Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

ЦАП TDA1543 v3 – для продвинутых слушателей

Прошло уже около года с момента изготовления опытного образца ЦАП на основе TDA1543. Статья «ЦАП начального уровня», посвященная общим принципам построения устройств со смешанной обработкой сигнала и, собственно, данному ЦАП, была опубликована осенью 2016 г. Изначальный посыл и мотивация, побудившая меня к изготовлению данного ЦАП, была проверить – насколько преобразователи с параллельной структурой, к тому же без цифровой фильтрации, могут конкурировать хотя бы субъективно с современными сложными дельта-преобразователями, в частности реализованные в сегменте бюджетных потребительских устройств. TDA1543 – очень примитивный прибор, даже в эру царствования параллельных конвертеров он не вызывал особого восторга, а глядя в даташит, на объективные показатели (особенно в сравнении с дельта-преобразователями, которые в силу своего принципа работы весьма линейны на стационарных, детерминированных по времени, сигналах) хочется сразу выкинуть эту микросхемку в мусорник. Но к счастью, не существует прямой корреляции между количеством нулей после запятой в измеренных искажениях, вносимых ЦАП, и субъективным звучанием. Подтверждением этому является наблюдаемый в последние годы ренессанс ЦАП "мультибитной" структуры, получивший новый виток на основе дискретных R- 2R точных матриц, совмещенных с арифметически мощными сигнальными процессорами (например, проект Soekris). Последние объективно уступают современным монолитным дельта-преобразователям, но субъективно звучат весьма приятно. Да и сама TDA1543 пользуется завидной популярностью, некоторые фирмы не стыдятся производить на ее основе портативные и стационарные ЦАП и продавать, причем за весьма немалые деньги.

На рынке существует множество реализаций ЦАП на TDA1543 и в основном весьма неграмотных с инженерной точки зрения. Камнем преткновения является такой ответственный узел, как преобразователь ток-напряжение (более подробно проблематика построения данного узла описана в моей статье "ЦАП начального уровня") и питающие структуры. На стадии проектирования и изготовления опытного образца были заложены, хотя и в несколько упрощенной форме, более правильные с моей точки зрения, инженерные решения. В частности, я отказался от популярного и простого способа преобразования с использованием в качестве преобразователя ток-напряжение резистора большого номинала, а так же уделил внимание грамотной организации питания (раздельные трансформаторы цифровой и аналоговой части, раздельные стабилизаторы на каждый функциональный узел, минимизация помех и т. д.). Длительная эксплуатация ЦАП подтвердила правильность выбранных решений, а так же весьма высокие музыкальные способности данной простой микросхемы. Свойственная TDA1543 "певучесть" и плавность подачи, высокое разрешение в среднечастотном диапазоне, прекрасная эмоциональная передача вокала и инструментов среднечастотного диапазона, показали весьма высокий потенциал данного прибора. Но были выявлены и весьма серьезные недочеты:

  1. Стабилизатор аналоговой части. В качестве источника стабильного тока параллельного стабилизатора применена интегральная микросхема-стабилизатор LM317. Для гарантированной работы в режиме стабилизатора ей требуется перепад между входом и выходом не менее 3 B (а желательно больше), что не всегда удавалось достигнуть при применении существующего трансформатора, особенно когда напряжение в питающей сети опускалось ниже 220 в. Как итог, весь стабилизатор аналоговой части выходил из режима стабилизации и по шинам питания шли большие пульсации.
  2. Преобразователь ток-напряжение. Выбранный в качестве активного преобразователя полевой транзистор IRF610 при рабочем режиме (напряжение сток-исток 5 В и ток стока около 5 мА) весьма нелинеен, что приводит к большим искажениям с доминирующей 2-й гармоникой. Нужна ли такая красивая окрашенность – это вопрос личных предпочтений и субъективного восприятия слушателя, но мне хотелось применить в данном узле что-то более подходящее, линейное.
  3. Выходной буфер. Применение простейшего эмиттерного повторителя с резистивной нагрузкой в эмиттере не является оправданным при эксплуатации в режиме больших токов (наушники в качестве нагрузки). В итоге – большие искажения с весьма нехорошим, "жестким" спектром гармоник.
  4. Архитектура NOS в силу своих принципов значительно снижает вариативность подключаемых к ЦАП усилительных устройств. Традиционные многокаскадные, с ООС транзисторные усилителей мощности не являются верным выбором при работе с ЦАП без передискретизации и цифровой фильтрации.

Указанные недостатки весьма сильны и с ними нельзя смириться. Так как цифровая часть ЦАП с некоторыми оговорками меня устраивает, было принято решение спроектировать и изготовить новую аналоговую часть, в которой учтены ошибки и недочеты опытного образца (TDA1543 v1).

Итогом проработки схемных вариантов и экспериментов является последняя на сегодняшний день версия ЦАП TDA1543 v3, принципиальная схема которой приведена ниже (неразборчивые номиналы продублировал):

Рассмотрим по порядку схемные решения, которые позволили устранить недостатки предыдущих версий и в итоге более полно реализовать потенциал TDA1543.

  1. Питание преобразователя ток-напряжение и выходного буфера выполнено на основе дискретного стабилизатора последовательного типа. Стабилизаторы на основе эмиттерного повторителя в виду отсутствия ООС отличаются гладкой характеристикой реакции на изменение тока потребления, малошумностью, инвариантностью параметров вне зависимости от величины емкости и типа выходных блокирующих конденсаторов, а также просты и не требовательны к трассировки печатной платы. В качестве ИОН (источник опорного напряжения) регулирующего транзистора применен простейший параметрический стабилизатор на основе стабилитрона, для снижения шумов и пульсаций последнего использован ФШ (фильтр шума) на основе RC цепи с низкой частотой среза (≈1 Гц). Выход на рабочий режим ИОН возможен при входном напряжении от 17,5 В, а итоговое выходное напряжение всего стабилизатора 15 В.

    Питание непосредственно микросхемы-преобразователя более критично качеству напряжения и параметрам стабилизатора (выходное сопротивление, быстродействие, переходная характеристика, уровень шумов) и в данном случае я отдал предпочтение дискретному без ООС стабилизатору параллельного типа. Двухтранзисторный стабилизатор выполнен по мотивам «стабилизатора Назара» и имеет превосходные, для столь простого схемного построения, характеристики. Напряжение на выходе (5 В) имеет сверхнизкий уровень пульсаций, а выходное сопротивление (≈0,2 Ом) стабильно в широком диапазоне частот.

  2. Первая версия ЦАП в целом показала работоспособность и неплохие параметры активного преобразователя на основе полевого транзистора включенного общим затвором (в режиме приемника тока), но недостатки указанные выше, в частности неоптимальный рабочий режим (работа на очень нелинейном участке передаточной характеристики), приводившая к повышенным искажениям, а также к достаточно высокому входному сопротивлению, побудили меня к выбору более удачного «кандидата» в этот узел. Выбор был сделан в пользу весьма линейного малошумящего биполярного транзистора Toshiba 2SC2240, предназначенного для применения в слабосигнальных входных цепях усилительных устройств. Этот весьма удачный прибор включен по схеме с общей базой и работает на линейном участке передаточной характеристики при токе покоя Ik=4,6 мА. Непосредственно преобразование входного тока в напряжение происходит в коллекторной цепи на резисторе номиналом 1,5 кОм, а падение напряжения на резисторе эмиттерной цепи создает положительный стабильный постоянный потенциал 2,7 В , необходимый для корректной работы токового выхода TDA1543. По переменному току преобразователь имеет относительно низкое входное сопротивление.
  3. Выходной буфер, выполненный на основе эмиттерного повторителя является в целом весьма простым и оптимальным решением для применения в каскадах малой и средней мощности, обеспечивая низкое выходное и высокое входное сопротивление. Работа в А классе (без отсечки коллекторного тока) на линейном участке передаточной характеристики позволяет получить малые искажения с субъективно приятным быстроспадающим спектром гармоник. В опытном образце ЦАП эмиттерный повторитель был выполнен в самой простой реализации, с нагрузочным резистором в цепи эмиттера. Свойственные такому включению недостатки достаточно хорошо известны и описаны практически в любой литературе посвященной проектированию усилительных устройств. Для линеаризации эмиттерного повторителя необходимо зафиксировать эмиттерный/коллекторный ток, заменив резистор на источником стабильного тока (ИСТ). В данном случае ИСТ выполнен на транзисторе такого же типа, рабочий режим последнего обеспечен ИОН на основе светодиода зеленого свечения, и при резисторе в эмиттерной цепи 33 Ом, ток создаваемый ИСТ, а соответственно и ток покоя всего выходного каскада составляет ≈ 45 мА.
  4. NOS архитектура построения ЦАП в целом упрощает конструкцию, минимизирует помехи цифровой части (поскольку источник помех – ЦФ и тактовый генератор отсутствует) , но самый главный аргумент в пользу таких решений – избавляет от несовершенных процессов интерполяции сигнала, свойственных арифметически слабым цифровым фильтрам- интерполяторам, особенно первых поколений. Дополнительным «бонусом» идет улучшение переходной характеристики преобразования, что особенно критично при восстановлении сигналов с быстрой скоростью нарастания (меандр, транзиент). Но есть у подобных устройств и весьма серьезный недостаток – повышенный уровень высокочастотных составляющих в выходном сигнале (при частоте дискретизации 44,1 кГц побочные продукты преобразования имеют значительную величину начиная с 22 кГц). Отдельно отмечу, что как правило ЦАП без ЦФ рекомендуют подключать к ламповым усилителям с высокой собственной линейностью без ООС. Впрочем, несколько каскадов на лампах с выходным трансформатором являются по сути весьма эффективным фильтром низкой частоты. Подключение к традиционным широкополосным ширпотребным усилителям мощности в виду их значительной нелинейности создаст большое количество новых интермодуляционных составляющих в выходном сигнале, простирающиеся в том числе и в звуковую область. Заметность и восприимчивость таких искажений будет зависеть все же от топологии усилителя мощности, а так же от дальнейшего звукового тракта, слухового опыта слушателя и даже его субъективных предпочтений. Из своего опыта отмечу, что усилители перегруженные внеполосными ВЧ помехами звучат субъективно излишне «мягко», с «вуалью» и потерей тонких деталей в «звуковом полотне».

    TDA1543 поддерживает 4-х кратную передискретизацию сигнала (способна работать при частоте выборки 176/192 кГц ). При эксплуатации с усилителями мощности наиболее оптимально видится использовать ее именно в таком режиме. Непосредственно передискретизацию и цифровую фильтрацию можно осуществлять программно (мощности современных центральных процессоров ПК позволяют выполнять эту операцию весьма качественно), а непосредственно передача и преобразование данных с компьютера в I2S шину возможна при помощи качественных USB или S/PDIF модулей, поддерживающих необходимые частоты дискретизации. Поскольку существующая цифровая часть ЦАП базируется на S/PDIF приемнике DIR9001, способного работать с частотами до 105 кГц, в данном случае возможна только 2х кратная передискретизация сигнала (88/96 кГц).

    Аналоговый восстанавливающий фильтр после микросхемы-ЦАП является конечной важной частью преобразования, «вычищая» сигнал и придавая ему плавную форму. Весьма желательно иметь как можно больший порядок и более низкую частоту среза данного фильтра, особенно при низких частотах дискретизации (2х, 4х). Проектирование и качественная реализация таких фильтров низкой частоты сопряжена с определенными трудностями и находится в области компромиссов, как инженерных так и субъективных, к тому же неминуемо ведет к увеличению количества активных и пассивных элементов в конструкции. Было принято решение незначительно усложнить данный узел, по сравнению с первой версией ЦАП увеличен порядок фильтра и снижена частота среза до ≈40 кГц.

    Конструктивно модуль ЦАП TDA1543 v3 выполнен на двухсторонней печатной плате размерами 80х50 мм и с помощью дистанционных втулок и винтов монтируется к существующей плате с цифровой частью.

    Элементная база не претерпела значительных изменений по сравнению с первой версией. Для неответственных цепей применяются керметные резисторы поверхностного монтажа типоразмера 1206. Резисторы преобразователя ток-напряжение и восстанавливающего фильтра – выводные угольно-пленочные, мощностью 0,25 Вт, фирмы Hitano. Резистор подстроечный многооборотный типа 3296W. Конденсаторы восстанавливающего фильтра – керамические однослойные (NPO), предназначенные для поверхностного монтажа, типоразмера 1206, Hitano. Конденсаторы электролитические во входных питающих цепях и фильтре шума стабилизаторов – Hitano EXR. Конденсаторы после стабилизаторов и выходные – Nichicon Fine Gold. Конденсаторы блокировочные, расположенные непосредственно у корпусов потребителей (возле TDA1543 и выходных эмиттерных повторителей) – пленочные, Hitano, серии MEB. Светодиод GNL-3004GD. Активные компоненты представлены фирмами ST Microelectronics, CDIL (транзисторы BD135-16, BD139-16, BD140-16), Philips (TIP 130), Toshiba ( 2SC2240 GR).

    Спектрограмма выходного сигнала частотой 1 кГц с частотой дискретизации 44,1 кГц при полной шкале преобразования (соответствующая 1 В RMS на выходе) модуля ЦАП TDA1543 v3:

    Для сравнения спектрограмма выходного сигнала частотой 1 кГц с частотой дискретизации 44,1 кГц при полной шкале преобразования (соответствующая 1 В RMS на выходе) модуля ЦАП TDA1543 v1:

    Как видно, ЦАП TDA1543 v3 демонстрирует значительное объективное превосходство. Уровень интегральной нелинейности ( THD) снижен практически в 4 раза!, с 0,25% до 0,06%. Преобразователь ток-напряжение вносит нелинейности низких порядков (2-я гармоника на уровне -68 дБ, 3-я гармоника на уровне -90 дБ). Спектральные составляющие ниже 90 дБ это уже нелинейность самой TDA1543 и побочные продукты дискретизации. Подавление пульсаций стабилизатора, питающего выходной буфер, улучшено на 10 дБ.

    Мне было интересно провести хотя бы объективное сравнение авторского ЦАП с весьма популярным и получившим положительные отзывы промышленным китайским аппаратом Lite DAC-AH 8xTDA1543. Поскольку у меня нет доступа к данному устройству, чтобы провести измерения в одинаковых условиях, пришлось искать результаты измерений в сети интернет среди пользователей данного ЦАП:

    Анализ искажений приводит лишь к одному выводу – данный промышленный аппарат с инженерной точки зрения спроектирован неграмотно. Нелинейности и помехи сразу бросаются в глаза, видны гармонические составляющие как низших, но, что хуже, высших порядков и это при 8 корпусах TDA1543 – чтобы так сделать, надо постараться 🙂

    Прослушивание ЦАП TDA1543 v3 в NOS режиме на низкоомных наушниках открытого типа продемонстрировало превосходные субъективные показатели. Звук чистый, тонально ровный, с хорошим разрешением, артикуляцией и прекрасной передачей эмоциональной составляющей записей. Длительное прослушивание этого ЦАП совершенно не утомляет и даже увлекает (хочется слушать больше и больше). Отметил интересную особенность: на качественных современных записях с преобладанием значительного количества среднечастотных инструментов звучание подается слитно и плавно, как бы «льется», «обволакивает», погружая в самую «гущу» музыкальных событий. Из недостатков можно отметить несколько сниженное разрешение в области высших частот.

    В заключении можно сказать, что при незначительном усложненни схемы можно получить значительный прирост в качестве. Я рекомендую собрать этот ЦАП всем любителям качественного звука, тем слушателям, которые слушают музыку вдумчиво, истинным ценителям и меломанам.

    Николай Штаюра

    Краматорск, май 2017 г.

    Еще записи по теме

    radio.zenway.ru

    ЦАПы на TDA1543 — слышь, боярин, не езди до конечной ¯_(ツ)_/¯ - Цифровые источники

    Чип цапа TDA1543 — это многих славный путь. В официальном даташите так и написано “Dual 16-bit DAC (economy version)”. Экономили они, значит!

    Практически все ЦАПы на этом чипе имеют простую схему, от некоторых схем просто хочется плакать.

    Отдельно нужно сказать о микросхеме TDA1543 фирмы Филипс. Ее выдающиеся звуковые качества подметили многие ценители музыки – профессиональные разработчики, такие, как Питер Квортруп и любители-конструкторы по всему миру, от Японии и Австралии до США и Канады. В чем же ее секрет, почему интерес к ней не утрачивается на протяжении уже больше 20 лет? Это единственная микросхема ЦАПа, которой требуется однополярное питание. Это единственная микросхема ЦАПа, которая позволяет произвести преобразование тока в напряжение на обычном резисторе, получив выходное напряжение до 1 В с искажениями не превышающими десятых долей процента. Такая неприхотливость в питании и столь высокое выходное напряжение при низких искажениях позволяет сделать путь преобразования сигнала, содержащий наименьшее количество элементов, т.е. сократить путь сигнала до наикратчайшего из возможных.

    Интересно, что в схемах на основе 1543 безоговорочную победу завоевали 47 Labs. Подковали мультибитную блоху!

    Движение в противоположную сторону — это увеличение количества чипов, 2, 4, 8 и даже 16 чипов в одном ЦАПе! Были персонажи, которые сделали это с 240 чипами!

    Впрочем 1543 неплохо сочетается не только с резисторным выходом, но и с лампой, что мы недавно проверили в туре.

    DA Stereo – 30 Dec 16

    🚲 Стерео-ТУР: Wavelength Audio Brick USB DAC v.2 — ламповый кирпич — ЗАВЕРШЕН

    Гордона Рэнкина (Gordon Rankin) — знают все. Один один из первых реализовал поддержку асинхронхронного режима передачи в USB ЦАПах и конверторах (смотри мой пост из 2009 года). Сейчас этих асинхронных ЦАПов как грязи. Первая версия Кирпича (Brick)...

    www.dastereo.ru

    Бюджетный ЦАП на микросхеме TDA1543 преобразователь кт602 чип хорошего звука

    История создания

     

    Уважаемые любители хорошего звука, меломаны-аудиофилы, почитатели крутого Hi-End и винтажа! Для всех, а не только для нас наступило тяжелое время, когда совсем немногие могут позволить себе выделить приличную сумму на достойный звук. Электроника для аудио - это не предмет первой необходимости, в отличие от музыки, которую даже в блокадном Ленинграде не переставали слушать. Но всегда найдется выход из любого скрутного становыща. Даже акула капиталистического бизнеса Г. Форд в годы великой депрессии смог наладить производство недорогих и качественных автомобилей. Сегодняшний день ставит актуальные задачи – производить недорогие и качественные девайсы, сохраняя традиционную верность идеалам качественного звука.

    История моей бюджетной разработки не нова и очень похожа на известную притчу про однотактный усилитель с магическим названием. Один хороший человек, послушав топ модель ЦАП –а на TDA1541 с лампами AL4 на выходе, иронично сказал:

    «С такими как в нем установлены, раритетными лампами и трансформаторами заиграет любой DAC. Наворотить дорогостоящий девайс с эксклюзивным винтажом от и до и пятнадцатью-двадцатью баллонами на борту, чтобы получить проникновенное на 100 % аналоговое пение - достижение не особое». Гораздо почетнее сотворить девайс ненамного хуже этого «Монстра» по звучанию, но, чтобы он укладывался в стоимость, например - пары ламп 2А3.

    Чем меня зацепил и подвинул на создание бюджетного и при этом «как положено» звучащего ЦАП –а. Я ответил, что сей девайс сделать могу т.к. в запасе уже имел готовый недорогой ЦАП на PCM56, который по сравнению с элитными вариантами на TDA1541 и РСМ63 играл практически «на равных».

    И сколько теперь денег нужно потратить на выходной каскад?

    Резонно продолжил мой френд…

    И вот тут я задумался, поскольку своим вопросом он меня озадачил. ЦАП на микросхеме PCM56 без трансформаторов (на выход ЦАП -а) и лампового буферного каскада – есть сто процентный полуфабрикат, который для нормальной эксплуатации требует, как минимум таких же, как он стоит – затрат. А если его поставить в мало-мальски приличный корпус, то бюджетным этот ЦАП уже никак не будет… За эту сумму вполне можно купить более-менее играющую брендовую игрушку, без длительного ожидания заказа и последующего колдовства с паяльником над моим ЦАП -ом. В массе своей, даже продвинутые в звуковом плане люди, напрягаться - не любят.

     

    Выбор микросхемы DAC -а

     

    Убедил он меня… решил, что буду делать «Народный ДАК» как когда-то назвал свой девайс Евгений Комиссаров (у него был народный корректор). Любителей музыки порадуем однозначно, а вот заработаем или нет, это «бабка надвое…». Теоретически, все конечно - прекрасно, но не мешает сперва посчитать себестоимость такого ЦАП -а, чтобы потом не «чесать репу».

    Вопрос первый – какую применить микросхему ЦАП? Чип должен иметь два канала, по возможности однополярное питание и живой, натуральный звук… Я считаю, и справедливо, что однополярное питание ЦАП –а это для звука недостаток, а не преимущество, но с ним намного проще и дешевле получится блок питания.

    На самом деле на роль чипа для ЦАП –а кандидатов совсем мало. Кроме микросхемы TDA1543, с которой я в стародавние времена поводил многочисленные эксперименты, ничего толком и нет. Я прекрасно понимаю, почему производители CD проигрывателей так ее любят. Стоит она сущие копейки, обвязки мало, играет неплохо, в итоге, при минимальных затратах какой-никакой звук – есть. С благородной TDA1541 эта микросхема тягаться не может, да от нее этого никто и не требует, каждый чип хорош для своего места.

    Выбрал я естественно ее, т.к. альтернативы на горизонте просто – нет. Но на этом чипе ЦАП – и выпускает сотня уважаемых брендов, и у каждого из них свои хитрости и фишки. Все схемотехнические приемы на ней предельно просты и давно известны… Что я смогу предложить нового? Предельно короткий тракт, который так любят большинство производителей, я не признаю. По практике, максимально короткое не есть – хорошо звучащее, это факт. Миниатюры в силу любви к винтажу 20-30 х годов мне даются с трудом… Был у меня давеча заказ на носимый девайс для прослушивания цифровых записей. С трудом я его до почты донес, коробка метр в поперечнике и вес больше 20 килограмм… Оно конечно носимое, но вдвоем).

    Да… Над размерами будущего ЦАП –а нужно серьезно поработать, чтобы не ошарашить будущих пользователей. Придется ужимать, сокращать и миниатюризировать, насколько возможно. Надо бы и на конкурентов посмотреть, кто, чего и как делает, поучиться у них. На рынке присутствует несколько моделей на TDA1543 с аккумуляторным питанием, продаются в интернете – бойко. Не мое… Уже проходили, и даже написал про это статью на Классик Аудио.

    Максимально короткий тракт – делать не буду, это развод для неофитов. Опытные пользователи в курсе, что более короткие соединения работают не всегда лучше длинных. В цифровой технике срезание части пути сигнала не редко приводит к убогом по звуку результату.

    На поверхности: лучший результат от усложнения конструкции ЦАП –а по звуку дает ламповый клок, или DEM-клок. Два «лишних» и довольно габаритных модуля дают ту самую фантастическую «Ясность образов», за которую идет многолетняя битва грандов международных производителей дорогого Hi-End.

    Короткий путь конечно нужен и не отвергается полностью. Будем вводить его дозированно и в самых нужных местах. Тут главное без фанатизма. Начинаем старательскую работу по получению из TDA1543 крупинок «музыкального золота» из тонн «пустой породы».

     

    Преобразователь ток напряжение - Резистор

     

    Одно из самых ответственных мест будущего ЦАП –а преобразователь ток напряжение. Тут хочу попробовать минимализм, который успешно прижился в более дорогих ЦАП – ах на микросхемах Burr-Brown PCM58 и др. и впаиваю свой лучший константановый резистор 20-х годов Philips.

     Ну и слушаю… В голове сразу всплывает прозвище «какашка», которое я дал микросхеме много лет назад. На тестовом диске тона 1 кНц при уровне – 60 дБ не слышно почти никак… все что ниже – хрипит, свистит, кряхтит и булькает. Ну и что я таким ЦАП – ом воспроизведу? Может чип попался бракованный? Другой выдает тоже самое, и третий винтажный – то же.

    Пробую музыку. Клавесин Спаньи играет минорную сонату Филипа Эмануила (фа-диез). Ужасно грязно, черезмерно экспрессивно и энергично, но – живо. Полутона и нюансы пропали совсем… Клавесин предельно упрощен, как будто Лавандовская играет на патефоне с чугунной мембраной родом из РСФСР… Звук TDA1543 как из радиоточки 30-х годов по сравнению с «Hi-Fi системой» TDA1541. «Репродуктор» на TDA1543 вещает в стиле Геббельса предвоенных митингов, с грубым, наглым напором и благоуханием кирзовых сапог.

    Я конечно гиперболизировал, но не сильно. В принципе для ЦАП –а уровня low cost звучит он довольно прилично, это если не ориентироваться на мои избалованные винтажом уши. Но музыкантская совесть категорически не позволяет выпускать ЦАП с таким звуком под брендом Abbas Audio. Люди не поймут... Звук даже бюджетного аппарата должен быть без наждака и грязи, плюс - выдавать ясное и прозрачное звучание. Фирменный звук нужно блюсти.

    Совершенно ясно, что мой лучший константановый резистор Philips здесь оказался совершенно ни к месту. Звук с ним, как любил говорить Лихницкий «напрочь лишен интеллигентности». Наверно это основная причина, из-за которой АМЛ упорно игнорировал эту любимую всеми Hi-Fi & Hi-End производителями микросхему. Он всегда браковал звучание устройств на TDA1543, приносимых к нему на испытания убежденными последователями традиционного Hi-End а.

     

    Интиллигентный звук

     

    Я, как и Лихницкий тяготею к более «культурному» звуку. Кавалерийским наскоком динамики звучания меня удивить невозможно. Мне нужна музыкальная пластика, кошачья гибкость и нежность интонаций, без которых извлечение звука из любого инструмента бессмысленно. Воспроизводить рев гитар умеет каждый Хай-Эндщик и вполне успешно это делает. А Вы попробуйте на своей Hi-End железяке сыграть так, чтобы затронуть самые потаенные струны, чтобы душа могла развернуться и свернуться. Мир переполнен агрессией, непрерывным шумом и ревом отовсюду. Люди забыли, что музыка - это не только Металлика и Раммштайн, она должна и может пробуждать совсем противоположные – созидающие эмоции.

    При демонстрации работы девайсов все сразу замечают бьющий в грудную клетку бас, упругий и мощный, но никто не слышит, что 95% техники для аудио не способно играть нежно.

    Оставим лирику и попробуем уменьшить номинал резистора до предела или поставить трансформатор… не работает! Сволочь…

     

    Преобразователь на КТ602

     

    Смотрим паспортные данные на TDA1543. Ну она и не заработает… На выходе чипа должно присутствовать напряжение равное примерно V-ref, т.е. около двух вольт... Выкручивайся как хочешь! Емкость не вариант, ее придется еще и на выходе буферного усилителя ставить, два конденсатора друг за другом - явный перебор.

    Операционные усилители, даже супер-сверх-космически быстродействующие не приемлю, как класс, операционные усилители – ВСЕ… не для аудио (ИМХО)

    Остается или резистор, или полноценный преобразователь ток напряжение. Придется обращаться к транзисторам, опять… В прошлом году довольно долго возился с преобразователем на германии, так его до ума и не довел, хотя играл он очень хорошо. Там была проблема в нестабильности работы, довольно высоких шумах и искажениях. Оставил германий до лучших времен.

    Помог мне случай, оказалось, что обмен опытом между схемотехниками - нужная вещь. Длительное общение с Сергеем Рубцовым из Новосибирска подвигло меня на эксперименты с очень интересным кремниевым транзистором родом из СССР. Есть такой уникальный кт602 – алмаз, один из тысячи. Не знаю по какой причине, но он исключительно музыкален – гад… Может из-за того, что кристалл у него припаян чуть-ли не к цельной золотой подложке. По наводке Сергея Рубцова я испытал каскад с общей базой на этом самом кт602. Очень уж он интересно заиграл, индивидуально и ни на что не похоже, даже на уважаемые мною винтажные аналоги Siemens и Telefunken. У кт602 ощущался некоторый недостаток телесности, который можно было подтянуть известными мне методами, но вот прозрачность и чистота всего диапазона были просто – блеск. Проверив каскад с ОБ на кт602 «вживую» на выходе TDA1543, я понял, что нашел именно то, что искал. Без особых затрат ЦАП заиграл, и еще как – заиграл!

    С каскадом на кт602 по новому заиграли и другие проекты: PCM56, PCM58, TDA1541, все ЦАП –ы «спелись» с новым преобразователем, пусть не так идеально «аналогово», как с трансформаторами на винтажном железе, но по сумме достоинств – полный паритет. Можно ставить, и не только в бюджетный ЦАП.

    Из плюсов кт602 с общей базой: короткий тракт (прямая связь лампа-транзистор), широкий частотный диапазон, высокая скорость и отсутствие ООС, минимум деталей. Важный для бюджетного девайса - факт, транзистор в десятки раз дешевле трансформатора и сопоставим по цене с качественным резистором. Но TDA1543 с транзистором играет на ура, а резистором – нет.

    Проект обрел очертания и однозначно будет жить!

     

    P.S. В наличие имеется несколько модификаций бюджетного ЦАП -а в различной комплектации, возможно предоставление девайса на прослушивание.

     

    Ссылки по теме

     

     

    aovox.com

    TeraDak 16 x TDA1543 NOS в необычном ракурсе – hifi-audio.ru

    TeraDak 16xTDA1543 NOS – это мультибитный цап на 16 параллельных стерео-чипах TDA1543 (16 цапов на канал или 32 цапа в стерео), я не являюсь обладателем этого устройства и рассказ пойдет о том, почему я его не стану покупать.
    Круто завернул, верно?
    Итак, сегодня на рынке не так уж и много предложений с мультибитными цап, тем более в бюджетном диапазоне.
    За что вообще любят мультибитники? Да честно говоря часто больше за недостатки. При прослушивании нескольких мультибитных ЦАП я обратил внимание на такую черту, как более густой нижний тембр, мясистость. Ну всё, преимущества мультибита найдены. Конечно же это ерунда. Мой китайский дельта-сигма цап BlueBird DAC-6.0 на 2 x Wolfson 8741 играет точно также густо и мясисто с красивыми игривыми высокими частотами.

    BlueBird DAC-6.0

    Или может в натуральности вокала? Ощутимое преимущество в воспроизведении натуральности вокала я для себя пока отметил только на цапе TDA1543.

    Мой LITE 8xTDA1543

    Поэтому разговоры, как уделывает мультибитник дельтасигму, скорее из разряда, у кого обвязка цапа (неважно какого) получилась лучше и продуманней.
    TDA1543 отличный музыкальный цап, но его главный недостаток – малая битность.

    TDA1543

    Само собой он 16 битный, но монотонность у него 14 бит, и улучшить ее можно только добавляя параллельно еще большее количество ЦАП. На рынке можно найти модели с 1, 4, 8 чипами. И есть всего один аппарат из тех предложений, что вы легко сейчас найдете в интернете, который предлагает цап на TDA1543 с 16 чипами (32 цапа) – это TeraDak 4.5 NOS.
    Мне настолько нравится (несмотря на ряд недостатков) по звучанию мой китайский цап LITE на 8 чипах TDA1543, что я, как увидел, что существует устройство на 16 чипах, то сразу загорелся идеей приобретения его.
    16 чипов – это большая разрядность в монотонности, это лучшее разрешение, лучшая гладкость звучания, прозрачность, объемность и тд.

    Кроме того, несмотря на акцентирование на то, что это NOS цап (без оверсемплинга), с ним идет плата апсемплинга и по совместительству USB.

    TeraDak 4.5 Chameleon

    Смысл такой платы (отключаемой изнутри) странен в NOS-приоритете, но во всем остальном, как вы понимаете, для меня это маст хэв. Поэтому я занялся чтением. Я прочитал все, что можно было найти по этой теме в русскоязычном интернете – а это оказалось капля в море, и перебрался в англоязычный интернет, где как обычно лидировал рекламный сайт 6moons опубликовавший материал по Teradak 4.5, он же Teradak Chameleon – почитать.

    TeraDak 4.5 состоит из двух блоков – цап и блок питания

    6moons пишет интересно, красиво, но к сожалению это лишь завуалированная реклама, на которую я велся несколько раз с одним и тем же разочаровывающем результатом. Обычная схема преподносимая там выглядит следующим образом: что то копеешное рвет в хлам своим звуком аппараты стоимостью по 4000 долларов. Тут же подтягиваются очевидцы у которых тоже это чудо-нечто порвало разные Hi-End агрегаты вместе с трусами в клочки. 6moons меня смогли развести таким образом на волшебные Tripath усилители, на Hi-End звук с Playstation 1 и тд.

    Чтобы не быть голословным – прямая цитата с сайта 6moons:

    “В течение всего этого аудио удовольствия, мой приятель Пит Riggle использовал для аудио, как фаворита, Sony Playstation 1 (Модель № SCPH-1001). Я слышал слухи о том, насколько хороша эта конкретная версия PS1 при использовании в качестве проигрывателя компакт-дисков и было любопытно дать ему слушать. Это дитя рожденное для видеоигр (игровая приставка) действительно имеет выдающиеся характеристики звучания. Я предполагаю, что вам придется потратить более $6000 на проигрыватель компакт-дисков, чтобы равняться, не говоря уже лучше.”

    Во как, 6000 долларов, для звука сравнимого c Playstation 1. 6moons не миндальничает, суровые мужики.

    Ну как говорится, сам себя захочешь обмануть, сам себя и обманешь. Короче, просто листаем эту мурзилку и воспринимаем все написанное, как изощренную рекламную акцию.
    Но больше всего информации было на http://www.head-fi.org.
    Пока я читал русскоязычный интернет, то информация было только в том, что всем аппарат понравился, но сломался или был изначально неисправен у всех двух человек, кто его купил.
    Ну в принципе бывает разное, не следует воспринимать все так, как кажется на первый взгляд. К тому же где на рынке еще одна мультибитная модель на 16 чипах? А? А? А?


    Поэтому я стал изучать зарубежный опыт.
    Тут и выяснилось несколько нюансов.
    Teradak – это группа любителей аудио, которые смогли выпустить модель Teradak, по репликам на форуме, как я понял, изначально идею получившие из схемы русского diy-цапа.
    Очень быстро они пришли к тому же выводу, что много параллельных чипов = выше качество звучания. И разработали цап TeraDak. Конечно сперва были более простые модели, но в конце концов в 2010 году они сделали Teradak Chameleon на 8 или 16 чипах. Да, две версии, есть на 8 чипах, и есть на 16 чипах. И это было уже очень давно.
    Идея Хамелеона в том, что это не полноценный цап – купил и слушай с наслаждением, а полигон для улучшений.

    Ряд выводов на head-fi от покупателей – не стоит покупать Teradak Chameleon если не будете его улучшать.

    Teradak сразу сделали так, что первое что вам нужно сделать после покупки – начать улучшать свой новый ЦАП. Я слегка в недоумении.

    Заменены конденсаторы

    Они предположили, что каждый кто купит Teradak Chameleon, будет вносить в него изменения, а потом выставит этот аппарат на продажу. Поэтому Терадак предусмотрели на панели цапа шильдик, куда нужно было вписать имя модера, который изменял цап.

    Видно, что модером заменены конденсаторы

    Так же я увидел, что многие зарубежные пользователи, кто покупал Teradak Chameleon, в том числе и у самих Teradak, оплачивая напрямую через paypal, так же часто получали цап с неработающей платой апсемплинга (зачем она там вообще нужна, если цап позиционируется, как NOS, а она тем не менее по умолчанию в нем активирована).

    Т.е. при изготовлении Teradak Chameleon качество было не на первом месте, так как предполагалось, что вы получив свой новый ЦАП сразу полезете в него с паяльником.

    ТераДак привели ссылки, куда я по их мнению сразу должен идти, чтобы почитать какой модинг мне сделать – это была ссылка на все тот же head-fi. Но извините, я прочитал 77 страниц форума head-fi и там пытаются изменять цап дилетанты, они даже не понимают что делают. В основном это что то вроде запихивания внутрь конденсатора, или резистора побольше  размером, или иного бренда, и отслушивание, что из этого получилось. Т.е. пляски с бубном, вместо хоть одного вменяемого расчета.

    Я не понимаю, почему нельзя сразу сконструировать цап (тем более такой простой, как на TDA1543) в который не нужно лезть с паяльником? Небыло времени? Но цап продается с 2010 года, уже 6 лет. Терадак могли хотя бы опубликовать несколько вариантов модинга, от настоящих инженеров, с объяснением почему и для чего или хотя бы предлагать апгрейд-пак с высококлассными компонентами.
    Ладно, имеет изначально среднюю надежность цапа, как следствие того, что предполагается, что вы сразу лезете в него паяльником. Самих элементов в цап тоже кот наплакал, так что разобраться, что может сломаться и почему не составит вероятно труда.

    Кто больше добавит конденсаторов

    Пусть Teradak Chameleon позиционируется, как DIY-рский конструктор, я с этим согласен. Замечательно, взяли платформу и с умом улучшили ее. Но почему цена на такой конструктор внезапно взлетела на 100 долларов, как только он стал популярен? За 460 долларов конструктор “доделай сам” не кажется таким уж притягательным.

    Хорошо, давайте посмотрим, что на самом деле можно сделать с TDA1543.
    Я уже рассказывал в Популярно о мультибитном ЦАП о том как работает мультибит. И проще всего построить цап именно на TDA1543.
    Но если Хамелеон сразу предлагается переделывать, то не проще ли изначально сделать цап самому, раз уж вы так ловко обращаетесь с паяльником. И тех же чипов можно поставить не 16, а 20 например, обеспечив им чуть лучшее охлаждение, чуть большим радиатором.
    Давайте посмотрим схему цап на TDA1543, как я понял нарисованную Сергеем Шабад (извините и поправьте, если что то не так сказано):

    Т.е. вот буквально дырка SPDIF, с нее  заходит сразу в приемник CS8412, который преобразует данные в формат понимаемый цапом TDA1543, часики, и вот уже все пришло в сам ЦАП TDA1543 из которого тупо ток преобразуется в напряжение посредством резистора, а фильтр ФНЧ ограничивающий диапазон воспроизводящих частот (ну например с 20 до 30,000 Гц) с помощью добавление конденсатора, который создает в купе с резистором цепочку фильтра. Все, дальше уже пошел выход на усилитель.

    Идея ясна. К запараллелить цап. Хотим 2 чипа (4 цап), а не 1. Вы наверное не поверите, но возьмите эту таракашку чипа TDA1543 и просто наденьте сверху на уже припаянный чип, чтобы ножка с ножкой совпали, слились. Вот вы уже запараллелели цап. Оденьте сверху уже 6 чипов, получите 8 чиповый цап (16 даков). Посмотрите какое напряжение на выходе и поправьте номиналом резисторов, если нужно.

    Идея понятна, недостатки тоже – чипы греются, чем их больше, тем жарче. Поэтому лучше чипы не насаживать друг на дружку сверху делая такие мегабашни, а развести дорожки на плате от чипа к чипу, а потом просто накрыть все чипы хорошим радиатором.

    Пример охлаждения башни из 6 TDA1543

    А можно и так

    Если у вас все просчитано, а из этого всего – это только номиналы резисторов и конденсаторов и качество самих этих радиодеталей, то что тут можно модить и улучшать?

    Но так несколько проще накрыть все радиатором

    Профессионал вероятно может многое сказать, что на самом деле нужно изменить и улучшить, но это уже будет не в концепции разводки платы Хамелеона. В итоге можно прийти к тому, что и плату нужно будет переразвести по новой.

    На фото создание ЦАП на 240 чипах TDA1543

    Вот такие доводы и выводы привели меня к мысли о нецелесообразности покупки Teradak Chameleon. Хотя если бы изначально он позиционировался, как качественный и инженерно законченный продукт, то это был бы очень лакомый кусочек аудио десерта.

    Я думаю, что и сейчас, в своем начальном качестве Teradak Chameleon очень хорошо звучит, но зная нюансы не готов отдать за него 460 долларов.

    Как всегда ваши возражения, комментарии будут приняты с благодарностью и удовольствием, поэтому переходим на форум для обсуждения.