Устройство, схема и подключение промежуточного реле. Часть 2
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Продолжаем тему о промежуточном электромагнитном реле. В первой части статьи мы рассмотрели устройство, принцип работы, электрическую схему реле и обозначение реле на принципиальных электрических схемах, а в этой части рассмотрим основные параметры и схемы включения реле.
5. Основные параметры электромагнитных реле.
Основными параметрами, определяющими нормальную работоспособность реле и характеризующие эксплуатационные возможности, являются: 1. Чувствительность. 2. Ток (напряжение) срабатывания. 3. Ток (напряжение) отпускания. 4. Ток (напряжение) удержания. 5. Коэффициент запаса. 6. Рабочий ток (напряжение). 7. Сопротивление обмотки. 8. Коммутационная способность. 9. Износостойкость и количество коммутаций. 10. Количество контактных групп. 11. Временны́е параметры: время срабатывания, время отпускания, время дребезга контактов. 12. Вид нагрузки. 13. Частота коммутаций. 14. Электрическая изоляция.
Все эти параметры подробно приводятся в технических условиях (ТУ), справочниках или в руководствах по применению реле. Однако мы рассмотрим лишь некоторые из них, которыми, как правило, пользуются при повторении радиолюбительских конструкций.
1. Чувствительность реле определяется минимальной мощностью тока, подаваемой в обмотку реле и достаточной для приведения в движение якоря и переключения контактов. Чувствительность различных реле неодинаковая и зависит от конструкции реле и намоточных данных катушки. Чем меньше электрическая мощность тока, необходимая для срабатывания реле, тем реле чувствительнее. Как правило, обмотка более чувствительного реле содержит бо́льшее число витков и имеет бо́льшее сопротивление.
Однако в технической документации параметр чувствительность не указывается, а определяется как мощность срабатывания (Рср) и вычисляется из сопротивления обмотки и тока (напряжения) срабатывания:
2. Ток (напряжение) срабатывания определяет чувствительность реле при питании обмотки минимальным током или напряжением, при котором реле должно четко сработать и переключить контакты. А для их удержания в сработанном положении на обмотку подаются рабочие значения тока или напряжения.
Ток или напряжение срабатывания указывается в технической документации для нормальных условий и является контрольным параметром для проверки реле при их изготовлении и не является рабочим параметром.
3. Ток (напряжение) отпускания приводится в технической документации для нормальных условий и не является рабочим параметром. Отпускание реле (возвращение контактов в исходное состояние) происходит при снижении тока или напряжения в обмотке до значения, при котором якорь и контакты возвращаются в исходное положение.
4. Рабочий ток (напряжение) обмотки указывается в виде номинального значения с двухсторонними допусками, в пределах которых гарантируется работоспособность реле.
Верхнее значение рабочего тока или напряжения ограничивается в основном температурой нагрева провода обмотки, а нижнее значение определяется надежностью работы реле при снижении напряжения источника питания. При подаче на обмотку реле тока или напряжения в указанных пределах реле должно четко срабатывать.
5. Коммутационная способность контактов реле характеризуется величиной мощности, коммутируемой контактами. В технической документации коммутируемая мощность указывается верхним и нижним диапазоном коммутируемых токов и напряжений, в пределах которых гарантируется определенное число коммутаций (срабатываний).
Нижний предел токов и напряжений, коммутируемых контактами, ограничивается величиной переходного сопротивления материала, из которого выполнены контакты. Для большинства промежуточных электромагнитных реле нижним пределом является нагрузка контактов током 10 – 50 мкА при напряжении на контактах 10 – 50 мВ.
Верхним пределом токов и напряжений является нагрузка контактов максимальным коммутирующим током, предусмотренным в технической документации. Верхний предел ограничивается температурой нагрева контактов, при которой снижается механическая прочность контактных материалов, что может привести к нарушению рабочей поверхности.
6. Подключение промежуточных реле.
Схемы включения промежуточных реле практически ни чем не отличаются от схем включения контакторов и магнитных пускателей. Разница состоит лишь в мощности коммутируемой нагрузки. Если контакты промежуточных реле ограничены коммутационной мощностью контактов, составляющей около 5 А, то магнитные пускатели и контакторы способны коммутировать токи более 50 А и напряжения свыше 1000 В.
Разберем подключение реле на примере простых схем.
6.1. Схема с нормально разомкнутым контактом.
Схема питается от источника постоянного тока GB1 напряжением 12 В и состоит из кнопочного выключателя SB1, катушки реле KL1 и лампы накаливания HL1.
В исходном состоянии, когда контакты выключателя SB1 разомкнуты, напряжение питания на катушке реле KL1 отсутствует. Контакт реле KL1.1, стоящий в цепи питания лампы HL1, разомкнут, и на лампу не поступает напряжение.
При замыкании контактов выключателя SB1 напряжение от батареи GB1 поступает на обмотку реле KL1. Реле срабатывает, его контакт KL1.1
замыкается и включает лампу HL1.При размыкании контактов выключателя SB1 движение тока через обмотку реле прекращается и реле возвращается в исходное положение.
6.2. Схема с нормально замкнутым контактом.
В исходном состоянии, когда контакты выключателя SB1 разомкнуты, реле KL1 обесточено, его нормально замкнутый контакт KL1.1 замкнут и напряжение питания 12 В поступает на лампу HL1. Лампа горит.
При замыкании контактов выключателя SB1 напряжение поступает на обмотку реле KL1. Реле срабатывает, его контакт KL1.1 размыкается и разрывает цепь питания лампы HL1. Лампа гаснет.
При размыкании контактов выключателя SB1 движение тока через обмотку реле прекращается и реле возвращается в исходное положение.
6.3. Схема с нормально замкнутым и нормально разомкнутым контактами.
В этой схеме используются сразу два контакта реле KL1
В исходном состоянии, когда контакты выключателя SB1 разомкнуты, реле KL1 обесточено и его нормально разомкнутый контакт KL1.1 разомкнут, а нормально замкнутый KL1.2 замкнут. При этом лампа HL1 не горит, а лампа HL2 горит.
При замыкании контактов выключателя SB1 реле срабатывает и его контакт KL1.1 замыкается, а KL1.2 размыкается. Контакт KL1.1 замыкается и включает лампу HL1, а контакт KL1.2 размыкается и выключает лампу HL2.
При размыкании контактов выключателя SB1 движение тока через обмотку реле прекращается и реле возвращается в первоначальное положение.
Рассмотренная схема включения реле не обеспечивает гальваническую развязку между обмоткой реле и нагрузкой, так как они питаются от общего источника напряжения. Т.е. если необходимо коммутировать нагрузку, например, с рабочим переменным напряжением 220 В, то и реле необходимо использовать с обмоткой, рассчитанной на такое же рабочее напряжение. Если же разделить управление обмоткой и нагрузкой, то их можно применять с любым напряжением.
6.4. Схема с гальванической развязкой.
На схеме показаны две цепи – управляющая и исполнительная (силовая):
управляющая цепь питается напряжением 12 В и включает в себя источник постоянного тока GB1, кнопочный выключатель SB1 и катушку реле KL1;
исполнительная цепь, или ее еще называют силовой, питается переменным напряжением 220 В. В нее входят две лампы накаливания HL1 и HL2, рассчитанные на рабочее напряжение 220 В, и два контакта реле KL1. 1 и KL1.2, служащие для управления лампами.
При замыкании контактов выключателя
6.5. Схема технологической сигнализации.
А теперь рассмотрим схему технологической сигнализации, используемую в системах управления технологическими процессами. Работа такой схемы заключается в контролировании технологических параметров (температура, давление, уровень) и выдаче световой и звуковой информации об отклонении этих параметров за пределы заданных значений.
Для контроля за технологическими параметрами применяют специализированные датчики и приборы, например, сигнализаторы, электроконтактные манометры и т.д., контакты которых задействованы в схеме сигнализации. При выходе параметра за пределы допустимого значения контакт датчика или прибора замыкается или размыкается и этот сигнал запускает сигнализацию в работу.
Рассмотрим упрощенную схему с одним контролируемым параметром.
Схема состоит из двух кнопок SB1 и SB2, двух промежуточных реле KL1 и KL2, сирены HA1, лампы накаливания HL1 и контакта датчика Р1.
При отклонении технологического параметра от заданного значения замыкается контакт датчика Р1 и включаются световая и звуковая сигнализации. Световая сигнализация HL1 включается при срабатывании реле KL2, которое своим нормально разомкнутым контактом KL2.1 подает фазу А1 на лампу. Звуковая сигнализация НА1 включается через замкнутый контакт датчика Р1 и нормально разомкнутый контакт KL1.2. И пока контакт Р1 не разомкнется лампа будет светить, а сирена звенеть.
Чтобы сирена постоянно не звенела, ее отключают нажатием кнопки
Для проверки работоспособности сигнализации предусмотрена кнопка SВ1. При ее нажатии фаза А1 через нормально замкнутый контакт KL1.2 поступает на сирену НА1 и сирена начинает звенеть. И одновременно фаза А1 поступает на катушку реле KL2, которое срабатывает и своим контактом KL2.1 включает лампу HL1.
И в дополнение к статье видеоролик о промежуточных реле.
Ну вот в принципе и все, что хотел сказать о промежуточных реле.
Удачи!
Литература:
1. И. Г. Игловский, Г. В. Владимиров – «Справочник по электромагнитным реле», Л., Энергия, 1975 г.
2. М. Т. Левченко, П. Д. Черняев – «Промежуточные и указательные реле в устройствах релейной защиты и автоматики», Энергия, Москва, 1968, (Б-ка электромонтера, вып. 255).
3. В. Г. Борисов, – «Юный радиолюбитель», Москва, «Радио и связь» 1992 г.
Простая схема реле с самозахватом для фиксированного замыкания электрических контактов. « ЭлектроХобби
Вашему вниманию очень простая схема, которая позволит зафиксировать кратковременное срабатывание (замыкание на его выходных выводах) датчика, собранная на обычном реле. То есть, допустим у нас имеется механической датчик вибрации, удара, толчка, который при своем движении кратковременно замыкает электрические контакты внутри себя. Если такой датчик подключить к исполняющему устройству, например звуковой сигнализации, то работа такой сигнализации также будет кратковременной (буквально доли секунд). Возникает вопрос, как можно сделать так, чтобы данное кратковременное срабатывание датчика обеспечивало фиксированное замыкание контактов, что управляют исполняющим устройством?
Наиболее простым решением будет использование обычного реле, работающее по схеме самозахвата. Это схема обычного электромагнитного пускателя, что применяется в электрике для пуска электродвигателей, но вместо контактора используется обычное реле. Это реле должно иметь на себе как минимум две группы нормально разомкнутых контактов. На рисунке они обозначаются как К2 и К3. Также схема содержит в себе стоповую кнопку, в роли которой можно использовать любой нормально замкнутый переключатель. То есть, его контакты должны быть замкнуты и лишь при нажатии на этот переключатель они должны размыкаться.
Ну и к этой схеме с реле и стоповой кнопкой подключается сам датчик, не имеющий фиксированного замыкания при своем срабатывании. Допустим я собрал своими руками простой датчик движения (толчка, удара, вибрации, колебания, тряски), он обозначается на схеме К1. Его я и подключил к этой схеме реле триггера. Причем его подключение происходит параллельно одному из контактов реле, что обеспечивает самозахват этого реле. При подачи на схему питания, которое должно соответствовать напряжению питания катушки самого реле, в начальный момент ничего не происходит. Так как на катушку не поступает напряжение из-за разомкнутых контактов К1 и К2, но как только датчик К1 срабатывает, хоть и кратковременно, цепь замыкается и катушка реле срабатывает. В итоге замыкаются контакты реле и происходит самозахват. Датчик уже может находится в разомкнутом состоянии, а реле продолжит работать. Ну, а ко второму контакту реле К3 уже можно подключать какое-нибудь исполнительное устройство, например звуковую сигнализацию, что будет оповещать от срабатывании датчика движения.
Для отключения схемы и размыкания исполнительных контактов К3 достаточно нажать на стоповую кнопку S1. Цепь разорвется и реле отключится. Чтобы опять включить схему нужно снова воздействовать на датчик движения. Но не все так идеально, как может показаться. Есть в схеме и свои недостатки и нюансы. А именно, для того чтобы данная схема нормально работала нужно чтобы было достаточно чувствительное реле с хорошим быстродействием своего срабатывания. Именно в этом случае схема будет нормально и надежно работать. Если использовать более мощные и медленные реле, то кратковременного срабатывания датчика не будет хватать для нормального подхвата самого реле.
Другим моментом, из-за которого схема может работать ненормально, это несоответствие токов, что протекают через датчик. Например, если использовать самодельный датчик, в котором используются тонкие провода и контакты, что срабатывают внутри него, то при больших токах в схеме может быть обгорание контактов, их залипание, нечеткое срабатывание и т.д. Так что обязательно учитывайте – величина тока должна быть изначально учтена для всех контактов и цепей схемы, принадлежащих данному устройству.
В приведенном рисунке схемы исполняющие контакты реле замыкают цепь для светодиода, который подключен последовательно с резистором на 1к. При срабатывании реле будет зажигаться светодиод, тем самым сигнализируя рабочее состояние этой схемы. Хотя если вы хотите более стабильную работу схемы, которая бы обеспечивала нормальный подхват реле даже при использовании медленных и мало чувствительных, то тогда лучше использовать схемы триггеров на микросхемах.
Видео по этой теме:
P.S. Причиной плохой работы медленных и мало чувствительных реле в этой схеме является наличие на катушке явления индукции. Как известно, в начальный момент при подачи на катушку напряжения она как бы сопротивляется прохождению тока через нее и тем самым препятствует нормальной работе датчика, что замыкает свои контакты на короткий промежуток времени и не имеет четкой фиксации своего замкнутого состояния. Решением этой проблемы будет вариант с добавлением усилительной схемы с небольшой задержкой времени присутствия напряжения на катушке реле. Даже наличие обычного конденсатора, стоящего параллельно катушке может улучшить ее работу.
Схемы подключения реле| the12volt.com
Десятки самых популярных схем подключения реле 12 В, созданных для нашего сайта и участников, собраны в одном месте. Если вам нужна схема реле, которая не включена в схемы подключения реле 76 , показанные ниже, пожалуйста, поищите на наших форумах или разместите запрос на новую схему реле на нашем форуме реле.
Выберите схему реле или выберите из списка ниже. (доступно 76 схем реле) |
Выберите схему реле.1 – Подключение дополнительных устройств к проводу дистанционного включения2 – Постоянная к мгновенному выходу – Отрицательный вход/отрицательный выход3 – Постоянная к мгновенному выходу – Отрицательный вход/положительный выход4 – Постоянная к мгновенному выходу – Положительный вход/отрицательный выход5 – Постоянный в мгновенный выход — положительный вход/положительный выход6 — преобразование отрицательного выхода в положительный выход7 — преобразование положительного выхода в отрицательный выход8 — дверные замки — 3-проводной отрицательный (тип B)9- Дверные замки – 3-проводной положительный (тип A)10 – Дверные замки – 4-проводной реверсивный11 – Дверные замки – 5-проводной переменный плюс 12 Вольт (тип C)12 – Дверные замки – Приводы / обратная полярность – отрицательный переключатель/триггер (тип D ) (a)13 – Дверные замки – Приводы / обратная полярность – Отрицательный переключатель/пусковой механизм (тип D) (b)14 – Дверные замки – Приводы / Обратная полярность – Положительный переключатель/пусковой механизм (тип D)15 – Дверные замки – Добавить авто Блокировка без сигнализации или системы доступа без ключа16 – Дверные замки – Добавление автоматического разблокировки без сигнализации или системы доступа без ключа17 – Дверные замки – Dodge Caravan (1996 – 2000) (Тип H) 18 – Дверные замки – Dodge Caravan (2001 – 2005) (Тип H) 19 – Дверные замки – Ford Probe (Тип G) 20 – Дверные замки – Nissan Maxima 1995 – 1997, Двойное импульсное реле заземления Диаграмма 21 — Дверные замки — одножильный провод Nissan ’91–95 с использованием 1 реле и 1 диода (тип F)22 — дверные замки — одножильный провод Nissan ’91–95 с использованием 2 реле (тип F) 23 — дверные замки — одноимпульсный для запирания и отпирания — отрицательный импульс24 — дверные замки — одиночный импульс для запирания и отпирания — положительный импульс25 — дверные замки — Toyota с системой блокировки дверей для безопасности детей26 — дверные замки — вакуумного типа (тип E)27 — противотуманные фары выключены, дальний свет включен28 – Противоугонная система автомобиля GM – Passkey29- Противоугонная система автомобиля GM – Ключ доступа II30 – Фары и габаритные огни включены со стеклоочистителями – Отрицательный вход/положительный выход31 – Фары и габаритные огни включены со стеклоочистителями – Положительный вход/положительный выход32 – Подсветка входа для автомобилей с отрицательными триггерами дверей33 – Освещенный вход для автомобилей с положительными дверными триггерами 34 – выход с фиксацией вкл/выкл с использованием одиночного мгновенного отрицательного импульса – положительный выход 35 – выход с фиксацией вкл/выкл с использованием одиночного мгновенного отрицательного импульса – положительный выход – без диодов 36 – фиксированный выход вкл/выкл с использованием одиночного мгновенного положительного импульса Импульсный — отрицательный выход 37 — фиксируемый выход вкл. /выкл. с использованием двух мгновенных отрицательных импульсов — 2 отрицательных выхода — создание заземления при постановке на охрану 38 — фиксируемый вкл./выкл. выход с использованием двух мгновенных отрицательных импульсов — отрицательный выход (3 реле) 39- Выход с фиксацией вкл/выкл с использованием двух мгновенных отрицательных импульсов – Положительный выход (3 реле)40 – Выход с фиксацией вкл/выкл с использованием двух мгновенных положительных импульсов – Отрицательный выход (3 реле)41 – Выход с фиксацией вкл/выкл с использованием двух мгновенных положительных импульсов – Положительный выход (2 реле, 1 диод) 42 – Фиксированный выход вкл/выкл с использованием двух мгновенных положительных импульсов – Положительный выход (3 реле, без диода) 43 – Фиксированный выход вкл/выкл с использованием двух мгновенных импульсов, 1 положительный, 1 отрицательный – Положительный Выход (2 реле, 1 диод)44 – Выход с фиксацией – От мгновенного к постоянному выходу – Отрицательный вход/положительный выход45 – Зафиксированный выход – От мгновенного к постоянному выходу – Положительный вход/положительный выход46 – Световая вспышка – Базовый – Отрицательный вход/положительный выход47 – Свет Мигание — два провода (немецкие автомобили) — отрицательный выход от сигнализации/входа без ключа48 — световая вспышка — два провода (немецкие автомобили) — отрицательный выход от сигнализации/входа без ключа (двойное реле SPST) 49- Световая вспышка – Два провода (автомобили Германии) – Положительный выход от сигнализации/входа без ключа50 – Световая вспышка – Два провода (немецкие автомобили) – Положительный выход от сигнализации/входа без ключа (двойное реле SPST)51 – Световая вспышка – Два провода ( Немецкие автомобили) – Слабый отрицательный выходной сигнал от сигнализации/входа без ключа52 – Световая вспышка – Использование выхода сирены53 – Мгновенный отрицательный выходной сигнал при выключении отрицательного переключателя54 – Мгновенный отрицательный выходной сигнал при выключении положительного переключателя55 – Мгновенный положительный выходной сигнал при выключении отрицательного переключателя56 – Мгновенный положительный выходной сигнал при выключении положительного переключателя57 – Один канал на несколько выходов58 – Коробка отбора мощности (PTO) – Два входа, один выход только один раз59- Импульсный или постоянный выходной сигнал (Вывод сигнала поворота на постоянный выходной сигнал в течение всего времени действия сигнала поворота) 60 – Радио включено до открытия двери (сохраняется питание аксессуара) – Отрицательный триггер двери 61 – Радио включен до открытия двери (сохраняется питание аксессуара) – Положительный триггер двери 62 – Схема реле удаленного пуска – Только базовое63 – Блокировка стартера – Нормально замкнутый64 – Блокировка стартера – Нормально разомкнутый65 – Блокировка стартера – пассивная с выходом звукового сигнала и прерыванием звукового сигнала66 – Блокировка стартером – пассивная с выводом дистанционного включения67 – Блокировка стартером – пассивная с переключателем68 – Стерео к мостовым монофоническим коммутируемым выходам 69- Переключение с последовательного на параллельное и обратное70 – Переключение со стереофонического на мостовое моно и последовательное на параллельное71 – Слабый отрицательный выход на сильный заземленный выход72 – Слабый положительный выход на сильноточный положительный выход73 – Мигающие огни вигвага – Отрицательный вход/положительный выход74 – Отрицательный вход/положительный выход – Изолировать левый и правый свет75 – Мигающие огни вигвага – Положительный вход/положительный выход76 – Мигающие огни вигвага – Положительный вход/положительный выход – Изолировать левый и правый свет
Основы мобильной электроники:
• Диоды• Глоссарий терминов и определений
• Закон Ома
• Рекомендуемые книги и DVD
• Рекомендуемые сечения проводов
• Реле
• Резисторы
• Инструменты и оборудование
Реле и схемы реле:
• Преобразование полярности• Прерывания стартера
• Дверные замки
• Вход с подсветкой и световой вспышкой
• Специальные приложения
• Схемы реле — краткий справочник
• Ретрансляционный форум
Справка и дополнительные ресурсы:
• Руководства по сигнализации и дистанционному запуску• Изображения сигнализации и удаленного запуска
• Автомобильный аудио форум
• Форум автомобильной безопасности и удобства
• Горячие темы безопасности и удобства автомобиля
• Технические советы по реле
• Электропроводка автомобиля
Подпишитесь на the12volt. com
Вторник, 25 апреля 2023 г.
• Copyright © 1999-2023 the12volt.com, Все права защищены.
• Политика конфиденциальности и использование файлов cookie
Отказ от ответственности: *Вся информация на этом сайте (the12volt.com) предоставляется «как есть» без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий, включая, помимо прочего, пригодность для конкретного использования. Любой пользователь принимает на себя весь риск в отношении точности и использования этой информации. Пожалуйста проверьте все цвета проводов и схемы, прежде чем применять какую-либо информацию.
Загрузка документации по продукту и программного обеспечения
Категория документа
3dCAD, чертежи и кривые
Технические чертежи для наших продуктов.
81 449
стр.Каталоги и брошюры
Обзоры продуктов и документы по выбору.
212 117
action_testОценка соответствия
10 889
предложениеСпецификации
202 011
box2Руководства по установке и эксплуатации
Инструкции по установке, программированию и обслуживанию продуктов.
29 983
firmware_upgradeПрограммное обеспечение и встроенное ПО
Все выпуски программного обеспечения и обновления доступны для загрузки.
4 283
action_print_previewРешения
1 432
Energy_efficiencyУстойчивое развитие
358 256
action_settings1Техническая информация
Сертификаты продукции, технические характеристики и многое другое.
319 912
earth_arrowОбучение, мероприятия и вебинары
156
media_videoВидео
610
open_bookБелая книга
Откройте для себя наш обширный портфель решений
1000
3дCAD, чертежи и кривые
Технические чертежи для наших продуктов.
81 449
стр.Каталоги и брошюры
Обзоры продуктов и документы по выбору.
212 117
action_testОценка соответствия
10 889
цитатаСпецификации
202 011
box2Руководства по установке и эксплуатации
Инструкции по установке, программированию и обслуживанию продуктов.
29 983
Посмотреть еще
3dCAD, чертежи и кривые
Технические чертежи для наших продуктов.
81 449
стр.Каталоги и брошюры
Обзоры продуктов и документы по выбору.
212 117
action_testОценка соответствия
10 889
котировкаСпецификации
202 011
box2Руководства по установке и эксплуатации
Инструкции по установке, программированию и обслуживанию продуктов.