Цифровое радио DAB+ — как это работает и нужно ли оно вообще? / Habr
Привет, Хабр.В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+. И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию.
Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.
Технология
Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан. В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC. Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек.
Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб.
С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.
Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.
С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника.
Более подробное описание в PDF можно найти здесь.
Конкурирующие стандарты
Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно.
Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно:
Источник
В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты.
Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).
Тестирование
Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу.
Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.
Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.
Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации:
Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab.
Для тестирования я загрузил 3 файла на cloud.mail.ru, каждый содержит минутную запись DAB-мультиплекса, размер файла около 500Мбайт (таков размер IQ-записей для SDR с шириной полосы 2.4МГц). Открыть файлы можно в Qt-dab, ссылка на скачивание которого приведена выше.
Файл-1: DAB-8A.sdr — cloud.mail.ru/public/97hr/2QjuURtDq. Мультиплекс 8А работает на частоте 195.136МГц и содержит 16 станций. Битрейт всех станций составляет 64Kbps.
Файл-2: DAB-11A.sdr — cloud.mail.ru/public/3VVR/2mvjUjKQD. Мультиплекс 11А на частоте 216.928МГц. Он содержит 6 станций, с битрейтом 48, 48, 48, 48, 64 и 48KBps соответственно.
Файл-3: DAB-11C.sdr — cloud.mail.ru/public/3pHT/2qM4dTK4s. Мультиплекс 11С на частоте 220.352МГц, содержит также 16 станций. Битрейты всех станций составляют соответственно: 80, 80, 80, 80, 56, 96, 80, 64, 56, 48, 64, 64, 64, 96, 80 и 64Kbps.
Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.
Выводы
Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM. Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет.
Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с. Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было. Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло». Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет
Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат.
Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно.
Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.
habr.com
Запускаем DAB-мультиплекс у себя дома / Habr
Привет, Geektimes.Цифровое радиовещание постепенно внедряется в различных странах. В Европе и Австралии это стандарт DAB/DAB+, в США HD Radio, в Китае CDR (China Digital Radio). Из плюсов для пользователя — более чистый звук за счет цифрового потока, дополнительные сервисы (например название композиции и имя исполнителя на экране приемника), и, в случае DAB, большее число станций по сравнению с FM. Приемники с поддержкой цифрового радио уже сейчас относительно недороги, их цена начинается примерно от 40$.
Россия пока официально не присоединилась ни к одному из стандартов, но если это произойдет, скорее всего, это будет DAB. Его тестовая эксплуатация уже проводилась в Москве, да и приемники европейского рынка для РФ географически более доступны, чем американские. Новые европейские авто (которых опять же, больше чем американских) часто уже оснащены приемником с DAB. Ну а пока в тестовых целях, запустить DAB у себя дома, при наличии SDR-трансивера может любой желающий.
(Image Source / Getty)
Подробности под катом (осторожно, много длинных и скучных конфигов).
Как это работает
К сожалению, разные стандарты несовместимы между собой. Европейский DAB представляет собой MP2 или AAC поток, передаваемый с помощью ODFM в каналах c частотами от 174 до 239МГц. Максимально возможно более 30 каналов, ширина каждого около 1.5МГц, в канале может одновременно передаваться несколько станций. Согласно Википедии, использование DAB при использовании битрейта 192kbps в 3 раза эффективнее по числу станций, чем у обычного FM.
Спектр одного канала DAB на экране SDR выглядит так:
Для сравнения, так при том же масштабе, выглядят FM-станции:
В американском HD Radio пошли по другому пути — цифровые каналы добавили «сбоку» к уже имеющимся FM-станциям. Это позволило не выделять новые частоты и оставить совместимость со старыми приемниками. Минус в том, что в крупных городах FM-эфир и так уже занят. С другой стороны, даже максимальное число в 50 станций для FM это вполне неплохо, слушателям больше скорее всего и не надо.
Спектр HD Radio выглядит так (скриншот с youtube):
Китайский CDR решил копировать американский подход, увы, моего нулевого знания китайского недостаточно чтобы найти по нему более подробную информацию.
Что касается приемников, то их цена на amazon составляет от 30$ за самые простые модели, до >100$ за более продвинутые с тачскрином, Wifi или цветным экраном.
Но «чукча не читатель», так что тестовое радио в формате DAB/DAB+ мы запустим сами. HD Radio запустить увы, не выйдет, формат закрытый, и доступных кодеров для него нет.
Запускаем DAB/DAB+
Процесс на самом деле, не сложный, но весьма кропотливый в плане создания нужных конфигов. Для теста нам понадобится Linux и SDR с возможностью передачи, например HackRF или USRP.
1. Компиляция проекта
Linux нужен для компиляции кодера. Я использовал Ubunty, готовый образ для VirtualBox был скачан с http://www.osboxes.org/ubuntu/.
Компилируем ODR-AudioEnc
Сначала нужно скомпилировать DAB/DAB+ audio encoder, найти его можно на странице github.com/Opendigitalradio/ODR-AudioEnc.
git clone https://github.com/Opendigitalradio/ODR-AudioEnc.git
cd ODR-AudioEnc/
./bootstrap
./configure --enable-alsa --enable-vlc
make
sudo make install
Компилируем ODR-DabMux
ODR-DabMux объединяет цифровые потоки в один мультиплекс. Подробнее на странице github.com/Opendigitalradio/ODR-DabMux.
git clone https://github.com/Opendigitalradio/ODR-DabMux.git
cd ODR-DabMux/
./bootstrap.sh
./configure
make
sudo make install
Компилируем ODR-DabMod
Это модулятор, который собственно и посылает данные в трансмиттер. Принцип сборки тот же, команда для скачивания:
git clone https://github.com/Opendigitalradio/ODR-DabMod.git
Если при сборке не будет хватать каких-либо библиотек, их нужно поставить с помощью apt-get.
Теперь все части проекта собраны, и со всем этим попытаемся взлететь.
2. Конфигурация
К сожалению, USRP не заработал в виртуальной машине, а ставить полноценный Linux на диск было лень. Поэтому я не стал рассматривать режим потокового вещания — мультиплекс был собран из заранее подготовленных mp3-файлов, а получившийся IQ-файл был запущен под Windows. Да в общем, для дома потоковое вещание и не нужно, задачи делать «пиратскую станцию» не было.
Более подробно разные настройки описаны здесь: http://opendigitalradio.github.io/mmbtools-doc/mmbtools.pdf.
Подготовка данных
В нашем мультиплексе будет 2 канала, для которых я скачал с youtube 2 mp3-файла и назвал их (кто бы догадался) соответственно sound01.mp3 и sound02.mp3.
Конвертируем файлы в WAV c битрейтом 48000:
ffmpeg -i sound01.mp3 -ar 48000 sound01.wav
ffmpeg -i sound02.mp3 -ar 48000 sound02.wav
Конвертируем их в формат DAB:
odr-audioenc –dab -b 128 -i sound01.wav -o prog1.mp2
odr-audioenc –dab -b 128 -i sound02.wav -o prog2.mp2
На выходе должно быть 2 файла prog1.mp2 и prog2.mp2.
Создание мультиплекса
Сначала нужно создать файл, описывающий конфигурацию нашей «радиостанции». Напомню, в одном канале DAB может быть множество станций, каждая со своими параметрами.
Создаем файл «config.mux» со следующим текстом:
general {
dabmode 1
nbframes 2000
; Set to true to enable logging to syslog
syslog false
; Enable timestamp definition necessary for SFN
; This also enables time encoding using the MNSC.
tist false
}
remotecontrol { telnetport 0 }
ensemble {
id 0x4fff
ecc 0xec ; Extended Country Code
local-time-offset auto
international-table 1
label "mmbtools"
shortlabel "mmbtools"
}
services {
srv-p1 { label "Station1" }
srv-p2 { label "Station2" }
}
subchannels {
sub-p1 {
type audio
inputfile "prog1.mp2"
bitrate 128
id 10
protection 4
}
sub-p2 {
type audio
inputfile "prog2.mp2"
bitrate 128
id 11
protection 4
}
}
components {
comp-p1 {
service srv-p1
subchannel sub-p1
}
comp-p2 {
service srv-p2
subchannel sub-p2
}
}
outputs { output1 "file://output.eti?type=raw" }
Конфиг описывает каналы, которые будут в мультиплексе и их источники данных. Параметр nbframes указывает, сколько фреймов создать, 2000 фреймов соответствует примерно одной минуте воспроизведения.
Когда файл сохранен, создаем мультиплекс:
odr-dabmux config.mux
На выходе должен получиться файл output.eti, в моем случае его размер составил 12Мб.
Передача
Тут есть две возможности. В «настоящем» Linux odr-dabmod может непосредственно передавать данные в трансивер, но под VM оно не заработало. Поэтому в качестве выходного параметра я указал raw-файл, который будет содержать данные, совместимые с Gnu Radio.
Создаем файл config.ini:
[input]
transport = file
source = output.eti
loop=0
[modulator]
digital_gain=0.9
rate=2048000
[output]
output = file
[fileoutput]
format = complexf_normalised
;format = s8
filename = output.iq
Здесь ключевой момент — выходной формат и его тип. Для USRP я использую формат complexf_normalised, для HackRF по идее, подойдет 8-битный s8.
Сохраняем конфиг, запускаем конвертацию:
odr-dabmod config1.ini
Все! На выходе должен получиться config.iq, в моем случае размером порядка 700Мб на одну минуту записи (формат IQ float). Копируем его на «основной» компьютер, и Linux можно закрывать.
3. Тестирование
Как я уже говорил ранее, DAB-приемника у меня нет, чукча не читатель, радио я вообще не слушаю 🙂 Для тестирования я использовал RTL-SDR «свисток» и бесплатную программу Welle.io.
Первым делом, подключаем приемник, запускаем Welle.io и находим свободный канал. В моем случае, им сказался 12B:
Запоминаем частоту, и создаем простейший граф для передачи в Gnu Radio:
Запускаем, ждем несколько секунд, и… слышим записанную музыку через welle.io.
Убеждаемся, что количество каналов и их названия соответствуют прописанным в конфиге.
Да, весь «передающий комплекс» выглядит вот так:
Заключение
Не боги горшки обжигают, и к современным технологиям вполне можно прикоснуться дома, не отходя от рабочего стола.
Антенна разумеется, была не настроена на нужную частоту (да и антенного анализатора у меня нет), максимальная мощность от USB3 наверное не более 1Вт, да и то она распределена по полосе в 1.5МГц. Так что максимальная дальность передачи получилась примерно 0.5м.
Если кто-то захочет повторить эксперименты с большей мощностью, поиск на ebay по слову «RF Power Amplifier» дает много полезных ссылок (официально для вещания нужна лицензия, конечно, ну и стоит убедиться что не создаются помехи другим службам).
habr.com
Что такое цифровое радио DAB
Digital Audio Broadcasting (DAB) — технология, позволяющая осуществлять вещание цифровых радиопрограмм. Технология DAB используется в 21 стране, главным образом в Европе. В России радио по данной технологии только планируется к использованию в 2019-2020 годы.
Цифровое аудио вещание отличается от аналогового FM-радио гарантированно чистым и бесперебойным звучанием. Также позволяет более эффективно использовать доступные частоты. Оцифровка позволяет снизить стоимость радиовещания, так как используется меньшее количество передатчиков.
Стандарты DAB и DAB +
Первые передатчики DAB использовали кодек MP2 (MPEG Audio Layer II), через некоторое время было решено перейти на кодек HE-AAC v2. Таким образом появился формат DAB +. Радио DAB несовместимо с более новым стандартом сжатия звука, а радио DAB + совместимы с обоими кодеками. Также в DAB + добавлена реализация коррекционного кодирования Рида-Соломона, что устраняет ошибки в передаче. Некоторые радиостанции DAB могут быть адаптированы для приема DAB + путем обновления своего программного обеспечения и обозначены как обновляемые.
Кодек HE-AAC v2, используемый в DAB, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещания. Используя этот кодек, идеальное воспроизведение оригинала получается при 300 Кбит / с. Аналогом традиционного вещания в FM-диапазоне является скорость передачи в битах 160-192 кбит / с. Даже при скорости 128 Кбит / с звук близок к оригиналу. Вещатели различают скорость передачи битов в зависимости от профиля станции. Например, программы, предназначенные для слушателей с особыми запросами, имеют битрейт, установленный со скоростью 128 кбит / с, для популярных программ установлен 112 кбит / с, а, например, для информационного потока может использоваться 64 кбит / с. При чтении этих значений следует иметь в виду, что заявленные показатели не всегда могут соответствовать пропускной способности аудио. Например, если станция объявляет скорость передачи битов на максимальном уровне в DAB + (192 кбит / с), это означает, что скорость передачи аудио составляет не более 175 кбит / с, и она может быть еще ниже, если станция присоединяет так называемые сопутствующие данные.
Частоты DAB
В соответствии с Особым Соглашеним в Висбадене 1995 года, в Европе для цифрового радио были выделены частоты в диапазон 174-230 МГц. В ряде стран (включая Норвегию) цифровое радио также занимает частоты 230-240 МГц. Европейским вещателям также может быть предоставлено право использовать части L-диапазона (1452-1492 МГц), но это редко практикуется.
История развития цифрового радио
Профессиональные приемники DAB были выпущены уже в середине 90-х годов, в то время как потребительские модели появились на рынке летом 1998 года. Домашние радиостанции в обновленной версии (DAB +) были проданы в конце 2007 года. В 2016 году появился первый смартфон для поддержки DAB +: LG Stylus.
Технология Digital Audio Broadcasting не заменила аналоговые FM-трансляции. Хотя она доступна в районе, где проживает более полумиллиарда человек, количество приобретенных радиостанций DAB / DAB + оценивается более чем в 30 миллионов (данные 2014 года). Однако в Европе был достигнут значительный прогресс в строительстве инфраструктуры DAB +, поэтому в нескольких странах были разработаны планы отказа от аналогового радио. Норвегия должна отказаться от использования аналоговых FM-передатчиков в 2018 году, Швейцария может осуществить изъятия в 2020-2024 годах, а Швеция — в 2022 или 2024 годах. Деятельность автопроизводителей может помочь в популяризации цифрового наземного радиовещания — некоторые из них предлагают радиостанции DAB / DAB + в качестве стандартного оснащения либо опции. В отличие от оцифровки телевидения Европейский союз не требовал от стран-членов отключить аналоговый сигнал, но, возможно, в будущем будет принято решение ЕС относительно оцифровки радиоприемников — в 2015 году оно обратилось за поддержкой к комиссии Европейской организации WorldDMB, способствующей внедрению DAB / DAB +.
Адаптер для подключения DAB в автомобилеВ дополнение к DAB + существуют и другие цифровые технологии, в которых заинтересованы вещатели, такие как радиопередачи, входящие в состав цифровых телевизионных пакетов (наземный DVB-T, спутниковый DVB-S и кабельный DVB-C). Интернет-радио также динамично развивается. В некоторых странах, кроме DAB +, частично соблюдающих стандарт DMB (который дополнительно позволяет излучать видеоматериалы), стандарты DAB + DVB-H, DVB-SH и DRM + также были полностью разработаны.
Статья в тему: Спутниковое радио в автомобиле
Критика системы
Хотя кодек HE-AAC v2, используемый в DAB +, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещательного материала, многие вещатели транслируют свои программы с более низким, чем рекомендуется, битрейтом. Например, немецкий Radio Horeb передает по 48 кбит / с, а некоторые музыкальные программы (в том числе BBC Asian Network) транслируются в Великобритании по 64 Кбит / с mp2, что соответствует примерно 50 кбит / с в стандарте mp3. Это число означает в семь раз меньшую скорость передачи данных, чем трансляция лучшего качества, доступная на веб-сайте отправителя, имеющее качество 360 кбит / с. Кроме того, в отличие от программ FM-станций, которые могут быть приняты с шумами и помехами при приеме сигнала, потеря цифрового радиосигнала вызовет полное прерывание приема. Большее распространение, чем в FM, также имеют сбои, связанные с движением.
carwow.ru
GTMEDIA D1 функциональное радио с DAB+
Всем привет, сегодня расскажу про радиоприемник несколько опередивший время в РФ, или в России запаздывают с началом цифрового вещания в DAB+.А так же у GTMEDIA D1 полный набор плюшек для идеального дачного приемника. Проверим под катом.
Сначала про DAB+.
Этот стандарт может работать в диапазонах от 47 МГц до 3 ГГц и позволяет одновременно транслировать от четырёх до двадцати цифровых радиостанций на одной частоте. В этом стандарте используется компрессия MPEG-4 HE AAC v2.
Хорошая статья Цифровое радио DAB+ — как это работает и нужно ли оно вообще?
Судя по табличке в статье Цифровое радио на вики в России собираются запускать цифру этим летом.
Но запустят ли?
На заседании ГКРЧ (государственная комиссия по радиочастотам) еще в 2018 году решили выделить частоты 175,872 – 228,128 МГц для создания сетей наземного цифрового звукового вещания стандарта DAB+.
Вернемся к герою обзора — приёмнику D1, поставляется в такой коробке:
Характеристики:
Наименование: GTMEDIA D1
Экран: 1.8″
Версия BT: V4.2+EDR
DAB+ band III: 174.92-239.20MHz
FM: 87,5-108 MHz
TF Card: до 32 Гб
Динамик: 40 мм, 4 Ом, 3 Вт
Антенна: 6 секций 67 см 50Ω
Аудио форматы: MP3, FLAC, WAV
Аккумулятор: 3.7 В/2200 мАч, 18650
Цвет: Черный
Размеры: 18.1 * 11.1 * 3.5 см
Масса: 324 г
Открываем:
Внутри поролоновая вставка.
Комплектация устройства:
- Приёмник
- Аккумулятор 18650
- Темляк
- Кабель micro usb
- Кабель AUX
- Инструкции на разных языках
Внешний вид модели D1:
Классический дизайн, хороших приемников 2000-х: слева динамик, цифровые кнопки и 1,8-дюймовый экран.
Цифровые клавиши не только для номера сохраненной станции, но и для прямого ввода частоты.
Есть запись с радио на карту памяти.
По «наружке» приемник мне напомнил всеволновый DSP радиоприемник XHDATA D-808.
Но это модернизированный клон Tecsun ICR-110, кстати обозревался тут.
Сзади:
Антенна телескоп 70 см. Питание аккумулятор 18650 (2200 мАч), он в комплекте и заряжать его можно прямо в приёмнике.
Сбоку:
Слева, кроме темляка, ничего примечательного. Все разъемы и переключатель выкл/радио/музыка справа.
У нас слот под карту микро SD до 32 Гб, AUX и выход на наушники 3,5 мм и микро usb для зарядки аккумулятора и подключения к компьютеру для чтения карты и обновления прошивки.
Валкодера не хватает, да и громкость регулировать кнопками в приёмнике то еще извращение.
Верх-низ:
снизу резиновые ножки.
Комплектный аккумулятор:
с платой защиты. Емкость на разряд около 1900 мАч. Хватает на 5-6 часов работы.
Масса:
Масса приёмника:
Начинка устройства:
Как видите, динамик стоит в отдельном герметичном боксе, что не часто встречается.
Плата крупно:
Микросхема CJC8988 — 24-битный аудиокодек АЦП/ЦАП
Усилитель 2.6 Вт APA2068
Контролер клавиатуры и экрана fd650b-s
Большая микросхема — GL3142A-B169.
Посмотрим D1 в работе
Главное разочарование — DAB+:
По плану цифровое вещание начнется летом этого года, ждем.
Зато на FM все отлично:
все станции чисто ловит, уверенно и + RDS.
Диапазон FM не расширенный:
Показывает уровень сигнала:
Станции можно сохранять (30 шт.):
Запись с FM радио
Запас по громкости хороший:
Звук приятный для такого небольшого корпуса, речь без искажений. Есть 7 настроек эквалайзера. В наушниках можно слушать стерео.
Меню приемника:
Версия прошивки:
Будильник:
Таймер для автовыключения перед сном:
от 5 мин для скучных радиопередач))
ВТ действует в радиусе 10 м:
На смарте виден так:
Линейный вход:
Прослушивание с карты SD
Русские треки не пошли:
Flac тянет:
Есть переход по папкам:
Параметры воспроизведения:
Настройки эквалайзера:
По итогам:
Приёмник GTMEDIA D1 получился функциональным, с множеством возможностей послушать музыку:
- FM радио
- Цифровое радио (пока не в РФ)
- mp3 и пр. c карты микроSD
- AUX
- bluetooth
Чем не идеальный приемник для дачи?!
Из недостатков:
- Нет подставки.
- Регулировка громкости кнопками.
- Нет валкодера.
- Русские файлы и теги не понимает.
Традиционное фото с котом:
Спасибо за просмотр. Удачных покупок!
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
mysku.ru
FM всё. Но кому нужно цифровое радио?
Мы столько мечтали о замене цифрой аналоговых технологий в 80-х и 90-х, что и не заметили, как по многим направлениям дошли до финальной стадии этого процесса. Стадию эту называют analog switchoff — то есть, буквально, «отключение аналога». Наступает она тогда, когда цифровая версия той или иной технологии, продукта, процесса, перетягивает на себя доминирующее число пользователей — и версию аналоговую принимается решение отключить.
Решение может быть как рыночным (как с аудиопластинками, которые перестали выпускать из-за отсутствия спроса), так и «спущенным сверху» (как с телевидением, которое постепенно заменяют цифровым). Но в любом случае последние годы показали, что сразу после этого обнаруживаются неожиданные сильные стороны аналога, которые не хотелось бы терять. То есть и возвращаться вроде как стыдно, и отворачиваться совсем неправильно!
Мы уже видели как это происходит с музыкой и звуком вообще, книгами, газетами и журналами (вспомните «Тоску по аналогу»). Теперь предстоит пережить то же самое с радио. Не сразу, правда, и не скоро, но — процесс отключения пошёл. Первой решилась на него Норвегия, которая до конца года намеревается принудительно перевести все государственные радиоканалы на цифровое вещание, одновременно отключив FM. Вслед за ней тем же курсом направляются Швейцария, Великобритания, Дания и некоторые другие. И понаблюдать за этим процессом стоит хотя бы уже для того, чтобы потом не наступать на обнаруженные грабли.
Аналоговый радиоприёмник был вещью практически вечной: даже модели, выпущенные полвека назад, могут использоваться до сих пор. Цифровые приёмники столько точно жить не будут! Смена стандартов, вероятно, заставит обновлять их так же часто, как сегодня мы обновляем мобильные телефоны.Норвегия начинает плановое отключение государственных FM-станций прямо с этой недели. В течение года они перестанут вещать в формате FM и будут переведены в DAB. Что такое FM — всем известно. Под этим термином одновременно понимают как диапазон (УКВ: 88 — 108 МГц на Западе, или вниз до 65 МГц в соцблоке), так и метод модуляции (частотная). Всю вторую половину XX века FM служил синонимом качественного звука: частотная модуляция в совокупности с ультракороткой длиной волны позволяют передавать стереосигнал и разместить в диапазоне десятки станций. Недостатки у FM есть, например, небольшая дальнобойность (по сравнению с СВ и КВ; FM слышно лишь чуть дальше пределов прямой видимости), но это не помешало ему стать стандартом де-факто для музыкального вещания в городах.
И вот теперь грядут перемены. DAB (от digital audio broadcasting — цифровое аудиовещание) штука сравнительно новая: публичные опыты с ней начались лишь во второй половине 90-х. Смысл: передача в эфир цифрового, а не аналогового сигнала, со скоростью 128 кбит/с, в диапазоне чуть выше FM, с применением помехоустойчивого кодирования и популярного в прошлом компрессора MP2. Приёмник, соответственно, необходим цифровой, то есть его придётся покупать новый, но это обещает серьёзные выгоды. Вообще, выгода от перевода радио на цифровой стандарт, круговая: в выигрыше абсолютно все!
Во-первых, DAB выгоден регуляторам радиовещания: они смогут продать больше лицензий и уместить в диапазоне больше станций (цифровой сигнал меньше подвержен искажениям от соседних по частоте).
Во-вторых, DAB выгоден держателям радиостанций, потому что позволяет в разы эффективней нагружать передатчик, а ещё вести зашифрованные трансляции, доступные только платно.
В-третьих, DAB выгоден слушателям. В отличие от аналогового вещания, качество которого падает непрерывно по мере удаления от станции, качество вещания цифрового неизменно высокое — до некоторого критического расстояния, после которого мощность принимаемого сигнала падает ниже допустимой и приём прекращается, либо ошибок становится слишком много.
Такова теория. И расскажи кто-нибудь такое ещё пятнадцать лет назад, когда свирепствовала мода на замену аналога цифрой, никто бы не усомнился в правдивости этих слов. Однако сегодня уже около половины радиослушателей в упомянутых выше странах используют DAB ежедневно. И отзывы… так себе! Почему? Называются несколько причин.
Забегая вперёд: DAB уже устарел и должен быть заменён на более современный стандарт. Но хуже того, в разных странах внедряются разные варианты цифрового радио. В России, например, утверждён в качестве приоритетного международный стандарт DRM.Во-первых, оказалось, что помехозащищённость цифровой радиопередачи сильно преувеличена. О том, что такой сигнал не принять даже на небольшом удалении от городов, никто уже даже и не вспоминает: радиус приёма цифровых станций всегда меньше, чем для FM. Но даже в городах и на крупных дорогах, из-за сложного ландшафта и расстояний, бывают зоны, в которых DAB-сигнал слабеет ниже допустимого. И тогда цифра проявляет себя с худшей стороны: звук либо пропадает вовсе, либо превращается в бессмысленное бульканье — тогда как FM-станция была бы слышна хоть и с помехами, но разборчиво! Сюда же стоит добавить, что цифровой приёмник значительно сложней и дороже, а также капризничает при движении с большой скоростью: уже двигаясь быстрее 120 км/ч, он снижает качество приёма.
Во-вторых, вдруг всплыло, что DAB — стандарт устаревший. В нём принято кодировать звук с помощью MP2, который (при используемых скоростях передачи) не даёт и близкого к CD и даже FM качества звучания! Когда опыты с DAB только начинали ставить, это не имело значения, но сегодня, когда речь зашла о полном отключении FM, ситуация предстала в ином свете. Решение есть: стандарт DAB+ использует современный кодек из семейства MPEG-4, вот только старые DAB-приёмники с ним несовместимы! И это навлекло на сторонников DAB подозрения в нечестной игре: что если замена FM на DAB задумана только для того, чтобы корпорации нажились на продаже новых приёмников, и потом наживались каждый год на апгрейдах?
Наконец, в-третьих, у многих вызывает сомнение заявленная готовность DAB-станций к чрезвычайным ситуациям. Государственные радиостанции ведь используются в том числе для передачи сигналов оповещения населения о ЧС. Но если FM могли принять все, то DAB в той же Норвегии — дай бог чтобы каждый второй житель (у остальных попросту нет цифровых приёмников). А ещё цифровые коммуникации имеют знаменитое свойство «падать» первыми при стихийных бедствиях и катастрофах. Не повторится ли это с DAB?
В итоге вопрос о разумности отключения FM уже не кажется праздным. Вытеснит ли когда-нибудь цифровое радио аналоговое? Или останется лишь необязательным дополнением к древней, но никак не устареющей технологии? Как считаете вы?
P.S. Использованы графические работы Mark Sebastian, James Cridland.
www.computerra.ru