Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Содержание

Такелажные приспособления, средства и механизмы

Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной.

Такелажные работы

Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов – деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.

Назначение

Такелажные механизмы – приспособления, используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать ленточные конвейеры, станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр.

Такелажные приспособления

Предприятия, предлагающие услуги по перемещению крупногабаритного груза, применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином «оснастка». На практике используются в основном следующие такелажные приспособления:

  1. Стропы.
  2. Блоки.
  3. Крюки.
  4. Канаты.
  5. Проушины.
  6. Полиспасты.
  7. Цепи.
  8. Зажимы.

Канаты

Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты – более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой.

Стропы

Эти такелажные приспособления представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, — 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, – до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.

Полиспасты и блоки

Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).

Лебедка

В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным.

Опорные конструкции

Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование – опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.

Безопасность

При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр.

Требования к оборудованию

Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений. Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты – 1 р/мес, стропы – 1р/10 дн (кроме редко используемых).

Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций. Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений.

После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом.

Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.).

Техника безопасности

Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется крепление груза к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта. Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил:

  1. Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании.
  2. Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе.
  3. Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки.

Классификация объектов

Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы:

  1. Легковесные – до 250 кг.
  2. Тяжеловесные – 250-50000 кг.
  3. Очень тяжелые – больше 50 тонн.

Существует еще одна категория – мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В негабаритных грузах эти показатели превышают установленные стандарты.

Заключение

Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм. Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.

fb.ru

Такелажное оборудование и монтажные приспособления для такелажных работ

Практически на каждом промышленном предприятии возникает необходимость в монтаже, погрузке, перевозке крупногабаритных грузов или оборудования. Зачастую выполнить такую работу возможно только с помощью такелажного оборудования, которое включает в себя целый набор специальных приспособлений и техники, начиная от тросов и цепей и заканчивая кранами манипуляторами.

Что такое такелажные работы

Такелажные работы — это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно-разгрузочных работ, такелажные услуги предполагают применение специальных приспособлений и механизмов. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки крупногабаритных или тяжелых грузов, вес и конфигурация которых не дает возможности производить эти операции вручную.

Одна из основных областей применения данного вида работ — перевозка оборудования промышленного назначения. Такелаж оборудования используется не только с целью облегчения задачи грузчикам.

Погрузка станков, верстаков, конвейеров и других элементов технологических линий с применением такелажной оснастки способствует четкой организации процесса, позитивно отражается на сроках выполнения работ, а также обеспечивает сохранность дорогостоящего оснащения.

Сегодня профессиональный такелаж оборудования востребован практически во всех отраслях народного хозяйства — от металлургического комплекса до пищевой промышленности. Помимо этого с помощью такелажников может производиться перевозка сейфов, крупногабаритных музыкальных инструментов, торгового оборудования и других грузов.

Такелажные приспособления

Такелаж — это набор средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов. Профессиональный такелаж включает в себя следующую оснастку: тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы и пр.

Иногда данный термин может служить обозначением действия, направленного на погрузку или выгрузку тех или иных грузов, являясь синонимом таких словосочетаний, как «такелажные услуги» или «такелажные работы».

Правда, в отличие от «такелажных работ», «такелажные услуги» подразумевают вспомогательные операции — такие как предварительная упаковка требующего перемещения оборудования, или изготовление поддонов для перевозки груза.

Канаты

Стальной канат (трос) – необходимый элемент механизмов и оборудования для подъема и перемещения грузов.

Изготавливается из отдельных стальных проволок, часто с добавлением синтетического или растительного сердечника. Сердечник необходим для опоры стальным проволкам каната, позволяет уменьшить поперечную деформацию каната, уменьшает радиальные нагрузки.

Производство стальных канатов осуществляется,  в частности  по стандартам DIN 3052, 3053, 3055, 3060, 3062.

По свивке (конструкции) — канат 1*7, 1*19 состоит из проволок, свитых в одну прядь. Конструкция каната 6*7 означает 6 прядей по 7 проволок в каждой, аналогично 6*19, 6*37 и т.д. Чем больше концентрических слоев, тем прочнее канат.Канаты различаются:

  1. По типу покрытия — оцинкованные канаты, канаты в оболочке (ПВХ). Оболочка (изоляция) обычно производится из поливинилхлорида. Она необходима для защиты каната от коррозии под воздействием погодных условий.  При это трос в оплетке не изменяет своих параметров по прочности, грузоподъемности и приобретает дополнительную защиту, что продлевает срок его службы
  2. По типу стали – канаты из нержавеющей стали, стали высокого качества и др.

Стропы

Отрезки канатов, соединенные в кольца или снабжен­ные специальными подвесными приспособлениями, обеспечиваю­щими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов, называют стропами. По конструкции стропы бывают гибкие и жесткие.

Гибкие стропы, изготовляемые из отдельных кусков каната или цепей, подразделяют на:

  • простейшие;
  • универсальные;
  • облег­ченные;
  • многоветвевые.

Полиспасты и блоки

Блоки — это простейшие механизмы для подъема грузов. Они входят в состав большинства грузо­подъемных механизмов.В зависимости от числа роликов разли­чают одно — и многороликовые блоки.

Однороликовые блоки, служащие только для изменения направления каната или цепи, называют угловыми, или отводными блоками. Диаметр ролика в блоке должен составлять не менее 16-20 диаметров каната, а глу­бина ручья ролика должна превышать диаметр каната не менее чем на 4-5 мм. Это учитывают при выборе блока.

Систему, составленную из подвижных и неподвижных бло­ков, через ролики которых пропущен канат или цепь, называют полиспастом.

а) – монтажный блок; б) – полиспаст.

Лебедка

Самая востребованная такелажная техника. Представляет собой грузоподъемную машину, в которой канат или цепь, служащие в качестве рабочего элемента, наматываются на барабан, канатоведущий шкив или звездочку.

Лебедки позволяют поднимать и перемещать тяжеловесные грузы по горизонтальному или наклонному пути, что часто применяется такелажниками при погрузке таких грузов в транспортное средство для перевозки.

Ассортимент лебедок очень широк: с ручным приводом, электроприводом, двигателем внутреннего сгорания, гидравлическим, пневматическим и паровым приводом.

Опорные конструкции

При проведении строительных, монтажных или ремонтных работ не обойтись без специальной техники, предназначенной для переноски грузов, роль которой зачастую выполняют погрузчики, краны манипуляторы и кран-балки, выполненные в виде опорного или подвесного моста.

Кран-балки или тельферы, являются разновидностью подъемного крана, но могут использоваться в малогабаритных помещениях или на складах, где нет достаточного места для транспортных маневров.

Сфера применения этой многофункциональной металлоконструкции столь велика, что трудно себе представить работу производственного предприятия или склада без грузонесущего тельфера, управляемого посредством дистанционного пульта.

Современная кран-балка может по желанию владельца оборудоваться грузозахватом или переключателем скоростей, быть пожаро и химически взрывозащищенной, использоваться в условиях повышенных температур и обладать другими полезными свойствами.

Требования к оборудованию

Для повышения производительности труда при выполнении строительно-монтажных работ большое значение имеет механизация погрузочно-разгрузочных операций и транспортирования материалов и изделий.

В качестве погрузочно-разгрузочных средств применяются блоки, полиспасты, тали и тельферы, лебедки, домкраты, краны, автогидроподъемники и т.д. Неотъемлемыми элементами всех такелажных работ являются веревки, канаты и стальные тросы, к которым предъявляются жесткие требования по прочностным характеристикам.

Все эти элементы такелажных работ подлежат периодическому осмотру с целью выявления местных разрушений и испытанию на прочность. Срок службы каната (троса) во многом зависит от числа перегибов на блоках и барабанах, а также от соотношения между диаметрами каната и барабана.

[attention type=yellow]Важно! При выборе того или иного типа троса или каната руководствуются расчетным усилием его разрыва и коэффициентом запаса прочности, который выбирается в зависимости от условий работы каната.[/attention]

Для чалочных канатов, используемых для обвязывания грузов и подвешивания их к крюкам подъемного механизма, коэффициент запаса прочности принимается равным 12, поскольку при обвязке канаты изгибаются с малым радиусом кривизны и в них возникают большие дополнительные напряжения.

Техника безопасности

Такелажные работы сопряжены с определенным риском и опасностью травматизма. Представляем перечень предупредительных мер, соблюдение которых способно предотвратить опасную ситуацию.

  1. Перед началом процесса сотрудник обязан проверить исправность основного и вспомогательного оборудования. В случае поломки надо выполнить ремонт и провести профилактику всех узлов и подвижных соединений.
  2. Во избежание несчастных случаев вокруг производственной площадки должна быть натянута оградительная лента, которая воспрепятствует попаданию посторонних лиц на территорию опасной зоны.
  3. Запрещено находиться под грузом в процессе его подъема, спуска или перемещения.
  4. При всех видах работ необходимо использовать дополнительное страховочное оснащение.

[attention type=green]Соблюдение этих правил даст возможность такелажнику избежать травматизма и выполнить свои обязанности наиболее эффективно.[/attention]

Классификация объектов

Такелажные работы вполне подразумевают перевозку крупногабаритной неразборной мебели, музыкальных инструментов, например, концертного рояля. Кроме того, договор на такелажные работы может включать демонтаж производственного, торгового, игрового, банковского и прочего оборудования, а также каких-либо инженерных конструкций, например, рекламных щитов.

Существуют следующие виды такелажных работ:

  • такелаж и перевозка сейфов, банкоматов и платёжных терминалов;
  • такелаж и перевозка роялей, пианино;
  • такелаж торгового, холодильного оборудования;
  • такелаж и установка медицинского, полиграфического оборудования;
  • такелаж и монтаж промышленного оборудования;
  • такелаж серверного оборудования и трансформаторов, томографов;
  • такелаж скульптур;
  • такелаж игровых автоматов;
  • такелаж станков, прессов, тяжелых металлоконструкций;
  • такелаж подстанций;
  • такелаж и установка высокоточного оборудования;
  • установка оборудования на производственных площадях;
  • грузоподъемные работы;
  • пусконаладочные работы;
  • затягивание оборудования в цех;
  • подъем грузов от 1 т до 300 т;
  • проект по такелажным работам;
  • стропальные работы;
  • комплексные услуги по переезду предприятий;
  • перевозка оборудования.

[collapse title=»Источники» active=»false»]

spectechzone.com

Такелажные средства и приспособления: виды, особенности использования

Такелажные работы осуществляются для поднятия различных грузов с целью их дальнейшей погрузки, выгрузки, транспортировки, перемещения. От обычных погрузочно-разгрузочных работ такелажные отличаются тем, что при их выполнении используются специальные средства и приспособления.

Зачастую такие работы производятся в тех случаях, когда по каким-либо причинам затруднена или невозможна ручная погрузка или выгрузка предметов, товаров, оборудования. Например, при погрузке габаритных товаров, тяжелых грузов, предметов нестандартной конфигурации.

Основное применение такелажные работы находят в области перемещения строительных грузов и перевозки различных видов производственного оборудования. Использование такелажных средств и приспособлений при поднятии оборудования значительно облегчает труд людей. Но это не единственное преимущество, которое имеет такелаж. Благодаря особой оснастке процесс погрузки частей сложного оборудования становится четко организованным. Кроме того, занимает гораздо меньше времени и гарантирует сохранность перемещаемого в процессе погрузки, выгрузки оборудования.

К такелажным средствам, приспособлениям и механизмам относятся блоки, лебедки, полиспасты, тали, домкраты, тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы, траверсы, тара, футляры и другие.

  • Блоки используют с целью изменения направления каната и снижения прилагаемого при подъеме усилия.
  • Лебедка применяется для подъема груза вертикально и перемещения горизонтально. Лебедки бывают ручными и электрическими.
  • Полиспасты представляют собой систему блоков и позволяют поднимать грузы значительно большей массы, чем при использовании одного блока.
  • Тали также предназначены для подъема грузов, являются переносным устройством и объединяют в себе полиспасты и приводные механизмы (ручные тали) или электродвигатели (электрические тали).
  • Домкраты используют для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния. Домкраты бывают реечные, винтовые и с гидравлическим приводом. Тросы, карабины, крюки, веревки используются для крепления грузов.
  • Траверса – это жесткий элемент между крюком и грузом. Груз крепится не к крюку, а к траверсе.

Похожие материалы

Некоторые грузы перевозятся, поднимаются и перемещаются в специальной таре, снабженной петлями для выполнения строповки.

Стропа для крепления груза используется с целью сохранения положения груза в пространстве при подъеме, перемещении, транспортировке. Подобные приспособления с успехом используются для транспортировки пиломатериалов на самодельную пилораму, подробнее здесь. Стропа представляет собой часть каната или цепи, изготовленную в виде круга или имеющую на концах специальные приспособления для крепления, обвязки или навешивания груза. Стропа для крепления грузов может быть выполнена из различных материалов.

Для грузов с гладкой поверхностью и массой менее 1,5 т используют стропы из пеньковых или синтетических канатов. Данные стропы нельзя использовать с концевыми элементами из металла во избежание перетирания каната.

Очень прочными и долговечными являются стальные стропы для крепления груза, то есть стропы, изготовленные из стального каната. По ним легко можно определить степень износа. Но такие стропы не подходят для крепления грузов, если при этом стропу нужно перегнуть или согнуть под острым углом. При повторном использовании в таких условиях стропы из стали снова перегибаются, проволоки, из которых состоит канат, ломаются и стропа приходит в негодность.

Цепные стропы, напротив, подходят для острых углов. Кроме того, в отличие от двух предыдущих видов выдерживают высокие температуры. Однако имеют большой вес, часто не выдерживают динамических нагрузок, в них трудно обнаружить дефекты.

skladprom.com

Такелажные приспособления, средства и механизмы. Такелажные средства механизмы и приспособления что к ним относится

ГлавнаяРазноеТакелажные средства механизмы и приспособления что к ним относится

Такелажные приспособления, средства и механизмы

Бизнес 5 января 2017

Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной.

Такелажные работы

Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов – деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.

Назначение

Такелажные механизмы – приспособления, используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать ленточные конвейеры, станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр.

Видео по теме

Такелажные приспособления

Предприятия, предлагающие услуги по перемещению крупногабаритного груза, применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином «оснастка». На практике используются в основном следующие такелажные приспособления:

  1. Стропы.
  2. Блоки.
  3. Крюки.
  4. Канаты.
  5. Проушины.
  6. Полиспасты.
  7. Цепи.
  8. Зажимы.

Канаты

Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты – более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой.

Стропы

Эти такелажные приспособления представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, — 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, – до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.

Полиспасты и блоки

Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).

Лебедка

В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным.

Опорные конструкции

Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование – опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.

Безопасность

При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят

10i5.ru

1.18. Такелажные работы и оборудование при монтаже машин

1.18.1. Назначение, общая классификация такелажных работ и оборудования

Такелажными
называются работы по увязке узлов
оборудования гибкими подвесками
(строповке), их подъему и транспортировке
к месту установки.

Такелажные работы
выполняют с помощью различных
грузоподъемных средств и механизмов,
приспособлений и машин (рис. 56).

От завода-изготовителя
до монтажной площадки и по ней оборудование
и конструкции перевозят железнодорожным,
реже автомобильным или водным транспортом.
Поперечные размеры грузов, доставляемых
по железной дороге, не должны превышать
общепринятый габарит, очертание
подвижного состава. Перевозка негабаритных
грузов согласуется с управлением
железной дороги в соответствии с
правилами Министерства транспорта
России. При перевозках безрельсовым
транспортом грузы массой до 12 т перевозят
автомашинами, свыше 12 т – на тяжеловозах.

Для перемещения
грузов при монтаже наиболее эффективно
применение стандартных средств –
тракторов, передвижных кранов,
трубоукладчиков, автопогрузчиков и пр.

При отсутствии
указанного оборудования применяют
электрические лебедки, монтажные блоки,
полиспасты, тали, а также простейшие
приспособления- сани, доски и катки или
металлический лист с загнутым передним
концом и приваренными к нему петлями
для тягового каната.

При выполнении
такелажных работ, в особенности при
подъеме грузов, весьма важной и
ответственной операцией является
строповка.

Особо тщательно
следует увязывать крупные углы
оборудования большой массы. Все углы
оборудования, по которым происходит
касание стропов, должны быть скруглены
специальными предохранительными
подкладками.

Строповку можно
разделить на два вида:

путем обвязки
грузов канатами, стропами или цепями;

путем увязки
строповочных канатов на приливах,
цапфах, лапах, рым-болтах и других
деталях, специально предусмотренных
на оборудовании для его подъема и
транспортировки.

При
строповке важно правильно определить
центр тяжести груза. Строповка должна
быть выполнена так, чтобы центр тяжести
груза и ось блоков крюковой подвески
подъемного механизма находились на
одной вертикали. Масса укрупненных
узлов и оборудования не должна превышать
грузоподъемность имеющихся на монтажной
площадке грузоподъемных средств, а
габаритные размеры – размеров монтажных
проемов. При монтаже крупногабаритного
и тяжелого оборудования могут быть
одновременно использованы два крана
или более.

Такую работу
проводят по письменному разрешению
главного инженера или начальника участка
под руководством опытного специалиста.

К такелажным
средствам относят стальные и пеньковые
канаты, цепи, стропы, траверсы, захваты,
блоки, полиспасты, тали, лебедки, домкраты.

Наиболее допускаемое
усилие в канате определяют из выражения
S=P\R,

где Р –
разрывное усилие каната гарантированное
паспортом или взятое по ГОСТу для данного
типа каната; R

коэффициент запаса прочности, принимаемый
в зависимости от условий работы каната.

Запас прочности
канатов представлен ниже:

Чалочные канаты
различных грузов массой:

до 50 т
__________________________________ 8

свыше 50 т
__________________________________ 6

Расчалки, оттяжки
мачт и опор _________________________ 3,5

Канаты
подъемно-транспортных устройств при
режиме работы:

ручном
_______________________________________ 4,5

машинном
легком ___________________________ 5

машинном
среднем __________________________ 5

машинном
тяжелом и непрерывного действия_____
6

При такелажных
работах применяют также пластинчатые
и сварные цепи. Их используют в качестве
строп или захватных приспособлений.
Цепи рассчитывают аналогично стальным
канатам с коэффициентом запаса прочности
в зависимости от условий работы от 3 до
8.

Стропами (рис. 57)
называют отрезки канатов или цепей,
соединенных в кольца или снабженных
специальными подвесными приспособлениями,
обеспечивающими быстрое, удобное и
безопасное закрепление груза. Число
ветвей стропа, на которых подвешивают
груз, выбирают в зависимости от массы
груза и диаметра каната.

С помощью повышения
производительности и безопасности
работ, применяют полуавтоматические
стропы (рис. 58), которые позволяют
выполнять растроповку поднятого груза,
не поднимаясь на высоту. Для строповки
груза верхнюю петлю каната 1 накидывают
на крюк крана, а двумя свободно висящими
концами стропового каната обхватывают
груз. Петли каната с коушами 3 надевают
на запорный штырь 6, который для этого
тросиком 4 оттягивается влево. После
заведения петель в скобу 7 тросик
отпускают, штырь под действием пружины
5 запирает петлю и строповку груза
заканчивают. Для предохранения каната
от повреждения при перегибах на острых
гранях поднимаемого груза к нему крепят
специальные инвентарные подкладки 2,
которые при необходимости можно
перемещать по канату.

Кроме полуавтоматических
стропов, для дистанционной строповки
поднятого в проектное положение груза
применяют также полуавтоматические
строповые захваты.

Для соединения
концов канатов или образования петли
используют зажимы или сжимы различной
конструкции.

Рис. 56. Классификация
такелажного оборудования

Число зажимов
применяется не менее трех. Расстояние
между ними обычно принимается не менее
6 диаметров каната. Гайки на стержнях
всех зажимов следует затягивать с
одинаковым усилием и использованием
динамометрических ключей так, чтобы
сжатый поперечник каната составил 0,6
его первоначального диаметра.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Рис. 57. Стропы:
а
простой; б

с одной
петлей; в

с двумя
петлями; г

универсальный;
д

облегченный с петлей; е

облегченный
с крюком

в)

г)

б)

а)

Рис. 58.
Полуавтоматические стропы:
а

общий вид;
б
схема строповки; в

скоба с полуавтоматическим запором; г

строп-удавка
для подъема труб и валов; 1 –
петля
каната; 2 –
инвентарные
подкладки; 3 –
петля с коушем; 4 –
оттягивающий тросик; 5 –пружина;
6 –
штырь;7 –
скоба

Концы канатов
закрепляют зажимами обычно через коуш,
который служит для зацепления на крюк
и предохраняет канат от расплющивания
и расслоения прядей и проволок на
перегибе. Коуши штампуют из листового
металла или изготовляют из чугунного
литья.

Зажимы должны
размещаться на канате так, чтобы
затягивающие гайки располагались со
стороны рабочей ветви каната. Это
обеспечивает последней прямолинейность,
при этом стремящийся к выскальзыванию
конец будет лучше зажат.

Для натяжения
стальных канатов на такелажных работах
применяют винтовые стяжки (фаркопфы).
Стяжка представляет собой раму с двумя
вантами – с правой и левой резьбой. При
вращении рамы винты сближаются или
расходятся.

При перегрузке и
транспортировке листового и сортового
металла, труб, огнеупорных блоков и
других штучных грузов, используют
захваты различной конструкции.

Для транспортировки
крупногабаритных и длинномерных грузов
применяют траверсы. Их назначение –
предохранять поднимаемые элементы от
воздействия сжимающих усилий, возникающих
в них при наклоне стропов.

Если груз поднимают
спаренными кранами разной грузоподъемности,
используют разноплечую траверсу. Для
монтажа тяжеловесного оборудования
спаренными кранами применяют балансирную
траверсу. Для подъема или перемещения
грузов, а также для изменения направления
канатов используют блоки. В зависимости
от числа роликов блоки разделяют на
однорольные и многорольные. Однорольные
блоки применяют в качестве отводных и
для подъема легкий грузов, многорольные
– для подъема тяжелых грузов. Ролики
блоков вращаются на сои, неподвижно
установленной в щеках, к которым через
траверсу присоединяют крюк или серьги.
Блоки оснащают приспособлениями,
предохраняющими канат от соскальзывания.
Однорольные блоки часто изготавливают
с откидными щеками для быстрого отделения
каната от блока без распасовки.

Для уменьшения
тягового усилия применяют полиспасты.
Запасовку блоков полиспастов необходимо
производить при минимальном начальном
расстоянии между блоками с последующей
их растяжкой (например, трактором). При
запасовке следует сохранять направление
изгиба каната, полученное им при смотке
в бунт.

При отсутствии
блоков необходимой грузоподъемности
используют сдвоенные полиспасты, которые
могут работать с приводом от одной или
двух лебедок. Сдвоенный полиспаст с
одной лебедкой рассчитывают, как и
одинарный с соответствующим числом
рабочих нитей. Полиспаст с двумя лебедками
рассчитывают как два самостоятельных
рабочих полиспаста. Усилие в канате
лебедки определяют из условия половины
веса поднимаемого груза.

В качестве подъемных
механизмов на монтажных работах широкое
практическое применение получили ручные
тали, кошки, электрические тали (тельферы),
лебедки и домкраты.

Таль – механизм,
смонтированный в одном корпусе с
приводом, предназначенный для подъема
груза. Тали устанавливают стационарно
или на передвигающихся тележках.
Подъемный механизм тали выполняют с
шестеренками или с червячной передачей.
Их используют или только для подъема,
или для подъема и перемещения грузов в
виде самостоятельных механизмов, а
также в составе более сложных грузоподъемных
машин.

Параметры ручных
подвесных шестеренных талей определены
ГОСТ 2799-75, ручных подвесных талей с
червячным подъемным механизмом – ГОСТ
1107-62. Преимущественное распространение
получили тали с червячным подъемным
механизмом. Вследствие ограниченной
зоны действия на монтаже металлоконструкций
тали применяют редко.

Электрическая
таль состоит из полиспаста и барабана
для навивки каната. Электроталями
оборудуют механические цехи для подачи
деталей с одного станка на другой.
Управление электроталями осуществляется
с помощью кнопок. Коробка с кнопками
управления подвешена на гибком кабеле
к корпусу электротали. Подвод тока
осуществляется с помощью гибкого кабеля
или троллей.

Лебедка – механизм,
тяговое усилие которого передается по
средствам гибкого элемента (канат,
цепь), наматывающегося на барабан или
другой тяговый орган.

Лебедки широко
применяют для подъема или перемещения
различных грузов при производстве
монтажных и погрузочных работ. Их
используют и как самостоятельные
механизмы, и как составные части более
сложных подъемных машин (крана,
подъемника). Лебедки могут быть с ручным
и машинным приводом.

По назначению
различают лебедки подъемные, применяемые
для подъема груза и изменения вылета
стрел; тяговые, используемые для
перемещения грузовых тележек; поворотные,
применяемые для вращения кранов.

По грузовому
назначению

различают
лебедки – канатные и цепные, по
способу установки

стационарные и передвижные, по
числу барабанов

– одно-, двух- и трехбарабанные.

Лебедки снабжают
гладкими или нарезанными по винтовой
линии барабанами, устанавливаемыми,
как правило, горизонтально. Лебедки с
вертикальным расположением барабанов
называются шпилевыми.

Основными параметрами
лебедки являются: тяговое усилие, Н или
кН; скорость наматывания канатов (цепи),
м/с; канатоемкость барабана (длина
каната, наматываемого на барабан), м.

Домкратами называют
переставные компактные подъемники,
которые предназначены для подъема
грузов на небольшую высоту. Они нашли
широкое применение на монтажных работах
при подъеме и выверке как целых сооружений,
так и отдельных их частей. Домкрат
устанавливают под грузом или сбоку и
упирают в него выдвижной частью. Высота
рабочего хода домкрата невелика. Подъем
груза на высоту, превышающую ход домкрата,
производят в несколько приемов. В этом
случае под груз подкладывают шпальные
клетки. Скорость подъема груза домкратами
незначительна. По конструкции домкраты
разделяют на реечные, винтовые и
гидравлические.

Реечные домкраты
изготовляют грузоподъемностью до 10 т
с высотой подъема 0,3 – 0,4 м и с ручным
приводом.

Винтовые домкраты
изготовляют грузоподъемностью 2 – 20 т
с высотой подъема 0,25 – 0,35 м.

Гидравлический
домкрат при сравнительно небольших
габаритах и массе имеют грузоподъемность
50 – 200 т и более, что обеспечивает их
широкое применение на установочных
операциях при монтаже строительных
конструкций и промышленного оборудования.
Высота подъема гидравлических домкратов
составляет от 0,15 до 0,2 м.

При сооружении и
монтаже машин используют различные
виды передвижных монтажных кранов и
устройств. Монтажные мачты применяют
при недостаточной высоте и грузоподъемности
или нерациональности использования
стреловых кранов и при монтаже мостовых,
башенных, портальных и мачтово-стреловых
кранов. Мачты устанавливают вертикально
и удерживают в рабочем положении тремя
или четырьмя канатами, которые закрепляют
одним концом к оголовку мачты, а другим
к якорям. Мачты могут выполняться одно-
и двухконсольными ( на один или на два
грузовых полиспаста), могут быть
спаренными из двух усиленных мачт
соединением неподвижного блока полиспаста
с оголовком мачты при помощи серьги.

Монтажные стрелы
применяют на производственных базах
монтажных организаций и в цехах для
подъема и перемещения грузов в радиусе
стрелы. Грузоподъемность их составляет
до 15 т, вылет стрелы – 10 – 25 м. Их закрепляют
на металлоконструкциях, используют как
внутри, так и снаружи зданий. Работа
стрелы осуществляется двумя лебедками
подъема груза и изменения угла наклона
и двумя лебедками поворота.

Шевры применяют,
когда невозможно разместить и закрепить
боковые ванты мачты и в некоторых других
случаях, обусловленных методами
производства работ. Шевры часто
используют в качестве «падающих» стрел,
особенно при монтаже башенных кранов
и монтажных мачт. В этом случае подъем
грузов осуществляется при опускании
шевра, который увлекает за собой
поднимаемый груз.

Подъемники монтажные
применяют при монтаже оборудования на
междуэтажных перекрытиях в закрытых
зданиях при отсутствии эксплуатационных
грузоподъемных средств; в условиях,
когда подъезд кранов к месту монтажных
работ затруднен; при монтаже отдельных
видов технологического оборудования
сложной конфигурации (например,
агломерационного) и т.д. по конструкции
подъемники разделяют на двух- и
четырехстоечные грузоподъемностью 10
– 15 т и портальные, грузоподъемность
которых может достигать 1000 т.

studfiles.net

Журнал учета такелажных средств, механизмов и приспособлений. Такелажные средства механизмы и приспособления

1.18. Такелажные работы и оборудование при монтаже машин

1.18.1. Назначение, общая классификация такелажных работ и оборудования

Такелажными называются работы по увязке узлов оборудования гибкими подвесками (строповке), их подъему и транспортировке к месту установки.

Такелажные работы выполняют с помощью различных грузоподъемных средств и механизмов, приспособлений и машин (рис. 56).

От завода-изготовителя до монтажной площадки и по ней оборудование и конструкции перевозят железнодорожным, реже автомобильным или водным транспортом. Поперечные размеры грузов, доставляемых по железной дороге, не должны превышать общепринятый габарит, очертание подвижного состава. Перевозка негабаритных грузов согласуется с управлением железной дороги в соответствии с правилами Министерства транспорта России. При перевозках безрельсовым транспортом грузы массой до 12 т перевозят автомашинами, свыше 12 т – на тяжеловозах.

Для перемещения грузов при монтаже наиболее эффективно применение стандартных средств – тракторов, передвижных кранов, трубоукладчиков, автопогрузчиков и пр.

При отсутствии указанного оборудования применяют электрические лебедки, монтажные блоки, полиспасты, тали, а также простейшие приспособления- сани, доски и катки или металлический лист с загнутым передним концом и приваренными к нему петлями для тягового каната.

При выполнении такелажных работ, в особенности при подъеме грузов, весьма важной и ответственной операцией является строповка.

Особо тщательно следует увязывать крупные углы оборудования большой массы. Все углы оборудования, по которым происходит касание стропов, должны быть скруглены специальными предохранительными подкладками.

Строповку можно разделить на два вида:

путем обвязки грузов канатами, стропами или цепями;

путем увязки строповочных канатов на приливах, цапфах, лапах, рым-болтах и других деталях, специально предусмотренных на оборудовании для его подъема и транспортировки.

При строповке важно правильно определить центр тяжести груза. Строповка должна быть выполнена так, чтобы центр тяжести груза и ось блоков крюковой подвески подъемного механизма находились на одной вертикали. Масса укрупненных узлов и оборудования не должна превышать грузоподъемность имеющихся на монтажной площадке грузоподъемных средств, а габаритные размеры – размеров монтажных проемов. При монтаже крупногабаритного и тяжелого оборудования могут быть одновременно использованы два крана или более.


Такую работу проводят по письменному разрешению главного инженера или начальника участка под руководством опытного специалиста.

К такелажным средствам относят стальные и пеньковые канаты, цепи, стропы, траверсы, захваты, блоки, полиспасты, тали, лебедки, домкраты.

Наиболее допускаемое усилие в канате определяют из выражения S=P\R,

где Р – разрывное усилие каната гарантированное паспортом или взятое по ГОСТу для данного типа каната; R – коэффициент запаса прочности, принимаемый в зависимости от условий работы каната.

Запас прочности канатов представлен ниже:

Чалочные канаты различных грузов массой:

до 50 т __________________________________ 8

свыше 50 т __________________________________ 6

Расчалки, оттяжки мачт и опор _________________________ 3,5

Канаты подъемно-транспортных устройств при режиме работы:

ручном _______________________________________ 4,5

машинном легком ___________________________ 5

машинном среднем __________________________ 5

машинном тяжелом и непрерывного действия_____ 6

При такелажных работах применяют также пластинчатые и сварные цепи. Их используют в качестве строп или захватных приспособлений. Цепи рассчитывают аналогично стальным канатам с коэффициентом запаса прочности в зависимости от условий работы от 3 до 8.

Стропами (рис. 57) называют отрезки канатов или цепей, соединенных в кольца или снабженных специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление груза. Число ветвей стропа, на которых подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы груза и диаметра каната.

С помощью повышения производительности и безопасности работ, применяют полуавтоматические стропы (рис. 58), которые позволяют выполнять растроповку поднятого груза, не поднимаясь на высоту. Для строповки груза верхнюю петлю каната 1 накидывают на крюк крана, а двумя свободно висящими концами стропового каната обхватывают груз. Петли каната с коушами 3 надевают на запорный штырь 6, который для этого тросиком 4 оттягивается влево. После заведения петель в скобу 7 тросик отпускают, штырь под действием пружины 5 запирает петлю и строповку груза заканчивают. Для предохранения каната от повреждения при перегибах на острых гранях поднимаемого груза к нему крепят специальные инвентарные подкладки 2, которые при необходимости можно перемещать по канату.

Кроме полуавтоматических стропов, для дистанционной строповки поднятого в проектное положение груза применяют также полуавтоматические строповые захваты.

Для соединения концов канатов или образования петли используют зажимы или сжимы различной конструкции.

Рис. 56. Классификация такелажного оборудования

Число зажимов применяется не менее трех. Расстояние между ними о

10i5.ru

Такелажное оборудование — это… Что такое Такелажное оборудование?



Такелажное оборудование
комплект вспомогательного оборудования и приспособлений для производства монтажных работ при строительстве мостов, труб и других дорожных сооружений: стропы, захваты, блоки, полиспасты, траверсы, крюки, подвески (разъемные, сварные, глухие кольцевые — треугольные и овальные), карабины, лебедки, тросы и стальные канаты, коуши, сжимы и др.
Источник: Справочник дорожных терминов

Строительный словарь.

  • Стяжки
  • Торкрет-пушка

Смотреть что такое «Такелажное оборудование» в других словарях:

  • Оборудование такелажное — – совокупность устройств: лебёдки, полиспасты, домкраты, тельферы, тали, применяемые как в комплекте с простейшими грузоподъёмными устройствами, так и самостоятельно. [ГОСТ 27555 87] Рубрика термина: Грузоподъемные механизмы Рубрики… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Траверса — такелажное оборудование, состоящее из несущей балки с проушиной в центре для захвата краном и серьгами по краям для стропов и крепления монтируемого элемента со строповочными петлями на нем. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Ракетно-артиллерийское вооружение — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Жимки — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • МТП-300Т — Классификация машина технической помощи бронированная ремонтно эвакуационная машина Боевая масса, т 16,5 Экипаж, чел. 3 История Производитель …   Википедия

  • Ил-78 — Ил 78 …   Википедия

  • такела́жный — ая, ое. мор., спец. 1. прил. к такелаж; являющийся такелажем. Такелажное оборудование. 2. Относящийся к работам по погрузке, выгрузке и перемещению грузов. Такелажные работы. Такелажный участок строительства …   Малый академический словарь

  • ПП-91 (понтонный парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. ПП 91 (значения). ПП 91  понтонный парк. Парк создан на базе понтонного парка ППС 84, который уменьшили до батальона и вместо катеров БМК 460 ввели в состав парка моторные звенья МЗ 235 и… …   Википедия


  • ИС-1 (ИС-85)
    — 1943 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации …   Военная энциклопедия


  • КВ-1
    — 1939 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификации …   Военная энциклопедия

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о