляции обмоток

В настоящее время используется множество бытовой техники, работа которой связана с электрическим двигателем. Его неисправность причиняет беспокойство и лишает привычного комфорта. Мультиметр — универсальный измерительный прибор, который позволяет самостоятельно провести первичную диагностику агрегата.

Какие инструменты нужны

В первую очередь потребуется непосредственно само устройство. Но перед тем как прозвонить электродвигатель мультиметром, нужно знать принципы работы этого прибора.

Основные функции стандартного измерителя позволяют измерить с достаточной точностью:

  • величину активного сопротивления цепи электрическому току;
  • постоянное напряжение;
  • напряжение переменного тока.

Некоторые модели дополнительно дают проверить:

  • целостность электрической цепи прозвонкой;
  • величину емкости конденсатора.

Для вскрытия корпусов техники и моторов нужны отвертки, гаечные ключи, пассатижи, молоток. Благодаря этому набору, а также минимальным знаниям в электротехнике вопрос, как проверить электродвигатель мультиметром, легко выявить неисправности, которые устраняются самостоятельно.

Сложные повреждения ликвидируются сервисными мастерскими, где есть точное оборудование.

Какие электромоторы можно проверить мультиметром?

Электрические машины используют принцип вращения подвижной части относительно статичной за счет магнитной индукции, возникающей в катушках, по которым протекает электрический ток. В зависимости от типа питания они делятся на следующие:

Конструктивный элементПитающий ток
ПеременныйПостоянный
НеподвижныйСтаторИндуктор
ПодвижныйРоторЯкорь

 

Электромоторы бывают с питанием от тока:

  • Постоянного, со схемными решениями упрощения регулировки мощности, оборотов.
  • Переменного, одно или трехфазного. Они разделены:
    • синхронные, у них обороты ротора совпадает с частотой изменения индукции статора;
    • асинхронные. Количество оборотов не зависит от сети. Роторы таких двигателей различаются схемой соединения обмоток, могут быть:
      • короткозамкнутые, где роль обмоток выполняют алюминиевые или медные стержни, залитые в поверхность под углом к оси вращения, соединенные на торцах ротора кольцами;
      • фазные: концы уложенной в пазы сердечника катушки соединены «звездой» или «треугольником» с контактными ламелями на валу ротора.

Фазный ротор более сложен, его пусковые характеристики лучше, регулировки шире. Но чаще используют короткозамкнутый ротор из-за простоты конструкции, высокой надежности, меньшей цены.

Проверка электродвигателя внешним осмотром

До того как проверить обмотку электродвигателя мультиметром, нужно исследовать отключенный от сети мотор вместе со шнуром питания для поиска механических повреждений, следов пробоя изоляции или перегрева. Ось двигателя должна вращаться в подшипниках легко, без заеданий или заклиниваний. Не должно быть запаха горелой изоляции, растеканий масла, наплывов.

Отсутствие видимых повреждений может потребовать разборки двигателя для осмотра графитовых щеток, контактных ламелей, состояния катушек, их выводов. Замыкание электрической цепи вызывает нагрев, что проявляется в хорошо видимых изменениях цвета вблизи пробоя изоляции.

Как найти обрыв или межвитковое замыкание

Если следов повреждения не видно, тогда пора приступать к измерениям при помощи цифрового тестера. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Вставить измерительные щупы в гнезда на лицевой панели.
  2. Переключателем режима выбрать прозвонку, соединить оголенные концы щупов, измеритель запищит. Разрыв прекратит звук. Так проверяется наличие, исправность элемента питания, измерительных шнуров, гнезд. Этот режим позволяет прозвонить цепь не глядя на индикатор, на слух.
  3. Если прибор без пищалки, включается режим измерения сопротивления на самом нижнем пределе, обычно это «200» Ом. Совмещение наконечников шнура отразится на индикаторе мультиметра цифрами, обозначающими сопротивление провода щупов в пределах 0,6÷1,5 Ом.

Обрыв ищется прозвонкой или измерением сопротивления проводов, шнуров, всех катушек, предварительно разобрав соединение их концов. Ротор проверяется измерением каждой пары выводов.

Межвитковое замыкание обмоток, сделанных из относительно толстой проволоки с маленьким сопротивлением, мультиметром не определишь. Замыкание нескольких витков уменьшит общее сопротивление на доли ома, не отражаемые дисплеем.

Проверка изоляции обмоток относительно корпуса

Используя мультиметр в режиме измерения максимального сопротивления, можно убедиться, что нет плохой изоляции, замыканий на массу. Это опасно для жизни.

Все проверяется на отключенном от сети моторе. Один щуп прибора соединяется с корпусом, вторым касаются по всех выводов обмоток. Индикатор должен показывать обрыв, или большое, сотни мегаом, сопротивление во всех случаях.

Затем нужно проверить отсутствие пробоя изоляции между обмотками,  для чего щупы попарно подключают к выводам разных катушек. Индикатор не должен показывать сопротивление.

Проверка асинхронных трёхфазных двигателей с короткозамкнутым ротором

Трехфазный двигатель мультиметром проверяется быстро. Разобрав концы, мультиметром измеряют сопротивление каждого из них. Разница в величинах должна быть меньше 10%. Попутно нужно убедиться, что нет пробоя на корпус между катушками.

Точно место межвиткового замыкания покажет приспособление, сделанное из понижающего трехфазного трансформатора, к выводам подключается статор разобранного двигателя. Подается питание, внутрь помещается металлический шарик, который при исправных обмотках катается по внутренней поверхности. Если есть короткое замыкание витков – шарик прилипнет в этом месте.
Мастера, занимающиеся ремонтом, используют токовые клещи. Каждая фазная катушка одинакового сопротивления пропускает равный ток, если нет перекоса напряжения фаз. Если в одной ток больше – вероятнее всего там межвитковая неисправность.

Проверка конденсаторных двигателей

Асинхронный двигатель, где последовательно с одной из катушек которого включена емкость для создания сдвига фазы тока, является конденсаторным. Тест такого электромотора, кроме прозвонки, включает в себя проверку емкости, которая подбирается для создания сдвига фаз между катушками равным 90 градусов, чтобы вращающий момент ротора был максимальным.

Емкость рабочего конденсатора относительно мала, проверить ее можно, если мультиметр может мерять емкость, подсоединив к выводам детали, отключенной от схемы двигателя, предварительно кратковременно закоротив ее выводы.

Проверка моторов с фазным ротором

Тестирование мотора с фазным ротором похоже на проверку обычного асинхронного двигателя, дополнительно измеряют обмотки ротора. Их схема соединения выполняется «звездой» для питающей трехфазной сети напряжением 380 вольт либо для сети 220 используется «треугольник».

Измерения мультиметром проводятся по той же методике, что для статора.

Проверка пускового конденсатора

Уверенный запуск электродвигателя происходит, когда в момент включения питания параллельно рабочей емкости кратковременно подключается пусковой конденсатор. Он служит для создания на старте кругового магнитного поля, после начала вращения ротора отключается. Пусковой конденсатор легко проверить мультиметром, даже если в нем нет режима измерения емкости:

  1. Конденсатор, предварительно разрядив замыканием выводов, отсоединяют от схемы электродвигателя, тщательно осматривают. Если есть трещины, вздутие корпуса, другие видимые повреждения — емкость можно менять на новую без проверки.
  2. Выставить на тестере режим измерения сопротивления на пределе 2000 килоом, проверить работоспособность кратковременным соединением измерительных щупов.
  3. Щупы соединить с выводами конденсатора. Разряженный, он начнет быстро заряжаться от щупов прибора. Емкость его относительно велика, много больше, чем у рабочего конденсатора. Индикатор мультиметра сначала покажет маленькое сопротивление, которое по мере заряжания емкости будет увеличиваться, потому что зарядный ток постепенно уменьшается. По окончании процесса мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, обрыв.
  4. Перевернуть полярность подключения щупов к конденсатору, увидеть рост сопротивление, с индикацией обрыва в конце измерения. Этим подтвердится, что конденсатор исправен.
  5. Проверить пробой пластин на корпус конденсатора, если он металлический, измеряя сопротивление между корпусом детали и каждым из выводов поочередно.

Индикатор тестера должен показать обрыв. Другие значения, это признак неисправности.

Ремонт асинхронных двигателей

Выявленные повреждения нужно устранять. Некоторые из них легко сделать дома, «на коленке», проверить электродвигатель мультиметром на 220 вольт достаточно просто. Другие потребуют обращения в ремонтную электротехническую мастерскую, где смогут устранить как механические повреждения, так и заменить или перемотать катушки.

Нельзя начинать сложный ремонт без условий, базы опыта и знаний.

Испытание изоляции обмоток

Эксплуатационная надежность электродвигателя обусловлена состоянием изоляции. Вибрация работающего двигателя, тепловые, химические процессы ухудшают электроизолирующие свойства. Поэтому при диагностике после ремонта нужно испытать в электротехнической лаборатории изоляцию.

Есть испытательный трансформатор, вторичное повышенное напряжение которого подается между одной из обмоток и остальными катушками, соединенными с корпусом электромотора. Величины испытательных напряжений:

Мощность электродвигателя, кВтИспытательное напряжение, В
До 1500+2Uноминальное
От 1, для номинального напряжения <100 вольт1000+2Uн
От 1, для номинального напряжения >100 вольт1000+2Uн, но не менее 1,5 кВ

Если ремонт выполнялся своими руками и нельзя проверить стендом, нужно испытать изоляцию мотора мегомметром. Он подает высокое напряжение, какого нет в мультиметре.

Проверяя электродвигатель мультиметром на 380 вольт, нужно учесть, что работы проводятся при отключенной сети. Работа с электричеством требует собранности, внимания, чтобы не получить удара током. Соблюдая меры безопасности, проверить исправность агрегата достаточно просто.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Поделиться в Google Plus

Как использовать мультиметр для проверки двигателя насоса бассейна — сопротивление обмотки

Шаг 1

ПРОБЛЕМА – Двигатель насоса для бассейна не вращается под напряжением, но вал вращается свободно. В чем проблема? В двигателе есть несколько электрических компонентов, которые могут выйти из строя: пусковой конденсатор; защита от перегрузки; силовой терминал; свободные провода; и обмотки двигателя. . В этом руководстве показано, как измерить обмотки двигателя, чтобы исключить их из дальнейшего рассмотрения.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть детали двигателя (включая конденсаторы, подшипники, переключатели и т. д.)

Щелкните здесь, чтобы найти запасной двигатель насоса для бассейна и комплекты прокладок 


Этап 2

НАСТРОЙКА МУЛЬТИМЕТРА. Один из ваших первых шагов — приобрести мультиметр и настроить его на минимальное значение сопротивления (R).

Этап 3

ОТКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ. Обязательно ОТКЛЮЧИТЕ ПИТАНИЕ помпы, прежде чем открывать электрический конец помпы. Вы, вероятно, будете работать с 240 В, поэтому будьте осторожны. Если вы не знакомы с электричеством, обратитесь за помощью к электрику. Отключите питание насоса автоматическим выключателем для максимальной защиты.

Этап 4

СНИМИТЕ КРЫШКУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. Отвинтите два винта, которые удерживают крышку на задней части двигателя. Снимите крышку, чтобы получить доступ к электрическим разъемам.

Этап 5

КОРОТКИЙ КОНДЕНСАТОР – Конденсаторы насоса для бассейна накапливают электрический заряд, который может вас ударить даже при отключенном питании. Перед извлечением конденсатора разрядите эту энергию, поместив изолированную отвертку на выводы конденсатора. ВНИМАНИЕ: Известно, что конденсаторы взрываются при коротком замыкании. Для вашей защиты наденьте защитные очки и накройте конденсатор тканью, прежде чем замыкать его.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть детали двигателя (включая конденсаторы, подшипники, переключатели и т. д.)

Щелкните здесь, чтобы найти запасной двигатель насоса для бассейна и комплекты прокладок

Шаг 6

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА – На этом рисунке показано расположение цепей обмоток, которые вы будете измерять. Имеется три набора обмоток: основные обмотки разделены на два набора, показанные в зеленой рамке; обмотка вспомогательного пускового конденсатора показана в красной рамке. Обмотка пускового конденсатора обеспечивает дополнительный крутящий момент во время начального запуска двигателя, чтобы помочь заполнить систему бассейна. В общем, вы будете принимать 4 чтения. Вы будете сравнивать показания сопротивления одного набора основных обмоток с другим. Затем вы будете сравнивать показания сопротивления одного набора основных обмоток плюс пусковые обмотки с другим набором основных обмоток с пусковыми обмотками.

. Точки измерения обозначены синими кружками. К ним относятся: клемма питания «L2»; клемма питания «А»; желтый провод, подключенный к клемме 3 на устройстве защиты от перегрузки, и конец красного провода, идущий к выключателю. Для этих измерений красный провод к переключателю должен быть отсоединен, чтобы имитировать и разомкнуть переключатель.

Шаг 7

ПРОВОДКА – На этом рисунке показано физическое расположение цепей проводки. Некоторые компоненты были перемещены, чтобы лучше показать провода. Четыре точки измерения, указанные выше, также выделены на этом изображении синими кружками.

Этап 8

СНИМИТЕ КРАСНЫЙ ПРОВОД С ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ. С помощью пары острогубцев отсоедините красный провод от переключателя. Выключатель нормально замкнут, когда двигатель не работает. Вы хотите имитировать разомкнутый переключатель при проведении этих измерений.

Шаг 9

L2 к A – Чтобы проверить нижние основные обмотки, поместите измерительные щупы на L2 и A на клемме питания. Запишите чтение.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть детали двигателя (включая конденсаторы, подшипники, переключатели и т. д.)

Щелкните здесь, чтобы найти запасной двигатель насоса для бассейна и комплекты прокладок 


Шаг 10

НИЖНИЕ ОСНОВНЫЕ ОБМОТКИ – На этом рисунке показана часть электрической цепи, которая включена в это измерение – между L2 и A.

Шаг 11

От А до ЖЕЛТОГО – Чтобы проверить верхние основные обмотки, поместите щупы счетчика на А на силовой клемме и на конец желтого провода, прикрепленного к клемме 3 устройства защиты от перегрузки.

Запишите чтение.

Шаг 12

ВЕРХНИЕ ОСНОВНЫЕ ОБМОТКИ. На этом рисунке показана часть электрической цепи, которая включена в приведенное выше измерение — между A и желтым цветом.

Шаг 13

СРАВНИТЕ ПОКАЗАНИЯ. Сравните показания, полученные выше для верхней и нижней основных обмоток. Они должны быть одинаковыми. Если нет, то вам, вероятно, придется заменить двигатель.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть детали двигателя (включая конденсаторы, подшипники, переключатели и т. д.)

Щелкните здесь, чтобы найти запасной двигатель насоса для бассейна и комплекты прокладок

Шаг 14

ЖЕЛТЫЙ К КРАСНОМУ — Для проверки верхних основных обмоток, включая обмотки пусковых конденсаторов, поместите измерительные щупы на конец красного вывода и на конец желтого провода, подключенного к клемме 3 устройства защиты от перегрузки. Запишите чтение.

Шаг 15

ВЕРХНЯЯ ОСНОВНАЯ ОБМОТКА И СТАРТОВАЯ ОБМОТКА. На этом рисунке показана часть электрической цепи, которая включена в приведенное выше измерение — между красным и желтым.

Шаг 16

L2 к КРАСНОМУ – ЖЕЛТЫЙ К КРАСНОМУ – Чтобы проверить нижние основные обмотки, включая обмотки пусковых конденсаторов, поместите щупы измерителя на конец красного провода и на L2 на клемму питания.

Шаг 17

НИЖНИЕ ОСНОВНЫЕ ОБМОТКИ И СТАРТОВЫЕ ОБМОТКИ. На этом рисунке показана часть электрической цепи, которая включена в приведенное выше измерение — между L2 и красным.

Шаг 18

СРАВНИТЕ ПОКАЗАНИЯ. Сравните показания, полученные выше для верхних основных обмоток плюс пусковые обмотки и нижних основных обмоток плюс пусковые обмотки. Они должны быть одинаковыми. В противном случае вам, вероятно, придется заменить двигатель.

Щелкните здесь, чтобы просмотреть детали двигателя (включая конденсаторы, подшипники, переключатели и т. д.)


Щелкните здесь, чтобы найти запасной двигатель насоса для бассейна и комплекты прокладок


Как проверить двигатель с помощью мультиметра 901

Электродвигатель является основной составляющей любого современного бытового электрооборудования, будь то холодильник, пылесос или другой агрегат, используемый в хозяйстве. При выходе из строя какого-либо устройства в первую очередь необходимо установить причину поломки. Чтобы узнать, исправен ли мотор, его необходимо проверить. Для этого необязательно нести прибор в мастерскую, достаточно иметь обычный тестер. Прочитав эту статью, вы узнаете, как проверить электродвигатель мультиметром, и сможете справиться с этой задачей самостоятельно.

Содержание

  • Какие двигатели можно проверить мультиметром?
  • Ремонт асинхронных двигателей
    • Трехфазный двигатель
    • Двухфазный электродвигатель
    • Проверка коллекторных двигателей
  • Особенности проверки электродвигателей с дополнительными элементами

Какие двигатели можно проверить мультиметром?

Существуют различные модификации электродвигателей, и список их возможных неисправностей достаточно велик. Большинство проблем можно диагностировать с помощью обычного мультиметра, даже если вы не специалист в этой области.

Современные электродвигатели делятся на несколько типов, которые перечислены ниже:

  • Асинхронный трехфазный ротор с короткозамкнутым ротором. Этот тип электропривода является наиболее популярным благодаря простому устройству, позволяющему легко диагностировать.
  • Конденсатор асинхронный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой электростанцией обычно оснащают бытовые приборы, работающие от обычной сети 220В, которая наиболее распространена в современных домах.
  • Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный пусковой момент, чем короткозамкнутые двигатели, в связи с чем его используют в качестве привода в устройствах большой мощности (подъемники, краны, электростанции).
  • Коллектор постоянного тока. Эти двигатели широко используются в автомобилях, где они служат приводом вентиляторов и насосов, а также стеклоподъемников и стеклоочистителей.
  • Коллектор переменного тока. Этими двигателями оснащаются ручные электроинструменты.

Первым шагом в любой диагностике является визуальный осмотр. Даже если невооруженным глазом видны сгоревшие обмотки или отломанные части двигателя, понятно, что дальнейший осмотр бессмысленен, и агрегат нужно везти в мастерскую. Но часто осмотра недостаточно для выявления проблем, и тогда необходима более тщательная проверка.

Ремонт асинхронных двигателей

Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и три фазы. Процедура их диагностики не совсем одинаковая, поэтому следует остановиться на этом подробнее.

Трехфазный двигатель

Различают два вида неисправностей электроагрегатов вне зависимости от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.

Трехфазный двигатель переменного тока имеет три катушки, которые можно соединить треугольником или звездой. Есть три фактора, которые определяют производительность этой силовой установки:

  • Правильность намотки.
  • Качество изоляции.
  • Надежность контактов.

Замыкание на корпус обычно проверяют с помощью мегомметра, но если его нет, то можно обойтись и обычным тестером, установив на нем максимальное значение сопротивления – мегаом. О высокой точности измерений в этом случае говорить не приходится, но получить приблизительные данные можно.

Перед измерением сопротивления убедитесь, что двигатель не подключен к сети, иначе мультиметр придет в негодность. Затем необходимо выполнить калибровку, установив стрелку на ноль (щупы при этом должны быть замкнуты). Необходимо проверять исправность тестера и правильность настроек кратковременным касанием одного щупа к другому, каждый раз перед измерением значения сопротивления.

Поместите один щуп на корпус двигателя и убедитесь в наличии контакта. После этого снимите показания прибора, коснувшись вторым щупом двигателя. Если данные в пределах нормы, подключите второй щуп к выходу каждой фазы по очереди. Высокий показатель сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.

Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:

Затем нужно убедиться, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, идущие в клеммную коробку двигателя. При обнаружении любого обрыва обмотки диагностику следует прекратить до устранения неисправности.

Следующим пунктом проверки является определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если обмотки внешне выглядят нормально, то факт короткого замыкания можно установить по неравному потреблению электрического тока.

Двухфазный электродвигатель б

Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от вышеописанной процедуры. При проверке двигателя, оснащенного двумя катушками и питающегося от обычной электрической сети, его обмотки необходимо прозвонить омметром. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50 % меньше, чем у пусковой обмотки.

Необходимо измерить сопротивление корпуса – в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Индикатор низкого сопротивления указывает на необходимость перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить мегаомметром, но в домашних условиях это редко возможно.

Проверка коллекторных двигателей

Разобравшись с диагностикой асинхронных двигателей, перейдем к вопросу, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если блок питания коллекторного типа, и в чем особенности таких проверок.

Для правильной проверки работоспособности этих двигателей с помощью мультиметра необходимо действовать в следующем порядке:

  • Включите омметр и измерьте сопротивление ламелей коллектора попарно. В норме эти данные не должны отличаться.
  • Измерить индикатор сопротивления, приложив один щуп прибора к корпусу якоря, а другой к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким и стремиться к бесконечности.
  • Проверьте статор на целостность обмотки.
  • Измерьте сопротивление, приложив один щуп к корпусу статора, а другой к клеммам. Чем выше полученное число, тем лучше.

Проверить электродвигатель мультиметром на межвитковое замыкание не получится. Для этого используется специальный аппарат, которым проверяют якорь.

Подробная проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:

Особенности проверки электродвигателей с дополнительными элементами

Электростанции часто комплектуются дополнительными элементами, предназначенными для защиты оборудования или оптимизации его работы. Наиболее распространенные детали, встроенные в двигатель:

  • Плавкие предохранители. Они настроены на работу при определенной температуре во избежание возгорания и разрушения изоляционного материала. Предохранитель убирается под изоляцию обмоток или крепится к корпусу электродвигателя стальной скобой. В первом случае доступ к выводам не затруднен, и их без проблем можно проверить с помощью тестера. Также можно с помощью мультиметра или простой индикаторной отвертки определить, к каким разъемным ножкам идет защитная цепь. Если термопредохранитель исправен, то при измерении он должен показывать короткое замыкание.
  • Термопредохранители
  • с успехом могут быть заменены термовыключателями, которые либо нормально разомкнуты, либо замкнуты (второй тип встречается чаще). Маркировка элемента наносится на его корпус. Реле для различных типов двигателей подбирается в соответствии с техническими параметрами, с которыми можно ознакомиться, прочитав эксплуатационную документацию или найдя необходимую информацию в Интернете.
  • Трехконтактные датчики частоты вращения двигателя. Обычно ими оснащаются моторы стиральных машин. В основе принципа работы этих элементов лежит изменение разности потенциалов в пластине, через которую проходит слабый ток. Питание подается через две концевые клеммы, которые имеют небольшое сопротивление и при проверке должны показывать короткое замыкание. Третий штифт проверяется только в рабочем режиме, когда на него действует магнитное поле. Не измеряйте подачу питания на датчик при работающем двигателе. Блок питания лучше вообще убрать и подавать ток отдельно на датчик. Вращайте ось, чтобы генерировать импульсы на выходе датчика. Если ротор не оснащен постоянным магнитом, вам придется установить его во время проверки, предварительно сняв датчик.

Обычного мультиметра обычно достаточно для диагностики большинства проблем, которые могут возникнуть в электродвигателях. Если установить причину неисправности этим прибором не удается, проверка проводится с помощью высокоточных и дорогостоящих приборов, доступных только специалистам.

В этом материале собрана вся необходимая информация о том, как правильно проверить электродвигатель мультиметром в бытовых условиях. При выходе из строя любого электрооборудования самое главное – прозвонить обмотку двигателя, чтобы исключить его неисправность, так как силовая установка имеет самую высокую стоимость по сравнению с другими элементами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *