Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

RADIOTEHNIKA S-90B – технические характеристики

Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.

Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.

Как добавить наш сайт в исключения AdBlock

Акустические системы
RADIOTEHNIKA
S-90 B

 

 

Технические характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот в условиях свободного поля – 25-25 000 гц
  • Неравномерность АЧХ звукового давления относительно уровня звукового давления: на нижнией граничной частоте диаппазона воспроизводимых частот – -14дб, в диаппазоне частот 100-8.000 гц – +/- 4 дб
  • Уровень характеристической чувствительности  (Па/V Вт), не менее – 89 Дб
  • Характеристики напрвленности АС, определяемые по отклонениям АХЧ звукового давления, измеренных под углами 25 (+/-5) градусов в горизонтальной плоскости и 7(+3/-2) градуса в вертикальной плоскости, от АЧХ, измеренной по акустической оси АС (0 градусов):
  • в вертикальной плоскости – +2/-4 дб
  • в горизонтальной плоскости – +4/-3 дб

 

Гармонические искажения АС, определяемые суммарным характеристическим коэффициентом гармоник при уровне среднего звукового давления 90 дб на частотах:

  • 250-1 000 гц – 2%
  • 1 000-2 000 гц – 1,5%
  • 2 000-6 300 гц – 1%

 

Номинальное электрическое сопротивление – 8 ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления – 7,6 ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность – 90 Вт

Предельная кратковременная мощность – 600 Вт

Вид низкочастотного акустического оформления – фазоинвертор

Масса – 23  кг

Габариты – 710х360х285 мм

 

Дополнительные сведения:

отличительной особенностью этой модели является высокий уровень характеристической чувствительности – 100 дб, наличие индикаторов перегрузки для каждого из динамиков и наличие реостатных регуляторов уровня сч и вч (они вынесены на заднюю панель под клемы), акустика комплектовалась как с Radiotehnika К-111, так и с комплектом высшей группы сложности (ЭГ-9010, УП-7010, УМ-7011), который не был представлен в большом масштабе на рынок сбыта.

www.qrz.ru

Тюнинг колонок серии S-90. Три пути владельца Ы-90

Вообще-то путей четыре, а не три. Но первый путь – выбросить – мы описывать не будем. У нас на даче и в гараже и так добра полно…
Основные недостатки колонок серии S-90.
1. Малый объем корпуса для низкочастотного динамика. Последствие – бубнение низких частот.
2. Фазоинвертор рассчитан на частоту 20 Гц. Последствие – большие искажения НЧ.
3. Никудышный среднечастотный динамик. Последствия – отвратительные СЧ, призвуки.
4. Низкая частота резонанса высокочастотного динамика. Последствия – “кряканье”, сипение.
5. Фильтр рассчитан с учетом предыдущих недостатков. Последствие – при доработках любого узла фильтр надо изменять.
6. Корпус недостаточно жесткий и не “заглушен”. Последствия – вибрации, призвуки, “бочка”.
7. И т.д. и т.п. …

Содержание / Contents

Автор Igor M. Butin e-mail: [email protected]

Попивая пиво, доходим до трех истин. Есть три пути:
1. Легкий и эффективный.

2. Средней сложности. Больше шаманизма и снобизма. Некоторые улучшения звука по сравнению с пунктом 1.
3. Суперсложный, трудоемкий и суперэффективный. Реально Вы пробуете изготовить новые колонки. Тут все зависит от качества изготовления и музыкального чутья. Если ничего не получится, то Вам никто ничего и не обещал. Опишу все. Рекомендую для начала 1-й путь. Ценность его в том, что он не занимает много времени, Вы оставляете все компоненты колонок. Минимум дефицитных деталей и затрат.

1. При проведении всех работ следите за правильностью фазировки динамиков. Если вы не сталкивались с этим сами – пригласите специалиста – электроника!
2. Переделка динамика 15 ГД – 11А – процесс необратимый. В случае неаккуратности у динамика одна дорога – в мусорное ведро, а у Вас другая – на рынок.

1. Средние частоты – главный акцент. Переделкой динамика, добьемся его работы в поршневом режиме, повысим верхнюю граничную частоту, уберем призвуки, повысим чувствительность, улучшим направленность, задемпфрируем.

2. Переведем колонку в диапазон от 31.5 Гц, вместо 20 Гц. Меньше будет бубнить.
3. Задавим резонанс высокочастотной головки.
4. Утихомирим призвуки корпуса

Покупаем в магазине советский теннисный шарик. Китайские и прочие не подходят. У них другой материал. Шарик должен быть именно такой, как в далеком детстве по 8 копеек. В крайнем случае – можно взять у знакомых или в спортивной секции тенниса. Покупаем эпоксидную смолу (немного, можно 1см куб.), клей (Суперцемент, Марс, Арго и т.д. – жесткий после затвердевания), пару простых карандашей, любой медицинский бинт и вату.

Приступаем к творчеству. Шарик пилим по шву пополам. Шов виден на просвет. Он внахлест сделан и шириной 1 – 2 мм. Пилить надо посредине шва. Я пилил лезвием Нева, предварительно сделав на нем зазубрины точильным бруском. После того как распилили, выравниваете линию распила на наждачной бумаге, и обрабатываете мелкой наждачкой внешнюю поверхность шарика. Если внутри в районе шва есть крупные наплывы, то их тоже надо удалить. При работе шарик надо закрепить пластилином на батарейке Марс (футляре от фотопленки, баночки от корма для рыбок и т.д., по воображению) в трех точках. Этого достаточно. Пластилин удаляется потом или сухой тряпкой или протиркой бензином. После того как поверхность шарика обработана, к ней нельзя прикасаться руками. Растираете грифели карандашей на наждачной бумаге. Разводите эпоксидную смолу с двойным количеством отвердителя. Покрываете поверхность шарика тончайшим слоем. При необходимости излишки клея можно удалить газетной бумагой. Обсыпаете графитом, стряхиваете лишний. Надо добиться, чтобы сквозь графит не просвечивал белый пластик шарика. Если просвечивает, значит, слой эпоксидной смолы был мал. Надо добавить. После того как все получилось, оставляем затвердевать.

Собираем фильтр на 3 Кгц. Для этого берем конденсатор 4,7 Мф и дроссель 0,6 мГн. Можно взять конденсатор от 4 до 7 мФ и подогнать под него дроссель. Чтобы не забивать голову лишними формулами, то самое простое – произведение емкости конденсатора в микрофарадах на индуктивность дросселя в мГн должно быть равно 2,82. Допустим емкость конденсатора фильтра – 6,6 мкФ (МБГО и МБМ с допустимым отклонением от номинального значения ±10%), тогда индуктивность катушки 2,82 : 6,6 = 0.43 мГн, (обмотка содержит 150 витков провода ПЭВ-1 0,8, намотанных на каркасе диаметром 22 и длиной 22 мм с диаметром щечек 44 мм). По этим данным можно собрать контур без LC-метра, поскольку важен не точный номинал, а “захват” резонансной частоты, имеющей определенный разброс. Конденсатор и дроссель крепим на куске ДВП и один вывод катушки припаиваем к выводу конденсатора. К свободным выводам припаиваем провода длиной 40 -50 см.

Разбираем колонку. Снимаем низкочастотный динамик, среднечастотный, достаем стакан от него, снимаем высокочастотный динамик, снимаем декоративную накладку, снимаем фазинвертор (на некоторых колонках придется фильтр открутить). Берем половинку просохшего шарика, полируем его снаружи замшей или газетной бумагой и приклеиваем поверх пылезащитного колпачка головки среднечастотного динамика жестким клеем. Надо следить за тем, чтобы не было непроклееных щелок между краем шарика и колпачком и, чтобы шарик был приклеен точно по центру. То же самое делаем и со вторым среднечастотником. Оставляем сохнуть.

Прикручиваем самодельный фильтр на заднюю стенку колонки (внутри) напротив высокочастотного динамика. Припаиваем провода от фильтра на вывода высокочастотного динамика. Какой куда – роли не играет. Снимаем разъемы с задней стенки колонок и запаиваем провод идущий от усилителя прямо на фильтр. От трубы фазинвертора отпиливаем ножовкой по металлу 10 см по средней линии. Трубу фазинвертора и стакан среднечастотного динамика оборачиваем слоем марли и бинтуем. Надо проверять войдут ли они после этой процедуры в свои гнезда. Если не входят, то слой ваты с марлей уменьшить. Проверяем, есть ли вата и марля в стакане. Добавляем если мало до полного. Демпфируем среднечастотные динамики. Для этого их диффузородержатели дополнительно обтягиваем поролоновыми кольцами, изготовленными из заготовок 10х27х355 мм. концы которых склеены клеем “Момент” встык. Дно и потолок колонки изнутри обклеиваем войлоком, (ватином, синтепоном и т.д.). Провода обматываем бинтом. Бинт повдоль провода располагаем и скручиваем, обхватывая провод. Фиксировать бинт удобно нитками. Собираем колонку. Промазываем пластилином все периметры всех динамиков. Надевать защитные сетки не стоит, но только при условии, что нет маленьких детей, не заедет жена шваброй или пылесосом и что колонки не будут перевозиться. Включаем колонки. Не узнаем право. Обзваниваем знакомых. Просим подъехать с любимыми записями. Слушаем. Успокаиваем знакомых пивом. С издевкой замечаем, как бы пригодились им баксы, затраченные на приобретение зарубежного хлама.

'Три

Выполняем все, что указано в пути 1, но не собираем колонки.

1. Улучшим свойства корпуса и убьем призвуки и “бочку”
2. Добьемся лучшего прохождения сигнала
3. ?

Итак, поехали. Заднюю стенку корпуса укрепить, расположив две рейки сечением3х2 см. по вертикали во всю длину на расстоянии 15 – 20 см. друг от друга симметрично, и прикрепив их шурупами к задней стенке. Предварительно место крепления обработать эпоксидкой. Надо учитывать возможность установки потом фазинвертора. Между задней и передней стенкой устанавливаем рейку распорку на уровне СЧ головки, учитываем возможность установки стакана. Промазываем все соединения стенок и углы изнутри силиконовым клеем типа “Бизон” или сантехническими силиконовыми же замазками. Оклеиваем весь корпус внутри войлоком (ватином, синтепоном или др.). Толще 1,5 см. не стоит, чтобы не сильно уменьшить внутренний объем корпуса. Все предложения поменять 15 ГД – 11А на 6 ГДШ-5 отвергаем. Наш и так уже “крутой”, а подобная замена приведет к потере мощности, уменьшению динамического диапазона (очень опасно) и придется сильно изменять фильтр. Так при замене 15 ГД – 11А на 6 ГДШ-5 для 35АС – 212 придется заменить такие детали: L1 – 0,22mH, C2 – 1,0mF, C8 – 0,5mF, L4 – 0,1mH. Указаны новые параметры. При использовании 6 ГДШ – 5 – 4, придется еще поставить дополнительное сопротивление поставить в цепь этой головки на 4Ом. Еще и внешний вид колонки меняется. Ну, если сильно хочется, то можно. Далее. Удаляем переключатели тембров. Удаляем ненужные резисторы R (1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12). Заменяем провода на монтаже фильтра на медный провод диаметром 1,2 мм. Заменяем провода идущие от динамиков к фильтру, на более путевые. На низкочастотный динамик – многожильный – сечением 2,5 – 3 мм кв., на среднечастотный – 2,5 мм кв. На высокочастотный – 2 мм кв. – одножильный. Все провода припаиваются к фильтру напрямую, а не проходом через предыдущие динамики. Фильтр устанавливается на дно колонки. Все провода укладываются под слой войлока. На боковых стенах. Регуляторы фильтров снимаются. Изготавливаем на их место деревянные (ДСП, фанерные) заглушки по толщине корпуса. Вливаем их на эпоксидку и пришлифовываем. Обтягиваем переднюю панель самоклеящейся пленкой под дерево в тон шпону колонок. Устанавливаем динамики. Низкочастотный и среднечастотный через резиновые прокладки. Подойдет резина с оконных утеплителей, тонкие резиновые медицинские шланги, силиконовые шланги (хуже). Установленные динамики обрабатываем по периметру пластилином или незастывающей оконной замазкой (она напоминает кусок хозяйственного мыла и стоит дешево). Проверяем звук. Балдеем просто. Отодвигаем всякие “Pioner”, “Technics” , JAMO и …

Неплохо иметь следующие приборы: осциллограф, генератор звуковых частот, цифровой мультиметр, LC-метр. У человека, который не занимается ремонтом и сборкой на дому – этого всего конечно нет, но есть выход – пойти в мастерскую и попросить померить, что надо прихватив с собой фильтра, головки и т.д. Если за такое и попросят плату, то чисто символическую. Можно даже заказать фильтра. Это, конечно, будет подороже.

Начинаем. Берем за основу 35АС -212 с габаритами 710х360х285. Желательно, чтобы корпус был фанерный, низкочастотный динамик с резиновым подвесом, высокочастотный динамик с куполом из стеклоткани. Разбираем все. Среднечастотный динамик нам больше не нужен. Корпус надо нарастить для низкочастотного динамика с резиновым подвесом до 100литров. Если подвес пенополиуретановый, то до 120 – 130 литров. Наш же корпус -70 литров. Есть два варианта:

1. Снять переднюю стенку с корпуса, чтобы потом использовать для матрицы под отверстия для динамиков во вновь изготавливаем корпусе на 100 л. Из остатков корпусов получаются неплохие ящики под картошку и маркошку в погребе.
2. Можно попробовать нарастить старый корпус. В первом случае надо ориентироваться на размеры – 1100х360х350 и изготовление в мебельной мастерской по вашим чертежам, с руганью и придирками к качеству. Мы же рассмотрим второй путь.

Итак, можно попробовать обойтись малой кровью. Изготавливаем сами, или заказываем два ящика с плотно пригнанными стенками и крышками из двойной 10-ти слойной фанеры с внешними размерами – 380х360х285. В дне колонки и в крышке ящика вырезаем одинаковые отверстия примерно 270х210. Ящик внутри оклеиваем войлоком. После сборки сделать это будет нереально. Сверлим в крышке ящика и в дне колонки отверстия, через которые скрепим их между собой болтами. Головки болтов должны утопится в потаи. Засыпать немного – 10 килограмм дроби не помешает, сверху кидаем марлевый мешок с ватой. Предварительно проливаем соединение эпоксидкой с нормальным содержанием отвердителя. Место соединения оклеиваем войлоком. Остальные телодвижения с корпусом, как в пути 1 и 2. Среднечастотную головку возьмем 30 ГДС – 1. Надо только их проверять – много брака. Чисто механического свойства. Далее. Измеряем f резонанса всех динамиков. Можно фломастером подписать прямо на магнитах, чтобы не путаться и не перемерять все снова. Хорошо бы было, если бы частота резонанса парных динамиков не отличалась сильно. Если динамик издает посторонние звуки на любой из звуковых частот, то его надо либо чистить, либо менять, если чисткой не удалось добиться нормальной работы. Рассчитываем и мастерим фильтры для нашего случая. Чем меньше индуктивностей – тем лучше. Продолжаем заниматься с корпусом. Удаляем излишки смолы в месте соединения. Пришлифовываем его. Изготавливаем две деревянные коробочки под фильтры. Крепить мы их будем на задней стенке снаружи. Провода от усилителя запаяем сразу на фильтры. А провода к динамикам протащим через крепления разъемов колонок. Все провода фирменные аудиофильские. Ценовую категорию выбирайте сами. Просто очень дорогие брать – смысла нет. Фазоинвертор лучше переделать под частоту 31,5 – 40 Гц. Если купол высокочастотной головки из лавсана, то, сняв крестовину надо промазать перхлорвинилом подвес и наружную треть купола. Оклеиваем весь корпус самоклеющейся пленкой. Остальное см. путь1 и путь 2. С обязательной пошаговой проверкой – лучше – хуже. Лучший метод, если явного результата нет – слепое прослушивание.

Павел (Pashka)

Новосибирск

Радиолюбитель. Любитель “Веги”

 

datagor.ru

Radiotehnika S-90 New version

Новая версия колонок Radiotehnika S-90!

Легендарные колонки Radiotehnika S-90 продолжают выпускаться на заводе Радиотехника под новым названием Radiotehnika SM-300.

Получившая в свое время широкую популярность акустика S-90, улучшенная и доработанная, продолжает выпускается на заводе Radiotehnika. В обновленной модели звук стал еще лучше, чем прежде, за счет усовершенствования динамических головок и ряда других конструктивных изменений. Колонки стали мощнее и немного больше по размеру, этим и обусловлено изменение их названия на SM-300, ведь теперь вместо привычных 90 Вт акустика способна выдерживать нагрузку усилителя до 300 Вт, а появившаяся в названии буква «М» означает «модифицированные», т.е. усовершенствованные.

Колонки выполнены из качественных материалов, на высоком уровне осталось и качество сборки. Корпуса колонок, теперь выполнены из более “музыкальной” плиты «МДФ», в отличие от «Фанеры» которая использовалась при построении корпусов у S-90х, плита МДФ не «гудит», что привело к значительному улучшению качества звучания. Сзади АС появились современные позолоченные винтовые разъемы. Небольшие изменения коснулись и дизайна. Колонки получили современную матерчатую фронтальную решетку и три более мощных фазоинвертора, вместо одного, ведь динамики данной АС стали в несколько раз мощнее, чем у предшествующей модели.

В остальном дизайн и конструкция этих АС сохранили в себе все черты и традиции старых добрых S-90. Неизменным остался и регулятор ВЧ и СЧ частот на передней панели АС. Диффузоры динамиков по-прежнему изготавливаются из высококачественной целлюлозы, что лишний раз подчеркивает принадлежность данных АС к высокому Hi-Fi классу. По звучанию колонки стали еще лучше и это не удивительно, ведь технологии шагнули далеко вперед со времен выпуска S-90х. Колонки имеют чистый прозрачный звук и мягкий глубокий бас, которым может похвастаться далеко не каждая акустическая система.

Как и прежде колонки производятся на заводе акустических систем AO «VEF Radiotehnika RRR» в Латвии, отсюда и неизменное качество звучания этих акустических систем. Новая модель имеет два варианта отделки: «чёрный ясень» и «красное дерево». Большим преимуществом данной модели является ее доступная цена, но по качеству звучания она изрядно превосходит акустику и из гораздо более дорогих ценовых сегментов.

Доступные варианты отделки:
– красное дерево, 
– черный ясень.

Тип: 3 полосы, 3 динамика, акустическое оформление – фазоинвертор.
– 25 мм шелковый ВЧ-излучатель
– 125 мм СЧ-излучатель из целлюлозы
– 250 мм НЧ-излучатель из целлюлозы

rrrlv.ru

Советский HI-FI и его создатели: 35АС-1,S-90, Керно и первый

Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме вот этого рассказа самого Ян-Беляевского, привожу цитату, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90:

«В далеком и безоблачном 1975 году в СССР повсеместно продавалась акустика 35АС — 35 Вт. (по международным стандартам 70 Вт.), которую производили все заводы и Рижский завод имени Попова не был исключением…

Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90

Мне на тот момент было 14 лет, я занимался в кружке радиотехники в Кожухово, метро Автозаводская, под руководством Павла Иконникова. Мои родители были знакомы с главным инженером Рижского завода — Цудечкисом — „Он все мудрил“, „Инициативный человек — все новое-новое внедрял, на нем весь завод и держался!“.
Для себя, для дома, я сделал акустическую систему, взяв за основу рижские динамики — „Ее у меня дома увидел Цудечкис!“, первое, что он сказал: „Вот-вот-вот то, что мне нужно — у меня целое КБ (Конструкторское бюро) в подчинении, а все бестолку!“

«Во всем мире — я считаюсь основателем прототипа колонки S-90, который был создан в 1979 году, в 1980 его запустили в серию». Мы поехали в Ригу на завод, зашли во все отделы: инженеры, конструктора, техники. Цудечкис дал распоряжение: „Вот этот парень, что будет говорить то и делайте!“. И все получилось, представляете — мне было 14 лет, они чертили, писали, рассчитывали, фильтры „мои“ сделали… Опытный образец был готов! Акустику можно сделать и на слух. „Как оно было на самом деле!“, рассказывает автор S-90

-Поначалу все собиралось от „балды“ — я собирал фильтры, не ориентируясь на измерения и вот долгожданный момент — S-90 поставили в звуковую камеру и расчеты Цудечкиса полностью оправдались — Практически идеальный график, „Вы все его знаете“, все были в шоке! Я понял одно: „Акустику можно сделать и на слух!“. Помимо S-90 я разработал колонки S-30, и все новые модели сразу запустили в серию. Мне подарили пару S-30, и я поехал обратно в Москву.»

Подписывается Ян-Беляевский тоже достаточно пафосно:
Всегда Ваш — Изобретатель S-90.
С Уважением, Член Российской Академии Естественных Наук
Генеральный директор Компании „ALEKS“
Ян-Беляевский Александр Владимирович

Что интересно, сам Ян-Беляевский 1965-го года рождения. Т.е. 35АС-1 он якобы разработал в 11 лет. К слову, в 1978-м (15.01.1978 г.) году КБ “Орбита” был получен патент № 00588661 на разработку акустической системы 35АС-1 (S-90). Авторы, указанные в патенте — Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович, что полностью исключает возможность какого-либо отношения Ян-Беляевского к этой разработке в 80-е годы.

Итог

По сей день многие искушенные и не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Российские производители акустических систем, в том числе Aleks Audio и Arslab изготавливают ностальгические клоны S-90. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения.

Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года.

Современники инженера говорили о нем следующее:

»Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге.

Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе…”

Автор: PULT.ru

Источник: PULT.ru

fishki.net

Вторая жизнь Radiotehnika s90d или Современная музыка – адаптированный винтаж

Павел

Добрый день, уважаемые коллеги, все те кто объединили себя любовью к осязанию музыки и бесконечными желаниями совершенствования её воспроизведения.

В этой статье будет изложен рассказ об изготовлении  3х полосной АС на базе Radiotehnika s90d.

Все началось с того что старый добрый друг привез мне  на прошлый день рождения  (октябрь месяц) колонки – легенду времен Советского союза. Включили послушали, разобрали поняли, что легенда сильна, но изрядно потрепана. Было принято решение “освежить” колонки, улучшить качество их звучания с сохранением “винтажного стиля”. Сейчас увлекаюсь  современными направлениями электронной музыки и ее звучание на этих экземплярах было совершенно неадекватным.   Работа только в ноябре этого года начала подходить к концу. Был доработан корпус, перерасчитан и изменен фазоинвертор, заменены ВЧ, СЧ головки, полностью пересчитан разделительный фильтр. Внешний вид колонок также претерпел некоторые изменения.

Содержание статьи следующее:
1. Краткое описание имевшихся Колонок S90D.
2. Концепция вносимых изменений, используемые инструменты, приобретенные компоненты и материалы.
3. Фильтр и фазоинвертер или О чем пишет С. Бать.
4. Источник звука.
5. Достигнутые результаты.

1. Краткое описание имеющихся Колонок S90D.
Привезенные  экземпляры S90D, как сейчас помню,  не терпелось побыстрее подключить и послушать “Легенду”. Прослушали несколько дисков с разноплановой музыкой,  ожидания к сожалению не оправдались, изрядное бубнение дребезжание элементов корпуса, кричащая серединка, режущие слух верха. Регулировка потенциометрами СЧ – ВЧ (в этой модели они выведены на переднюю панель и предусматривают плавную регулировку) положительных результатов не дало.
Была найдена в сети принципиальная схема этих колонок и произведена их разборка и анализ.

Судя по сгоревшим элементам на плате контроля перегрузок (при перегрузке должны были загораться светодиоды)  и регулировок, а так же по деформирмации от высокой температуры пластикового каркаса ВЧ катушки кроссовера было видно, что жизнь колонок была нелегкой. Опасения сразу вызвали обмотки динамиков. 
 
Оказалось что судя по датам изготовления и типам динамиков “родных” динамиков не осталось ни в одной колонке. Все динамики кроме ВЧ были аналогичной модели – достаточно свежими и в хорошем состоянии НЧ : 75-ГДН-1-8,  СЧ: 20 ГДС-1-16, а ВЧ вместо 6 ГДВ 6-25 стоял Alphard TW401 8 Ом вместо требуемых 25 Ом, при этом никаких изменений в фильтре замечено не было. Звукопоглощающий наполнитель в корпусе был примерно в объеме 3х литров. В стакане под СЧ динамик 0.2 литра. Кроссовер выполнен на фанерной плате навесным монтажем. Катушки кроссоверов на пластиковых каркасах, конденсаторы бумажные.

2. Концепция вносимых изменений, используемые инструменты, приобретенные компоненты и материалы.

Основной идеей перед началом работ было доведение качества звучания до приемемого уровня, по совокупной  оценке АЧХ ФЧХ в программе моделирования, собственной осязательной оценки звучания и оценки  знакомых меломанов. Критерием также являлось возможное  сохранение элементов “винтажного” стиля колонок как внешне так и по элементной базе.

Поискав и проанализиовав информацию по имеющимся головкам, было принято решение оставить имеющиесяся нештатные ВЧ головки, и штатные НЧ головки. Имеющаяся СЧ головку из-за слишком специфичного не в лучшую сторону звучания  была заменена на Visaton SC-13, обладающий достаточной чистотой и выразительностью звучания.


“Дышащий корпус” колонок был тщательно проклеен по углам с укрепляющими плинтусами, передняя и задняя стенка от возможной вибрации была укреплена двумя распорочными планками. Изнутри корпус для эквивалента увеличения объема (чего конечно изначально не хватает данной модели с таким крупным НЧ динамиком)  был проклеен 5мм войлоком + дополнительно приобретен синтепоновый наполнитель.
Изменена конструкция и расположение фазоинвертера, расположение выбрано по прототипу колонок аналогичных времен примерно такого же типоразмера фирмы Sony.

Было принято решение выполнить новый кроссовер максимально используя имеющуюся штатную элементную базу на имеющейся фанерной плате.

В ходе работ были использованы следующие программные продукты.
1. Программа моделирования LSP Cad 2.5
2. Программа расчета катушек индуктивности E.S.P.G. – DOS
3. Генератор звуковой частоты МАА использующий звуковую карту ПК.

Были приобретены:
1. Книга “Любительские громкоговорители” С.Бать (Аудиомания)
2. СЧ головки Visaton SC13 -2 шт (Аудиомания)
3. Звукопоглощающий наполнитель (ситепон) -1уп. (Аудиомания)
4. Войлок шерстяной 5мм – 3 кг. (Шерстяная фабрика)
5. Карпет автомобильный (отделка лицевой панели) – 3 кв. м. (Автозапчасти)
6. Карпетный клей. -1 уп. (Автозапчасти)
7. Клеи ПВА – 1 л. (Строительный рынок)
8. Конденсаторы, резисторы. (Радиорынок)


3. Фильтр и фазоинвертер, о чем пишет С. Бать, год настройки кроссовера.

 
Перво наперво необходимо было освежить в памяти теорию фильтров из учебы в институте, был найден ряд информации в сети интернет, часть информации была почерпнута из приобретенной книги С. Бать.

В ходе анализа теории, характеристик головок (ВЧ и СЧ достаточно неплохо сыгрываются в области наложения АЧХ фильтров первого порядка) и многочисленных пробных включений родилось примерное представление структуры будущего кроссовера:
ВЧ фильтр – 1 -го порядка,
СЧ фильтр – 1 -го порядка,
НЧ фильтр – 2 – го порядка.
Осталось разобраться с согласованием фильтров по ФЧХ, расчетом по частотам среза и расчетом аттенюаторов.

Увлечение теорией было настолько детальным, что в книге С.Бать были найдены  теточности в части полярности головок в  одной из опубликованных в книге схем, в следствии чего вступил с автором книги в плодотворную переписку по этому предмету и с пожеланиями по освещению отсутствующих вопросов ФЧХ по Фильтрам второго порядка в следующих изданиях.

Исходя из теории:
ФВЧ  1-го порядка имеет ФЧХ убывающую с 90грд  (0 Гц) до 0грд  (>100 КГЦ). Частота среза имеет фазу 45Грд
ФСЧ  1-го порядка (полосовой) имеет ФЧХ убывающую с 90грд   (0 Гц) до  -90грд  (>100 КГЦ), при чем пик пропускной способности фильтра приходится на 0Грд.
ФНЧ 2-го порядка имеет ФЧХ убывающую с 0 грд   (0 Гц) до  -180грд  (>100 КГЦ) Частота среза  имеет фазу -90Грд.

Постановка задачи формирования  кроссовера  сводится с согласованию ФЧХ его элементов.

Наиболее оптимальным способом согласования ФЧХ элементов в данном случае оказался способ изменения полярности СЧ головки, при этом разница фаз головок получается достаточно линейной на активном диапазоне и составляет порядка десятков градусов, что теоретически должно исключить возможные явления интерференции.

Для того чтобы как-то представить вышесказанное, предлагаю набросок ФЧХ, нарисованный исходя из вспомнившейся теории фильтров, некоторых разделов приобретенной книги, и аналитической аппроксимации недостающей части, которая не давала спать несколько ночей ))

И так визуально ФЧХ элементов на верхнем графике при прямой полярности всех головок, на нижнем при изменении полярности СЧ головки.

 


Как видно из предоставленных рисунков для дальнейшего согласования необходимо соптимизировать частоты среза.

После ряда экспериментов, изучения характеристик головок, частоты среза выбрал следующие (усредненно):
1.  –   400 Гц
2. –    3500 Гц

В программу моделирования были занесены АЧХ ФЧХ и прочие характеристики имеющихся головок, были рассчитаны номиналы элементов, катушек, емкостей , аттеньюаторов. С помошью программы рассчета катушек была определена  длина провода для намотки,  исходя из имеющегося провода и каркасов.

Результаты моделирования в программе подтвердили правильность теоретической концепции, и на графиках отразились в достаточной мере ожидаемые формы:
                                                                                           

АЧХФЧХ

Импенданс

Про фазоинвертер расскажу совсем коротко. Его диаметр и длина рассчитывались исходя из эквивалентного объема колонки, параметров НЧ головки по известной формуле. Подстройка резонансной частоты корректировалась изменением длины фазоинвертера и составляет около 35 Гц.


4.Источник звука
В качестве источника звука используется стерео ресивер DENON DRA – 500 AE (75 Вт), приобретенный в Аудиомании. Достаточно неплохой аппарат с уверенным звуком и хорошим приемом радио.

5. Достигнутые результаты, впечатления, выводы.

В целом звук стал более детализован.  Середина за счет замены СЧ динамика, и наполнения изолирующего его  кокона звукопоглощающим материалом. Прежние низы ушли от бубнения, здесь большую роль сыграло укрепление корпуса, оклейка изнутри натуральным войлоком, наполнение звукопоглощающим материалом. В ВЧ области исчез режущий слух акцент за счет пересчета и согласования неродного динамика с кроссовером. На громкости близкой к максимальной при среднем балансе ВЧ и НЧ сохраняется детализация и отсутствуют призвуки искажений.  При переработке колонок намеренно были сохранены родные грили и обрамления динамиков подчеркивающие стиль тех далеких советских времен.

Мнение о качестве звука системы подтвердил не один пришедший о мне на праздники гость впечатления у всех положительные. Специально был приглашен мой однокурсник, работает сейчас с концертным оборудованием – меломан купивший себе золотой монитор аудио, послушав переделанную Радиотехнику сказал – “Неплохо – особенно для фона”.

Как говорится нет предела совершенству))) За праздники возникла идея все же пересмотрель ВЧ сектор. Немного расширить кроссовер СЧ, да бы дать более раскрыться Висатону, ВЧ поменять также на Виатон + фирменные катушки конденсаторы……

Благодарю дочитавших настоящую статью за уделенное внимание, готов в случае возникновения вопросов дать необходимые комментарии. 

Пользуясь случаем хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством, пожелать новых свершений достижений в новом году которые послужили бы новой качественной ступенью к следующему году!



11.01.11Павел.

ru-audiomania.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *