Акустический генератор – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Акустический генератор
Cтраница 1
Акустические генераторы и разработанное на их основе высокоэффективное технологическое оборудование могут быть использованы в различных отраслях нефтехимической, нефтеперерабатывающей, химической, а также медицинской промышленности. [1]
Акустические генераторы, применяемые для прочностных испытаний, по характеру создаваемых ими нагрузок разделяются на две основные группы: с дискретным спектром частот и с непрерывным ( широкополосным) спектром. Использование последних, как правило, целесообразнее, так как они лучше воспроизводят эксплуатационные условия. [3]
Базовые акустические генераторы использованы для создания многофункциональных акустических форсунок – распылителей различного назначения. [4]
Динамические акустические генераторы
Акустический генератор УЗГ-2-10 служит для преобразования низкочастотных колебаний ( 50 Гц) в более высокочастотные электрические колебания. [6]
Авторами разработаны акустические генераторы различных конструкций с регулируемыми амплитудно-частотными параметрами. Источником энергии для генерации волн служит энергия потока жидкости, газа, пара или парогазожидкостной смеси. Разработаны акустические генераторы с различными активными элементами: вихревые, тороидальные, дисковые, диафрагменные и параметрические генераторы, работающие в режиме усиления выходных параметров. [7]
На основе разработанных базовых акустических генераторов созданы гомогенизаторы – смесители для различных технологических процессов, в том числе для подготовки сырья для технического углерода и производства пигментированных лакокрасочных материалов. [8]Во всех режимах акустический генератор может быть успешно использован для промывки реактора после окончании каждого процесса синтеза пленкообразующего материала или при смене компонентов смеси. Для промывки через акустический генератор пропускается растворитель. Мощная турбулизация, создаваемая гидроакустическим воздействием, обеспечивает быстрый размыв осадка, что ведет к снижению расходных и энергетических затрат на промывку оборудования. [9]
На рис. 2.3. показан акустический генератор для озвучивания или волновой обработки различных технологических процессов. [10]
На рис. 2.1. показана принципиальная схема акустического генератора с цилиндрической вихревой камерой с регулируемым объемом. На рис. 2.2. показан акустический генератор со сферической вихревой камерой. [11]
Основным элементом конструкции являются один или несколько вихревых акустических генераторов, конструктивно оформленных в единый агрегат. [12]
Разрабатываемая конструкция устройства для смешения предполагает наличие электропривода, акустического генератора, герметичного сосуда, работающего под давлением, а также патрубков для загрузки и разгрузки исходных и полученных материалов и ряда вспомогательных элеметов. Акустический генератор крепится к корпусу сосуда через муфтовое соединение. Глубина расположения генератора зависит от технологического режима процесса перемешивания и достигается с помощью соединительной трубы. [13]
Технические характеристики и геометрические размеры устройств, конструируемых на основе акустических генераторов, во многом определяются параметрами вихревой камеры. Для определения рациональных размеров вихревой камеры необходимо руководствоваться рекомендациями по выбору соотношений между основными размерами и методикой расчета параметров камеры. [14]
Использование в нефтехимическом производстве технологического оборудования, созданного на основе акустических генераторов, обеспечивает, как это показано на практическом материале, существенную интенсификацию основных технологических процессов. Это позволяет внести соответствующие изменения в технологический регламент производства, а также реализовать гибкую систему организации технологического процесса, обеспечивающую получение выпускаемой продукции без существенной реконструкции оборудования. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
Генератор звуковой частоты | Практическая электроника
Что такое генератор звука и с чем его едят? Итак, давайте первым делом определимся со значением слова “генератор”. Генератор – от лат. generator – производитель. То есть объясняя домашним языком, генератор – это устройство, которое производит что-либо. Ну а что такое звук? Звук – это колебания, которые может различить наше ухо. Кто-то пёрнул, кто-то икнул, кто-то кого то послал – все это звуковые волны, которые слышит наше ухо. Нормальный человек может слышать колебания в диапазоне частот от 16 Гц и до 20 Килогерц. Звук до 16 Герц называют инфразвуком, а звук более 20 000 Герц – ультразвуком.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что генератор звука – это устройство, которое излучает какой-либо звук. Все элементарно и просто 😉 А почему бы его нам не собрать? Схему в студию!
Как мы видим, моя схема состоит из:
– конденсатора емкостью 47 наноФарад
– резистора 20 Килоом
– транзисторов КТ315Г и КТ361Г, можно с другими буквами или вообще какие-нибудь другие маломощные
– маленькая динамическая головка
– кнопочка, но можно сделать и без нее.
На макетной пл ате все это выглядит примерно вот так:
А вот и транзисторы:
Слева – КТ361Г, справа – КТ315Г. У КТ361 буква находится посередине на корпусе, а у 315 – слева.
Эти транзисторы являются комплиментарными парами друг другу.
А вот и видео:
Частоту звука можно менять, меняя значение резистора или конденсатора. Также частота увеличивается, если повышать напряжение питания. При 1,5 Вольт частота будет ниже, чем при 5 Вольтах. У меня на видео напряжение выставлено 5 Вольт.
Знаете в чем еще прикол? У девчат диапазон восприятия звуковых волн намного больше, чем у парней. Например, парни могут слышать до 20 Килогерц, а девчата уже даже до 22 Килогерц. Этот звук настолько писклявый, что он очень сильно действует на нервы. Что я хочу этим сказать?)) Да да, почему бы нам не подобрать такие номиналы резистора или конденсатора, чтобы девчата слышали этот звук, а парни нет? Прикиньте, сидите вы на парах, врубаете свою шарманку и смотрите на недовольные рожи одногруппниц (классниц). Для того, чтобы настроить прибор, нам конечно понадобится девочка, которая помогла бы услышать этот звук. Не все девчата также воспринимают этот высокочастотный звук. Но самый-самый прикол в том, что невозможно узнать, откуда идет звучание))). Только если что, я вам это не говорил).
www.ruselectronic.com
Генератор Ужасных Звуков (ГУЗ)
На вкус и цвет товарищей нет. Насчет звуков человечество тоже определилось и хорошо оделяет благами сочинителей и извлекателей музыкальных приятностей. Слух развит не у всех, а вот сомнений во всеобщей врождённой способности издавать нечто неприятное для окружающих, нет ни у кого, хотя это и заблуждение.
Предлагаемый Генератор Ужасных Звуков (ГУЗ) “заводит” детей в возрасте 4…12 лет. Нагло-деструктивный смысл игры состоит в подборе максимально неблагозвучной комбинации частот.
Сочетание нескольких частот всегда можно оценить по шкале прекрасно – ужасно. Развитость любого восприятия определяется его рабочим диапазоном. Рафинированные эстеты и ценители туалетного фольклора в общении одинаково занудны. Любители сладенького и солёненького потеряны для кулинарии. А что думает ваш пёс о великой французской парфюмерии лучше с собачьего не переводить.Из опыта сосуществования с ГУЗ.
Это спорт: цель состязания практического смысла не имеет.
Это игра: хотя бы и на нервах.
Это творчество: для победы нужен талант или хотя бы способности.
Это труд: умение развиваемо.
Это педагогика: и последние станут первыми.
Это отдых: для ума и тела, поскольку они не требуются.
Это наука: максигнусность ещё не найдена.
Это безобразие: оно заканчивается одновременно с батареями питания.
При всём разнообразии подходов к производству неприятных звуков их можно свести к двум структурным схемам. В любом случае есть набор отдельных генераторов звуковой частоты, подбором частот которых и достигают желаемого впечатления. Дальше можно либо объединить сигналы с выходов генераторов в один и использовать общий канал усиления и звуковоспроизведения, либо каждый из генераторов имеет свой усилитель и звуковой излучатель.
Простой генератор ужасных звуков
Синтезатор
В самом простом случае в качестве индивидуальных генераторов звука допустимо использовать простые импульсные генераторы. Для совместной работы желательно унифицировать характеристики их выходных сигналов. Здесь они меандры. Смесь из таких сигналов несколько улучшает восприятие на слух их взаимодействующих гармоник.
Здесь организованы два генераторных канала, каждый из которых состоит из перестраиваемого по частоте автогенератора на логических элементах и делителя частоты пополам на одноразрядном счетчике из D-триггера. После такого делителя всегда имеем чистый меандр.
На электрической схеме видно, что в выполнении функционально идентичных генераторов есть существенные отличия. Это вынужденная мера при их сборке из набора логических элементов одного корпуса микросхемы. Опыт показывает, что у одинаковых по схеме генераторов при настройке на близкие частоты возникает то, что называют слипание частот, затягивание, взамосинхронизация. Тогда регулятор частоты одного из них перестаёт действовать и в большом диапазоне копирует настройку другого.
Если у двух генераторов равные частоты получаются при существенно различных значениях времязадающих элементов (здесь R2,PR1,C1 и R3,PR2,C2), то такой опасности нет.
Хотя микросхемы хорошо работают в диапазоне питающих напряжений 3,5…15V, здесь они запитаны через параметрический стабилизатор (4,7V) на опорном диоде VD1. Его балластом являются резисторы R4, R5. Причём вместе с С3 они образуют двусторонний T-образный фильтр от помех.
Частота генераторов на логических элементах сильно зависит от напряжения питания. В автономных устройствах гальванические элементы со временем “садятся” и без стабилизации добытые гнусности будут улучшаться.
Указанные входные напряжения +7,8…+10V соответствуют стандартной семиэлементной гальванической батарее международного типоразмера 6F22, известной у нас по её первому (40 лет назад!) наименованию “Крона” или герметичной цилиндрической аккумуляторной батарее 7D-0,125.
Если у вас есть иные источники стабильного напряжения, можете смело их использовать, исключив элементы VD1, R3 и R4. С3 лучше оставить.
Акустика
Ужасть украшают децибелы. И самого себя попугать, и щедро поделится ими с окружающими. Тут два пути. Или используем усилители и акустику имеющейся бытовой аппаратуры, или делаем совершенно автономное устройство.
Первый путь прост, быстр в исполнении, эффективен в акустическом плане и привязывает соединительным шнуром группу малолетних экспериментаторов к одному месту, оставляя для взрослых весь остальной мир. Второй путь хорош, если взрослые объединены чем-то стационарным (столом, ТВ, диваном), а всё мешающее удаляется чем дальше за горизонт, тем лучше.
Во всех музыкальных центрах предусмотрены входы для подключения внешних источников стереосигнала (AUX). Есть аналогичные входы на компьютерных звуковых платах (AUX, LINE). Аудио входами оснащены все телевизоры (в основном пока монофоническими). Во всех случаях сигнал с одного выхода подаем на левый канал, со второго на правый. Собственно “ужасности” пространственное разделение звуков не мешает. Тем более не до эстетических переживаний соседям за стенкой.
Уровень выхода импульсных сигналов c синтезатора больше, чем требуется для обычного усилителя низкой частоты (Uinp = 0,2…1V, Rinp = 20…100kΩ), поэтому проблем с сопряжением не должно быть. Нужно лишь помнить, что на вход УНЧ нужно подавать переменный сигнал без постоянной составляющей, т.е. через разделительный конденсатор.
Схема сопряжения для одного канала. Триммер RP5 согласовывает выходной уровень сигнала с синтезатора и входной уровнень конкретного усилителя. Установите его так, чтобы регулятор громкости усилителя оптимально ей управлял.
Автономному генератору нужен свой звуковой усилитель. Выбираем их из необходимой мощности на выходе. Объединяем сигналы в один на простом резистивном микшере с возможностью раздельной регулировки выходного уровней звука для каждого из генераторных каналов.
О настройке
Регулировка частот от низких до высоких частот проводится изменением сопротивления настроечного резистора. Для получения комфортного ощущения равномерного изменения частоты от угла поворота ручки регулятора его характеристика должна быть логарифмической. Для отечественных элементов ей соответствует литера Б в конце наименования. Можно усовершенствовать (усложнив) настройку, поделив звуковой диапазон на два-три поддиапазона.
Для честной групповой игры (очень ценится!) совершенно необходима память настроек. Даже фиксации всего двух настроек достаточно для безупречного соревнования с любым числом игроков по олимпийской системе с выбыванием проигравшего. Одна из настроек хранит наиболее впечатляющую звуковую комбинацию на данный момент, а вторая используется для творческих изысканий претендента. Переводом переключателя всегда можно сравнить оба звука и выбрать худший. При выигрыше претендента его настройки фиксируются, а следующая попытка идёт с регуляторами низвергнутого с пьедестала.
Победа вожделенна и не стоит соблазнять возможностью чуть-чуть подправить звук лидера. Настройки нужно защищать от шустриков. В данном случае, простота электроники оставляет эту функцию конструктору корпуса. Годятся все варианты механическую блокировки или затруднение доступа к регуляторам сохраняемых настроек.
Хорошая зарекомендовала себя, например, жезловая защита, где в качестве регуляторов использованы подстроечные резисторы с коротким шлицом, не выступающими над лицевой панелью прибора, а в наличии есть только одна пара переставляемых утапливаемых ручек.
Синтезатор ужасных звуков. Корпус из алюминиевого профиля с боковыми козырьками хорошо защищают ручки от случайных касаний, а расположение регуляторов, относящихся к разным настройкам на противоположных сторонах делает попытки сбить настройки лидера уж очень явными. В среднем положении переключателя контроля А/В питание снимается.
Две настройки в одном из генераторов. В положении переключателя “off” отдельной группой переключателя SA1 (не показана) питание выключается.
Конструкция
Разводка печати синтезатора. Стабилизатор питания (R3, R4, C3, VD1), необходимый только в ряде случаев, не показан. Настроечные резисторы RP1 и RP2 устанавливаются отдельно.
Шаг сетки 1,25 мм.
– Не беспокойтесь, у нас самые ломкие игрушки!
В шутке, с учётом последнего пункта из “Опыта сосуществования“, много здравого смысла. Для сытости волков и целости овец идеальны квадратные батарейки на 9V (“Крона”, 6F22). При ёмкости в 200 мАч игра плавно замирает за 3…5 часов без перехода в фазу скандала со взрослыми. Время выяснено экспериментально для устройства со встроенным усилителем звука на 1,5 ватта. Несоответствие выходной мощности, ёмкости батареи и времени её использования кажущееся. Даже любители ужасов не слушают их постоянно и на максимальном уровне.
Когда с какофонией захочется покончить раз и навсегда, отметив этот перелом в буфете консерватории, перед физическим уничтожение ГУЗа вспомните, что вторичное использование – девиз эпохи.Точно такие же устройства, отличающиеся только наименованием, используются для синтеза звуков в тонстудиях радио, кино, ТВ и театров для подбора гудков далёких паровозов, старинных автомобилей и т.д. Две чашечки в звонках механических телефонных аппаратов и дорогих будильниках, двойные серебристые рожки клаксонов автомобилей с каретными кузовами, парные свистки окутанных паром локомотивов, это способ получения “властных” звуков, в понимании европейцев с границы XIX-XX.
Выбор наиболее неприятного звука в игре происходит консенсусом, значит это свойство для людей объективно. Звук, как и любой другой стимул, воспринимается по контрасту. Если фон места музыкальный (дискотека, клуб), то лучшего сигнала для привлечения, переключения и фокусировки внимания, чем гадость, трудно придумать. В экстренных случаях важна только безусловность результата, а не правила приличия.
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Простой генератор сигналов своими руками
Здравствуйте друзья Самоделкины! Многим из вас доводилось ремонтировать вышедшие из строя радиоприемники и усилители низкой частоты.
Очередная самоделка, которую я сделал, как раз пригодится для этих целей. Это простой генератор сигналов, которым можно проверять не только тракт звуковой частоты приемника, но и радиочастотный. Его схема показана на фото.
Это обычный мультивибратор, который генерирует колебания не одной какой-то основной частоты, но и еще много кратных частот, называемых гармониками, вплоть до частот коротковолнового диапазона.
Генератор состоит из двух транзисторов. Выходное напряжение, снимаемое с резистора R4 через разделительный конденсатор С3 подается на вход проверяемого нами усилителя или приемника. Если на выходе приемника или усилителя в его громкоговорителе слышится неискаженный звук тональности, соответствующей частоте колебаний генератора, то проверяемые нами устройства –исправны. А если звук искажен или отсутствует совсем, то это говорит о неисправности в их цепях. Для создания самоделки нам потребуются следующие детали и инструменты.
Это: два транзистора КТ 315А, Резисторы МЛТ – 0,25 вт 3 ком – 2шт, 47 ком – 2шт, конденсаторы 0,01мкф -2шт, 0,05 мкф – 1шт, любая малогабаритная кнопка, батарейка на 1,5 в, один зажим «крокодил».
Инструменты: паяльник, пинцет, припой, монтажные провода, кусачки, пассатижи, маленький корпус, иголка, винты и гайки М2, латунные пластинки – для держателя батарейки, монтажная печатная плата размером 1,5 см * 7 см.
Собираем следующим образом:
Шаг -1. Проверяем все радиодетали на их работоспособность мультиметром. Спаиваем всю схему на печатной плате. Проверяем правильность сборки.
Шаг -2. В имеющемся у нас корпусе закрепляем кнопку и держатели для батарейки.
Ставим батарейку в корпус, подключаем спаянную плату. К выходу «А – В» подключаем головной телефон, и проверяем работу генератора на столе. Если схема собрана правильно, то он начинает генерировать звуковые сигналы, которые слышны в наушнике.
Шаг -3. Закрепляем плату в корпус, припаиваем выход «А» к иголке, а выход «в» – выводим наружу черным проводом с припаянным на его конце зажимом «крокодил».
Закрываем корпус крышкой.
Основная частота сигнала около 1 кгц, сигнал на выходе –около 0,5 в, потребляемый ток не более 0,5 ма. Батарейки хватит на целый год.
Вот и все, самоделка готова. А нужна ли она вам – решайте сами.
Успехов вам всем в ваших делах. До новых встреч.
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Генератор звуковых частот для проверки усилителей НЧ
Различные усилители звука, как микрофонные, так и мощные оконечные УМЗЧ, нуждаются при настройке в эталонном сигнале постоянной величины. Многие испытывают и настраивают схемы УНЧ просто коснувшись пальцем входа или подав музыкальную мелодию от ПК или смартфона, более продвинутые радиолюбители запускают специальные тестовые программы, но правильнее всего будет собрать маленький и простой малошумящий тестовый генератор, чтобы раз и навсегда решить этот вопрос.
Схема генератора ЗЧ для проверки УНЧ
Схема транзисторного генератора для тестирования УНЧДанная схема представляет собой генератор синусоидальных сигналов с тремя переключаемыми частотами: 300 Гц, 1 кГц, 3 кГц, и благодаря низкому гармоническому искажению — 0,11%, 0,23% и 0,05% соответственно при максимальном выходном напряжении, устройство действительно хорошо работает во время испытаний и измерений параметров усилительных аудиоустройств.
Плата генератора для проверки УНЧВыходное напряжение генератора устанавливается в 2-х поддиапазонах 0 — 77,5 мВ и 0 — 0,775 В (RMS). Частоты выбираются с помощью переключателя S1, выходной диапазон напряжений — S2.
Расположение деталей на плате генератора ЗЧКалибровка частот на каждом из поддиапазонов выполняется с помощью частотомера и потенциометров R3, R4 и R5. Откалибруйте величину выходного напряжения с помощью милливольтметра.
Осциллограмма сигнала выхода 1 Осциллограмма сигнала выхода 2Питание схемы возможно от 8 — 15 В. Стабилизатор 78L05 с двумя диодами 1N4148 снижает входное напряжение до 6,2 В. Потребляемый ток около 4,5 мА, поэтому с целью предельного уменьшения шумов и возможности использовать тестер автономно — запитывайте его от батареек (аккумуляторов).
2shemi.ru
ЗВУКОВОЙ ГЕНЕРАТОР СИГНАЛА СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ С ОЧЕНЬ МАЛЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ ГАРМОНИК
Г. М е й е р
Звуковой генератор вырабатывает сигналы синусоидальной формы (с очень малым — меньше 0,05% — коэффициентом гармоник) и прямоугольной — меандр (с высокой спектральной составляющей — до 50 МГц). Генератор работает в диапазоне частот от 1 Гц до 100 кГц, разделенном на пять поддиапазонов: 1 — 10, 10 — 100, 100 — 1000 Гц; 1 — 10, 10 — 100 кГц. Максимальная амплитуда синусоидального сигнала на выходе — 3 В, прямоугольного — 2,5 В. Амплитуду сигналов можно регулировать ступенями и плавно. Регуляторы амплитуды каждого вида сигнала — раздельные.
Выходной аттенюатор синусоидального сигнала позволяет уменьшать амплитуду в 3, 10, 30, 100, 300, 1000 и 3000 раз, а аттенюатор прямоугольного сигнала — в 5, 50 и 500 раз.
Точность амплитуды синусоидального сигнала на выходе при переключении поддиапазонов и в пределах поддиапазона не хуже ±0,5 дБ.
В генераторе предусмотрено кратковременное выключение сигнала. Это бывает необходимо, например, для того, чтобы убедиться в преобладании сигнала над шумами в исследуемом устройстве или для отметок при записи на магнитную ленту. В момент выключения сигнала звуковой генератор вырабатывает помеху с уровнем не более — 90 дБ.
Номинальное сопротивление нагрузки генератора (канал синусоидального сигнала) 600 Ом.
Частота звукового генератора контролируется встроенным электронным частотомером с линейной шкалой. Грубый переключатель шкал частотомера сопряжен с переключателем поддиапазонов звукового генератора. Частотомер может работать и автономно (есть вход внешнего сигнала). При этом амплитуда сигнала, подаваемого на частотомер, должна быть в пределах 0,4 — 40 В.
Имеющийся в звуковом генераторе вольтметр подключен к аттенюатору синусоидального сигнала (выход 30 мВ). Таким образом, всякая перегрузка генератора при напряжении, большем 30 мВ, а также короткие замыкания на выходе регистрируются вольтметром. Это особенно удобно при настройке последовательных резонансных контуров.
Вольтметром можно пользоваться и для измерений внешних сигналов. Для этого он имеет гнездо внешнего входа и переключатель пределов 0,03; 0,1; 0,3; 3 и 10 В. Гнездо входа вольтметра — стандартное магнитофонное, стерео. Для удобства работы с вольтметром при налаживании стереофонической аппаратуры в приборе предусмотрен переключатель каналов.
Нелинейные искажения, показания частотомера и вольтметра на поддиапазоне 1 — 10 Гц не гарантируются. На всех остальных поддиапазонах точность не хуже ±5%.
Звуковой генератор снабжен встроенным контрольным усилителем. Это дает возможность прослушать, например, дикторский текст тестов ЛИР-Ч, ЛИБ-Ч при проверке частотной характеристики магнитофонов, не имеющих своего усилителя. Через регулятор громкости контрольный усилитель подключен к вольтметру. С помощью встроенного усилителя можно на слух оценить характер шумов исследуемых устройств, а также испытать громкоговорители. Выходная мощность контрольного усилителя 25 Вт на нагрузке 4 Ом.
Для удобства осциллографических измерений звуковой генератор имеет гнездо для синхронизации осциллографов с постоянной амплитудой около трех вольт.
Габариты звукового генератора 290Х130Х Х230 мм.
Функциональная схема звукового генератора изображена на рис. 1.
Сигнал с генератора 1 синусоидального сигнала через контакты переключателя ВЗ кратковременного выключения сигнала и плавный регулятор R43 амплитуды поступает на вход эмнттерного повторителя 2, а с него через ступенчатый аттенюатор 3 — на выход. К выходу «30 мВ» аттенюатора 3 подключен вольтметр 4. Режим работы вольтметра выбирают переключателем В7.
В режиме внешних измерений сигнал через переключатель В6 поступает через эмиттерный повторитель 6 на входной делитель 5, а с него — на вольтметр.
На генератор 7 прямоугольных импульсов сигнал подается с задающего генератора 1. Амплитуду прямоугольного напряжения регулируют ступенчатым аттенюатором 8.
Частотомер 9 может работать, как указывалось выше, в режиме внутренних или внешних измерений.
Контрольный усилитель 10 через регулятор громкости R134 подключен к вольтметру.
Принципиальная схема генератора синусоидального сигнала изображена на рис. 2.
Задающий генератор выполнен по схеме усилителя (на транзисторах TI — T5), охваченного положительной обратной связью через мост Вина. Нелинейные искажения такого генератора зависят от попарной точности элементов моста. Поэтому-то параллельно основным конденсаторам моста (С1, С2, С4, С6, С8, С10, СП, С13, С15, СП) включены подборочные конденсаторы малой емкости.
Наиболее «капризной» деталью в мосте Вина является переменный сдвоенный резистор. Он должен иметь логарифмическую зависимость сопротивления от угла поворота и разброса сопротивлений обеих частей от угла поворота движка не должно быть. Кроме того, плохие контакты создают при вращении нежелательные явления.
Рис. 1. Функциональная схема звукового генератора:
1 — генератор синусоидального сигнала; 2 — эмиттерный повторитель; 3 — ступенчатый аттенюатор; 4 — вольтметр: 5 — входной делитель; 6 — эмиттернын повторитель; 7 — генератор прямоугольных импульсов; 8 — ступенчатый аттенюатор; 9 — частотомер; 10 — контрольный усилитель
Автор отказался от переменного резистора, заменив его ступенчатым переключателем. Шкала переключателя в каждом частотном поддиапазоне имеет отметки 1; 1,5; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Для получения промежуточных значений частот предусмотрен сдвоенный резистор R12R24, выведенный на лицевую панель под отвертку, который используется только тогда, когда в этом есть необходимость.
Рис. 2. Принципиальная схема генератора синусоидального сигнала
В задающем генераторе усилительные каскады собраны на транзисторах Т2 и Т4. Остальные каскады (на транзисторах 77, ТЗ, Т5) — эмиттерные повторители. Рабочая точка усилителя (чуть выше порога устойчивой генерации) устанавливается подстроечным резистором R40. В качестве стабилизатора амплитуды выходного сигнала используется нелинейный элемент (лампы накаливания Л1 пЛ2).
С выхода задающего генератора (эмиттер транзистора Т5) синусоидальный сигнал поступает на генератор прямоугольных импульсов, а через конденсатор С26 в частотомер и на кнопку ВЗ кратковременного выключения сигнала, а также на выход «Синх. осциллографа».
С плавного регулятора амплитуды через эмиттерные повторители на транзисторах Т6, Т7 сигнал подается на выходной аттенюатор, собранный на резисторах R49 — R56.
Несколько повышенное напряжение питания (40 В) выбрано из соображений получения малого коэффициента гармоник.
Принципиальная схема частотомера приведена на рис. 3. Он выполнен на транзисторах Т8 — Т14.
Чтобы частотомер не влиял на работу звукового генератора, не увеличивал коэффициент гармоник последнего, первые два транзистора включены по схеме эмиттерного повторителя.
На транзисторе Т10 собран усилитель-ограничитель. Импульсы с него управляют триггером Шмитта (транзисторы T11, Т12). Сигнал последнего дифференцируется цепочкой C35R71 и включает ждущий мультивибратор (транзисторы Т13, Т14), который на каждом из поддиапазонов генерирует импульс определенной длительности. Так как частота, подаваемая на вход частотомера, меняется, а длительность импульса ждущего мультивибратора остается неизменной, то меняется скважность импульсов, поступающих на измерительный прибор ИП1. Прибор ИП1, проградуиро-ванный по частоте, измеряет постоянную составляющую, которая зависит от скважности импульсов.
На рис. 4 показана принципиальная схема генератора прямоугольных импульсов. Задающим генератором для него является звуковой генератор.
Первые два каскада (транзисторы 775, 776) — эмиттерные повторители. На транзисторах 777, Т18 собраны усилители-ограничители синусоидального сигнала. Импульсы с коллектора транзистора Т18 управляют работой триггера (779, Т20). Переход триггера из одного устойчивого состояния в другое происходит в момент прохождения входного синусоидального сигнала через нуль. На транзисторе Т21 собран формирователь прямоугольных импульсов.
Через эмиттерный повторитель (транзистор Т22) меандр подается на выходной делитель (см. рис. 5).
Подстроечным резистором R87 при налаживании, добиваются симметрии выходных импульсов.
Рис. 3. Принципиальная схема частотомера
Рис. 4. Принципиальная схема генератора прямоугольных импульсов
Принципиальная схема вольтметра изображена на рис. 5. Первые два транзистора (Т23, Т24) включены по схеме эмиттерного повторителя. Они используются только в режиме внешних измерений. Входной сигнал через резисторы подгонки шкал и резистнвно-емкостный делитель — переключатель пределов измерений подается на базу транзистора Т25.
На транзисторах Т25 — Т28 выполнены усилительные каскады. С выхода последнего измеряемый сигнал подается на выпрямитель (диоды Д12, Д13), а затем на измерительный прибор ИП2. Так как он работает на уровне около 5 В, шкала прибора достаточно линейна.
С резистора R134 («Громкость») сигнал поступает на контрольный усилитель.
Принципиальная схема контрольного усилителя показана на рис. 6. Он собран на транзисторах ТЗО — Т36. Предварительный усилитель выполнен на транзисторах ТЗО, Т31. Фазоинверсный каскад собран на транзисторе Т32. Сигнал с него поступает на выходной усилитель (транзисторы ТЗЗ — Т36). Усилитель охвачен отрицательной обратной связью через резисторы R175, R176. Начальный ток транзисторов выходного каскада устанавливают подстроечным резистором R158. Плечи усилителя симметрируют другим подстроечным резистором R165 Чувствительность усилителя можно регулировать резистором R175.
Рис. 5. Принципиальная схема вольтметра
На рис. 7 показана принципиальная схема блока питания. Напряжение 40 В стабилизировано.
Стабилизатор собран на транзисторах Т37 — Т39.
Питание на контрольный усилитель подается с отдельной обмотки трансформатора Tpl.
Конструкция и детали. Звуковой генератор собран в металлическом прямоугольном корпусе. Фотография передней панели приведена на рис. 8. Внутренний вид прибора показан на рис. 9.
Рис. 6. Принципиальная схема контрольного усилителя
Трансформатор собран на магнитоироводе ШЛ16X35 (толщина ленты 0,35 мм). Первичная обмотка содержит 1440 витков провода ПЭВ-1 0,31 Вторичные обмотки содержат 130+130 витков провода ПЭЛ 0,51 и 290 витков провода ПЭЛ 0,64. Экранная обмотка содержит один слой провода ПЭВ-1 0,31.
Транзистор Т7 установлен на небольшом радиаторе.
Рис. 7. Принципиальная схема блока питания
Рис. 8. Внешний вид прибора
Рис. 9. Внутренний вид прибора
Разброс между нарами конденсаторов в мосте Вина не должен превышать 2%. Этого добиваются параллельным включением дополнительных конденсаторов. Резисторы подбираются с точностью 1%.
Звуковой генератор налаживают по общепринятым методикам, неоднократно опубликованным в любительской радиотехнической литературе.
nauchebe.net
Генератор звуковых частот и сферы его применения
Генератор звуковых частот – это устройство, используемое для образования частот в звуковом диапазоне, а именно от двадцати до двадцати тысяч герц. В приспособлении осуществляется преобразование электромагнитных колебаний в звуковые.
Любой генератор звука состоит из нескольких обязательных частей: пассивные цепи, источник электроэнергии, активный элемент, устройство (цепь) обратной связи. Каждый из этих элементов выполняет свою функцию. Так, пассивные цепи обеспечивают возбуждение и постоянное поддержание колебаний. Активные элементы преобразовывают получаемую энергию в колебательную. Цепи обратной связи, главным образом, управляют активными частями и обеспечивают создание условий для возникновения автоколебаний.
Генератор звуковой частоты в основном применяется для того, чтобы настраивать или определять некоторые технические характеристики трактов на низкой частоте. Также их применяют для управления узлами и элементами приемо-передающих радиоустройств. Еще одна функция, возложенная на генератор звуковых частот – это их применение в качестве модуляторов, а также источников для питания измерительных устройств и их градуировки. Многие устройства позволяют менять свой выходной сигнал с определенным небольшим шагом, что позволяет очень точно настроить любое оборудование.
Также генераторы звуковых частот могут применяться для поиска мест прокладки трубопроводов или кабелей. Устройство является оптимальным для поиска на дальних расстояниях. Это достигается путем регулировки через две ступени мощности, которая образуется на выходе. Также для него характерна возможность излучения в одновременном режиме нескольких частот, что обеспечивает поиск по мультичастотной технологии.
Генератор звуковых частот широко применяется при создании аналоговых синтезаторов. Эти синтезаторы обладают одной характерной особенностью – они позволяют строить итоговый инструмент на базе практически независимых друг от друга блоков. Все сигналы, которые проходят между отдельными блоками, четко стандартизированы. Также уровень напряжения полностью согласован, так как все сигналы, которые передаются – нецифровой природы.
При работе синтезатора, нажатая клавиша на его клавиатуре передает сигнал на входящий порт генератора звуковой частоты. Величина напряжения, которым обладает данный сигнал, определяет высоту тона, которую должен выдать генератор звука. В результате преобразований получается разнообразная звуковая частота, образованная по различной волновой природе. Благодаря этому формируется непосредственно основной тембр звука. В этот момент, с помощью микшера, можно организовать управление уровнями всех используемых волновых форм, а также дополнительно добавлять шумовые сигналы.
Также генератор звуковых частот может применяться для защиты, в активной форме, от различных биоэнергетических полей, которые обладают слабыми мощностными характеристиками. Это свойство позволяет использовать генераторы для стимулирования функционирования организма человека при помощи специфических электроимпульсов на частоте около десяти герц.fb.ru