4.3 Техническое обслуживание, ремонт предохранителей.
Межремонтный срок для предохранителей не определен. Предохранители ремонтируют обычно одновременно с остальным оборудованием подстанции и при выявлении дефектов, требующих их устранения. Плановый ремонт начинается с очистки от пыли и грязи опорных изоляторов с контактами и патрона. Затем путем внешнего осмотра проверяют целость фарфоровой изоляции и армировки латунных колпачков на торцах патронов. Треснутые опорные изоляторы и патроны заменяют, а нарушенную армировку восстанавливают. Проверяют также плотность соприкосновения контактных поверхностей колпачков или ножей с пружинящими контактами. При необходимости подгибают контактные зажимы и железную скобу. Если медь зажимов в результате перегрева потеряла упругость, контакты заменяют. Нажимая на цилиндрический указатель срабатывания предохранителя ПКТ, проверяют легкость его движения внутрь патрона. При необходимости предохранитель заменяют. Кроме того, проверяют качество соединений предохранителей с ошиновкой. Плохой контакт вызывает превышение допустимой температуры контактных зажимов патрона, плавкой вставки и может привести к ошибочному срабатыванию предохранителя. В процессе ремонта необходимо проверить соответствие номинального напряжения и тока предохранителя напряжению и максимально допустимому току перегрузки защищаемой установки или участка сети, так как в противном случае могут быть ошибочные отключения или повреждения защищаемой установки. Перезарядку предохранителей с кварцевым наполнителем выполняют в ремонтных мастерских в соответствии с заводской инструкцией. При ремонте предохранителей ПК следует осмотреть фарфор и армировку на торцах патрона и латунных колпачков. Поврежденную армировку восстановить. Проверить плотность соприкосновения контактных поверхностей латунных колпачков или ножей с пружинным неподвижным контактом. Плотность соприкосновения достигается подгибанием контактных зажимов. Если контакт от перегрева потерял упругость, его заменяют. Указатель срабатывания состоит из металлической крыши с втулкой, внутри которой помещена спиральная пружина. Один конец закреплен к дну втулки, второй — к головке указателя и снабжен небольшим крючком, который зацепляют на находящуюся внутри указателя проволоку, которая, перегорая, выбрасывает головку. Проверяют контактные соединения с ошиновкой. В конструкции предохранителя с кварцевым заполнением предусмотрена многократная перезарядка, которая выполняется квалифицированным персоналом в ремонтных мастерских согласно заводским инструкциям. Целостность плавкой вставки проверяют контрольной лампой. Полноту засыпки кварцевого песка проверяют легким встряхиванием. Старый песок оставляют в исключительных случаях, если он не спекся и не отсырел (влажность меньше 0,05 %). Размер песчинок должен быть 0,5— 1 мм. Колпачки крепят на цементном растворе (марки 400—500), чтобы не допустить проникновения влаги в патрон.
4.4 Условия выбора предохранителей.
а) Номинальное напряжение. Номинальное напряжение предохранителей и их плавких вставок UВС.НОМ независимо от места установки должно выбираться равным номинальному напряжению сети.
б) Предельно отключаемый ток. Предельно отключаемый ток плавкой вставки Iвс.пр. должен быть равен или больше максимального расчетного тока короткого замыкания Iк.з.макс., проходящего по цепи, защищаемой предохранителем. Если это условие не будет выполнено, дуга, возникающая при перегорании плавкой вставки, может не погаснуть, а предохранитель в результате ее длительного горения разрушится. Таким образом, вторым условием является
в) Номинальный ток. Номинальный ток плавкой вставки следует во всех случаях выбирать минимальным. При этом плавкая вставка не должна перегорать при прохождении по ней максимального длительного тока нагрузки I н.макс При переменной нагрузке плавкая вставка не должна также перегорать при кратковременных перегрузках, когда в защищаемой сети проходит ток, превышающий максимальный ток длительной нагрузки. Кратковременные перегрузки могут быть вызваны пуском или самозапуском электродвигателей, технологическими перегрузками механизмов, вращаемых электродвигателями, и другими причинами. Перегорание предохранителей в указанных случаях недопустимо, так как перегрузки по прошествии небольшого времени (2—10 с) ликвидируются и восстанавливается нормальный режим. Для выполнения этого условия номинальный ток плавкой вставки выбирают таким, чтобы при прохождении по ней тока перегрузки Iпер. время ее перегорания было больше времени перегрузки.
г) Селективность. Одно из основных условий выбора предохранителей обеспечение селективности их действия между собой и с релейной защитой.
|
Для проверки селективности необходимо сопоставить характеристики плавких вставок во всем диапазоне токов, возможных как при перегрузках, так и при коротких замыканиях.
Защитная характеристика предохранителя может быть задана заводом-изготовителем в двух видах: либо как полное время отключения, равное сумме времен плавления вставки и горения дуги, либо отдельно как время плавления и время горения дуги. Строго говоря, при проверке селективности двух последовательно включенных предохранителей следовало бы сравнивать время плавления вставки, установленной ближе к источнику питания, с полным временем отключения вставки, установленной дальше от источника питания. На практике же обычно используют одинаковые характеристики полного времени отключения, поскольку время горения дуги невелико, а разбросы времени плавления и отключения перекрывают неточность расчетов.
При выполнении расчетов следует учитывать возможный разброс характеристик из-за отклонения размеров вставки, состояния контактов и поверхностей вставок, температуры окружающей среды и других факторов. Разброс защитных характеристик предохранителей на напряжение ниже 1 000 В достигает 50%. Такой разброс и следует принимать при проверке селективности плавких вставок.
Для проверки селективности заводские характеристики плавких вставок перестраивают в расчетные, как показано на рис. 2-4. Возможные времена отключения при определенных токах находятся в пределах области, ограниченной построенными кривыми. В соответствии с возможной погрешностью ±50% селективность между двумя смежными предохранителями обеспечивается, если определенное по заводской характеристике время перегорания большего предохранителя не менее чем в 3 раза превышает время перегорания по характеристике меньшего предохранителя .
|
При анализе характеристик однотипных предохранителей селективность следует проверять при максимальном токе трехфазного короткого замыкания. Если селективность при этом токе обеспечена, она будет обеспечена и при всех меньших значениях токов.
У разнотипных предохранителей селективность следует проверять во всем диапазоне токов — от тока трехфазного короткого замыкания в месте установки дальнего предохранителя до поминального тока вставок.
Если защитные характеристики плавких вставок неизвестны, рекомендуется метод согласования характеристик предохранителей, основанный на сопоставлении площадей сечения плавких вставок с учетом материала, из которого они изготовлены .
Для проверки селективности по этому методу необходимо знать тип, материал и площадь сечения плавких вставок, между которыми производится согласование. Если площадь сечения плавкой вставки 1, расположенной ближе к источнику питания, s
Полученное значение а сравнивается с данными табл. 2-1. Если а равно или больше величины, приведенной в таблице, то селективность между рассматриваемыми предохранителями обеспечивается.
|
Для селективного действия последовательно установленных вставок высокого напряжения типа ПК необходимо, чтобы их номинальные токи различались не менее чем на одну ступень шкалы.
При проверке селективности вставок по их защитным характеристикам в сети напряжением выше 1000 В следует иметь в виду, что их разброс регламентируется следующим образом: для любого времени отключения отклонения в величине тока не должны превосходить20%. Построение расчетных характеристик для таких предохранителей показано на рис. 2-5.
При проверке селективности предохранителей, установленных на разных сторонах трансформатора, следует учи тывать, что по предохранителям будут проходить токи разной величины.
|
С учетом этого условие селективности (2-9) приобретает следующий вид:
|
где — коэффициент трансформации трансформатора. е) Выбор плавких вставок в схемах вторичных цепей Номинальный ток плавкой вставки, устанавливаемой в цепях оперативного тока или во вторичных цепях трансформаторов напряжения, принимается согласно следующему выражению:
где IH — максимальный ток нагрузки. Ток IH может быть определен непосредственным измерением в режиме, когда включены все реле и приборы, которые могут одновременно питаться от данных цепей напряжения или оперативного тока. Величину максимального тока нагрузки можно также определить расчетом по известным величинам потребления каждого реле и прибора. Например, для трансформатора напряжения, к зажимам вторичной обмотки которого, соединенной в звезду, подключены реле и приборы на фазные и междуфазные напряжения, максимальный ток нагрузки может быть с некоторым запасом определен по следующему выражению [Л. 86]:
|
где Рф — потребление нагрузки, подключенной на фазные напряжения, В*А; —соответственно наибольшее и наименьшее потребление нагрузки, подключенной между двумя фазами, В*А; Uф — фазное напряжение, В. Для надежного сгорания вставки в случае короткого замыкания отношение тока короткого замыкания к ее номинальному току должно быть не меньше 5—10. Плавкие предохранители в цепях электромагнитов включения устанавливаются для защиты последних от длительного прохождения тока. Номинальный ток этих вставок принимается равным 0,3—0,4 максимального тока, проходящего в цепи включения.
studfile.net
Техническое обслуживание
Содержание
1 Введение………………………………………………………………..3
2 Назначение схемы……………………………………………………
3 Принцип работы схемы……………………………………………
4Техническое обслуживание схемы……………………………………………
5 Техника безопасности при обслуживании схемы ……………………………
Список литературы
Приложение
Введение
В трансформаторах в качестве быстродействующей защиты от междуфазных КЗ в обмотках и на выводах 6 кВ трансформатора, а также в соединениях его с шинами 6 кВ применяется токовая отсечка без выдержки времени. Токовая отсечка устанавливается на стороне 6 кВ трансформатора и выполняется с помощью двух реле тока, включенных на фазные токи. Двухрелейная схема по сравнению с ранее применявшейся однорелейной схемой повышает чувствительность токовой отсечки и увеличивает процент защищенных витков обмоток трансформатора. На масляных трансформаторах мощностью 630 и 1000 кВ – А. если они размещены в камерах, из которых имеются двери, выходящие в помещение. где может находиться дежурный персонал, в соответствии с ПУЭ должна быть установлена газовая защита. Однако – для масляного трансформатора мощностью 1000 кВ * А, поставляемого комплектно с газовым реле, независимо от места его установки целесообразно устанавливать газовую защиту для обеспечения надежной и чувствительной защиты при повреждениях внутри кожуха трансформатора, сопровождающихся выделением газа. Для защиты трансформаторов от внешних КЗ и резервирования токовой отсечки и газовой защиты устанавливается максимальная токовая защита с выдержкой времени на стороне 6 кВ трансформатора. На трансформаторах с соединением обмоток У/Ун-0 защита выполняется с двумя реле тока, включенными на фазные токи, а на трансформаторах с соединением обмоток Д/Ун-11 — с тремя реле тока с включением двух реле на фазные токи и одного реле на сумму токов двух фаз. При такой схеме повышается чувствительность защиты к двухфазным КЗ на стороне 0,4 кВ трансформатора.
Назначение
На рабочих трансформаторах, питающих две секции шин 0,4 кВ, дополнительно устанавливается максимальная токовая защита на каждом вводе к секции 0,4 кВ, предназначенная для защиты шин 0,4 кВ и для резервирования защит отходящих присоединений. На каждом вводе данная защита выполняется с помощью двух реле тока, включенных на фазные токи, и действует на отключение соответствующего автоматического выключателя 0,4 кВ. На вводах резервного питания 0,4 кВ устанавливается максимальная токовая защита с пуском или без пуска по напряжению в двухфазном двухрелейном исполнении с действием на отключение соответствующего автоматического выключателя 0,4 кВ ввода резервного питания. Трансформаторы СН 6/0,4 кВ работают с заземленной нейтралью 0,4 кВ, и поэтому для них предусматривается защита от однофазных КЗ в обмотке и на выводах 0,4 кВ трансформатора, а также в сети 0,4 кВ. Эта защита выполняется в виде токовой защиты нулевой последовательности с помощью одного реле тока, включенного на ТТ, установленный в цепи заземления нейтрали 0,4 кВ трансформатора. В реле протекает полный ток однофазного КЗ. Защита действует с выдержкой времени на отключение трансформатора. Следует отметить, что максимальная токовая защита на стороне 6 кВ трансформатора реагирует на однофазные КЗ на стороне 0,4 кВ, однако реле тока защиты не обтекаются полным током КЗ и поэтому в ряде случаев чувствительность ее может оказаться недостаточной. На рабочих трансформаторах, питающих две секции шин, дополнительно к рассмотренной защите от замыканий на землю устанавливается на каждом вводе рабочего питания 0,4 кВ токовая защита нулевой последовательности. Защита выполняется с одним реле тока, включенным в нулевой провод ТТ максимальной токовой защиты 0,4 кВ, соединенных в полную звезду. Защита действует с выдержкой времени на отключение соответствующего автомата 0,4 кВ. Такая же защита устанавливается на вводах резервного питания к секциям шин РУСН 0,4 кВ. Защита от перегрузки предусматривается как для рабочих, так и для резервных трансформаторов, поскольку возможна длительная их перегрузка в некоторых режимах. Защита устанавливается со стороны 6 кВ трансформатора, выполняется с помощью реле тока, включенного на фазный ток, и действует на сигнал с выдержкой времени. Для быстрого и своевременного выявления однофазного замыкания на землю в кабеле связи трансформатора СН с шинами РУСН 6 кВ предусматривается защита от однофазных замыканий на землю с действием на сигнал. Схема предназначена для подачи напряжения на трансформатор и осуществления защиты от токов перегрузки и токов короткого замыкания.
Устройство схемы:
РВ – Реле времени 2 шт.
КУ – Конденсаторная установка 2 шт.
РП – Реле промежуточное 2 шт.
РУ – Распределительное устройство 1 шт.
ТТ – Трансформатор тока 2щт.
АВ – Автоматический выключатель 2 шт.
КБП – Контакты блокировки пускателя 1 шт.
КБВ – Контакт блокировки включения 1 шт.
КБО – Контакт блокировки отключения 1 шт.
КП – Катушка магнитного пускателя 1 шт.
ЭО – Электромагнит отключения 1 шт.
РПВ –
Р – Резистор 1 шт.
ВД –
ШД –
РТ – Резистор трансформатора(Тепловое реле) 10 шт.
ЭВ – Электромагнитный выключатель 1 шт.
Реле́ времени — предназначенное для создания независимой выдержки времени и обеспечения определённой последовательности работы элементов схемы. Реле времени применяется в случаях, когда необходимо автоматически выполнить какое-то действие не сразу после появления управляющего сигнала, а через установленный промежуток времени.
Реле промежуточные – предназначены для включения в цепи напряжения переменного тока в качестве вспомогательного реле. Промежуточное реле относится к разряду логических (вспомогательных), куда входят также сигнальные реле, реле времени и другие характеризующиеся срабатываниями или возвратом при дискретном (скачкообразном) изменении воздействующей величины.
Тепловые реле – это электрические аппараты, предназначенные для защиты электродвигателей от токовой перегрузки. Наиболее распространенные типы тепловых реле – ТРП, ТРН, РТЛ и РТТ.
Резистор — пассивный элемент электрических цепей, обладающий определённым или переменным значением электрического сопротивления, предназначенный для линейного преобразования тока в напряжение и напряжения в ток, ограничения тока, поглощения электрической энергии и др.
Автоматический выключатель — это механический коммутационный, способный включать, проводить токи при нормальном состоянии цепи, а также включать, проводить в течение заданного времени и автоматически отключать токи в указанном аномальном состоянии цепи, таких, как токи короткого замыкания.
Трансформатор тока — трансформатор, первичная обмотка которого подключена к источнику тока, а вторичная обмотка замыкается на измерительные или защитные приборы, имеющие малые внутренние сопротивления.
Трансформаторы тока широко используются для измерения электрического тока и в устройствах защиты электроэнергетических систем, в связи с чем на них накладываются высокие требования по точности. Трансформаторы тока обеспечивают безопасность измерений, изолируя измерительные цепи от первичной цепи с высоким напряжением, часто составляющим сотни киловольт.
Распределительное устройство — электроустановка, служащая для приёма и распределения электрической одного класса напряжения.
В качестве дополнительного источника реактивной мощности, служащего для обеспечения потребителя реактивной мощностью, сверх того количества, которое возможно и целесообразно получить от энергосистемы, и от синхронного двигателя имеющихся на предприятии устанавливаются конденсаторные батареи (КБ). Электроустановка, предназначенная для компенсации реактивной мощности. Конструктивно представляет собой конденсаторы (разг. «банки»), обычно соединенные по схеме «треугольник» и разделенные на несколько ступеней с разной емкостью, и устройство управления ими. Устройство управления чаще всего способно автоматически поддерживать заданный коэффициент мощности на нужном уровне переключением числа включенных в сеть «банок».
Техническое обслуживание
Своевременное проведение технического обслуживания и ремонта оборудования и линейных сооружений является одним из элементов системы планово-предупредительных ремонтов (ППР), обеспечивающей надежное функционирование распределительных электрических сетей. При техническом обслуживании и ремонте должна применяться система контроля качества, обеспечивающая выполнение работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, перечень которых приводится в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Работы должны выполняться с соблюдением требований правил техники безопасности и пожарной безопасности. На их основании на коммунальных энергетических предприятиях могут быть составлены местные инструкции, учитывающие конкретные условия эксплуатации и применяемые методы работ. Основными видами эксплуатационных работ, выполняемых на ТП, являются техническое обслуживание и ремонт. Техническое обслуживание состоит из комплекса мероприятий, направленных на предохранение ТП, их элементов и частей от преждевременного износа. Ремонт ТП, их элементов и частей заключается в проведении комплекса мероприятий по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ТП, их элементов и частей. При ремонтах изношенные элементы и оборудование заменяются равноценными или более совершенными по своим характеристикам. При техническом обслуживании и ремонте производятся в плановом порядке выявление и устранение дефектов и повреждений. Дефекты и повреждения ТП, их элементов и частей, непосредственно угрожающие безопасности населения и обслуживающего персонала возникновением пожара, должны устраняться незамедлительно. Измерения токовой нагрузки должны проводиться, как правило, на каждой фазе вводов 0,4 кВ силовых трансформаторов и отходящих линий электропередачи (при необходимости и в нулевом проводе). При разнице значений тока по фазам более 20 % следует наметить мероприятия по выравниванию нагрузки отдельных фаз. На шинах 0,4 кВ ТП следует измерять фазные и линейные напряжения. При необходимости измеряются фазные напряжения у наиболее удаленного от ТП потребителя. При проведении технического обслуживания ТП для выявления дефектов их элементов и оборудования следует использовать методы, изложенные в действующих методических материалах и, по возможности, методы на основе применения тепловизионной аппаратуры. При осмотрах и проверках ТП следует определять: техническое состояние элементов строительных конструкций ТП, шкафов, площадок обслуживания, ограждений, заземляющих устройств, запорных и блокировочных устройств, приводов коммутационных аппаратов, наличие и состояние диспетчерских и предупредительных надписей, плакатов.Уровень масла в маслонаполненном оборудовании, появления течи масла из них, температуру масла и корпусов силовых трансформаторов, необычный гул, потрескивания в трансформаторах. Состояние изоляции и контактных соединений электрооборудования (наличие трещин, сколов, следов перекрытия изоляции и перегрева контактов).Наличие и исправность приборов учета электроэнергии, устройств внешнего обогрева оборудования, исправность релейной защиты и автоматики.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Техническое обслуживание аппаратуры управления, защиты и устройств автоматики.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11Следующая ⇒Техническое обслуживание средств и систем управления, защиты и автоматики включает в себя повседневное обслуживание, профилактические осмотры, проверку контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, ремонт и наладку. При этом необходимо иметь в виду, что наряду с профилактическим обслуживанием, ремонтом и наладкой контрольно-измерительные приборы требуют проверки как после ремонта, так и в установленные сроки.
Много общего имеют операции, выполняемыепри испытаниях, наладке и обслуживании магнитных пускателей, контакторов постоянного и переменного тока, реле. Эти аппараты, прежде всего, осматривают, проверяют их соответствие проекту, состояние главных и блокировочных контактов и пружин, подшипников и гибких соединений, деталей магнитной системы, дугогасительных камер, крепежных болтов, гаек, шайб. Сопротивление изоляции катушек и контактов не нормируют, но оно должно быть не ниже 1 МОм. Электрическую прочность аппаратов испытывают синусоидальным напряжением 1 кВ в течение 1 мин. В процессе испытаний измеряют сопротивление катушек постоянному току. Катушку следует считать пригодной, если ее сопротивление отличается от номинального не более чем на 10…15%. Аппараты подвергают механической регулировке, которая заключается в проверке нажатий контактов, их растворов и провалов, в затяжке болтов, гаек и винтов. Поврежденные детали заменяют новыми.
Техническое обслуживание различных устройств неодинаково по объему. Обслуживание простейшего элемента, например диода, различных схем начинают с проверки, которую осуществляют перед монтажом и после ремонта при наладке, поскольку в каждой партии даже новых диодов могут оказаться дефектные, с перегоревшими р-п переходами, внутренними обрывами, коротким замыканием, непостоянным (плывущим) обратным сопротивлением.
^Техническое обслуживание диодов заключается в их периодической проверке при помощи омметра или других приборов с омической шкалой с классом точности не ниже 1,5. При проверке диодов измеряют прямое и обратное сопротивления. У плоских диодов значение прямого сопротивления составляет 20…50 0м. Однако необходимо учесть, что из-за нелинейности вольт-амперной характеристики диодов результаты измерения зависят от способа измерения.
Диоды, применяемые в цепях переменного тока 220 В и выше, дополнительно испытывают на пробой в запирающем слое наибольшим нормируемым техническими условиями обратным напряжением при рекомендуемой нагрузке. Иногда для повышения допустимого обратного напряжения диоды соединяют последовательно. При этом каждый диод обязательно шунтируют сопротивлением 100 кОм на каждые 100 В напряжения, чтобы напряжение на диодах было примерно одинаковое. Такое шунтирование необходимо из-за больших разбросов обратных сопротивлений. Надежность работы диода можно значительно повысить, шунтируя его демпфирующим резистором мощностью 2 Вт и сопротивлением 10…30 кОм. Этот резистор будет сглаживать большие броски тока, возникающие в момент включения и отключения аппаратуры.
^Техническое обслуживание терморезисторов заключается в периодическом их осмотре, очистке от грязи и различных корковых образований, проверке соединительных проводов и защитных оболочек. Основной вид ремонта полупроводниковых приборов в обычном исполнении – замена вышедшего из строя чувствительного элемента новым, а при необходимости – восстановление герметичности защитных оболочек, устранение неисправностей клеммной головки и зажимов.
Перед проверкой терморезисторов измеряют сопротивление изоляции относительно корпуса мегаомметром на напряжение 500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 20 МОм. При помощи моста измеряют сопротивление чувствительных элементов и сравнивают с нормируемыми значениями.
^Техническое обслуживание термопар заключается в периодической проверке соответствия градуировочной характеристики испытуемой термопары стандартной (эталонной).
^Техническое обслуживание логометра заключается в периодическом осмотре, очистке от пыли, проверке надежности крепления соединительных проводов и проверке его показаний при подключении на контрольный терморезистор. Сопротивление изоляции логометра при 20°С и 80% относительной влажности воздуха должно быть не ниже 40 МОм.
^Техническое обслуживание мостовых схем измерения различных параметров (например, температуры) заключается в периодическом осмотре приборов, очистке от пыли наружных поверхностей, смазке подвижных узлов и деталей, регулировке чувствительности электронного усилителя, чистке реохорды, заправке самопишущих приборов диаграммной бумагой.
Несмотря на большое разнообразие систем управления, защиты и автоматики, описанные наиболее распространенные приемы и методы их профилактического обслуживания, ремонта и наладки практически одинаковы.
116.Методы настройки тепловых реле.
Согласно требованиям ГОСТа, встроенное в пускатель тепловое реле, через которое длительное время протекает номинальный ток, должно сработать не более чем через 20 мин. после наступления перегрузки 20% Iср.=1,2Iном.
Для настройки реле под током собирают схему (см. рисунок 6.1). Предварительно в течение 2 часов через контакты пускателя и нагревателя теплового реле пропускают ток Iном(катушка пускателя находится под номинальным напряжением). Затем ток повышают до 1,2Iноми проверяют время срабатывания. Если через 20 мин со времени превышения тока реле не срабатывает, то следует постепенным снижением уставки найти положение, при котором реле срабатывает. Затем снизить ток до номинального значения, дать аппарату остыть и вновь повторить опыт при токе 1,2Iн. Если при первоначальной проверке реле срабатывает слишком быстро (менее чем за 10 мин) ток следует снизить до номинального, увеличить уставку и повторить опыт.
Рисунок 6.1 – Схема настройки тепловых реле
При наладке большого количества тепловых реле с одинаковой установкой рекомендуется пользоваться образцовым реле, предварительно настроенным. Тепловое реле нескольких пускателей включают последовательно с образцовым (см. рисунок 6.2). По цепи пропускают ток Iисп=1,5Iни изменением уставок реле добиваются срабатывания реле одновременно с образцовым.
Рисунок 6.2 – Включение нагревательных элементов тепловых реле при настройке по методу образцового реле
Указанная методика требует много времени, поэтому в настоящее время при наладочных работах применяют ускоренные методы настройки реле.
При методе, предложенном инженером Б.В.Костюком(Укрлавэлектромонтаж), тепловое реле вначале прогревают током 2Iн в течение 3 мин (но не больше), а затем током Iномоколо 12 мин. Затем реле настраивают по методике, указанной ранее, ток увеличивают до 1,2Iни постепенным сдвигом регулятора уставки находят его рабочее положение.
Нагревательный элемент теплового реле может быть нагрет до температуры не более 150оС во избежание появления в нем остаточных деформаций, существенно сказывающаяся на стабильности работы реле.
117.Эксплуатация трансформаторов . Общие требования. Прием в эксплуатацию.
Для обеспечения длительной надежной эксплуатации трансформаторов необходимо:
1.соблюдение температурных и нагрузочных режимов, уровней напряжения;
2.строгое соблюдение норм на качество и изолирующие свойства масла;
3.содержание в исправном состоянии устройств охлаждения, регулирования напряжения, защиты масла и др.
На баки однофазных трансформаторов должна быть нанесена расцветка фаз. На баках трехфазных трансформаторов и на баках средних групп однофазных трансформаторов должны быть сделана надписи, указывающие мощность и порядковые подстанционные номера трансформаторов.
На дверях трансформаторных пунктов и камер укрепляются предупреждающие плакаты установленного образца и формы. Двери запираются на замок.
Вновь устанавливаемые трансформаторы при отсутствии соответствующего указания завода-изготовителя могут не подвергаться внутреннему осмотру со вскрытием.
Осмотр со вскрытием необходим при наружных повреждениях, допущенных при транспортировании или хранении и вызывающих предположение о возможности внутренних повреждений.
Трансформаторы, оборудованные устройством газовой защиты, устанавливаются так, чтобы крышка имела подъем по напряжению к газовому реле не менее 1—1,5 %,а маслопровод от трансформатора к расширителю —не менее 2—4 %.
Персонал предприятия, обслуживающий трансформаторы, снабженные устройством регулирования напряжения под нагрузкой (РПН), обязан поддерживать соответствие между напряжением сети и напряжением, устанавливаемым на регулировочном ответвлении.
На трансформаторах допускается повышение напряжения сверх номинального:
а) длительное —на 5 %при нагрузке не выше номинальной и на 10 %при нагрузке не выше 0,25номинальной;
б) кратковременное (до 6ч в сутки)—на 10%при нагрузке не выше номинальной;
в) в аварийных условиях—в соответствии с типовой инструкцией по эксплуатации трансформаторов.
В целях максимального снижения потерь для каждой электроустановки в зависимости от графика нагрузки должно быть определено и соблюдаться оптимальное число параллельно работающих трансформаторов.
Смонтированные резервные трансформаторы необходимо
постоянно содержать в состоянии готовности к включению в работу.
Параллельная работа трансформатора допускается при следующих условиях:
а) группы соединений одинаковы, а соотношения между мощностями не более 1:3;
б) коэффициенты трансформации равны или различаются не более чем на ±0,5 %;
в) напряжения короткого замыкания различаются не более чем на ±10%среднего арифметического значения напряжения короткого замыкания включаемых на параллельную работу трансформаторов. Перед включением трансформаторов производится их фазировка.
Осмотр трансформаторов (без их отключения) производится в следующие сроки:
а) в электроустановках с постоянным дежурным персоналом —1 раз в сутки;
б) в установках без постоянного дежурного персонала—не реже1раза в месяц, а на трансформаторных пунктах—не реже 1раза в6мес.
В зависимости от местных условий, конструкции и состояния трансформаторов указанные сроки осмотров трансформаторов без отключения могут быть изменены лицом, ответственным за электрохозяйство,
Внеочередные осмотры трансформаторов производятся:
а) при резком изменении температуры наружного воздуха;
б) при каждом отключении трансформатора действием газовой или дифференциальной защиты.
При осмотре трансформаторов должны быть проверены:
а) показания термометров и мановакуумметров;
б) состояние кожухов трансформаторов и отсутствие течи масла, соответствие.уровня масла в расширителе температурной отметке и наличие масла в маслонаполненных вводах;
в) состояние маслоохлаждающих и маслосборных устройств, а также изоляторов;
г) состояние ошиновки кабелей, отсутствие нагрева контактных соединений;
д) исправность устройств сигнализации и пробивных предохранителей;
е) состояние сети заземления;
ж) состояние маслоочистных устройств непрерывной регенерации масла, термосифонных фильтров и влагопоглощающих патронов;
з) состояние трансформаторного помещения.
Текущие ремонты трансформаторов (без РПН) с отключением производятся:
а) трансформаторов центральных распределительных подстанций— не реже 1раза в 2года;
б) трансформаторов, установленных в местах усиленного загрязнения -по местным инструкциям;
в) всех остальных трансформаторов —по мере необходимости, но не реже 1раза в 4года.
Текущие ремонты трансформаторов и автотрансформаторов РПН выполняются ежегодно.
Внеочередной ремонт устройств регулирования напряжения под нагрузкой проводится после определенного числа операций по переключению в соответствии с заводскими инструкциями.
Текущие ремонты систем охлаждения Д, ДЦ и Ц осуществляются ежегодно.
Одновременно с текущим ремонтом трансформатора проводится текущий ремонт вводов.
Капитальные ремонты трансформаторов производятся:
а) трансформаторов напряжением 110кВ и выше мощностью80МВ-А и более: первый раз—не позже чем через 12лет после включения в эксплуатацию с учетом результатов профилактических испытаний, а в дальнейшем—по мере необходимости в зависимости от результатов измерений параметров и состояния трансформаторов;
б) остальных трансформаторов —по результатам их испытаний и состоянию.
Вывод трансформаторов из работы необходим при обнаружении:
а) сильного неравномерного шума и потрескивания внутри трансформатора;
б) ненормального и постоянно возрастающего нагрева трансформатора при нормальных нагрузке и охлаждении;
в) выброса масла из расширителя или разрыва диафрагм выхлопной трубы;
г) течи масла с понижением его уровня ниже уровня масломерного стекла.
infopedia.su
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ И УПРАВЛЕНИЯ
Из аппаратов защиты и управления в народном хозяйстве самое широкое применение нашли магнитные пускатели, автоматические выключатели, промежуточные и тепловые реле, пакетные выключатели и переключатели, рубильники. Объём работ, выполняемых при их ТО, приведен в табл. 4.
Очистка. Снимают кожух или крышку аппарата и удаляют пыль сжатым воздухом. Грязь с наружных и доступных внутренних частей удаляют волосяной щеткой или неворсистым обтирочным материалом. Копоть и масляные пятна удаляют обтирочным материалом, смоченным уайт-спиритом или бензином.
Проверка крепления. Пошатыванием рукой проверяют крепление аппарата к основанию или панели. Ослабленные гайки и винты подтягивают.
Проверка заземления. У металлических корпусов и кожухов аппаратов места заземления осматривают и проверяют затяжку винтов или гаек. Ослабленные контакты разбирают, зачищают до металлического блеска, смазывают техническим вазелином, собирают и затягивают.
Проверка состояния контактных соединений. Отверткой или ключами проверяют затяжку винтов, гаек или болтов крепления контактных соединений в аппаратах. Контакты, имеющие цвета побежалости, окисление или потемнение, разбирают, зачищают до металлического блеска шлифовальной шкуркой или надфилем, собирают и затягивают. Осматривают контактные поверхности ножей и губок рубильников. Несколькими включениями и выключениями ножей удаляют следы окислов е контактных поверхностей. Места подгорания, наплывы и брызги металла зачищают напильником с мелкой насечкой. Проверяют вхождение ножей в губки. Ножи должны входить одновременно, без перекосов, на полную ширину хода. Перекос ножей устраняют затягиванием болтов крепления. Щупом 0,05 мм проверяют степень соприкосновения ножей с губками. Щуп должен входить не более чем на 113 контактной поверхности.
4. Перечень операций, выполняемых при техническом обслуживании низковольтных аппаратов
Очистка
Проверка крепления Проверка заземления Проверка состояния контактных соединений
Проверка состояния проводов Проверка состояния уплотнений Проверка механической системы . Проверка состояния – дугогасительных камер
Проверка состояния контактов Проверка состояния катушек Проверка состояния магнитной системы
Измерение сопротивления изоляции
Проверка состояния нагревательного элемента Проверка состояния изоляционных деталей Проверка работы
Неплотное прилегание устраняют подгибанием губок или заменой контактной пружи ны. При наличии у рубильников мгновенных ножей проверяют состояние их пружин. Поврежденные .пружины заменяют.
Проверка состояния проводов. Осматривают.изоляцию проводов силовых цепей и вторичной коммутации аппаратов. Участки проводов, имеющие повреждения, изолируют изоляционной лентой. При повреждении медной токопроводящей жилы провода заменяют новыми или спаивают припоем ПОС-30 или ПОС-40, при повреждении алюминиевой жилы провода заменяют новыми.
Проверка состояния уплотнений. Осматривают детали уплотнения аппаратов. Поврежденные детали уплотнения заменяют.
Проверка механической системы. Включая магнитный пускатель или промежуточное реле вручную, убеждаются в свободном ходе подвижной системы, наличии контакта между подвижными и неподвижными контактами, отсутствии перекосов контактной системы, исправности контактных пружин. Пружины, потерявшие упругие свойства или имеющие повреждения, заменяют.
– Несколько раз включают и отключают автоматический выключатель вручную. Скорость включения и выключения выключателя не должна зависеть от скорости движения рукоятки-или кнопок (АП-50). Шарнирные механизмы смазывают маслом для приборов. При наличии дистанционного привода снимают крышку, осматривают механизм, убеждаются в надежности заземления и смазывают шарнир привода маслом для приборов.
Проверка состояния дугогасительных камер. Осматривают дугогасительные камеры магнитных пускателей и автоматических выключателей. Копоть удаляют обтирочным материалом, смоченным в уайт-спирите или бензине. Брызги металла на деионных решетках удаляют надфилем.
Проверка состояния контактов. Осматривают главные и блокировочные контакты. Удаляют нагар обтирочным материалом, смоченным в уайт-спирите или бензине. Измеряют толщину металлокерамического слоя контактов. При толщине металлокерамического слоя менее 0,5 мм контакты заменяют.
Проверка состояния катушек. Осматривают катушку магнитного пускателя или промежуточного реле и убеждаются в отсутствии повреждений внешнего покрытия обмотки, а также подтеканий покровного лака в результате перегрева. Проверяют плотность посадки катушки на сердечник.
Проверка состояния магнитной системы. Осмотром проверяют состояние магнитной системы и короткозамкнутого витка. Контактные поверхности магнитопровода очищают обтирочным материалом, смоченным в уайт-спирите или бензине. Коррозию на других поверхностях магнитспровода удаляют шлифовальной шкуркой и покрывают лаком воздушной сушки.
Измерение сопротивления изоляции. При отключенном положении магнитного пускателя или автоматического выключателя мегомметром на 500 В измеряют сопротивление изоляции между подвижными и неподвижными контактами каждой фазы, а затем при включенном аппарате — между фазами. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм при температуре 293 К (20 °С).
Проверка состояния нагревательного элемента. Осматривают нагревательный элемент. Элемент подлежит замене, если наблюдается его коробление, выгорание металла или замыкание витков. Биметаллическая пластина подлежит замене при деформации и обгорании. После замены нагревательного элемента или биметаллической пластины реле подключают к прибору или схеме, позволяющим плавно регулировать значение испытательного тока. Для ускорения настройки реле часто используют форсированный метод, при котором настраиваемое реле последовательно соединяют с эталонным и подключают к схеме. Через эти реле пропускают ток, равный (2,5—3) /ном и определяют время срабатывания настраиваемого и эталонного реле. В зависимости от того, раньше или позже эталонного реле срабатывает настраиваемое, в соответствующую сторону передвигают регулировочный рычаг настраиваемого реле. Операции повторяют через 10—15 мин. Реле считается настроенным, если время срабатывания обоих реле отличается не более чем на 10 %.
Проверка состояния изоляционных деталей. Осматривают изоляционные детали магнитного пускателя, автоматического выключателя, реле, пакетного выключателя и переключателя, рубильника. Убеждаются в отсутствии сколов и трещин. У рубильника следы подгорания или перекрытия дугой на изоляционной панели зачищают шлифовальной шкуркой и покрывают слоем бакелитового лака или клея БФ-2. У рубильников, токопроводящие части которых Закреплены на изоляторах, проверяют
состояние изоляторов. Изоляторы, имеющие трещины и сколы, заменяют. Загрязненные изоляторы очищают обтирочным материалом, смоченным 5 %-ным раствором кальцинированной соды в воде и протирают насухо. У пакетного выключателя или переключателя убеждаются в целости и отсутствии выгорания пластмассовых колец пакетов, а также в целости рукоятки.
Проверка работы. Подают на магнитный пускатель напряжение. Несколько раз включая и выключая пускатель, убеждаются в четкости его работы. Во включенном состоянии допускается небольшое гудение магнитной системы пускателя.
Устанавливают крышку автоматического выключателя. При этом следят, чтобы не было задевания рукоятки или кнопок управления за крышку. Несколько раз включают и выключают выключатель при снятом напряжении и убеждаются в четкости работы его механизма. Подав напряжение, несколько раз включают и выключают промежуточное реле и убеждаются в четкости его работы.
Включая и выключая 2—3 раза, убеждаются в четкой работе пакетного выключателя или переключателя. При переключении рукоятки должны четко фиксироваться в каждом положении.
diplomka.net
принцип работы, виды, схема подключения + регулировка и маркировка
Долговечность и надежность в эксплуатации любой установки с электрическим двигателем зависит от различных факторов. Однако в значительной мере на срок службы мотора влияют токовые перегрузки. Чтобы их предупредить подключают тепловое реле, защищающее основной рабочий орган электромашины.
Мы расскажем, как подобрать устройство, предсказывающее назревание аварийных ситуаций с превышением максимально допустимых показателей тока. В представленной нами статье описан принцип действия, приведены разновидности и их характеристики. Даны советы по подключению и грамотной настройке.
Содержание статьи:
Зачем нужны защитные аппараты?
Даже если электропривод грамотно спроектирован и используется без нарушения базовых правил эксплуатации, всегда остается вероятность возникновения неисправностей.
К аварийным режимам работы относят однофазные и многофазные КЗ, тепловые перегрузки электрооборудования, заклинивание ротора и разрушение подшипникового узла, обрыв фазы.
Функционируя в режиме повышенных нагрузок, электрический двигатель расходует огромное количество электроэнергии. А при регулярном превышении показателей номинального напряжения оборудование интенсивно нагревается.
В результате быстро изнашивается изоляция, что приводит к значительному снижению эксплуатационного срока электромеханических установок. Чтобы исключить подобные ситуации, в цепи электрического тока подключают реле тепловой защиты. Их основная функция – обеспечить нормальный режим работы потребителей.
Они отключают мотор с определенной выдержкой времени, а в некоторых случаях – мгновенно, чтобы предотвратить разрушение изоляции или повреждение отдельных частей электроустановки.
Токовое реле постоянно защищает электрический двигатель от обрыва фазы и технологических перегрузок, а также торможения ротора. Это главные причины, из-за которых возникают аварийные режимы
С целью не допустить понижение сопротивления изоляции задействуют устройства защитного отключения, ну а если поставлена задача предотвратить нарушение охлаждения, подключают специальные аппараты встроенной тепловой защиты.
Устройство и принцип работы ТР
Конструктивно стандартное электротепловое реле представляет собой небольшой аппарат, который состоит из чувствительной биметаллической пластины, нагревательной спирали, рычажно-пружинной системы и электрических контактов.
Биметаллическую пластину изготовляют из двух разнородных металлов, как правило, инвара и хромоникелевой стали, прочно соединенных вместе в процессе сварки. Один металл обладает большим температурным коэффициентом расширения, чем другой, поэтому нагреваются они с разной скоростью.
При токовой перегрузке незафиксированная часть пластины прогибается к материалу с меньшим значением коэффициента теплового расширения. Это оказывает силовое воздействие на систему контактов в защитном устройстве и активирует отключение электроустановки при перегреве.
В большинстве моделей механических тепловых реле есть две группы контактов. Одна пара – нормально разомкнутые, другая – замкнутые постоянно. Когда срабатывает защитное устройство, в контактах меняется состояние. Первые замыкаются, а вторые становятся разомкнутыми.
В электронных ТР задействуют специальные датчики и чувствительные зонды, реагирующие на повышение тока. В микропроцессоре таких защитных устройств запрограммированы параметры, определяющие ситуации, когда необходимо отключать подачу электропитания
Ток детектирует интегрированный трансформатор, после чего электроника обрабатывает полученные данные. Если значение тока в настоящий момент времени больше, чем уставка, импульс мгновенно передается прямо на выключатель.
Размыкая внешний контактор, реле с электронным механизмом блокирует нагрузку. Само устанавливается на контактор.
Биметаллическая пластина может быть нагрета непосредственно – за счет воздействия пикового тока нагрузки на металлическую полосу или косвенно, при помощи отдельного термоэлемента. Нередко эти принципы объединяют в одном аппарате тепловой защиты. При комбинированном нагреве прибор имеет лучшие рабочие характеристики.
После остывания пластина возвращается в исходное состояние. Коммутирующие контакты автоматически замыкаются либо нужно принудительно приводить их в замкнутое состояние
Базовые характеристики токового реле
Основной характеристикой коммутатора тепловой защиты является выраженная зависимость времени срабатывания от протекающего по нему тока — чем больше величина, тем быстрее он сработает. Это свидетельствует об определенной инерционности релейного элемента.
Направленное перемещение частиц-носителей заряда через любой электроприбор, и электрокотел, генерирует тепло. При номинальном токе его допустимая длительность стремится к бесконечности.
А при значениях, превышающих номинальные показатели, в оборудовании повышается температура, что приводит к преждевременному износу изоляции.
Обрыв цепи мгновенно блокирует дальнейший рост температурных показателей. Это дает возможность предупредить перегрев двигателя и предотвратить аварийный выход из строя электрической установки
Номинальная нагрузка самого мотора – ключевой фактор, определяющий выбор прибора. Показатель в интервале 1,2-1,3 обозначает успешное срабатывание при токовой перегрузке в 30% на временном отрезке в 1200 секунд.
Продолжительность перегрузки может негативно сказаться на состоянии электрооборудования — при кратковременном воздействии в 5-10 минут нагревается только обмотка мотора, которая имеет небольшую массу. А при длительных нагревается весь двигатель, что чревато серьезными поломками. Или вовсе может потребоваться замена сгоревшего оборудования новым.
Чтобы максимально уберечь объект от перегрузки, следует конкретно под него использовать реле тепловой защиты, время срабатывания которого будет соответствовать максимально допустимым показателям перегрузки конкретного электродвигателя.
На практике собирать под каждый тип мотора нецелесообразно. Один релейный элемент задействуют для защиты двигателей различного конструктивного исполнения. При этом гарантировать надежную защиту в полном рабочем интервале, ограниченном минимальной и максимальной нагрузкой, невозможно.
Повышение показателей тока не сразу приводит к опасному аварийному состоянию оборудования. Прежде чем ротор и статор нагреются до предельной температуры, пройдет некоторое время
Поэтому нет крайней необходимости в том, чтобы защитное устройство реагировало на каждое, даже незначительное повышение тока. Реле должно отключать электродвигатель только в тех случаях, когда есть опасность быстрого износа изоляционного слоя.
Виды реле тепловой защиты
Существует несколько видов реле для защиты электрических двигателей от обрыва фаз и токовых перегрузок. Все они отличаются конструкционными особенностями, типом используемых МП и применением в разных моторах.
ТРП. Однополюсный коммутационный аппарат с комбинированной системой нагрева. Предназначен для защиты асинхронных трехфазных электромоторов от токовых перегрузок. Применяется ТРП в электросетях постоянного тока с базисным напряжением в условиях нормальной работы не больше 440 В. Отличается устойчивостью к вибрациям и ударам.
РТЛ. Обеспечивают двигателям защиту в таких случаях:
- при выпадении одной из трех фаз;
- асимметрии токов и перегрузок;
- затянутого пуска;
- заклинивания исполнительного механизма.
Их можно устанавливать с клеммами КРЛ отдельно от магнитных пускателей или монтировать непосредственно на ПМЛ. Устанавливаются на рейках стандартного типа, класс защиты – IP20.
РТТ. Защищают асинхронные трехфазные машины с короткозамкнутым ротором от затянутого старта механизма, длительных перегрузок и асимметрии, то есть перекоса фаз.
РТТ могут быть использованы в качестве комплектующих частей в различных схемах управления электроприводами, а также для интеграции в пускатели серии ПМА
ТРН. Двухфазные коммутаторы, которые контролируют пуск электроустановки и режим работы мотора. Практически не зависят от температуры внешней среды, имеют только систему ручного возврата контактов в начальное состояние. Их можно использовать в сетях постоянного тока.
РТИ. Электрические переключающие аппараты с постоянным, хоть и небольшим потреблением электроэнергии. Монтируются на контакторах серии КМИ. Работают вместе с предохранителями/.
Твердотельные токовые реле. Представляют собой небольшие электронные устройства на три фазы, в конструкции которых нет подвижных частей.
Функционируют по принципу вычисления средних значений температур двигателя, осуществляя для этого постоянный мониторинг рабочего и пускового тока. Отличаются невосприимчивостью к изменениям в окружающей среде, а потому используются во взрывоопасных зонах.
РТК. Пусковые коммутаторы для контроля температуры в корпусе электрооборудования. Используются в схемах автоматики, где тепловые реле выступают в качестве комплектующих деталей.
Чтобы обеспечить надежную работу электрооборудования, релейный элемент должен обладать такими качествами, как чувствительность и быстродействие, а также селективность
Важно помнить, что ни один вид из выше рассмотренных приборов не является пригодным для защиты цепей от короткого замыкания.
Устройства тепловой защиты лишь предотвращают аварийные режимы, которые возникают при нештатной работе механизма или перегрузке.
Электрооборудование может перегореть еще до начала срабатывания реле. Для комплексной защиты их нужно дополнять предохранителями или компактными автоматическими выключателями модульной конструкции.
Подключение, регулировка и маркировка
Коммутационный прибор перегрузки, в отличие от электрического автомата, не разрывает силовую цепь непосредственно, а лишь подает сигнал на временное отключение объекта при аварийном режиме. Нормально включенный контакт у него работает как кнопка «стоп» контактора и подсоединяется по последовательной схеме.
Схема подключения устройств
В конструкции реле не нужно повторять абсолютно все функции силовых контактов при успешном срабатывании, поскольку оно подключается непосредственно к МП. Такое исполнение позволяет существенно сэкономить материалы для силовых контактов. Намного легче в управляющей цепи подключить малый ток, чем сразу отключать три фазы с большим.
Во многих схемах подключения теплового реле к объекту используют постоянно замкнутый контакт. Его последовательно соединяют с клавишей «стоп» пульта управления и обозначают НЗ – нормально замкнутый, или NC – normal connected.
Разомкнутый контакт при такой схеме может быть использован для инициализации срабатывания тепловой защиты. Схемы подсоединения электромоторов, в которых подключено реле тепловой защиты, могут значительно отличаться в зависимости от наличия дополнительных устройств или технических особенностей.
В стандартной простой схеме ТР подключают к выходу низковольтного пускателя на электрический двигатель. Дополнительные контакты прибора в обязательном порядке соединяют последовательно с катушкой пускателя
Это обеспечит надежную защиту от перегрузок электрооборудования. В случае недопустимого превышения предельных значений тока релейный элемент разомкнет цепь, моментально отключая МП и двигатель от электропитания.
Подключение и установку теплового реле, как правило, производят вместе с магнитным пускателем, предназначенным для коммутации и запуска электрического привода. Однако есть виды, которые монтируют на DIN-рейку или специальную панель.
Тонкости регулировки релейных элементов
Одним из главных требований к устройствам защиты электродвигателей является четкое действие аппаратов при возникновении аварийных режимов работы мотора. Очень важно правильно его подобрать и отрегулировать настройки, поскольку ложные срабатывания абсолютно недопустимы.
Электротепловое реле, которое оптимально подходит к конкретному типу двигателя по всем техническим параметрам, способно обеспечить надежную защиту от перегрузок по каждой фазе, предотвратить затяжной старт установки, не допустить аварийных ситуаций с заклиниванием ротора
Среди преимуществ использования токовых элементов защиты также следует отметить довольно высокую скорость и широкий диапазон срабатывания, удобство монтажа. Чтобы обеспечить своевременное отключение электромотора при перегрузке, реле тепловой защиты необходимо настраивать на специальной платформе/стенде.
В таком случае исключается неточность из-за естественного неравномерного разброса номинальных токов в НЭ. Для проверки защитного устройства на стенде применяется метод фиктивных нагрузок.
Через термоэлемент пропускают электрический ток пониженного напряжения, чтобы смоделировать реальную тепловую нагрузку. После этого по таймеру безошибочно определяют точное время срабатывания.
Настраивая базовые параметры, следует стремиться к таким показателям:
- при 1,5-кратном токе устройство должно отключать двигатель через 150 с;
- при 5…6-кратном токе оно должно отключать мотор через 10 с.
Если время срабатывания не соответствует норме, релейный элемент необходимо отрегулировать посредством контрольного винта.
Для корректной работы обязательно нужно настроить прибор на наибольший допустимый электрический ток двигателя и температуру воздуха
Это делают в тех случаях, когда значения номинального тока НЭ и мотора отличаются, а также если температура окружающей среды ниже номинальной (+40 ºC) более, чем на 10 градусов по шкале Цельсия.
Ток срабатывания электротеплового коммутатора уменьшается с повышением температуры вокруг рассматриваемого объекта, так как нагрев биметаллической полосы зависит от этого параметра. При существенных отличиях необходимо дополнительно отрегулировать ТР или подобрать более подходящий термоэлемент.
Резкие колебания температурных показателей сильно влияют на работоспособность токового реле. Поэтому очень важно выбирать НЭ, способный эффективно выполнять основные функции с учетом реальных значений.
ТР рекомендовано размещать в одном помещении с защищаемой электроустановкой. Их нельзя монтировать близко к теплогенераторам, нагревательным печам и другим источникам тепла
К реле с температурной компенсацией эти ограничения не относятся. Токовую уставку защитного аппарата можно регулировать в диапазоне 0,75-1,25х от значений номинального тока термоэлемента. Настройку выполняют поэтапно.
В первую очередь вычисляют поправку E1 без температурной компенсации:
E1=(Iном-Iнэ)/c×Iнэ,
Где
- Iном – номинальный ток нагрузки двигателя,
- Iнэ – номинальный ток рабочего нагревательного элемента в реле,
- c – цена деления шкалы, то есть эксцентрика (c=0,055 для защищенных пускателей, c=0,05 для открытых).
Следующий шаг – определение поправки E2 на температуру окружающего воздуха:
E2=(ta-30)/10,
Где ta (ambient temperature) – температура внешней среды в градусах Цельсия.
Последний этап – нахождение суммарной поправки:
E=E1+E2.
Суммарная поправка E может быть со знаком «+» или «-». Если в результате получается дробная величина, ее обязательно нужно округлить до целого в меньшую/большую по модулю сторону, в зависимости от характера токовой нагрузки.
Чтобы настроить реле, эксцентрик переводят на полученное значение суммарной поправки. Высокая температура срабатывания уменьшает зависимость работы защитного аппарата от внешних показателей.
Реле тепловой защиты допускает ручную плавную регулировку величины тока срабатывания устройства в пределах ±25% от значения номинального тока электромеханической установки
Регулировка этих показателей осуществляется специальным рычагом, перемещение которого изменяет первоначальный изгиб биметаллической пластины. Настройка тока срабатывания в более широком диапазоне осуществляется заменой термоэлементов.
В современных коммутационных аппаратах защиты от перегрузки есть тестовая кнопка, которая позволяет проверить исправность устройства без специального стенда. Также есть клавиша для сброса всех настроек. Обнулить их можно автоматически или вручную. Кроме того, изделие комплектуют индикатором текущего состояния электроприбора.
Маркировка электротепловых реле
Защитные аппараты подбирают в зависимости от величины мощности электрического двигателя. Основная часть ключевых характеристик скрыта в условном обозначении.
Так выглядит маркировка тепловых реле завода КЭАЗ. Важно при выборе обратить внимание на значение номинального тока рассматриваемой модели, чтобы оно было достаточным
Акцентировать внимание следует на отдельных моментах:
- Диапазон значений токов уставки (указан в скобках) у разных производителей отличается минимально.
- Буквенные обозначения конкретного типа исполнения могут различаться.
- Климатическое исполнение нередко подается в виде диапазона. К примеру, УХЛ3О4 нужно читать так: УХЛ3-О4.
Сегодня можно купить самые разные вариации прибора: реле для переменного и постоянного тока, моностабильные и бистабильные, аппараты с замедлением при включении/отключении, реле тепловой защиты с ускоряющими элементами, ТР без удерживающей обмотки, с одной обмоткой или несколькими.
Эти параметры не всегда отображены в маркировке устройств, но обязательно должны быть указаны в техпаспорте электротехнических изделий.
С устройством, разновидностями и маркировкой электромагнитного реле ознакомит , с которой мы рекомендуем ознакомиться.
Выводы и полезное видео по теме
Устройство и принцип функционирования токового реле для эффективной защиты электродвигателя на примере устройства РТТ 32П:
Правильная защита от перегрузки и обрыва фаз – залог длительной безотказной работы электрического мотора. Видео о том, как реагирует релейный элемент в случае нештатной работы механизма:
Как подсоединить устройство тепловой защиты к МП, принципиальные схемы электротеплового реле:
Реле тепловой защиты от перегрузок – обязательный функциональный элемент любой системы управления электроприводом. Оно реагирует на ток, который проходит на двигатель, и активируется, когда температура электромеханической установки достигает предельных значений. Это дает возможность максимально продлить срок эксплуатации экологически безопасных электродвигателей.
Пишите, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке. Расскажите, как вы выбирали и настраивали тепловое реле для собственного электромотора. Делитесь полезными сведениями, задавайте вопросы, размещайте фотоснимки по теме статьи.
sovet-ingenera.com
Тепловое реле | Заметки электрика
Здравствуйте, уважаемые посетители и гости сайта «Заметки электрика».
В этой статье я расскажу Вам про назначение, устройство, схему подключения теплового реле на примере LR2 D1314 от фирмы «Schneider Electric». Тепловой компонент рассматриваемого реле имеет номинальный ток 10 (А), а токовый диапазон уставок его составляет от 7 до 10 (А). Об остальных технических характеристиках поговорим чуть позже. А теперь давайте перейдем к определению и назначению теплового реле.
Как Вы уже знаете, тепловое реле, или другими словами реле перегрузки, устанавливается в схемах магнитного пускателя, как нереверсивного типа, так и реверсивного.
Более подробно об этом Вы можете ознакомиться здесь:
Назначение теплового реле
Тепловое реле — это электрический коммутационный аппарат, который предназначен для защиты трехфазных двигателей от токовой перегрузки недопустимой продолжительностью (например, при заклинивании ротора или механической его перегрузки), а также от обрыва любой из фаз питающего напряжения (по функции аналогично реле контроля фаз).
Вот список самых распространённых (известных) серий тепловых реле: ТРП, ТРН, РТТ, РТИ (аналог LR2 D13), РТЛ.
О каждой серии тепловых реле я постараюсь написать отдельную статью, подписывайтесь на рассылку новостей сайта «Заметки электрика».
Прошу заметить, что тепловое реле не защищает электродвигатель от коротких замыканий по причине того, что оно срабатывает с выдержкой времени, т.е. не мгновенно — это отчетливо можно увидеть по графику (кривой) срабатывания теплового реле. Для защиты двигателя от короткого замыкания в силовую цепь перед магнитным пускателем устанавливаются автоматические выключатели или предохранители.
Технические характеристики теплового реле LR2 D1314
Вот его внешний вид:
Вид сбоку:
Я уже говорил выше, что тепловое реле LR2 D1314 имеет конструктивное исполнение один в один, как у теплового реле РТИ.
Ниже я приведу основные технические характеристики, рассматриваемого в данной статье, теплового реле LR2 D1314 от компании «Schneider Electric»:
- номинальный ток теплового компонента — 10 (А)
предел регулирования тока уставки теплового расцепителя — 7-10 (А)
напряжение силовой (главной) цепи — 220 (В), 380 (В) и 660 (В)
два вспомогательных контакта — нормально-замкнутый NC (95-96) и нормально-разомкнутый NO (97-98)
- коммутируемая мощность вспомогательных контактов — около 600 (ВА)
- порог срабатывания — 1,14±0,06 от номинального тока
- чувствительность к асимметрии фаз — срабатывает при 30% от номинального тока по одной фазе, при условии, что по другим фазам протекает номинальный ток
- класс отключения — 20 (см. график кривой срабатывания теплового реле)
Кривая срабатывания теплового реле с классом отключения 20 — показывает среднее время срабатывания реле в зависимости от кратности тока уставки:
Согласно ГОСТ 30011.4.1-96 (п.4.7.3, таблица 2) время срабатывания теплового реле (класс 20) при кратности тока уставки реле 7,2 составляет 6 — 20 секунд.
Рассмотрим устройство передней панели теплового реле LR2 D1314
Рассмотрим устройство передней панели.
На ней имеется кнопка-переключатель (синего цвета) режима повторного взвода (включения) реле:
- «А» — автоматический взвод
- «Н» — ручной взвод
На данный момент выставлен автоматический режим повторного взвода — синяя кнопка-переключатель утоплена. Это значит, что при срабатывании теплового реле схему питания двигателя можно беспрепятственно и повторно включить.
Чтобы переключиться на ручной режим, нужно открыть защитное стекло и повернуть синюю кнопку-переключатель влево — он выступит наружу. В ручном режиме после срабатывания теплового реле необходимо в ручную нажать синюю кнопку-переключатель, иначе нормально-замкнутый контакт NC (95-96) останется разомкнутым, тем самым не даст собрать схему питания и управления электродвигателя.
Также на передней панели теплового реле LR2 D1314 располагается красная кнопка «Тест» («Test»). С помощью нее имитируется работа внутренних механизмов реле и его вспомогательных контактов.
Кнопку «Test» я нажимаю с помощью небольшой отвертки.
У данного типа теплового реле имеется индикация срабатывания в виде желтого (оранжевого) флажка в окошке. Также по этому флажку можно ориентироваться о текущем состоянии вспомогательных контактов реле. Когда в окошке находится желтый флажок, то значит нормально-замкнутый контакт NC (95-96) находится в разомкнутом состоянии, а нормальный-разомкнутый контакт NO (97-98) — в замкнутом.
Ну вот мы плавно подобрались к красной кнопке «Стоп». Красная кнопка «Стоп» выполнена в виде выступающего «грибка» и нужна для принудительного размыкания нормально-замкнутого контакта NC (95-96). При этом катушка магнитного пускателя теряет питание и двигатель отключается от сети.
Еще на передней панели теплового реле LR2 D1314 имеется регулятор уставки, с помощью которого регулируется и настраивается уставка срабатывания теплового реле. В нашем случае ток уставки реле находится в пределах от 7 до 10 (А). Регулировка производится путем поворота регулятора до совмещения нужной уставки реле и риски-треугольника.
После всех настроек и регулировок защитная крышка теплового реле закрывается и пломбируется. Для этого на ней имеется специальное «ушко». Таким образом, доступ к регулировке уставок реле будет закрыт и никто из посторонних в процессе эксплуатации не сможет их изменить.
Схема подключения теплового реле LR2 D1314
Представляю Вашему вниманию схему теплового реле LR2 D1314:
Входные силовые цепи (медные выводы) не маркируются и подключаются непосредственно к пускателю или контактору. Маркировка выходных главных (силовых) цепей теплового реле имеют маркировку: T1 (2), Т2 (4), Т3 (6) и к ним подключается электродвигатель.
У данного типа реле существует две пары вспомогательных контактов:
- нормально-замкнутый NC (95-96)
- нормально-разомкнутый NO (97-98)
Нормально-замкнутый контакт используется в схеме управления магнитным пускателем и подключается, например, перед кнопкой «Стоп». Нормально-разомкнутый контакт чаще всего используется в цепях сигнализации для вывода световой индикации на панель оператору или диспетчеру при срабатывании теплового реле.
Для примера я подключил тепловое реле на выводы T1 (2), Т2 (4), Т3 (6) магнитного пускателя ПМЛ-1100. Вот так это выглядит:
Крепится тепловое реле к пускателю с помощью силовых выводов и специального крючка, который плотно фиксирует корпус реле в неподвижном состоянии.
В зависимости от величины и типа пускателей или контакторов выводы («ножки») теплового реле регулируются путем изменения своего межосевого расстояния.
На корпусе есть «подсказка» с рекомендациями по выставлению «ножек» теплового реле в зависимости от типа пускателя или контактора.
Конструкция и внутреннее устройство теплового реле LR2 D1314
Ну чтож, заглянем внутрь реле.
Для этого открутим 3 крепежных винта.
Затем тонкой отверточкой очень аккуратно вскроем защелки по периметру корпуса. Почему аккуратненько — да потому что корпус выполнен из пластика, который очень хрупкий и можно с необычайной легкостью сломать крепежные защелки.
Снимаем верхнюю крышку реле.
На фотографии видны три биметаллические пластины, которые установлены в каждом полюсе (фазе).
Откручиваем винты выходных клемм и вытаскиваем из корпуса биметаллические пластины.
Затем снимаем спусковой механизм теплового реле.
Принцип работы системы рычагов спускового механизма.
Вот так выглядит тепловое реле LR2 D1314 без биметаллических пластин и спускового механизма.
Чтобы добраться до контактной системы теплового реле, нужно снять регулятор уставок и выкрутить винт.
На фотографии ниже изображены контакты теплового реле в режиме готовности.
А сейчас показаны контакты при срабатывании теплового реле:
Я уже упоминал в начале статьи, что при нажатии на кнопку «Стоп» принудительно размыкается нормально-замкнутый контакт NC (95-96), при этом нормально-разомкнутый контакт не изменяет своего положения. Вот подтверждение моих слов.
А вот фотография всех деталей теплового реле LR2 D1314.
Принцип работы теплового реле LR2 D1314
Несколько слов о конструкции биметаллической пластины.
Биметаллическая пластина состоит из 2 пластин разных материалов, у которых коэффициент линейного теплового расширения значительно отличается друг от друга. Например:
- сплав железа с никелем (инвар) со сталью
- ниобий со сталью
Соединяются эти две пластины с помощью сварки или клепки.
Один конец биметаллической пластины закреплен (неподвижный), а другой — подвижный и соприкасается со спусковым механизмом теплового реле. Когда биметаллическая пластина нагревается от проходящего через нее тока, она начинает изгибаться в сторону материала, у которого коэффициент линейного теплового расширения меньше.
А теперь рассмотрим принцип работы теплового реле LR2 D1314.
В нормальном режиме работы электродвигателя через биметаллические пластины трех полюсов (трех фаз) протекает ток нагрузки электродвигателя — пластины нагреваются до определенной начальной температуры, которая не вызывает их изгиб. Предположим, что по некоторой причине ток нагрузки двигателя увеличился, соответственно, по биметаллическим пластинам будет протекать ток больше номинального, который и вызовет их подогрев (температура станет больше начальной). При этом подвижная часть биметаллических пластин начнет изгибаться и приведет в действие спусковой механизм теплового реле.
После срабатывания теплового реле нужно подождать определенное время, пока не остынут биметаллические пластины и не разогнутся в нормальное положение. Да и включать сразу же электродвигатель в сеть после срабатывания теплового реле совершенно нецелесообразно, ведь в первую очередь нужно определить причину и устранить ее.
P.S. Пожалуй на этом я закончу статью о тепловом реле LR2 D1314 от фирмы «Schneider Electric». В следующих статьях я расскажу Вам как правильно выбрать тепловое реле, а также покажу как его настроить и проверить на стенде. Если у Вас имеются вопросы по материалу статьи, то готов выслушать Вас — форма комментариев всегда открыта.
Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:
zametkielectrika.ru
4. Индивидуальное задание. Установка, демонтаж, ревизия предохранителей. Техническое обслуживание, ремонт.
4.1 Установка предохранителей.
Струговые установки должны: иметь ограждение тяговых цепей, если они располагаются со стороны рабочего пространства забоя и прохода для людей, а также инвентарные крепи для укрепления приводов; снабжаться тормозными устройствами, если установка предназначена для работы в забоях с углом наклона более 35°; укомплектовываться устройством для безопасного натяжения и соединения тяговых цепей струга и конвейера; иметь систему управления, оснащенную концевыми выключателями, громкоговорящей связью, индикатором местонахождения струга, блокировкой, предотвращающей включение в работу струга и конвейера при замене режущих органов, а также при ремонте струга и конвейера и блокировкой, не позволяющей включать струг в работу при неработающем орошении; обеспечивать отделение горной массы по всей высоте забоя и достаточное измельчение отбитой массы, чтобы она не требовала дополнительного дробления на конвейере.
Установка предохранителей, автоматических и неавтоматических однополюсных выключателей в нулевых рабочих проводах в сетях с заземленной нейтралью запрещается [2, 6.1.36]. Не допускается устанавливать аппараты защиты в местах присоединения к питающей линии таких цепей управления, сигнализации и измерения, отключение которых может повлечь за собой опасные последствия (отключение пожарных насосов, вентиляторов, предотвращающих образование взрывоопасных смесей, некоторых механизмов собственных нужд электростанций и т.п.). Во всех случаях такие цепи должны выполняться проводниками в трубах или иметь негорючую оболочку. Сечение этих цепей должно быть не менее приведенных в 3.4.4 ПУЭ [2, 3.1.19]. Установка предохранителей в нулевых рабочих проводниках запрещается.
4.2 Деонтаж и ревизия предохранителей.
Качество плавких предохранителей основывается на компетентной разработке изделий, тщательном выборе и контроле применяемых заготовок и монтаже. То есть одно скрыто внутри и недоступно взгляду пользователя.
Эксплуатационное испытание предохранителей, как это бывает у других технических устройств, естественно исключается, поэтому ответственный пользователь еще до чтения прайс-листа должен быть уверен в том, что производитель способен обеспечить качество и надежность. Демонтаж плавких вставок у резьбовых и высоковольтных предохранителей высокой отключающей способности принципиально не возможно без разрушения, у низковольтных предохранителей большой разрывной мощности такая возможность – всего лишь иллюзия. Фактически при этом возможна утечка песка, могут появиться скрытые повреждения плавких элементов и системы указателя срабатывания предохранителя, что будет иметь опасные последствия для функциональной надежности.
Если же пользователь из любопытства или для проверки качества раскрутил предохранитель, то он уже ни в коем случае не может быть установлен в сеть, и в мусор его тоже выбросить нельзя, он должен быть помещен в специальную емкость для отправки на повторную переработку.
studfile.net