Универсальный внешний накопитель для всех iOS-устройств, совместим с PC/Mac, Android
Header Banner
8 800 100 5771 | +7 495 540 4266
c 9:00 до 24:00 пн-пт | c 10:00 до 18:00 сб
0 Comments

Содержание

6п44с – в ЛУМЗЧ с простецкими анодными колпачками

Представляю вниманию телезрителей ещё одну статью, в которой применено традиционное неправильное изложение материала. Приоритеты поставлены с ног на голову. Привожу вначале описание электронных ламп, вместо описания особенностей выходного трансформатора. Речь пойдёт о примнении 6П44С – это мощная электронная лампа, пригодная для построения усилителя. Она обладает сравнительно небольшими габаритами, при заявленной большой мощности рассеяния анодом. Внешний вид, схема соединения, панельки и китайские анодные колпачки показанына картинке. Лучевой тетрод 6П44С называют телевизионной лампой. Это очень неплохой мотор, для создания качественного двухтактного мощного усилителя звука. Однако лампа эта сравнительно низковольтная и имеет повышенный в сравнении с традиционными лампами ток. Однако более существенной особенностью выходного каскада с этими лампами считают необходимость применения высокоэффективного драйвера, “раскачивающего” низкочувствительные лампы.

Некоторое неудобство ламп 6П44С и им подобных заключается в верхнем расположении анодного вывода. Кроме конструктивных неудобств есть проблема “добычи” анодных колпачков. Китайские колпачки стоят не маленьких денег, причём ничем не оправданных. Мне удалось изготовить простые и надежные колпачки при двухрублёвой себестоимости. Керамика обыкновенная от нагревательных элементов, замазка высокотемпературная, лепестки из жести лужёной, провода МГШВ 0,35 с применением ТУТ.

Традиционный и укоренившийся в сознании людей, подход к изложению материала по ламповым усилителям и схемам, идущий от наименования и выбора ламп – не разумный и не правильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является именно выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Поэтому объясняю, что мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. А именно цель – ограничение сведений о применении простых и удобных типовых трансформаторов, с высокой точностью подходящих под широко распространённые лампы. Если бы телезритель знал, что большинство ламповых усилителей высочайшего качества могут быть собраны без применения уникальных рукопашных моточных манипуляций, то это пожалуй могло бы обвалить рынок ламповой техники. А уж подорвать уровень искусственно вздутых цен на ламповые усилители с использованием моего инженерного знания очень и очень просто. Именно применение типовых трансформаторов в специфических схемах включения позволяет достичь объективно экстремального качества звучания лампового усилителя. И никаких фокусов здесь нет, а только лишь инжиниринг. Причем большинство усилителей с серийными трансформаторами можно построить на колоссальные мощности. А для этого следует использовать мощные одиночные или сдвоенные лампы средней мощности в каждом плече двухтаткта с модифицированными трансляционными трансформаторами или стержневыми силовиками. Самые лучше результаты даёт дифференциальное включение трансформаторов, например по схеме, показанной ниже. Но трансформаторы нужно подбирать по условию симметрии. Ниже показана схема, котрая очень нравится мне самому. В таком решении отсутствуют ограничения на усиление. Дело в том, что для 6П44С требуется хорошая “раскачка”. Поэтому применение традиционной схемотехники Вильямсона ограничено и требует дополнительных усилий при создании мощных драйверов. А здесь применены катодные повторители и непосредственные связи. Но настройка этой схемы ещё сложнее, а обязательным условием будет предварительный подбор ВСЕХ ламп, а не только выходного каскада. Подбор двойных триодов по условиям симметрии половинок может оказаться гораздо важнее подбора мощных ламп.

Для ламп 6П44С есть еще одна проблема, достаточно не просто найти достоверное описание характеристик и режимов. Хотя сама лампочка по режимным параметрам довольно приличная. Особенно высокое напряжение питание для 6П44С не нужно, а вот ток анода можно задать довольно большой. Исходя из этого выходные двухтактные трансформаторы следует применять с небольшим сопротивлением Rаа, буквально в несколько килоом. В этом варианте довольно неплохо удаётся приспособить некоторые типовые трансформаторы, например выходные трансформаторы от болгарского усилителя Респром. Ну и конечно же удобно применить специальные секционированные буржуйские выходные трансформаторы, мощностью около 100Вт. Буржуйские звуковые трансформаторы стоят зелёных денег. Если на выходе применять одиночный трансформатор, то конечно же он должен быть секционированным и симметричным, с перемежающимися обмотками, иначе качество звука в области ВЧ обеспечить не удастся. Традиционная схемотехнка Вильямсона показана ниже. Выходной трансформатор применён низкоомный, готовый Респром, но грамотно распаянный по секциям. На практике большинство типовых Респромов не показали желаемого значения собственной индуктивности. Поэтому может оказаться необходимым применение общей ООС для расширения частотного диапазона усилителя в области НЧ.

Традиционно предпочтительно применять довольно мощные одиночные трансформаторы. Ватт 100-160 это не плохо. Запас по железу должен быть обязательно. Однако применение железа от трансформаторов 0,4 кВА и более, следует считать уже перебором. Трансформаторы такого габарита не оправданно увеличивают массу конечного изделия. Для меня примеры использования таких трансформаторов это в первую очередь примеры безграмотности и малокультурности создателя лампового усилителя небольшой мощности. Никаких разумных аргументов для применения в 20-ваттном ламповом усилителе выходного трансформатора в габарите 0,4кВА – нет. А уж тем более в усилителе, спроектированном на 5 Ватт. Ниже показана схема, в которой применен предварительный каскад с динамической нагрузкой. Здесь настроечный результат получить будет несколько сложнее, зато с усилением ситуация получше. Можно применить и более простые решения, например в виде обыкновенного небалансного фазоинвертора. Для увеличения усилительного ресурса придётся несколько увеличить анодные напряжения. Однако в целом такую схему следует возбуждать от источника довольно значительного сигнала, поскольку усиления будет всё равно недостаточно. 

Для фильтрации пульсаций по цепям питания сейчас используют мощные электролиты. В двухтактном усилителе увеличением ёмкости фильтров особенно увлекаться не нужно. Ёмкость основного конденсатора фильтра больше чем 1000 мкФ – это вообще избыточная мера. Двухтактные схемы обеспечивают компенсацию противофазных пульсаций, поэтому требования к фильтрам не велики. Однако хороший конденсатор может потребоваться в динамике УМЗЧ. Лучше, если шина постоянного тока сформирована на мощной батарее конденсаторов, запитанной непосредственно от выпрямителя. Но нередко кондей большой ёмкости ставят после входного дросселя. Выбор места его установки нередко зависит, от того, что телезритель захочет спалить зарядным током в первую очередь. Кроме того, при построении источника питания надо помнить, что дроссель большой индуктивности просто не пропускает мгновенные повышенные токи пиковых нагрузок и увлекаться индуктивностями в 5-10 генри не нужно. Вопреки науке первый конденсатор П-образного фильтра может быть сравнительно небольшой ёмкости. Это позволит ограничить пусковой бросок тока через диоды и поможет сберечь кенотроны при экзотическом блоке питания. Следует помнить общее правило, конденсаторы большой ёмкости требуют плавной зарядки, при условии жёсткого ограничения зарядного тока, следовательно нужны узлы задержки подачи питания, нужна автоматика. В каскадах предварительного усиления, как правило, применяют фильтрующие конденсаторы небольшой ёмкости. Там мизерное потребление тока, поэтому пульсации крайне малы и большие ёмеости не нужны. Однако конденсаторы ёмкостью менее 100 мкФ в настоящее время лучше не применять вовсе. Это барахло и устаревший подход.

Ниже показан вариант схемы с дифференциальной парой согласующих трансформаторов высокой симметрии на выходе. Поскольку трансформаторы применены типовые и причём изрядной мощности (по 100Вт), в такой усилитель можно воткнуть по паре ламп 6П44С в плечо. Надо заметить, что подбор парных трансформаторов обязателен. А настройка усилителя имеет особенности, поскольку понадобятся дополнительные меры борьбе с самовозбуждением. Многое зависит от качества монтажа, пусть даже навесного. Зато в результае правильной сборки будет получена машина около 60 Вт номинальной мощности с исключительными характеристиками. 

С накальными цепями выходных ламп можно обращаться вольнее, чем с накалом первых ламп, но нужно грамотное проектирование корпуса. Можно применять парное последовательное включение 6 вольтных нитей накала. Но нужно проверять распределение напряжений в накальных цепях. Это позволит уйти в меньшие токи потребления. Следовательно можно уменьшить фон. Есть возможность уйти в постоянный ток стабилизированных или импульсных источников, или например в высокочастотное (28-100 кГц) питание от импульсных источников. Витые пары для накальных цепей следует применять обязательно. А вот входные лампы нужно зауважать. Применение питания накалов постоянным током, либо испольщование анодного смещения накальных нитей даёт очень неплохие результаты. Еще лучше применение бифилярной намотки специальных накальных трансформаторов. Но это большая пребольшая работа. 

Усилитель лучше создавать как конструктор из блоков. Каждый блок лучше настраивать автономно. После сборки в кучу можно быстро отрепетировать взаимодействие блоков. При этом не приходитсяя тупо искать ошибку, которую можно легко допустить при навесном монтаже внутри комбайна. Нужно заметить, что тетрод 6П44С справедливо относят к довольно тугим лампам, требующим специальных усилий по “раскачке”. Именно поэтому непосредственно перед выходными лампами следует устанавливать не хилый драйвер. Меру необходимости применения в этом каскаде 6Н23П можно обосновать лёгкостью достижения результата, поскольку это довольно мощная и динамичная лампа. Но есть примеры применения в качестве драйвера лапмочки 6Н1П, которая при тщательной настройке вполне справляется с тугой 6П44С. А сам недостаток усиления выходного каскада на 6П44С можно использовать с плюсом при построении “дубовых” каскадов с о сдвоенными или строенными параллельными лампами в каждом плече. Выравнивающие резисторы не забывать!

Рекомендация по блочному подходу к построению лампового усилителя в полной мере относится к применению выходного трансформатора. В самом начале изготовления усилителя нужно тщательно испытать имеющийся трансформатор (трансформаторную пару). Испытывать его нужно отдельно от всего. Испытывать его нужно с применением вольтметров и амперметром и резисторов нагрузки, при подключении к ЛАТРу. Если это пара трансформаторов, то их сначала собирают в блок, монолитно привязывают к общей пластине, которую позднее монтируют корпусе. Пару трансформаторов также тщательно испытывают под нагрузкой. Выясняют степень симметрии, величину рассеяния и нагрузочную способность. Сразу лучше распаять жгутами все выходы обмоток. Применяют также витые пары из разноцветного провода. А когда блок трансформаторов вставляют в корпус, то разноцветные косички просто просовывают в окна шасси. Провода формуют по мнимуму шумов и наводок в жгуты и обрезают длинные хвосты в необходимый размер, по месту присоединения к колодкам.

Блок питания это всегда отдельный модуль, который полностью отрепетирован и испытан заранее. Блок питания усилителя монтируют в корпус так, как задумано в самом начале, и никаких заморочек при этом нет. Блок питания выдаёт гарантированные напряжения и токи. Все релейные системы блока питания должны быть отстроены заранее по выдержке времени и предельным пусковым и долговременным перегрузкам. При завершении монтажа достаточно раскидать косички витых пар по жгутам и распаять концы по клеммникам.

В итоге получается внятная блочная конструкция, в которой ясно функциональное назначение всех модулей. Налаживать такое устройство при использовании проверенных лампочек не составит особого труда. При первом пуске и особенно в настройке лампового усилителя нужен осциллограф. Крайне просто становится измерить напряжения в узловых точках, а также выловить всевозможные источники воозбуждения. Желательно самостоятельно изготовить щуп с делителем 1:100 для диагностики высоких напряжений. Применение аналоговых миллиамперметров и амперметров для контроля токов в ходе настройки никто не отменял! Это правильный подход. Такой способ гораздо более культурен, нежели применение китайского мультиметра для контроля тока косвенным методом по падению милливольтного напряжения на шунте. Однако в измерительном приборе нужно иметь не слишком длинные провода, и желателен аккуратный монтаж, чтобы избежать возбуждения.

      Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

paseka24.ru

параметры 6П44С – Усилители, Лампы, Трансформаторы

6П36С может и лучше, но вроде как по устройству не пробовал. А вот у 6П44С конструкция внутри примерно соответствует старым 6П42С. Да и потом, 6П36С и 6П42С это лампы с бОльшими баллонами и соответственно им нужны более другие трансорамторы и т.п. А эти 6П44С можно сживить с трансформаторами от Прибоя, собственно говоря как я их и слушал. 225 вольт анодного, фиксированное смещение и 100ма на лампу..

Владимир Перепелкин с НОЭМы работал с телевизионными лампами на БЭМЗе и говорит, что из наших ламп лучшими были 6П42С, и 6П44С. А 6П43С и 6П44С очень линейные и хорошие лампы. О6 6П42С с его слов – выпускались очень мало и то, что теперь продается как 6П42С – это долг изготовителя Советской индустрии – по нормам 10лет снабжения Запчастями после окончания выпуска. Только вот в нутри это 6П45С, хотя цоколевка и корпус 6П42С для совместимости… а 6П45С при всех прелестях, имеет ложку дегтя – тепловая нестабильность работы выхода материалов…. и с фиксированным смещением лампу уже не пустиш. я так понимаю 45 это нещастливое число для российской промышленности – 6С45П тоже ложку дегтя имеет. Я спалил штук шесть 6П45С когда делал тубезауруса Рэкса по моррисону из Прбоя…. потом понял, что лампы плывут….

Но вернемся к 6П44С. Играет она с железом от прибоя лучше чем тот же комплект и та же схемотехника с наираритетнейшеми лампами 6П27С ))), пяток которых имеет мой знакомый. Прибоевский транс леко перекоммутируется по анодному слава богу… В выходные попробую тот усилитель с моим “Прибоем” SE на половине 6С33С с 6Ф12П в виде драйвера…… на моей акустике и посмотрю.

Т.Е. это лампочка интересна как альтернатива 6П14П и где-то даже ЕЛ34.

А конструкция электродной системы вроде как даже в горизонтальном положении позволяет её использовать… в узких корпусах. Кстати, ктонибудь знает на мамонте 6П42С какой конструкции???

www.hi-fi.ru

Самодельный ламповый усилитель своими руками

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей : корпус, лампы ,панельки к ним , трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь ) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен ,а если что-то надо будет докупить по мелочи , куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине , а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был ,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO  модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот , ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там ).

Решение принято . Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с .

Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с ,мне захотелось больше мощности и ,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

 

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта  heavil.ru

 

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор  (фигура важная в сюжете ).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный»  ТС-180. Сразу  камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи   🙂 ) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении , но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так .

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман  пессимизма   я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть онлайн калькулятор расчитывающий резистор для подключения светодиода.

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц , ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель  BEAG APT-100 имеет повышающий  трансформатор на выходе и его АЧХ , возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри  в лучших традициях, так называемого,  моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с блока питания заодно опишу его.  Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который  я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили  на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой .

Конечно в интернете нашел схему на него.

 

Выпрямитель будет на диодном мосте  с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и схемы задержки анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.

Получается  неплохо 🙂 пока мне всё нравится.

Дальше начинаю придумывать как же расположить на этом текстолите все детальки.

И так , и эдак . сверлим пилим 🙂

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа 🙂 .

Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно»  накалы перевиты, земля в одной ,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток  транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком радиолюбительском деле никуда без подручных материалов : так пригодился  контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе  и старый компакт диск

Далее устанавливаю выпрямитель и элементы фильтра питания.

Конденсаторы я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет 🙂

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий ).

С этим готово. Хорошо получилось 🙂

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

 

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента .

И установлена следующим образом в корпус.

Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь  КРКЕН подобной  микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему  задержки подачи анодного напряжения.

 Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя .

Собираем, проверяем, примеряем.

Время срабатывания выставил около 40 секунд , а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось  все собрать вместе, поставить морду , индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят,  от них  может сильно зависеть качество звука . Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм . так как у меня их два ,то я решил запараллелить выводы    получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам 🙂

Индикаторы .

Индикаторы я задействовал  штатные, со штатной  подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что  в итоге у меня получилось.

При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома  (25 ватт) одинаково по каналам , что порадовало 🙂

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли , что называется, но чересчур мониторным, что ли?  красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое !!!

Автор статьи «самодельный ламповый усилитель своими руками» Вячеслав Ткаченко.

Возможно Вас заинтересуют следующие материалы:

samodelka.info

Ламповый SE усилитель на лампах KT88, 6550, KT90, 6П3С, 6П44СМ


Зима – время радиолюбительских свершений. Стал вопрос: «какой и на каких лампах сооружать новое творение?» Проверил свои закрома и обнаружил пару подобранных ламп 6550. Бэушные правда, но для старта пойдет, как спаяю – сразу куплю новые: или 6550 или КТ88 или EL34.
Пошел процесс выбора схемы.

Содержание / Contents

Понравилась мне такая схемка, под неё приобрел пару ламп EF80:

Схему спаял быстро, а на питании замедлился. Начал искать, какой бы силовик поставить. Нашел транс с какого-то медоборудования. Покрутил, разобрал, отмотал вторичку, рассчитал сколько нужно витков, чтобы сделать из него анодный транс.
Намотал, собрал, замерил напряжение ок. 300В переменки или 300 х 1,4 = 420В постоянки. То, что надо!
Блок питания решил делать с кенотроном 5Ц4С.

Собрал, запустил, а не тут-то было. Напряжение на выходе 360В. Пришел к выводу, что силовик намотанный мной в ручную не вытягивает усилок по мощности. Но я не сдаюсь и начинаю искать трансформатор серии ТАН или ТА – такой, который вытянет по мощности мое творение.
И нахожу ТА-238, который по данным из справочника подойдет с руками и ногами.

Приготовил для него место, установил, закрепил, подключил замеряю… 360В. Я в недоумении, что такое???
Схему БП перепроверил, она очень простая, крутил-вертел, пока где-то не коротнуло. Кенотрон 5Ц4С вышел из строя. Обидно, но нужно продолжать начатое дело и искать другой кенотрон.
Нашел 5Ц8С, поменял под него панельку, припаял, мерю и не верю своим глазам! Пожалуйста, 410В на выходе, да и кенотрон очень даже ничего на вид.


Солидный кенотрон 5Ц8С

Не успокоился и купил новый 5Ц3С, поставил – 360В. И тут все стало ясно. Первый транс не в чем не виноват, но ничего, пусть полежит, следующую конструкцию сделаю с ним.

Для питания цепи смещения используется отдельная обмотка ТАНа со своим выпрямителем (диодный мост и электролиты).

Спаял простую схему задержки подачи анодного питания:


При указанных номиналах, задержка составляет примерно 1,5 минуты и при  срабатывании реле загорается буква «А» на 7-сегментном индикаторе на панели усилка.
Еще добавил цифровую индикацию напряжения сети, выполненную на готовом китайском модульке.

По поводу дросселей. Хотел применить электронный дроссель на MOSFETe, но когда спаял и подключил, напряжение упало. Решил не заморачиваться с его настройкой и поставил временно дроссели типа Др-5-0.08 из БП старых ламповых телевизоров. Они там так и остались и никакого шума в колонках.

Первое включение, подача сигнала и усилок запел. Это радует!!!
Теперь нужно ввести выходные лампы в режим. Выставил 80 мА (между анодом и выходным трансформатором) вращением подстроечника 47 кОм.
Подключил осциллограф, а он мне выдает что срезан нижний порог синусоиды. Решил избавиться от этого недостатка, хотя на слух не слышно.

Начал уменьшать напряжение на смещение – стало хуже, вернул на 60В. Начал проверять все контрольные точки и подстраивать в нужное значение. Пришлось много потрудиться, чтобы сделать все правильно. Но оно того стоит, усилитель еще ярче запел и исчезла ступенька в показаниях осциллографа, синусоида стала ровная, красивая.

Большое спасибо согражданам-датагорцам, помогли мне и направили мои размышления в нужное русло.
Вот внесенные мной изменения:

Пришло время полету дизайнерской мысли. Идеи роятся в голове, а мозг фильтрует и выбирает реальные и доступные.
Для шасси взял текстолит, вырезал, просверлил отверстие для крепления в корпусе.

Корпус взял из отработанного медицинского оборудования фирмы Olympus.

Внутренности все выкинул, они не пригодны для использования в ламповых конструкциях. Не спешите отмахиваться от медоборудования, это очень удобное сырье для конструкций.

Нашел тонкий лист алюминия, вырезал, обработал, отшлифовал, прикрутил сверху – под лампами, блестит красиво.
Рядом, слева и справа металлические “ограждения” – это мебельные ручки высокого качества.

В ручке громкости просверлил отверстие и вставил на клей маленький светодиод, а подсоединил тонким и очень гибким проводом, он тоже из недр того медицинского аппарата.

Крышку для выходных трансформаторов сделал из текстолита и покрасил в цвет корпуса.

Что делать на передней панели никак не мог придумать, ведь на ней очень много ненужных отверстий. Решил вставить стекло, а за стеклом разместить индикатор уровня взятый с «Маяка». Чтобы не было видно внутренностей усилка стекло взял темное. Нашел схему подключения индикатора:


Сделал для него стабилизированное питание, работает и красиво дрыгается под музычку. Сигнал решил взять со входа, чтобы видеть какой мощности сигнал поступает на усилок. Включил генератор на 1000Гц и подал 0,9В на вход, а переменными резисторами подстроил так, чтобы индикатор показывал все зеленные сегменты. Наладка индикатора закончена.Выходные трансформаторы сделаны на железе трансформатора ОСМ-0,25:
Ra =4,32 кОм / 4 и 8 Ом.
Первичная обмотка: 3240 витков ПЭВ-2 0,355 мм. Три секции: 5+10+5 слоёв по 162 витка в слое.
Rакт первички =135 Ом.
Вторичная обмотка: 144 витка ПЭВ-2 0,85 мм в два слоя, 72 витка в слое, отвод от 102-го витка. Всего 4 таких вторички в параллель.
Rакт вторички = 0,25 Ома. Приведённое вторички =127 Ом. Индуктивность ~45Гн. Зазор ~0,1мм.Схема усилителя подойдет для других ламп которые я тестировал на этом усилителе, вводя их в свой режим работы:
 — КТ88 – шикарная лампа, глубокий и бархатный бас.
 — 6550 – лампа выше по частотам, очень детально обыгрывает средину, замечательно подойдет для гитарного звука.
 — 6П3С – очень хорошо звучит, но слабее по мощности и не такой глубокий бас как у КТ88;
 — 6П3С-Е – не фонтан, сильно бубанят басы;
 — 6П44СМ – тож не плохо, но мало мощности и для нее нужно меньше питание, примерно 300В;
 — КТ90 – супер, замечательно, но не для этих выходников, для нее нужно больше железа;
 — EL34 – не пробовал, пока не имею такой лампы, но хочу попробоватьВозле кенотрона есть два отверстия (на видео видны), это для того чтобы отверточкой вводить лампы в нужный режим.

Есть тема на датагорском форуме по этому усилителю.
//forum.datagor.ru/index.php?showtopic=8686

Большое спасибо за внимание!!!

Владимир (voevoda)

Украина, Запорожская обл, с. Чкалово


семья:
жена Наталья и трое детей

образование:
МГПУ – учитель химии, информатики и экологии.
ЗБКС – руководитель хора.

работа:
Школа – учитель информатики. Сеть магазинов “Комп’ютерний всесвiт” – менеджер, зав.складом, зам. управляющего. Интернат – воспитатель. Отдел образования – методист. ОАО “Укртелеком” – инженер компьютерных систем.

хобби:
В пятом классе отец “погрузил” меня в мир радиотехники. Но глубоко не нырял))), так поверхностно, цветомузычку в мафон, бегущие дорожки на светодиодах, мигалки в машинку для брата, типа милицейские. Магнитофоны, колоночки — короче все по низким частотам. Когда учился в универе то всей общаге обслуживал “мультимедийные” устройства. На этом этапе все и закончилось… а нет, когда купил первое авто – Таврию, тогда познал автопроводку. Изучил ее всю, знал где какой проводок за что отвечает.)))
Но на ровне с автопроводкой вернулся в мир низких частот — начал собирать ламповые усилители, чем и сейчас продолжаю увлекаться. Понемногу изучаю микроконтроллеры.

 

datagor.ru

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ – КОНСТРУКЦИЯ

   За свою радиолюбительскую карьеру, мной было собрано и испытанно более десятка различных усилителей на лампах – как двухтактных, так и однотактных, в том числе и с параллельным включением нескольких ламп на выходе. Чаще всего в ход шли старые добрые 6п14п и 6п3с. Однако в интернете неоднократно мелькали схемы со строчными пентодами на выходе – 6п45с, 6п44с и 6п41с. На последней и решил остановиться, так как несмотря на более низкую мощность чем у 6п45-ки, она не имеет сверху неудобной и опасной пимпочки, куда подключают провод анода с высоким напряжением. Ещё больше подогрели интерес противоречивые отзывы на аудиофильских форумах – от восхваления, до полного отрицания её звуковых параметров. Как известно, лучше собрать самому, а тогда уже делать окончательный вывод. За основу взял принципиальную схему однотактного усилителя С.Сергеева, только немного изменил номиналы обвязок и смещение выходного каскада.

   В драйвере стоит так привычная в выходе 6п14п – тут её роль второстепенна, предварительное усиление. В выходном каскаде – 6п41с с автоматическим смещением, которое отлично зарекомендовало себя своей простотой и стабильностью параметров работы лампы. Единственная трудность – мощный резистор, была решена элементарно. Так как поиск по коробкам с 10-ти ваттными зелёными керамическими резисторами результатов не дал (есть всё, кроме необходимых 450-680 Ом), пришлось спаять гирлянду из трёх МЛТ-2 на небольшой платке, 180х3=560 Ом.

   На ней же собран и катодный резистор второго канала. Так как расчётная мощность 2 ватта – этих 6-ти хватает вполне. Всё равно пришлось бы думать, как закрепить 2 мощных трубчатых резистора.

   Питание на УНЧ поступает от сетевого трансформатора, выпрямителя и дросселя. Трансформатор ТСШ-170 – от лампового телевизора, сюда можно поставить и ТС-160, ТС-180. В общем любой, способный обеспечить 250-300 В 0,3 А анодного и 6,3 В 3 А накального напряжения. Диоды выпрямителя – IN4007, дроссель – Др-0,1. Он имеет 1000 витков провода 0,25 мм (это если вы не найдёте готовый и будете мотать самостоятельно или брать сетевой трансформатор на его замену).

   Несмотря на значительное напряжение и ток в выходном каскаде – около 0,06 А, рискнул поставить относительно слабые ТВЗ-1, более уместные в усилителях 6п14п. Как впоследствии выяснилось правильно сделал:)

   Корпус для нашего однотактного УНЧ не мешало бы взять металлический, как всегда до этого и делал, но решил и в этом рискнуть, задействовав ненужную китайскую фронтальную колоночку, от 6-ти канального компьютерного усилителя. Этот номер тоже прошёл на ура:)

   Акустическую систему выпотрошим, спроектируем будущее расположение радиоэлементов и выпилим необходимые окна.

   Лампы естественно должны находиться сверху, их устанавливаем на металлическое основание – лист двухмиллиметрового алюминия, с вырезанными круглыми окнами под панельки.

   Затем этот лист обклеивается самоклейкой цвета “металлик” в тон основному корпусу. После обклейки, отверстия под лампы аккуратно освобождаются с помощью лезвия.

   Нижняя часть корпуса тоже усилена металлом – чтоб не вывалился тяжёлый сетевой трансформатор. На неё планировалось установить ещё и электронный фильтр питания, но в итоге от него отказался. Напряжения на выходе БП и так маловато (всего 260 В), поэтому терять 20 В на ЭФ – расточительство.

   Сзади выпиливаем прямоугольное окно под текстолитовую панель гнёзд и разъёмов – сетевое, аудиовход и аудиовыход на динамики.

   Эту панель так-же обклеиваем самоклейкой. 

   После чего вставляем все контактные элементы и прикручиваем её шурупами к предварительно выпиленному окну АС.

   Большие электролитические конденсаторы установил на единое алюминиевое основание. Этих габаритных электролитов 4 – три для фильтра БП и один на 300 мкФ 63 В, установленный в катоде 6п41с.

   Материал корпуса – ДСП, оказался очень удобен в обработке, а электромагнитные помехи от приборов, которых так опасался, абсолютно не слышны. Но об этом во второй части статьи – сборка, настройка и испытание схемы.

   Форум по УНЧ на лампах

   Схемы усилителей

elwo.ru

Лампа 6П44С (Пентод) — DataSheet

 

Схема соединения электродов лампы 6П44С

Корпус лампы 6П44С

Описание

Пентод низкочастотный для работы в выходных каскадах строчной развертки телевизионных приемников ой. Оформление — в стеклянной оболочке. Масса 45 г.

Основные параметры при Uн = 6.3 В, U= 50 В, Uс2 = 200 В, Uс1 = -10 В 
ПараметрУсловия6П44СЕд. изм.
Аналог
Ток накала1,35±0,15А
Ток анода100±30мА
в импульсе при t = 4000±1000 мкс420
в начале характеристики при Ua = 170 В, Uc2 = 170 В, Uc1 = -60 В≤0,7
Ток второй сеткив импульсе37-55мА
Обратный ток первой сеткипри  Ua =  Uc2 = 190 В, Rk = 210 Ом≤1,2мкА
Сопротивление изоляции катод-подогреватель≥5МОм
Напряжение виброшумов≤2000мВ
Межэлектродные емкостивходная22пФ
выходная9
проходная1,5-2,0
Наработкав импульсном режиме≥1500ч
Критерии оценки
Обратный ток первой сетки≤4мкА

 

Предельные эксплуатационные данные 
ПараметрУсловия6П44СЕд. изм
Напряжение накала5,7-7,0В
Напряжение анода250В
при включении лампы550
в импульсе при t ≤ 18 мкс, Q = 4,57кВ
Напряжение второй сетки250В
при включении лампы550
Напряжение между катодом и подогревателем220В
Ток катода250мА
Мощность, рассеиваемая анодом

 

при Pc2  ≤5 Вт21Вт
Мощность, рассеиваемая второй сеткойпри Pa ≤ 11 Вт6
Сопротивление в цепи первой сеткипри автоматическом смещении0,51МОм
в схеме с автоматической стабилизацией2,2
Температура баллона лампы280°C
Устойчивость к внешним воздействиям
Интервал рабочих температур окружающей среды-60…+70°C

Описание всех параметров смотрите в буквенных обозначениях параметров радиоламп.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

rudatasheet.ru

Ламповые УНЧ (ламповые усилители низкой частоты).

Ламповые УНЧ (ламповые усилители низкой частоты).

Что лучше – двухтактный или однотактный?

Особенности схемотехники однотактных ламповых УНЧ.

Справочник по радиолампам </a>.


Двухтактные ламповые усилители PP
PP – сокращенное от Push-Pull (“тяни-толкай”).

Однотактные ламповые усилители SE на 6П3С, 6П14П, 6П45С и других лампах.
SE – сокращенное от Single-Ended (возможно, “справляюсь в одиночку”?) .

  • 0.8Вт. Усилитель на одной лампе 6Ж52П.
  • 1Вт. Ламповый усилитель на 6Н8С, 4П1Л.
  • 1Вт. Ламповый УНЧ на 4Ж1Л, 4П1Л.
  • 1.5Вт Ламповый усилитель на 6С45П для компьютера.
  • 1.5Вт Одноламповый УНЧ на 6Ф3П.
  • 1.5Вт Одноламповый УНЧ на 6Ф5П.
  • 2.5Вт Ламповый усилитель на 6Ф3П для начинающих.
  • 3Вт. Однотактный ламповый УНЧ на 6Ж1П, 6П1П.
  • 3Вт. Усилитель с непосредственной связью каскадов на 6П14П, 6Ж1П.
  • 3Вт. Усилитель на лампах 6П14П, 6Н2П с регулятором тембра.
  • 3.5Вт. Ультралинейный усилитель на 6П14П, 6Н2П.
  • 3.5Вт. Высококачественный усилитель на 6Н5С, 6Н2П, 6Ж1П.
  • 4.5Вт. Усилитель SE для CD, DVD на лампах 6П45С, 6Ж52П.
  • 4.5Вт. Стереофонический трёхламповый усилитель на 6П14П, 6Н23П.
  • 4.5Вт. Ламповый усилитель на 6П36С, 6Н3П.
  • 6Вт. Усилитель на 6П36С, 6Н2П (из ТВ деталей).
  • 6.5Вт. Ламповый усилитель на 6П3С, 6Н2П.
  • 7Вт. Однотактный ламповый усилитель на 6П3С, 6Н9С.
  • 7Вт. Однотактный ламповый усилитель на двух 6П3С, 6Н9С.
  • 8Вт. Ламповый УНЧ на 6П14П, 6П45С.
  • 8Вт. Усилитель на 6П3С, 6Н2П.
  • 8Вт. Усилитель с параллельным включением лампы 6Н5С в выходном каскаде.
  • 10Вт. Высококачественный ламповый усилитель на 811А, 6L6G.
  • 12Вт. Однотактный ламповый усилитель на ГУ-29 и 6Н23П.
  • 15Вт. УНЧ на 6Ф3П и 6KG6.
  • 80Вт. Мощный однотактный ламповый УНЧ с глубокой обратной связью.
  • Усилитель на лампе 6С4С.
  • Ламповый усилитель для компьютера на 6П14П, 6Ж1П.
  • Лофтин-Уайт на 6Ф2П.
  • Усилитель на 6Ф6С, 6Н9С (6Н8С).
  • Ламповый УНЧ на 6П3С, 6Н8С.
  • Ламповый усилитель на 6П3С, 6Н8С.
  •  Высококачественный усилитель на лампах Г-807, 6Э5П.
  •  Ламповый усилитель на 6Н9С, 6П31С в триодном включении
  •  Однотактный ламповый усилитель на 6С41С, 6Э5П
  •  SE усилитель на лампах 6П3С и 6Н8С.
  •  Однотактный ламповый усилитель на 6С4С, 6Н9С.
  • SE усилитель на 6С19П, EF860.
  • Усилитель по схеме Лофтин-Уайт, на 6Ф5П.
  • Простой однотактный усилитель на 6П42С
  • Однотактный УНЧ на 4П1Л.
  • Однотактный УНЧ на 6П3С, 6Н9С.
  • Усилитель SE на 6Н30П, 6Э5П.
  • Усилитель SE на 6П43П, 6Ж52П.
  • Усилитель на лампах 6С33С, 6Ж52П.

Популярные лампы в усилителях: 6П14П, 6П3С
последняя rlamp – 51
 Вернуться к справочникам по электронным компонентам
Справочник по радиолампам.

www.trzrus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *