цветовая маркировка транзисторов
Содержание:
Иногда, ремонтируя поломавшуюся бытовую. или промышленную технику, образуются затруднения с обозначениями на поверхности. Эти обозначения – цветовая маркировка транзисторов, которую нужно знать опытному и практикующему электронщику или просто радиолюбителю. В этих обозначениях определенным образом зашифровывается техническая информация о данной радиодетали.
Маркировка бывает разной, она сильно отличается, допустим от советской и импортной, а также современной российской. Она состоит из определенных таблиц. В данной статье будут приведены все системы маркировки, их расшифровка, значения. В качестве дополнения, в материале содержатся два видеоролика и одна подробная скачиваемая статья.
Цветовая маркировка транзисторов
В данной маркировке используют цветные точки для кодирования параметров транзисторов в корпусах КТ-26 (ТО-92) и КТП-4. При полной цветовой маркировке кодирование типономинала, группы и даты выпуска наносится на срезе боковой поверхности согласно принятой цветовой гамме.
Точку, обозначающую типономинал наносят в левом верхнем углу. Она является началом отсчета. Далее, по часовой стрелке наносятся три точки, означающие группу, год и месяц выпуска соответственно. При сокращении цветовой маркировке дату выпуска опускают (указывается на вкладыше упаковки). Типономинал указывается на срезе боковой поверхности корпуса. Группа указывается на торце корпуса.
Цветовая маркировка транзисторов.Цветовая и символьно – цветовая маркировка транзисторов
В данной статье речь пойдет об определению основных параметров как отечественных так и зарубежных транзисторов по таблицам цветовой и символьно-цветовой маркировке.
Цветовая маркировка транзисторов
В данной маркировке используют цветные точки для кодирования параметров транзисторов в корпусах КТ-26 (ТО-92) и КТП-4. При полной цветовой маркировке кодирование типономинала, группы и даты выпуска наносится на срезе боковой поверхности согласно принятой цветовой гамме. Точку, обозначающую типономинал наносят в левом верхнем углу.
Она является началом отсчета. Далее, по часовой стрелке наносятся три точки, означающие группу, год и месяц выпуска соответственно. При сокращении цветовой маркировке дату выпуска опускают (указывается на вкладыше упаковки). Типономинал указывается на срезе боковой поверхности корпуса. Группа указывается на торце корпуса.
Маркировка.Символьно — цветовая маркировка транзисторов
Отличительная особенность данной маркировки – отсутствие цифр и букв. Типономинал транзистора обозначается на срезе боковой поверхности специальными символом (точки, горизонтальные, вертикальные или пунктирные линии) или цветной геометрической фигурой (круг, полукруг, квадрат, треугольник, ромб и др.).
Маркировка группы относится одной (несколькими) точками на торце корпуса (КТ-26, КТП-4). Цветовая гамма точек, обозначающих группу при данной маркировке, не совпадает со стандартной цветовой гаммой по ГОСТ 24709-81. Она определяется производителем. Символ круга на боковом срезе транзистора необходимо отличать от точки, которая не имеет четкой формы, т. к. наносится кистью.
Маркировка по моделям транзисторов.Применение транзисторов
Наряду с такой системой продолжает действовать и прежняя система обозначения, например П27, П401, П213, МП39 и т.д. Объясняется это тем, что такие или подобные транзисторы были разработаны до введения современной маркировки полупроводниковых приборов. Маломощный низкочастотный транзистор ГТ109 (структуры р — n — р) имеет в диаметре всего 3, 4 мм.
Транзисторы этой серии предназначены для миниатюрных радиовещательных приемников. Их используют также в слуховых аппаратах, в электронных медицинских приборах т.д. Диаметр транзисторов ГТ309 (р — n — р) 7,4 мм. Такие транзисторы применяют в различных малогабаритных электронных устройствах для усиления и генерирования колебаний высокой частоты.
Различие маркировок – в осуществлении дополнительной цветовой покраски торца корпуса полупроводника или же конструктивным исполнением корпуса. Абсолютное и урезанное обозначение транзисторов имеющих среднюю и малую мощность осуществляется с помощью цветных точек (двух или же четырех), или с помощью кодовых знаков в виде геометрических фигур (кодов). При полной маркировке на корпус полупроводника наносится тип, группа дата выпуска.
Транзисторы КТЗ15 (n — p — n) выпускают в пластмассовых корпусах. Эти маломощные приборы предназначены для усиления и генерирования колебаний высокой частоты. Транзисторы МП39 — МП42 (р — n — р) — самые массовые среди маломощных низкочастотных транзисторов. Точно так выглядят и аналогичные им, но структуры n — p — n, транзисторы МП35 — МП38. Диаметр корпуса любого из этих транзисторов 11,5 мм. Наиболее широко их используют в усилителях звуковой частоты.
Материал по теме: Как подключить конденсатор
Так выглядят и маломощные высокочастотные р — n — р транзисторы серий П401 — П403, П416, П423, используемые для усиления высокочастотных сигналов как в промышленных, так и любительских радиовещательных приемниках. Транзистор ГТ402 (р — n — р) — представитель низкочастотных транзисторов средней мощности. Такую же конструкцию имеет его «близнец» ГТ404, но он структуры (n — p — n). Их, обычно используют в паре, в каскадах усиления мощности колебаний звуковой частоты.
https://www.youtube.com/watch?v=JVnRN-fNhxE
[stextbox id=’info’]Транзистор П213 (германиевый структуры р — n — р) — один из мощных низкочастотных транзисторов, широко используемых в оконечных каскадах усилителей звуковой частоты. Диаметр этого, а также аналогичных ему транзисторов П214 — П216 и некоторых других, 24 мм. Такие транзисторы крепят на шасси или панелях при помощи фланцев. Во время работы они нагреваются, поэтому их обычно ставят на специальные теплоотводящие радиаторы, увеличивающие поверхности охлаждения.[/stextbox]
КТ904 — сверхвысокочастотный кремниевый n — p — n транзистор большой мощности. Корпус металлокерамический с жесткими выводами и винтом М5, с помощью которого транзистор крепят на теплопроводящем радиаторе. Функцию радиатора может выполнять массивная металлическая пластина или металлическое шасси радиотехнического устройства. Высота транзистора вместе с выводами и крепежным винтом чуть больше 20 мм. Транзисторы этой серии предназначаются для генераторов и усилителей мощности радиоаппаратуры, работающей на частотах выше 100 МГц, например диапазона УКВ.
Маркировка транзистора цветовыми обозначениями.Схемы включения и основные параметры биполярных транзисторов
Итак, биполярный транзистор, независимо от его структуры, является трехэлектродным прибором. Его электроды — эмиттер, коллектор и база. Для использования транзистора в качестве усилителя напряжения, тока или мощности входной сигнал, который надо усилить, можно подавать на два каких — либо электрода и с двух электродов снимать усиленный сигнал. При этом один из электродов обязательно будет общим. Он — то и определяет название способа включения транзистора: по схеме общего эмиттера (ОЭ), по схеме общего коллектора (ОК), по схеме общей базы (ОБ).
Включение p-n-р транзистора по схеме ОЭ
Напряжение источника питания на коллекторе V подается через резистор Rк, являющийся нагрузкой, на эмиттер.
Это выполняется через общий «заземленный» проводник, обозначаемый на схемах специальным знаком.
Входной сигнал через конденсатор связи Ссв. подается к выводам базы и эмиттера, т.е. к участку база — эмиттер, а усиленный сигнал снимается с выводов эмиттера и коллектора.
Эмиттер, следовательно, при таком включении является общим для входной и выходной цепей. Транзистор, по схеме с ОЭ, в зависимости от его усилительных свойств может дать 10 — 200 — кратное усиление сигнала по напряжению и 20 — 100 — кратное усиление сигнала по току.
Такой способ включения по схеме с ОЭ пользуется у радиолюбителей наибольшей популярностью.
Существенным недостатком усилительного каскада, включенном по такой схеме, является его сравнительно малое входное сопротивление — всего 500-1000 Ом.
Что усложняет согласование усилительных каскадов, транзисторы которых включают по такой же схеме.
Объясняется это тем, что в данном случае эмиттерный р — n переход транзистора включен в прямом, т. е. пропускном, направлении. А сопротивление пропускного перехода, зависящее от прикладываемого к нему напряжения, всегда мало. Что же касается выходного сопротивления такого каскада, то оно достаточно большое (2-20 кОм) и зависит от сопротивления нагрузки Rк и усилительных свойств.
Интересный материал для ознакомления: что нужно знать об устройстве силового трансформатора.
Включение прибора схеме ОК
Входной сигнал подается на базу и эмиттер через эмиттерный резистор Rэ, который является частью коллекторной цепи. С этого же резистора, выполняющего функцию нагрузки транзистора, снимается и выходной сигнал. Таким образом, этот участок коллекторной цепи является общим для входной и выходной цепей, поэтому и название способа включения транзистора — ОК.
Каскад с полупроводником, включенным по такой схеме, по напряжению дает усиление меньше единицы. Усиление же по току получается примерно такое же, как если бы транзистор был включен по схеме ОЭ. Но зато входное сопротивление такого каскада может составлять 10 — 500 кОм, что хорошо согласуется с большим выходным сопротивлением каскада на транзисторе, включенном по схеме ОЭ.
По существу, каскад не дает усиления по напряжению, а лишь как бы повторяет подведенный к нему сигнал. Поэтому транзисторы, включаемые по такой схеме, называют также эмиттерными повторителями. Почему эмиттерными?
Потому что выходное напряжение на эмиттере практически полностью повторяет входное напряжение. Почему каскад не усиливает напряжение? Давайте мысленно соединим резистором цепь базы с нижним (по схеме) выводом эмиттерного резистора Rэ, как показано на (рис. 5, б) штриховыми линиями.
Этот резистор — эквивалент внутреннего сопротивления источника входного сигнала Rвх. , например микрофона или звукоснимателя. Таким образом, эмиттерная цепь оказывается связанной через резистор Rвх. с базой. Когда на вход усилителя подается напряжение сигнала, на резисторе Rэ, являющемся нагрузкой транзистора.
Выделяется напряжение усиленного сигнала, которое через резистор Rвх. оказывается приложенным к базе в противофазе. При этом между эмиттерной и базовой цепями возникает очень сильная отрицательная обратная связь, сводящая на нет усиление каскада. Это по напряжению. А по току усиления получается такое же, как и при включении транзистора по схеме с ОЭ.
Цветовая маркировка.Включение транзистора по схеме с ОБ
В этом случае база через конденсатор Сб по переменному току заземлена, т. е. соединена с общим проводником питания. Входной сигнал через конденсатор Ссв. подают на эмиттер и базу, а усиленный сигнал снимают с коллектора и с заземленной базы. База, таким образом, является общим электродом входной и выходной цепей каскада.
Такой каскад дает усиление по току меньше единицы, а по напряжению — такое же, как транзистор, включенный по схеме с ОЭ (10 — 200). Из — за очень малого входного сопротивления, БК превышающего нескольких десятковом (30-100) Ом, включение транзистора по схеме ОБ используют главным образом в генераторах электрических колебаний, в сверхгенеративных каскадах, применяемых, например, в аппаратуре радиоуправления моделями.
Чаще всего как я уже говорил применяются схемы с включением транзистора с ОЭ, реже с ОК. Но это только способы включения. А режим работы транзистора как усилителя определяется напряжениями на его электродах, токами в его цепях и, конечно, параметрами самого транзистора. Качество и усилительные свойства биполярных транзисторов оценивают по нескольким электрическим параметрам, которые измеряют с помощью специальных приборов.
Вас же, с практической точки зрения, в первую очередь должны интересовать три основных параметра: обратный ток коллектора Iкбо, статический коэффициент передачи тока h313 (читают так: аш два один э) и граничная частота коэффициента передачи тока Fгр.
Заключение
Рейтинг автора
Написано статей
В статье описаны все особенности маркировки. Более подробно о них можно узнать из стать Маркировка транзисторов. В нашей группе ВК можно задавать вопросы и получать на них подробные ответы от профессиональных электронщиков. Чтобы подписаться на группу, вам необходимо будет перейти по следующей ссылке: https://vk.com/electroinfonet. В завершение статьи хочу выразить благодарность источникам, откуда мы черпали информацию:
www.radioingener.ru
www.radioschema.ru
www.diodnik.com
www.go-radio.rul
www.raschet.info
Предыдущая
ПолупроводникиЧто такое ультрафиолетовые светодиоды?
Следующая
ПолупроводникиЧто такое транзистор
Транзистор | Цветовая маркировка биполярных транзисторов |
КТ203АМ
КТ203БМ КТ203ВМ |
маркировка: темно-красная боковая поверхность
и темно-красный торец
маркировка: темно-красная боковая поверхность и желтый торец маркировка: темно-красная боковая поверхность и темно-зеленый торец |
КТ209АМ
КТ209БМ КТ209ВМ КТ209ГМ КТ209ДМ КТ209ЕМ КТ209ЖМ КТ209ИМ КТ209КМ КТ209ЛМ КТ209ММ |
маркировка: серая метка на боковой поверхности
и темно-красный торец
маркировка: серая метка на боковой поверхности и желтый торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и темно-зеленый торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и синий торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и белый торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и коричневый торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и серебристый торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и оранжевый торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и светло-табачный торец маркировка: серая метка на боковой поверхности и серый торец |
КТ326АМ
КТ326БМ |
маркируется розовой точкой
маркируется желтой точкой |
КТ337А
КТ337Б КТ337В |
маркируется красной и розовой точками
маркируется красной и желтой точками маркируется красной и синей точками |
КТ342АМ | маркировка: треугольник и буква “А” или синяя метка на боковой поверхности и темно-красная на торце |
КТ342БМ | маркировка: треугольник и буква “Б” или синяя метка на боковой поверхности и желтая на торце |
КТ342ВМ | маркировка: треугольник и буква “В” или синяя метка на боковой поверхности и темно-зеленая на торце |
КТ345А
КТ345Б КТ345В |
маркируется белой и розовой точками
маркируется белой и желтой точками маркируется белой и синей точками |
КТ350А | |
КТ351А
КТ351Б |
маркируется точками желтой и розового цвета
маркируется двумя желтыми точками |
КТ352А
КТ352Б |
маркируется точками зеленого и розового
цвета
маркируется точками зеленого и желтого цвета |
КТ363АМ
КТ363БМ |
маркируется двумя розовыми точками
маркируется розовой и желтой точками |
КТ368АМ
КТ368БМ |
маркируются двумя точками
маркируются одной точкой |
КТ370А-9
КТ370Б-9 |
маркируется красной точкой
маркируется белой точкой |
КТ371А
КТ371АМ 2Т371А |
маркируется двумя синими точками
маркируется двумя полосами маркируется одной синей точкой |
КТ372А
КТ372Б КТ372В 2Т372А 2Т372Б 2Т372В |
маркируется двумя зелеными точками
маркируется двумя черными точками маркируется двумя белыми точками маркируется одной зеленой точкой маркируется одной черной точкой маркируется одной белой точкой |
КТ382А
КТ382Б КТ382АМ КТ382БМ 2Т382А 2Т382Б |
маркируется двумя черными точками
маркируется двумя красными точками маркируется одной полосой маркируется одной черной точкой маркируется одной красной точкой |
1Т387А-2
1Т387Б-2 |
маркируется черной точкой
маркируется белой точкой |
КТ391А-2
КТ391Б-2 КТ391В-2 2Т391А-2 2Т391Б-2 |
маркируется двумя черными точками
маркируется двумя белыми точками маркируется двумя синими точками маркируется одной черной точкой маркируется одной белой точкой |
2ТС393А-9
2ТС393Б-9 |
маркируется одной красной точкой
маркируется одной белой точкой |
КТ396А9 | маркируется одной зеленой точкой |
КТ3102АМ
КТ3102БМ КТ3102ВМ КТ3102ГМ КТ3102ДМ КТ3102ЕМ |
маркируются зеленой меткой на боковой поверхности
и темно-красной на торце
маркируются зеленой меткой на боковой поверхности и желтой на торце маркируются зеленой меткой на боковой поверхности и темно-зеленой на торце маркируются зеленой меткой на боковой поверхности и голубой на торце маркируются зеленой меткой на боковой поверхности и синей на торце маркируются зеленой меткой на боковой поверхности и белой на торце |
КТ3106А9 | маркируется одной синей точкой |
КТ3107А
КТ3107Б КТ3107В КТ3107Д КТ3107Е КТ3107Ж КТ3107И КТ3107К КТ3107Л |
маркируются голубой и розовой точками
маркируются голубой и желтой точками маркируются голубой и синей точками маркируются голубой и бежевой точками маркируются голубой и оранжевой точками маркируются голубой и цвета электрик точками маркируются голубой и салатовой точками маркируются голубой и зеленой точками маркируются голубой и красной точками маркируются голубой и серой точками |
КТ3109А
КТ3109Б КТ3109В |
маркируется белой и розовой точками
маркируется белой и желтой точками маркируется белой и синей точками |
1Т3110А | маркируется зеленой точкой |
КТ3115А-2
КТ3115В-2 КТ3115Г-2 2Т3115А-2 2Т3115Б-2 |
маркируется красной полосой
маркируется желтой полосой маркируется синей полосой маркируется красной точкой маркируется желтой точкой |
КТ3120А
2Т3120А |
маркируется двумя белыми точками
маркируется одной белой точкой |
2Т3123А-2
2Т3123Б-2 2Т3123В-2 |
маркируются розовой точкой
маркируются белой точкой маркируются синей точкой |
2Т3124А-2
2Т3124Б-2 2Т3124В-2 | маркируются красной точкой
маркируются желтой точкой маркируются черной точкой |
КТ3126А9 | маркируется синей краской |
КТ3130А9
КТ3130Б9 КТ3130В9 КТ3130Г9 КТ3130Д9 КТ3130Е9 |
маркируются красной меткой
маркируются желтой меткой маркируются зеленой меткой маркируются голубой меткой маркируются синей меткой маркируются белой меткой |
2Т3132А-2
2Т3132Б-2 2Т3132В-2 2Т3132Г-2 |
маркируются синей точкой
маркируются красной точкой маркируются желтой точкой маркируются черной точкой |
2Т3187А9
2Т3187А91 |
маркируются синей точкой
маркируются двумя синими точками |
2Т664А91
2Т664Б91 |
маркируются символами “1А”
маркируются символами “1Б” |
2Т665А91
2Т665Б91 |
маркируются символами “2А”
маркируются символами “2Б” |
2Т671А2 | маркируется символом “Т” черного цвета |
КТ680А | маркируются уголком черного цвета и буквой “А” |
КТ681А | маркируются квадратом черного цвета и буквой “А” |
2Т682А2
2Т682Б2 КТ682А2 КТ682Б2 |
маркируется символом “V” черного цвета у базового вывода маркируется одной зеленой точкой у базового вывода маркируется двумя зелеными точками у базового вывода |
2Т687АС2
2Т687БС2 |
маркируются черной точкой
маркируются белой точкой |
2Т691А2 | маркируется символом “+” черного цвета |
2Т9137А | маркируются символом “Р” |
КТ9144А9 | маркируются символами “5А” |
КТ9145А9 | маркируются символами “6А” |
Старинные транзисторные радиоприемники 1950-х и 60-х годов
Майкл Джек, чей личный веб-сайт Flickr включен в наш Зал славы, коллекционирует винтажные транзисторные радиоприемники.
Возможно, вы недавно увидели фотографию классного карманного радиоприемника начала 1960-х годов и вспомнили о своей беззаботной юности? Может быть, вам бросились в глаза пастельные тона или атомный дизайн? Или хромированные детали, которые привлекли ваше внимание? Тем не менее, вы обнаружите, что активно ищете их на местном блошином рынке или просматриваете eBay в поисках хорошей сделки.
Будьте осторожны! Если вы купите один транзисторный радиоприемник, он, скорее всего, вырастет до двух, а затем и до трех. К вашему четвертому радио вы будете считаться «коллекционером» и попадетесь на крючок! Не будет пути назад от привлекательности этих технических и художественных чудес середины века.
Прежде чем тратить слишком много денег, я рекомендую вам потратить некоторое время, сделать домашнее задание и заняться самообразованием. Тогда получайте удовольствие и собирайте то, что вам нравится. Хотя основное внимание в этой статье уделяется расширению вашей базы знаний, убедитесь, что вы не просто собираете деньги для инвестиций и не увлекаетесь только тем, что считается «обязательным». Конечно, вам понадобятся некоторые ключевые радиоприемники, но убедитесь, что вы собрали то, что вам нравится. Получайте удовольствие и покупайте радиоприемники, которые соответствуют вашим личным вкусам.
Я предлагаю провести некоторое время в Интернете или просмотреть страницы нескольких справочников по ценам на транзисторные радиоприемники, чтобы изучить марки и модели. Большинство прайс-листов на рынке были выпущены более десяти лет назад, во время первой «волны» коллекционирования транзисторных радиоприемников. Они предшествуют eBay, и указанные цены часто выше, чем сегодняшние значения. За прошедшие годы мы поняли, что эти радиоприемники не так редки или дефицитны, как считалось раньше. Есть несколько исключений, о которых я вскоре расскажу.
Транзисторные радиоприемники 1950-х годов: первые годы
Как правило, наиболее коллекционными и историческими транзисторными радиоприемниками являются те, которые производились в Японии с 1956 по 1963 год и в Америке с 1955 по 1960 год. Один простой способ датировать транзисторный радиоприемник этим периодом — искать маленькие треугольники или кружочки между 6 и 7 и 12 и 16 на циферблате. Это знаки CD, которые появлялись на всех радиоприемниках, произведенных или проданных в США с 1953 по 1963 год. CD означало Гражданскую оборону, и к нему относились очень серьезно в 50-х и 60-х годах из-за коммунистической «красной паники».
Чтобы противодействовать возможности российской воздушной атаки на Северную Америку, правительство США ввело в действие программу CONELRAD, которая расшифровывалась как КОНТРОЛЬ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ. CONELRAD установил две частоты гражданской обороны: 640 и 1240 кГц. Во время чрезвычайных ситуаций все станции, кроме станций CONELRAD в 6:40 и 12:40, прекращали работу (обратите внимание, что некоторые японские радиоприемники, произведенные Sharp и Hitachi в конце 50-х годов, не имели маркировки компакт-диска).
Американские компании первыми вышли из ворот твердотельных радиоприемников, выпустив Regency TR-1 18 октября 19 года. 54 (он хорошо продавался в 1955 и 1956 годах как модернизированные TR-1G и TR-4). Как коллекционер транзисторных радиоприемников, я считаю важным иметь в своей коллекции хотя бы один экземпляр этого исторического радиоприемника. Их можно найти на Ebay по цене от 300 до 1000 долларов в зависимости от цвета. Более простые шкафы цвета слоновой кости и серого цвета принесут меньше денег, чем «мандариновый» красный и черный.
В течение короткого периода TR-1 были выпущены в очень привлекательных перламутровых розовых и светло-голубых цветах, а также в завитках, нефритово-зеленом и красном дереве. Эти более поздние примеры приносят самые высокие деньги на Ebay. Если вы действительно хотите купить Regency TR-1 по выгодной цене, я советую посетить местные блошиные рынки, гаражные распродажи и антикварные рынки. Может пройти несколько лет, прежде чем вы его найдете, но подумайте об удовольствии, которое вы получите от поиска, и о деньгах, которые вы сэкономите. Два года назад я нашел красный TR-1 на барахолке и заплатил всего 100 долларов.
В TR-1 и TR-1G использовалась странная батарея на 22,5 вольта, которую сегодня можно найти в ограниченном количестве, но она дорогая.
Ранние радиостанции Zenith, такие как серия Royal 500, также достойны того, чтобы иметь их в коллекции. Первый Royal 500 был собран вручную и имел металлический корпус! Zenith 500 пятого поколения назывался 500H. Он имеет большой овальный динамик и считается лучшим портативным транзисторным радиоприемником по звучанию и характеристикам. Если вам нужна высокая производительность, вы можете рассмотреть этот вариант. Ранняя версия 500, собранная вручную, принесет больше денег, чем более поздние версии.
Другие коллекционные радиоприемники американского производства произведены компаниями RCA, GE, Admiral, Motorola, Magnavox, Philco, Raytheon, Arvin, Sylvania, Emerson и т. д. Радиоприемники американского производства, как правило, немного больше, чем их японские аналоги. Большинство американских радиоприемников будут считаться размером с карман пальто — слишком большими для кармана рубашки, но слишком маленькими, чтобы классифицировать их как портативные. Многие из них были также более крупными, обтянутыми кожей портативными комплектами, такими как Zenith Royal 750 и Raytheon 8TP-1.
Одной из самых популярных и привлекательных карманных радиостанций для верхней одежды была серия Emerson 888. Emerson выпустила несколько моделей этой серии с 1958 по 1960 год, такие как Vanguard, Pioneer, Explorer, Satellite и Atlas, названные в честь различных космических программ США. Эти радиоприемники сегодня можно найти в большом количестве, они потрясающе выглядят и часто стоят по разумной цене (обычно от 20 до 100 долларов в зависимости от состояния).
Японские радиоприемники: полная миниатюризация
Хотя японские производители немного отставали от американских компаний в производстве транзисторных радиоприемников, они быстро догнали их и превзошли ожидания. Первым выпущенным японским транзистором был TR-55 от Sony. В то время Sony была торговой маркой, а сама компания называлась Tokyo Tsushin Kogyo. TR-55 сегодня невероятно редок. Он продавался только внутри Японии, в то время как 50 единиц были импортированы в Канаду генеральными дистрибьюторами (GENDIS). Вы можете никогда не встретить ни одного из них за все годы своего коллекционирования.
Радиоприемник Sony, который, казалось, навсегда изменил весь мир электроники, был TR-63. Выпущенная в 1957 году, она считалась первой в мире по-настоящему карманной радиостанцией и первой, в которой использовались все миниатюрные компоненты. Это также было первое японское радио, импортированное в США (несколько других ранних радиоприемников Sony были проданы в Канаде в 1956 году). Несколько TR-63 появляются каждый год на eBay, но ожидается, что за них придется заплатить большую сумму. Даже образцы с трещинами или сколами могут стоить 400 долларов. Те, кто находится в отличном состоянии, получат более высокие суммы.
После того, как Sony открыла рынок США, другие имена, такие как Toshiba, Hitachi, Sharp, Standard, Sanyo, Matsushita (Panasonic), Mitsubishi, Aiwa, Realtone, Global и Zephyr, прибыли на берега Северной Америки и привлекли молодежный рынок своими меньшими размерами. , более доступные и более красочные карманные радиоприемники. Одновременное появление импортного карманного радио и рок-н-ролла навсегда изменило электронную промышленность!
К концу 50-х и началу 60-х годов многие американские компании решили производить свои радиоприемники в Японии, но сохранили свои американские торговые марки, такие как Trancel, Penny’s, Channel Master и Bulova. Даже такие гиганты, как Zenith, RCA, Motorola, Philco и G.E. их радиоприемники были сделаны в Японии. Они больше не могли конкурировать с более низкими ценами и более привлекательным дизайном из Азии.
Особенности классического дизайна
Одной из классических особенностей японских радиоприемников был пластик, окрашенный с обратной стороны. Обратная (задняя) покраска была очень популярным методом украшения транзисторных радиоприемников в период с 1958 по 1962 год. При окраске всех рисунков на внутренней стороне прозрачной пластиковой крышки циферблата не было бы износа или повреждения наиболее привлекательных особенностей радио. На внешнем циферблате осталась гладкая защитная поверхность.
Этот процесс также придал радио трехмерный вид. Глубина и палитра цветов просто завораживали. Золото на белом, черные акценты, ярко-красный и пудрово-синий, а также геометрические формы, такие как звездообразование, шевроны, реактивные крылья, ромбы и параллельные линии, делают радиоприемники, окрашенные в обратном направлении, визуально ошеломляющими и пользуются большим спросом у коллекционеров. Такие производители, как Toshiba и Crown, были исключительными в своем творческом использовании реверсивной окраски.
Даже японские радиоприемники без обратной окраски являются предметом коллекционирования. Sony
TR-610 (продано почти 500 000 единиц по всему миру) с гладким корпусом и круглой решеткой динамика породила множество подражателей, таких как Realtone TR-1088 «Comet». Сегодня таких радиоприемников можно найти в изобилии, а их цена варьируется от 50 до 150 долларов в зависимости от состояния и цвета.
В своих путешествиях вы даже можете встретить карманные радиоприемники, называемые «Радио для мальчиков». Японские фирмы облагались как внутренним экспортным налогом, так и североамериканским налогом на импорт любого AM-радиоприемника с тремя и более транзисторами. Это нанесло бы удар по продажам японских радиоприемников, вызвав рост розничных цен. Решение? В начале 60-х годов японские производители разработали АМ-радиоприемники, которые могли работать только на двух транзисторах. Они продавались как «игрушки», а не как электронные устройства, таким образом обходя налоги!
На корпусе этих радиоприемников будет красоваться «Радио мальчика» или «Два транзистора». Во многих случаях корпуса были идентичны «настоящим» радиоприемникам с 6 транзисторами. Производительность была ниже звездной, но эти радиоприемники все еще могли ловить местные станции. Подростков в любом случае привлекала цена и внешний вид, а производительность была на последнем месте в их списке. Радиоприемники для мальчиков часто появляются на eBay и стоят от 25 до 70 долларов.
С любой транзисторной магнитолой от 1950-х или начале 60-х кажется, что чем ярче цвет, тем выше цена. Прохладные оттенки 50-х годов, такие как яйцо малиновки / синий порошок, зеленый морской пены и ярко-красный или желтый, стоят дороже. Некоторые считают корпуса черного цвета и цвета слоновой кости менее привлекательными и могут снизить ценность радиоприемника на рынке коллекционеров.
Другие советы по сбору транзисторных радиоприемников
Конечно, состояние также играет ключевую роль в оценке радиоприемника. Если вы найдете радио в оригинальной коробке, кожаном чехле, наушниках, руководстве по эксплуатации и гарантийном талоне или товарном чеке, то его стоимость возрастет. Возможно, вам придется выложить вдвое или втрое больше, чем книга на радио или eBay со всеми этими дополнениями.
При покупке обязательно внимательно осмотрите шкаф. Небольшие микротрещины или сколы часто встречаются в углах. Эти карманные радиоприемники пережили очень активную жизнь в 1950-х и 60-х годах. Многие были взяты на пикники, игры с мячом, школы и другие общественные мероприятия. Их могли уронить, оставить на солнце, повредить при попытке заменить батарейки или просто оставить без внимания их владельцы.
Некоторые коллекционеры отказываются покупать поврежденные радиоприемники. Других, таких как я, не беспокоит покупка менее совершенных экземпляров. Время, потраченное на восстановление и ремонт, очень полезно, и это намного легче для кошелька! (Поврежденное радио чаще всего стоит половину своей балансовой или аукционной стоимости). На рынке есть несколько продуктов, таких как комплекты для ремонта пластика, полироли, чистящие средства и электронные замены, которые могут вернуть радио к жизни, если вы того пожелаете. Если вы хотите, чтобы радио было исторически точным, я рекомендую не менять его электронные компоненты… выбор за вами.
Радиоприемники, произведенные в Гонконге в середине-конце 60-х годов, нежелательны. Исчезли причудливые цвета, дизайн атомного века, хромированные и окрашенные с обратной стороны циферблаты. В своих путешествиях я бы сказал, что более половины всех радиоприемников, с которыми я сталкиваюсь, были сделаны в Гонконге. Чаще всего я отказываюсь от них, если только цена не составляет от 5 до 10 долларов. Возможно, еще через десять лет эти радиоприемники станут «коллекционными». Однако, если вы видите один и он вам нравится… купите его и наслаждайтесь!
В 1970-х годах дизайн радиоприемников пережил возрождение. Яркие цвета и классные формы вернулись (возможно, вдохновленные диско, кольцами настроения и излишествами десятилетия). Panasonic выпустила несколько радиоприемников, которые сегодня очень популярны, например, Panapet и Toot-A-Loop. Их можно найти на барахолках или онлайн-аукционах по цене от 10 до 50 долларов. Будьте готовы потратить больше, если найдете его в оригинальной упаковке.
Если вы хотите продолжить изучение этого увлекательного хобби, в Интернете есть много отличных ресурсов. Вот также несколько книг, которые могут быть вам полезны:
- Transistor Radios: 1954-1968 (Книга Шиффера для коллекционеров) Нормана Смита
- Транзисторные радиоприемники Zenith: эволюция классики Нормана Р. Смита
- Транзисторные радиоприемники: Коллекционная энциклопедия и руководство по ценам Д. Р. Лейна и Роберта А. Лейна
- Руководство коллекционера по транзисторным радиоприемникам: идентификация и значения
Марти Бунис - Сделано в Японии Erbe, et al. Удобный
- и замечательную серию небольших буклетов Эрика Вроббеля, которые можно найти на http://www.ericwrobbel.com/ .
У вас есть статья, которую вы хотели бы опубликовать в качестве гостевой колонки в The Collectors Weekly? Дайте нам знать.
Поделитесь
или отправьте эту статью другу по электронной почте
Другие статьи
Понимание старинных радиоприемниковСтив Маквой настроен на старинные телевизорыРождение и эволюция старинных фонографов Victor Victrola
Никита Хрущев едет в Голливуд | История
Советский лидер появляется на выставке 20th Century Fox 19 сентября 1959 года. Он назвал бы Can-Can эксплуататорским и порнографическим. Time & Life Pictures / Getty ImagesПятьдесят лет назад президент Дуайт Эйзенхауэр, надеясь разрешить нарастающий кризис, связанный с судьбой Берлина, пригласил премьер-министра СССР Никиту Хрущева на встречу в верхах в Кэмп-Дэвиде. Айк понятия не имел, что он собирается обрушить на землю, Конституцию которой он поклялся защищать.
Это был разгар холодной войны, пугающая эпоха убежищ от радиоактивных осадков и учений по принципу “пригнись и укройся”. До этого ни один советский премьер не посещал Соединенные Штаты, и большинство американцев мало что знали о Хрущеве, за исключением того, что в июле того же года он сразился с вице-президентом Ричардом Никсоном в знаменитых «кухонных дебатах» в Москве и произнес за три года до этого зловещие заявления. предсказание: «Мы тебя похороним».
Хрущев принял приглашение Айка и добавил, что тоже хотел бы поездить по стране на несколько недель. Айк, подозрительно относящийся к коварному диктатору, неохотно согласился.
Реакция на приглашение была, мягко говоря, неоднозначной. Сотни американцев засыпали Конгресс гневными письмами и телеграммами протеста. Но сотни других американцев засыпали советское посольство дружескими мольбами о том, чтобы Хрущев посетил их дом, город или местную ярмарку. «Если вы хотите принять участие в акции, — написал Хрущеву председатель Миннесотского яблочного фестиваля, — сообщите нам об этом».
За несколько дней до запланированного прибытия премьера Советы запустили ракету, которая приземлилась на Луне. Это был первый успешный полет на Луну, и он вызвал массовую вспышку наблюдений НЛО в Южной Калифорнии. Это была лишь прелюдия к двухнедельному пребыванию, которое историк Джон Льюис Гэддис охарактеризовал бы как «сюрреалистическую феерию».
После нескольких недель шумихи — «Хрущев: человек или чудовище?» ( New York Daily News ), «Столичная лихорадка накануне прибытия» ( New York Times ), «Официальные нервы зазвенели, приветствуя Хрущева» ( Washington Post ), «Хрущев получит бесплатную химчистку» ( New York Herald Tribune ) — Хрущев приземлился на базе ВВС Эндрюс 15 сентября 1959 года. Лысый как яйцо, ростом всего на несколько дюймов выше пяти футов, но весил почти 200 фунтов, и у него было круглое лицо, светлое голубые глаза, родинка на щеке, щербинка в зубах и большой живот, делавший его похожим на человека, крадущего арбуз в магазине. Когда он вышел из самолета и пожал Айку руку, женщина в толпе воскликнула: «Какой забавный человечек!»
Стало еще смешнее. Пока Айк читал приветственную речь, Хрущев беззастенчиво грабил. Он помахал шляпой. Он подмигнул маленькой девочке. Он театрально повернул голову, чтобы посмотреть, как мимо порхает бабочка. Он привлек к себе внимание, как писал один репортер, «с нарочитой небрежностью старого артиста водевиля».
Началась выездная хрущевка.
На следующий день он посетил ферму в Мэриленде, где погладил свинью и пожаловался, что она слишком толстая, затем схватил индейку и пожаловался, что она слишком маленькая. Он также посетил сенатский комитет по международным отношениям и посоветовал его членам привыкнуть к коммунизму, проведя аналогию с одной из его черт лица: «Бородавка есть, и я ничего не могу с этим поделать».
Рано утром следующего дня премьер отправился со своим шоу в Нью-Йорк в сопровождении своего официального гида Генри Кэбота Лоджа-младшего, посла США в ООН. На Манхэттене Хрущев спорил с капиталистами, кричал на хулиганов, дрался с тенью с губернатором Нельсоном Рокфеллером, застрял в лифте отеля «Уолдорф-Астория» и посетил Эмпайр-стейт-билдинг, но это не произвело на него впечатления.
«Если вы видели один небоскреб, — сказал он, — вы видели их все».
А на пятый день сварливый коммунист улетел в Голливуд. Там все стало еще страннее.
Компания Twentieth Century Fox пригласила Хрущева посмотреть съемки Can-Can , рискованного бродвейского мюзикла, в котором участвуют девушки танцевального зала fin de siècle Paris, и он согласился. Это был поразительный подвиг: голливудская студия убедила коммунистического диктатора крупнейшей в мире нации принять участие в бессовестном рекламном трюке для второсортного мюзикла. Студия подсластила сделку, устроив обед в своем элегантном магазине Café de Paris, где великий диктатор мог разделить хлеб с самыми большими звездами Голливуда. Но была проблема: в зале могло поместиться всего 400 человек, а почти все в Голливуде хотели туда попасть.
«Одна из самых злобных социальных шуток в раскованной и яркой истории Голливуда решает, кто будет на обеде», — писал Мюррей Шумах в New York Times .
Жажда приглашений на хрущевский обед была настолько сильна, что пересилила страх перед коммунизмом, царивший в Голливуде с 1947 года, когда комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности начал расследование киноиндустрии, вдохновив на создание черного списка предполагаемых коммунистов, которые все еще применялся в 1959. Продюсеры, которые до смерти боялись, что их увидят перекусывающими со сценаристом-коммунистом, отчаянно хотели, чтобы их увидели обедающими с коммунистическим диктатором.
Горстка звезд — Бинг Кросби, Уорд Бонд, Адольф Менжу и Рональд Рейган — отклонила свои приглашения в знак протеста против Хрущева, но не настолько, чтобы освободить место для полчищ желающих. Надеясь ослабить давление, 20th Century Fox объявила, что не будет приглашать агентов или супругов звезд. Запрет на агентов рухнул в течение нескольких дней, но запрет на супругов держался. Единственными приглашенными командами мужа и жены были те, в которых оба члена были звездами – Тони Кертис и Джанет Ли; Дик Пауэлл и Джун Эллисон; Элизабет Тейлор и Эдди Фишер. Муж Мэрилин Монро, драматург Артур Миллер, мог бы считаться звездой, но его уговорили остаться дома, потому что он был левым, в отношении которого расследовалось комитетом Палаты представителей, и поэтому его считали слишком радикальным, чтобы обедать с коммунистическим диктатором.
Тем не менее, студия решила, что жена Миллера приедет. «Сначала Мэрилин, которая никогда не читала газет и не слушала новостей, пришлось объяснять, кто такой Хрущев», — вспоминала в своих мемуарах Лена Пепитоне, горничная Монро. «Однако студия продолжала настаивать. Мэрилин сказали, что в России Америка означает две вещи: Coca-Cola и Мэрилин Монро. Ей понравилось это слышать, и она согласилась поехать… самое обтягивающее и самое сексуальное платье, которое у нее было для премьеры».
«Думаю, секса в России не так много», — сказала Мэрилин Пепитон.
Монро прибыла в Лос-Анджелес на день раньше Хрущева, вылетев из Нью-Йорка, недалеко от того места, где они с Миллером тогда жили. Когда она приземлилась, репортер спросил, приехала ли она в город только для того, чтобы увидеть Хрущева.
“Да”, сказала она. «Я думаю, что это замечательная вещь, и я счастлив быть здесь».
Это вызвало неизбежный дополнительный вопрос: “Как вы думаете, Хрущев хочет вас видеть?”
“Надеюсь, что да”, ответила она.
На следующее утро она рано встала в своем бунгало в отеле «Беверли-Хиллз» и начала сложный процесс превращения в Мэрилин Монро. Сначала ее массажист Ральф Робертс сделал ей массаж. Затем ей сделала прическу парикмахер Сидни Гиларофф. Затем ей накрасила лицо визажист Уайти Снайдер. Наконец, как было велено, она надела обтягивающее черное платье с глубоким вырезом и узором.
В разгар этого тщательно продуманного проекта Спирос Скурас, президент компании 20th Century Fox, заглянул, чтобы убедиться, что Монро, печально известная своими опозданиями, прибудет на это дело вовремя.
“У нее есть , чтобы быть там”, сказал он.
Так и было. Ее шофер Руди Каутски доставил ее в студию. Когда они обнаружили, что парковка почти пуста, она испугалась.
“Должно быть, мы опоздали на ! “, сказала она. «Это должно быть кончено».
Не было. Возможно, впервые в своей карьере Мэрилин Монро приехала рано.
В ожидании прибытия Хрущева Эдвард Дж. Робинсон сидел за столиком 18 с Джуди Гарланд и Шелли Уинтерс. Робинсон попыхивал сигарой и смотрел на королей и королев Голливуда — мужчин в темных костюмах, женщин в дизайнерских платьях и сверкающих драгоценностях. Гэри Купер был там. Как и Ким Новак. И Дин Мартин, Джинджер Роджерс, Кирк Дуглас, Джек Бенни, Тони Кертис и Жа Жа Габор.
«Это больше всего похоже на крупные голливудские похороны, на которых я присутствовал за последние годы», — сказал Марк Робсон, директор Peyton Place , осматривая сцену.
Мэрилин Монро сидела за столом с продюсером Дэвидом Брауном, режиссером Джошуа Логаном и актером Генри Фондой, чье ухо было заткнуто пластиковой затычкой, которая была подключена к транзисторному радиоприемнику, настроенному на бейсбольный матч между Лос-Анджелес Доджерс и Сан-Франциско. Гиганты, которые боролись за вымпел Национальной лиги.
Дебби Рейнольдс сидела за столиком 21, который был расположен — по плану — через всю комнату от стола 15, который был занят ее бывшим мужем Эдди Фишером и его новой женой Элизабет Тейлор, которая была близкой подругой Рейнольдса до Фишера. оставил ее ради Тейлора.
Студия кишела полицейскими в штатском, как американскими, так и советскими. Они осмотрели кусты снаружи, цветы на каждом столе, мужскую и женскую комнаты. На кухне судебный химик из полиции Лос-Анджелеса по имени Рэй Пинкер проверил еду счетчиком Гейгера. «Мы просто принимаем меры предосторожности против выделения любого радиоактивного яда, который может нанести вред Хрущеву», — сказал Пинкер, прежде чем отправиться проверять звуковую сцену, где премьер-министр будет наблюдать за съемками фильма «9».0003 Канкан .
Когда кортеж Хрущева подъехал к студии, звезды смотрели прямую трансляцию его приезда по телевизорам, которые были расставлены по комнате, ручки сняты, чтобы никто не мог переключить канал на игру Доджерс-Джайентс. Они видели, как Хрущев вышел из лимузина и пожал руку Спиросу Скурасу.
Через несколько мгновений Скурас ввел Хрущева в комнату, и звезды встали, чтобы аплодировать. Аплодисменты, согласно точной калибровке Los Angeles Times , был «дружелюбен, но не громогласен».
Хрущев занял место за главным столом. За соседним столиком между Бобом Хоупом и Фрэнком Синатрой сидела его жена Нина. Элизабет Тейлор забралась на стол 15, чтобы получше рассмотреть диктатора.
Пока официанты приносили обед — голубцы, дикий рис, картофель по-парижски и горох с жемчужным луком, — Чарлтон Хестон, который когда-то играл Моисея, попытался завести светскую беседу с Михаилом Шолоховым, советским писателем, который получит Нобелевскую премию в Литература в 1965. «Я читал отрывки из ваших произведений», — сказал Хестон.
— Спасибо, — ответил Шолохов. «Когда мы получим несколько ваших фильмов, я обязательно посмотрю некоторые отрывки из них».
Неподалеку Нина Хрущева показывала Фрэнку Синатре и Дэвиду Нивену фотографии своих внуков и подшучивала над звездой ковбоев Гэри Купером, одним из немногих американских актеров, которых она действительно видела на экране. Она сказала Бобу Хоупу, что хочет увидеть Диснейленд.
Когда Генри Кэбот Лодж ел свою тыкву, начальник полиции Лос-Анджелеса Уильям Паркер внезапно появился позади него, выглядя нервным. Ранее, когда Хрущев и его окружение выразили заинтересованность в поездке в Диснейленд, Паркер заверил Лоджа, что сможет обеспечить достаточную безопасность. Но по дороге из аэропорта в студию кто-то бросил в лимузин Хрущева большой спелый помидор. Он промахнулся, вместо этого забрызгав машину шефа.
Теперь Паркер наклонился и прошептал Лоджу на ухо. «Я хочу, чтобы вы, как представитель президента, знали, что я не буду нести ответственность за безопасность председателя Хрущева, если мы поедем в Диснейленд».
Это привлекло внимание Лоджа. — Очень хорошо, шеф, — сказал он. «Если вы не будете отвечать за его безопасность, мы не поедем, а займемся чем-то другим».
Кто-то из сопровождения Хрущева услышал разговор и тут же встал, чтобы сообщить советскому лидеру, что Лодж отменил поездку в Диснейленд. Премьер отправил послу записку: «Я так понимаю, вы отменили поездку в Диснейленд. Я очень недоволен».
Когда официанты убрали посуду, Скурас встал, чтобы заговорить. Невысокий, коренастый и лысый 66-летний Скурас очень походил на Хрущева. С хриплым голосом и сильным акцентом он тоже очень походил на Хрущева. «У него был ужасный греческий акцент — как у шоу «Субботним вечером в прямом эфире» », — вспоминал Чалмерс Робертс, который освещал турне Хрущева по США для Washington Post . «Все смеялись».
Хрущев некоторое время слушал Скураса, потом повернулся к своему переводчику и прошептал: «Зачем переводить мне ? Ему это нужно больше».
Скурас может показаться забавным, но он был серьезным бизнесменом с классической американской историей успеха. Сын греческой овчарки, он иммигрировал в Америку в 17 лет, поселившись в Сент-Луисе, где продал газеты, обслуживал столики и копил деньги. Вместе с двумя братьями он вложил деньги в кинотеатр, затем в еще один, и еще. К 1932 году он управлял сетью из 500 кинотеатров. Десять лет спустя он руководил компанией 20th Century Fox». Со всей скромностью прошу вас взглянуть на меня, — сказал он Хрущеву с возвышения. — Я пример одного из тех иммигрантов, которые с двумя моими братьями приехали в эту страну. Благодаря американской системе равных возможностей мне посчастливилось стать президентом 20th Century Fox».0005
Как и многие другие послеобеденные ораторы в поездке Хрущева, Скурас хотел рассказать ему о капитализме: «Капиталистическую систему или систему цен следует не критиковать, а тщательно анализировать — иначе Америка никогда бы не оказалась в существование.”
Скурас сказал, что он недавно совершил поездку по Советскому Союзу и обнаружил, что «добродушные люди скорбят о миллионах безработных в Америке». Он обратился к Хрущеву. «Пожалуйста, скажите вашим добрым людям, что в Америке нет безработицы, о которой стоит беспокоиться».
Услышав это, Хрущев не выдержал. «Пусть ваш Госдепартамент не дает нам эти статистические данные о безработице в вашей стране», — сказал он, подняв ладони в театральном жесте недоумения. «Я не виноват. Это ваших статистики. Я только читатель, а не писатель».
Зрители рассмеялись.
«Не верь всему, что читаешь», — парировал Скурас. Это тоже вызвало смех.
Когда Скурас сел, Лодж встал, чтобы представить Хрущева. Пока посол бубнил о якобы привязанности Америки к русской культуре, Хрущев перебил его, включив новый советский фильм.
“Вы видели Они сражались за Родину? ” крикнул премьер. «Это по роману Михаила Шолохова».
“Нет”, сказал Лодж, немного ошеломленный.
“Ну, купи”, – сказал Хрущев. «Ты должен это увидеть».
Улыбаясь, диктатор вышел на помост и пригласил звезд посетить Советский Союз: «Пожалуйста, приезжайте», — сказал он. «Мы дадим вам наши традиционные русские пироги».
Он обратился к Скурасу — «моему дорогому брату Греку» — и сказал, что его впечатлила его капиталистическая история о превращении из грязи в князи. Но затем он возглавил его коммунистической историей о том, как из грязи в князи. «Я начал работать, как только научился ходить, — сказал он. «Я пас коров для капиталистов. Это было до того, как мне исполнилось 15 лет. После этого я работал на заводе у немца. Потом я работал на шахте, принадлежащей французам». Он сделал паузу и улыбнулся. «Сегодня я премьер великого советского государства».
Теперь настала очередь Скураса ругаться. «Сколько у вас премьер?»
«Я отвечу», — ответил Хрущев. По его словам, он был премьером всей страны, а потом в каждой из 15 республик был свой премьер. — У вас есть столько?
«У нас два миллиона американских президентов американских корпораций», — ответил Скурас.
Скурасу 1 очко! Конечно, Хрущев ни в чем не хотел уступать.
“Господин Тихонов, встаньте, пожалуйста”, – приказал премьер.
У столика в зале встал Николай Тихонов.
“Кто он?” — спросил Хрущев. “Он рабочий. Он стал инженером-металлургом… Он заведует огромными химическими заводами. Треть руды, добываемой в Советском Союзе, поступает из его района. ?”
— Нет, — парировал Скурас. «Это монополия».
— Это монополия народа, — ответил Хрущев. «У него нет ничего, кроме штанов, которые он носит. Все принадлежит народу!»
Ранее Скурас напомнил аудитории, что американская помощь помогла бороться с голодом в Советском Союзе в 1922 году. Теперь Хрущев напомнил Скурасу, что до того, как американцы послали помощь, они послали армию, чтобы подавить большевистскую революцию. «И не только американцы», — добавил он. «Все капиталистические страны Европы и Америки пошли на нашу страну, чтобы задушить новую революцию. Никогда наши солдаты не были на американской земле, а ваши солдаты были на русской земле. Таковы факты».
Тем не менее, как сказал Хрущев, он не питал зла. «Даже при таких обстоятельствах, — сказал он, — мы все равно благодарны вам за оказанную помощь».
Затем Хрущев рассказал о своем опыте боевых действий в Красной Армии во время гражданской войны в России. «Я был на Кубани, когда мы разгромили белогвардейцев и сбросили их в Черное море, — сказал он. «Я жил в доме очень интересной буржуазной интеллигентной семьи».
Вот он, продолжал Хрущев, необразованный шахтер с угольной пылью на руках, и он и другие солдаты-большевики, многие из которых неграмотны, делили дом с профессорами и музыкантами. «Помню, хозяйка спрашивала меня: «Скажи, что ты знаешь о балете? Ты ведь простой шахтер?» По правде говоря, я ничего не знал о балете. Я не только никогда не видел балета, я никогда не видел балерины».
Зрители засмеялись.
“Я не знал, что это за блюдо и с чем вы его ели.”
Это вызвало больше смеха.
“И я сказал: “Подожди, все придет. У нас будет все, и балет тоже””. Но, конечно, Хрущев не мог остановиться на этом. — А теперь у меня к вам вопрос, — сказал он. “В какой стране лучший балет? У вас? У вас нет даже постоянного театра оперы и балета. Ваши театры живут за счет того, что им дают богатые люди. У нас в стране деньги дает государство. лучший балет в Советском Союзе. Это наша гордость».
Он что-то болтал, потом извинился за бессвязность. После 45 минут речи он, казалось, приближался к дружелюбному завершению. Потом он вспомнил Диснейленд.
“Только что мне сказали, что я не могу поехать в Диснейленд”, – объявил он. «Я спросил: «Почему бы и нет? Что это такое? У вас там есть ракетные пусковые установки?» ”
Зрители засмеялись.
“Просто послушай”, сказал он. «Только послушайте, что мне сказали: «Мы, то есть американские власти, не можем гарантировать вашу безопасность там».
Он пожал плечами в стиле водевиля. Это вызвало еще один смех.
“Что такое? Там эпидемия холеры? Бандиты захватили это место? Ваши полицейские такие крутые, что могут поднять быка за рога. Наверняка они смогут навести порядок, если поблизости есть бандиты. Я сказать: «Я бы очень хотел увидеть Диснейленд». Они говорят: «Мы не можем гарантировать вашу безопасность». Тогда что мне делать, покончить жизнь самоубийством?»
Хрущев выглядел скорее злым, чем веселым. Его кулак ударил по воздуху над красным лицом.
«Вот в какой ситуации я оказался», — сказал он. «Для меня такая ситуация немыслима. Я не могу найти слов, чтобы объяснить это моему народу».
Публика была сбита с толку. Неужели они действительно наблюдали, как 65-летний диктатор крупнейшей в мире страны закатывает истерику из-за того, что не может поехать в Диснейленд?
Сидя в зале, Нина Хрущева сказала Дэвиду Нивену, что очень разочарована тем, что не может увидеть Диснейленд. Услышав это, Синатра, сидевший рядом с госпожой Хрущевой, наклонился и прошептал на ухо Нивену.
“К черту копов!” — сказал Синатра. — Скажи старой бабе, что мы с тобой отвезем их туда сегодня днем.
Вскоре истерика Хрущева — если это было так — улеглась. Он немного поворчал о том, что его запихнули в душный лимузин в аэропорту вместо красивого, классного кабриолета. Потом извинился, вроде: «Вы, может быть, скажете: «Какой он трудный гость». Но я придерживаюсь русского правила: «Хлеб-соль ешь, а свое всегда говори». Прошу меня простить, если я был несколько вспыльчив. Но этому способствует и здешняя температура. Еще, — обратился он к Скурасу, — меня согрел мой друг грек.
Обрадовавшись перемене настроения, зал зааплодировал. Скурас пожал Хрущеву руку и хлопнул его по спине, и двое старых, толстых, лысых мужчин ухмыльнулись, а звезды, узнавшие хороший спектакль, когда увидели его, вознаградили их бурными овациями.
Обед закончился, Скурас повел своего нового друга к павильону, где снимали Can-Can , останавливаясь по пути, чтобы поприветствовать различных знаменитостей. Когда Скурас заметил в толпе Мэрилин Монро, он поспешил представить ее премьеру, который видел ее лицо крупным планом — отрывок из Some Like It Hot — в фильме об американской жизни на американской выставке в Москве. Теперь Хрущев пожал ей руку и оглядел ее.
“Вы очень милая юная леди”, сказал он, улыбаясь.
Позже она расскажет, каково это, когда диктатор смотрит на меня глазами: «Он смотрел на меня, как мужчина смотрит на женщину». В то время она отреагировала на его взгляд, небрежно сообщив ему, что она замужем.
«Мой муж, Артур Миллер, шлет вам привет», — ответила она. «Таких вещей должно быть больше. Это помогло бы обеим нашим странам понять друг друга».
Скурас провел Хрущева и его семью через улицу к Sound Stage 8 и вверх по шаткой деревянной лестнице к ящику над сценой. Синатра появился на сцене во французском костюме рубежа веков — его костюме. Он сыграл французского юриста, влюбившегося в танцовщицу, которую сыграла Ширли Маклейн, арестованную за исполнение запрещенного танца под названием канкан. «Это фильм о множестве красивых девушек — и о парнях, которым нравятся красивые девушки», — объявил Синатра.
Услышав перевод, Хрущев усмехнулся и зааплодировал.
«Позже на этой фотографии мы идем в салун, — продолжил Синатра. «Салун — это место, куда вы идете выпить».
Над этим Хрущев тоже смеялся. Казалось, он хорошо проводит время.
Стрельба началась; были поставлены строки, и после танцевального номера, не оставляющего сомнений, почему канкан когда-то был запрещен, многие зрители — и американцы, и русские — недоумевали: Почему они выбрали это для Хрущева?
«Это был наихудший выбор, который только можно себе представить, — вспоминал позже Уайли Т. Бьюкенен, начальник протокола Госдепартамента. «Когда танцор нырнул под юбку [Маклейн] и вынырнул, держа в руках то, что казалось ее красными трусиками, американцы в зале издали слышимый вздох испуга, в то время как русские сидели в флегматичном неодобрительном молчании».
Позже Хрущев осудит танец как порнографическую эксплуатацию, хотя в то время он казался вполне довольным.
«Я наблюдал за ним, — сказал Ричард Таунсенд Дэвис из Государственного департамента, — и, похоже, ему это нравилось».
Сергей Хрущев, сын премьера, не был так уверен. «Возможно, отцу было интересно, но потом он начал думать, Что это значит? », — вспоминал он. «Поскольку Скурас был очень дружелюбен, отец не подумал, что это какая-то политическая провокация. Но этому не было никакого объяснения. Это была просто американская жизнь». Сергей пожал плечами, потом добавил: «Может быть, Хрущеву и понравилось, но скажу точно: маме не понравилось».
Через несколько мгновений Хрущев скользнул в длинный черный лимузин с огромными плавниками. Лодж проскользнул за ним. Лимузин двинулся вперед, медленно набирая скорость. Положив конец Диснейленду, хрущевские экскурсоводы были вынуждены придумать новый план. Вместо этого они взяли премьера с собой на экскурсию по жилым домам.
Хрущев так и не попал в Диснейленд.
Питер Карлсон провел 22 года в Washington Post в качестве репортера и обозревателя. Он живет в Роквилле, штат Мэриленд.
Адаптировано из K Blows Top Питера Карлсона, опубликованного PublicAffairs, членом книжной группы Perseus. Все права защищены.
Хрущев принял приглашение президента Эйзенхауэра, и Айк неохотно согласился позволить Хрущеву путешествовать по стране. Фотоархив CBS / Getty Images Советский лидер посетил киностудию 20th Century Fox на съемках фильма «9». 0003 Can-Can , который он назвал эксплуататорским и порнографическим. Time & Life Pictures / Getty Images Звезды Голливуда пришли посмотреть на Хрущева; По этому случаю Мэрилин Монро прилетела через всю страну. Беттманн / Корбис «Похоже, он наслаждался [ Can-Can ]» (Хрущев с Ширли Маклейн), сказал свидетель. Но его радостное настроение исчезло позже в поездке. Time & Life Pictures / Getty Images Вечно переменчивый советский диктатор на ферме в Мэриленде жаловался своим хозяевам, что американские свиньи слишком толстые, а индейки слишком худые. Джерри Кук / Корбис Президент студии Спирос Скурас (слева) и Хрущев рассказывали конкурирующие истории о том, как из грязи в князи, и по пути перебивали друг друга.