тёплый ламповый усилитель-фонокорректор RIAA MM / Хабр
Привет, Хабр! Многие считают, что самая правильная запись звука — механическая, то есть на долгоиграющие виниловые грампластинки. А самые лучшие проигрыватели для винила построены на термоионных приборах, они же — электронные лампы.
На самом деле лампы просто позволяют минимальными схемотехническими средствами (хотя и с немалыми затратами времени, места и финансов) достичь хороших результатов.
Речь идёт не о точном воспроизведении фонограммы, а о специфических искажениях, благодаря которым в звуке преобладают приятные слуху чётные гармоники. То есть колебания с частотой, превышающей исходную в чётное число раз.
Ещё лампы напоминают о временах, когда жизнь была лучше. Теперь нам так кажется, потому что тогда мы были моложе, здоровее, всё было в новинку, оттого желанным и интересным. А самое главное — тогда взрослые обязанности, трудности и невзгоды лежали не на нас, а на взрослых, которые о нас заботились.
Благодаря заботе предприимчивых китайцев, на площадке Алиэкспресс мы можем купить себе много разных конструкторов, в том числе ламповых, чтобы немного побыть детьми.
Там я и заказала набор для сборки фонокорректора, DIY-комплект стабилизированного блока питания с двумя раздельными выходами анодного напряжения для правого и левого каналов усилителя, сетевой трансформатор для этого блока и двойные триоды ECC83, они же 12AX7. Это самая распространённая лампа в мире аудиотехники, и особенно гитарного усилительного оборудования.
Что удивительно, эта лампа не имеет полного советского аналога. Есть 6Н2П с очень близкими параметрами, но шестивольтовым питанием накала. Однако в советские времена ECC83 производились странами социалистического лагеря, потому в СССР их было много. Во всяком случае, мне они встречались часто.
▍ Рассматриваем набор
Площадки для пайки покрыты веществом, похожим на золото.
Знакомство с процессом заказа печатных плат на китайских заводах даёт мне все основания полагать, что это действительно настоящее иммерсионное золото (ENIG), нанесённое при помощи химического осаждения на никелевый подслой. Такая забота о качестве продукта оставляет приятное впечатление.Для аудиофилов и музыкантов ощущение качества компонентов аппаратуры бывает особенно важно. Оно дополняет ощущения при игре на инструментах и прослушивании фонограмм.
Электронные компоненты в комплекте впечатления также не испортили. Всеми любимые плёночные полиэтилентерефталатные конденсаторы WIMA, хорошие резисторы. Дешёвые, но качественные керамические ламповые панельки.
▍ Что такое фонокорректор
25 лет назад я переделала запасной усилитель воспроизведения для советского полупроводникового магнитофона Маяк 232 в эффект овердрайв, то есть перегруз для электрогитары.
Модуль требовал двухполярного питания, но это мне не помешало, так как имелся импульсный блок питания от неизвестного компонента (скорее всего, алфавитно-цифрового терминала) — устаревшей вычислительной машины, приобретённый на радиорынке. Терморезистора на входе у этого блока не было, потому в момент включения в электросеть прибор потреблял значительный пусковой ток, который заряжал накопительные конденсаторы. Говоря проще, при включении шайтан-машины моргал свет.
Магнитофоны Маяк имели интересную конструкцию. Отдельные блоки располагались перпендикулярно главной плате, как привычные нам платы расширения перпендикулярно материнской плате в персональном компьютере. Как и в системном блоке, модули магнитофона вставлялись в разъёмы без пайки.
Такая конструкция в мире магнитофонов не уникальна. Вот, например, фотография внутренностей немецкого аппарата Revox А77 производства 75-го года минувшего столетия.
Тогда этот звук мне понравился. И я захотела снова воспользоваться магнитофонным усилителем воспроизведения как основой для гитарного эффекта. В этот раз построить его на лампах, чтобы звучание было ещё красивее.
Этот мой опыт не уникален. История электрогитары знает ряд известных примеров, когда ламповый магнитофон успешно применялся для гитарного усиления. Неплохо звучит даже транзисторный.
Например, Ричи Блэкмор, гитарист групп Deep Purple, Rainbow и Blackmore’s Night долгое время применял магнитофон AIWA TP1011 в качестве не только эффекта эха-задержки (delay), но и предусилителя, бустера. Также магнитофонами пользовались как преампами Джимми Пейдж (Led Zeppelin) и Дэвид Гилмор (Pink Floyd). Их творчество вдохновило на создание гитарных педалей, имитирующих звучание магнитофонов.
Усилитель, который буду собирать и испытывать, не магнитофонный, а электрофонный. Но магнитные и механические способы записи звука имеют общие черты.
Чтобы ограничить размах колебаний записывающего резца, предотвратить потерю контакта с канавкой, а также чтобы не уменьшать плотность записи, низшие частоты ослабляются. А чтобы преодолеть инерцию резца и снизить уровень шумов, высокие частоты усиливаются.
Чтобы воспроизвести исходное звучание, то есть получить в результате линейную амплитудно-частотную характеристику, АЧХ канала воспроизведения грамзаписи, естественно, должна иметь обратный вид.
Движение иглы вдоль борозды на пластинке или движение магнитных частиц на плёнке мимо катушки звукоснимателя создаёт колебания. Чем выше частота колебаний, тем они быстрее. То есть тем выше скорость изменения мгновенного уровня отклонения иглы или индукции магнитного поля. Она же их первая производная.
Природа электромагнитных и магнитоэлектрических звукоснимателей такова, что именно эта первая производная, то есть быстрота изменения мгновенного уровня, создаёт выходной сигнал в виде напряжения. Поэтому более быстрое изменение, то есть более высокая частота, формирует более сильный сигнал.
В электрогитаре это уравновешено тем, что высокочастотные струны тоньше басовых. Поэтому их колебания слабее влияют на индукцию магнитного поля в катушке звукоснимателя. А в магнитофонах и проигрывателях грампластинок применяют электронную частотную коррекцию. То есть строят системы фильтров, обладающие определёнными частотными характеристиками.
Как видим из графиков, эталонные амплитудно-частотные характеристики проигрывателей магнитофонной ленты и грампластинок в значительной мере схожи. Поэтому будет интересно послушать, как звучит электрогитара, если включить её вместо звукоснимателя для винила.
Схема нашего предусилителя-фонокорректора соответствует стандарту RIAA MM, то есть для звукоснимателя с подвижным магнитом, moving magnet. Проще говоря, электромагнитного звукоснимателя. Игла в таком звукоснимателе механически соединена с магнитом, который колеблется внутри катушки индуктивности.
Если бы подвижной была катушка (MC, moving coil), а неподвижным магнит, как в динамических головках громкоговорителей, прибор назывался бы магнитоэлектрическим, а не электромагнитным.
Аудиофилы любят звукоснимающие головки с подвижным магнитом по причине возможности замены иглы. В случае подвижной катушки замене подлежит весь картридж, что гораздо дороже.
Зато катушка имеет меньшую массу, следовательно, и инерцию.Для громкоговорителей это особенно актуально, потому электромагнитные громкоговорители сегодня почти не используются. Если не считать противно пищащих зуммеров в источниках бесперебойного питания и пронзительных сигналов, применяемых на автомобилях и мотоциклах.
Что касается привычных нам с детства пьезоэлектрических головок звукоснимателей, применявшихся в советских электрофонах, в современной высококачественной аудиотехнике они не используются. Хотя и встречаются в дешёвых китайских сувенирных проигрывателях для тех, кто хочет у себя дома или на даче винил, и не хочет много платить.
Керамические пьезоэлементы из титаната бария появились в звукоснимателях электрофонов не сразу. Им предшествовали кристаллы сегнетовой соли, которые боялись нагрева выше 56 градусов Цельсия, а также влажности. Несмотря на недостатки, свои функции в старинных радиограммофонах они выполняли прекрасно.
Отдельные энтузиасты до сих пор выращивают кристаллы рошельской соли и создают на их базе звукосниматели, но это далеко не мейнстрим. Скорее, очень редкое хобби.
▍ Изучаем схему
На схеме фонокорректора видим три каскада. Два первых каскада построены по схеме с общим катодом. Подобно транзисторной схеме с общим эмиттером, они усиливают переменное напряжение.
Точнее, изменение потенциала сетки ведёт к изменению анодного тока. Которое, согласно закону Ома, приводит до изменения падения напряжения на резисторе анодной нагрузки. И, соответственно, напряжения на выходе каскада.
Конденсаторы между каскадами не пропускают постоянный ток и пропускают переменный, потому называются разделительными по постоянному току.
Третий каскад — это катодный повторитель, подобный эмиттерному повторителю на транзисторе. Он не усиливает уровень сигнала, зато имеет низкое выходное сопротивление. Это повышает выходной ток и избавляет от влияния ёмкости проводов и входного сопротивления следующих каскадов.
Между выходом третьего каскада и входом второго видим отрицательную обратную связь. Такой тип обратной связи называется шунтово-последовательным. Мы уже рассматривали его в статье про самодельный гитарный фуз на кремниевых транзисторах. Эта обратная связь является частотнозависимой. Именно она создаёт амплитудно-частотную характеристику, которая требуется фонокорректору.
Прежде чем продолжать, следует напомнить, что эта схема питается смертельно опасным напряжением 250 вольт. Нужно быть осторожными.
Касательно анодного питания, на схеме видим три последовательных фильтра. Плюс питания выходного каскада соединён с общим проводом по переменному току конденсатором С3.
Второй каскад имеет очередной фильтр с резистором R11 и конденсатором C2. Далее следует фильтр R5 C1 для первого, входного каскада. Чем слабее сигнал, тем сильнее качество питания влияет на работу усилительного каскада. Поэтому предусмотрен такой трёхступенчатый фильтр.
На плате видим, что земля каждого из каналов соединена в одной точке. Это правильное разведение дорожек платы.
▍ Испытания
Левый и правый каналы фонокорректора я соединила последовательно. Переменный резистор является аттенюатором уровня сигнала, попадающего с выхода левого канала на вход правого. То есть это регулятор перегрузки или драйва.
В качестве усилителя мощности я воспользовалась маленькой китайской платой на микросхеме Philips TDA2030. Напряжение питания модуля 9 вольт.
Размах исходного сигнала перегруженного лампового усилителя достигает 160 вольт. Поэтому я предусмотрела последовательный резистор 1 мегаом на выходе.
Входное сопротивление усилителя мощности 10 кОм. Последовательный резистор 1 МОм ослабляет сигнал в 100 раз. Получается линейный уровень аудиосигнала, подходящий для подачи на вход интегрального усилителя мощности.
Если просто подключить гитару до входа такого усилителя, то он захлёбывается от басов. Выходит плохой фуз. Но если включить между электрогитарой и входом усилителя конденсатор ёмкостью 1 нанофарада, частотная структура перегруза, а с ней и звучание, улучшается.
▍ Выводы
Итак, мы услышали настоящий ламповый перегруз. Никаких полупроводниковых составляющих в сигнальном тракте, только лампы. Получился не лучший звук (хотя его можно применить для реализации определённых творческих замыслов), но это и не гитарный усилитель.
Чтобы получить настоящий гитарный усилитель, следует добавить к схеме хотя бы пассивный темброблок (tonestack), подчёркивающий специфические гитарные частоты. Это может стать темой следующего исследования.
Telegram-канал с полезностями и уютный чат
Простой RIAA предусилитель — корректор на микросхеме TL072 без лишних претензий.
← Microsoft Remote Desktop для Android, или ещё один удобный способ слушать музыку с домашнего сервера.
Беспроводной дистанционный спуск затвора фотоаппарата Nikon D3100 →
25 Ноя
Появилась у меня недавно необходимость подключить к усилителю проигрыватель винила Ария-102. Посмотрел — а ведь Ария идёт без встроенного предусилителя — корректора. И в усилителе моём такого не наблюдается. Вот и решил я собрать по быстрому предусилитель — RIAA корректор. Чтоб и простой был, и звучал пристойно, и запитать чтоб можно было от обычного внешнего источника питания (однополярного, разумеется). Пока не придумаю что — нибудь более серьёзное с двуполярным питанием и пассивным фильтром. Если заинтересовало — прошу под кат.
Для начала чуть — чуть теории. Виниловые пластинки выпускаются с записью имеющей амплитудно — частотную характеристику согласно стандарту RIAA. Соответственно, для верного воспроизведения необходимо произвести корректировку АЧХ по форме обратной кривой RIAA.
АЧХ записи по стандарту RIAA (синяя линия) и необходимая АЧХ усилителя — корректора для получения линейной характеристики (красная линия).
Кроме того выход от головки звукоснимателя типа ММ порядка 5 мв. То есть и по амплитуде его тоже надо усилить.
На свет появилась такая вот схема :
RIAA preamplifier — RIAA предусилитель — корректор
Питание на устройство поступает через диод D2, предохраняющий от переполюсовки питания. Его можно и не ставить.
Светодиод D1 — индикатор наличия питания. На малошумящий операционный усилитель TL072 питание подаётся через RC-цепочку R10,C6,C10. Резисторы R5-R6 с конденсаторами С3,С4 формируют половину напряжения питания для подачи смещения на неинвертирующий вход операционного усилителя, что необходимо при работе от однополярного источника питания.
Цепочка R7,С7-С9,R8,R9,C11 формирует необходимую АЧХ. Эти резисторы и конденсаторы необходимо подобрать в оба канала с максимальной взаимной точностью. Именно потому на схеме 3 конденсатора по 1000пф параллельно, а не один на 3000пф. Так же и на плате резистор 1м2 у меня составлен из 2-х резисторов, подобранных для одинаковых величин в обоих каналах.
Согласно симуляции в программе Microcap характеристика усилителя получилась следующая :
Была разработана следующая плата:
И собрано вот такое устройство:
Звучало оно достаточно пристойно, но лично мне чуть-чуть недоставало высокочастотной части диапазона. Поэтому, недолго рассуждая, я решил добавить в схему следующее изменение:
Этот конденсатор слегка изменил АЧХ примерно вот так:
Синяя линия — стандартная характеристика, красная линия — после установки на плату конденсатора.
Хотя и не кошерно вносить такие изменения в стандартизированную схему, но лично мне получившееся звучание понравилось больше. Ну и ведь никто не запрещает сделать эту дополнительную коррекцию отключаемой.
Ну и питать эту схему лучше от источника с напряжением большим, чем 12 вольт, как у меня сейчас. Это обеспечит более высокую прегрузочную способность усилителя.
А в целом, заключённый в медный экран и корпус из оргстекла, этот усилитель прекрасно отрабатывает вложенные в него три рубля мелочью и прекрасно подходит в качестве простой и недорогой версии RIAA предусилителя для проигрывателя винила.
А вот и сравнительный рип с помощью этого усилителя и его второй версии. Почему то этот наспех сделанный усилитель на мой вкус звучит лучше чем его потомок.
А это спектрограмма полученного рипа:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Метки: audio, diy, RIAA, vinyl
← Microsoft Remote Desktop для Android, или ещё один удобный способ слушать музыку с домашнего сервера.
Беспроводной дистанционный спуск затвора фотоаппарата Nikon D3100 →
Как создать отличный аудиофильский фонокорректор
Этот сайт содержит партнерские ссылки. Пожалуйста, прочитайте Отказ от ответственности для получения дополнительной информации.
Виниловые пластинки все еще интересны. . .
После апгрейда Dynaco Stereo-80 и восстановления усилителя мощности Stereo-120 я начал вспоминать старые времена, когда все, что было нужно, это проигрыватель, стереоусилитель и несколько динамиков, чтобы насладиться записью. Прошли годы с тех пор, как я серьезно не слушал свою коллекцию винила. Затем я начал беседовать с другом, у которого была очень обширная коллекция виниловых пластинок джазовой и классической музыки. Пока мы разговаривали, старое желание возродилось, и с его поддержкой я начал бродить по блошиным рынкам и магазинам старых книг и пластинок в поисках виниловых сокровищ. У меня все еще был приличный проигрыватель, и недавно я обновил картридж, но моему фонокорректору было по крайней мере 10 лет, и с самого начала он был не самым лучшим. Звучало неплохо, но следующим логическим обновлением стал более серьезный аудиофильский фонокорректор.
Охота за аудиофильским фонокорректором
Оглядевшись вокруг, я понял, что легко потратить много денег на фонокорректор. Я очень хотел ламповую модель, но выбор был либо намного больше, чем я хотел потратить, либо очень недорогие модели из Китая. Их может быть интересно попробовать, но, возможно, не в этот раз. Потом я вспомнил: та же компания, которая продавала мне запасные части для стереоусилителей Dynaco, также продавала комплекты. В их интернет-магазине Akitika.com перечислены комплекты усилителей мощности и предусилителей. Они выглядели многообещающе, и было бы интересно собрать комплект.
Photo Предусилитель — сборкаAkitika продает полный, автономный комплект фонокорректора, который включает в себя предусилитель, блок питания и корпус (около 250 долларов США + доставка), но я хотел сделать нестандартную версию и подумал, что смогу собрать корпус и блок питания сам. Плата фонокорректора стоила 80 долларов (включая доставку), поэтому я купил ее. Он прибыл всего за пару дней, но из-за праздников и подготовки курса, который я вел в январе, проект пришлось отложить. Я открыл коробку, чтобы посмотреть на детали и инструкции, и они выглядели великолепно — я действительно с нетерпением ждал этого.
Сборка платы предусилителя
Выполнено примерно за 6 часов!К началу февраля я был готов начать. Порядок сборки имел смысл: сначала добавлялись самые маленькие детали, а затем постепенно добавлялись более крупные. Это действительно помогло, так как это переполненная плата, и более крупные детали затруднили бы установку более мелких. Инструкции были превосходны, с флажками для учета каждой группы деталей по мере их установки. Крошечные конденсаторы были самой большой проблемой для моих стареющих глаз, и увеличительные стекла и устройство для проверки конденсаторов помогли их идентифицировать. Работая аккуратно, я закончил доску примерно за 6 часов.
Теперь нам нужен блок питания
Готовая плата блока питанияДля предусилителя требуются стабилизированные плюс и минус 12-вольтовые блоки питания. В руководстве по сборке полного комплекта фоно-предусилителя показана рекомендуемая схема, и она была похожа на аналоговые блоки, которые я собирал раньше. Одна новая проблема: использование тороидального трансформатора. Компактные и самоэкранирующие, они явно лучше, чем стандартные бескорпусные трансформаторы, которые я использовал раньше. Но где я мог взять один из них? Просматривая Интернет, я, наконец, проверил на Amazon и, к моему удивлению, у них был идеальный трансформатор. Не слишком дорого, около 26 долларов, у меня был заказ в кратчайшие сроки.
Будучи заядлым экспериментатором в области электроники, многие другие детали были у меня под рукой. По сравнению с 1970-ми годами, когда я впервые начал строить проекты, детали стали относительно дешевыми, особенно если покупать их в ассортименте. Комплекты Я уже предоставил большинство деталей, необходимых для блока питания:
- Комплект пустой печатной платы с разъемами и клеммными колодками
- Комплект трехконтактного регулятора положительного и отрицательного напряжения
- Комплект электролитических конденсаторов
- Ассортимент монолитных керамических конденсаторов
Мне также понадобились еще несколько деталей:
- Электролитические конденсаторы 3300 мкФ
- 1N4007 Выпрямительные диоды
- Конденсатор 0,01 мкФ при 400 В
Стоит отметить, что все ссылки на Amazon предоставляют большее количество, чем необходимо для сборки блока питания. Я рассматриваю это как пополнение своего запаса запчастей. Поскольку из каждого ассортимента используется всего несколько деталей, стоимость платы блока питания составляет менее 6 долларов. Хорошо укомплектованный ящик для мусора может содержать много одинаковых деталей.
Несколько деталей для шасси
Платы и установленный трансформаторВ руководстве по сборке PR-101 также содержится схема. Я решил собрать предусилитель в алюминиевом корпусе с крышкой сверху. Это упростило бы настройку загрузки картриджа, частотной характеристики и перемычек усиления на плате предусилителя. Руководствуясь руководством по сборке PR-101, мне понадобятся еще несколько деталей:
- Алюминиевый корпус — 10 дюймов на 8 дюймов на 2 1/2 дюйма
- Алюминиевая крышка корпуса
- Латунные шестигранные стойки
- Выключатель, предохранитель и розетка
- 10K Audio Taper Stereo Pot
- Позолоченные разъемы Phono
- Синий светодиод 3 мм и держатель
Общая стоимость шасси и оборудования: 55,45 долларов США. Опять же, некоторые из покупок, такие как стойки, светодиоды и держатели светодиодов, а также разъемы Phono, поставлялись в ассортименте. Больше запасов. В целом общая стоимость проекта составила менее 150 долларов.
Сборка шасси
Готовый предусилитель с экраном блока питанияТщательная компоновка имеет большое значение для создания аккуратного законченного проекта. Работа с металлом никогда не была моей сильной стороной, и я был полон решимости не торопиться. Раньше мне не хватало многих полезных инструментов, таких как автоматический кернер, сверлильный станок и приспособление для удаления заусенцев, поэтому на этот раз я подумал, что смогу справиться с этим хорошо. Оставляя пластиковое покрытие на шасси при разметке и сверлении отверстий, можно свести к минимуму царапины и грязь на поверхности шасси. Инструмент для резки металла и несколько металлических напильников быстро сделали отверстие неправильной формы, необходимое для выключателя питания / предохранителя / разъема для шнура питания. Я думаю, что готовый проект выглядит довольно хорошо, и я планирую покрыть шасси краской или виниловым покрытием после того, как протестирую его некоторое время.
Но как звучит аудиофильский фонокорректор?
Радиаторы добавлены к регуляторамЯ не мог вспомнить, когда и где я взял свой старый фонокорректор — он был у меня много лет. Technolink TC-750 звучал неплохо для устройства стоимостью менее 50 долларов, но я надеялся, что новый предусилитель будет заметно лучше. В документации Akitika говорилось, что без сигнала он будет вести себя абсолютно бесшумно, и так оно и было. Он вообще работал? Я включил запись, увеличил громкость, и музыка заиграла. Я играл лондонскую запись Венского Фила, играющего Симфонию Шуберта (CS6772). Я сел в «золотую середину» послушать и сразу заметил, что отдельные солисты более точно расположены в стереополе, а общее размещение оркестровых партий более четкое. Я стал замечать музыкальные детали, которых раньше не слышал. Верхние регистры были более прозрачными, а перкуссия более четкой. Очень хорошее первое впечатление. Последний штрих: я заметил, что регуляторы напряжения немного нагреваются, поэтому добавил пару самодельных алюминиевых радиаторов. В комплекте с силиконовой смазкой.
Я еще немного поработал с различными настройками предусилителя, но должен сказать, что доволен. Знакомство с этим новым звуком будет веселым!
Перед полным предусилителем Вид сзади на готовый фонокорректор AudiofileRJM Audio — The Very Simple Phono Stage (VSPS)
The Very Simple Phono Stage (версия 2017 г.)
Представляем простой, универсальный фонокорректор для картриджей с подвижным магнитом или высокопроизводительной подвижной катушкой, использующий минимальное количество части и следующие особенности:
- Небольшое количество деталей удешевляет сборку и упрощает оптимизацию.
- Широкий выбор операционных усилителей. В этой схеме можно использовать практически любой операционный усилитель.
- Точная коррекция RIAA, полученная с использованием обычных стандартных компонентов.
- Низкое энергопотребление.
Эта схема, конечно, привлекательна для начинающих, но ее простота также дает более опытным сборщикам возможность оценить и оптимизировать каждую отдельную деталь. VSPS — самая популярная схема, которую я разработал, многие люди успешно построили ее. Это проверенный, прочный и надежный проект.
Схема усилителя
Операционный усилитель сконфигурирован как неинвертирующий усилительный каскад. Эквализация RIAA является частью контура обратной связи. Это классическая схема, но ее не так часто можно встретить в аудиосистемах, сделанных своими руками, поскольку вычисление необходимых значений сопротивления и емкости может быть проблемой.
В остальном схема настолько проста, что каждый компонент можно обсудить отдельно.
Компонент | Значение | Описание |
---|---|---|
R1 | 47k | Этот резистор (и дополнительный конденсатор) должен быть установлен в соответствии с указаниями производителя картриджа. |
R2 | 680R | Этот резистор устанавливает усиление. Более низкие значения приводят к большему усилению. Используйте 2.2k для 30 дБ, 680R для 40 дБ и 220R для 50 дБ. |
R3 | 110k | RIAA. Соответствие между каналами. |
Р4 | 768k | RIAA. Соответствие между каналами. |
R5 | 47R | Изолирует операционный усилитель от влияния емкости выходного провода. |
R6 | 100k | Значение этого резистора не критично, в основном он служит для снятия заряда с выходной стороны C3. |
C1 | 1.00n | RIAA. Соответствие между каналами. |
C2 | 3,00n | RIAA. Соответствие между каналами. Используйте 3x 1 нФ параллельно. |
C3 | 2,2 мкм | Выходная муфта. Должен быть неполярным. |
U1 | NE5534 или OPA134 | Любой звуковой операционный усилитель можно использовать с удовлетворительными результатами. Для стереофонических макетов требуются двойные операционные усилители, например. NE5532, OPA2134. |
Значения RIAA выделены жирным шрифтом.
При значениях схемы, указанных выше, точность отклика RIAA в звуковом диапазоне находится в пределах ±0,2 дБ.
Примечания по конструкции
Схема предусилителя фонокорректора питается от стабилизированного, малошумящего, разделенного источника питания 12 В. Обычно регулировка напряжения и фильтрация размещаются на той же плате, что и фонокорректор.