Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Самодельные Hi-End напольники / Хабр

Ещё в студенческие годы родилась мысль сделать клон английских колонок Proac response 2.5. Они уже давно сняты с производства, но в своё время стоили около $4500 за пару. Пожалуй, современным аналогом этих колонок можно назвать модель того же производителя Response D30S. Беглый поиск показывает цену на них в районе £5500 в самой Англии, и $7800 за пределами – в общем, цены примерно такие.

Хорошая новость в том, что динамики для этих колонок производит датская компания ScanSpeak, и их можно купить отдельно, так же как и компоненты для фильтров. В итоге, клон можно собрать примерно за 10-15% от цены оригинальных колонок, в зависимости от отделки.

Помню, что в студенческие годы комплект динамиков стоил около 15.000р, и они свободно продавались в России. Но даже таких денег у меня не нашлось, поэтому проект застрял лет на 12. И вот недавно я зашёл на сайт производителя, и обнаружил, что высокочастотник собираются снять с производства. Решил – если не соберу колонки сейчас, то уже никогда не соберу.

Больше всего времени уходит на сборку и отделку корпуса. Рассматривал разные материалы.

Примеряю, можно ли из готовых панелей собрать корпус нужного мне объема

В итоге, решил остановиться на классическом корпусе из ДВП толщиной 18мм

Напилил ДВП в магазине

Как оказалось, я немного ошибся с размером боковых плит. Пришлось потом замазывать щель шпаклёвкой.

Собрал корпус первой колонки на саморезах

У оригинальных колонок порт фазоинвертора направлен назад. В маленьких комнатах это может быть неудобно, т.к. в этом случае нельзя поставить колонки прямо к стене. Читал, что в случае с этими колонками, рекомендуется расстояние чуть ли не в 1м до стены. Поэтому в моём случае я решил вывести порт фазоинвертора вперёд. Преимущества:

  • Можно поставить колонки прямо к стене.

  • На мой взгляд, передняя панель оригинальных Proac выглядит немного пустой. Высокая узкая колонка, на которой всего два динамика на самом верху. Поэтому труба фазоинвертора хотя бы как-то заполняет нижнюю часть лицевой панели.

Я заморочился и сделал шаблон передней панели из картона с динамиками и фазоинвертором, чтобы выбрать наиболее красивое расположение:

В итоге остановился на последнем варианте. Мне также нравился вариант с фазоинвертором сразу под басовым динамиком, но из-за довольно большого диаметра трубы через фазоинвертор видно все внутренности колонки, когда сидишь на низком стуле или лежишь на кровати. Поэтому решил, что лучше опустить его пониже.

Примеряем шаблон на настоящий корпус:

Сразу скажу, что форма корпуса оригинального ProAc мне не очень нравится. Он очень узкий и вытянутый. Мне больше нравится форма корпуса немного вытянутая в глубину и не такая высокая. Я взял за основу размеры корпуса других самодельных колонок Amiga MT Tower Speaker. Но внутренний объём корпуса и размер фазоинвертора я оставил такими же, как в оригинальном ProAc, т.к. это влияет на бас. Не уверен, влияет ли как-то на бас форма корпуса – это довольно холиварный топик, как и вообще весь звук 🙂

Вот схема оригинального корпуса, взята отсюда:

Я более-менее сохранил тот же внутренний объём, но взял другие внешние измерения: 203mm x 330mm x 860mm.

После первоначальной сборки на шурупы, промазал все швы клеем:

Переднюю панель пока оставил просто на шурупах – она будет сниматься несколько раз. Разметил карандашом очертания динамиков и фазоинвертора:

К слову, о самих динамиках. Вот высокочастотники Scan-Speak D2010/8513

Вот басовик Scan-Speak 18W/8535-01. В оригинале используется предыдущая модель этого динамика, которую сняли с производства. У неё индекс Scan-Speak 18W/8535-00 – отличается последняя цифра. Хотел найти предыдущую модель басовых динамиков где-нибудь на ebay, но не смог, в итоге, купил новую модель. Я сравнил даташиты динамиков и решил, что разницы практически нет, так что можно рискнуть…

Несмотря на относительно скромные размеры, динамик может выдавать довольно глубокий бас. Производитель ProAc заявляет нижнюю частоту в 20Гц. Не каждый сабвуфер так может.

Дальше начал вырезать отверстия под динамики. В начале я хотел найти местного столяра, которы бы вырезал отверстия фрезером. Но все местные мастера либо отказывались, либо ломили такую цену, что дешевле купить фрезер. Пришлось покупать фрезер, что оказалось хорошей инвестицией – он мне потом здорово помог при обрезке шпона.

У фрезера оказалась небольшая проблема – он приспособлен делать круглые отверстия, но не может делать отверстия маленького радиуса. Пришлось делать самодельное приспособление:

В заготовке сверлится отверстие, в него вставляется этот болт, что на картинке. В итоге, можно вырезать окружности очень маленького радиуса.

Пробный вырез:

Вот так выглядят колонки после вырезания отверстий фрезером

Изначально длина фрезы была достаточной, чтобы прорезать 18мм ДВП насквозь, но из-за моего самодельного приспособления фреза оказалась немного коротка. Поэтому сразу насквозь прорезать не получилось, пришлось допиливать руками. Была идея немного вытащить фрезу из цангового патрона, чтобы она могла пропилить ДВП насквозь, но решил, что лучше не рисковать

Сверлим дрелью по кругуИ пилим. Затем немного ровняем край напильником или ножом

Как только все отверстия пропилены, настала пора примерки динамиков и фазоинвертора:

Дальше размечаем отверстия под болты для крепления динамиков и сверлим:

Снимаем переднюю панель и промазываем стыки герметиком:

Наклеиваем демпфирующий слой:

Я использовал холлофайбер, что было ошибкой. Лучше было наклеить поролон, но я не нашёл его в местном строительном магазине.

Оказалось довольно трудно найти подходящие болты или шурупы для крепления динамиков. Я хотел, чтобы шляпки были небольшими и аккуратными, и подходили по цвету к динамикам, сильно не выделялись. В итоге купил комплект болтов разного диаметра и длины, и уже на месте подбирал.

Пришлось устанавливать гайки на обратную сторону передней панели:

Здесь передняя панель близко подходит к краю колонки, и гайка получается перекрыта торцом боковой панели, поэтому пришлось углубить гайку

Собираем фильтры

Существует много разных модификаций фильтров для ProAc. Подробнее можно почитать тут: http://www.oocities.org/diyproac25/

Я решил остановиться вот на таком:

Optional резистор не ставил.

Нельзя не упомянуть сайт Troels Gravesen. Он детально исследовал данную акустику, применял различные фильтры, пропитку для высокочастотника и даже установил другой высокочастотник. Вот тут можно ознакомиться с исследованиями.

Я решил использовать классический высокочастотник, как в оригинальной модели.

Вот так выглядят собранные фильтры:

И обратная сторона:

Схема несложная, поэтому решил просто соединить выводы элементов, не заморачиваться с печатной платой.

Устанавливаем фильтры в корпус:

Закрепляем провода, чтобы они не болтались внутри во время отделки корпуса:

Наклеиваем переднюю панель:

Отверстия для басовых динамиков и фазоинвертора я заклеил скотчем, чтобы внутрь не попадала пыль во время отделки.

Заднее отверстие под клеммы тоже закрываем изолентой:

Шпаклюем отверстия от шурупов:

Далее нужно зашлифовать шпаклёвку и убрать неровности на стыках ДВП. Пришлось купить шлифовальную машинку, т.к. на стыках пришлось снимать довольно много материала:

Вот так выглядит колонка после шлифовки:

Добавлю, что перед финишной отделкой я сначала полностью собрал колонки из ДВП и послушал несколько дней. Был риск, что изменение формы корпуса и перенос трубы фазоинвертора на переднюю часть сильно испортит звук. План был такой: если звук не понравится, то всё, что я теряю, это только один лист ДВП. Мне его даже распилили бесплатно. В таком случае я просто снова еду в магазин, и прошу напилить листы по размерам точно, как в оригинальном ProAc. Все остальные компоненты, включая динамики, фазоинвертор и фильтры, такие же, как в оригинале, я бы просто вставил их в новый корпус. Но звук понравился 🙂 Поэтому решил оставить корпус как есть.

Шлифовка получилась достаточно ровной, поэтому дальше я задался вопросом, какую финишную отделку выбрать. При ровной шлифовке самый простой вариант это покрасить колонку. Это дешёвый и быстрый вариант. К тому же, у меня оставалась краска после ремонта. Но я решил покрыть колонки натуральным ореховым шпоном.

Купил рулон шпона размером примерно 1.2х2.4м. Это шпон на бумажной основе, с ним гораздо легче работать, чем с полностью натуральным. Слышал, что бывает даже самоклеящийся. Для новичков вроде меня это настоящая находка, я никогда не смог бы покрыть большие колонки обычным шпоном.

Нарезаем шпон:

Вот такая выкройка получилась:

Это выкройка на одну колонку. Основная задумка в том, чтобы узор на дереве продолжался с боковых панелей на верхнюю.

Наклеиваем шпон

Начал клеить шпон с нижней стороны. В случае косяков, их не так видно внизу. Использовал клей, похожий на клей-момент, но в большой банке. В итоге ушло почти 2 литра клея на обе колонки…

Намазываем клей и даём подсохнуть около 20 минут:

Точно так же мажем клеем и сам шпон. Когда клей подсох, начинаем выравнивать шпон относительно колонки:

Нужна аккуратность, если поверхности, намазанные клеем, соприкасаются, их потом трудно оторвать. Поэтому сначала выравниваем шпон, а затем аккуратно начинаем приклеивать от центра к краям.

После выравнивания и наклеивания шпона, его нужно сильно придавить. Я использовал специальный инструмент для прокатывания:

В идеале, вместо скалки лучше использовать узкий ролик, чтобы было сильное давление на узкий участок. Но в моём случае я просто давил сильнее на один конец скалки и так постепенно разглаживал всю поверхность.

После приклеивания шпона я обычно оставлял поверхность на ночь, и на следующий день обрезал края фрезером и ножом для бумаги, а затем выравнивал шкуркой с зерном 120.

Вот так выглядит нижняя сторона после обрезки краёв:

Далее покрываем шпоном все остальные стороны.

С передней стороной надо быть особенно аккуратным, чтобы клей не затёк в отверстия динамиков:

Далее вырезаем отверстие под фазоинвертор:

Но вырезать отверстия под динамики намного сложнее из-за фаски. Пришлось покупать специальную фрезу, которая идёт по краю ДСП, как по направляющей:

Край динамиков очень бросается в глаза, поэтому я старался сделать его как можно ровнее. Если вырезать криво, это может испортить всё впечатление от отделки.

После вырезания отверстий в шпоне проверяем, входят ли динамики:

Далее обрабатываем поверхность наждачкой. У меня нашлась с зерном 240:

Я решил покрыть колонки маслом. Преимущества масла:

  • Довольно трудно накосячить. Просто мажешь масло тряпочкой, а потом убираешь излишки.

  • Даёт матовую поверхность. Я не хотел делать глянцевую, потому что шпон лёг не очень ровно, сквозь него немного ощущаются бугорки клея. На глянцевой поверхности это было бы сильнее заметно.

Мажу маслом нижнюю сторону:

Сразу после нанесения масло выглядит светлым, но через несколько минут поверхность темнеет.

Полностью покрытые колонки:

Когда масло подсохло, можно припаять динамики обратно.

Сначала наклеиваем уплотнитель на обратную сторону динамиков:

Я подбирал толщину уплотнителя и глубину фасок под динамики таким образом, чтобы с помощью болтов можно было выровнять переднюю поверхность динамика с поверхностью колонки.

Вроде бы, получилось достаточно ровно.

Ну и вот так это выглядит после сборки:

Фото сделано несколько дней назад, но масло постепенно меняет цвет, так что не знаю, какой будет финальный результат.

Конечно же, статья про акустику не может обойтись без демо-видео, записанного на телефон:

Заранее прощу прощения за качество съёмки. К тому же, по-моему, в начале и в конце видео я случайно закрыл микрофон пальцем.

Качество звука

Я просто скажу, что это лучшая акустика, которая у меня была.

Бас действительно есть, и он не бубнящий, а чёткий. Что важно для меня, бас сохраняется на малой громкости. Уже известная мне музыка открывается по-новому.

Высокие частоты детальные, я не ожидал такой детализации от динамиков с шёлковым куполом.

Слышал из отзывов, что для динамиков ScanSpeak нужно около 100 часов прослушивания, чтобы динамики “прогрелись”.

Если кто из читателей собирал подобный клон, мне было бы интересно, используете ли колонки до сих пор, или поменяли? Заметна ли разница после прогрева? (Upd: здесь имею ввиду именно изменения свойств подвеса и диафрагмы басового динамика, а не мистический прогрев проводов и конденсаторов 🙂

До этого у меня были колонки Wharfedale DENTON 80, поэтому могу сравнивать только с ними. Но сравнение не совсем честное – если сравнить цену Denton 80 и цену оригинальных ProAC, то разница почти в 10 раз. Одни динамики стоят столько же, сколько Denton 80 новые в сборе.

Графики JBL Speakershop

Upd: добавлю немного графиков:

Легенда:

  • Белая линия, которая ближе к правому краю, это расчёт на оригинальном динамике 18W/8535-00. На данный момент, он уже снят с производства

  • Вторая белая линия, это 18W/8535-01. Он имеет резонансную частоту немного ниже, 25Гц против 26Гц у предыдущей модели

  • Красная линия, это рекомендуемый в даташите второй модели объём в 67 литров, расчитал для интереса. По -3dB получается около 25Гц

  • Жёлтая линия, это вторая модель динамика в стандартном объёме корпуса, но при нажатой галочке с картинкой автомобиля. Я догадываюсь, что это эмуляция маленького закрытого пространства? Пишите, если кто знает, что там за алгоритм используется. В этом случае получается достичь заявленную ProAc нижнюю частоту в 20Гц

Параметры вбивал в программу руками, допускаю, что где-то сделал очепятку.

На просторах Интернета нашёл измерения АЧХ оригинального ProAc. Выдержка со страницы по ссылке:

The anechoic –6dB point, referred to the level at 1kHz, is an excellent 30Hz, with a sharp, 24dB/octave rollout below that frequency. In-room, boundary effects will give some boost

Видимо, “anechoic” означает специальную комнату без эха, то есть в обычной маленькой среднестатической комнате график будет другой.

ProAc response 2.5 АЧХ

Как видно из графика, у ProAc response 2.5 довольно большой горб на басах и на высоких частотах, за что его и любят и ругают. У любителей ровной АЧХ может случиться шок.

Ради интереса поискал график АЧХ современной модели Proac response D30, он выглядит уже несколько ровнее:

Если дойдут руки, попробую измерить АЧХ колонок именно у себя в комнате, в разных точках. Но пока что из оборудования у меня только встроенный микрофон на ноутбуке и телефон 🙂

Ссылки

  • http://www. oocities.org/diyproac25/ в основном, ориентировался на этот сайт. Здесь собран “многовековой” опыт энтузиастов по клонированию ProAc. Я ориентировался на их рекомендации

  • https://www.oocities.org/diyproac25/faq.htm тут внизу нашёл фразу:

    Front port design
    Several people have reported building these speakers with a front mounted port for reasons such as limited rear room space to control excess bass, while retaining much of the sound quality.

    Поэтому решил тоже рискнуть и сделать фазоинвертор спереди

  • https://www.oocities.org/diyproac25/crossover.htm тут можно почитать про варианты кроссовера. Я выбрал тот, что рекомендуется на сайте, внизу страницы

  • https://www.oocities.org/diyproac25/dimensions.htm схема оригинального корпуса

  • https://www.oocities.org/diyproac25/partslist.htm список компонентов, которые нужно купить, включая компоненты рекомендованного фильтра

Подключение акустических систем

Главная / Информация / Подключение акустических систем

Информация / Подключение акустических систем

В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.

Рассматривая в этом свете акустические системы можно выделить три вида: активные, пассивные и трансляционные акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Итак, считаем, что вы выбрали акустическую систему и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.

Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной – наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.

Уровни. Хотя уровни линейного сигнала стандартизированы, несоответствия между устройствами все равно могут возникнуть. Потому что на самом деле в звуковой технике применяется не один стандарт, а несколько. Наиболее популярные линейные уровни для звуковой аппаратуры – это +4 дБ (1,23 В), -10 дБ (0,25 В) и -10 дБв (0,32 В). В результате несоответствия уровней выходного устройства (например, микшера) и входного устройства (например, активной АС) сигнал может искажаться или получать большой уровень шума. В связи с этим на устройствах мы можем часто увидеть переключатели номинального уровня выхода и входа. Если такого переключателя нет и нет регулятора выходного уровня, то придется применить дополнительное устройство согласования.

Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) – это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками.

На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.

Hiz. Вход Hi-Z– это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.

Использование дополнительных коммутационных переходников должно выполняться с осторожностью. Нужно учитывать все вышеупомянутые характеристики, они должны совпадать: у входа и выхода должен совпадать номинальный уровень сигнала (+4 дБ, -10 дБ и др. ), способ передачи (баланс/небаланс) и импеданс (входное и выходное сопротивление).

Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.

Самый популярный в акустических системах разъем – XLR.

Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 – корпус и/или земля, 2 – сигнал плюс (+), 3 – сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.

Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.

Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 – Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 – Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 – Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс.  По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”)  и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.

Разъем, который часто применяется и в профессиональной и в бытовой аппаратуре – разъем RCA.

В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.

Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.

Этот выход может по-разному называться – Link Output, Mix Out, Thru Out, Line Out, но суть одна – отдать входной на АС сигнал для дальнейшей маршрутизации. В зависимости от модели АС выходной сигнал может быть абсолютно идентичен входному или претерпевать некоторые изменения. Например, на выход может отдаваться уже лимитированный сигнал или сигнал после обрезного ВЧ фильтра. Если в акустическую систему встроен микшер на несколько каналов, то на выход может отдаваться сигнал только с определенного входа или суммарный сигнал от всех входов. Такие вопросы можно уточнить, просмотрев инструкцию к АС. Данная концепция подключений позволяет создавать длинные линии из акустических систем, не подводя к каждой АС кабель от микшера.

Также сквозной выход используется при подключении сабвуферов и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера – Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.

Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной  панели сабвуфера с разъемами.

Здесь соединения выполнены на балансных XLR разъемах. Два канала имеют названия A и B. Выходы (Output): FullRange – полный диапазон сигнала, HighPass – сигнал после ВЧ фильтра. С выхода HighPassсигнал от сабвуфера отдается на сателлиты, с Full Range – на другой сабвуфер (в случае, если у вас используется четыре сабвуфера и два сателлита).

Схема подключения (один сабвуфер и два сателлита):

Схема подключения (два сабвуфера и два сателлита):

 

Схема подключения (четыре сабвуфера и два сателлита, напольные мониторы):

 

Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС.

Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала  усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 – 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.

Мощность.Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах.

Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO– западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.

Наиболее простой для покупателя вариант в подборе АС и усилителя – это выбрать устройства одной фирмы, так как обычно крупные компании производят конкретные серии усилителей в связке с конкретными АС, многократно проверяя надежность таких комплектов и оптимизируя их работу. Подсказкой могут послужить брошюры выпускаемые производителями, в которых описаны оптимальные варианты сочетания серий усилителей с АС.

Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС – 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде.

Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.                 

Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение – тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.

Фаза. При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 – 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.

Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.

XLR, TRS/TS, Euroblock – используются для подключения входного в усилитель сигнала.

Speakon, TS, винтовые зажимы – для подключения акустических систем к усилителю.

Разъем TS. Подключаются контакты так: к контакту Tip (наконечник) подключается сигнальный контакт (+), к контакту Sleeve (гильза) подключается (-).

Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные – они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.

Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.

Маршрутизация.В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B – не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.

Схема подключения (режим Stereo):

Схема подключения (режим Parallel):

Схема подключения (режим Bridge):

В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:

Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.

Стереорежим:

Параллельный режим:

Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.

 

Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции – НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.

Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.

Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:

Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:

Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.

Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг – это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг – это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.

Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:

Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель  теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.

Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление – подключение трансляционных акустических систем.

Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.

Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:

  • существуют линии трансляции с уровнем напряжения сигнала 240 В, 100 В, 70 В, 30 В и другие. Выводы АС должны соответствовать напряжению линии, то есть иметь соответствующее входное напряжение;
  • при подключении акустических систем к усилителю следует помнить о том, что их общая мощность не должна превышать мощность усилителя;
  • при доступных режимах на усилителях 100 В и 70 В, акустические системы можно переключить с линии 100 В на линию 70 В. При этом мощность этих АС упадет в два раза, в то же время их количество можно увеличить в два раза.
  • некоторые динамики имеют выводы не только на высокоомную нагрузку, но и на низкоомную. Обычно на корпусе подписано назначение контактов, важно при подключении не перепутать их.
  • выбор выводов трансформатора АС – чем меньше сопротивление АС вы выберите, тем большую мощность он выдаст.

Информация по заказам и доставке
Выбор акустических систем
Подключение акустических систем

Проведение концерта под открытым небом

Работа с живым звуком на открытом воздухе может доставить огромное удовольствие, но она также требует серьезной подготовки. .. шезлонг и холодильник — или это должна быть непромокаемая куртка, термос и брезент? В любом случае, это время года, когда многие живые выступления переходят на открытое пространство, предлагая возможности и вызовы тем, кто занимается обеспечением живого звука.

Для профессионалов живого звука все это будет неотъемлемой частью их повседневной работы, но в этой статье я рассмотрю внешний звук с точки зрения владельца или оператора небольшой акустической системы, поскольку работа на открытом воздухе может быть полезным и приятным опытом, если вы хорошо подготовитесь и знаете свои собственные ограничения.

Требования к живому звуку для мероприятия на открытом воздухе могут быть любыми: от подробной технической спецификации до расплывчатого представления организаторов мероприятия о том, что «нам может что-то понадобиться». Первый контакт с организатором часто представляет собой простое сообщение о том, что им нужна система громкой связи для их мероприятия, и это важная часть процесса, поскольку важно установить определенные ключевые факты на раннем этапе, особенно для открытых площадок, поскольку есть и другие переменные. Есть очевидные вещи, которые нужно задать, такие как дата, место и характер события (концерт на сцене, представление на арене и т. д.), но нужно уточнить еще много вещей, потому что принимать здесь решение, и от этого зависит, чувствуете ли вы себя способным взяться за эту работу. Очень заманчиво просто сказать «да», потому что вы действительно хотите получить работу, но стоит принять подход к бизнес-планированию, когда вы реально оцениваете свои способность предоставить то, что требуется, и не браться за то, с чем вы действительно не можете справиться. Нет ничего постыдного в том, чтобы сказать, что вы действительно не настроены на такого рода событие (каким бы оно ни было), но что вы можете порекомендовать кого-то еще , тем самым оставляя дверь приоткрытой для возможности будущая работа. Это намного лучше, чем узнать слишком поздно — возможно, даже сегодня — что требования не могут быть выполнены.

Погода будет главной проблемой на любом мероприятии на открытом воздухе. Помните, что не только дождь может вызвать проблемы: прямой солнечный свет также может привести к перегреву оборудования, а сильный ветер может легко опрокинуть оборудование. время, время выступления, время разгрузки, точное местонахождение, будут ли исполнители находиться на сцене или на траве, под навесом или под открытым небом, какой будет доступ к транспортному средству и так далее. Я всегда стараюсь расставлять приоритеты по пунктам, которые будут иметь большое влияние на то, что я собираюсь делать, и мой собственный список включает все вышеперечисленное, а также: 

  • Есть ли план сайта с указанием зоны выступления, положения микса и зоны охвата аудитории?
  • Какие планы на дождливую погоду?
  • Будет ли подходящий и сертифицированный по безопасности источник питания находиться рядом с местом проведения концерта?
  • Будет ли обеспечено соответствующее покрытие для всех позиций оборудования?
  • Какие ограничения существуют в отношении прокладки кабелей на объекте?
  • Примут ли организаторы соответствующие меры безопасности?

Если, как это часто бывает с небольшими мероприятиями под открытым небом, организаторы неопытны в технической стороне вопроса, они, вероятно, обратятся за советом по некоторым из этих вопросов (или, возможно, вообще не подумали о них), что – это отличная возможность изменить ситуацию к лучшему. Нередко приходится иметь дело с людьми, которые вообще не разбираются в звуковых системах и кажутся удивленными, когда я упоминаю о необходимости прокладывать кабели между частями оборудования! Практические вопросы, такие как хороший доступ для транспортных средств, также важны, поскольку они могут означать разницу между простой одночасовой установкой и трехчасовым марафоном перегона комплекта через заболоченное поле с использованием прилагаемой тележки для мешков!

Один из способов заставить организатора понять требования к звуку и согласиться с ними — объяснить на практике, что включает в себя обеспечение живого звука для их мероприятия, и я обнаружил, что краткая диаграмма с несколькими стрелками, показывающая путь сигнала от сценических микрофонов к столу и спиной к динамикам дома — полезный инструмент. Это также разъясняет потребность в источниках питания правильного типа и в правильном месте (см. врезку «Включение питания»), а также необходимость соответствующего расположения зоны микширования. Обычно я соглашаюсь на удаленное от центра место управления в обмен на закрытую зону с одной стороны, что означает, что я могу проложить все свои кабели и работать полностью в зоне, свободной от зрителей. Это упрощает процесс установки и демонтажа, а также подавляет желание всех людей ходить, прыгать или пинать любой кабель, на который они наткнутся (вот почему они поднимают линии электропередач в воздух, если вы когда-нибудь задумывались ). Предварительное посещение места может быть очень полезным для оценки того, как концерт может быть определен и организован, и я всегда постараюсь договориться о нем с организаторами как можно раньше.

В дополнение к основам также важно точно установить, что ожидается от звукооператоров в этот день. В мероприятиях на открытом воздухе часто участвуют разные группы, и иногда ожидается, что звуковая команда будет управлять ими на сцене и за ее пределами, хотя большинство исполнителей установят свои собственные инструменты и бэклайн.

Если нет четко определенной зоны для аудитории, аудитория всегда будет рассредоточена, что необходимо учитывать при выборе и настройке системы громкой связи.

На этом этапе требования к выступлению на сцене, как правило, расплывчаты, особенно если это общественное мероприятие с участием нескольких исполнителей, поэтому я предпочитаю вступать первым, предоставляя организатору краткую спецификацию того, что, по моему мнению, потребуется. Обычно это что-то вроде «основной системы мощностью 10 кВт, 32 входа для микшера, качественной реверберации и других эффектов, четырех отдельных мониторных миксов и шести сценических клиньев, шести вокальных микрофонов, шести инструментальных микрофонов, пяти барабанных микрофонов, шести входов DI». Это может быть разослано исполнителям и установит правильный уровень ожиданий.Лучше не слишком конкретизировать фактическое оборудование, которое вы будете использовать, так как для небольших мероприятий, на мой взгляд, это действительно не критично, но всегда есть те, кто настаивает на определенной марке микрофона или монитора, учитывая половину шанса. Я предпочитаю, чтобы организаторы занимались этим, где это возможно, и лучше всего получить технические характеристики первыми.

Одна из областей, в которой мне иногда нужно быть немного напористой, это вопрос о том, что делать, если идет дождь. Организаторы, по понятным причинам, с оптимизмом смотрят на все, в том числе на погоду, и действительно нуждаются в прессинге по поводу их планов на ненастный период. При рассмотрении элементов важно также учитывать ветер и прямое солнце, поскольку они могут быть такими же сложными, по-своему, как и сильный ливень. В случае затенения помните, что если вы находитесь там весь день, солнце через некоторое время будет светить с другого направления, а также перегревая усилители и активные динамики, слишком много прямого солнечного света может легко уничтожить ЖК-дисплеи, если они остаются открытыми.

Если вы работаете по договору об оказании услуг, рекомендуется включить пункт о том, за какие услуги отвечают организаторы. В конце концов, они должны были включить информацию о ветровой нагрузке в оценку риска своего мероприятия, и вы всегда могли попросить показать ее, поскольку это влияет на вашу безопасность так же, как и на безопасность любого другого человека. Если вы не ищете такого рода гарантии, это также может повлиять на любые требования, которые вы можете предъявить в отношении вашей собственной страховки.

Организатор мероприятия должен будет подготовить оценку рисков, охватывающую все предлагаемые мероприятия в рамках мероприятия, а некоторые, особенно местные органы власти, потребуют специфическую оценку рисков для работы звуковой системы. Это тема для отдельного обсуждения, но ее нельзя избегать или помещать в категорию «слишком сложно», так как на самом деле это всего лишь вопрос здравого смысла. На правительственных веб-сайтах доступно множество полезных руководств, и вы можете скачать шаблоны и адаптировать их для собственного использования. Важно иметь возможность продемонстрировать, что вы учли риски, связанные с тем, что вы будете делать на мероприятии (все, от разгрузки и такелажа до последующей упаковки), и определили, что вы будете делать, чтобы контролировать их, если это необходимо.

Стоит поэкспериментировать с размещением сабвуфера, если вам нужно получить максимальную отдачу от вашей системы. Например, установка двух сабвуферов вместе, а не по одному с каждой стороны сцены, может улучшить проекцию системы.

Вооружившись предварительной информацией о месте проведения и примерном планируемом выступлении, следующим шагом будет определение необходимого оборудования и подготовка всего к загрузке. Поскольку большая часть моей летней работы проходит на открытом воздухе, я держу стандартную установку более или менее готовой к работе: силовые кабели, соединительный ствол, микрофоны, мониторы и т. д. выезжают на каждое выступление, а также комплект основных динамиков. соответствующие событию. Я всегда стараюсь возвращать снаряжение после каждой работы, чтобы знать, что оно готово к работе в следующий раз, но стоит быстро заглянуть во все сундуки, просто чтобы убедиться, что все на месте, и это, безусловно, предпочтительнее, чем обнаружение недостающие предметы после прибытия на место.

Никогда не бывает слишком много проводов XLR, микрофонов, DI-боксов или адаптеров любого толка, поэтому они всегда путешествуют со мной, исходя из того, что я предпочитаю иметь 20 запасных микрофонов в фургоне, чем один короткий для гиг. Что касается основных компонентов системы, я не могу взять с собой резервную копию для всего (в основном из-за нехватки места), но это интересная дискуссия. Во время живого выступления у меня выходили из строя основные динамики и микшеры, но как далеко вы зашли с транспортировкой запасных устройств? Если я использую по одному основному среднечастотному/верхнему динамику с каждой стороны, я обычно загружаю пару компактных полнодиапазонных динамиков с питанием в качестве аварийного резерва, исходя из того, что что-то лучше, чем ничего. А если я возьму резервную систему, то, по учению Сода, основные динамики гарантированно не выйдут из строя никогда. Ради небольшого пространства и дополнительных нескольких минут вы также можете подумать о том, чтобы взять с собой дополнительный малогабаритный микшер, потому что, если ваша основная плата выйдет из строя, вы можете по крайней мере запустить несколько каналов.

Сцены на открытом воздухе, как правило, относительно большие, а это значит, что вам может понадобиться больше мониторов, чем вы привыкли использовать на мероприятиях в помещении.

Открытые пространства, как правило, гораздо менее отражающие, чем большие помещения, и, хотя это хорошо для качества и четкости звука, это означает, что воспринимаемый уровень звука может быть ниже: установка, которая действительно работает в местном зале, может звучать очень слаб, когда сталкивается с травяным полом и без стен.

Если ваша система на самом деле не доставляет товары дальше 20 или 30 шагов, вам, вероятно, нужно что-то более подходящее, но сначала есть несколько вещей, с которыми можно поэкспериментировать. Попробуйте сдвинуть левый и правый динамики ближе друг к другу, поэкспериментируйте с углами корпуса и, если вы используете два или более сабвуферов, попробуйте поместить их в один кластер в центре или сбоку, а не разделять их. Это также хорошее время, чтобы опробовать те переключатели входной полярности на ваших сабвуферах, которые вы никогда раньше не использовали, и если вы можете отрегулировать частоту кроссовера, вы можете попробовать заставить сабвуферы работать немного тяжелее, оставив средний диапазон /top box, чтобы сконцентрироваться на более эффективном воспроизведении вокального диапазона. Настройка системы, будь то автоматическая или с помощью эквалайзера, также важна и должна выполняться в контексте места проведения, поскольку открытые пространства так же изменчивы, как комнаты и залы.

Однако, если ваша система просто не справляется с этим, возможно, пришло время подумать о найме чего-то более подходящего, и, конечно, нужно будет принять во внимание стоимость этого. При приеме на работу вы можете обсудить требования со звуковой компанией. Они смогут порекомендовать что-то подходящее, и вы также можете получить от них ценную информацию.

Основной выбор динамиков, вероятно, заключается в выборе между линейным массивом или более традиционным блоком с точечным источником, и вы можете получить отличные результаты с обоими, если они подходят для поставленной задачи. Линейные массивы, как правило, более компактны и просты в обращении с меньшим количеством членов команды, обеспечивают хорошее широкое рассеивание и масштабируются в зависимости от того, насколько далеко будет находиться задняя часть вашей аудитории. Имейте в виду, однако, что использование «более длинного» массива означает, что вам придется монтировать его выше, и это может стать проблемой на небольших мероприятиях.

Подготовка к выступлению на открытом воздухе — это не только основные динамики: система мониторинга также должна быть достаточно мощной, чтобы соответствовать требованиям тех, кто находится на сцене. Сцены на открытом воздухе, как правило, большие, и группа из четырех человек может оказаться на большем расстоянии друг от друга, чем они привыкли, и ей потребуется больше от складной площадки, чем на обычном концерте в помещении. Для большинства наших многополосных программ на открытом воздухе мы используем четыре мониторных микса, подавая три на переднюю часть сцены и один сзади для барабанщика. Кажется, это хорошо работает почти для всех, по крайней мере, в качестве отправной точки, и если это есть в ваших предварительных технических заметках, по крайней мере, они знают, чего ожидать, и могут связаться с вами, если им понадобится что-то более экзотическое.

Другим основным компонентом системы является микшерный пульт, и я обычно использую цифровой пульт и систему Digital Snake, потому что их очень легко настроить (особенно кабель Cat 5 вместо большого тяжелого многожильного), и вся обработка встроена in. Бывают случаи, когда, возможно, стоит намеренно использовать низкотехнологичные технологии, в том числе ситуации, когда вы не совсем уверены в погоде или месте проведения. Я рад, что принял это решение для недавней работы, когда мой стол был сбит на пол убегающей беседкой. Какое бы снаряжение вы ни использовали, убедитесь, что оно надлежащим образом упаковано и упаковано для легкой и безопасной транспортировки.

Листы брезента – жизненно важное средство защиты вашего снаряжения в случае ухудшения погоды.

В моем фургоне постоянно находится мешок с прочным пластиковым брезентом разных размеров, а также обширная коллекция эластичных ремней, грузовых ремней и кабельных стяжек. Звуковое оборудование и вода несовместимы, и важно иметь средства для защиты ваших инвестиций. Наконец, не забудьте взять с собой несколько дополнительных вещей: например, вы не можете предполагать, что для вашего микшера будет доступен стол или стул, на котором вы сможете сидеть. Также необходимы некоторые удобства, и я всегда беру с собой аптечку, сменную одежду и антибактериальные салфетки для рук, потому что никогда не знаешь, где ты можешь оказаться на работе или кто был там до тебя. Не забудьте взять с собой что-нибудь поесть и много воды для питья, так как после того, как вы встанете и побежите, может быть очень трудно уйти на перерыв. Наконец, убедитесь, что у вас есть достаточно ленты для ремонта или приклеивания, нейлоновых кабельных стяжек для крепления чего-либо к чему-либо и набора инструментов на случай, если потребуется серьезный ремонт.

Я всегда стараюсь прибыть задолго до того, как мне нужно, в случае непредвиденных проблем или изменений плана организаторами мероприятия в последнюю минуту. По прибытии я столкнулся с различными проблемами, такими как «Извините, этап не состоялся» или «Нам нужно сменить поле» и даже «Я все еще пытаюсь разобраться с генератором… ». Ни один из них не имеет непосредственного отношения к звуку, но все они имеют глубокий эффект. Я научился на горьком опыте не разгружать фургон, пока сцена и положение микса не будут готовы и не будут удалены от других людей, сверлящих, молотящих и лазить по вещам, но как только все это будет сделано, процесс настройки может начаться, как и планировалось, и это, вероятно, самая простая часть — при условии, что планирование было сделано правильно! конец микшера, в то время как два других парня делают сеть / мониторы и сценическое оборудование, и все трое собираются вместе менее чем за час, включая такие небольшие штрихи на открытом воздухе, как необходимость выравнивать динамики на неровной поверхности с помощью нескольких деревянных прокладок, имея брезент, стратегически размещенный рядом с комплектом, и т. д.

Мне нравится включать и запускать основную систему раньше всего, так как это действительно важная часть, и всегда приятно слышать, как она запускается, особенно когда еще есть время для устранения любых неисправностей. Мне нравится осторожно запускать систему в течение нескольких минут, а затем запускать ее в тестовом режиме. Сначала я использую один из моих стандартных фаворитов, потому что я знаю, как должна звучать установка, а затем я использую материал, который примерно похож на то, что будут делать живые выступления. Когда акустическая система работает на умеренной громкости, я обойду всю аудиторию, чтобы обнаружить явные дыры в звуке или несоответствия в балансе. При необходимости я отрегулирую расположение динамиков; некоторые инженеры любят использовать для этого розовый шум, а некоторые предпочитают музыку, но важно слушать по всей площадке. Предполагая, что динамики будут установлены на земле, постарайтесь, по возможности, оставить сабвуферы на уровне земли, а не ставить их на сцену, и постарайтесь установить верхние ящики достаточно высоко, чтобы они были выше головы. Если их можно немного наклонить вниз, тем лучше, но все дело в том, чтобы попробовать и решить, что лучше всего работает в каждом конкретном месте. Если концерт проводится в части большей территории и нет физической границы, лучше предположить, что аудитория может рассредоточиться немного шире, чем планировалось, поэтому может быть полезной прогулка для прослушивания по крайним краям территории. .

После того, как все микрофоны и сценические линии были проверены, а все посылы монитора настроены и работают, пришло время настроить систему, если вы так склонны, включая удаление любых проблемных частот с помощью процессора обратной связи или графического эквалайзера. . Когда все готово, пришло время приступить к саундчекам, если таковые имеются, и они почти такие же, как и для сеанса в помещении. Чтобы получить совет по поводу саундчека в целом, прочитайте статью об эффективном саундчеке за прошлый месяц на странице /sos/jul12/articles/soundchecking.htm.

На большинстве небольших мероприятий на открытом воздухе место сведения находится недалеко от сцены, поэтому я обычно прошу кого-нибудь из команды послушать дальше и сообщить мне, как это звучит. Затем, когда у меня будет грубый микс (по крайней мере, тот, с которым я был бы счастлив пробежаться), я сам отщипнусь, чтобы послушать.

Очень важно установить систему двусторонней связи, и если в вашем микшере ее нет, вы можете настроить ее, подключив запасной микрофон к свободному каналу на вашем столе и направив его на дополнительные выходы, чтобы вы может общаться с артистами на сцене. Кричать на ветер или использовать форму семафора для общения с группой — это раздражает и тратит время впустую.

Это действительно должен быть легкий момент, когда все мелкие проблемы были решены, и вы можете начать в полной мере наслаждаться работой на открытом воздухе. Это при условии, конечно, что не идет дождь и не слишком ветрено, оборудование работает правильно, вы ничего не забыли, с исполнителями приятно работать, и никто вас не беспокоит. За последние три недели мы провели семь общественных мероприятий на свежем воздухе, и (не считая встречи с беседкой) единственной постоянной неприятностью был постоянный поток певцов и танцоров, появлявшихся в последнюю минуту с тем, что они считают, что это минусовки на компакт-диске. Я специально указываю, что мы можем воспроизводить аудио компакт-диски, которые не повреждены, не загрязнены (например, со следами замятия) или содержат обрезанный материал, но это почти нулевое свидетельство того, что мы получим хотя бы один диск с данными, который их папа сделал на своем ноутбуке, и они знают, что это работает, потому что ноутбук воспроизводит это. У нас все еще есть кассеты и минидиски (с которыми мы действительно можем справиться), и различные виды твердотельных проигрывателей, с которыми их владельцы, по некоторым причинам, редко могут работать. Если у меня будет время, я позабочусь о том, чтобы из консоли свисал провод с мини-разъемом стерео, готовый подключить к нему iPod, если его попросят.

У вас всегда будет танцевальная группа, которая подбегает в самую последнюю минуту, сует вам что-то со словами: “Правильно, это первая часть седьмой дорожки, затем включите четвертую дорожку, но остановитесь после ‘Da da da’ , затем трек 17 на другом компакт-диске, тогда я не уверен. .. О, и так громко, как только сможете», что, я полагаю, говорит вам все, что вам нужно знать. на сцене уровень громкости вряд ли будет проблемой, но для более непринужденных мероприятий люди, как правило, приносят свой коврик для пикника, находят хорошее место за большим деревом примерно в 100 ярдах от сцены, а затем жалуются, что звук музыка звучит недостаточно громко. К счастью, некоторые из них также являются экспертами по живому звуку и скажут вам, что тот или иной инструмент нужно повысить или понизить на дБ или около того, что я всегда нахожу особенно полезным, когда мне пытаясь отследить, что слегка звенит в миксе, и мой друг, учитель танцев, вернулся, чтобы сообщить мне, что идет после трека 17 на другом компакт-диске. Сообщение о том, что звук недостаточно громкий, неизменно передается криком выше (достаточно громкого) уровня звука, на котором находится большая часть аудитории, но предположение о том, что им может понравиться, если они подойдут немного ближе, на самом деле не соответствует действительности. попал в точку…

Когда последние артисты уйдут со сцены, можно начинать работу по демонтажу оборудования и упаковке всего. Я слежу за тем, чтобы все мелкие съемные предметы, такие как микрофоны, DI-коробки и разъемы, были убраны в первую очередь, а также стараюсь, чтобы кто-то присматривал за вещами рядом со сценой и рядом с микшером. Если повезет, упаковка будет сделана в сухом виде, но если вам не повезло справиться с мокрой, когда снаряжение будет в фургоне на ночь, попробуйте все высушить, когда оно будет в фургоне, и возможно, оставьте крышки динамиков снятыми, чтобы воздух мог циркулировать вокруг них. Очень заманчиво просто кинуть все в ближайший багажник и решить разобрать обратно на базе, но проверить и упаковать все как следует не займет много времени, а значит меньше шансов что-то упустить, если все пойдет в свою обычную тару обычным способом.

Звуковая система часто является последней вещью на площадке, и если вы не договорились с организаторами (или не предоставили их сами), вполне вероятно, что свет будет демонтирован задолго до того, как вы закончите. Иногда я ношу с собой пару небольших прожекторов, чтобы использовать их, когда собираю вещи, но если электричество также было отключено, мы часто в конечном итоге используем фары фургона в качестве крайней меры. Ношение пары хороших мощных фонариков также может значительно облегчить жизнь!

Итак, когда все загружено и после быстрого заключительного слова с вашим клиентом-организатором, пора отправляться в путь и готовиться к следующему концерту. И последняя мысль: если вы запишите все, что вы хотели бы сделать по-другому, или что вы хотели бы, чтобы кто-то другой сделал по-другому, и используете это, чтобы улучшить свое следующее приключение на свежем воздухе, есть шанс, что вы даже начнете наслаждайся!

Убедитесь, что у вас есть подходящие кабели и разъемы для подключения к генератору и блокам распределения питания, которые вы будете использовать на месте.

Почти на любом мероприятии под открытым небом необходимо согласовать и решить вопрос с электроэнергией, и если у вас нет собственного генератора, я всегда, всегда настаиваю на том, чтобы организаторы обеспечивали его сами. Что мне нужно, так это подходящий безопасный источник питания, предпочтительно однофазный и не питающий никого другого на площадке.

Вы можете точно рассчитать общую подключенную нагрузку всей вашей установки, но приблизительная оценка будет равна удвоенной выходной мощности вашей установки плюс номинальное энергопотребление всего вашего периферийного оборудования. Попросите организаторов убедиться, что поставки достаточно надежны, чтобы справиться с этим. Электроустановка с постоянным проводом предпочтительнее, так как она будет иметь всю необходимую встроенную защиту, но нет проблем с питанием от генератора, при условии, что он соответствует назначению и относится к «сверхбесшумному» типу. Это должно быть предоставлено компанией по прокату с хорошей репутацией, а временная установка должна иметь защитные устройства, установленные в правильных точках, и перед ее использованием должна быть проверена и одобрена квалифицированным электриком.

Фактическое расположение генераторов иногда может быть оставлено на усмотрение звукооператоров, поэтому возможен компромисс: с точки зрения электрики генератор должен быть как можно ближе к оборудованию, чтобы минимизировать длину кабеля и сделать систему компактной, но тогда вам нужно свести к минимуму неприятный шум и не допускать выхлопных газов, поэтому лучше всего идти за живой изгородью, стеной или транспортным средством и с подветренной стороны сцены. В зависимости от размера генератора и подключенной нагрузки может потребоваться забивка заземляющего штыря в землю (требуется УЗО, однако заземление соединено). Однако единственный безопасный способ справиться с источником питания – это проверить его у квалифицированного специалиста, и я всегда прошу организатора организовать это.

Тип источника питания определяет, какие силовые кабели вам нужно взять с собой, и стоит создать набор правильно изготовленных адаптеров и приобрести собственный распределительный блок, рассчитанный на погодные условия. У большинства генераторов шоу есть выбор розеток на 32 А и 16 А, но лучше быть уверенным, поскольку такие разъемы не из тех, которые вы можете купить в местном супермаркете. Наружные силовые кабели должны быть оснащены разъемами стандарта IEC60309 («бытовой» тип действительно должен использоваться только для тыльной линии и отдельных элементов оборудования в системе) и должны быть либо бронированными, либо подходящими для использования вне помещений.

Не забудьте также предусмотреть какую-либо защиту для ваших кабелей, предпочтительно в виде резиновых чехлов для кабелей, но даже несколько дверных ковриков с резиновой подложкой могут быть полезны для временной защиты или для предотвращения скатывания кабелей с места или неопрятный.

Купить PDF-версию

Как улучшить акустику в помещении

Опубликовано AcousticalSurfaces в | Оставить комментарий

Когда стадион US Bank открыл свои двери в 2016 году, одним из первых крупных мероприятий, проведенных там, стал концерт Metallica. Это должно было стать грандиозным новосельем. Но если вы поговорили с кем-нибудь, кто был на том концерте, все они знали, что акустика зала будет большой проблемой, которую стадиону придется решать в самом ближайшем будущем. Шоу звучало не так хорошо, как должно было быть. Планировщики потратили огромные суммы денег на создание ультрасовременного зала, но когда плохая акустика угрожала испортить впечатления десяткам тысяч фанатов каждую ночь, у них не было другого выбора, кроме как потратить миллионы, чтобы исправить ситуацию.

Акустика помещения — важный аспект создания приятного впечатления от мероприятия, поэтому это важный элемент планирования, которым нельзя пренебрегать.

Почему так важна акустика зала?

Если вам интересно, почему плохая акустика стадиона превратилась в многомиллионную проблему для стадиона US Bank, вам нужно немного разобраться в физике акустики.

Когда мы издаем звуки, независимо от того, исходят ли они из инструментов или наших ртов, мы создаем звуковые волны, проецируемые наружу и либо поглощаемые, либо отражаемые поверхностями, с которыми они соприкасаются. То, как эти волны взаимодействуют с окружающей средой, определяет акустику пространства.

Если в вашем заведении есть широко открытые пространства с твердыми поверхностями, этим волнам может потребоваться некоторое время, чтобы достичь поверхностей, прежде чем они отразятся обратно, создав эхо. Когда эти звуки накапливаются в комнате, реверберация заставляет звуки усиливаться или становиться громче, а голоса людей становятся все выше и выше, чтобы компенсировать повышенный шум в помещении. Это может быть самая запоминающаяся часть шоу, и не по уважительной причине.

Всевозможные проблемы со звуком могут возникнуть, если помещение не приспособлено для обработки звуковых волн, создаваемых мероприятиями, которые вы проводите. Если вы не позаботитесь об акустике и не предпримете некоторые меры по снижению шума на мероприятии, вы можете обнаружить, что ваши гости кричат ​​друг над другом, чтобы услышать или послушать выступление, полное проблем со звуком.

Как улучшить акустику в зале?

Каждое помещение представляет собой уникальное акустическое испытание. Такие факторы, как размер и форма комнаты, материальный состав конструкции и мебели, а также тип мероприятия, которое обычно проводится в ней, будут влиять на то, как вы решаете проблемы со звуком.

В большинстве случаев вашей основной задачей будет рассеивание звуковых волн в одних местах и ​​их поглощение в других. Ваши основные способы рассеивания и поглощения звуков будут акустическими панелями, звуковыми диффузорами и другой мебелью.

Такие простые детали, как постелить ковер или установить мягкую мебель, такую ​​как диваны и стулья, могут заметно улучшить акустику помещения, но использование профессиональных акустических продуктов меняет правила игры.

Концертные залы

Трудно найти человека, который не любит музыку. Они, безусловно, существуют, но большинство из нас находят своего рода эмоциональную разрядку, когда слушают музыку, с которой мы связаны. Последнее, с чем мы хотим иметь дело, когда идем смотреть любимые группы, — это помещение с проблемами акустики. Вот почему площадки с лучшей акустикой всегда были золотым стандартом для живых выступлений.

Многие концертные площадки спроектированы и созданы с учетом акустики. Подумайте о таких вещах, как театры, аудитории и стадионы. Форма этих мест зависит от акустики места проведения. Но не все концертные площадки были задуманы таким образом. Иногда мы превращаем бар, ресторан или склад в концертную площадку. В этих случаях вам нужно будет потратить некоторое время на акустику, прежде чем вы сможете проводить шоу, которые заставят людей говорить.

На концертной площадке основным источником звуковых волн являются музыканты на сцене. Конечно, люди слоняются и разговаривают со своими друзьями, но львиная доля звука исходит от группы. Как и должно быть.

У вас также обычно довольно большая комната с высокими потолками и прочными стенами. Этот сценарий — рецепт реверберации. Кроме того, если боковые стенки идут параллельно друг другу, вы можете столкнуться с флаттерным эхом. Эти звуковые вторжения не должны быть там.

Направление динамиков в сторону толпы не только обеспечит наиболее чистый звук, но и снизит интенсивность отражения звуковых волн от задней стены. Если у вас есть средства, подвешивание динамиков к потолку может обеспечить идеальные с акустической точки зрения углы. Направление колонок лицом к толпе устранит многие из этих прямых отражений от задней стены.

Для волн, которые достигают задней стены, очень поможет сочетание мягких и рассеивающих материалов. Размещение звуковых диффузоров на задней стене позволяет этим волнам распространяться по комнате. Использование акустических панелей позволяет вашим стенам поглощать волны именно в тех местах, где вы хотите их поглощать.

Установка некоторых коммерческих звукопоглощающих панелей на боковые стены также очень полезна. Они не только помогают с проблемами реверберации, но также могут помочь устранить трепетное эхо. Напечатайте на них несколько старинных концертных плакатов, и вы получите акустическое решение, которое можно использовать и как декор.

Места для проведения свадеб или корпоративных мероприятий

Места для проведения свадеб и корпоративных мероприятий имеют другой набор потребностей. В центре внимания этих событий действительно сбор, а не развлечение. Гораздо важнее, чтобы отдельные посетители могли комфортно общаться на таких мероприятиях. Помещения с хорошей акустикой с большей вероятностью привлекут повторных клиентов, поэтому очень важно убедиться, что ваше не отпугивает их.

Места, предназначенные для собраний, также, как правило, большие, открытые пространства, поэтому вы столкнетесь с некоторыми проблемами, аналогичными концертным площадкам. Основное отличие здесь в том, что основным источником ваших звуков обычно является толпа людей, болтающих друг с другом. У вас может быть группа или диджей, но это совсем другая ситуация, чем концерт. Поскольку все разговаривают и смотрят в разные стороны, вам лучше обработать больше областей комнаты.

Отличный способ уменьшить эхо в местах проведения свадеб и корпоративных мероприятий — установить акустические панели на уровне глаз среднестатистического посетителя. Эти панели будут поглощать многие звуковые волны речи, уменьшая реверберацию и усиливая различные разговоры. Они также отлично смотрятся, добавляя текстуры и цвета стенам.

Еще одним отличным решением для такого типа помещений является установка акустических потолочных облаков. Они определенно помогают создать достопримечательность, поскольку множество форм, узоров и отделок создают сногсшибательные визуальные эффекты, которые заменяют ваше HVAC и вспомогательное оборудование. Они будут поглощать звуки группы в комнате, но они также сведут к минимуму шум, создаваемый всем этим оборудованием на потолке. В результате получилось великолепно выглядящее пространство, где гости мероприятия могут растянуть приятные разговоры до ночи, а не идти домой лечить головную боль.

Площадки для проведения мероприятий под открытым небом

Что касается акустики, то к площадкам под открытым небом предъявляются несколько иные требования, чем к помещениям. Законы акустики все еще действуют, но комнаты больше нет. Ведущие должны понимать окружающий ландшафт иначе, чем в закрытых помещениях.

Если динамики обращены к таким объектам, как большие здания или скалы, вы, скорее всего, услышите эхо. Это не обязательно плохо, но это нужно учитывать. Природные амфитеатры на самом деле выбираются из-за естественного усиления и эха, возникающего в окружающем ландшафте.

Поскольку вы не можете перемещать здания и скальные образования, самый простой способ создать превосходную акустику на открытом воздухе — снова поиграть с углом наклона ваших динамиков. Небольшие изменения в диаграмме рассеивания звуковых волн могут полностью отличить громкий звук от хаоса. Играйте со звуком, когда нет посетителей, чтобы вы могли найти золотую середину до прихода гостей.

Некоторые поверхности доставят вам неприятности независимо от того, куда направлены ваши динамики, поэтому акустические панели, басовые ловушки или диффузоры будут здесь чрезвычайно полезны. Чем больше волн вы сможете уловить или рассеять, тем меньше проблем со звуком возникнет в этих проблемных местах.

Решение проблем с акустикой вашего собственного зала

Не все залы такие четкие и сухие. Может быть, у вас есть место, которое находится на грани между закрытым и открытым пространством. Возможно, вы проводите такое большое количество мероприятий, что сложно найти решения для различных проблем со звуком. Иногда получить отличный звук сложнее, чем кажется.

Что бы вы использовали для создания сбалансированного звука в помещении вашего зала? Если у вас уже есть хорошая идея или вам нужна помощь, у нас есть опыт и знания, чтобы помочь вам решить любые проблемы, связанные с акустикой вашего помещения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *