Теория заряда
Зарядные устройства Прошивки Теория заряда Заряд аккумулятора Задать вопрос Ремонт
В процессе эксплуатации рано или поздно возникает необходимость подзаряда своего аккумулятора. Как правильно производить заряд аккумулятор? Каким устройством? Снимать или оставить на машине? Заряжать ли дома? Насколько безопасен этот процесс? Эти и множество других вопросов могут возникнуть у автолюбителя. Рассмотрим эти моменты поподробнее.
Заряд АКБ производится с помощью зарядного устройства (ЗУ). Существует много типов ЗУ имеющих как незначительные, так и принципиальные различия. Общее у них одно – принцип работы. Переменный ток питающей сети они преобразуют в постоянный ток для заряда АКБ. Многие зарядные устройства имеют возможность заряжать батарею напряжением 6-12-24 вольта, могут менять силу тока, оснащены светодиодной индикацией или жк-экраном. Для заряда обычного 12-вольтового аккумулятора напряжение на клеммах, которое должно обеспечивать зарядное устройство, должно быть от 14,4 до 16,5 вольт, в зависимости от типа аккумуляторной батареи.
Где именно заряжать аккумулятор – большого значения не имеет. Можно заряжать, не снимая с машины, в гараже или дома, но необходимо соблюдать технику безопасности о которой мы напишем ниже. Очистите батарею от грязи, снимите клеммы. Осмотрите аккумулятор на протечки, «выкипание», механические повреждения, сколы.
На практике при заряде АКБ, как правило, используются три метода – постоянным напряжением, постоянным током и комбинированный. Влияние этих методов на батарею практически не различается.
Методика постоянного напряжения
Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода — значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда. Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным. В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля. Обычно напряжение источника варьируется от 14,4-15 В.
Методика постоянного тока
Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом — 1/10Ср (где Ср — номинальная емкость АКБ). Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако, не стоит впадать в крайность — при совсем низком токе время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%.
К недостаткам данного метода относятся:
– необходимость стабилизации силы тока
– обильное газовыделение
– возможность повышения температуры
Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В. Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.
Комбинированный метод
Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током.
Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита. При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего ток саморазряда АКБ.
В некоторых ЗУ есть режим «Stand By»: величиной тока от 0,03А до 0,5А компенсируют ток саморазряда и поддерживают АКБ в заряженном состоянии. Такими же токами частично восстанавливают емкость батареи в тренировочном цикле.
Полный (глубокий) заряд
Рекомендуем Вам ознакомиться с зарядным устройством Кулон 912. В его функциях есть как расширенные режимы заряда батарей от 3 до 12 вольт так и возможность проводить контрольно-тренеровочные циклы, в ходе которых Вы сможете узнать фактическую емкость Вашей батареи, частично ее восстановить и произвести полный заряд аккумулятора.
Техника безопасности при заряде аккумулятора
Аккумуляторы содержат кислоту, при работе с ним нужно помнить о требованиях техники безопасности:
В процессе заряда аккумулятор и зарядное устройство следует располагать на негорючей поверхности, на достаточном расстоянии от источников открытого огня и направленного тепла. При работе прибора должны быть обеспечены условия для нормальной вентиляции. При работе должен осуществляться периодический контроль прибора. Используйте перчатки и очки.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и другими способами
Перед тем как купить новый аккумулятор, стоит изучить тему о наиболее распространённых АКБ. Это позволит впоследствии не жалеть о поспешном выборе и со знанием дела приступить к его правильному использованию. В этом материале мы расскажем о том, как правильно заряжать аккумулятор в зависимости от его технических особенностей.
Как определить, что АКБ нуждается в зарядке?
Обычно после установки новой батареи владелец автомобиля забывает о ней.
Если АКБ необслуживаемая, то при правильной эксплуатации её хватит на несколько лет исправной работы.Если не возникает проблем с электропитанием, заряжать АКБ практически не требуется. Если по какой-то причине она разрядится (длительное питание потребителей тока без зарядки, сульфатация пластин от старости и т. п.), то это моментально обернётся невозможностью завести машину.
При более глубоком разряде не будут нормально работать и другие приборы. В этой ситуации нужно, прежде всего, определить степень разряда. Чтобы уметь быстро устанавливать причину, следует запомнить несколько чисел:
- 100% заряду батареи соответствует напряжение 12,7 В;
- при 50 % заряде эта величина составляет 12,2 В;
- о нулевом заряде свидетельствует напряжение ниже 11,7 В.
Ещё точнее можно установить степень разряженности АКБ по уровню плотности электролита, которую определяют ареометром. Правда, этот замер можно сделать только на обслуживаемых моделях, имеющих пробки.
- 100 % заряду соответствует плотность электролита выше 1,27 г/см³
- 50 % — 1, 20 г/см³
- 0 % — 1,00 г/см³.
С обслуживаемой АКБ нужно обращаться более внимательно. Необходимо периодически (летом — не реже одного раза в неделю) проверять уровень электролита, пополнять банки дистиллированной водой, нейтрализовать щелочным раствором (соды, например) верхнюю панель батареи для предотвращения саморазряда.
Чтобы АКБ любого типа прослужила дольше, нужно контролировать степень разряда и вовремя подзаряжать её. Особое внимание следует уделять кальциевым батареям, плохо переносящим глубокий разряд.
Вопросы, связанные с методикой зарядки АКБ, и ответы на них
Далее мы разберём самые распространённые вопросы, связанные с обслуживанием автомобильных аккумуляторных батарей.
Можно ли заряжать батарею, не снимая её с автомобиля?
Правильно зарядить аккумулятор автомобиля можно и без демонтажа с ТС. Нужно лишь отсоединить обе клеммы от массы и плюсового провода автомобиля. В противном случае могут быть повреждены штатные электроприборы.
Что заряжает лучше — генератор или ЗУ (зарядное устройство)?
Если рассматривать полноту и качество зарядки, то в выигрыше будет зарядное устройство. Оно позволяет управлять параметрами процесса. С помощью ЗУ можно получить наилучшие результаты для АКБ разных типов, сроков эксплуатации и степеней разряда. Зарядным устройством можно зарядить батарею до 100 % её ёмкости, что в ряде случаев недостижимо для генератора.
Однако зарядка АКБ посредством ЗУ требует определённой трудоёмкости, особенно при её демонтаже. Далеко не все автолюбители готовы тратить своё время на такую операцию. По этим причинам наибольшая часть владельцев предпочитает зарядку источника от машинного генератора. Тем более что она осуществляется автоматически и не требует временных и трудовых затрат.
Можно ли заряжать АКБ на морозе?
Такая операция не рекомендуется. Если в электролите образовалась ледяная шуга, то АКБ заряжаться не будет. Ещё хуже, если электролит полностью замёрз. Такое изделие теряет ёмкость и даже после восстановления неспособно крутить стартер.
Зарядка на морозе возможна только в случае крайней необходимости при условии, что электролит находится в жидком (полужидком) состоянии. Зарядить АКБ удастся лишь частично, и процесс будет продолжаться достаточно долго. Сначала ток будет разогревать саму батарею, только потом начнётся её заряд.
Правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством можно только в тёплом помещении (температура выше +20 ºС). При этом АКБ необходимо предварительно выдержать в тепле несколько часов, чтобы весь лёд растаял.
Можно ли «прикуривать» от другой машины?
Это вполне допустимо, но с соблюдением некоторых условий:
- двигатель машины-«донора» должен перед «прикуриванием» поработать пять минут на двух тысячах оборотов, чтобы подзарядить свой аккумулятор;
- один из проводов машины-«донора» нужно отсоединить от аккумулятора;
- соблюдая полярность, следует соединить специальными проводами с зажимами плюсовые и минусовые клеммы обоих аккумуляторов;
- недопустимо «прикуривание» без отсоединения аккумулятора «донора» от самой машины, тем более при работающем двигателе «донора».
Невыполнение указанных требований может привести к выходу из строя электроники «донорской» машины. При проведении операции нужно соизмерять энергетические возможности аккумулятора с характеристиками запускаемого им двигателя. В частности, не стоит пытаться заводить двигатель трёхлитрового внедорожника аккумулятором ёмкостью 45 А·ч.
Как заряжать кальциевые батареи
Пластины кальциевых моделей также состоят из свинца, но в него добавляют до 0,1 % кальция. Это делается для снижения электролиза воды, повышения коррозийной стойкости и прочности пластин. Результат — увеличение долговечности АКБ, отдача более высокой мощности.
Сегодня наибольшее распространение у автомобилистов получили именно кальциевые батареи. Их относят к типу «поставил и забыл», производители анонсируют их срок службы не менее пяти лет. Однако, как обстоит дело в реальности, нужно исследовать дополнительно.
Для кальциевых батарей характерен один существенный недостаток, о котором производители не забывают информировать покупателей. Он заключается в том, что кальциевые модели не переносят глубокого разряда. При падении ЭДС до уровня 11,7 В и ниже они полностью разряжаются. Даже после заряда батареи до нормального напряжения часть её ёмкости утрачивается безвозвратно.
Считается, что 2-3 цикла глубокого разряда могут полностью вывести её из эксплуатации. Изготовители рекомендуют раз в месяц проверять напряжение (ЭДС) на клеммах и при необходимости подзаряжать её. Если этого не делать, то срабатывает схема — чем меньше времени уделять батарее, тем чаще её приходится менять.
Мнения специалистов разделяются насчёт того, как правильно заряжать кальциевые батареи. Наиболее крупные поставщики таких АКБ в России — словенские бренды TAB и Topla — констатируют, что напряжение заряда кальциевых батарей не должно превышать 14,8 В. При зарядке от ЗУ нужно устанавливать ток, численно равный десятой части от значения ёмкости (например, 5 А для АКБ ёмкостью 50 А·ч.). Именно 14,8 В (максимум) выдаёт с генератора на батарею регулятор напряжения любого авто.
Напряжением 14,8 В кальциевая батарея заряжается только до 50 % ёмкости. Полную зарядку даёт напряжение 16,1 В, которое на втором этапе нужно подавать на клеммы до тех пор, пока ток не упадёт до величины 0,5 А. С этого момента рекомендуют, не изменяя напряжения, продолжить зарядку в течение двух часов, затем её прекратить. АКБ будет заряжена на 100 % ёмкости.
Аккумулятор также можно считать полностью заряженным, если напряжение на клеммах составляет 12,7 В через 8-12 часов после прекращения зарядки.
Ещё проще заряжать кальциевый аккумулятор специально предназначенным для этого типа АКБ зарядным устройством с программируемыми режимами. В конце цикла устройство попеременно подаёт на батарею напряжение в 16,1 В и в 13,2 В. По мере зарядки длительность импульсов напряжения меняется, результатом становится более быстрое получение 100 % заряда.
Как заряжать гибридные АКБ
Гибридной батарея называется потому, что производится по технологиям малосурьмянистой и кальциевой АКБ одновременно. Одни пластины — это сплав свинца с сурьмой, другие — свинца с кальцием.
Аккумуляторы этого вида получают всё большую популярность. Они не боятся глубокого разряда, отличаются высокими пусковыми токами и доступными ценами. Особых правил зарядки для гибридных АКМ нет. Ток устанавливают в пределах, не превышающих 10-30 % численного значения ёмкости батареи (для АКБ в 50 А·ч ток заряда — 5-15 А). В то же время специалисты считают, что лучше заряжать их током в 2 А. Сигнал того, что устройство заряжено, — напряжение 14,2 В, а ток — 0,3-0,5 А.
Как заряжать гелевые АКБ
Гелевый АКБ — современный вторичный источник, в котором электролит находится в состоянии геля. Он отличается высокой токоотдачей, большим количеством циклов зарядки и минимальным током саморазряда. Гелевый АКБ боится перезаряда — напряжение свыше 15 В для него губительно.
Для зарядки таких аккумуляторов используют обычные ЗУ. Зарядный ток можно устанавливать в пределах 10-30 % от ёмкости АКБ при условии, что напряжение не будет превышать 15 В. Более высокое напряжение приводит к плавлению геля с потерей функциональных свойств.
Информация о том, как правильно заряжать аккумулятор гелевого типа, всегда указана на его корпусе. Эти сведения устанавливают предельные значения напряжения и тока зарядки. Например, напряжение ограничивается диапазоном 14,4–15,0 В, ток — значением 2,1 А. Чтобы избежать превышения напряжения выше 15,0 В, стоит пользоваться электронными зарядными устройствами, автоматически поддерживающими параметры в заданных режимах.
Как заряжать AGM аккумуляторы
Преимуществами аккумуляторов, выполненных по технологии AGM, являются высокие пусковые токи (500-900 А), длительный срок службы (на 3-5 лет больше обычной АКБ) и быстрая зарядка. Сам процесс должен производиться напряжением не выше 15,2 В с силой тока в 10-30 % от значения ёмкости. Для выполнения этих условий лучше пользоваться электронными ЗУ.
Зарядка необслуживаемых АКБ
Они заряжаются так же, как и обслуживаемые, однако, в отличие от последних, в них невозможно отследить уровень электролита. Необслуживаемые АКБ нельзя перезаряжать, поскольку при этом начинается интенсивное газовыделение. Пары электролита сбрасываются через предохранительный клапан, уровень жидкости в банках понижается. Со временем могут обнажиться пластины, что уменьшит ёмкость АКБ.
Чтобы не допустить перезаряда и правильно заряжать новый аккумулятор необслуживаемого типа, нужно уметь точно рассчитывать и соблюдать время заряда. Так, если напряжение на АКБ ёмкостью 60 А·ч перед зарядкой составляет 12,2 В, значит она заряжена на 50 %. Для полного заряда нужно передать ей 30 А·ч ёмкости. Это означает, что током в 6 А её нужно заряжать не более пяти часов.
Технически грамотное обслуживание и правильно выполняемая зарядка аккумуляторной батареи — залог того, что водитель никогда не попадёт в дорожную ситуацию с неработающим двигателем машины, который сложно или невозможно завести.
Зарядные устройства | Mastervolt
Мы знаем, как важно безопасно, надежно и быстро заряжать аккумуляторы, даже если источник питания имеет низкое качество или ограниченную доступность. Вы также цените батареи, которые имеют длительный срок службы при сохранении своей емкости. Mastervolt предлагает вам наилучшее решение.
Трехэтапный+ метод зарядки Mastervolt обеспечивает большую мощность и более длительный срок службы ваших аккумуляторов. Наши зарядные устройства для аккумуляторов объединяют множество функций, обеспечивая безопасную и полную зарядку аккумуляторов, даже если они разряжены. Быстрая зарядка аккумуляторов гарантируется за счет эффективного использования доступной мощности сети или генератора (все зарядные устройства Mastervolt имеют коррекцию коэффициента мощности).
Какое зарядное устройство Mastervolt лучше всего соответствует вашим потребностям?
Mastervolt предлагает четыре типа зарядных устройств:
Масса Серия : Для более сложных задач в профессиональных и полупрофессиональных ситуациях. Благодаря встроенным функциям сигнализации и различным сертификатам Mass является лучшим выбором для профессионалов.
Серия ChargeMaster и ChargeMaster Plus : Серия ChargeMaster подходит для развлекательного и полупрофессионального использования. Он прост в установке и включает в себя подробный дисплей и удобное управление. ChargeMaster безопасно заряжает несколько батарей одновременно в любой точке мира.
ChargeMaster Plus — это зарядное устройство нового поколения, которое постепенно заменит ChargeMaster. ChargeMaster Plus сочетает в себе три зарядных устройства, изолятор батареи и VSR в одном компактном устройстве. Это универсальное решение может заряжать все аккумуляторы, даже когда вы находитесь в пути. Теперь также совместим с CZone!
EasyCharge серия : Модель начального уровня с проверенной характеристикой 3-этапной зарядки Mastervolt в водонепроницаемом, некорродирующем корпусе с эпоксидным наполнением.
EasyCharge Portable : Для тех, кто в пути, портативная версия предлагает надежное решение, которое можно использовать везде.
Лучшее зарядное устройство для любого применения
Серия ChargeMaster может одновременно заряжать несколько аккумуляторов. Зарядное устройство Mass имеет одну основную розетку для оптимальной зарядки аккумуляторной батареи. Оба гарантируют долгий срок службы ваших аккумуляторов даже при ежедневном и интенсивном использовании. ChargeMaster Plus может плавно заряжать аккумуляторы нескольких типов, размеров и напряжений. Интеллектуальное встроенное вспомогательное питание означает, что все зарядные устройства Mastervolt могут также заряжать полностью разряженную батарею (< 8 В).
Зарядка ионно-литиевых аккумуляторов
Зарядные устройства Mastervolt могут беспрепятственно заряжать ионно-литиевые аккумуляторы, поскольку зарядные устройства Mastervolt напрямую связаны с ионно-литиевыми аккумуляторами через встроенную шину MasterBus (или были адаптированы к требуемому зарядному напряжению).
Квалификация
Все продукты Mastervolt соответствуют одному или нескольким из следующих сертификатов (подробности см. в соответствующих спецификациях продукта):
- Сертификат DNV GL
- Одобрение ABYC
- Одобрение РМРС
- СЕ
- Электронная маркировка
- Одобрение Ллойда
- Сертификат UL
- Одобрение RCM
Если требуемой квалификации нет, попросите вашего менеджера аккаунта добавить.
Выбор подходящего зарядного устройства
Определите:
- Сколько батарей я хочу зарядить?
- Зарядное устройство должно иметь то же напряжение, что и батарея.
- Практическое правило заключается в том, что 25 % емкости аккумулятора в качестве зарядной емкости достаточно для безопасной и быстрой зарядки аккумуляторов, при этом обеспечивая питание потребителей (например, зарядного устройства на 50 ампер достаточно для аккумулятора емкостью 200 Ач). Увеличение до 50 % для гелевых аккумуляторов Mastervolt и до 100 % для литий-ионных аккумуляторов Mastervolt для более быстрой зарядки.
Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию об аккумуляторах Mastervolt.
Зарядные устройства для 6 В, 12 В, SLA, AGM и литиевых (LiFePO4) аккумуляторов
Ассортимент зарядных устройств Power Sonic был разработан для повышения эффективности и надежности.
Power Sonic предлагает широкий ассортимент герметичных зарядных устройств для свинцово-кислотных и литиевых аккумуляторов, отвечающих потребностям различных входных напряжений, включая модели с универсальным входом, встраиваемые и настольные конфигурации, а также дополнительные функции, такие как ударопрочность/водонепроницаемость и микропроцессорное управление.
В наших спецификациях аккумуляторов и на веб-страницах отдельных аккумуляторов рекомендуются наиболее подходящие зарядные устройства для данной модели. Если вы не уверены, какое зарядное устройство лучше всего подходит для вашего зарядного устройства, свяжитесь с нами, и наша команда опытных инженеров будет более чем рада помочь.
Мы предлагаем прочные, надежные и удобные зарядные устройства, сконфигурированные и откалиброванные специально для линейки аккумуляторов Power Sonic. Все наши зарядные устройства соответствуют мировым стандартам безопасности и признаны UL.
ACX Герметичная свинцово-кислотная серия
Зарядные устройства для герметизированных свинцово-кислотных аккумуляторов 100–240 В переменного тока, работающие без использования трансформаторов. Идеально подходит для циклических приложений, где время перезарядки имеет решающее значение и нельзя рассчитывать на своевременное прекращение зарядки. Зарядные устройства, соответствующие требованиям DOE, доступны с входными разъемами NEMA-A, CEE-C и BSG, чтобы соответствовать требованиям мирового рынка.
Просмотр серии ACX (SLA)
Серия герметичных свинцово-кислотных ПК
Зарядные устройства SLA с переключением режимов, изготовленные в Европе из высококачественных компонентов для максимальной эффективности и надежности. I.C контролируют и регулируют ток и напряжение и автоматически переключаются с более высокого напряжения быстрой зарядки на более низкое плавающее напряжение, когда батареи очень близки к полной зарядке. Зарядные устройства, одобренные UL, предназначены для рынков Европы, Африки и Ближнего Востока.
Серия View PC (SLA)
Серия LiFe Lithium
Зарядные устройства для литий-железо-фосфатных аккумуляторов с интеллектуальной 3-ступенчатой логикой зарядки. Благодаря соответствию стандартам EN 60601-1, UL, CE и DOE, эти зарядные устройства LiFePO4 могут использоваться в самых разных областях, от бытовой электроники до медицинских устройств.
Посмотреть серию Life (LiFePO4)
НЕ МОЖЕТЕ НАЙТИ НУЖНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО?
Power Sonic предлагает полный ассортимент зарядных устройств для аккумуляторов различных типов. Если вы не можете найти зарядное устройство, соответствующее вашим требованиям, в наших предложениях, свяжитесь с нашей командой экспертов и воспользуйтесь нашим многолетним опытом в предоставлении индивидуальных решений для зарядки.