Урал-авто-2, Урал-авто-202 – Авто-приёмники – Транзисторные приёмники и радиолы
Автомобильный радиоприёмник “Урал-авто-2” предназначен для установки в автомобили “ИЖ-1500” и рассчитан на приём радиовещательных станций в диапазонах: ДВ, СВ, КВ (49, 41, 31, 25 М) и УКВ.
Сарапульский завод им. Оджоникидзе
Выпуск с 1973 года
Радиоприёмник ”Урал-авто-2” выпускался вплоть до 1992 года, претерпев модернизацию внешнего вида.
Модель “Урал-авто-2″ является модернизацией приёмника ”Урал-авто” и была разработана заказу Ижевского автомобильного завода на 10 микросхемах. Было у данной модели и другое, более редкое, наименование – ”Урал-авто-202”.
Радиоприёмник “Урал-авто-2” можно было использовать в любых легковых или грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 12…15 вольт.
В автомобильном режиме приёмник работает в специальной кассете и с помощью разъёмов подключается к антенне, громкоговорителю и бортовой сети. В переносном режиме приём в диапазонах ДВ, СВ ведется на магнитную антенну, а в KB и УКВ на телескопическую. При этом приёмник питается от 6 элементов 343.
Основные технические характеристики:
Реальная чувствительность:
– в автомобильном режиме:
— в диапазоне ДВ – 200 мкВ,
— в диапазоне СВ – 75 мкВ,
— в диапазоне KB – 50 мкВ,
— в диапазоне УКВ – 5 мкВ,
– в переносном режиме:
— в диапазоне ДВ – 2 мВ/м,
— в диапазоне СВ – 1 мВ/м,
— в диапазоне KB – 200 мкВ/м,
— в диапазоне УКВ – 20 мкВ/м.
Промежуточная частота (ПЧ):
– AM тракта – 465 ±2 кГц,
– ЧМ тракта – 10,7 МГц.
Избирательность по соседнему каналу при расстройке ± 10 кГц – 40 дБ.
Усредненная крутизна скатов резонансной характеристики в диапазоне УКВ-ЧМ – 0,17 дБ/кГц.
Выходная мощность:
– в автомобильном режиме:
— номинальная – 2 Вт
— максимальная – 4 Вт
– в переносном режиме:
— номинальная – 0,25 Вт
Полоса рабочих звуковых частот:
– при работе на внутренний громкоговоритель 0,5ГД-30:
— AM тракта – 200. ..4000 Гц
— ЧМ тракта – 200..10000 Гц
– при работе на внешний громкоговоритель 4ГД-8Е:
— AM тракта – 125…7100 Гц
— ЧМ тракта – 125…10000 Гц.
Приёмник имеет регулировку тембра ВЧ глубиной – 10 дБ.
Время работы от батарей 343 при средней громкости – 50 часов.
Габаритные размеры:
– переносного радиоприёмника – 195х60х190 мм,
– автомобильного радиоприёмника – 195х60х145 мм.
Масса – 1,9 кг.
Скачать электрическую схему: Урал-авто-2, Урал-авто-202
Скачать инструкцию и руководство: Урал-авто-2, Урал-авто-202
Урал
1973
Главная » Техника 20-го века » Транзисторные приёмники и радиолы » Авто-приёмники » Урал-авто-2, Урал-авто-202
Ссылка на этот материал: https://rem-tv.net/stuff/ural-avto-2
07.11.2017 | Андрей 16 094 | 0
Урал-авто-2, перестройка на FM диапазон.
Принесли старенький радиовещательный автомобильный радиоприемник Урал-авто-2 с просьбой перестроить диапазон УКВ советского еще стандарта 66-73 МГц, на FM диапазон 88-108 МГц.
Приемник был 1988 года выпуска, довольно потрепанный жизнью, с небольшими повреждениями корпуса. Но внутри всё было в первозданном виде, нигде ничего не тронуто, без следов коррозии и прочего.
Приемник оказался полностью исправным, работал на всех диапазонах. Только сильно уж хрипел-скрипел регулятор громкости, поэтому его я заменил до начала работ по блоку УКВ.
Для дальнейшей работы нужно было найти принципиальную схему. И здесь пришлось немного потратить времени на поиски.
Дело в том, что первые попавшиеся в сети схемы этого приемника относились к ранним выпускам-примерно 70-х годов прошлого столетия.
Сравнение этих схем с фактической схемой экземпляра Урал-авто-2, который поступил мне на переделку, показало очень значительное отличие именно по блоку УКВ. Так, была изменена входная цепь, вместо германиевых транзисторов ГТ322 были установлены кремниевые КТ3126. Гетеродин и смеситель были собраны на микросхеме К224ХА1 ( в более старых версиях была К2ЖА242-это одно и то же)
Также в моем случае была изменена схема обвязки гетеродина. А кроме того, в последних моделях Урал-авто-2 ( в том числе, и в моем экземпляре) был использован совершенно другой УНЧ с выходными транзисторами КТ837Ф вместо П213Б, как в ранних моделях.
Нашлась в сети схема и поздних выпусков этого приемника, она практически полностью соответствует приемнику, который я собрался дорабатывать, за исключением входной цепи УКВ блока-здесь опять было несоответствие.
Далее об этом будет рассказано более подробно.
Описание работ по перестройке блока УКВ на FM диапазон.
Схема, с которой я работал выложена здесь- Схема Урал-Авто-2.
Поскольку все найденные в сети варианты схем этого приемника имеют очень низкое качество, подготовил схему блока УКВ в sPlane’е:
Нумерация деталей на схеме соответствует заводской, за исключением входного контура, поскольку именно такой вариант я не встретил ни на одной заводской принципиальной схеме.
На схеме возле обозначений конденсаторов С1, С2, С13, С28 синим цветом указаны новые значения емкостей. Также обозначен конденсатор Сдоп, включенный параллельно конденсатору С36.
Итак, приступаем к переделке блока УКВ.
Для того, чтобы приемник работал в диапазоне 88-108 Мгц необходимо перестроить входную цепь ( катушка L5, конденсаторы С1С2), контуры в коллекторных цепях транзисторов Т1 и Т2 и изменить частоту гетеродина путем изменения номиналов частотозадающих элементов.
К слову, в сети есть уже не одно описание перестройки блока УКВ этого приемника, но в них авторы почему-то умалчивают о необходимости перестройки и входного контура, кроме всего прочего.
Катушка входного контура L5 была полностью залита парафином, и мне ну очень не захотелось всё это расковыривать. Поэтому решил для перестройки входного контура на середину FM участка (примерно 100 МГц) изменить номиналы конденсаторов С1 и С2 ( см. схему выше)
Вместо конденсатора С1 емкостью 15 пФ установил 8,2 пФ. Вместо конденсатора С2 емкостью 27 пФ установил 18 пФ. Проверил настройку входного контура измерителем АЧХ Х1-48-пришлось всего лишь немного подкрутить подстроечник катушки L5, и контур настроился на частоту около 100 МГц.
С катушками L16 и L21 дело оказалось сложнее. Обе эти катушки имеют по 10 витков провода. Оставил по 5 витков. Причем, если катушку L16 получилось отмотать без выпайки оной, то доступ к катушке L21 очень затруднен, поэтому, пришлось её выпаять с платы.
Как оказалось, ничего сложного в этом не было.
На обоих катушках отматывал намотку, начиная с верхнего конца.
FM диапазон намного шире чем бывший советский УКВ диапазон 66-73 МГц. И хотя я не собирался перекрывать весь FM участок 88-108 МГц, все же необходимо было увеличить диапазон перестройки резонансных контуров к коллекторных цепях усилителей ВЧ на транзисторах Т1 и Т2. Эти контуры перестраиваются секциями переменного конденсатора С19.1 и С19.2 соответственно. Для увеличения диапазона перестройки немного увеличил емкости растягивающих конденсаторов С13 и С28- вместо 51 пФ поставил 56 пФ.
Опять же с помощью Х1-48 проверил что получилось. А получилось вполне нормально, немного подстроил контуры подстроечными конденсаторами С17 и С30.
Диапазон перестройки получился примерно 93-108 МГц.Сложнее всего оказалось с гетеродином. Катушка гетеродина Lгет была выпаяна для переделки. Она имела 6 витков провода. Сердечник катушки гетеродина был залит парафином и так прикипел за 30 лет, что пришлось его просто высверливать. Как оказалось, всё это я делал зря-не нашлось в запасах подходящего по диаметру подстроечного сердечника.
Пришлось взамен подобрать готовую катушку от промышленной аппаратуры.
Она не совсем подошла по выводам, но эта проблема решилась быстро-просто откусил два неиспользуемых вывода каркаса.
Эта новая катушка имеет диаметр 5 мм и содержит 5 витков провода, и оснащена подстроечным сердечником из карбонильного железа. К тому же помещена в посеребренный экран. Вся эта конструкция спокойно вместилась на место старой гетеродинной катушки.
Для расширения диапазона перестройки гетеродина параллельно конденсатору С36 снизу платы запаял небольшой керамический конденсатор емкостью 8,2 пФ.