Как проверить однофазный двигатель мультиметром?
Содержание
- 1 Как проверить однофазный двигатель? Начнем с обмоток
- 1.1 Зачем в однофазном двигателе две обмотки
- 1.2 Учимся определять пусковые и рабочие обмотки в однофазных асинхронных двигателях
- 1.2.1 Осмотрите изделие
- 1.2.2 Сечение
- 1.2.3 Завершающий этап
- 2 Прозваниваем однофазный двигатель с помощью мультиметра
- 2.1 Подготовительный этап проверки
- 2.2 Непосредственная проверка двигателя мультиметром
- 3 Проверяем однофазный коллекторный электропривод
- 3.1 Частые неисправности
- 3.2 Редкие неисправности
- 4 Проверка конденсатора с использованием мультиметра
- 5 Поломки, которые можно определить с помощью мультиметра
- 5.1 Оборвалась обмотка
- 5.2 Проверка на наличие короткого замыкания
- 5.3 Проверка на наличие межвиткового замыкания
- 6 Проверка борно
- 7 Подведем итог
Прозвонка электродвигателя достаточно простой процесс, однако, требует знания некоторых тонкостей и внимательности от проверяющего. Какие знания понадобятся при подготовке к прозвону? Что представляет собой проверка привода с помощью мультиметра? Разберемся ниже.
Устройство однофазного двигателя
Несмотря на свое название, однофазные двигатели имеют в своей конструкции три катушки, и это минимум. Две из них расположены в статоре, из подключают параллельно. При этом непосредственно работает только одна, вторую называют пусковой. Клеммы рабочей и пусковой обмоток выводятся на корпус агрегата, с их помощью и происходит включение привода в сеть. К сети подключаются две из них, все оставшиеся выполняют коммутационные функции. Обмотку ротора делают короткозамкнутого типа.
Чтобы была возможность менять мощность прибора, катушку обмотки могут сделать из двух частей. Включаться они будут последовательно.
Определить вид обмотки (рабочая и пусковая) можно визуально, обратив внимание на сечение провода, измерив сопротивление с помощью тестера. О методах определения типа обмотки, чем они отличаются и зачем нужны в однофазном двигателе поговорим подробнее.
Схема обмоток в однофазном электродвигателе
Зачем в однофазном двигателе две обмотки
Все обсуждаемые сегодня электромоторы обладают небольшой мощностью. Магнитопровод однофазной машины содержит обмотку из двух фаз, это и есть основная (рабочая) и пусковая. Последняя не принимает участия в непосредственной работе двигателя.
Такая пара обмоток нужна, чтобы заставить ротор однофазного двигателя вращаться. Наиболее популярные из таких приводов делятся на два подтипа: электродвигатели с пусковой обмоткой и те, которые содержат в конструкции рабочий конденсатор.
В первом случае, так сказать, не рабочая обмотка будет включаться через конденсатор во время запуска мотора, а когда агрегат придет в нормальную работу (скорость вращения станет постоянной), она сама по себе выключиться. Привод же продолжит свою работу при одной рабочей обмотке. Информация о конденсаторе, как правило, указана на специальной табличке на корпусе электродвигателя. Его характеристики непосредственно зависят от конструкции.
Однофазные асинхронные двигатели, содержащие рабочий конденсатор, всегда работают с включенной вспомогательной обмоткой. Она включена через этот самый конденсатор. Емкость такого конденсатора также зависит от его конструктивных особенностей.
Другими словами, двигатель с пусковой обмоткой характерен ее выключением после запуска. А вот при конденсаторной вспомогательной обмотке – ее постоянной работой, т.к. включение происходит через постоянно работающий (даже во время работы привода) конденсатор.
Чтобы правильно проверить работоспособность двигателя с одной фазой, знания об устройства его обмоток критически важны. Отличия между ними можно найти в сечениях проводов, количестве витков, величине сопротивления каждой из них (их можно измерить разными типами тестеров или с помощью омметра).
Учимся определять пусковые и рабочие обмотки в однофазных асинхронных двигателях
Конечно, наличие маркировки на обмотке решает эту проблему. Но зачастую в случае ремонта или замены обмоток, она не сохраняется. Как же тогда определить, что за обмотка перед вами? Вот и обсудим теоретическую и практическую стороны определения пусковой и рабочей обмоток.
Осмотрите изделие
Для наглядности возьмем двигатель, который был установлен в стиральной машине времен СССР. Сама же машинка уже давно на металлоломе.
После визуального осмотра таблички-шильдика на двигателе, как и в этом случае, вы можете не обнаружить, все же возраст мотора говорит сам за себя. В таком случае всю информацию можно найти в интернете. Оказалось, что двигатель содержит в конструкции пусковую обмотку и релейный пуск.
Из двигателя виднеются четыре провода: два красноватых, два голубоватых. Эти провода еще называются выводами обмоток.
Из-за отсутствия какой-либо маркировки, сходу определить какая обмотка пусковая, а какая рабочая невозможно. В такой ситуации нужно обратить внимание на сечение проводников.
Сечение
Посмотрите на провода, которые выходят из электромотора, а точнее на их толщину. Одна из пар будет тоньше. Это пусковая обмотка. Следовательно, пара потолще – рабочая.
Может статься, что сечения на обоих проводах одинаковые, как и в нашей ситуации. Так зрительно определить, где какая обмотка также невозможно.
Но если разница в толщине проводов заметна, не доверяйтесь лишь диаметру. Чтобы определить обмотки наверняка, измеряйте их сопротивление.
На этом этапе переходим к измерению сопротивления обмоток однофазного двигателя переменного тока.
Завершающий этап
Измерение сопротивления
Для измерения сопротивления обмоток однофазного двигателя вам понадобится мультиметр, на котором нужно выбрать прозвонку (или режим измерения Ом).
Провода, выглядывающие из электродвигателя (любая пара) соединяем с любыми выводами мультиметра, измеряем значение.
Если видите на экране цифру один, повторите измерение с любым другим концом.
Запишите сопротивление, которое показала первая выбранная пара (в данном случае вышло 16,5 Ом). После этого щупы измерительного прибора нужно прицепить к двум оставшимся выводам (вторая пара проводов) и произвести замер.
Полученные данные тоже нужно записать, а затем сравнить с первым замером.
Сопротивление исправной рабочей обмотки всегда будет иметь значение меньше, чем у пусковой. Вторая пара проводов, согласно мультиметру, показала сопротивление 34,5 Ом. Таким образом, можно смело утверждать, что первая пара проводов говорит о принадлежности к рабочей обмотке, а вторая, соответственно, к пусковой.
Обозначьте обе обмотки, что в будущем не пришлось проделывать все это заново. Удобно для этого использовать небольшую трубочку из винила.
Маркировать концы проводов (выводы) можно по современным стандартам вот так:
- знаками U1-U2 помечают рабочую обмотку;
- знаками B1-B2 помечают пусковую обмотку.
Такие обозначения ставятся в тех случаях, когда из двигателя видно четыре вывода, в данной ситуации. Однако, на вашем пути может встретиться двигатель, который имеет лишь три вывода. Что делать?
Итак, замеры каждого из трех выводов будут выглядеть примерно вот так: 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом. Завершив эти измерения нужно сразу приступать к другим. Важно найти вывод, который с двумя другими выводами будет показывать 10 и 15 Ом. Поздравляем! Вы наши сетевой провод. Вывод, показывающий сопротивление 10 Ом тоже сетевой, а тот, что показывал 15 Ом – пусковой. Он соединяется со вторым сетевым через конденсатор. Кстати, чтобы изменить направление вращения в таком двигателе, придется добираться до самой схемы обмотки.
Иногда измерения могут быть величиной 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом. Это норма, такие обмотки тоже существуют, их также ставили на различные бытовые приборы. Особенность такого двигателя заключается в том, что какая именно обмотка будет пусковой, а какая рабочей совершенно не имеет значения. Они одинаковы. Просто одну из них (ту, что будет пусковой) нужно подключить через конденсатор.
Вот мы и разобрались в простых методах распознавания пусковых и рабочих обмотках. Теперь вы сможете отличить составляющие двигателя даже в том случае, когда отсутствует шильдик и любая маркировка выводов.
- В случае, когда двигатель имеет четыре вывода, нужно лишь найти концы обмоток, в которых легко разобрать после замера. Провод, где значение сопротивления меньше – обмотка рабочая, больше – пусковая. Подключить все выводы очень просто: напряжение 220 В подают на те провода, которые потолще. А один из кончиков проводов пусковой на один из рабочей. При этом на какой именно кончик вывода рабочей обмотки совершенно не важно, ведь направление вращения от этого никак не зависит (так же как и, скажем, от того, какой стороной вы вставите вилку в розетку). Вращение меняется лишь от того, какой конец пусковой обмотки вы подключили.
- При наличии лишь трех проводов в качестве вывода обмоток, сетевым будет тот, что показывает меньшее сопротивление, а также тот, что при соединении с другими двумя покажет сопротивление 10 Ом и 15 Ом (если измерения сопротивления каждого из них дало 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом). Тот что показал 15 Ом на мультиметре – вывод пусковой обмотки.
- Если вы встретили трехпроводный вывод, и сопротивление каждого из проводов (как пример) 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом, обе обмотки могут быть и рабочей и пусковой.
Чтобы выявить поломки электропривода в бытовых условиях достаточно использовать мультиметр. Во-первых, не у всех есть дорогое профессиональное оборудование (это скорее исключение), во вторых для определения большинства неисправностей этого прибора хватает, что называется, с головой. Тут вам не понадобится никакой специалист.
Самая основная неисправность в однофазных двигателях – прекращение вращения. Причина такой поломки определяется достаточно просто. Мультиметр переключают в режим вольтметра и проверяют подачу напряжения, которое питает двигатель. Если с напряжением все в порядке, то неисправность заключается в самом двигателе, его электрической части. Это, конечно, говорит о необходимости проверки состояния подключения и прозвона обмоток. Для этого, зачастую, также используют мультиметр.
Но как правильно подготовится к прозвону двигателя?
Подготовительный этап проверки
Замкните щупы мультиметра
Перед проведением диагностики нужно выполнить следующие действия:
- Отключить машину от питания. Если сопротивление обмотки измеряется с включенной в электросеть цепью, агрегат сломается.
- Замкните щупы мультиметра, выставите нулевые значения. Это называется калибровкой аппарата.
- Внимательно проведите осмотр двигателя. Его могло затопить, некоторые детали могут отломаться, возможно, слышен запах горелого. В таком случае прозванивать агрегат бессмысленно, ведь поломка очевидна.
Асинхронные, однофазные и трехфазные, коллекторные – прозвон всех двигателей происходит одинаково. Методика не отличается в зависимости от разницы конструкций агрегатов, так как все различия столь основательны. Тем не менее в диагностике присутствуют некоторые детали, игнорировать которые нельзя.
Непосредственная проверка двигателя мультиметром
Наиболее распространенные поломки делятся на две основные группы:
- присутствует контакт там, где он не должен быть;
- отсутствует контакт там, где он должен быть.
Рассмотрим, как прозвонить однофазный электромотор переменного тока с помощью мультиметра. Он имеет две катушки, одна из которых рабочая, а вторая вспомогательная. На уровень работоспособности двигателя огромное влияние имеют уровень надежности контактов, качество изоляции и правильность намотки.
- Первое, что нужно сделать: проверить наличие замыкания на корпус. Тут нужно помнить о том, что все значения на мультиметре будут приблизительные. Чтобы получить точные данные, понадобится более дорогостоящие и точные устройства измерения.
- Значение измерений на приборе устанавливаются на максимальные.
- Щупы соединяют между собой. Так можно убедиться в том, что сам мультиметр исправен и правильно настроен.
- Затем один щуп соединяют с корпусом привода. При наличии контакта можно подсоединять и второй щуп. Отслеживайте показания.
- Если ничего не сбоит, коснитесь щупом вывода фаз.
- При качественной изоляции прибор будет показывать высокое значение сопротивления. Оно может быть в пределах даже нескольких тысяч мегаом.
Помните, что измеряя сопротивление изоляции мультиметром вы всегда будете получать высокие показания (выше допустимых норм). Это связано с тем, что электродвижущая сила прибора составляет максимум 9 В, а двигатель, как мы знаем выполняет работу с напряжением 220 В или даже 380 В. Закон Ома говорит, что величина сопротивления зависит от величины напряжения, поэтому нужно всегда делать скидку на разницу.
Обязательной является и проверка целостности обмоток. Нужно прозвонить все концы, которые входят в клеммную коробку агрегата. Если есть обрыв, то проверку лучше остановить, ведь логики в дальнейшей диагностике нет. Сначала нужно поработать над решением этой проблемы.
Зная правила и порядок прозвона однофазного двигателя с помощью мультиметра, вы можете легко экономить на диагностике и ремонте, когда в двигателе действительно присутствуют лишь мелкие поломки. Но если вы понимаете, что все не так просто или просто не понимаете, что не так с вашим электродвигателем, лучше отнести его к профессионалу, который проведет более детальную проверку дорогостоящими и чувствительными приборами.
Чтобы определить и устранить неисправность в коллекторном двигателе, его, скорее всего, придется разобрать.
Частые неисправности
Перед разборкой обязательно посмотрите на искрение, которое обычно происходит в контактно-щеточном механизме. В случае, когда вы заметили повышенный уровень искрения, стоит проверить контакт щеток или наличие межвиткового замыкания в самом коллекторе.
Как правило, основные причины, по которым ломаются коллекторные двигатели – это сильно изношенные щетки или почерневший коллектор. Старые щетки обычно меняют на новые. Они должны быть одинаковыми по размеру и форме. Лучше всего ставить оригинальные детали (от того же производителя, что и двигатель). Менять их достаточно просто: снимается (сдвигается) фиксатор или откручивается болт. Некоторые модели двигателей могут требовать смены не только щеток, но и щеткодержателей. Не забудьте о подключении медного поводка к контакту.
В случае, если щетки в норме, проверьте пружины, которые их прижимают, растянув их.
При потемнении контактной части коллектора, почистите ее, используя мелкую наждачную бумагу. Ее еще называют нулевкой.
Временами на месте, где происходит контакт щеток и коллектора, образуется некая канавка. Ее нужно проточить, используя станок.
Однофазный коллекторный двигатель
Еще одной распространенной поломкой коллекторного однофазного двигателя можно назвать износ подшипников. Если корпус сильно вибрирует во время работы и подшипники бьются, они точно подлежат замене. Если запустить ситуацию, упомянутые детали будут касаться ротора и статора, что может быть чревато их неизбежной заменой. Это уже сложнее и дороже.
Редкие неисправности
Намного реже в коллекторных двигателях случаются обрывы и выгорания обмоток и мест подключения. Также редко можно встретить оплавления, замыкания ламеля пылью графита.
Чтобы избежать таких поломок, во время внешнего осмотра нужно всегда обращать внимание на:
- цельность обмоток;
- наличие почернения на обмотках;
- прочность контакта ламелей коллектора с выводами проводов. Если есть необходимость, то их нужно перепаять;
- количество графитовой пыли между ламелями коллектора. Обязательно удалите пыль, если нужно;
- присутствие горелого запаха (это может быть изоляция).
При визуальном осмотре вы обнаружили, что обмотка статора/ротора повреждена? Сдайте ее на перемотку или просто замените новой.
К сожалению, повреждение обмотки не всегда можно увидеть невооруженным глазом, поэтому если очевидных поломок нет, прозвоните их с помощью мультиметра.
Проверка конденсатора мультиметром
Конечно, наиболее надежный способ проверить неисправный однофазный двигатель с конденсатором – использовать омметр для измерения величины сопротивления. Прибор точно покажет сопротивление конденсатора, а по этому уже можно делать выводы о том, насколько целостным является диэлектрик, от чего напрямую зависит исправность электронного устройства.
В бытовых условиях, когда точных значений от вас никто не требует, а вам нужно лишь узнать причину поломки, достаточно будет и мультиметра.
Алгоритм проверки следующий:
- мультиметр переключается в режим измерения Ом;
- затем нужно выставить верхнее значение сопротивления – бесконечность;
- произвести измерение сопротивления конденсатора на выводах.
Если сопротивление будет низким (а это любое значение, помимо бесконечности), то устройство, которое проходит тест, сломано. Тут либо пробит диэлектрик, либо вытек электролит.
Стрелка циферблата на тестере показывает небольшое отклонение, а затем возвращается на исходную позицию? Конденсатор исправен и потихоньку набирает емкость.
Стрелка прибора, которая отклонилась, а затем зафиксировалась на одном из значений также свидетельствует о поломке электронного устройства.
Как мы уже выяснили, мультиметр – незаменимый прибор для быстрой и многопрофильной проверки двигателей на исправность. Он найдется у всех профильных мастеров и во многих домашних мастерских. С его помощью можно выявить основные виды поломок электроприборов, и двигатели не исключение.
Наиболее частыми поломками в электродвигателях и других машинах такого типа являются следующими:
- оборвавшаяся обмотка на роторе или статоре;
- наличие короткого замыкания;
- наличие межвиткового замыкания.
Каждая проблема из списка выше заслуживает более близкого ее рассмотрения.
Оборвалась обмотка
В обрыве обмотки нет ничего удивительного, это самая распространенная неисправность в работе электроприводов. Произойти поломка может и в статоре, и в якоре.
Если в обмотке оборвалась одна фаза, то в этом месте тока не будет, а вот во второй фазе показатель тока будет завышен. Измерить это можно с помощью того же мультиметра в режиме амперметра.
В целом, эта поломка равнозначна потере фазы. Например, если обрыв внезапно произошел в то время, когда привод был в работе, двигатель начинает резко терять мощность и перегреваться. Если защита на агрегате работает правильно, то он отключится. Для решения проблемы, в основном, требуется перемотка.
В ситуации, когда обрыв произошел в роторе, частота колебания тока будет равна частоте колебания и скольжения напряжения. Из внешних признаков: сильное гудение и вибрирование, снижение оборотов привода.
Все это лишь причины поломок, но вот обнаружить их можно только если прозвонить каждую обмотку электромотора, измерив их сопротивление.
Пусковую и рабочую обмотку прозванивают в тех однофазных двигателях, которые работают при переменном напряжении величиной 220 В. Пусковая обмотка должна выдавать сопротивление, большее, чем у рабочей на 150%.
Для быстрой проверки работоспособности электродвигателя, на мультиметре также можно использовать функцию, которая называется «Прозвонка». Если цепь исправна, вы будете слышать характерный звук прибора, а в некоторых моделях присутствует и световой индикатор. Но если в цепи есть обрыв, звука вы не услышите.
Проверка на наличие короткого замыкания
Одна из привычных всем поломок в электрических двигателях – короткое замыкание на корпус. Чтобы найти поломку такого рода с мультиметром, проделайте следующее:
- установите измерение сопротивления прибором на максимальное;
- проверьте исправность самого мультиметра, соединив его щупы между собой;
- один из щупов подсоедините к корпусу двигателя;
- оставшийся по очереди присоединяйте к каждой из фаз.
Если двигатель, который вы проверяли, исправен, то сопротивление будет показывать сотни и даже тысячи мегаом.
Сделать исследование на предмет короткого замыкания в режиме «Прозвонка» еще легче. Нужно проделать те же действия, и если услышите звук (как при прозвонке обмотки), это будет свидетельствовать о наличии нарушений в целости изоляции обмотки, а также наличии короткого замыкания на корпус.
Надо отметить, что поломка такого типа не просто носит негативное влияние на сам двигатель, но опасна для жизни людей, работающих с машиной (если нет нужных средств защиты).
Проверка на наличие межвиткового замыкания
Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание
Последний вид поломки (из самых популярных) – это наличие межвиткового замыкания.
Межвитковое замыкание – короткое замыкание, происходящее на одной катушке электродвигателя, между ее витками. Внешне такая неполадка проявляется в сильном гудении и заметном снижении мощности.
Обнаружение такой поломки проводится с помощью нескольких способов. Основные из них – токовые клещи и наш любимы мультиметр.
Во время диагностики измеряется значение тока во всех фазах (обмотка статора) по отдельности. Если одна из них покажет завышенный результат, значит, там есть межвитковое замыкание.
Если вы все прозвонили согласно инструкции выше, но не избавились от подозрений в неисправности, вскройте борно электродвигателя. Это второе название клеммной коробки. Часто и густо бывает, что крепеж в коробке недостаточно крепко затянут. Провода там тоже могут отгореть. В случае использования гаек для соединения, проверьте протяжку верхней (она прикручивает проводник) гайки и осмотрите ту гайку, что служит для удержания вывода обмоток, которые уходят в двигатель.
Если следовать всем инструкциям и указаниям в статье, то мультиметром можно обнаружить большинство наиболее распространенных поломок в однофазном электродвигателе, в том числе наличие межвиткового замыкания, короткого замыкания на корпус и обрыва обмоток.
youtube.com/embed/zeQ94FP9yQw?feature=oembed&wmode=opaque” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Как проверить электродвигатель в домашних условиях при помощи мультиметра, сопротивление обмоток
Содержание
- 1 Классификация электродвигателей
- 2 Конструктивные особенности
- 3 Критерии выбора мультиметра
- 4 Проверка асинхронного трехфазного двигателя
- 5 Тестирование двухфазной модели
- 6 Коллекторная конструкция
- 7 Дополнительное оснащение
Конструкции многих механизмов и оборудования имеют электродвигатель. Эта неотъемлемая часть практически всей электротехники предназначена для преобразования электрической энергии в механическую. Сложность конструкции определяет то, что она может довольно часто выходить из строя.
Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.
Классификация электродвигателей
При проверке электродвигателя на исправность следует учитывать, что не все разновидности моторов могут проверяться подобным образом. Существуют самые различные варианты исполнения электродвигателей, большинство неполадок можно диагностировать при помощи мультиметра. При этом необязательно быть специалистом в этой сфере.
Современные электродвигатели можно разделить на несколько групп:
- Асинхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором. Эта модель пользуется большой популярностью, так как устройство простое и подвергается диагностике при применении обычного измерительного инструмента.
- Асинхронный конденсаторный, короткозамкнутый с одной или двумя фазами. Такой вариант исполнения устанавливается в бытовой технике, питаться устройство может от обычной сети 220 В. Сегодня подобный электродвигатель также получил широкое распространение, встречается практически в каждом доме. Проверка на неисправность в этом случае проводится при применении стандартного тестера. Однофазная модель обладает экономичностью и практичностью в применении.
- Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Прозвонок этого мотора проводится довольно часто, что связано с более мощным стартовым моментом. Устанавливается эта модель на различном производственном оборудовании и различной крупной технике. Примером назовем краны, подъемники или различные станки.
- Коллекторные, которые питаются от постоянного тока. Ревизия подобного прибора проводится довольно часто, используется в различных автомобилях для вентиляторов и насосов, дворников. Подобный электромотор может сгореть по различным причинам, своевременная проверка позволяет определить проблему.
- Коллекторный с переменным током. Ручной электрический инструмент получил весьма широкое распространение. Для передачи вращения устанавливается коллекторный мотор, проверить который можно при помощи мегаомметра.
Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, проводится его визуальный осмотр. Даже невооруженным взглядом можно определить сгоревшую обмотку или серьезные механические повреждения. Однако если визуально конструкция не имеет дефектов, то следует использовать специальный измерительный инструмент.
Конструктивные особенности
Устройство электродвигателей может существенно отличаться, но зачастую оно представлено сочетанием сходных элементов. Подвижный элемент принято называть ротором, неподвижный — стартером. Медная проволока может наматываться следующим образом:
- Катушка только на роторе.
- Катушка только на стартере.
- Обмотка на подвижной и неподвижной части.
Критерии выбора мультиметра
Для тестирования различного электрооборудования применяют мультиметры. В продаже можно встретить различные варианты исполнения этого измерительного прибора, все они имеют свои особенности. Основными критериями выбора назовем следующие моменты:
- Стрелочный или цифровой циферблат. Цифровой сегодня более востребован, так как обладает большим количеством различных функций и высокой точностью. Сегодня стрелочные модели практически не встречаются в продаже.
- Функциональные возможности. Чем больше функций, тем более широкая область применения устройства. За счет этого повышается стоимость измерительного прибора.
- Подсветка и кнопка удержания снятых показателей позволяют повысить комфорт применения мультиметра.
- Чем ниже погрешность в работе, тем точнее тестер. Большинство моделей имеют погрешность не более 3%.
- Если предусматривается профессиональное предоставление услуг, то следует уделить внимание модели с высокой степенью защиты от пыли или влаги. Чем выше степень защиты устройства, тем больше оно прослужит.
- Класс электробезопасности. Все измерительные приборы делятся на 4 класса, которые определяют область применения мультиметра.
Проверить основные показатели электрического двигателя можно при применении самого простого оборудования.
Проверка асинхронного трехфазного двигателя
Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели, которые рассчитаны на две или три фразы.
Трехфазный мотор обладает высокой производительностью. Существует две основные неполадки этой конструкции:
- Контакт возникает в неположенном месте.
- Контакт отсутствует.
Конструкция представлена тремя катушками, которые соединяются в форме звезды или треугольника. Чтобы сделать проверку правильно, следует учитывать, что работоспособность мотора определяется несколькими факторами:
- Качество изоляции.
- Надежность всех контактов.
- Правильность намотки.
Сопротивление определяется следующим образом:
- Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра. При отсутствии этого инструмента можно использовать тестер, выставляется максимальный омический показатель. В случае применения тестера не следует рассчитывать на то, что показатель будет точным.
- Стоит учитывать, что перед использованием измерительного прибора следует отключить электрический двигатель от сети. В противном случае он сгорит.
- Перед применением измерительного прибора следует произвести калибровку прибора. Для этого нужно поставить стрелку на ноль при замкнутом положении щупов.
- Один щуп прикладывается к корпусу. Это делается для того, чтобы проверить наличие контакта. После этого проверяется показатель, для чего второй щуп также должен касаться корпуса. При нормальном показателе проводится проверка каждой фазы поочередно.
После проверки качества изоляции следует убедиться в том, что все три обмотки целые. Для этого можно их прозвонить. При обнаружении обрыва ее следует исправить, после чего дальше проводить проверку.
youtube.com/embed/mofVLWNQvZ0″ frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”/>Тестирование двухфазной модели
Статор и многие другие конструктивные элементы двухфазного электрического двигателя имеют свои отличительные признаки, которые и определяют особенности проверки.
К особенностям проверки двухфазного электрического двигателя отнесем следующие моменты:
- В этом случае обязательно проверяется сопротивление на корпусе. Слишком низкий показатель указывает на то, что нужно выполнить перемотку статора.
- Для получения более точных показателей рекомендуется использовать мегомметр, однако подобный измерительный инструмент встречается дома крайне редко.
Перед тестированием электрического двигателя следует провести визуальный осмотр. Механические повреждения могут привести к серьезным проблемам с работой.
Коллекторная конструкция
Коллекторные модели также получили весьма широкое распространение. Их конструктивные особенности существенно отличаются, если сравнить с асинхронными моделями. Проверка работоспособности при применении мультиметра проводится следующим образом:
- Тестер устанавливается на определение Ом. Проверка начинается с замера сопротивления на коллекторных ламелях. Стоит учитывать, что в норме полученные данные не должны существенно различаться.
- Далее измеряется показатель сопротивления, для чего один щуп прибора прикладывается к корпусу якоря, другой — к коллектору. Полученное значение сопротивления должно быть высоким, стремиться к бесконечности. Это указывает на то, что изоляция находится в хорошем состоянии.
- Следующий шаг предусматривает определение статора на целостность обмотки. Для этого один щуп прикладывается на корпус статора, а другой — к выводам. Чем выше показатель, тем лучше.
При применении мультиметра проверить межвитковое замыкание не получится. Для этого применяется специальный аппарат.
Дополнительное оснащение
Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:
- Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
- В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
- Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.
Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.
Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.
- Автор: admin
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-88’, blockId: ‘R-A-1479353-88’ })})“+”ipt>”; cachedBlocksArray[281763] = “
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-86’, blockId: ‘R-A-1479353-86’ })})“+”ipt>”; cachedBlocksArray[281761] = “
“+”ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_695142’]={‘i’:__lxGc__.b++};“+”ipt>”; cachedBlocksArray[281757] = “
“+”ipt>
((__lxGc__=window. __lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};“+”ipt>
“+”ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};“+”ipt>
“+”ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};“+”ipt>
“+”ipt>
((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_226729’]=__lxGc__[‘s’][‘_226729’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_689910’]={‘i’:__lxGc__.b++};“+”ipt>”; cachedBlocksArray[281759] = “
“+”ipt>
(MRGtag = window.MRGtag || []).push({})“+”ipt>”; cachedBlocksArray[281758] = “
window. yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-49’, blockId: ‘R-A-1479353-49’ })})“+”ipt>”; cachedBlocksArray[281762] = “
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-1479353-29’, blockId: ‘R-A-1479353-29’ })})“+”ipt>”;
Испытание асинхронного двигателя
Испытание асинхронного двигателя (обычное испытание или испытание FAT) выполняется после завершения сборки производителем для подтверждения того, что двигатель имеет те же характеристики, что и в заказе на поставку.
Если применимо испытание под нагрузкой, эффективность определяется методом E1 IEEE 112. Если испытательная установка не в состоянии провести испытание на превышение температуры при полной нагрузке, испытание проводят при пониженной мощности с экстраполяцией результатов до номинальных значений.
Параметры испытаний двигателя, такие как полная нагрузка, холостой ход, крутящий момент при заблокированном роторе и т. д., используются в соответствии со стандартами IEC60034-1 и IEC60034-2.
Цель этого испытания при испытании асинхронного двигателя состоит в измерении сопротивления обмоток статора, ротора и возбудителя, чтобы убедиться, что значения, рассчитанные при 20°C (окружающая среда), соответствуют техническим спецификациям. . Эти значения используются для расчета повышения температуры. Сопротивления измеряют вольтамперометрическим методом при температуре окружающей среды.
Тест выполняется с помощью генератора тока (более 10 А постоянного тока) и вольтметра. Критерии приемлемости должны основываться на процедуре, утвержденной производителем, но обычно фазовое отклонение не должно превышать 2%, а максимальное отклонение от теоретического значения не должно превышать 5%.
Тест сопротивления датчика температурыЭтот тест проводится, чтобы убедиться в непрерывности и однородности каждого датчика температуры при 100 Ом для 0°C. Для измерения используется мультиметр или датчик прямого считывания температуры. Критерии приемки зависят от процедуры испытаний, но обычно не должны превышать +/- 2° по Цельсию
Проверка температуры подшипников Температура подшипников часто измеряется во время работы асинхронного двигателя. Зарегистрированная температура не должна выходить за допустимый диапазон, указанный в процедуре испытаний или в паспорте двигателя. Ненормальная вибрация и шум также должны быть проверены.
Асинхронный двигатель должен работать при номинальном напряжении и частоте, и температура каждого подшипника периодически измеряется. Естественно, температура подшипника будет увеличиваться с течением времени. Повышение температуры не должно превышать значения, указанного в процедуре испытаний асинхронного двигателя или в паспорте двигателя. Процедура определяет время работы и интервалы измерения температуры.
Ротор должен поработать некоторое время, чтобы стабилизировать температуру подшипника и другие переменные. Затем напряжение повышают до 120% от номинального значения при номинальной скорости двигателя. Берутся две точки данных.
Затем напряжение снижается до 110 % и берется еще 1 точка данных. Этот процесс продолжается до 60 % номинального напряжения, и берется несколько точек данных. Напряжение между фазами, ток на фазу и потребляемая мощность должны быть измерены в каждой точке данных. Измерение может быть выполнено анализатором мощности. Электрический расчет производится для получения фактических потерь.
Критерии приемки должны основываться на утвержденной поставщиком процедуре плановых испытаний двигателя, но обычно расчетные потери должны быть менее 110 % от теоретических потерь.
Тест на превышение скорости при тестировании асинхронного двигателя Тест на превышение скорости выполняется, чтобы убедиться, что скорость ротора может достигать 1,2-кратной номинальной скорости за 2 минуты. Для измерения скорости вращения ротора используется спидометр, при этом не должно наблюдаться особого шума, избыточной вибрации и ненормального повышения температуры.
Испытание на вибрацию подшипника проводится, когда ротор работает на холостом ходу, и амплитуда вибрации скорости должна быть измерена в горизонтальном, вертикальном и осевом направлениях. Датчик скорости или акселерометр используется для измерения. Акселерометр измеряет виброускорение, а не скорость, если используется, программное обеспечение преобразует ускорение в скорость, применяя расчет.
Приемлемость испытания должна быть проверена в соответствии с критериями приемлемости процедуры стандартного испытания асинхронного двигателя, но обычно амплитуда не должна превышать 2,5 мм/с или 0,098 дюйма/с (среднеквадратичное значение).
Проверка тока и крутящего момента при заблокированном роторе (SC/FLC и ST/FLT)Целью проверки при плановых испытаниях двигателя является расчет коэффициента мощности, пускового тока и пускового крутящего момента. Испытание проводится при заблокированном роторе. Пусковой ток может быть высоким, и испытание обычно проводят при более низком напряжении, а результат испытания экстраполируют на номинальное напряжение.
Для измерения используется анализатор мощности. После измерения рассчитывается отношение пускового тока к току полной нагрузки и пускового момента к моменту полной нагрузки (SC/FLC и ST/FLT). Расчетные значения должны быть проверены на соответствие критериям приемлемости, предусмотренным в утвержденной процедуре испытаний асинхронных двигателей.
Двигатель должен работать при номинальном напряжении и скорости вращения ротора на холостом ходу, а уровень шума должен измеряться по 8-12 точкам в зависимости от размера двигателя и при Расстояние от двигателя 1 метр. Уровень шума обычно не должен превышать 80 дБА, но измеренное значение должно быть проверено в соответствии с критериями приемлемости, указанными в технических характеристиках или процедуре испытаний.
В этом испытании машина соединяется с соответствующим вращающимся оборудованием, таким как насос, вентилятор, компрессор и т. д., после чего к ротору прикладывается нагрузка.
Все переменные, такие как ток, напряжение, мощность, температура статора, температура подшипников, измеряются в начале, а также каждые 30 минут в соответствии с процедурой испытания. Для измерений используются анализатор мощности и температурный прибор.
После термостабилизации (температуры подшипников) двигатель останавливается, измеряются сопротивления горячего статора и рассчитывается превышение температуры на основе следующих параметров:
- Температура обмотки в холодном состоянии
- Температура обмотки в конце испытания
- Температура охлаждающей жидкости в конце испытания
- Сопротивление статора между фазами
- Сопротивление статора между фазами в конце испытания
Уровень температуры статора должен повыситься быть проверены на основе критериев приемлемости, указанных в протоколе плановых испытаний/процедурах испытаний асинхронных двигателей. Этот тест является ключевым в тестировании асинхронных двигателей.
Испытание сопротивления изоляцииЭто испытание является одним из важных испытаний при плановых испытаниях асинхронных двигателей и проводится для измерения сопротивления изоляции обмоток якоря, полюсов возбуждения, датчиков, обогревателя и подшипников (если применимо).
К обмотке и каркасу, к которому присоединены магнитопровод и другие обмотки, прикладывают постоянное напряжение. В случае, если емкость статора слишком велика для прибора, измерение может быть выполнено пофазно с размыканием нейтрали. Для основных обмоток это измерение проводят дважды, до и после испытания изоляции. Измеренные значения сопротивления должны быть проверены на соответствие критериям приемлемости, предусмотренным в процедуре испытаний.
Вернуться к осмотру асинхронных двигателей
Была ли эта статья полезной для вас? Нажмите на кнопки «Мне нравится» и «G+1» ниже!
Как проверить однофазный двигатель с помощью мультиметра
Этот сайт содержит партнерские ссылки на продукты. Мы можем получать комиссию за покупки, совершенные по этим ссылкам.
0 акции
- Поделиться
- Твит
Когда однофазный двигатель не запускается, нагревается, отключает устройство максимального тока или работает с перебоями, могут быть различные причины, вызывающие эти симптомы. Иногда основная проблема может заключаться в источнике питания, таком как контроллер двигателя или проводник ответвленной цепи. Другой возможностью может быть заклинивание ведомого груза.
Неисправность однофазного двигателя может быть вызвана перегоревшим проводом или повреждением обмотки, например износом подшипника или изоляции. Чтобы выяснить точную причину этих симптомов, вы можете рассмотреть возможность использования различных диагностических инструментов; однако мультиметр считается лучшим. Поэтому в этой статье мы обсудим, как проверить однофазный двигатель с помощью мультиметра.
Содержание:
- Процесс проверки однофазного двигателя мультиметром
- Проверка электрического импульса двигателя
- Общий осмотр
- Проверка целостности и сопротивления заземления
- Проверка источника питания
- Проверка сопротивления обмотки в одной фазе двигателя
- Проверка сопротивления изоляции
- Проверка рабочего тока
0
- 1 необходимо проверить и электрический двигатель?
- Заключение
Процесс проверки однофазного двигателя мультиметром
Оценить состояние однофазного двигателя относительно легко, если выполнить необходимые действия. Основная цель тестирования двигателя переменного тока — определить его состояние. Вот основные шаги, которые вы должны выполнить при проверке состояния вашего двигателя;
- Проверка электрического импульса двигателя
- Общий осмотр
- Проверка сопротивления и целостности заземления
- Проверка источника питания
- Проверка сопротивления обмотки однофазного двигателя
- Проверка реактивного сопротивления изоляции
- Проверка рабочего тока
Проверка импульса электродвигателя
Проверка импульса электродвигателя является одной из неотъемлемых частей технического обслуживания электродвигателя. Вот некоторые важные вещи, о которых вы должны беспокоиться при тестировании вашего двигателя;
- Проверьте, не ухудшилась ли изоляция и не ошиблись ли импульсные испытания
- Можете ли вы диагностировать слабую изоляцию в вашем двигателе с помощью сопротивления постоянному току, мегомметра, индуктивности или HiPot?
- Проверьте, хорошо ли работает ваш двигатель после неудачного импульсного теста.
- Оцените, способен ли ваш двигатель работать соответствующим образом, несмотря на короткое замыкание.
Общий осмотр
Выполните следующие действия для однофазного двигателя:
- Оцените внешний вид двигателя. Следует искать ожоги, любые повреждения корпуса, вала или вентилятора охлаждения.
- Затем следует провернуть вал двигателя вручную, чтобы проверить состояние его подшипников. Проверить на вращение гладкий и свободный вал. Когда вал вращается плавно и свободно, вероятно, подшипник исправен; в противном случае вам следует подумать о замене его новым.
- Как только это будет сделано, вы должны тщательно изучить табличку. Здесь у вас будет ценная информация, которая поможет вам выяснить фактическое состояние вашего двигателя.
Проверка целостности и сопротивления заземления
С помощью мультиметра проверьте сопротивление между корпусом двигателя и землей. Показания исправного мотора не должны быть более 0,5 Ом. В противном случае любое значение более 0,5 Ом указывает на то, что двигатель неисправен.
Проверка источника питания
230 В или 208 В — это ожидаемые уровни напряжения однофазного двигателя. Этот уровень зависит от того, используете ли вы британскую или американскую систему напряжения. Всегда следует оценивать, правильно ли подается напряжение на двигатель.
Проверка сопротивления обмотки в одной фазе двигателя
Используйте мультиметр для проверки сопротивления обмотки или проверки показаний двигателя в омах. Вот как вы должны измерять сопротивление обмотки в однофазном двигателе, поскольку они имеют три клеммы; S, C и R. Измерьте сопротивление обмотки C на S, C на R и S на R. Измеренные значения S на R должны быть равны C на S + C на R. Следующие правила применяются к однофазным двигателям;
- Максимальным значением сопротивления двигателя должно быть значение в Омах, которое находится между S и R.
- В то время как наименьшее значение сопротивления двигателя должно быть значением в Омах, которое находится между C и R
- C и S Показания в омах предлагают некоторые промежуточные значения, которые находятся между S и R, а также C и R.
Наличие любого отклонения указывает на неисправный электродвигатель или двигатель требует ремонта.
Проверка сопротивления изоляции
Выход из строя сопротивления изоляции в двигателе является одним из существенных признаков, указывающих на то, что ваш двигатель неисправен. Обычно сопротивление изоляции измеряют между обмоткой двигателя и землей с помощью мегомметра или тестера изоляции. Установите настройки напряжения тестера сопротивления изоляции на 500 В, а затем оцените заземление обмотки двигателя. Оцените от C до E, от S до E и от R до E. Обычно 1 МОм является минимальным испытательным значением для электродвигателя, находящегося в хорошем состоянии.
Проверка рабочей силы тока
При работающем двигателе проверьте максимальный ток нагрузки с помощью подходящего измерителя, а затем сравните его с паспортной табличкой двигателя FLA. Наличие любого отклонения от табличного наименования FLA означает, что проверяемый двигатель неисправен.
Почему необходимо проверять электродвигатель?
Электрические неисправности часто являются основной причиной отказа двигателя; поэтому важно попытаться найти способы решения этой проблемы. Проверка вашего однофазного двигателя с помощью различных электрических диагностических инструментов, включая мультиметр, поможет вам определить основную причину проблемы с вашим двигателем.
Это упрощает решение проблем, вызывающих отказ электродвигателя. Когда вы обнаружите какую-либо неисправность в вашем электродвигателе, это поможет вам сэкономить деньги и ваше время, поскольку вы сможете предотвратить внезапные отключения.
Заключение
Всякий раз, когда однофазный электродвигатель выходит из строя, трудно визуализировать причину проблемы. Вы должны отметить, что двигатель, помещенный в магазин, может работать, а может и не работать, независимо от его внешнего вида. Проведение быстрой проверки с помощью мультиметра или омметра может помочь вам выяснить причину проблемы.