Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Содержание

как устроена и нужно ли ее промывать? — журнал За рулем

Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.

Воздушка или водянка

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания предназначена для отвода излишнего тепла от деталей и узлов двигателя. На самом деле эта система вредна для вашего кармана. Приблизительно треть теплоты, полученной от сгорания драгоценного топлива, приходится рассеивать в окружающей среде. Но таково устройство современного ДВС. Идеальным был бы двигатель, который может работать без отвода теплоты в окружающую среду, а всю ее превращать в полезную работу. Но материалы, используемые в современном двигателестроении, таких температур не выдержат. Поэтому по крайней мере две основные, базовые детали двигателя — блок цилиндров и головку блока — приходится дополнительно охлаждать. На заре автомобилестроения появились и долго конкурировали две системы охлаждения: жидкостная и воздушная. Но воздушная система охлаждения постепенно сдавала свои позиции и сейчас применяется, в основном, на очень небольших двигателях мототранспорта и генераторных установках малой мощности. Поэтому рассмотрим подробнее систему жидкостного охлаждения.

Устройство системы охлаждения

Система охлаждения современного автомобильного двигателя включает в себя рубашку охлаждения двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, соединительные шланги и радиатор с вентилятором. К системе охлаждения подсоединен теплообменник отопителя. У некоторых двигателей охлаждающая жидкость используется еще и для обогрева дроссельного узла. Также у моторов с системой наддува встречается подача охлаждающей жидкости в жидкостно-воздушные интеркулеры или в сам турбокомпрессор для снижения его температуры.

Работает система охлаждения довольно просто. После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость начинает с помощью насоса циркулировать по малому кругу. Она проходит по рубашке охлаждения блока и головки цилиндров двигателя и возвращается в насос через байпасные (обходные) патрубки. Параллельно (на подавляющем большинстве современных автомобилей) жидкость постоянно циркулирует через теплообменник отопителя. Как только температура достигнет заданной величины, обычно около 80–90 ˚С, начинает открываться термостат. Его основной клапан направляет поток в радиатор, где жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Если обдува воздухом недостаточно, то вступает в работу вентилятор системы охлаждения, в большинстве случаев имеющий электропривод. Движение жидкости во всех остальных узлах системы охлаждения продолжается. Зачастую исключением является байпасный канал, но он закрывается не на всех автомобилях.

Схемы систем охлаждения в последние годы стали очень похожи одна на другую. Но осталось два принципиальных различия. Первое — это расположение термостата до и после радиатора (по ходу движения жидкости). Второе различие — это использование циркуляционного расширительного бачка под давлением, либо бачка без давления, являющегося простым резервным объемом.

На примере трех схем систем охлаждения покажем разницу между этими вариантами.

Система охлаждения внедорожника Great Wall Hover (сейчас он известен на нашем рынке под именем Derways DW Hower h4). Термостат стоит перед радиатором на выходе из головки блока цилиндров. Расширительный бачок подсоединен после пробки радиатора и не подвержен действию высоких температур и давлений. 1 — расширительный бачок; 2 — атмосферный шланг расширительного бачка; 3 — подводящий шланг радиатора отопителя; 4 — отводящий шланг радиатора отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 — отводящий шланг от рубашки подогрева дроссельного узла; 8 — подводящий шланг к рубашке подогрева дроссельного узла; 9 — крышка термостата; 10 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 11 — пробка заливной горловины радиатора системы охлаждения; 12 — радиатор системы охлаждения; 13 — кожух вентилятора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 16 — шланг, соединяющий радиатор системы охлаждения и расширительный бачок.

Система охлаждения внедорожника Great Wall Hover (сейчас он известен на нашем рынке под именем Derways DW Hower h4). Термостат стоит перед радиатором на выходе из головки блока цилиндров. Расширительный бачок подсоединен после пробки радиатора и не подвержен действию высоких температур и давлений. 1 — расширительный бачок; 2 — атмосферный шланг расширительного бачка; 3 — подводящий шланг радиатора отопителя; 4 — отводящий шланг радиатора отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 — отводящий шланг от рубашки подогрева дроссельного узла; 8 — подводящий шланг к рубашке подогрева дроссельного узла; 9 — крышка термостата; 10 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 11 — пробка заливной горловины радиатора системы охлаждения; 12 — радиатор системы охлаждения; 13 — кожух вентилятора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 16 — шланг, соединяющий радиатор системы охлаждения и расширительный бачок.

Система охлаждения двигателя Hyundai Solaris первого поколения. Термостат стоит на выходе из радиатора, а расширительный бачок размещен прямо на радиаторе и выполнен по схеме «без давления». 1 — отводящий шланг радиатора; 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — крышка термостата; 4 — шланг, соединяющий расширительный бачок; 5 — пробка заливной горловины; 6 — подводящий шланг радиатора; 7 — радиатор; 8 — расширительный бачок.

Система охлаждения двигателя Hyundai Solaris первого поколения. Термостат стоит на выходе из радиатора, а расширительный бачок размещен прямо на радиаторе и выполнен по схеме «без давления». 1 — отводящий шланг радиатора; 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — крышка термостата; 4 — шланг, соединяющий расширительный бачок; 5 — пробка заливной горловины; 6 — подводящий шланг радиатора; 7 — радиатор; 8 — расширительный бачок.

Система охлаждения восьмиклапанного двигателя Лады Гранты. Термостат стоит перед радиатором.

Расширительный бачок циркуляционного типа находится под давлением, имеет герметичную пробку. Через него постоянно проходит охлаждающая жидкость. 1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения; 3 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — корпус термостата; 6 — вентилятор; 7 — головка блока цилиндров; 8 — радиатор системы охлаждения; 9 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 10 — насос охлаждающей жидкости; 11 — блок цилиндров; 12 — подводящая труба насоса; 13 — отводящий шланг радиатора отопителя; 14 — радиатор отопителя; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — наливной шланг.

Система охлаждения восьмиклапанного двигателя Лады Гранты. Термостат стоит перед радиатором. Расширительный бачок циркуляционного типа находится под давлением, имеет герметичную пробку. Через него постоянно проходит охлаждающая жидкость. 1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения; 3 — отводящий шланг радиатора системы охлаждения; 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 — корпус термостата; 6 — вентилятор; 7 — головка блока цилиндров; 8 — радиатор системы охлаждения; 9 — подводящий шланг радиатора системы охлаждения; 10 — насос охлаждающей жидкости; 11 — блок цилиндров; 12 — подводящая труба насоса; 13 — отводящий шланг радиатора отопителя; 14 — радиатор отопителя; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — наливной шланг.

Компоненты

Рубашка головки и блока цилиндров представляют собой каналы, отлитые в алюминиевом или чугунном изделии. Каналы герметичны, а стык блока и головки цилиндров уплотнен прокладкой.

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа. Приводится во вращение либо ремнем ГРМ, либо ремнем привода вспомогательных агрегатов.

Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

Термостат представляет собой автоматический клапан, срабатывающий при достижении определенной температуры. Он открывается, и часть горячей жидкости сбрасывается в радиатор, где и остывает. В последнее время стали применять электронное управление этим простым устройством. Охлаждающую жидкость начали подогревать специальным ТЭНом для более раннего открытия термостата в случае потребности.

Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

Радиатор представляет собой теплообменник, содержащий два бачка (входной и выходной), соединенных множеством алюминиевых трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость. Для увеличения теплообмена к трубкам присоединены тонкие пластины, во много раз увеличивающие поверхность теплообмена. Для улучшения теплоотвода воздух протягивается через радиатор принудительно с помощью электровентилятора.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Радиатор отопителя выполняет функцию нагревания воздуха, поступающего в салон автомобиля. Краны отопителя сейчас не устанавливают, а потому радиатор этот нагрет всегда, когда прогрет двигатель, и только воздушные заслонки не дают летом поступать горячему воздуху в салон автомобиля.

Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

Расширительный бачок это хранилище резерва жидкости. Но в зависимости от типа системы охлаждения (см. выше) он может быть циркуляционным или тупиковым. Соответственно, находиться под давлением или без него.

Пробка, обеспечивающая герметичность системы, может быть установлена либо прямо на радиаторе, либо на расширительном бачке. Вне зависимости от места установки пробка обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения. Такое давление (достигающее 1,1–1,3 бара) повышает температуру кипения жидкости, улучшает теплопередачу, предотвращает кавитацию насоса.

Пробка радиатора Лады 4х4.

Пробка радиатора Лады 4х4.


Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.

Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.


И главный компонент системы — это сама рабочая жидкость. Идеальной с точки зрения теплотехники была бы вода, но она вызывает коррозию и замерзает зимой. Поэтому применяют антифризы с низкой температурой замерзания (-40°C или — 65°C) и присадками, снижающими коррозию, пенообразование и т.д.

Неисправности системы охлаждения

Все, что может потечь, рано или поздно потечет. Это не только одна из интерпретаций закона Мерфи, но и четкое описание главной неисправности системы охлаждения. Система, включающая в себя порой более 10 резиновых шлангов, постепенно старея, начинает терять герметичность. Текут сами шланги, пропуская жидкость через нитяное армирование, текут хомутовые соединения. Со временем под воздействием противогололедных реагентов и летящих с дороги камней теряет герметичность радиатор. Особенно он страдает на автомобилях без кондиционера, где его не прикрывает теплообменник этой системы. Также радиатор принимает на себя все «удары судьбы» даже при небольших авариях. Течь теплообменника отопителя, хотя он и стоит в более «защищенном» от внешнего воздействия месте, также встречается нередко. Тот же антифриз, просочившийся сквозь сальниковое уплотнение насоса, выводит из строя подшипник, и — «Здравствуй, замена помпы». И хорошо, если вовремя уследите за признаками выхода из строя насоса, а то его поломка приведет или к обрыву ремня ГРМ и аварии двигателя, или к невозможности двигаться дальше на автомобилях, где установлен цепной привод газораспределительного механизма.

Термостат, этот маленький точный приборчик, тоже может начать хандрить. Его клапан может зависнуть или в закрытом, или в открытом состоянии. В первом случае неминуем перегрев двигателя даже в холодную погоду, а во втором двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры. Повышенные износ мотора и расход топлива, негреющая печка — вот что гарантирует нам постоянно открытый термостат. Еще остается расширительный бачок. Течь его встречается только в схеме системы охлаждения, где он находится под рабочим давлением.

И последний узел, который может терять герметичность, — это пробка радиатора или расширительного бачка. И хотя жидкость через нее сразу не потечет, но это произойдет после первого же закипания двигателя. А закипит он быстро. Помните назначение пробки? Правильно: обеспечивать повышение температуры кипения жидкости. Ни один современный мотор не может работать без герметичной пробки, кроме случаев очень низкой температуры окружающей среды и небольшой нагрузки на двигатель.

Интересный тест на знание причин перегрева можно пройти здесь

Замена жидкости и промывка

Если не пришлось заменять какой-либо узел в системе охлаждения раньше, то инструкции рекомендуют менять антифриз не реже чем в 5–10 лет. Если вам не приходилось доливать в систему воду из канистры, а еще хуже — из придорожной канавы, то при замене жидкости систему можно не промывать.

Для удаления охлаждающей жидкости в нижней части радиатора предусмотрено сливное отверстие с пробкой.

Для удаления охлаждающей жидкости в нижней части радиатора предусмотрено сливное отверстие с пробкой.

А вот если автомобиль многое повидал на своем веку, то при замене жидкости полезно произвести промывку системы охлаждения. Разомкнув в нескольких местах систему можно струей воды из шланга тщательно ее прополоскать. Либо просто слить старую жидкость и залить чистую, кипяченую воду. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Выждав, пока система остынет, чтобы не обжечься, слить воду. Затем продуть воздухом систему и залить свежий антифриз.

Промывку системы охлаждения обычно затевают в двух случаях: когда перегревается двигатель (проявляется это прежде всего в летний период) и когда перестает греть печка зимой. В первом случае причина кроется в заросших грязью снаружи и засоренных изнутри трубках радиатора. Во втором — проблема в том, что забились отложениями трубки радиатора отопителя. Поэтому при плановой смене жидкости и при замене компонентов системы охлаждения не упускайте возможности хорошенько промыть все узлы.

Расскажите, с какими неисправностями системы охлаждения сталкивались вы. И желаю вам жаркого отопителя зимой и хорошего охлаждения летом.

Компьютер модуль тепловой трубки охлаждения.

Для решения проблемы в ноутбуках используются тепловые трубки. Тепловые трубки транспортируют приблизительно в 100 – 1000 раз больше тепла, чем эквивалентный канал, сделанный из меди. Секрет заключается в физическом явлении поглощения энергии во время испарения и ее выделении во время конденсации. Тепловая трубка соединена и с горячим и холодным интерфейсами и заполнена рабочей жидкостью. Она испаряется на горячем конце и конденсирует на холодном.

Конденсат возвращается к горячему интерфейсу капиллярным путем, и цикл начинается снова. Так как тепловая трубка содержит вакуум, рабочая жидкость испаряется даже при низких температурах. Капиллярные силы зависят от структуры тепловой трубки. Геометрия и расположение влияют на то, как быстро передается рабочая жидкость, влияя, таким образом, на производительность охлаждения. Радиус изгиба, диаметр тепловой трубки и монтажное положение также нужно учитывать. Ноутбук обеспечивает сравнительно большое пространство для тепловой трубки. В отличие от него, модули COM, из-за своей  взаимозаменяемости, всегда должны соединяться с системой охлаждения в одной и той же геометрии.

Классическое охлаждение встречается с тепловой трубкой

Быстрое точечное охлаждение, хорошее тепловое соединение, устранение механического напряжения и большая производительность охлаждения при сохранении геометрических размеров – достижение всех этих условий звучит как  требование невозможного. Однако, congatec справился с проблемой, умело комбинируя классическое решение со структурно измененной тепловой трубкой. В отличие от классического варианта, сплющенная тепловая трубка используется для передачи тепла от микросхемы к пластине радиатора. Тепловая трубка присоединена непосредственно к охлаждаемым блокам на микросхеме и к пластине радиатора. В результате больше тепла транспортируется от среды, окружающей процессор, до радиатора, горячие точки охлаждаются быстрее, и процессор охлаждается оптимальнее. Спиральные пружины с определенной пружинной силой, а также сама тепловая трубка с его переменной  высотой, оказывают оптимальное давление на микросхему процессора. 

Производственные допуски в процессе спаивания или разности высот микросхем могут быть сбалансированы в каждом из направлений, что делает слой заполнителя разрыва ненужным. Это – еще одно преимущество, так как, когда материалы заполнителя разрыва нагреваются, они могут пропускать силиконовое масло, что может привести к отрицательным последствиям в каком-либо месте в системе. Углубления в радиаторе позволяют разместить в них сплющенную тепловую трубку, поддерживая, таким образом, высоту. В горячем интерфейсе тепловая трубка свободно покоится в углублении; в холодном интерфейсе трубка помещена в широкую канавку на пластине радиатора. Это обеспечивает наличие множества камер для преломления трубки с гарантией совершенного теплового соединения с обоих концов.

Система естественного воздушного охлаждения для технологических площадок, на которых размещено телекоммуникационное оборудование

Для автозалов, шкафов и контейнеров для телекоммуникационного оборудования.

Естественное охлаждение – это экономичный метод управляемой вентиляции: охлаждение шкафа или контейнера для телекоммуникационного оборудования с помощью воздуха окружающей среды без использования компрессора. Система естественного воздушного охлаждения компании Dantherm, Flexibox, обеспечивает полный контроль теплообмена и позволяет значительно сократить расход электроэнергии, затрачиваемой на охлаждение телекоммуникационного оборудования, используемого в сетях GSM, UMTS или LTE.

Универсальная, высококачественная система охлаждения

Компания Dantherm предлагает широкий спектр систем Flexibox различной производительности, работающих с разными диапазонами входного напряжения и оснащенных контроллерами разных версий. Система 6 поколения оснащена контроллером Dantherm CC3000, имеет функцию двухзонного охлаждения, ночного режима и удаленного управления через интернет-браузер.

Совместное использование с имеющимися решениями для сокращения энергопотребления

Система Flexibox как единственное решение может быть использована для охлаждения базовых станций, работающих в различных климатических условиях. Совместное использование системы естественного охлаждения и системы кондиционирования в теплом климате и при работе в условиях высоких пиковых температур является оптимальным решением. Это позволяет увеличить эксплуатационный ресурс используемого кондиционера и значительно сократить энергопотребление во время работы системы естественного охлаждения.

Естественное охлаждение с улучшенной защитой воздушного канала

Все системы естественного охлаждения компании Dantherm осуществляют подачу воздуха с избыточным давлением. Благодаря данной технологии в закрытое пространство поступает только тщательно отфильтрованный воздух. Для работы в тяжелых условиях эксплуатации компания Dantherm предлагает улучшенную защиту воздушного канала: Dantherm AirMaze (подана заявка на выдачу патента). Система AirMaze удаляет частицы песка, дождевую воду, листья и снег до их попадания в фильтр, что позволяет обеспечить максимальную защиту.

Система охлаждения PS5 будет оптимизироваться под конкретную игру — i2HARD

Новости • 20 октября 2020 • Sannio Одна из самых удивительных вещей, обнаруженных при разборе Sony PlayStation 5 на одном из видео, это массивный радиатор и 120-мм вентилятор толщиной в 45 мм. Кроме того, оказалось,что у PS5 будет специализированное программное обеспечение для управления ними.

По словам Sony, ПО со временем улучшит производительность консоли, на основе данных, собранных в конкретных играх. . Ясухиро Оотори, главный архитектор PlayStation 5, сообщил японскому сайту 4Gamer, что вентилятор PS5 будет управляться программным обеспечением, мониторящим состояние гибридного процессора (APU) консоли.

APU в консоли следующего поколения Sony – это специальный процессор/графический процессор AMD, представленный еще в марте. Программное обеспечение будет собирать данные с нескольких датчиков температуры, размещенных по всей PlayStation 5, и сопоставлять их с работой APU. Затем скорость вентилятора можно будет отрегулировать для каждой игры.

“В будущем будут выпущены различные игры, и будут собираться данные о том, как ведет себя APU в каждой игре, – сказал Оотори-сан.- У нас есть план по оптимизации управления вентиляторами на основе этих данных”. 

Главный конструктор также сообщил, что его команда протестировала и оптимизировала систему охлаждения, запустив ее на PS5 с прозрачным корпусом. Команда использовала пары сухого льда, чтобы наблюдать за воздушным потоком и увидеть влияние на внутреннюю температуру.

Учитывая размер системы охлаждения, пользователи забили тревогу, ведь иногда даже PS4 звучит так, словно в ней разместили небольшой реактивный двигатель. Оотори-сан отмечает, что из-за огромных размеров вентилятор обычно работает на более медленных скоростях, чем вентилятор PS4, что снижает уровень шума. Кроме того, этот умный вентилятор теоретически будет работать с оптимизированными скоростями, т.е. далеко не всегда на полной мощности. В менее требовательных играх и шум будет минимальным.

МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ/НАГРЕВА С ТЕРМОСТАТОМ

МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ/НАГРЕВА С ТЕРМОСТАТОМ