Нувисторы и мини-лампы – Усилители, Лампы, Трансформаторы
Ст.Мельник
Member
- #81
Было дело, грешен. В желании сделать двухкаскадный усилитель на прямонакальном триоде 300В я перепробовал в качестве драйвера все, что мог найти… долгая история. Не обошел стороной и нувистор 6С53Н (к.у.-75, внутр. сопротивление- 6,8 кОм). Все это, конечно, работало, однако звучало странно. Малейшее изменение режима – звук менялся. Но как я не гонял режимы, звучание было не привычно ламповым – гладким, певучим, а в правду похоже на транзисторный звук.
kustov
Местный
- #82
Нувисторы
Александр Бокарёв написал(а):
Нувистор имеет стеночку примерно как пивная банка, не толще, пальцем можно помять.
Но бояться не надо. А в своё время 6с62н работал в магнитофоне Айдас-9м, там в кусок поролона его вставили и всё. тишина. Нажмите для раскрытия…
Мне попадались три разных конструкции. Два магнитофона и одна неопознанная. Везде стояли нувисторы. В одном маге на поролоне. В другом просто на пайке и на длинных ногах в воздухе. В неопознанной конструкции нувистор был вставлен в отверствие в металлическом шасси на резиновой шайбе. В ламповых магнитофонах они стояли по входу канала записи.
По электрическим параметрам считаются малошумящими.
Как мне кажется, их удобно использовать с случае необходимости добавить ещё один каскад усиления при отсутствии места под ламповую панель.
Чистого звука !
Евгений Гурков
Местный
- #83
78 сообщений и ни одной конкретной схемы усилителя.
Кто из вас дорогие друзья деиствительно использовал нувисторы? Будьте любезны поделитесь опытом.С уважением…
deemon
Member
- #84
Ну вот я использовал – собирал на них фонокорректоры . Один с пассивной коррекцией , а второй – по известной схеме EAR-834 . Вторая схема играла лучше , ставил я туда 6С62Н ( в родном варианте применяются ЕСС-83 ) . В общем мне нувисторы скорее понравились …. может быть , они и уступают хорошим ЕСС-83 , но не намного . Микрофонный эффект есть , но меньше , чем у обычных советских ламп , да и шум меньше . Зато у них большое преимущество – малые размеры и удобство монтажа , плату фонокорректора легко разместить в маленьком корпусе , иногда это бывает важно . Опять же , и накал экономичный , что тоже неплохо .
deemon
Member
- #85
Кстати , ещё могу сказать , что разница в звуке фонокорректора с нувистором и венгерскими и чешскими ЕСС-83 была меньше , чем от замены конденсаторов в цепях частотной коррекции . Так что по крайней мере в корректорах или преампах , на слабом сигнале , их ИМХО вполне можно применять , и выкидывать их явно рановато
JAS
Member
- #86
Давно делал усилитель по схеме из “Радио” примерно за 1990г на 6П41С/6Н6П/6Н2П/6С62Н, или 6Ж32П(ЕФ86). В первом каскаде надо было усиление более 50раз при малых шумах, нувистор хорошо вписался. Одевал на него свинцовую трубочку от телефонного кабеля – и экран, и теплоотвод, и вибродемпфер! :ku)
Никаких фонов/шумов, но свинец ставил опять.
deemon
Member
- #87
Кстати , если кто не видел , вот схема EAR-834 . Нувисторы 6С62Н работают тут нормально . Нужно только проверить правильность RIAA кривой , но это в любом случае нужно , и убедиться , что на аноде первой лампы напряжение не меньше 100 вольт – во избежание сеточных токов и падения входного сопротивления . Анодное питание всей схемы , как и в родном варианте , 300 вольт .
Светлана
Местный
- #88
A.M.Лихницкий:
Работая с разными цифровыми рекордерами в течение последних 15 лет я не раз убеждался ,что освобождение этих конвертеров от обычно применяемой транзисторной и микросхемной обвязки позволяет, если не полностью избавиться от деградации звучания, но значительно ее уменьшить.Для меня прохождение музыкального сигнала через твикнутый AD-DA конвертер (c Убраной обвязкой) вносит деградацию в звучание не более чем одна аналоговая усилительная микросхема включенная вместо этого AD-DA конвертера. Ну что делать ,если пока ни кто не взялся делать конвертеры из германия или на нувисторах.
deemon
Member
- #89
Вот что ещё интересно – кто пробовал в звуке прямонакальные лампы для батарейного питания ? Например , старинные 2К2М , или более поздние 1К2П , или стержневые 1Ж24Б . Потом , есть ещё довольно любопытный класс ламп – прямонакальные электрометрические , например ЭМ-4 или ЭМ-10 ….. у этих , правда , очень маленький ток анода , но может быть , хоть на входе фонокорректора их пробовал кто-нибудь ?
Gur
Местный
- #90
Есть в малюсеньких лампах один очень важный параметр, который не встречается в паспортах к обычным лампам. Это напряжение виброшумов. Смотрим, 6Н28Б-В:
Напряжение виброшумов на сопротивлении анодной нагрузки 5 КОм при ускорении 15g – на частоте 50 Гц, мв эф.
В диапазоне частот от 10 до 2000 Гц – не более 25 мв эф
Крутизна 6,75. Красивые ВАХи при напряжении питания от 20 до 100 В.
Коэффициент усиления – 18…30.
15g – это неслабое ускорение.
Карта
Местный
- #91
Какие лампы/схемы господа посоветуют, нужны:
1. микроусилитель для дина типа 3ГД-38Е (делал маленький ремонт у знаком…, скучновато без аккомпанента), трансики – от ТВ или что есть ещё помельче?
2. хорошая работающая схема лампового буфера – катодноного повторителя Сергева С.. А вместо 6н3п что поставить? или, лучше, в пред с усилением 2..3 ?
Алькатранс (с) http://www.dropbox.com/s/zu5y7ya8ssvrom5/cen.pdf
Васянин Сергей
Active member
- #92
Хочу обратить внимание на лампочку 6П30Б(Б-Р), при мощности на аноде 5-6Вт и внутреннем сопротивлении в триоде чуть больше килоома можно сделать хороший маленький усилитель.
Карта
Местный
- #93
Спасибо
Алькатранс (с) http://www.dropbox.com/s/zu5y7ya8ssvrom5/cen.pdf
KAA
Местный
- #94
Карта написал(а):
микроусилитель
вместо 6н3п что поставить?
Нажмите для раскрытия…
В первом приближении (крутизна и коэффициент усиления чуть меньше) из распространённых – 6Н16Б.
Хавэл хавэлим…(с)
JAS
Member
- #95
Александр Бокарёв написал(а):
Нувистор имеет стеночку примерно как пивная банка, не толще, пальцем можно помять. Но бояться не надо. А в своё время 6с62н работал в магнитофоне Айдас-9м, там в кусок поролона его вставили и всё. тишина.
Нажмите для раскрытия…
Посмотрел Айдас-9М, но там 6Н2П (к сожалению!).
6С62Н устанавливалась литовцами в “Дайну-М”, это точно!
Светлана
Местный
- #96
JAS написал(а):
Посмотрел Айдас-9М, но там 6Н2П (к сожалению!).
6С62Н устанавливалась литовцами в “Дайну-М”, это точно!Нажмите для раскрытия…
Да много в какие устанавливались,и работали прекрасно.
Толщина корпуса поболее пивной банки,да и не люминий.
Светлана
Местный
- #97
Высококачественный усилитель Е. Сергиевского журнал Радио №2(90)74
r777
Member
- #98
charmingkind написал(а):
Высококачественный усилитель Е.Сергиевского
Нажмите для раскрытия…
Это НЕ высококачественный усилитель
Светлана
Местный
- #99
r777 написал(а):
Это НЕ высококачественный усилитель
Нажмите для раскрытия…
Кто бы сомневался .Это название статьи,в схеме которой применяется нувистор.
JAS
Member
- #100
charmingkind написал(а):
Да много в какие устанавливались,и работали прекрасно.
Толщина корпуса поболее пивной банки,да и не люминий.Нажмите для раскрытия…
Назовите конкретно в какие, будет интересно. Если знаете наверняка. Я, к сожалению, больше нигде (в магах) не встречал ни живьём, ни в справочниках.:ku)
Схема двухкаскадного усилителя | журнал SalonAV
Чем проще конструкция, тем больше в ней простора для творчества. Схема двухкаскадного усилителя вылизана до блеска, но вы можете «приправить» звучание по собственному вкусу.
Этот материал, в отличие от большинства других, редакцией не заказывался, а пришел «самотеком» по e-mail. Поэтому традиционного представления автора — с портретом и комплиментами — не будет. Уверены, что по прочтении оного в вашем воображении портрет нарисуется сам собой, а уж насчет комплиментов решайте сами.
Intro
Вообще-то, звук — дело вкуса. От схемы я старался добиться нейтральности, детальности [1] и ровных на слух тембрального и частотного баланса, как исходной посылки для дальнейших процедур. Что-то вроде чистого холста.
[1] Под детальностью я подразумеваю передачу тонких оттенков тембров, реверберации, естественности затухания звуков, послезвучия… Она же, детальность, проявляется в натуральности передачи и естественности динамики хорошо знакомых нам звуков, впитанных нами с детства.
Что же касается музыки, то здесь, особенно на неважно сделанных записях, иногда хочется что-нибудь подкрасить или, наоборот, замазать. Вплоть до установки переключателя «мягко — нейтрально — динамично».
В результате все решения окончательно выбирались (или отбраковывались) путем прослушивания. Это мой усилитель, и звучит он так, как я считаю должным. Без претензий на Абсолют(ность)…
В тоже время я особо не «затачивался» на том, что схема не потерпит вольного вмешательства и никак не подойдет «чайникам» с необременительным достатком. Но, несмотря на внешнюю простоту, схема усилителя вылизывалась долго — несколько лет. Её возможности раскроются только с хорошими источником и акустикой.
На мой слух усилитель вышел из-под паяльника достаточно прозрачный, чтобы получить любой желаемый тип звука путем подбора соответствующих деталей [2]. Если кто-нибудь из вас или ваших знакомых хотя бы попробует первый каскад (собственно, вся изюминка в нем!) в максимально строгом окружении — было бы совсем здорово! А то ссылки на восторженные отзывы только одного человека, к тому же автора схемы — это не совсем убедительно.
Часть 1[2] В первую очередь, это анодный резистор первого каскада и межкаскадный конденсатор. Ну, и остальные компоненты тоже что-то значат…
Вот и начали! Входной сигнал поступает на сетку лампы Л1 через антизвонный дроссель Др1. Выбор дросселя вместо традиционного резистора объясняется, прежде всего, его лучшими звуковыми свойствами в сравнении с обычным резистором. Также следует отметить, что лампа 6С17К проявляет неустойчивость на ВЧ. Дроссель устраняет автогенерацию, не внося заметных искажений. Конечно, применение обычного резистора 1 кОм эту проблему тоже снимает, но слегка портит звук.
Первый каскад построен по схеме с фиксированным смещением. Построение схемы определялось следующим «техзаданием»:
— отказ от шунтирующего конденсатора в цепи катода;
— отказ от нежелательной ООС в той же цепи через «классический» резистор;
— отказ от первого переходного конденсатора;
— работа от источника музыкального сигнала с нулевой постоянной составляющей на выходе.
Таким образом, нельзя было возложить задачу организации сеточного смещения на источник сигнала. Была разработана и опробована схема с катодным резистором очень маленького номинала (от долей до единиц Ом), необходимое падение напряжения на котором получалось не за счет тока катода лампы, как в классической схеме, а за счет подачи на этот резистор большого тока от отдельного источника. На практике таким источником явился стабилизатор накала +6,5 В.
Первоначально нужный ток задавался внешним резистором, номинал которого определялся из необходимого напряжения смещения на катоде. В конкретной же схеме оказалось возможным воспользоваться током накала самой лампы 6С17К-В (300 мА), тем более что один из выводов нити накала соединяется с катодом внутри лампы. Было много сомнений по поводу качества работы схемы, были опасения по поводу пролезания помех из стабилизатора накала в усиливаемый сигнал, но всё оказалось хорошо.
Стабилизатор накала не представляет собой ничего особенного: мостовой выпрямитель на диодах с малым падением напряжения, электролитический конденсатор 10000 мкФ/16 В и стабилизатор 7806 с кремниевым диодом, соединенный последовательно с общим выводом для повышения напряжения с 6 до 6,5 В.
Звучание оказалось однозначно лучше, чем в схемах с сеточным входным и/или шунтирующим катодным конденсатором независимо от качества этих конденсаторов. В течение года я два раза возвращался к «классическим» схемам с конденсаторами в указанных местах и всегда убеждался в их ущербности.
Нежелательная ООС на катодном резисторе также практически отсутствует благодаря малости его номинала.
Не стану настаивать на абсолютной новизне этого решения, но пусть кинет в меня камень тот, кто найдет другую схему усилителя с таким вот выкрутасом!
Часть 2Лампы на входе в принципе при «обычных» условиях можно использовать любые с небольшим напряжением смещения. [3] Ток смещения в этом случае лучше задавать отдельным резистором, а не прогонять его через накал, как это сделано у меня. Но на звучании это не скажется — проверено. Я перепробовал всевозможные лампы, начиная от 6С2П, 6С3П и кончая экзотикой типа нувисторов 6С53Н или сверхминиатюрных триодов, но усиления всё равно остро не хватало. Попутно я выяснил, что разрекламированная лампа 6С45П в самом деле не так уж и хороша — звук мутный и смазанный. А вот 6С3(4)П замечательна, а нувисторы просто великолепны! По опыту друзей и знакомых могу также сказать, что для 2С4С с традиционным входом можно остановиться на 6Ж4 (зарубежные аналоги — 6АС7, 6F10, 6AJ7) в триодном включении и межкаскадном трансформаторе.
[3] Можно и с большим смещением, типа 6H8C, но напряжение вспомогательного источника придется поднять вольт до 30, что неудобно.
Мой же окончательный выбор лампы для входного каскада был обусловлен несколькими требованиями. Во-первых, хотелось ограничиться простой двухкаскадной схемой усилителя. Во-вторых, получить при этом чувствительность не хуже 0,15 — 0,2 В, поскольку предполагалась работа входного каскада усилителя непосредственно с сигналом, пришедшим с токового выхода ЦАПа. [4]
[4] ЦАП очень простой: преобразователь AD1860, токовый выход которого идет на резистор 619 Ом. Именно этот резистор обозначен на схеме как R1. Без фильтров. Коробка ДАКа (бывший DAC-in-BOX Audio Alchemy) размещена прямо в корпусе усилителя, провода из коробки выведены к входной лампе, и тут же распаян резистор R1. Идея была такая: как можно дальше уйти от ЦАПа током, чтобы быть нечувствительным к нелинейностям контактов и паек, и распаять резистор преобразователя I-U прямо у входной лампы. Кстати, резистор безвыводной типа С6-9 размерами примерно 1 х 1 х 1,5 мм.
И тут в справочнике обнаружилась ранее мне неведомая лампа 6С17К-В. Сначала я пролистнул её не глядя, решив, что это очередное генераторное изделие с «правой» характеристикой. К тому же соединение накала и катода внутри баллона делало её непригодной практически для всех стандартных включений, чем и объясняется, видимо, её полное отсутствие в звукоусилительных схемах. Невозможность установки этой лампы в панельку, видимо, также отпугивала от неё усилителестроителей. И последний гвоздь в крышку был забит смехотворной цифрой наработки 200 часов, если верить справочнику.
Но потом разум возобладал, и выяснились следующие вещи:
- Лампа идеально подходит к моей схеме организации смещения.
- Коэффициент усиления порядка 150 — 180 позволяет добиться вожделенной чувствительности при двух каскадах.
- Долговечность по вкладышу к этой лампе в действительности составляет 2000 часов, а с учетом недогрузки её по мощности (1,2 Вт при максимальных 2-х) и пониженного напряжения накала (5,7 В, как нетрудно вычислить, глядя на схему), можно ожидать, что её ресурс окажется не хуже, чем у электролитических конденсаторов.
- Прямой монтаж благотворно сказывается на звуке из-за отсутствия лишних контактов, проводов и паек.
- В реальной схеме лампа весьма линейна, и конкретно в моей схеме имеется запас в 6 — 8 дБ по перегрузке до появления слышимых искажений. Тем более об этом можно судить при таком, как у меня, включении регулятора громкости, но это некоторое забегание вперед.
- Имеется ложечка дегтя: у ламп большой разброс по параметрам…
- …но ещё ведро мёда: лампа не страдает микрофонным эффектом, несмотря на большую крутизну (10 мА/В) и коэффициент усиления под две сотни.
Да, с винилом она не потянет, да и с хорошим магнитофоном тоже — нет запаса по входу. Даже, в общем-то, впритык, и для ЦАПа и усиление бешеное. А есть еще входные трансы… Но, несмотря на кажущуюся хилость 6С17К-В в качестве драйвера, все обстоит гораздо лучше, чем можно было предположить. Неустойчивости режима 2С4С мною не замечено. Выходное сопротивление регулятора громкости — максимум 25 кОм в среднем положении, достаточно малая величина. Да и никто не мешает уменьшить резистор утечки хоть в десять раз с соответствующим увеличением межкаскадной емкости. В конце концов, речь идет о конкретной и рабочей схеме.
Так что моя попытка создать «шведскую семью» между 6С17К-В, ЦАПом и 2С4С оказалась вполне успешной! И вот сейчас, пока вы читаете эти строки, все работает себе замечательно. Причем без слышимых искажений, несмотря на полный размах на входе. Каждый вечер слушаю. Вероятно, справочные данные и реальность, как и в Одессе, это две большие разницы.
Впрочем, ещё раз повторю, что, если не требуется такое усиление, вполне можно поставить что-нибудь более традиционное, почти не меняя схему. Если кто-то из вас соберется ею воспользоваться, он, разумеется, внесет в неё изменения в соответствии со своим видением и запросами. В таком случае лучше перенести регулятор громкости на привычное место — на вход. И все дела — пойдет с любым источником!
Часть 3Усиливаемый сигнал снимается с резистора анодной нагрузки R2, лампы Л1 и идет на регулятор громкости, выполненный на переменном резисторе R4.
Предварительно мною были рассмотрены три варианта включения регулятора громкости:
- Параллельно анодному резистору R2. Недостатки очевидны: при регулировке происходит кратковременное изменение режима усилителя по постоянному току, и практически наверняка в звуковой сигнал будут пролезать шорохи от движка. К тому же меня повергло в беспокойство мнение Серёжи Рубцова [5] о недопустимости подачи на этот тип резистора сколько-нибудь существенного постоянного смещения.
- Резистор заземляется через развязывающий конденсатор. Так и сделано в моей схеме. В качестве развязывающего применяются Black Gate (С2), шунтированные фторопластом (С3). Наблюдается некоторое снижение максимального размаха напряжения, что нетрудно компенсировать повышением напряжения питания. Вот почему оно на первом каскаде выше, чем на втором.
- Резистор заземляется напрямую. Недостатки аналогичны п. 1. При этом за счет образования делителя R2/R4 резко снижается максимальный размах напряжения первого каскада. Не пойдет, хотя отсутствие конденсатора теоретически могло бы улучшить звук.
[5] Фирма «ЭРАудио» (бывш.«НЭМ»), г. Новосибирск. — Прим. ред.
Вынос регулятора из входных цепей в середину схемы объясняется просто: слишком сильно его негативное влияние на звук, несмотря на дороговизну и попытки включить его по схеме Г-регулятора. Бескомпромиссное построение первого каскада как бы вытеснило регулятор громкости в сильноточные участки схемы. Сразу скажу, что такое построение возможно только при гарантии отсутствия перегрузок по напряжению первого каскада. Это не составляет проблем при цифровом источнике (выше 0 дБ не прыгнешь), но, например, с магнитофоном аккуратность потребуется. С винилом же или произвольным источником придется возвращать регулятор на стандартное место в начало схемы либо предусмотреть для таких источников регулируемый (или нерегулируемый) аттенюатор на соответствующем входе.
Если для конденсатора анодного питания первого каскада С1 шунтирование не требуется, то для C2 оно желательно. Я объясняю это так: малое внутреннее сопротивление лампы Л1 (несколько кОм) с большим сопротивлением анодной нагрузки R2 образуют делитель, который эффективно отсекает от усиливаемого сигнала возможные пакости со стороны конденсатора С1. То есть сигнал в основном определяется лампой.
В случае положения регулятора в начале сектора влияние С2 может оказаться существенным. Практика показала, что так оно и есть. Даже Black Gate не идеальны! [6] Влияние проявляется в первую очередь в слабой, но заметной резковатости верха, а также в некотором их завале. По мере разогрева (не «эзотерического» [7], а самого что ни на есть температурного) примерно в течение часа эти эффекты существенно слабеют, и звучание улучшается и заметно «натурализуется». [8]
[6] Возможно, следовало бы применить серию «K/FK» конденсаторов Black Gate, специально предназначенную для использования в аудиоцепях и отличающуюся низкими шумами менее 150 дБ. — Прим. ред.
[7] «Эзотерический» разогрев конденсатора связан, прежде всего, с процессом формовки, который происходит каждый раз в той или иной степени после подачи напряжения на электроды. — Прим. ред.
[8] Почему это так, можно посмотреть у Клауса (www.klausmobile. narod.ru). У него есть ссылка на исследования нелинейностей и потерь конденсаторов, где очень наглядно показано, насколько (во сколько раз!) улучшаются характеристики электролитических конденсаторов при нагреве.
Выбор типа шунтирующего конденсатора — вопрос ещё до конца мною не решенный, но он не велик: либо фторопласт, либо бумага — масло. Может быть, ещё и слюда. И всё. Никакие прочие пленки «не катят» — это я уже понял. Вопрос с «маслом» не решен по причине отсутствия нужных конденсаторов у меня. Эксперименты не закончены, процесс идет…
Часть 4С регулятора громкости через разделительный конденсатор С4 сигнал поступает на сетку 2С4С. Антизвонный резистор отсутствует, поскольку мои эксперименты показали его полную ненужность. Построение второго каскада не имеет особенностей, разве что вместо мощного переменного резистора для организации искусственной средней точки в катоде для минимизации фона применены два постоянных резистора. Опыт показал, что вполне достаточно использовать постоянные резисторы с допуском не хуже 1%. Высокое качество такого решения очевидно, и проблем с фоном, по крайней мере, с 2С4С, не наблюдается.
Тип резисторов здесь не очень критичен. Они могут быть проволочными, металлопленочными прецизионных типов. Надо избегать лишь углерода и всяких МЛТ. Малый номинал при малом же коэффициенте усиления и крутизне 2С4С не создают существенной ООС на этих резисторах, что, в свою очередь, не требует применения специальных мер для удавления этой ООС.
Можно заметить, что лампы в моей схеме используются с некоторой перегрузкой по мощности на аноде. Это от жадности, не обращайте внимания, тем более что за год с лишним лампам ничего не сделалось.
Резисторы R8, R9 и R10 предназначены для отсечения от усилителя возможных нелинейностей выходных конденсаторов блока питания. Опять же это объясняется образованием делителя, состоящего из внутреннего сопротивления Black Gate в усилителе (не более десятков мОм) и собственно вышеуказанных резисторов. Кроме того, эти резисторы существенно ослабляют индуктивные помехи, которые могут появляться при образовании внешних замкнутых петель соединительных проводов. Специальных экспериментов по выявлению влияния этих резисторов на звучание я пока не проводил.
В конце малоутомительного пути сигнал с анода 2С4С попадает на первичку выходного трансформатора, из особенностей которого можно отметить лишь исключительно высокое качество и очень «плохую» цену. Качество его я оцениваю очень просто: он совершенно «прозрачен» для звука, его присутствие в тракте незаметно. Любые, даже самые незначительные изменения в схеме, включая лишние пайки и даже перемещение монтажного провода, сразу становятся слышны в моих АС.
Если внимательно посмотреть на схему, то можно заметить, что общий провод накала первого каскада и общий вывод конденсаторов С6 + С7 не присоединяются непосредственно к общей точке. Это не случайно, но о причинах пока умолчу. Должны же остаться какие-то тайны…
О вкусной и здоровой пищеБлок питания я сделал выносной с раздельным питанием накала, предварительных цепей и оконечного каскада. [9] Он присоединяется к усилителю через громадный армейский разъём с посеребрёнными пластинчатыми контактами. Все основные напряжения блока, кроме накальных, регулируются, для чего применены простейшие стабилизаторы на полевых высоковольтных транзисторах. Да не ругайтесь вы, что БП диодный! Зато с принятыми мерами по помехоподавлению вообще и снижению помех от диодов в частности.
[9] «…Если у тебя раздельные источники питания для первого и второго каскада, то можно довольно просто обойтись и без разделительного конденсатора. Цепляешь сетку выходной лампы прямо на анод входной (там постоянный потенциал +200 вольт), а от слаботочного источника питания — от которого питается первый каскад, — с помощью высокоомного резистивного делителя получаешь потенциал +245 вольт, и к этой точке цепляешь катод первой лампы. Мощное же питание, благо оно изолировано, цепляешь минусом на катод выходной лампы, а плюсом — на «холодный» конец трансформатора. В результате избавляешься от переходного конденсатора и всей цепи фиксированного смещения. Добавляется два резистора и высоковольтный (к сожалению) конденсатор, шунтирующий «земляное» плечо резистивного делителя. Примененный тобой способ регулирования громкости уместен и в данной конфигурации». — Прим. сочувствующего Андрея из Интернета.
На выходе БП стоят «мягкие» стабилизаторы по простейшей схеме: полевик в режиме повторителя, в цепи затвора — полупроводниковый стабилитрон. Выход стабилитрона через последовательный резистор подцеплен на большую емкость, присоединенную вторым концом к общему проводу — она дает плавный старт и добивает возможные пульсации-помехи-шумы. Параллельно конденсатору стоит переменный резистор, движок которого и подключен к затвору. Всё!
Диоды выпрямителя импульсные высоковольтные. Сюда подойдут любые, предназначенные для импульсных блоков питания с допустимым обратным напряжением не меньше утроенного выпрямленного. Сейчас на любом радиорынке всё это легко найти. Конкретно К20-39 просто были под рукой.
Последовательно с диодами стоят резисторы 10 Ом, параллельно диодам (параллельно каждому) керамическая емкость 0,1мкФ. На входе выпрямителя расположена емкость 0,1 мФ, на выходе — 1,0 мкФ.
Накальный трансформатор — ТПП 304, анодный слабосильный (для питания предварительного каскада) — ТА 84-220-50, анодный сильносильный — ТС180. Анодные трансформаторы включены в сеть через помехоподавляющий фильтр. [10] В результате усилитель получился совершенно нечувствительным к помехам от сети, даже к щелчкам старого холодильника.
[10] Выковырян из монитора, представляет собой C-L-C фильтр.
В планах у меня заказ либо покупка фирменных забугорных трансформаторов, а то отечественные изделия не вызывают доверия — гудят. [11]
[11] Можно и заказные «Электрон-Комплекс» попробовать. — Прим. ред.
Конечно же, мною был изготовлен макет блока питания на кенотронах 5Ц3С и 6Ц4П. Ну куда же я без этого! Как это ни крамольно, но в моей схеме он не показал заметных преимуществ перед полупроводниковым БП. Возможно, дело в том, что в обоих БП использовались большие выходные емкости по 470мкФ, а от помех диодного моста мне удалось эффективно избавиться. К тому же стабилизатор, будучи просто истоковым повторителем, совершенно равнодушен к переменчивости нагрузки. Так что пришлось засунуть кенотронный БП подальше и забыть про него, поскольку напряжение в розетке у меня свободно разгуливает от 170 до 220 В. В любом случае благодаря нашей военной промышленности смена блоков занимает минуту.
Часть 5
В звуковом отношении схема оказалась весьма чувствительна к качеству монтажа и количеству паек, причем настолько, что пришлось катодную цепь радикально минимизировать: катодный резистор одним выводом припаян прямо к ножке лампы, другим — к общей точке схемы. Монтаж входного каскада и цепей регулятора громкости сделан серебряной моножилой Jensen диаметром 0,8 мм. Все остальные цепи — медным проводом.
Также данная схема весьма чувствительна к типу катодного резистора. Углеродные, в том числе и БЛП, здесь оказались просто отвратительны, проволочные удовлетворительны, но не более того. ПТМН мне вообще не очень понравились, хотя набрал я их для экспериментов чудовищное количество. Как настроечный же элемент для получения желаемой окраски звука усилителя в целом катодный резистор непригоден.
Анодный резистор первого каскада — вот идеальный элемент для необходимой подкраски звука усилителя! Выбор типа этого резистора оказывает прямое влияние на звук.
Сейчас у меня это танталовый фольговый резистор, но я так и не смог сделать окончательный выбор между ним и Riken Ohm. Звук у них разный: Riken Ohm дает очень красивый окрас середины, какую-то особую динамику, смягчая верх и чуть смазывая детальность, а тантал стерилен и очень детален.
Как раз с танталовыми резисторами меня и подстерегла засада. Примерно год назад, излившись в Интернете (www.dvdworld.ru/cgi-bin/audiobbs.pl) мыслями по поводу звуковых качеств разных резисторов, я забраковал тантал. Но позднейшие мои изыскания показали, что это была ловушка, от попадания в которую я сам же и предостерегал. Дело в том, что хороший компонент может показаться «плохим», если в результате его установки в схему проявятся недостатки других узлов тракта. И резкость звука, которая мне тогда казалась свойством тантала, в действительности оказалась недостатком моего тогдашнего ЦАПа. Сейчас же справедливость восторжествовала, но звук Riken Ohm мне всё равно нравится.
В утечку первого каскада лучше что-нибудь пленочное — хорошее и прецизионное. Про прецизионные резисторы я говорю не случайно. Обычно это означает повышенное качество резистора вообще. (Во втором каскаде не так критично — можно и пленку, и углерод.) Подозреваю, что фольговые танталовые или медные будут еще лучше, но пока я не смог найти их на столь малые номиналы. Наилучшими здесь пока оказались отечественные С2-10. [12]
[12] С2-10 являются высокочастотными точными, что хорошо видно при внешнем осмотре. Основные признаки:
- Блестящие не закрашенные колпачки.
- На проводящем слое отсутствуют спиральные канавки — безындуктивность.
- Присутствуют следы подгонки — продольные пропилы, сделанные алмазным диском.
- Некоторые резисторы имеют темный синеватый металлический оттенок покрытия проводящего слоя.
Что касается выбора конденсатора С4, то моя остановка на ФТ определяется просто — это лучшее, из того, что я пробовал. По ФТ могу сказать то же, что и по танталовым резисторам: нейтральность и детальность без яда и резкости. Не буду утверждать, что они лучшие вообще. Например, очень хочу попробовать знаменитые медные конденсаторы Jensen (бумага — масло), о которых весьма положительно отзывались С. Рубцов и О. Хавин. Как у нас говорят: «Будут деньги — будет и медь с маслом!».
Прослушивались же такие конденсаторы: МБМ, К40-У9, К73, К71 — всё очень плохо! MultiCap RTX и PPFX, алюминиевый Jensen (бумага — масло) 1973 года [13], ССГ, К31 — сносно, но не более.
[13] Неудача с Jensen, вероятно, вызвана тем, что они были старые и чисто электротехнические, несмотря на то, что выдраны из какого-то Audio Note.
Если вы задумали строить усилитель, то затраты на выходные трансформаторы настоятельно рекомендую планировать следующим образом:
- Располагая энной суммой под построение усилителя и имея намерение потратить её более-менее сразу, на трансформаторы отложите половину и никак не меньше.
- Если вы планируете потратить энную сумму в течение длительного времени (постепенная доводка), то повысьте стоимость трансов до двух третей этой суммы. Постепенно тратить легче.
Выходные трансформаторы (да и любые трансформаторы вообще!) не бывают слишком хорошими, просто бывает мало денег. Если даже в хорошей и «правильной» схеме поставить дешевое железо — чуда не случится, она не заиграет так, как могла бы. Трансформатор — сердце усилителя.
К сожалению, серьезная технология изготовления качественных трансформаторов, особенно для однотактных усилителей, за 80 последних лет не придумала дешевых решений. Так что не советую вам тешить себя надеждой намотать качественный выходной трансформатор самому на кухне. К тому времени, когда они станут у вас получаться более-менее сносными, уже наступят возрастные болезни, в том числе и ухудшение слуха.
Изготовление по-настоящему хороших трансформаторов под силу слаженным коллективам, например, нашим родным «ЭРАудио» из Новосибирска либо иноземным дядькам из Tamura-Magnequest-Sowter’ов и др. При этом ещё раз хочу напомнить историю о том, что трансформаторы Tango [14] перестали выпускаться по причине преклонного возраста делавших их японских дедушек, которые так и не смогли передать накопленный опыт молодому поколению.
[14] В настоящее время трансформаторы Tango продолжают выпускаться в Японии, но уже другим «коллективом авторов». Их номенклатура поредела более чем на две трети, а дорогие и качественные однотактные модели из неё исчезли совсем. Трансформаторы Tango прежних лет в настоящее время постепенно переходят в разряд антиквариата, в том числе и по цене. — Прим. ред.
Final
Если редакция сочтет возможным [15], то продолжение последует! В этом случае я планирую рассказать предысторию и дать несколько пройденных вариантов схем, схему фиксированного смещения выходного каскада. Подумаю также над оптимальной комплектацией усилителя, исходя из разных бюджетов.
[15] Уже сочла. — Прим. ред.
Таблица 1
Детали усилителя | |||
---|---|---|---|
R1 | 100 k | 1/4 w | С2-10 |
R2 | 33 k | 2 w | Audio Note tantal, Riken Ohm, Kiwame, Allen Bradley |
R3 | 2,7 Ohm 2 w | С2-10 | |
R4 | 100 k | ALPS RK40112 «Black Beauty» | |
R5 | 1 m | 1/4 w | С-2-10, Holco, Audio Note tantal, Riken Ohm |
R6, R7 | 5 Ohm | 5 w | С2-10 |
R8, R9 | 15 Ohm | 2 w | Audio Note tantal, Riken Ohm, Allen Bradley |
R10 | 10 Ohm | 1 w | Audio Note tantal, Riken Ohm, Allen Bradley |
Конденсаторы | |||
С1,С2 | 100 + 100 мкФ х 500 В | Black Gate WKZ | |
С3, С4 | 0,22 мкФ х 600 В | ФТ-2 фторопласт | |
С5 | 0,47 мкФ х 200В | MultiCap RTX | |
С6,С7 | 100 + 100 мкФ х 500 В | Black Gate WKZ | |
Лампы | |||
VL1 | 6C17К-В | металлокерамический триод | |
VL2 | 2C4C | прямонакальный триод | |
Моточные узлы | |||
Др1 — 10 витков провода Jensen 0,8 мм (серебро, моножила), диаметр намотки 5 мм | |||
Т1 — Tango X5-S |
ПрактикаAV #1/2002
поделиться
TNT PreAmble N – Самодельный стерео предусилитель nuvistor [английский]
Упражнение на равновесие
Продукт: TNT PreAmble N(uvistor)
Компания: не продается , TNT-Audio бесплатно Самостоятельный дизайн
Ориентировочная стоимость: 300-450 Евро, в зависимости от используемых комплектующих.
Автор: Джорджио Поццоли – TNT Италия
Опубликовано: декабрь 2003 г.
После хороших результатов в преамбуле я хотел протестировать еще один тип компонентов в топологии однотактной схемы, над которой я работаю.
Nuvistors были последним рождением в мире классических ламп: они были разработаны, когда транзисторы уже брали на себя инициативу, они представляют собой миниатюрные термоэмиссионные лампы в металлическом корпусе. Они выглядят как очень маленькие металлические цилиндры (диаметром 1 см = 2/5 дюйма и длиной менее 2 см = 4/5 дюйма) с керамическим дном внутри, из которого выходят ужасно тонкие штифты. Штифты, к счастью, защищены металлическим корпусом, который выступает в виде двух меток разного размера; эти метки вставляются как ключи и направляющие в очень маленькое специальное гнездо, необходимое для этих очень специальных трубок.
Несмотря на размер, Nuvistor обычно может работать с довольно нормальным напряжением Vb; во всяком случае, большинство предлагаемых рабочих точек находятся при довольно низких напряжениях, хотя есть подозрение, что производители пытались передать образ низковольтной лампы, чтобы сделать ее прямым конкурентом транзисторов в тех же приложениях и с аналогичное напряжение питания.
На самом деле стоимость блока питания очень быстро увеличивается с выходным напряжением, поэтому низкое напряжение было обязательным для снижения затрат. К сожалению, лампы также сильно пострадали из-за необходимости источника питания накаливания и ограниченного срока службы, и битва вскоре была проиграна: Nuvistors просто сопротивлялись еще несколько лет, когда требовалась широкая полоса пропускания и очень низкий уровень шума.
Как только твердотельные устройства достигли прежнего уровня производительности, производство Nuvistors прекратилось. Это произошло много лет назад, и очень мало шансов, что это начнется снова. Таким образом, они доступны исключительно в виде NOS или бывших в употреблении трубок. Кстати, большинство еще доступных компонентов недавно было стерто с рынка, так что сейчас действительно трудно было бы думать о каком-либо дальнейшем промышленном использовании этих ламп.
Обычно они использовались в высокочастотных или очень широкополосных приложениях (например, радио, телевидение, осциллографы Tektronics), но также и в некоторых очень специфических аудиосистемах. И несмотря на их скудную известность, они использовались крупными фирмами: например Conrad Johnson (предусилители Premier 6 и Premier 7, где в головном предусилителе применялись нювисторы), McIntosh (тюнеры MR65, MR71, в РФ сцены), Harman Kardon (тюнер Citation VII снова в ВЧ каскадах), а также AKG (микрофон C-12A, как предусилитель) и Neumann (микрофон U47, опять же как предусилитель в некоторых вариантах: на самом деле небольшой размер подсказал использовать их также в качестве внутренних предусилителей в этих знаменитых микрофонах).
Совсем недавно они были извлечены из лампового рая, куда однажды отправятся все честные лампы (надеюсь, не раньше, чем будет найдено что-то лучшее, как это часто бывает в нашем несовершенном мире…), мистером Майклсоном из Musical Fidelity, который построил несколько очень качественных продуктов на основе этой технологии. Серия Nuvista действительно известна в аудиофильском мире и, вероятно, устранила любые дальнейшие шансы увидеть другие промышленные применения нувисторов.
После моей нескончаемой борьбы за лучший звук по самой низкой цене, я в основном интересовался ими как довольно дешевой альтернативой ламповым решениям, поскольку я видел, как они представлены в низковольтных приложениях с очень хорошими коэффициентами искажений.
К сожалению, технические характеристики nuvistor показывают не столь идеальные характеристики с точки зрения линейности, и на самом деле схема не оказалась столь исключительной в отношении измерений.
В любом случае аппарат, сочетающий в себе лучшее из лампового и полупроводникового, выражает и общую производительность, которую я не могу считать результатом менее чем полностью положительным. И так вот дизайн.
Новый блок
Большинство используемых схем точно такие же, как и в твердотельной преамбуле. Первоначальный прототип Preamble состоял из трех плат:
- сдвоенная монофоническая плата питания с двумя полностью независимыми блоками питания, по одному на каждый канал;
- плата ввода с входными аттенюаторами, селектором и регулятором громкости,
- Плата усиления с последними блокирующими конденсаторами источника питания, цепями активных устройств и конденсаторами выходной связи.
Следовательно, большинство соображений, справедливых для твердотельной преамбулы, применимы и к версии Nuvistor, и я не собираюсь обсуждать их снова. Пожалуйста, ознакомьтесь с преамбулой статьи для получения дополнительной информации.
Аудиосхема
Еще раз, общее расположение схемы остается твердотельным. Преамбула первая: селектор входов, за которым следует регулятор громкости и активный каскад.
Набор подстроечных резисторов, последовательно подключенных к каждому входу, остается на месте, но, по сути, они и не нужны: от них, вероятно, можно без особых проблем избавиться (если только комплект ламп, который вы используете, действительно плохо подобран).
Селектор входов всегда представляет собой одну и ту же высококачественную модель от Palazzo с позолоченными контактами, а потенциометр по-прежнему представляет собой шаговый регулятор AURA D7A Model 1. Однако возможна любая другая реализация.
Активная стадия проста, как обычно. Нувистор 7586 в конфигурации с общим катодом и автоматическим (катодным) смещением, без какого-либо катодного байпаса, приводит в действие другую общую пластину (катодный повторитель) нувисторной трубки 7586.
Нешунтированный катодный резистор ограничивает усиление и искажения. Он вводит некоторое количество обратной связи, но это локальная, внутренняя обратная связь, и как таковая она не вызывает никаких проблем.
Еще раз, схема проста и работает нормально.
Только пара предостережений. Если вы обнаружите большие различия в усилении от одного канала к другому, попробуйте согласовать усиление двух каналов, измерив выходное напряжение с фиксированным синусоидальным входом, перемещая nuvistors вокруг разных разъемов и отмечая выходное напряжение. И если вы можете измерить искажение, вам лучше сделать то же самое, держа искажение под контролем, так как я нашел совершенно разные значения с разными лампами; на самом деле ничего не беспокоит и не мешает работе системы, но почему бы не попытаться свести это к минимуму, если это возможно. В любом случае я не смог снизить выходное напряжение ниже 0,7% при среднеквадратичном напряжении 2 В в моей конфигурации с четырьмя лампами, которые были в моем распоряжении.
Я сделал довольно много расчетов на основе кривых, а также немало тестов, используя другие нювисторы, например 6CW4 или 8056 (то есть конкретно низковольтную лампу), но ничего лучше мне не удалось получить. Я также протестировал конфигурацию, представленную в бумажном обзоре несколько лет назад, которая дает искажение 0,07% на полной мощности, но я измерил более 1,5% … никогда не верьте тому, что вы не измерили сами (и, я бы добавил, никогда не доверяйте слишком сильно даже своим меркам: ошибиться очень легко. ..).
Выход подключается, как обычно, через очень высококачественный полипропиленовый конденсатор. Я использовал конденсатор на 10 мкФ, но значение не столь критично (подойдет что угодно от 1 мкФ, чем выше, тем сильнее будет бас).
Даже для нувисторов предлагается особое внимание к источнику питания на звуковой плате: два параллельных конденсатора, электролитический на 3300 мкФ (скорее резервуар, чем настоящий компонент фильтра …) и бумажный в масле на 0,47 мкФ, размещены рядом с нувистор.
Блок питания
«Высоковольтный» источник питания точно такой же, как и в полупроводниковых устройствах. Преамбула: я просто цитирую предыдущую статью.
“Подключение к сети осуществляется с помощью съемного сетевого кабеля, подсоединяемого к розетке IEC на задней панели устройства. В розетке также находится сетевой выключатель, два предохранителя (по одному на каждый сетевой провод), сетевой фильтр.
С этого момента блок полностью двойное моно: два трансформатора и два БП, по одному на каждый канал. Каждый блок питания очень прост из-за того, что требуется только одно напряжение питания, учитывая топологию схемы, точно так же, как и в ламповых конструкциях SE.
Трансформаторы обеспечивают среднеквадратичное значение 30 В. Вы, очевидно, можете использовать трансформатор 15 + 15 В, если вы сможете правильно последовательно соединить две вторичные обмотки (что весьма ожидаемо, если вы собираетесь заняться этим проектом…). Выпрямители – сверхбыстродействующие дискретные диоды типа BYV27-100. Это помогает уменьшить шум переключения.
За ними следует набор конденсаторов, в идеале полипропиленовых для более низких номиналов и электролитических для более высоких. Они обеспечивают первую фильтрацию пульсаций частоты сети.
Затем идет стабилизатор напряжения серии MOSFET. Конфигурация обычная, но здесь используются особые значения. Постоянная времени сети на затворе МОП-транзистора на самом деле выше 2000 с… то есть устройствам требуется около 3 часов, чтобы достичь 95% конечного напряжения!!!
Эффект ужасного сглаживания любой ряби. Блок питания становится очень-очень тихим».
Учитывая тот факт, что у нас есть лампы, не рекомендуется постоянно поддерживать устройство в рабочем состоянии из-за их ограниченного срока службы (в любом случае огромного, порядка 50000 часов, для нувисторов по сравнению с другими лампами). Таким образом, есть по крайней мере один реальный недостаток: устройству требуется несколько минут, чтобы начать работу, и оно не может проявить свои лучшие характеристики раньше, чем через какое-то время.
Обычно включение происходит очень плавно, и из динамиков не исходит никаких особых ударов, если усилитель включается во время фазы включения Preamble N: поэтому никакой специальной защиты не использовалось. В любом случае существует потенциальный риск: большой ток, протекающий через выходные конденсаторы при включении питания. С моим усилителем мощности, который имеет выход, защищенный от постоянного тока (если на выходе обнаруживается какой-либо постоянный ток, выход отключается), переходные токи временно определяются как постоянное напряжение, и срабатывает защита. В любом случае, я не верю, что этот переходный процесс действительно может повредить громкоговоритель.
Добавлен еще один блок питания для филаментов (по одному на оба канала). Это снова регулируемый блок питания с топологией, очень похожей на высоковольтный блок питания.
Трансформатор представляет собой блок на 15 ВА с двумя вторичными обмотками на 12 В, соединенными параллельно. Выпрямители и конденсаторы того же типа, что и выше.
Постоянная времени регулятора также менее тяжелая, чем у аналогового БП, но есть специфическая компоновка, которая позволяет устройству достигать 90% конечного напряжения за очень короткое время. При включении питания C308-9 полностью разряжены. Напряжение на C302-C307 увеличивается очень быстро, в то время как C308-9 начинают заряжаться медленно, поэтому падение на R302 имеет тенденцию к увеличению, но как только оно достигает Vf (прямое напряжение, обычно около 0,7 В) D305, диод позволяет протекающий ток быстро заряжает конденсаторы C308-9; как только разница в напряжении между центральным контактом потенциометра и С308 становится меньше, чем Vf D305, токи текут только через R302, и схема начинает работать как высококонстантный регулируемый БП.
Обратите внимание, что аналогичное решение может быть применено к блоку питания высокого напряжения, но в то время как в блоке питания накаливания Vf диода составляет такой процент (> 10%) от конечного напряжения, что значительно снижает вероятность того, что импульсные помехи исходят от источника питания. линия проходит через диод к звуковой подсистеме, в случае высоковольтного блока питания падение составит менее 2%, чего, на мой взгляд, может быть недостаточно.
Потенциометр должен быть установлен на выходное напряжение 6,3 В.
Реализация
Опять же, я не могу сделать ничего лучше, чем процитировать мою предыдущую статью.
«Все схемы смонтированы на односторонних печатных платах. Как обычно, медная сторона используется в качестве заземления, и все компоненты монтируются на этой стороне. Ознакомьтесь с инструкциями по сборке. Чтобы получить больше информации.
Внутренние соединения (между платами и от них к разъемам RCA) выполнены в довольно тонком, твердом, посеребренном медном проводе. Когда соединения длиннее, я использовал изолированный одножильный провод от сетевого провода UTP Cat.5.
Точно следуйте схемам линейного каскада при подключении входных контактов. Входные разъемы изолированы от задней панели, все холодные выводы входных разъемов каждого канала соединены вместе. Все заземляющие выводы каждого канала встречаются только в одной точке, которая является центром заземляющей звезды, показанной на схеме.
Если возможно, даже соединения между R105, R108, R109, R110 и землей должны быть реализованы с использованием отдельных выводов, идущих прямо от резистора к центру заземленной звезды.
Особое внимание следует уделить минимизации контуров заземления. С двойной монофонической конструкцией это не так просто: согласно моим тестам показанная ниже конфигурация работает лучше всего, но, вероятно, это зависит от монтажной конструкции».
Пожалуйста, не забудьте соединить заземляющий слой платы Nuvistor с точкой заземления звезды: это немного снижает фоновый шум (который очень низкий, ниже -96 дБ по шкале моей аппаратуры…).
Звук
Как обычно, я вообще не собираюсь рассматривать устройство, я знаю, что не могу быть объективным.
Просто чтобы помочь читателю решить, следует ли использовать Nuvistor или придерживаться твердотельного состояния, Скажу, что звук в обоих случаях предельно точный, управляемый, нейтральный (АЧХ ровный до одного герца. ..), и совершенно не лишен динамики.
Также (но я должен сказать особенно, учитывая используемую технологию) для Preamble N я могу сказать, что его звук сильно отличается от того, что обычно считается “ламповым” звуком. Ничего более далекого от преамбулы N: плотный, четкий, очень быстрый, авторитетный, контролируемый звук; единственные характеристики, общие с обычными ламповыми системами, — это абсолютная прозрачность, отсутствие какого-либо намека на зернистость, искрящиеся высокие частоты и широкая и четкая звуковая сцена.
На самом деле, основное различие между двумя родственными устройствами заключается в немного более детальных и естественно искрящихся высоких частотах, а также в немного более прозрачном и музыкальном звучании: оно в более низкой гамме, как в лучших ламповых системах: кажется, что музыка выходит наружу. динамика и немедленно начать танцевать, легкий как ветерок.
То, что проигрывает лампам с точки зрения чистой музыкальности, в любом случае приобретает вес и присутствие, так что результат столь же убедителен и авторитетен, как постоянное воспроизведение эффектов «воздушной гитары»: устройство способно передать это вовлекая презентацию, сохраняя при этом в то же время идеальный контроль, без того намека на стесненное или вынужденное качество, которое случается чувствовать, а не слышать, с твердым состоянием.
Но это должно быть действительно ясно: различия совсем невелики, и хотя я не могу сказать, что их трудно воспринять, наверняка требуется общая система от хорошего до очень хорошего уровня, чтобы иметь возможность их осознавать.
Заключение
Разработка этого предварительного усилителя была одной из самых сложных задач, с которыми мне приходилось сталкиваться. Выбор рабочей точки неоднократно пересматривался и подвергался сомнению в связи с используемым типом Nuvistor.
В результате в любом случае получается предусилитель, который окупает все затраченные усилия.
Потрачено до этого момента, по крайней мере, я бы сказал. Да потому, что это только первое сражение войны, проклятые и любимые вами нувисторы…
Список деталей
Линейный каскад — единое целое для каждого канала
Код | Ценить | Рейтинг | Примечания |
С101 | 3300 мкФ | 50В | электролитический |
С102 | 0,47 мкФ | 50В | Бумага в масло |
С103 | 10 мкФ | 50В | Полипропилен |
R101 | 47к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р102 | 47к | 1/4 Вт 1% | Холко |
R103 | 47к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р104 | 47к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р105 | 1,2к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р106 | 33к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р107 | 1к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р108 | 120к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р109 | 120к | 1/4 Вт 1% | Холко |
110 рэндов | 22к | 1/4 Вт 1% | Холко |
R111 | 220к | 1/4 Вт 1% | Холко |
ВР101 | 500к | 1/4 Вт 1% | триммер |
ВР102 | 500к | 1/4 Вт 1% | триммер |
ВР103 | 500к | 1/4 Вт 1% | триммер |
ВР104 | 500к | 1/4 Вт 1% | триммер |
ВР105 | потенциометр | см. текст | |
U1 | 7586 | Нувистор | |
U2 | 7586 | Нувистор | |
SW101 | Селектор | 2 пути 6 позиций | |
Контакт RCA | Изолированный, позолоченный | 12 требуется |
Высоковольтный блок питания – по одному блоку на каждый канал
Код | Ценить | Рейтинг | Примечания |
C501 | 1 нФ | 50В | Полипропилен |
C502 | 0,47 мкФ | 50В | Полипропилен |
C503 | 3300 мкФ | 50В | электролитический |
C504 | 3300 мкФ | 50В | электролитический |
C505 | 3300 мкФ | 50В | электролитический |
Д501 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д502 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д503 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д504 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Р501 | 3,3к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р502 | 22к | 1/4 Вт 1% | Холко |
R503 | 625к | 1/4 Вт 1% | Холко |
Р504 | 10к | 1/4 Вт 1% | Холко |
М501 | IRF830 | Мощный МОП-транзистор | |
TR501 | Блок питания трансформатор | 30 ВА | Первичный: 220 В, сек. : 30 В (или 15+15 В) |
Сетевой фильтр | с розеткой IEC | с выключателем питания и предохранителем |
Блок питания накаливания – один блок для обоих каналов
Код | Ценить | Рейтинг | Примечания |
C301 | 0,47 мкФ | 25В | Полипропилен |
С302 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
С303 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
С304 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
С305 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
С306 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
С307 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
C308 | 4700 мкФ | 25В | электролитический |
С309 | 0,47 мкФ | 25В | Полипропилен |
Д301 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д302 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д303 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д304 | БЫВ27-100 | Сверх быстрый Диод | |
Д305 | 1Н4148 | Сигнал Диод | |
Р301 | 1р | 5 Вт | Мощный резистор |
R302 | 150к | 1/4 Вт 1% | Холко |
R303 | 4,7к | 1/4 Вт 1% | Холко |
VR301 | 20к | 1/2 Вт | Многооборотный |
М301 | IRF610 | Мощный МОП-транзистор | |
TR301 | Блок питания трансформатор | 15 ВА | Первичный: 220 В Секунда: 12 В |
© Copyright 2003 Giorgio Pozzoli – www. tnt-audio.com
Является ли Nuvistor лучше, чем 12B4 для линейного каскада
#8
- #8
Я согласен с другими, что эти лампы часто очень микрофонны. 7586 часто использовался в испытательном оборудовании в конфигурации CF с самозагрузкой, где он предлагал чрезвычайно высокий входной импеданс. У меня есть несколько винтажных предметов Tek и HP с нувисторами на входных каскадах. Микрофон просто не был проблемой с прицелами и измерителями. По мере того, как полевые транзисторы становились лучше, их начали использовать вместо них. Нувисторы, как правило, не такие линейные, как их новальные собратья. Мю 7586 может легко изменяться на 2:1 по размаху сигнала, тогда как 6DJ8/6922 будет отличаться менее чем на 1,25:1 (приблизительные цифры). Они милые, но я бы предпочел вместо них стеклянную трубку.
#9
- #9
Много лет назад я пытался собрать фонокорректор ММ с помощью нювисторов (кажется, 6DW4), и тогда они были дешевыми, поэтому я купил их кучу, думая, что найду им применение. Они оказались слишком микрофонными и неприхотливыми в использовании, и я так и не довел фонокорректор до того состояния, в котором, как мне казалось, его действительно можно было использовать, поэтому я сдался. Мне гораздо больше повезло с субмини-ракетами для наведения/слуховых аппаратов (6111 и т. д.)
Дэйв
#10
- #10
Причина того, что Nuvistor настолько микрофонны, заключается в том, что элементы консольно закреплены на керамической основе, т. е. нет поддержки в верхней части конструкции катод-сетка-пластина. Это относительно легко преодолеть, и это оправдано низким уровнем искажений при низком уровне сигнала и длительным сроком службы. Однако я бы не стал использовать его для линейного этапа.
Джон
#11
- #11
Марк,
Думаю, вы путаете микрофон со способностью выдерживать сильное ударное ускорение. Некоторые nuvistors, такие как 7586, были рассчитаны на ударную нагрузку в 1000 г, которая могла бы разбить стеклянную трубку. Конструктивные массы внутри нувисторов малы, а консоли короткие, поэтому усилия будут относительно небольшими, например, если вы уроните один из них на бетонный пол. Но они по-прежнему ведут себя как маленькие шумные микрофоны.
#12
- #12
Мне до сих пор не совсем понятно, почему они должны быть микрофонными, поскольку 7586 используется во многих микрофонах Neumann и AKG. В этом приложении, которое, как я думаю, будет иметь высокий коэффициент усиления, было бы критически важно не быть микрофонным.
Марка
№13
- №13
Марк А. Гульбрандсен сказал:
Мне до сих пор не совсем понятно, почему они должны быть микрофонными, поскольку 7586 используется во многих микрофонах Neumann и AKG. В этом приложении, которое, как я думаю, будет иметь высокий коэффициент усиления, было бы критически важно не быть микрофонным.
Знак
Нажмите, чтобы развернуть…
?
вы имели в виду “…в ситуации с высоким усилением было бы критично… быть микрофонным.”
в любом случае – по сравнению с 12B4, это слабая трубка
была там, сделал это … даже если я не пробовал 12B4, я пробовал несколько других в той же лиге
несколько лет назад, я возился с 7586 и 6CW4, вместе с несколькими карандашными туобами от MIG……не понравилось то, что я получаю по сравнению с EC8010 и могучим 7788 (или это 6688, никогда не знаешь…. ); все это строго говоря о простой (или “простой”) линейной стадии….
№14
- №14
Мне до сих пор не совсем понятно, почему они должны быть микрофонными, поскольку 7586 используется во многих микрофонах Neumann и AKG.
Нажмите, чтобы развернуть…
У меня нет четкого анализа того, почему Nuvistor имеют тенденцию быть микрофонными. Механические резонансы в элементах Nuvistor будут на более высоких частотах, чем механические резонансы в трубках большего размера, и поэтому результирующий микрофонный звук может быть более раздражающим, даже если его амплитуда не выше. Мои воспоминания о звуке Nuvistor, с которыми я играл для аудио (в основном, 6CW4, насколько я помню), таковы, что они звучали очень «зажигательно». Частично этот звук мог быть связан с их изначально нелинейной природой, но я подозреваю, что это был скорее микрофонный звук, который я слышал, потому что легкое постукивание карандашом создавало похожие звуковые эффекты. Это не значит, что такую лампу нельзя изолировать и амортизировать — они, безусловно, могут и должны быть для аудио.
В микрофонах преимущество Nuvistor в размере слишком заманчиво. Готов поспорить, что большинство ламповых микрофонов, которые вы увидите, не предназначены для ручного использования. Обычно в студиях такие микрофоны подвешиваются на эластичной подвеске. И я готов поспорить, что Nuvistor внутри хорошо изолирован и защищен от ударов. Когда-то у меня был древний Neumann U47 с трубкой Telefunken V14 внутри. Это был большой, хотя и приземистый пентод с металлической оболочкой, подключенный как триод. Насколько я помню, даже эта большая трубка была подвешена на амортизаторе внутри корпуса микрофона.
5″ data-date-string=”2006-08-18 3:43 pm” data-time-string=”3:43 PM” title=”2006-08-18 3:43 pm at 3:43 PM”> 18. 08.2006 15:43
№15
- 5″ data-date-string=”2006-08-18 3:43 pm” data-time-string=”3:43 PM” title=”2006-08-18 3:43 pm at 3:43 PM” itemprop=”datePublished”> 18 августа 2006 г., 15:43
- №15
Сайт в настоящее время не работает, но техническая библиотека на http://pearl-hifi.com содержит отличный загружаемый PDF-файл по ламповому микрофону, в котором частота и амплитуда соотносятся с сеткой. (Настоящие мужчины все равно используют желуди.)
№16
- №16
Брайан написал
«Нувисторы обычно не такие линейные, как их собратья, основанные на новалах. Мю 7586 может легко изменяться на 2:1 при размахе сигнала, тогда как у 6DJ8/6922 разница будет менее 1,25:1 (приблизительные цифры). Они милые, но я бы предпочел вместо них стеклянную трубку».
Вот что меня всегда отталкивало: я еще не видел nuvistor с такой же линейностью, как у хорошего обычного триода. Если вы хотите стать маленьким, 9Желуди 55 и 958A демонстрируют исключительную линейность.
Я думаю, что Musical Fidelity использовала их в качестве маркетингового трюка, чтобы повлиять на журнальных журналистов, которые не могут прочитать техническое описание ламп, во многом так же, как это сделал Тим де Паравичини, когда использовал параллельные 12AX7 в качестве выходных ламп (мой голос № 1 за наиболее безумная схема прошлого века).
вечера
# 17
- # 17
Я просто умница##, но ты прав насчет 955. Это потрясающая трубка.
# 18
- # 18
Что ж, я рекомендую их. …
Я преобразовал 6SN7 из конца моих GTA SE40 в nuvistors–8203 я думаю. Они «подвешены» на концах выводов резистора и проводов к разъему адаптера, так что это может уменьшить микрофонный эффект — или сделать его хуже — я не знаю. Большая проблема в том, что маленькие жуки любят колебаться — используйте сетку с низким значением. Я запускаю свой при напряжении около 88 В и смещении 12 мА/1,5 В. Я предлагаю попробовать их, потому что они звучат чертовски хорошо (лучше, чем 6SN7), и никто из моих золотоухих друзей никогда не говорил, что они микрофонные.0007 Тим
# 19
- # 19
Nuvistors…
Эти замечательные мелочи….
Звучат чертовски хорошо…
Я успешно использовал их в SE 6C33 и OTL на основе Allan Kimmel, но с использованием 6C33 вместо ламп типа PL / EL509 … Нувисторы использовались в качестве первого каскада усиления, подключенного в формате «стадия Mu», с половиной 6SN7 в верхней позиции. Другая половина 6SN7 использовалась в качестве драйвера в SE. и расщепление фаз в ВЛ….
Очень чистое звучание, с отличной детализацией и низким уровнем шума, если у вас хороший звук…
Микрофоника у них определенно проблема. Некоторые демонстрируют невыносимую микрофонику. Другие кажутся «почти» невосприимчивыми к ней. Я использовал как 7586, так и более высокие типы Mu. Более высокие типы Mu кажутся немного менее микрофонными, чем средние типы Mu ИЛИ, может быть, это просто удача, и те Nuvistor, которые у меня есть, работают таким образом. .. для микрофона и что Sylvania и Tung-Sol довольно хороши.
У меня есть один образец 7586, сделанный Tung-Sol, который можно ударить ложкой, и он показывает почти полное отсутствие микрофона. Хотел бы я иметь еще пару таких…
(Не то чтобы у меня была привычка ударов по клапанам ложкой!)
Микрофоника Nuvistor совершенно уникальна… Они “пингуются” на частоте около 1,5-2 кГц, вполне чистая нота, если слегка постучать пальцем. Некоторые настолько плохи, что просто поглаживание пальцем верхней части вызывает слышимый звук….
#20