Внешний ламповый фонокорректор для винилового проигрывателя
Пару лет назад, в очередной раз перебирая завалы на чердаке, я наткнулся на небольшой ящик с пластинками. В детстве я как-то не особо обращал внимания и не проявлял интерес к виниловому проигрывателю (Вега-106), который дополнял классический на то время комплект из усилителя Одиссей и катушечного магнитофона Олимп. Да и так получилось что моя любовь к музыке начала появляться и развиваться в пик популярности компакт-кассет, ну а затем пошли компакт-диски, интернет, mp3 и так далее.
Тяжело сказать что остановило меня от продолжения уборки чердака… или невыносимая жара, или чувство лени… или огромное чувство ностальгии, ведь на пластинках я начал находить любимых мне исполнителей, которых я уже давно не слушал. В общем не долго думая, взяв подмышку проигрыватель и пластинки я уехал домой, не ожидая от своей находки чего-то фантастического… просто было приятное чувство ностальгии и ощущение что я нашел в своём роде «семейную реликвию».
Дома я еще не знал с каким потоком информации мне предстоит столкнуться в ближайшее время. И так как в проигрывателе уже стоял модифицированный фонокорректор, который мой отец делал своими руками по схемам из журналов того времени… я недолго думая припаял 2 RCA кабеля, подключил к усилителю и завёл проигрыватель. На удивление он был в хорошем состоянии, даже не высохла смазка на втулке. Я абсолютно ничего не знал о самом строении проигрывателя, об иглах, о тонарме, о прижимной силе… совсем ничего. Первые пластинки которые я прослушал были The Doors и Creedence Clearwater Revival. И в тот момент я понял, что моя совсем бюджетная звуковая конфигурация заиграла совсем по другому. Звук вовлекал, подрывал с места и просто «колбасил». Именно в тот момент во мне проскочила «искра любви» и я понял что это дело так просто бросить не получиться. По вечерам я наслаждался звучанием своих любимых групп и подумывал о том чтобы приобрести еще пару б.у пластинок.
Кромешный ад начался после того как я начал изучать матчасть. Меня начал напрягать один момент — зависимость прижимной силы иглы с износом пластинок. В первую очередь стало жалко пластинки… большинство из них были просто в идеальном состоянии и хотелось бы их сохранить как можно дольше. И в один прекрасный вечер я занялся настройкой проигрывателя… и в конечном итоге, после настройки «по инструкции» я получил сухой, неживой и банальный звук, ничем шибко не отличающийся от проигрываемого на компьютере flac и даже mp3. Вот именно тот момент я до сих пор и ненавижу больше всего… потому что он стал основоположником приобретения нового проигрывателя, нового картриджа, щеточки, весов, моющей жидкости и прочей хрени, от которой мне ну никак тепло на душе не становилось. Я просто хотел снова услышать вовлекающий и колбасящий меня звук, который был в первое время. По большому счету, если бы у меня было желание и прямые руки… можно было бы привести в порядок свой старый проигрыватель, купить к нему новую иглу, допилить тонарм и он бы радовал меня и дальше. Но нет… путь виниломана не бывает коротким… всё начинается с банального желания послушать музыку и заканчивается «сексом» с тонармами, головками, пылинками на пластинках… и это к сожалению реалии! Всё превращается в болезнь, одержимость и иногда бессонные ночи.
Данный фонокорректор брался на подарок отцу… который очень любит слушать музыку и не ровно дышит к «лампе», но на весь этот «маразм» не хватает времени 🙂 Посмотрев цены на кастомные фонокорректоры — как-то желание совсем пропало, не говоря уже про фирменные… ну а вот наш китаец, под маркой Little Bear, как оказалось… собирает очень достойную технику с возможностью последующего апгрейда.
Посылка пришла в относительно небольшой коробке. Упаковано честно сказать на 4-ку… пенопласта кот наплакал, но всё целое.
На фонокорректоры данной марки есть много отзывов на специализированных форумах. Если кратко — дёшево и достойно, с возможностью допиливания.
Комплект полный:
— Преамп
— 1 лампа 6Z4
— 2 лампы 6N2
— 3 колбы из оргстекла
— Сетевой кабель
— Кабель заземления
Кабеля стандартные, длина сетевого — 1 метр, заземляемого — 3 метра. Заземление категорически необходимо… без него — постоянный низкочастотный гул в большом количестве
Колбы из оргстекла. Выполнены качественно. К каждой по 3 винта для крепления к корпусу
Ну и наш красавец, фонокорректор с такими вот характеристиками:
Выходное напряжение: 1,5 В
Усиление = 48дБ
Ввод RIAA ≤ 5 мВ
THD ≤ 0,5%
Частотный отклик: стандартные характеристики
Соотношение сигнал-шум ≥ 65 дБ (A) 1 кГц (вход: 10 мВ, выход: 0,7 В)
Питание: AC110V (115V) / 220V (235V) 60Hz / 50Hz (правильная версия будет отправлена в соответствии с вашим адресом)
Вес: 1,7 кг
Также стоит добавить:
— Работает только с MM-картриджами, MC — не поддерживаются
— Не поддерживает усилители класса D
— Поддерживает 6N2/ECC83 лампы, которые могут быть заменены на такие как 6h3,6h3n (для режима 6N2) и 2AX7B,6N4(9PIN),ECC83,5751 (для режима ECC83)
Сзади располагается трансформатор, который огражден от ламп металлической пластиной.
Рассчитан на 220V входного и на 6.3V на выходе.На фронтальной части располагаются позолоченные RCA разъемы и подпружиненная защелка для заземления
Сверху располагаются разъемы для ламп, а также переключатель между разными видами ламп
Что касается ламп, ничего особенного к сожалению выделить нельзя. Это обычные стандартные лампы, которые большим спросом у виниломанов не пользуются. Но радует что есть поле для раздолья и лампы можно поставить другие, при этом не допиливая ничего… это несомненно огромный плюс. Также хочу обратить внимание что лампа 6Z4 никак в звуковом тракте не задействована, а используется как выпрямитель анодного напряжения
Ну и конечно же, какой обзор без внутренностей? Фото будет много, постарался детализировано показать кому интересно каждую деталь. Кто хочет совсем углубиться — datasheet`ы есть в сети. От себя добавлю — детали достойные, правильно подобранны и не «какашка». В целом отличная коммутация и распайка, всё сделано с умом.
Лампы становятся очень плотно и надо приложить хорошую силу чтобы их установить или снять. Колбы прикручиваются так же плотно, не болтаются и не поворачиваются, всё подогнано хорошо.
Ну а теперь о главном — о звуке! Со временем я пришел к выводу что все эти околонаучные и окультные описания звука, которыми пестрят чуть ли не все обзоры — в большинстве своём полная тыква и шлёпанный карась. Звук или есть, или его нету… он либо нравится, либо нет. Всё! На выходе мы должны получить приятный и сбалансированный звук. Всё остальное — накручивание, придирание, желание заиметь лучше и больше, начитавшись всякого на форумах и т.д. Нужно чётко для себя понимать, вы либо слушаете музыку и наслаждаетесь, либо вы пытаетесь уловить легкое жужжание комарика, пролетающего мимо микрофона и нечаянный пук барабанщика, в то время как играет гитарное соло.
Безусловно, детальный звук это очень хорошо… но еще лучше когда он просто качественный, вовлекает и раскачивает вас, в простонародье называется «прёт». Так вот — на этом фонокорректоре звук мне понравился… его приятно слушать, он завлекает и разницу со своим дешевым транзисторным я чувствую. Поэтому могу смело рекомендовать всем кто хочет прикоснуться к «лампе» и кто вливается в мир винила, но не хочет тратить на это много денег и отдаёт себе отчёт 🙂Можно долго кому-то что-то доказывать, объяснять… приводить графики, вызывать духов… главное чтобы каждый из нас получал наслаждение и радость. Ваши уши — это самый верный «профессор» в музыкальном мире… только вы поймете что для вас приятно и хорошо, а что нет… ну и конечно не забываем про мозги! Они тоже должны дружить с ушами… и в нужный момент подсказать ушам когда на них начинают вешать лапшуню 🙂 И конечно же подсказать вам когда нужно перестать вестись на всякие байки, тратить безумные деньги в поисках того самого, лучшего. Это я к чему вообще? — К тому чтобы не начинались споры и осуждения, хотя они и так в любом случае будут.
Ну а на выходе мы получаем за относительно вменяемые (или невменяемые) деньги хорошо сделанный аппарат, который радует и качеством сборки и качеством звучания… ну или же покупаем Hi-Res плеер, скачиваем любимую музыку на шару и не смотрим на всяких больных, которым заняться нечем 🙂 Спасибо всем за внимание, надеюсь никого не обидел и не забывайте слушать музыку, а не разбирать ее на атомы! Всех с наступающим!
Внешний ламповый фонокорректор для винилового проигрывателя
Ламповый фонокорректор из поднебесной
Пару лет назад, в очередной раз перебирая завалы на чердаке, я наткнулся на небольшой ящик с пластинками. В детстве я как-то не особо обращал внимания и не проявлял интерес к виниловому проигрывателю (Вега-106), который дополнял классический на то время комплект из усилителя Одиссей и катушечного магнитофона Олимп. Да и так получилось что моя любовь к музыке начала появляться и развиваться в пик популярности компакт-кассет, ну а затем пошли компакт-диски, интернет, mp3 и так далее. Тяжело сказать что остановило меня от продолжения уборки чердака… или невыносимая жара, или чувство лени… или огромное чувство ностальгии, ведь на пластинках я начал находить любимых мне исполнителей, которых я уже давно не слушал. В общем не долго думая, взяв подмышку проигрыватель и пластинки я уехал домой, не ожидая от своей находки чего-то фантастического… просто было приятное чувство ностальгии и ощущение что я нашел в своём роде «семейную реликвию». Дома я еще не знал с каким потоком информации мне предстоит столкнуться в ближайшее время. И так как в проигрывателе уже стоял модифицированный фонокорректор, который мой отец делал своими руками по схемам из журналов того времени… я недолго думая припаял 2 RCA кабеля, подключил к усилителю и завёл проигрыватель. На удивление он был в хорошем состоянии, даже не высохла смазка на втулке. Я абсолютно ничего не знал о самом строении проигрывателя, об иглах, о тонарме, о прижимной силе… совсем ничего. Первые пластинки которые я прослушал были The Doors и Creedence Clearwater Revival.
Кромешный ад начался после того как я начал изучать матчасть. Меня начал напрягать один момент — зависимость прижимной силы иглы с износом пластинок. В первую очередь стало жалко пластинки… большинство из них были просто в идеальном состоянии и хотелось бы их сохранить как можно дольше. И в один прекрасный вечер я занялся настройкой проигрывателя… и в конечном итоге, после настройки «по инструкции» я получил сухой, неживой и банальный звук, ничем шибко не отличающийся от проигрываемого на компьютере flac и даже mp3. Вот именно тот момент я до сих пор и ненавижу больше всего… потому что он стал основоположником приобретения нового проигрывателя, нового картриджа, щеточки, весов, моющей жидкости и прочей хрени, от которой мне ну никак тепло на душе не становилось. Я просто хотел снова услышать вовлекающий и колбасящий меня звук, который был в первое время. По большому счету, если бы у меня было желание и прямые руки… можно было бы привести в порядок свой старый проигрыватель, купить к нему новую иглу, допилить тонарм и он бы радовал меня и дальше. Но нет… путь виниломана не бывает коротким… всё начинается с банального желания послушать музыку и заканчивается «сексом» с тонармами, головками, пылинками на пластинках… и это к сожалению реалии! Всё превращается в болезнь, одержимость и иногда бессонные ночи. Слава яйцам, но я смог остановить себя и наконец-то радоваться тому что есть и… начать слушать и наслаждаться музыкой… ведь в конечном итоге это самое главное — слушать и испытывать эмоции, и неважно на чем вы это делаете.
Данный фонокорректор брался на подарок отцу… который очень любит слушать музыку и не ровно дышит к «лампе», но на весь этот «маразм» не хватает времени Посмотрев цены на кастомные фонокорректоры — как-то желание совсем пропало, не говоря уже про фирменные… ну а вот наш китаец, под маркой Little Bear, как оказалось… собирает очень достойную технику с возможностью последующего апгрейда.
Посылка пришла в относительно небольшой коробке. Упаковано честно сказать на 4-ку… пенопласта кот наплакал, но всё целое. На фонокорректоры данной марки есть много отзывов на специализированных форумах. Если кратко — дёшево и достойно, с возможностью допиливания.
Комплект полный: — Преамп — 1 лампа 6Z4 — 2 лампы 6N2 — 3 колбы из оргстекла — Сетевой кабель — Кабель заземления
Кабеля стандартные, длина сетевого — 1 метр, заземляемого — 3 метра. Заземление категорически необходимо… без него — постоянный низкочастотный гул в большом количестве
Колбы из оргстекла. Выполнены качественно. К каждой по 3 винта для крепления к корпусу
Ну и наш красавец, фонокорректор с такими вот характеристиками: Выходное напряжение: 1,5 В Усиление = 48дБ Ввод RIAA ≤ 5 мВ THD ≤ 0,5% Частотный отклик: стандартные характеристики Соотношение сигнал-шум ≥ 65 дБ (A) 1 кГц (вход: 10 мВ, выход: 0,7 В) Питание: AC110V (115V) / 220V (235V) 60Hz / 50Hz (правильная версия будет отправлена в соответствии с вашим адресом) Вес: 1,7 кг
Также стоит добавить: — Работает только с MM-картриджами, MC — не поддерживаются — Не поддерживает усилители класса D — Поддерживает 6N2/ECC83 лампы, которые могут быть заменены на такие как 6h3,6h3n (для режима 6N2) и 2AX7B,6N4(9PIN),ECC83,5751 (для режима ECC83)
Сзади располагается трансформатор, который огражден от ламп металлической пластиной. Рассчитан на 220V входного и на 6.3V на выходе.
На фронтальной части располагаются позолоченные RCA разъемы и подпружиненная защелка для заземления
Сверху располагаются разъемы для ламп, а также переключатель между разными видами ламп
Что касается ламп, ничего особенного к сожалению выделить нельзя. Это обычные стандартные лампы, которые большим спросом у виниломанов не пользуются. Но радует что есть поле для раздолья и лампы можно поставить другие, при этом не допиливая ничего… это несомненно огромный плюс. Также хочу обратить внимание что лампа 6Z4 никак в звуковом тракте не задействована, а используется как выпрямитель анодного напряжения
Ну и конечно же, какой обзор без внутренностей? Фото будет много, постарался детализировано показать кому интересно каждую деталь. Кто хочет совсем углубиться — datasheet`ы есть в сети. От себя добавлю — детали достойные, правильно подобранны и не «какашка». В целом отличная коммутация и распайка, всё сделано с умом. На больших коричневых конденсаторах приклеены силиконовые подушки для избежания контакта с металлическим корпусом.
Лампы становятся очень плотно и надо приложить хорошую силу чтобы их установить или снять. Колбы прикручиваются так же плотно, не болтаются и не поворачиваются, всё подогнано хорошо.
Ну а теперь о главном — о звуке! Со временем я пришел к выводу что все эти околонаучные и окультные описания звука, которыми пестрят чуть ли не все обзоры — в большинстве своём полная тыква и шлёпанный карась. Звук или есть, или его нету… он либо нравится, либо нет. Всё! На выходе мы должны получить приятный и сбалансированный звук. Всё остальное — накручивание, придирание, желание заиметь лучше и больше, начитавшись всякого на форумах и т.д. Нужно чётко для себя понимать, вы либо слушаете музыку и наслаждаетесь, либо вы пытаетесь уловить легкое жужжание комарика, пролетающего мимо микрофона и нечаянный пук барабанщика, в то время как играет гитарное соло. Безусловно, детальный звук это очень хорошо… но еще лучше когда он просто качественный, вовлекает и раскачивает вас, в простонародье называется «прёт». Так вот — на этом фонокорректоре звук мне понравился… его приятно слушать, он завлекает и разницу со своим дешевым транзисторным я чувствую. Поэтому могу смело рекомендовать всем кто хочет прикоснуться к «лампе» и кто вливается в мир винила, но не хочет тратить на это много денег и отдаёт себе отчёт
Можно долго кому-то что-то доказывать, объяснять… приводить графики, вызывать духов… главное чтобы каждый из нас получал наслаждение и радость. Ваши уши — это самый верный «профессор» в музыкальном мире… только вы поймете что для вас приятно и хорошо, а что нет… ну и конечно не забываем про мозги! Они тоже должны дружить с ушами… и в нужный момент подсказать ушам когда на них начинают вешать лапшуню И конечно же подсказать вам когда нужно перестать вестись на всякие байки, тратить безумные деньги в поисках того самого, лучшего. Это я к чему вообще? — К тому чтобы не начинались споры и осуждения, хотя они и так в любом случае будут.
Ну а на выходе мы получаем за относительно вменяемые (или невменяемые) деньги хорошо сделанный аппарат, который радует и качеством сборки и качеством звучания… ну или же покупаем Hi-Res плеер, скачиваем любимую музыку на шару и не смотрим на всяких больных, которым заняться нечем Спасибо всем за внимание, надеюсь никого не обидел и не забывайте слушать музыку, а не разбирать ее на атомы! Всех с наступающим!
youtube.com/embed/Um1JgrQdtWA?feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>↑ Схема
Выбор схемы был непростым. Хотелось простоты и хорошей повторяемости. В конечном итоге выбор определил корпус будущего фонокорректора. С изготовлением корпусов у меня не очень хорошо, поэтому корпус я приобрёл готовый.
В корпусе было предусмотрено три посадочных места под панельки пальчиковых ламп. Значит в каждом канале будет три усилительных каскада. Первые два — предусилитель-фонокорректор, последний каскад — выходной, с коэффициентом усиления 2 для возможности согласования магнитофона с усилителем. Фонокорректор решено было делать на доступных мне лампах и с сосредоточенной пассивной цепью RIAA коррекции. Прочитаны рекомендации по типам ламп и параметрам их режимов.
Схема предусилителя-фонокорректора
Не смотря на посредственные шумовые характеристики, первый каскад на лампе 6Н2П-ЕВ, второй на 6Н1П-ЕВ. Коррекция рассчитывалась с использованием программы TCJ RIAA, см. файлы. Схема фонокорректора и режимы работы ламп проверялись в электронном симуляторе. При входном сигнале 3 мВ на вход третьего каскада подаётся сигнал 500 мВ. В качестве выходного каскада используется трансформаторный каскад на 6Н6П с перемотанным трансформатором на железе от ТВ-2Ш-2.
Мастер
Не откладывая дело в долгий ящик, я созвонился с данным мастером, договорился о встрече, погрузил свои колонки в машину и поехал к нему в загородный дом. По иронии судьбы, я этого человека уже лет 20 как наблюдал на местном радиорынке, но, к сожалению, не был с ним лично знаком.
Если коротко, то мне был проведен ликбез по ламповым усилителям, в которых я разбирался лишь в общих чертах. Конкретно про мою ситуацию (трехполосные колонки с низкой чувствительностью) было сказано, что ситуация сложная, но решаемая. Как раз в наличии оказался подходящий усилитель на мощных лампах (КТ-150), который еще не успел забрать заказчик. Я обещал высказываться сдержано, поэтому подробно свой культурный шок описывать не буду. Скажу лишь, что это было именно то, что я искал. Но больше всего порадовал сам мастер, очень душевный человек, для которого аудиотехника ни коем образом не бизнес, а дело всей жизни. Раз ни о каких заоблачных ценах речи не шло, мы быстро договорились. Сразу же заказал себе такой же усилитель, а заодно и ламповый же фонокорректор, т.к. проигрыватель винила в моей системе тоже имеется. Единственное что, меня не устроил внешний вид аппаратов. Поэтому я решил изготовить корпуса на заказ.
↑ Выходные трансформаторы
Третий каскад трансформаторный на 6Н6П, использована схема радиолюбителя Сергея Сергеева «Ламповый буфер на 6Н6П с выходным трансформатором».
Выходные трансформаторы третьего каскада собраны на железе от ТВ-2Ш-2, первичная обмотка имеет три секции 1500 — 2000 — 1500 витков проводом ПЭВ-2 0,1 мм, вторичная обмотка четыре секции по 126 витков проводом ПЭВ-2 0,41 мм. Коэффициент трансформации 10:1. Трансформаторы намотаны на предприятии с соблюдением рекомендаций автора. Сопротивление первичной обмотки моих трансформаторов получилось в полтора раза больше, 1800 Ом, частотные характеристики отличаются от авторских в худшую сторону. Перед изготовлением выходных трансформаторов я проверял параметры катушек в программе на сайте «Немного о лампах. Расчёт катушек.»
Все обмотки умещаются, с проводом 0,1 мм сопротивление действительно должно быть 1259 Ом. Есть одно но, программа не учитывает секционирование первичной обмотки, а лишние 600 Ом линейности каскаду не добавляют. Тем не менее в диапазон от 40 Гц до 21 000 Гц трансформаторы укладываются с допуском в -1 Дб, а при -3 Дб в диапазон от 20 Гц до 23 500 Гц. Параметры трансформаторов измерены с помощью программы Spectrum Lab, радиолюбителя Wolfgang’а Buescher.
Лицевая панель из лиственницы, затонирована «Калужницей» и покрыта бесцветным лаком.
↑ Звучание
Не привык я описывать звучание всякими эпитетами, скажу лишь, что по сравнению с К548УН1 звук стал более динамичный, особенно это ощущается при прослушивании инструментальной и классической музыки. Однозначно расширился частотный диапазон снизу.
Музыка
Восторженными эпитетами и аудиофильскими терминами я сыпать не буду. Напишу только то, что я получил именно то, на что рассчитывал. Звучание, располагающее к расслабляющему прослушиванию, с шикарной стереосценой, где слышен каждый инструмент. Тот случай, когда уже не хочется ничего анализировать. При этом, на некоторых записях получается настолько сфокусированный звук, что мне иногда казалось, что вокалист поет из громкоговорителя центрального канала от ДК. Один раз, я даже не выдержал и снял его со стойки.
Известно, что для глубокой стереосцены колонки нужно отодвинуть как минимум на метр от задней стены. К сожалению, расположить акустику таким образом, большинству пользователей не представляется возможным, в том числе и мне. Но я провел эксперимент, расположил колонки по короткой стене комнаты, что дало возможность отодвинуть их подальше от стены и это дало ошеломляющий результат. Например, на небезызвестном тестовом диске Visaton, треке №15, где звучат барабаны и трубы, создается ощущение, что барабаны находятся от вас метрах в 20, а то и дальше.
Немного «теплом ламповом звуке». Да, обычно звук ламповых усилителей имеет смягченную подачу. Для кого-то это будет плюсом, как для меня, для кого-то минусом, например, для любителей современной зубодробительной музыки. Хотя, я специально скачал и послушал альбом Billie Eilish «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» и (абстрагировавшись от самого материала) недостатка в динамике не услышал, особенно, в ультралинейном режиме.
Те, кому сейчас 40+, наверняка слушали в детстве ламповую радиолу и впитали ее звук на подсознательном уровне, поэтому звук ламповых усилителей может ассоциироваться с чем-то родным и уютным. Но все равно, восприятие – вещь сугубо индивидуальная. Поэтому развивать эту тему не вижу смысла.
↑ Впечатления о звуке
Ну вот, всё собрано, правильно соединено и включено. Что же получилось? Собственные шумы фонокорректора начинают прослушиваться в положении регулятора громкости УНЧ на 3-х часах. Микрофонного эффекта не замечено. Постукивание по корпусу фонокорректора на усилитель не передаётся, чтобы услышать что-либо, нужно стучать по баллону лампы. Уровень выходного сигнала сопоставим с CD-плейером.
Звук, на мой вкус, хороший. Слышно разницу качества записи на пластинках, звук не утомляет, слушать можно долго. Вот только чистить от пыли и переворачивать диски мы уже отвыкли. Воспроизведение звука с магнитофона через линейных выход то же неплохо. Если качество записи хорошее, то играет здорово. Не смотря на более скромные технические параметры, чем у цифровых источников, виниловые проигрыватели и магнитофоны воспроизводят звук весьма достойно и хоронить их рановато. Есть что-то в аналоговых источниках звука такое, что не отпускает. Может быть это ностальгия по молодости? Не знаю. Но это всё лирика. Ниже привожу технические параметры моего устройства, которые удалось измерить.
↑ Предыстория
В работе пригодился опыт, полученный при изготовлении моего первого фонокорректора Ламповый предусилитель RIAA-фонокорректор. Первый опыт. Тема та же — изготовление фонокорректора для себя любимого. Детище рождалось как-то трудно и очень долго, работа по изготовлению нового корректора сильно растянулась во времени, то вспыхивая, то затухая под тяжестью повседневных забот. Несколько раз я вообще прекращал им заниматься, задвигая в дальний угол на месяц, другой, третий и посвящая себя более важным и неотложным делам.
Наконец корректор был доделан и запущен в эксплуатацию.
Поводом для изготовления нового фонокорректора послужили поиски схемы китайского клона фонокорректора Marantz 7. В отличие от оригинала, все каскады клона, выполнены на лампе 12AX7.
Рис. 1.
Схема Marantz 7
Рис. 2.
Схема китайского клона Marantz 7
RIAA-коррекция осуществляется частотно зависимой общей ООС. Где-то на форуме попадалось, что такие схемы дают «тухлый» звук. Не могу утверждать также категорично. Лично мне не понравилось следующее: странный мужской вокал, ударные неестественные, нет атаки, настоящего удара, ну и звук невыразительный, не забирает. Вроде играет, но как то без души.
Рис. 3.
THD в процентах
Рис. 4.
Анти-RIAA
Рис. 5.
Зависимость THD от уровня сигнала
Рис. 6.
Собственные шумы клона
Рис. 7.
Шумы по октавам
Не знаю, на какую нагрузку рассчитана работа этого корректора. Ёмкости выходного разделительного конденсатора (в аппарате 1 uF, хотя по схеме 2 uF) недостаточно для работы на аудиокарту с входным сопротивлением 20 kOm. Завал НЧ равен -3 dB уже на частоте 60 Hz и -5 dB на частоте 20 Hz. Лампы V1b и V2a корректора работают в режиме микротоков анода. Коэффициент нелинейных искажений при низком уровне сигнала достигает 4%.
↑ Компоновка и детали
Блок питания размещён в одном корпусе с фонокорректором. Были большие сомнения по поводу этого решения, поскольку во многих статьях категорично заявлено, что при такой компоновке невозможно избавиться от фона и наводок.
Силовой трансформатор тороидальный 60 Вт, имеет две анодных обмотки и одну накальную, закреплён к корпусу через виброизолирующие прокладки из пористой резины, закрыт глухим кожухом из стали толщиной 1 мм. Задняя стенка у кожуха отсутствует, между стенкой корпуса и экраном трансформатора расстояние 1 см для вентиляции.
Первые два каскада запитаны от обмотки на 230 В, выходной каскад от обмотки на 140 В. Сглаживающие фильтры CLCLC в обоих случаях. В качестве первых ёмкостей использованы конденсаторы на 47 мкФ, последующие на 220 мкФ. Выбор ёмкости первого конденсатора — это компромисс между эффективностью сглаживающего фильтра и пульсациями на вторичной обмотке трансформатора, конденсаторы на 220 мкФ просто были в наличии. Отрицательные выводы первых конденсаторов фильтра питания (47 мкФ) соединены облуженной медной проволокой 1,5 мм в диаметре, это общая земля предусилителя.
Сюда отдельными проводами подключены все земли схемы и корпус. В источнике питания фонокорректора использованы дроссели на 5 Гн, из старых цветных ламповых телевизоров, в блоке питания выходной ступени дроссель с двумя обмотками, на 2,2 Гн и 0,8 Гн от ч/б лампового телевизора. Параметры источника питания, пульсации на различных элементах фильтра удобно смотреть в электронном симуляторе Power Supply Designer 2. Накал ламп питается стабилизированным напряжением. В качестве стабилизатора использован трёхвыводной KA7806 (реальное выходное напряжение 5,8 Вольт) по типовой схеме включения с добавочным PNP-транзистором на радиаторе,
вывод № 2 микросхемы стабилизатора соединен с общей землёй через диод.
Сглаживающий фильтр стабилизатора не менее 6800 мкФ при входном напряжении 10 Вольт. В качестве транзистора можно взять любой, подходящий по мощности, например КТ837, R1 27 Ом. Выходное напряжение стабилизатора накала 6,4 вольта. Блок питания отделён от предусилителя стальным экраном толщиной 1 мм.
На фотографии вместо 6Н6П стоит 6П14П, для стабилизатора накала это одно и то же
В правой части корпуса размещён сам предусилитель. Детали предусилителя смонтированы навесным монтажом с использованием лепестков ламповых панелек и стоек. Детали первого каскада смонтированы на двух монтажных планках, планки установлены на стойках над ламповой панелькой, выводы ламповой панельки соединены с деталями короткими гибкими проводами. Сама панелька первой лампы установлена на виброизолирующую прокладку из пористой резины, под гайки крепления панельки (со стороны корпуса) подложены шайбы из пористой резины. Лампа первого каскада помещена в электростатический экран, который соединён проводом с общей землёй.
В предусилителе, рядом с ламповыми панельками, сделана локальная земляная шина из куска толстой, облуженной медной проволоки диаметром 1,5 мм. Все детали второй и третьей ступени, которые должны соединятся с землёй, распаяны на эту шину, шина соединена с общей землёй достаточно толстым проводом. Соединение выхода второй ступени и входа третьей ступени выполнено через нормально замкнутые контакты малогабаритного реле. При подаче напряжения на реле, контакты замыкаются на дополнительный линейный вход.
Управление переключением входов осуществляется галетным переключателем. Этим же переключателем запитывается дополнительное реле и размыкаются контакты подачи напряжения накала и анодного напряжения на первые две лампы. Крупногабаритные детали предусилителя прикреплены к дну корпуса хомутами, винтами или крепёжными выступами.
Первоначально планировалось установить селектор входов на реле и регулятор уровня выходного напряжения, но в последствии я пошёл по пути упрощения конструкции и ограничился двумя входами: фоно и линейным, и нерегулируемым выходом.
Входные разъёмы RCA изолированы от корпуса, сигнал на вход фонокорректора подаётся по микрофонному кабелю. Активный провод и слаботочная земля помещены в общий экран, слаботочная земля соединяется с землёй фонокорректора у первой лампы, экран провода соединяется с общей землёй в одной точке.
Выбор способа смещения первой лампы — это тоже компромисс. Решил поставить инфракрасный светодиод, который позволил получить смещение 1 Вольт. Светодиоды подобраны, разброс напряжения смещения составляет 1%. Хотя такой способ смещения рекомендуется в книге Моргана Джонса «Ламповые усилители» для более сильноточных ламп, чем 6Н2П.
Можно попробовать 6Н3П, которая для усиления слабых, до 0,1 V сигналов, допускает использование в режиме U анода 125 V, I анода 10 мА и смещение на сетке -1 V при коэффициенте усиления 40. Второй каскад — смещение лампы 6Н1П выбрано 4 вольта, на аноде 200 Вольт.
↑ Прочитанны и приняты к сведению источники:
1) «Супертрансформатор» из ТВЗ 1-9 или ТВК . 2) Морган Джонс «Ламповые усилители» ДМК-Пресс Москва 2007 г. 3) J.C. Morrison «Букварь ламповой аудиосамодельщины: усилители предварительные и оконечные и ещё кое-что от J.C.Morrison’a. 1993 J.C.Morrison 4) Евгений Карпов «Шум входного каскада», «Спектры», «Спектры-2», «Источники питания для ламповой High-End аудио аппаратуры» 5) Евгений Бабиченко, Игорь Гапонов «Усилители RIAA — коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей» Одесса 2003-2004 г.
Спасибо за внимание!
10 лучших фонокорректоров от 10 до 500 долларов
Три моих любимых фонокорректора. Слева направо: Pyle PP444, Rega Fono Mini A2D и Pro-Ject Tube Box S2Фонокорректор или фонокорректор, если хотите, подключается между проигрывателем и усилителем.
Его задача состоит в том, чтобы увеличить выходной сигнал с проигрывателя до стандартного сигнала линейного уровня и обеспечить необходимую коррекцию RIAA.
Он вам обязательно понадобится, если он не встроен в ваш проигрыватель или усилитель.
Или вам может понадобиться тот, который звучит лучше, чем тот, что встроен в ваш проигрыватель или усилитель.
В любом случае, в этой статье мы рассмотрим самые лучшие фонокорректоры стоимостью от 10 до 500 долларов.
1. Лучший в целом: Rega Fono Mini A2D MKII
Мой выбор лучшего предусилителя в целом — Rega Fono Mini A2D MKII.
Удостоенный наград и получивший высокую оценку Rega Fono Mini A2D MKII — это предусилитель, в котором идеально сочетаются цена и производительность. Это не стоит целое состояние, но звучит и работает как надо. 9
Rega Fono Mini A2D оснащен выходом USB, который позволяет преобразовывать виниловые пластинки в цифровую музыку на ПК.
На фотографиях он выглядит не очень впечатляюще, но когда берешь его в руки, он кажется прочным, тяжелым и очень хорошо сложенным. Он разработан одними из самых опытных и признанных инженеров по виниловому оборудованию в мире, людьми из Rega Research.
Когда я искал самый лучший фоно-предусилитель, который был бы недорогим для моих проигрывателей, я не мог найти лучшего варианта, чем Rega Fono Mini A2D. Так что я купил его. И я не могу найти лучшего кандидата на звание лучшего фонокорректора в этой статье. Это действительно отличный фонокорректор. Тот, который вы можете купить, подключить, наслаждаться и никогда не думать об обновлении.
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
2. Лучший бюджет: Pyle Phono Turntable Preamp PP444
Мой выбор для лучшего бюджетного предусилителя — Pyle Phono Turntable Preamp PP444.
Если вы ищете очень недорогой предусилитель, можете не искать дальше. Когда я сравнивал это со встроенным фонокорректором в моем ресивере Denon аудиофильского класса за 1600 долларов, я мог честно сказать, что предусилитель Denon не звучал намного лучше. 9
Если вам нужен фонокорректор, чтобы начать крутить винил, и максимально возможное качество звука для вас не является приоритетом, то Pyle Phono Turntable Preamp PP444 — отличный выбор.
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
3. Лучший занявший второе место: фонокорректор Schiit Mani 2
Лучшим предусилителем, занявшим второе место, я считаю фонокорректор Schiit Mani 2.
Подвижный магнит (MM) | Да |
Подвижная катушка (MC) | Да |
Подвижный магнит (MM) | Да |
Подвижная катушка (MC) | Нет |
Это обойдется вам менее чем в 50 долларов, но я не вижу причин вкладывать больше денег, если вы ищете очень доступный предусилитель, который хорошо справляется со своей задачей.
В моем тестировании он работал очень хорошо. Невероятно хорошо, если учесть очень низкую цену.
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
5. Лучший до $150: Pro-Ject Phono Box DC
Мой выбор лучшего предусилителя до $150 — Pro-Ject Phono Box DC.
Pro-Ject Phono Box DC — признанный предусилитель, который используют и любят тысячи и тысячи любителей винила по всему миру.
Подвижный магнит (MM) | Да |
Подвижная катушка (MC) | Да |
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
6. Лучший до $250: Rega Fono Mini A2D MKII
В качестве лучшего предусилителя стоимостью менее 250 долларов я выбрал Rega Fono Mini A2D MKII .
Вы можете подумать, что нам на Vinyl Restart не хватает фантазии, но Rega Fono Mini A2D MKII также занимает два места в нашем списке лучших фонокорректоров. По нашему мнению, это лучший фонокорректор в целом, а также лучший предусилитель стоимостью менее 250 долларов.
Подвижный магнит (MM) | Да |
Подвижная катушка (MC) | Нет |
Звучит тепло и увлекательно с большим количеством ворчания. Он разработан одними из лучших инженеров в отрасли и получил множество наград. Он чувствует себя очень прочным и хорошо сложенным. Я мог бы выбрать другой предусилитель для этого места, чтобы внести путаницу в этот список, но я не мог сделать это честно.
Если вы можете обойтись без поддержки MC и регулировки усиления, то Rega Fono Mini A2D MKII, по моему мнению, определенно является лучшим фонокорректором, который вы можете купить менее чем за 250 долларов.
Нажмите здесь , чтобы проверить цену на Amazon.
7. Лучший до $500: Rega FONO
Мой выбор лучшего предусилителя до $500 — Rega FONO.
Будучи энтузиастом винила, трудно не пожелать предусилителя Rega FONO. Он удостоен множества наград, отлично звучит и великолепно выглядит. И пользуется большим уважением у хардкорных аудиофилов.
Подвижный магнит (MM) | Да (версия MM) |
Подвижная катушка (MC) | Да (версия MC) |
Rega FONO выпускается в двух версиях. Тот, который поддерживает картриджи MM, и тот, который поддерживает MC. Их схемы специально разработаны в соответствии с типом картриджа, для которого они подходят. В обеих версиях используется полностью дискретная конструкция, в которой каналы полностью отделены друг от друга для оптимальной производительности.
Я раздумывал, купить ли Rega FONO MM или Rega Fono Mini A2D, когда модернизировал предусилитель для использования с моим проигрывателем Rega Planar 2 с картриджем Rega Exact. В итоге я купил менее дорогой Rega Fono Mini A2D и не пожалел об этом выборе. Это отличный предусилитель. Но если у вас есть бюджет и решимость, вы, вероятно, можете получить немного больше звуковых характеристик, выбрав более дорогой и более сложный Rega FONO, а не Rega Fono Mini A2D.
Нажмите здесь , чтобы узнать цену версии MM на Amazon.
Нажмите здесь , чтобы узнать цену версии MC на Amazon.
8. Лучший ламповый фонокорректор стоимостью менее 500 долларов: Pro-Ject Tube Box S2
Мой выбор среди лучших ламповых фонокорректоров стоимостью менее 500 долларов — это Pro-Ject Tube Box S2.
Все остальные предусилители в этом списке являются полупроводниковыми предусилителями. Это означает, что они используют транзисторы для усиления. Но я также включил замечательный предусилитель для любителей ламповых фонокорректоров среди нас.
Подвижный магнит (MM) | Да |
Подвижная катушка (MC) | Да |
С ламповыми фонокорректорами дело обстоит немного иначе. Хорошие ламповые предусилители просто стоят дороже, чем хорошие полупроводниковые предусилители.
Вы можете прочитать больше об этом в моих статьях «Плюсы и минусы ламповых фонокорректоров» и «Лучшие ламповые фоно-предусилители», но 200 долларов, кажется, являются отправной точкой для приличного лампового фоно-предусилителя. Возможно, вам даже придется потратить 400 долларов, чтобы получить хороший. Некоторые скажут гораздо больше.
Когда я искал ламповый фонокорректор для Rega Fono Mini A2D, я не нажимал на курок, пока не смог позволить себе Pro-Ject Tube Box S2. Возможно, есть более доступные ламповые фонокорректоры, которые хороши, но я не смог найти доказательств.
Я купил Pro-Ject Tube Box S2 примерно через год в поисках доступных ламповых фонокорректоров, и теперь это мой фонокорректор по умолчанию.
Кроме того, это единственный MC-совместимый фонокорректор, которым я владею и который я использую вместе с низкоуровневым MC-картриджем Dynavector 20X2, который я установил на свой проигрыватель Rega Planar 3. Спектакль отличный.
Pro-Ject Tube Box S2 звучит даже теплее и мягче, чем Rega Fono Mini A2D, и мне это нравится. Не упуская из виду отличную динамику и детализацию. Это просто фантастика. До сих пор я не ощутил каких-либо недостатков лампового фонокорректора, если не обращать внимания на тот факт, что он должен прогреться в течение нескольких минут, прежде чем он зазвучит великолепно. Но я прекрасно знал об этом.
Если вы ищете отличный ламповый фонокорректор для первого использования, я настоятельно рекомендую вам сэкономить до тех пор, пока вы не сможете позволить себе Pro-Ject Tube Box S2.
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
9. Также отлично #1:
U-Turn Audio Pluto 2 Phono PreampЕще один предусилитель, на который стоит обратить внимание, это U-Turn Audio Pluto 2 Phono Preamp.
U-Turn — относительно новая компания, которая стала очень популярной в последние годы. Они базируются в Вобурне, Массачусетс, и основаны настоящими энтузиастами винила. Я вообще очень впечатлен их продукцией, и их предусилитель Pluto 2 Phono не исключение. 9
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
10. Также отличный #2: Cambridge Audio Alva Solo
Мой последний предусилитель в списке — Cambridge Audio Alva Solo.
Отличное звучание, великолепный внешний вид и очень хорошие отзывы. Невозможно завершить этот список, не включив в него Cambridge Audio Alva Solo. 9
Нажмите здесь , чтобы узнать цену на Amazon.
Заключение
Вот полный список 10 лучших фонокорректоров (фонокорректоров) от 10 до 500 долларов:
- Лучший результат: Rega Fono Mini A2D MKII
- Лучший бюджет: Pyle Phono Turntable Preamp PP444
- Лучшее второе место: Schiit Mani 2 Phono Preamp
- Лучший до $50: Pyle Phono Turntable Preamp PP44 4
- Лучшие до $150: Pro -Ject Phono Box DC
- Лучший до 250 долларов: Rega Fono Mini A2D MKII
- Лучший до 500 долларов: Rega FONO
- Лучший ламповый фонокорректор до 500 долларов: Pro-Ject Tube Box S2
- Также отличный #1: U-Turn Audio Pluto 2 Фонокорректор
- Также отлично #2: Cambridge Audio Alva Solo
Связанные вопросы
Зачем вам нужен предусилитель
Уровень сигнала, выдаваемый звукоснимателем проигрывателя, слишком низок для подачи на стандартный вход аудиосигнала на усилитель/ресивер или активные динамики. Сигнал от звукоснимателя проигрывателя также имеет нелинейную частотную характеристику.
Это исправлено с помощью фонокорректора, который обеспечивает необходимое усиление и коррекцию частотных характеристик (выравнивание RIAA).
Если вы попытаетесь воспроизвести виниловые пластинки на стереосистеме без фонокорректора, громкость музыки будет очень низкой, а в музыке полностью отсутствуют басы.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье «Нужен ли мне предусилитель».
В чем разница между PHONO и LINE?
Есть два основных различия между PHONO и LINE.
Во-первых, сигнал PHONO намного слабее сигнала LINE. Сигнал PHONO обычно составляет 0,005 В, а сигнал LINE обычно составляет 0,3 В.
Во-вторых, нижние тона (басы) сигнала PHONO значительно снижены (эквалайзер RIAA), чего нельзя сказать о сигнале LINE.
Подробнее о нем можно прочитать в нашей статье «Разница между PHONO и LINE».
В чем разница между фоно-предусилителями MM и MC
По сути, на проигрывателях есть два типа фоно-картриджей. Подвижный магнит (MM) и подвижная катушка (MC).
Выходной сигнал картриджа MC намного ниже выходного сигнала картриджа MM. Таким образом, фонокорректор, совместимый с MC, обеспечивает большее усиление, чем фонокорректор, совместимый с MM.
Есть и другие мелкие отличия. Вы можете узнать больше о разнице между фонокорректорами MM и MC в этой статье здесь, на Vinyl Restart.
Как узнать, есть ли у вашего проигрывателя предусилитель?
Если у проигрывателя есть предусилитель, он обычно имеет переключатель PHONO/LINE сзади. Чтобы активировать предусилитель, переключатель должен быть установлен в положение LINE. Если переключатель установлен в положение PHONO, встроенный предусилитель отключается.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье «Как узнать, есть ли в проигрывателе проигрывателя предусилитель».
Как узнать, есть ли в вашем усилителе/ресивере предусилитель?
Усилитель/ресивер имеет встроенный предусилитель, если на задней панели есть вход с надписью PHONO. Также будет возможно выбрать PHONO с помощью селектора входа.
Фонокорректор — это то же самое, что и предусилитель?
В контексте винила и проигрывателей предусилитель обычно означает то же, что и фонокорректор.
В более широком контексте предусилитель может отличаться от фонокорректора. Предусилитель может, например, быть предусилителем для микрофона.
Точнее, можно сказать, что фонокорректор — это то же самое, что и фонокорректор.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье Является ли фонокорректор тем же, что и предусилитель.
Дорогой фонокорректор звучит лучше?
Как и в случае большинства домашних аудиоустройств, чем дороже, тем лучше. Когда дело доходит до фонокорректоров, кажется, что оптимальное соотношение цены и качества составляет около 200 долларов.
Фонокорректор представляет собой довольно простую электронную схему и может быть изготовлен из качественных компонентов по такой цене. На мой взгляд, нет смысла тратить больше 200 долларов на фонокорректор, пока другие компоненты вашей домашней стереосистемы не будут очень высокого качества. За исключением ламповых фонокорректоров, где цена за качество выше, чем у полупроводниковых фонокорректоров.
Подробнее об этом можно прочитать в нашей статье «Улучшает ли звук дорогой фонокорректор звук».
Ресурсы
Rega Research — фонокорректоры
Pyle USA — аксессуары для инструментов
Schiit Audio — продукты
Pro-Ject Audio Systems
U-Turn Audio
Cambridge Audio
60SP ламповый фонокорректор — XTONEBOX Vintage Design Аудио
790€
Ламповый фонокорректор.
- 100% ламповая схема звукового сигнала – на основе электронных мастеров 60-х годов.
- Значительно улучшен отклик виниловых пластинок. Звук с отличной детализацией и динамикой.
- Отборные аудиолампы и электронные компоненты, подобранные для превосходного стереоизображения.
- Минималистский дизайн идеально подходит для проигрывателя сбоку.
Доступный В наличии
Количество Ламповый фонокорректор60SP
- Описание
ВЫЖИМАЙТЕ ЗВУК ИЗ СВОИХ ВИНИЛОВЫХ ЗАПИСЕЙ
Когда вы проигрываете свои виниловые пластинки через этот предусилитель-фонокорректор, первое, что вы замечаете, это открытость звука, затем приятное присутствие деталей с великолепной динамикой, что в конечном итоге сводится к оценке вашей музыки с новой точки зрения. повторного открытия.
Простота в использовании.
Просто позаботьтесь о том, какую виниловую пластинку вы собираетесь слушать. Вход предусилителя спроектирован со стандартным сопротивлением и емкостью для головок ММ. Подключите свой проигрыватель к Xtonebox 60SP, а его выход к вашему обычному устройству, такому как встроенный усилитель (AUX), активные динамики или звуковая карта для копирования.
(Чтобы получить картриджи MC, свяжитесь с нами).
Подобранные и подобранные электронные компоненты.
Наша задача, когда мы предлагаем автономный фонокорректор, состоит в том, чтобы обеспечить электронику правильными компонентами, согласованными в ключевых частях схемы. Кроме того, каждое устройство тестируется с выбранными лампами во время контроля качества, так что вы получаете наилучший сигнал и стереоизображение прямо из коробки.
Минималистичный дизайн.
Теоретически идеальным является подключение сигнала, идущего от картриджа, как можно ближе к его усилению, так как это очень слабый сигнал, склонный к потерям. Что может быть лучше, чем возможность иметь электронику, которая дает ему жизнь, на одной стороне проигрывателя? 9№ 0003
Алюминиевый корпус придает чистый и приятный вид как винтажным проигрывателям, так и современным минималистичным линиям.
Технические характеристики
- Ламповый стереофонический предусилитель.
- Предусилитель класса А.
- В основном предназначен для картриджей MM, картриджи MC доступны по запросу.
- Лампы предусилителя: 2x ECC83 + 1x ECC82.
- 1 вход RCA / 1 выход RCA.
- Входное сопротивление: 47 кОм (мм).
- Выходное сопротивление: 420 Ом.
- Усиление: 52 дБ (ММ).
- Частотная характеристика: 20 Гц / 20 кГц.
- Кривая пассивной коррекции RIAA.
- Полностью алюминиевый корпус, отличное рассеивание и экранирование.
- Внутренний блок питания. Нулевой фоновый шум.
- Размеры (В, Ш, Г): 11 x 12 x 32 (см)
- Вес: 1,2 кг / 2,6 фунта.