Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Разработка урока биологии в 7 классе по теме “Насекомые”

 

Урок №16

26.10.

Тема урока: Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока:  Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала  о внешнем строении и образе жизни насекомых;  

Совершенствовать    навыки  учащихся   работе на  компьютере,  способствовать развитию речи детей ,   учить детей анализировать и делать выводы.  Дать возможность  учащимся  разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.

Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.

Оборудование:  таблица «Тип членистоногие. Класс насекомые» коллекция насекомых, презентация урока, рисунки детей, выставка книг, посвященных  представителям  класса   насекомых, видеофрагмент, диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых  знаний  и способов деятельности.

Ход урока:

I Организация начала урока

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.

  II. Проверка выполнения домашнего задания.

-Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?

Проверим ваши знания.

  1. Работа у доски .  Просистематизировать данное животное – клещ таежный.  

Вид – клещ таежный

Род – клещ

Семейство – иксодовые или кровососущие

Отряд – клещи

Класс – паукообразные

Тип – членистоногие

Подтип – беспозвоночные

Царство – животные.

(один ученик систематизирует в тетради)

  1. Работа учеников по разноуровневым карточкам: 

Карточка №1.

Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?

Карточка №2.

К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).

Карточка №3.

-Как используется паутина в жизни пауков?

– Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?

 

  1. Тестовое задание.
  1. Паукообразные – обитатели суши, они дышат:

А – атмосферным кислородом

Б – растворенным в воде кислородом

В – только с помощью легких

Г – при помощи легких и трахей.

  1. Для всех паукообразных характерны :

А –  5 пар ног и две пары усиков

Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков

В – тело разделено на головогрудь и брюшко

Г – Тело разделено на голову, грудь и брюшко.

3. Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

А – в желудке

Б – вне организма

В – в кишечнике

Г – в пищеводе.

  1. Клещ является:

А – переносчиком возбудителя энцефалита

Б – возбудителем энцефалита

В – вредителем культурных растений

Г – возбудителем малярии.

  1. Таежные клещи по характеру питания являются:

А – хищниками

Б –  паразитами

В – растительноядными

 Г – сапрофитами.

  1. К паукообразным относятся:

А – дафнии

Б – клещи

В – пауки

Г – все членистоногие.

  1. Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:

А – все членики тела срастаются между собой

Б – тело состоит из головогруди и брюшка

В – имеют 8 ног

Г – усики отсутствуют.

(Взаимопроверка, анализ)

  1. В чем особенность внешнего строения членистоногих?

( один ученик рассказывает, все остальные внимательно слушают и после его ответа рецензируют  его ответ)  

А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.

Цифра 1 – признаки паукообразных

             2 – ракообразных.

Слайд 1.

  1. Обитатели  соленой и пресной воды, а также суши – 1
  2. Ткут ловчие сети –1
  3. Дышат только атмосферным воздухом – 1
  4. Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2
  5. Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2
  6. Известно 62 тыс. видов – 1
  7. Имеют фасеточные глаза – 2
  8. Тело состоит из головогруди и брюшка – 2
  9. Пищеварение происходит вне организма – 1
  10. Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.

   

III  Актуализация знаний учащихся:

Где можно встретить насекомых?  Что вам о них известно?

IV  Изучение нового  материала.

 

Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»

Слайд 2.

Задачи урока :

  1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания
  2.  Сравнить изученные классы членистоногих
  3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»

(слайд 3)  Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»

Уильям  Спенс.

 В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.

(слайд 4)

На фоне музыки и демонстрации слайдов :

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. –

У нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за урожай  с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в летнем воздухе. Предположительно существует 2 – 3 миллиона видов насекомых, почти 70% от общего числа животных нашей планеты. Если сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то насекомых будет значительно больше.

– Как вы думаете, почему насекомые получили свое название?

(слайд 5)

Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка

Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим? 

В чем своеобразие этого класса? Посмотрите на коллекции.

 

Слайд 6 .Ротовые органы насекомых

Слайд 7. Органы обоняния

Слайд 8,9. Фасеточные глаза насекомых.

Грудь жука состоит из 3 члеников, каждый из которых несет по паре ног. На среднем и заднем членике находятся крылья.

Насекомые отличные бегуны, прыгуны, летуны, землекопы и другие специалисты. Об этом свидетельствует строение их конечностей.

Слайд 10 .Конечности насекомых.

 Определите   конечности у представленных вам насекомых. Работа с коллекцией насекомых.

Брюшко насекомых состоит из члеников. На каждом членике брюшка находятся маленькие отверстия – дыхальца, через которые жук поглощает атмосферный воздух.

Пауки – обитатели наземной среды, ракообразные –  в основном водной, а насекомые? Где вы встречали насекомых?

Слайд 11. Среды обитания (водная, наземная, воздушная, почвенная)

Чем могут  питаться насекомые?

Слайд 12,13,14

Ротовые аппараты.

Насекомые – существа удивительные. Органы слуха могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Орган вкуса у бабочек и мух на передних конечностях. Насекомые видят ультрафиолетовые лучи, слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров разыскивает по запаху медоносное растение.

У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Стоит потянуть холодку, их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – они засыпают . А в теплый летний день их мышцы могут сокращаться  с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки.

Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей  их различно, так в одном улье  живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн.

Посмотрите на жизнь муравьев и ответьте на вопрос, почему их называют общественными?

Слайд 15 Муравьи

  «Насекомые – удивительные существа»

Развитие насекомых может быть с превращением и без него

86% всех насекомых развивается с превращением

Слайд 16.Развитие насекомых .

 Работа с учебником. Используя текст § 16  выделите признаки, которые я не упомянула в своем объяснении.

 

 Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз.

– Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.

Жила –  была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза.   Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:

Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз.    Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг.    Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец:    Она виляет брюшком –  этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.

VI  Закрепление знаний:

   –  Какие признаки во внешнем строении таракана  позволяют отнести его к насекомым?

При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому   – ваша работа на уроке

VI I    Подведение итогов.  Рефлексия (слайд 17)

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  •  Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…  

Домашнее задание:

 § 16. Подготовить мини –  сообщение об особенностях:

 Доценко  В, Одноралов К – тараканов

  Азизов Т, Шепеленко О – кузнечиков

 Таранов К – саранчи

 Гузовский А – медведке

 Березовский М – уховертке.

nsportal.ru

Конспект урока: “Класс насекомые” (7 класс)

Дата урока_13.02.2017 г. Класс 7

Цели урока: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о внешнем строении и образе жизни насекомых; способствовать развитию речи детей , учить детей анализировать и делать выводы. Дать возможность учащимся разобраться в вопросах приспособленности, распространения, насекомых в природе, как одного из процветающих классов животного мира.

Стимулировать необходимость защиты насекомых, их охраны со стороны каждого человека и человечества в целом.

Задачи:

1. Образовательная.

1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.

3) Изучить особенности внешнего строения насекомых.

4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.

5) Изучить особенности внутреннего строения насекомых

2. Воспитательная.

1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;

2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;

3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

3. Развивающая

1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.

2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

Оборудование: Карточки-коллекции отрядов насекомых, лупа, презентация к уроку “Класс насекомые», приложение «Лабораторный практикум»

Методы и методические приемы: беседа, объяснение, лабораторная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

II. Структура урока

  1. Организационный момент 1мин

  2. Целевая установка 1 мин

  3. Актуализация опорных знаний 7 мин

  4. Изучение нового материала 21 мин

  5. Лабораторная работа 7 мин

  6. Физкультминутка 1 мин

  7. Рефлексия 5 мин

  8. Домашнее задание 1 мин

  9. Итог 1 мин

III. Собственно конспект

Ход урока:

I Организация начала урока

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, провер­ка подготовленности учащихся к учебному заня­тию, организация внимания школьников, после­довательность в предъявлении требований, чет­кость. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся:

-Чем мы занимались с вами на прошлом уроке?

Проверим ваши знания.

Выпишите последовательно цифры, за которыми даны сведения, имеющие

отношение  к: паукообразным,  ракообразным,  насекомым.

1. Тело животных имеет снаружи хитиновый покров.

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка.

4. Брюшко членистое.

5. Брюшко не членистое.

6. Животные имеют по 3 пары ног.

7. Животные имеют по 4пары ног.

8. На голове есть усики.

9. Усиков нет.

10. Усиков 2 пары – длинные и короткие.

11. Усиков 1 пара.

12. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.

13. У большинства животных по 2 сложных фасеточных глаза.

14. Органы дыхания – жабры.

15. Воздух поступает в организм через дыхальца и трахеи.

16. Дыхание трахейно – легочное.

17. Кровеносная система незамкнутая.

18. Кровеносная система замкнутая.

19. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

20. Большинство животных имеют крылья.

21. Многие используются в пищу, например, креветки, крабы, омары.

22. Среди них много вредителей и паразитов, некоторые опасны для человека, т.к. могут передавать возбудителей различных заболеваний, например энцефалита.

23. Пищеварение осуществляется вне организма.

24. Встречается размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки.

25. Развитие без превращения.

26. Среди них есть одомашненные виды.

27. Ротовой аппарат имеет определенное строение, приспособленный к питанию определенной пищей.

28. Животные имеют по 5 пар ног.

 А теперь поработаем всем классом с сигнальными карточками.

Цифра 1 – признаки паукообразных

2 – ракообразных.

Слайд 1.

  1. Обитатели соленой и пресной воды, а также суши – 1

  2. Ткут ловчие сети –1

  3. Дышат только атмосферным воздухом – 1

  4. Максимальная масса представителей этого класса 20 кг. – 2

  5. Наружный покров этих животных пропитан хитином – 1,2

  6. Известно 62 тыс. видов – 1

  7. Имеют фасеточные глаза – 2

  8. Тело состоит из головогруди и брюшка – 2

  9. Пищеварение происходит вне организма – 1

  10. Для представителей этого класса характерно явление партеногенез –1.

III. Изучение нового материала.

Где можно встретить насекомых? Что вам о них известно?

Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»

Слайд 2.

Задачи урока :

  1. Изучить внешнее строение насекомых и их приспособленность к среде обитания

  2. Сравнить изученные классы членистоногих

  3. Выполнить лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»

(слайд 3) Ребята, обратимся к эпиграфу нашего урока « Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой»

Уильям Спенс.

В конце урока мы возвратимся к нему еще раз и докажем правдивость этих слов.

Слайд 7.8Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов.

Слайд 9 Отделы тела насекомых

Слайд 10

Тело насекомых состоит из трёх отделов:

  1. Голова с ротовыми органами и органами чувств

  2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями

  3. Брюшко

hello_html_m6e082b9e.jpg

Слайд 11

РОТОВЫЕ ОРГАНЫ НАСЕКОМЫХ.

Ротовые органы насекомых, развившиеся из примитивных придатков тела, приспособлены к самым разнообразным видам пищи. Первым появился ротовой аппарат грызущего типа, приспособленный к кусанию и жеванию.

hello_html_m6d7b8cfa.jpg

Грызущий ротовой аппарат (жуки, кузнечики).

Питаются твёрдой пищей. Спереди находится пара мощных верхних челюстей. Они расположены по сторонам ротового отверстия и сдвигаются как щипчики. Нижние челюсти хватают пищу. За ними идёт нижняя губа, образованная второй парой сросшихся нижних челюстей. Перед ротовыми частями располагается верхняя губа, – это складка. кожи.

hello_html_2d8056e2.jpg

Сосущий ротовой аппарат (бабочки, тли, цикады).

Насекомые питаются жидкой пищей. ротовые придатки удлинённые, образуют трубочку, через которую насекомые втягивают в рот жидкую пищу. У бабочки хоботок свёрнут в спираль.

hello_html_m317db8c9.jpg

У пчелы грызущее – сосущий ротовой аппарат, в котором наряду с челюстями, в центральной части расположен сосущий хоботок.

hello_html_m2ba57fea.jpg

Лижущий ротовой аппарат(мухи).

Для мух характерен лижущий ротовой аппарат. Они питаются жидкой пищей, растворив её предварительно слюной.

Слайд 12. КОНЕЧНОСТИ НАСЕКОМЫХ.

Конечности насекомых приспособлены для:

  • ходьбы

  • прыгания

  • плавания

  • копания

  • умывания

  • сбора пищи

Типичная нога насекомого оканчивается парой коготков. Благодаря коготкам, насекомые могут ходить по отвесным поверхностям, если поверхность имеет неровности, насекомое пускает в ход коготки.

hello_html_3e2bcc2f.jpg

Вытянутые и уплощённые задние ноги некоторых водных жуков снабжены длинными густыми волосками и превращены в вёсла.

hello_html_7b74ce67.jpg

Прыгательная конечность имеет выраженную мускулатуру. Характерна для кузнечиков и саранчи.

Интересно знать…

У взрослых стрекоз длинные стройные ноги покрыты жёсткими волосками. В полёте стрекоза их держит рядом, образуя сачок, которым ловит мелких насекомых.

Передние ноги многих бабочек имеют желобки, через которые они пропускают усики и очищают их.

На ногах медоносной пчелы есть щёточки для сбора пыльцы, а на задних ногах корзиночки для её переноса.

Слайд 13

hello_html_55142d56.gif

Слайд 14. КРЫЛЬЯ НАСЕКОМЫХ.

Большинство насекомых способны к полёту.

Крылья насекомых – это выросты хитинового

скелета, которые поддерживает сеть жилок.

У насекомых с большими крыльями мышцы прикрепляются непосредственно к основанию крыла

Они поднимают и опускают крылья (бабочка 5 раз в секунду).

У мелких насекомых крылья меньшей величины, они вынуждены чаще взмахивать ими, до 1000 раз в секунду, у них мышцы прикрепляются к груди.

hello_html_167e359e.jpg

У жёсткокрылых или жуков передняя пара крыльев хитиновая, выполняющая защитные функции.

настоящие крылья – перепончатые, вторая пара.

hello_html_m27bcec9f.jpg

У двукрылых одна пара перепончатых крыльев. Вторая видоизменена в жужжальца, издающие специфический звук и являющиеся органами равновесия.

hello_html_m73036d7.jpg

У чешуекрылых – бабочек – две пары крыльев. покрытых чешуйками разного цвета и создающих разнообразные узоры.

hello_html_5496c0c3.jpg

Перепончатокрылые имеют две пары перепончатых крыльев. У некоторых видов, например, у муравьёв, рабочие особи бескрылы.

Слайд 15. ОРГАНЫ ЧУВСТВ НАСЕКОМЫХ.

hello_html_m1a537eff.jpg

ЗРЕНИЕ

Глаза сложные. Состоят из множества простых глазков. Зрение мозаичное. Сложные глаза особенно хорошо распознают движение. Движущийся предмет может быть врагом, от которого надо скрыться, или добычей, которую надо поймать. Кроме сложных глаз на голове насекомых есть несколько простых глазков, которые, активируют чувствительность сложных глаз.

Насекомые воспринимают иной диапазон цветов: пчела ясно видит ультрафиолетовый участок спектра, но не чувствительна к красному, то есть пчёлы хорошо видят синие, фиолетовые и жёлтые цветки.

Многие насекомые определяют направление движения по
Солнцу, как по компасу. Медоносные пчелы могут определить положение Солнца даже в пасмурный день

СЛУХ

Для большинства насекомых мир беззвучен, но некоторые из них воспринимают различного рода колебания. Настоящими органами слуха обладают сверчки, кузнечики, саранча, цикады и ночные бабочки. Эти органы находятся у них не на голове, а в основном на ногах, или на брюшке, они развиваются из дыхательной системы. Насекомые воспринимают ультразвуки, которые не слышит человек.

ОБОНЯНИЕ

Усики или антенны позволяют насекомому ощупывать,
нюхать, измерять температуру и влажность, пробовать на
вкус. Антенны усеяны рецепторами запаха – на каждой
антенне у пчелы до 30000 рецепторов, что свидетельствует о большой роли обоняния у насекомых. Запахи играют
важную роль в нахождении самцом самки.

ВКУС

Рецепторы органа вкуса располагаются у насекомых на
волосках вокруг рта. У многих насекомых рецепторы
находятся на передних ногах и они могут пробовать пищу,
ступая по ней.

ОСЯЗАНИЕ

Органами осязания является большое количество осязательных волосков, которые связаны с нервными окончаниями. Осязательные волоски пронизывают хитиновый наружный скелет.

Слайд 16
Количество фасеток:
– муха-4000
– жуки-9000,
– бабочки-17000,
– стрекозы-28000

Слайд 17

  • Цветное зрение, видят даже ультрафиолет.

  • Близоруки ( 1-2 см)

  • Видят движение, но не форму

  • Не все видят красный цвет

Слайд 18. Строение внутреннее

hello_html_m41649c93.jpg

Лабораторная работа № 15

Цель. Внешнее строение насекомых на примере майского жука

Приложение 1

Физкультминутка:  Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз.

– Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.

Жила –  была медоносная .Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза. Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:

Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз. Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг. Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец: Она виляет брюшком –  этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.

VI Закрепление знаний:

Какие признаки во внешнем строении таракана позволяют отнести его к насекомым?

При изучении материала мы не единожды убеждались в том, что насекомые – удивительные существа. Подтверждение этому – ваша работа на уроке

VI I Подведение итогов. Рефлексия (слайд 17)

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового сегодня узнали?

  • Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что…

Домашнее задание:

§ 37. Подготовить мини – сообщение об особенностях:

Тараканов, кузнечиков, саранчи, медведке, уховертке.

infourok.ru

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: “Класс Насекомые”

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках, бабочках, кузнечиках, муравьях пчелах, и др.

Цель: Расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых и выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих, а так же наиболее прогрессивные признаки класса в типе Arthropoda.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением насекомого на примере черного таракана (посредством выполнения лабораторной работы).

2) Найти характерные признаки внутреннего строения членистоногих путем составления таблицы.

3) Найти прогрессивные признаки в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Оборудование: Учебник В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология 7. Животные. Инструктивные карты с лабораторной работой. Карточки с биологическими терминами странного произношения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Мы продолжаем знакомство еще с одним классом типа “Членистоногие”, но прежде чем определить тему урока вам предстоит выполнить семь заданий. Каждый верный ответ позволит вам угадать тему, которая спрятана за белыми листками на доске (по ходу выполнения заданий учитель открывает букву за буквой, так появляется тема урока).

Задание №1. (Фронтальный опрос)

1. Беспозвоночные животные, имеющие членистые конечности?

– Членистоногие

2. Членистоногие по латыни?

– Arthropoda.

3. Изучая тип членистоногие мы познакомились с классами Ракообразные и …?

– Паукообразные.

4. Ракообразные по латыни?

– Crustacea.

5. Паукообразные по латыни?

– Arachnida.

6.Среда обитания ракообразных?

– Водная

7. Большинство ракообразных обитают на …?

– На суше.

8. Наука о раках?

– Карцинология.

9. Наука о пауках?

– Арахнология.

10. Наука о клещах?

– Акарология.

Верно, выполненное задание позволяет нам открыть букву: I.

Задание №2. Определите местоположение представителей членистоногих в системе органического мира, запишите названия систематических групп на русском и латинском языках.

Царство –

Подцарство –

Тип –

Класс –

Отряд –

Представители: креветка дальневосточная, камчатский краб, паук каракурт, таежный клещ. (данное задание выполняют у доски четверо учащихся )

Ответ.

После выполнения проводится взаимопроверка выполнения задания.

Задание №3. Объясните смысловое значение биологических терминов странного произношения (фронтальный опрос): мандибулы, максиллы, максиллоподы, автотомия, антенулы, статоцист, омматидии, хелицеры, педипальпы, остеи, лакуны, гемолимфа, эпигина, мальпигиевые сосуды, коксальные железы, хитинизированная хитикула.

Работая с конспектами учащиеся объясняют термины.

После проверки учитель открывает следующие две буквы новой темы: N и S

Задание №4. Из перечня биологических терминов выберите те, которые можно использовать для характеристики ракообразных и паукообразных. Можно ли среди них выбрать слова, которые подойдут для характеристики обоих классов. (фронтальный опрос, запись ответов на доске).

Ответ:

Выполненное задание позволяет открыть букву Е.

Задание №5. Выполняя задание №4, вы выделили признаки характерные для двух классов: ракообразных и паукообразных. Можно ли продолжить этот список?

Ответ (общее):

1. Хитинизированная кутикула.

2. Гемолимфа. Незамкнутая кровеносная система.

3. Статоцист.

4. Членистые конечности и тело, разделенное на членики.

5. Узловой тип нервной системы.

6. Линька, скачкообразный рост.

7. Поперечно-полосатая мускулатура.

8 Хорошо развитые органы чувств.

Следующая буква новой темы – С.

Задание №6. Угадайте, каких животных загадали ваши одноклассники (ребята по очереди читают загадки, придуманные дома).

Выполнив шестое задание, ребята вместе с учителем открывают букву T.

Задание №7. В загадках прозвучала информация о жуках, бабочках, муравьях. А что общего у этих животных, в какую группу можно всех их объединить?

После ответа “насекомые” учитель открывает последнюю букву – А.

Учитель.

Ребята, прочитайте название темы нашего урока.

INSECTA.

Это латинское название класса Насекомые. (запись темы урока в тетрадях)

3. Изучение нового материала.

Внешнее строение насекомого.

Учитель.

Наука, изучающая насекомых – энтомология. Изучение темы мы начнем с выявления особенностей внешнего строения на примере черного таракана. По этому материалу вам предстоит выполнить лабораторную работу самостоятельно, используя инструктивную карту и дополнительный источник информации.

(Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой и дополнительным материалом, делают записи в тетради в соответствии с планом)

Внутреннее строение насекомого.

Учитель.

Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением на примере того же черного таракана.

Задание для учащихся. По тексту параграфа составьте таблицу по теме внутреннее строение черного таракана.

Система органов Строение органов Функция
Нервная система Узловой тип, выделен головной мозг Связь с внешним миром, более сложное поведение.
Пищеварительная система Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.
Дыхательная система Трахеи с дыхальцами Доставка кислорода и удаление углекислого газа.
Выделительная система Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится) Выделение жидкостей продуктов обмена.
Кровеносная система Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа Транспорт БЖУ
Репродуктивная система Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее. Продолжение рода.

4. Рефлексия. Фронтальный опрос.

1. К какому классу относится черный таракан?

2. Наука о насекомых?

3. Латинское название класса насекомых?

4. Количество ног у насекомых?

5. К какому типу относятся насекомые?

6. Выделительная система представлена?

7. Кровеносная система, какая?

8. Прозрачная кровь-?

5. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания ребятам предлагается найти ответ на дополнительный вопрос.

1) Определите признаки у насекомых, которые подчеркивают, что они в типе членистоногих более прогрессивны по сравнению с ракообразными и паукообразными?

2) Зарисовать внешнее строение насекомого и подписать его части.

Инструктивная карта

Лабораторная работа

Внешнее строение насекомых на примере черного таракана

urok.1sept.ru

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Урок. Класс Насекомые

Тема: КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

Цели: расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых; познакомить с внешним и внутренним строением насекомых, их приспособленностью к среде обитания. Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Оборудование: коллекции: «Майский жук», «Медоносная пчела», «Шелкопряд», таблицы насекомых.

Планируемые результаты:

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

                Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Вопросы классу:

1) В чем особенность внешнего строения членистоногих?

2) Как можно объяснить то обстоятельство, что членистоногие освоили все среды обитания?

3) Назовите известных вам представителей класса Ракообразные.

4) Назовите представителей класса Паукообразные.

5) Из каких отделов состоит тело пауков?

6) В чем особенность строения дыхательной системы пауков?

7) Какую роль играют паутинные бородавки и как паук строит ловчую сеть?

8) В чем проявляется особенность способа питания паука?

9) В чем особенность строения клещей?

10) Какой вред наносят клещи-паразиты?

Тест

1) Паукообразные – обитатели суши, они дышат:

А – атмосферным кислородом;

Б – растворенным в воде кислородом;

В – только с помощью легких;

Г – при помощи легких и трахей. (Ответ: А, Г.)

2) Для всех паукообразных характерны:

А – 5 пар ног и 2 пары усиков;

Б – 4 пары ног и ни одной пары усиков;

В – тело разделено на головогрудь и брюшко;

Г – тело разделено на голову, грудь, брюшко. (Ответ: Б, В.)

3) Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:

А – в желудке;

Б – вне организма;

В – в кишечнике;

Г – в пищеводе. (Ответ: А, Б, В.)

4) Клещ является:

А – переносчиком возбудителя энцефалита;

Б – возбудителем энцефалита;

В – вредителем культурных растений;

Г – возбудителем малярии. (Ответ: А.)

5) Таежные клещи по характеру питания являются:

А – хищниками;

Б – паразитами;

В – растительноядными;

Г – сапрофитами. (Ответ: Б.)

6) К паукообразным относятся:

А – дафнии;

Б – клещи;

В – пауки;

Г – все членистоногие. (Ответ: Б, В.)

7) Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:

А – все членики тела срастаются между собой;

Б – тело состоит из головогруди и брюшка;

В – имеют 8 ног;

Г – усики отсутствуют. (Ответ: А.)

II. Изучение нового материала.

Чем более разнообразна группа животных и чем больше входит в неё видов, тем более успешна она с эволюционной точки зрения. Насекомые в этом отношении могут считаться, пожалуй, самым успешными существами нашей планеты. Несмотря на то что сегодня описана лишь малая часть населяющих землю насекомых, эта группа является одной из самых больших и разнообразных. Внутри большого класса насекомых разные отряды представлены разным числом видов. Есть отряды, в которых лишь десятки видов (отряд зораптеры 20 видов), в других, например, в отряде чешуекрылых, их более 140 тыс. видов. Безусловное лидерство в этой классификации  принадлежит отряду жесткокрылых, который включает 400 тыс. видов, входящих более чем в 100 семейств.

Изучение класса насекомых мы начнем с проведения практической работы. У вас на столе коллекция насекомых, которая поможет вам познакомиться с внешним строением насекомых. Открыли тетради, записываем:  Число.  Класс насекомые. Внешнее строение. Ход работы: 

рассмотрите и запишите в таблицу полученные данные

  1. Тело состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.
  2. Органы расположенные на голове: 1 пара усиков, челюсти, фасеточные глаза.
  3. Органы расположенные на груди: 3 пары ходильных ног, 1 или 2 пары крыльев, надкрылья.
  4. Органы расположенные на брюшке: дыхальце, яйцеклад, жало.

Появление новых видов насекомых в ходе эволюции связано с их особенностью приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды различных геологических эпох. Если в далеком прошлом существовали стрекозы с размахом крыльев в полметра, сегодня размах крыльев у самых больших представителей этой группы насекомых не превышает 15 см. Но и в наши дни некоторые насекомые поражают воображение своим размером.

(СЛАЙД «Кто больше»)

        Для некоторых групп животных количество ног – важный систематический признак. Одной из таких групп являются насекомые. У насекомых их насчитывается шесть (три пары ходильных ног). Любой из нас, кому доводилось гоняться за тараканом, мог на своем опыте  убедиться, что животное это очень быстрое и поймать его нелегко. Это насекомое способно развивать абсолютную скорость 6 км/ч, учитывая длину тела таракана, весьма впечатляет. Тигровая гусеница способна развивать внушительную абсолютную скорость до 5 км/ч.

(СЛАЙД «Лучшие прыгуны»)

        Насекомые, как правило, меньше птиц и млекопитающих, но во время миграции они тоже преодолевают большие расстояния. Большая злаковая тля – способна перемещаться на расстояние до 500км. Бурая рисовая цикадка способна преодолевать более тысячи километров, разделяющих рисовые поля Китая и Японии. Бабочка Данаида Монарх преодолевает 4 тыс. километров, отделяющих Канаду от Мексики всего за 75 дней.

        И так, ноги и крылья важный систематический признак, по которому делят класс насекомые на отряды.  

 

2. Особенности внешнего строения насекомого закрепляются в процессе выполнения лабораторной работы № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых», с. 65 учебника.

III. Закрепление изученного.

1) Какой покров имеет тело насекомого?

2) Что такое наружный скелет?

3) Из каких отделов состоит тело насекомого?

4) К какому отделу тела прикреплены конечности?

5) К какому отделу тела прикреплены крылья?

Можно в форме вопросов осуществить связь с уже изученным материалом: «Что собой представляет покров рака и паука? Из какого вещества он образован? Какие функции выполняет хитиновый покров ракообразных и паукообразных?»

Отметить, что вследствие чередования кусочков твердого и полосок мягкого хитина тело и ноги жука кажутся покрытыми насечками. Поэтому насекомых и называют насекомыми, как бы «насеченными».

Задание на дом: § 15. Творческие работы «Класс насекомые»

nsportal.ru

Урок в 7 классе «Класс насекомые»

Урок биологии в 7 классе. «_____»_______________ 20____ г.

Класс Насекомые.

Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых; создать условия для формирования умения выделять особенности строения и образа жизни класса Насекомые.

Задачи.

 Образовательные: раскрыть основные особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения насекомых.

Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации; развивать умения работы с различными информационными источниками; анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.

Планируемые результаты.

Предметные.

Обучающиеся узнают: особенности строения насекомых, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Обучающиеся научаться: находить отличия насекомых от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

    1. Назовите признаки внешнего строения паукообразных, отличающие их от других представителей членистоногих.

    2. На примере паука- крестовика расскажите о способах добывания и переваривания пищи. Как связаны эти процессы с внутренней организацией животного?

    3. На основании чего можно утверждать, что ракообразные и паукообразные относятся к одному типу?

    4. Какое значение имеют паукообразные в природе и жизни человека?

    Работа с текстом.

    Задание. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ. Дайте систематическое положение данной группе организмов.

    Размеры тела этих животных небольшие. В отличие от других представителей данной систематической группы их тело не разделено на отделы. Голова, грудь и брюшко не расчленены на членики, покрыты хитиновым панцирем.

    Описываемый организм имеет четыре пары членистых конечностей. Дыхание трахейное. Отверстия трахей располагаются на заднем сегменте брюшка. Там же находятся железы, выделяющие липкую нить – паутину. Представители данной группы могут паразитировать, питаясь кровью млекопитающего, или жить в его кожных покровах. Укус этих животных болезнен. Вид, обитающий в тайге, является переносчиком смертельно опасного для человека заболевания.

    Царство Животные

    Тип Членистоногие

    Класс Паукообразные.

    Отряд Клещи.

    Семейство Иксодовые клещи.

    Вид Таежный (энцефалитный) клещ.

    Изучение новой темы.

      Ты посмотри вокруг себя-

      Везде живые существа

      Они жужжат, таскают мёд

      Ведь пчёлы «трудовой народ».

      Другие вечно нас кусают-

      Их комарами называют.

      И тут, куда не посмотри

      Кружатся стаями они.

      А есть назойливые мухи,

      Они всегда шумят под ухом,

      Мешают, вечно лезут в рот

      И кстати тоже любят мёд.

      Они и ты из особого теста

      И в мире занимают каждый своё место.

      Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

      Так какая же тема нашего урока?

      Тема. Класс Насекомые.

      Сформулируйте цель урока  в соответствии с темой урока.

      Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Расселение насекомых постепенно, с течением времени, произошло по всей земле. Их вы можете встретить как в жарких странах Африки, так и в умеренных широтах Северной Европы. Даже в полярных областях и безводных пустынях насекомые смогли адаптироваться к жизни. Существуют также и домашние насекомые, которые приспосабливаются жить в непосредственной близости от человека. Насекомые адаптировались почти ко всем средам обитания. Наиболее обильны они в тропиках и областях с теплым умеренным климатом, однако некоторые виды постоянно обитают даже в Антарктике. Большинство видов наземные, но известны и формы, плавающие на поверхности океана или ведущие земноводный образ жизни на его берегах. Насекомые встречаются в реках и озерах, в самых сухих пустынях и глубоких пещерах. Некоторые виды регулярно совершают длинные перелеты, тогда как у других особи проводят почти всю или всю жизнь внутри маленькой норки, одного плода или даже семечка.

      Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомых».

      Цель. Изучить особенности внешнего строения насекомых.

      Оборудование: коллекция насекомых, лупа, линейка.

      Ход работы.

      Рассмотрите строение майского жука, осторожно дотроньтесь до его покровов, убедитесь в их плотности и твердости.

      Определите с помощью линейки размеры его тела: длину и ширину.

      Найдите отделы тела: голову, грудь, брюшко.

      Рассмотрите с помощью лупы органы, расположенные на голове: глаза, усики. Грызущие ротовые органы.

      Рассмотрите грудной отдел жука, определите. Из какого количества члеников он состоит, сколько пар конечностей к ним прикрепляются.

      Найдите на спинной стороне жука крылья и надкрылья; определите, к каким членикам груди они прикрепляются, определите, сколько пар конечностей имеет майский жук.

      Рассмотрите членистое брюшко, сколько члеников его образуют; с помощью лупы найдите отверстия – дыхальца по бокам брюшка.

      Данные своих исследований занесите в таблицу.

      Признак

      Особенности строения

      Покровы

       

      Размеры тела

       

      Отделы тела

       

      Органы:

      – головы

       

      – груди

       

      – брюшка

       

      Сделайте вывод, указав, какие особенности внешнего строения насекомых.

        Внутреннее строение насекомых достаточное сложное.

        Пищеварительная система имеет три основных отдела, каждый из которых выполняет специфические, рабочие функции. Передний отдел служит для измельчения и переработки пищи, средний – для переваривания и всасывания, задний – для выведения остатков наружу и всасывания воды. Выделительная система устроено своеобразно. Она представляет собой системы трубочек, расположенных в полости тела. На одном конце трубочки (мальпигиевы сосуды) замкнуты, на другом – впадают в кишечник.

        Дыхательная система представлена системой трахей, а главный трахейный ствол открывается наружу отверстием, которое называется дыхальцем. Кислород, поступающий в систему трахей, диффундирует в органы, а углекислый газ выводится через трахеи, а также через покровы тела.

        Как известно, насекомые не имеют постоянной температуры, поэтому у них имеется система теплорегуляции с помощью дыхательных движений.

        Нервная система насекомых достаточно сложна, состоит из надглоточного ганглия и брюшной цепочки. Сложность, социальность многих насекомых отмечается увеличенным размером головного мозга и укрупнением нервных узлов за счет слияния нервных клеток. Помимо центральной нервной системы у насекомых имеется вегетативная (симпатическая) нервная система.

        Система органов размножения представлена у самок парными яичниками, переходящими в трубчатый яйцевод. Зрелые яйца направляются по яйцеводу. Половые органы самца состоят из двух семенников, переходящих в семяпроводы. Таким образом, становится понятным, что насекомые – раздельнополы, хотя нужно знать о том, что среди них могут быть и гермафродиты

        Первичное закрепление знаний.

          Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Выберите признаки, характерные только для данного организма.

          Признаки

          Майский жук

          Покровы

          8

          Конечности

          9

          Крылья

          16,27

          Скелет

          8, 18

          Дыхательная система

          3

          Кровеносная система

          4

          Нервная система

          19, 23

          Органы чувств

          1,10

          Словарик. 1. Глаза. 2. Головной мозг. 3. Трахеи (трахея). 4. Незамкнутая. 5. Легкие. 6. Внутренний. 7. Передние конечности. 8. Хитин. 9. Три пары членистых конечностей. 10. Усики – органы обоняния и осязания. 11. Спинной мозг.12. перья. 13. Задние конечности. 14. Замкнутая. 15. Носовая полость. 16. Надкрылья. 17. Кожа. 18. Наружный. 19. Окологлоточное нервное кольцо. 20. Среднее ухо. 21. Гортань. 22. Кости и хрящи. 23. Брюшная нервная цепочка. 24. Внутреннее ухо. 25. Воздушные мешки. 26. Вестибулярный аппарат. 27. Перепончатые крылья.

          Подведение итогов.

            Какова тема нашего урока?

            Какими признаками обладают насекомые?

            Что вам больше всего запомнилось на уроке?

            Домашнее задание. § 26

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Конспект урока по биологии на тему “Насекомые”(7 класс)

              КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. ПОДОЛЬСКА

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

              Конспект урока по биологии:

              «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ»

              hello_html_305defca.jpg

              Подготовила учитель биологии:

              Шохина С.В.

              Подольск 2017

              Тема урока.  Класс насекомые.

              Цель урока: сформировать понятие о  классе  насекомых как представителях типа Членистоногие

              Задачи урока:

              Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

              Развивающие: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

              Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

              Основные термины и понятия: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин.

              Оборудование: учебник , таблица «Особенности класса насекомых», презентация .

              Технологии: технология саморазвивающего обучения, информационные, здоровьесберегающие.

              Тип урока:  комбинированный

              Ход урока

              1. Организационный момент. ( 1 мин)

              Подготовка рабочего места. Приветствие. Положительный настрой: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». 

              Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

              2. Проверка домашнего задания

              а. Биологический диктант(по изученной теме. Класса  Паукообразные) (3мин)

              зад. вставьте пропущенные слова в предложении

              1. Число ходильных ног у  паукообразных………………

              2. 1-ю пару ног называют…………….

              3. Органы зрения у паукообразных представлены …………………

              4. Органы дыхания представлены………………….. и ……………..

              5. Тело  паукообразных разделено на………………….  и ………………………..

               б. Работа с терминами: (3 мин)

              Дайте определение следующим понятиям:

              Инстинкты—

              Ядовитые железы —-

              Печень-

              Мальпигиевые сосуды –

              Линька –

              Половой диморфизм-

              Гемолимфа –

              в) сообщения учащихся (дополнительный материал)   (7 мин)

              Иксодовый клещ

              Чесоточный клещ

              Ядовитые пауки

              3. Актуализация  опорных знаний ( 2 мин)

              Расположите последовательно систематические единицы (от наибольшего к наименьшему)

              Животные – беспозвоночные – членистоногие – паукообразные – скорпионы.

              4. Сообщение темы 

              Хотелось бы знакомство начать с новым классом с такого отрывка стихотворения .

              Ты посмотри вокруг себя-

              Везде живые существа

              Они жужжат, таскают мёд

              Ведь пчёлы «трудовой народ».

              Другие вечно нас кусают-

              Их комарами называют.

              И тут, куда не посмотри

              Кружатся стаями они.

              А есть назойливые мухи,

              Они всегда шумят под ухом, Мешают, вечно лезут в рот

              И кстати тоже любят мёд.

              Они и ты из особого теста

              И в мире занимают каждый своё место.

              Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

              Так какая же тема нашего урока?

              Тема. Класс Насекомые.(СЛАЙД№1)

              Сформулируйте цель урока  в соответствии с темой урока.

              Рассказ учителя.  Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1,5  млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

              План урока: (Вывешивается на доске)

              Общая характеристика                        

              Среда обитания насекомых.  

              Внешние строение

              Способы питания            

              Внутреннее строение      

              Развитие насекомых

              Значение насекомых в природе и жизни человека. (на домашнее изучение)

              5.  Изучение нового материала

               Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы. Для того что бы лучше узнать насекомых мы должны с вами в течения урока заполнить таблицу (СЛАЙД№2)

              6. Словарная работа. – Почему мы их так называем?

              Вы уже знаете из предыдущих уроков, что каждый класс, вид, животное в науке имеет название на латинском языке. В переводе насекомые – это «разделённые на членики», «покрытые насечками». Поэтому русское название класса – насекомые. Тело насекомых состоит из отдельных сегментов, особенно заметных на брюшке. (СЛАЙД №3)

              Насекомых можно встретить всюду: в поле, в саду, в огороде, в лесу, на животноводческой ферме, в почве, в воде, паразитируют на теле животных. Бабочку капустницу, например, можно увидеть в поле, на огороде, где растет капуста; майский жук встречается в лесах и садах; комнатная муха живет вблизи жилья человека.(СЛАЙД №4)

              Внешние строение :Тело насекомых состоит из трех отделов головы, груди и брюшка(СЛАЙД №5)

              На груди (имеющей три сегмента) располагаются три пары ног и две пары крыльев (СЛАЙД №6)

              На голове расположены сложные глаза, два длинных усика и ротовые органы. Они состоят из верхней и нижней губ, верхней и нижней челюстей. Все это (за исключением верхней губы) – видоизмененные конечности (СЛАЙД№7)

              У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов(СЛАЙД№8)

              Внутренние строение насекомых:

              Насекомые имеют
              кровеносную,
              дыхательную,
              выделительную,
              нервную,
              половую системы (СЛАЙД№8)

              7. Первичное закрепление пройденного материала.

              зад. Определите по типу питания  насекомых тип ротового аппарата

              Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

              8. Физкультминутка.

              Утром бабочка проснулась.
              Улыбнулась, потянулась,
              Раз – росой она умылась,
              Два – изящно  так прогнулась,
              Три – нагнулась и присела,
              На четыре – улетела.

              Учащиеся садятся на свои места.

              Новый материал (продолжение).

              Более подробней рассмотрим и остановимся на  Индивидуальное развитие насекомых(СЛАЙД№ 15,16)

              составление схемы                   Развитие насекомых

                                         Прямое                                                 Непрямое

              (особи похожи на взрослых)                          (проходят несколько стадий развития и  

                                                                                               отличаются от взрослых)

                                                                       

                                                                        неполное превращение                полное превращение

                                                               – Прямокрылые                                    – Чешуекрылые(бабочки)

                                                 Стрекозы,кузнечики, саранча, медведка          -Двукрылые (мухи)

                                                                                                                                – Перепончатокрылые

                                                                                                                                    (пчёлы)

              9. Фрагмент Биоадекватной методики

              Подготовка к релаксации

              Звучит релаксационная музыка (Жужжание пчёл, зажигается свеча с медовым запахом, на стол ставится мёд)

              Устройтесь по удобней, положите руки на парту и опустите голову , закройте глаза, расслабьте лицо, плечи руки, сделайте глубокий вдох  и медленный выдох.

              Релаксация

              Представьте , что вы оказались в лесопосадке, где много   деревьев  акации, семейства Бобовые ,  сделайте глубокий вдох и вы  почувствуете сладкий, медовый, аромат  который  исходит от этих цветов . Мысленно поднимите голову и вы  увидите  и услышите жужжание роя пчел, который прилетел на этот запах. Пройдем немного по посадке и видим, улики, это домики, которые создал человек для семей пчёл. Подойдём к одному из улью на нём написано отряд Перепончатокрылые, отряд Перепончатокрылые, оденем защитную маску и откроем  крышку улей, Под  ней мы видим  надпись насекомые с полным превращением , насекомые с полным превращением . В  Улье ,мы видим соты. В сотах находятся отложенные, оплодотворённые яйца. Все стадии развития проходят в сотах, проходят в сотах. Немного дальше мы видим личинки, которые развиваются из яйца, личинки развиваются из яйца это вторая стадия развития пчёл, третья стадия развития  из личинки   образуется  куколка, образуется  куколка, которая сверху имеет вид мотка ниток, моток ниток, из куколки, развивается пчела (взрослая особь, которая называется имаго), взрослая особь ,которая называется имаго.

              Поблагодари  улей и гостеприимных пчёл отряда Перепончатокрылых, личинки, куколки , за образы  которые они нам дали.

              Пробуждение после релаксации.

              Почувствуйте пол под ногами, выпрямите спинку, откройте глазки, поморгайте восстановив зрения после путешествия, потянитесь и  улыбнитесь.

              Обсуждение

              Где вы побывали и что удалось вам представить?

              Что вы увидели подойдя к улику?

              Когда подняли крышку? Какие стадии развития вы запомнили?

              Рисование (3 мин)

              Закрепление

              Что вы нарисовали, проговорите и объясните.

              10. Домашнее задание

              §46 ,  найти и выписать понятие  инстинкты насекомых.

              Составить таблицу Значение насекомых в природе и жизни человека

              Положительное значение

              . Отрицательное значение

              Творческое задание : объяснить почему  насекомые ходят по потолку  и не падают , а человек и животные, этого сделать не могут?(СЛАЙД№18)

              11. Подведение итогов урока

              Сегодня на уроке мы………………….

              Мы узнали, что тело насекомых  состоит из …………….. ……………….  …………..

              Развитие насекомых  без превращения  которое называется ……………….. и  с метаморфозом …………………………

              infourok.ru

              Разработка урока по биологии по теме “Класс Насекомые” (7 класс)

              Урок биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые»

              (Слайд № 1) 1. Назовите животных, которых вы видите на экране:

              Спасибо за ответы!

              2. К какой группе животных относятся все эти животные? (Насекомые).

              3. Какая же тема сегодняшнего урока?

              (Слайд № 2) Тема урока «Класс Насекомые».

              Тип урока: Объяснение нового материала (комбинированный).

              Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

              Методические приёмы: рассказ, беседа, презентация.

              (Слайд № 3) Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.

              .

              Задачи урока:

              • Образовательная: расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить особенности внешнего строения насекомых; продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания;

              • Развивающая: продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их; развить у учащихся память, мышление и внимание; развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

              • Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам; сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира; воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

              Ход урока:

              II. Изучение нового материала:

              (Слайд № 4) Класс Насекомые – самая многочисленная группа животных.

              (Слайд № 4) (Диаграмма). Как видно из диаграммы, насекомые преобладают по численности над всеми живыми организмами. На нашей планете насчитывается около 1,5 млн. видов насекомых, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и в воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности. Апогея в своём развитии насекомые как растительноядные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений. Большинству насекомых присуща способность к полёту. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше.

              Ребята, к какому типу животных относят представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые? Представители данных классов относятся к типу Членистоногие. Какова особенность строения тела этих животных? Членистое строение.

              Ребята, вспомните, как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 4) Энтомология.

              (Слайд № 5) Ребята, как вы думаете, почему насекомые получили своё название? На теле имеются насечки. Какую симметрию имеет тело насекомых? Двустороннюю. (Запись в тетради)

              (Слайд № 6) Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом. Ребята, как вы думаете, какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? Наружный скелет. (Запись в тетради)

              (Слайд № 7) Обратимся к внешнему строению насекомых на примере пчелы. Ребята, какие отделы различают в теле насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.1, который лежит на ваших столах. (Тело насекомых сегментировано. В теле насекомого различают следующие отделы: 1 – голова, 2 – грудь, 3 – брюшко). (Слайд № 7) (Запись в тетради)

              (Слайд № 7) Ребята, определите по рисунку на экране, какие органы располагаются на голове насекомого? Глаза, усики.

              Какие органы располагаются на груди насекомого? Крылья и ноги.

              (Слайд № 8) Рассмотрим, какие органы располагаются на голове насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.2 (На голове большинства насекомых располагаются сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые (Слайд № 8). Ротовой аппарат. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков или кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов (Слайд № 8). Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн) (Слайд № 8)).

              Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых. (Запись в тетради)

              Пользуясь рисунком учебника 45. Ротовые аппараты насекомых (с.63), назовите насекомое и тип его ротового аппарата: (Слайд № 9): оса – грызуще-сосущий, пчела – грызуще-сосущий; (Слайд № 10): комар – колюще-сосущий; муха – лижущий; (Слайд № 11): олеандровый бражник: бабочка –сосущий; гусеница – грызущий.

              (Слайд № 12) Рассмотрим, какие органы располагаются на груди насекомого? Каково их количество? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.3 (На груди у насекомых располагается три пары ног и крылья (Слайд № 12). Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на груди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления – толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков)).

              Как уже было сказано ранее, характерная особенность насекомых – способность к полёту. Передвижение насекомых в пространстве осуществляется с помощью крыльев. Крылья насекомых — это тонкие однослойные боковые выросты кутикулярных покровов груди (Слайд № 13). (Запись в тетради)

              Прочитайте материал приложения 2. Используя рисунок приложения 2, выполните следующее задание: назовите насекомое и тип его ног: (Слайд № 14): медведка – копательные ноги, жук-плавунец – плавательные ноги; (Слайд № 15): кузнечик – прыгательные ноги; жук-олень – бегательные ноги.

              Рассмотрим брюшко насекомых (Слайд № 16). Каковы особенности строения брюшка насекомого? Почему брюшко насекомых всё время сокращается? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.4 (Брюшко состоит из многих, в целом однотипных, сегментов, исходно из 10. Нередко число сегментов сокращается до 5—6 и менее. На его последнем сегменте расположено анальное отверстие. На VIII и IX сегментах находятся половые отверстия и очень часто — наружные половые придатки. По бокам брюшка имеются отверстия – дыхальца, сокращая брюшко – насекомое дышит.) (Слайд № 16). Посмотрите на рисунок, какую функцию выполняет брюшко у уховертки и у скорпионницы? Защитную.

              (Слайд № 17) (Диаграмма). Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой частью экосистем суши и пресных вод.

              А теперь попытаемся ответить на вопрос: каковы же причины необычайного процветания класса Насекомых? Способность к полёту обеспечила насекомым широкое распространение по планете, возможность находить брачных партнёров на большой площади, уклоняться от врагов, ловить добычу. Деление тела насекомых на три отдела обеспечило некоторую подвижность головы и брюшка. Небольшие размеры тела насекомых дали им возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Есть насекомые, которые питаются, казалось бы, совершенно несъедобными веществами, такими, как воск, шерсть, костное или роговое вещество, перо, древесина, навоз.

              III. Закрепление знаний:

              Ребята сегодня на уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.

              Вспомним:

              Проверь свои знания: (Слайды № 18 – 27)

              1. Отгадайте загадку и узнаете насекомое:

              (Слайд № 18) Не зверь и не птица,

              Нос, как спица;

              Летит – кричит;

              Сядет – молчит;

              Кто его убьёт –

              Свою кровь прольёт. (Комар)

              (Слайд № 19) Те, с кем рядом я жужжала,

              Помнят – у меня есть жало

              И на брюшке полоса,

              Потому что я … (Оса)

              (Слайд № 19) Если пил ты чай с медком,

              С ней ты хорошо знаком.

              Много меду собрала

              Работящая … (Пчела)

              (Слайд № 20) Как жужжу я жарким днем,

              Слышало любое ухо.

              Я влетаю в каждый дом,

              Знают все меня!

              Я – … (Муха)

              (Слайд № 20) Необычный я усатик.

              Я отважный клоп – … (Солдатик)

              (Слайд № 21) Теплым днем, весною, в мае,

              Каждый про меня узнает.

              Я не муха, не паук.

              Я жужжу! Я майский … (Жук)

              (Слайд № 21) Он из веточек, из хвои

              Настоящий дом построит

              Без пилы и без гвоздей.

              Кто строитель? … (Муравей)

              1. Как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 22) (Энтомология).

              2. Почему насекомые получили своё название? (Слайд № 23) (На теле имеются насечки.)

              3. Вспомним внешнее строение насекомых. а) Какие отделы различают в теле насекомого? (В теле насекомого различают 3 отдела: голова, грудь, брюшко). б) Какие органы насекомых обозначены цифрами 1 – 7? (Слайд № 24) (Органы: 1 – усики; 2 – голова; 3 – грудь; 4 – ноги; 5 – брюшко; 6 – крылья; 7 – глаза).

              4. Какие органы расположены на голове насекомого? (Слайд № 25) (Сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые, ротовой аппарат, пара усиков).

              5. (Слайд № 26) Сколько ног у насекомых? (3 пары). Где они располагаются? (На груди). У летающих насекомых где располагаются крылья? (На груди).

              6. (Слайд № 27) Какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? (Наружный скелет).

              IV. Выводы (Слайд № 28):

              Заполним таблицу, приведённую на экране «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых».

              1. Сегментация телаесть.

              2. Ротовой аппаратразличны по строению.

              3. Конечностичленистые.

              4. Отделы телаголова, грудь, брюшко.

              5. Симметрия теладвусторонняя.

              6. Способы передвиженияразличны, многие летают.

              7. Органы чувствхорошо развиты.

              8. Количество крыльеводна или две пары, есть бескрылые.

              VI. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок

              VII. Домашнее задание: §15. (Слайд № 29)

              Рекомендуемая литература для учителя:

              1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В,Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003.

              2. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М., Айрис-Пресс, 2003.

              3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.

              4. Радченко Н.М., Бузановская М.В. и др. Насекомые вокруг нас. В 2 частях. Методические рекомендации для студентов и учителей биологии. – Вологда, 1992.

              5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. – М.:Топикал, 1994.

              Рекомендуемая литература для обучающихся:

              1. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистике МГУ им.М.В.Ломоносова, 1996.

              2. Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Аквариум, 1997.

              3. Макгевин Джордж. Юному знатоку природы. Насекомые. Школьный путеводитель. – СПб.: Изд-во Тимошка, 1997.

              4. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI – VII классов. – М.: Просвещение, 1971.

              5. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

              6. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1996.

              7. Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

              8. Томсон Р., Стефенс М. Наблюдаем насекомых. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

              hello_html_m34c180df.pnghello_html_m4494238c.jpg

              infourok.ru

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *